Итоги голосования для комментария:
Srez (Олег) Звиняюсь, тут так часто в коментах мелькает некая лопата, что меня всерьёз почему-то озаботило — совковая она или штыковая? А какой грунт копаем? А длина рукояти? А если мне не понравится (ну рукоять сосной пахнет, а я не люблю) — я субъективен в своем мнении, относительно объективно хорошей лопаты, или нет? А почему лопата которой я копаю и считаю хорошей, не является объективно хорошей, если она не понравилась тому, кто предложил мне первую лопату?

Хорошо, если мы можем смерить кубометры выкопанного грунта, да оценить качество работы — тут всё ясно, какой лопатой ты быстрее и больше накопал, та объективно лучше. Но если цель у нас не яму вырыть, а копать «отсюда и до обеда», то какая лопата будет лучше — та, что не раздражает меня запахом, или та, от которой руки меньше болят?

Объективность критерия подразумевает отсутствие влияния субъективного мнения человека/человечества, т.е. его вкусов, предпочтений, желаний и т.д. Что как бы очень любопытно с точки зрения попытки объективно оценить то, что сильнее влияет на субъективный фактор.

А может я не прав — я не читал весь спор от начала и до конца (и даже подозреваю, что в этой теме лишь одна из его проекций, и есть ещё туча тем где это всплывало). Если речь идёт вообще о принципиальной возможности выделить какие-то объективные критерии оценки системы (например кол-во печатных символов в книге правил, или массы рулбука), то они точно есть.

Если речь о том, можно ли вообще улучшить ощущения от игры, то, по-моему, это не столько к системе вопрос, сколько к куче других факторов: с кем играю; когда играю; где играю; во что играю; для чего играю; почему играю; нравится ли остальным, как играю; как остальные, с кем играю, воспринимают то, как играю; в какой степени меня это волнует и т.д. Исходя их этого, можно давать рекомендации, которые с какой-то субъективной вероятностью могут улучшить игру.

Ещё можно рассматривать системы в сравнении в случае одинакового (или очень схожего) сеттинга и жанра, (например, «7-е море» под ролл энд кип или по д20). Например, можно сравнить механику реализации каких-то типовых ситуаций, однако восприятие этой механики или оценки «хорошо/плохо» — опять упираются в субъективное восприятие игроков. Например:
— Вся эта ситуация в этой системе решиться одним единственным броском одного кубика, и без дополнительных арифметических операций! круто, правда?
— Да ну её нафиг! Я люблю считать, кидать дайсы!

В общем, как-то так. Я тут понаписал много разного, может повторяю кого-то, может в топике есть лучшее место, чтобы это повесить — но, если честно, мне лениво вдумчиво перечитывать всю эту тему, учитывая её частые переходы на личности и отступления к каким-то внутренним кипениям страстей, с темой связанных не то, чтобы прямо.
+ -