Эта статья всколыхнула во мне множество мыслей и воспоминаний. Хочу выдать обществу какоето количество своих мыслей. Как и многие мастера я много раз думал на эту тему, причем с двух сторон — мастера и игрока. Экономика в гурпсе штука очень забавная и интересная. Если конечно мастеру и игрокам хочется в нее играть. Если приключенцам необходимо/интересно заняться ремеслом...
Чтож, допустим игроки хотят чтонибудь сделать самостоятельно, сколько на это нужно времени и ресурсов? Зомби-апокалипсис, и у приключенцев 5 часов до темноты? Сколько стоит отстроить сожженный трактир?
Стоимость предметов ремесла, материалов и работы. Стоимость предметов описана в многочисленных таблицах, с выяснением их стоимости проблем нет.
Примеры стоимостей материалов приведены в «Low-Tech — Daily Life and Economics», их можно также считать фиксированными, учитывая безинфляционность валюты. Например фунт железа стоит $6.90, кожи годной на доспехи $3, стекла $2.1 и т.д. — 22 страница. Естественно не все материалы там описаны, на то он и лоу теч. Но можно смело плясать от этих цифр.
Стоимость работы = стоимость предмета — стоимость материалов. На 23 странице Экономикса приводится пример расчета времени, нужного на производство деревянной лестницы (9 футов), исходя из ЗП плотника, стоимости материалов и цены лестницы. Получается 13,5 человекочасов. Подробности можно прочитать тамже, не вижу большого смысла постить сюда всю главу. Бывают там конечно перекосы, ибо кольчугу за $150 оружейник согласно тамошней формуле должен делать за 2-3 часа, но это бред) Мастер кузнец кольчугу плести не будет, это работа для подмастерьев.
Да, примеры ЗП для разных профессий тоже есть в Экономиксе, исходя из TL4. Там же приведены множители для других ТУ, которые несложно расширить. Почему с каждым ТУ растет средняя ЗП? Потому что растет производительность труда. Естественно на тех профессиях, где ЗП зависит от производительности. Несложно продолжить эту табличку для более высоких ТУ. Например на ТУ5 ЗП 1100, на ТУ4 800. 1100/800=1,375. Итого на ТУ5 производительность труда выше почти на 40%. И ТУ5 плотник, за счет лучших инструментов/клеев/крепежа сделал бы лестницу за 9,8 => 10 часов. А ТУ9 (3600/700=5,1) за 13,5/5,1=2,5 часа. Еще бы, с электролобзиком то.
Иногда игроки задают вопросы о стоимости совершенно невообразимых вещей. Например, сейчас у меня один приключенец пытается издать свою книгу про животных. У него случился крит успех на рукопись, и он захотел толкнуть ее в массы. Вот сколько стоит издать книгу на TL5? Цена книги розничная неизвестна, сколько стоит предпечатная подготовка — неизвестно. Страниц около 300 с иллюстрацями. Иллюстрации правда стоят бешенно дорого, он в книге хочет фотографии печатать, технология пока оч. дорогая. В общем интересный вопрос, хотя компания совсем не об этом… Сижу, думаю.
Или такая странная вещь, как недвижимость. Сколько стоит дом построить? Сколко стоит земля? Вообще в лоутече есть примеры стоимостей построек. Домик деревянный, 20х10 метров обойдется в 6,5 тыс. Но земля под ним может стоить в разы дороже, и быть может уже выгоднее построить каменный двухэтажный особняк за 46 тыс?
Добавление магии в мир рвет экономику и мир, потому что даже 1 маг с «ремесленными» спеллами на 1000 человек это чудовищно много. Потому что маг — это множитель эффективности. Хотите примеров (хотя выше я приводил)?
1 маг земли (skill 15) и 100 рудокопов, которые очень хотят помочь ему с ритуальной магией, и не копать сегодня. При правильном подборе «персонала», они как добровольные помошники дадут ему 100 энергии. За эту энергию он «на минуточку» шейпнет 50 кубометров камня. Раскопав завал до застрявших рудокопов, пройдя до жилы (да, кстати, вот карта со всеми жилами руды). Или обратит 16 кубометров земли в металл. Да, сначала землю просеют от камешков и мусора. А потом бац, и 16*7,8=125 тонн железа, которое не нужно выбивать от пустой породы неделю… Вам еще не страшно? Он не тратил свою энергию, и паверстоун. А значит может повторить, через полчасика. Когда придумает куда ему деть 125 тонн железа.
Школа земли самая могучая в этом плане, потому что обычно обработка земли/камня/металла требует много физических сил и инструментов, а магия справляется с этим влегкую. Да, если вы думаете что хотябы 80% стоимости проданного металла не попадет в карман магу, то вы сильно ошибаетесь. Потому что всю эту сотню можно заменить, а его — нет! всего 3й спелл в цепочке, Hard.
А школа лечения самая незаменимая, в сиысле альтернатив у нее нет. Ну по крайней мере низких TL. Хотя отрастить свою собственную руку всеравно лучше, чем получить протез даже на TL8. «Сегодня в 9 вечера будет молебен за исцеление рука Карла, которого мы все знаем как доброго семьянина… ». Пяток травников, и десяток-другой учеников — это крутая лечебница, но 1 маг лекарь это офигенный множитель на нее. Переплатой энергии лечит чуму, сифилис и все прочее, что травами вылечить невозможно. Прокачанный маг-лекарь с легкостью заменяет хирургию, и во многом превосходит ее.
Боевая магия. Контрится только боевой магией. Не буду приводить примеров, этому просто нечего противопоставить.
Мой совет мастерам, если хотите баланса — не пускайте магию в сеттинг. Если пускаете — сделайте приключенцам «интересней» без крафта)
По какой системе играете? Возможно на нее можно прицепить все гурпсовые циферки из экономики, простой заменой значений.
Чего хочет игрок? Основать колонию здесь, подмяв под себя значительную часть суши? При том что сейчас тут темные века феодализма? И за вмешательство в чужой мир ему не настучит по ушам никакой контроллирующий орган? И магии в сеттинге нет? Да это же счастье!
В том что каждый рожденный на планете с рождения должен — верно. Но должен он своему феодалу. Осталась задача стать феодалом.
Как я понял у него в доступе несколько старшипов, с условно-мгновенным перемещением домой-обратно? И нормально людей и денег для начала? И оружия? А он уже вылечил короля от смертельной болезни? А его сыну ногу разорванную кабаном поправил? Кабан не хочет нападать на принца? Дать по щщам инженерам-кибернетикам, и поугрожать лишить премии.
Как я понял, он хочет немного поиграть в прогрессорство, полечить людей от болезней и т.д. Это хороший путь, людям надо помогать. Учить еще всяким штукам, показывать фокусы. Но если он хочет колонию, то его задача убедить всех местных что жить в составе колонии лучше их родного уклада. Или строить колонию в изоляции, с торговыми отношениями.
Дизбаланс начнется, когда магия появится у приключенцев. А ведь она частенько там появляется, правда? И потом выясняется, что магу выгодно задержаться на денек в городе и сделать партийному файтеру крутую кирасу, вместо того чтобы искать деньги на ту что выковал кузнец.
Важный фактор для сеттинга — насколько часто там рождаются маги? 1 на тысячу? 1 к 10 тыс? И существует ли централизованное их выявление и обучение. Например в N лет всех детей обязательно нужно показать магу, который посмотрит ауру. И он если увидит магери, ребенка забирают учиться. Родителям будущего мага — почет, уважение, и письма от отпрыска. Государству — маг.
Если существует подобная система, то даже при 1 к 10 тыс _обученных_ магов будет довольно много. В общем от сеттинга очень много чего зависит, важно чтобы он не разламывался от действий пары манчкинов.
Сказано же вроде, у местных нет денег. Еды больше чем врач может съесть ему не нужно, местную одежду и прочие товары он покупать не будет, разве что на сувениры. Медные монеты? Корабелный механик TL10 может наштамповать их… Может конечно у местных найдется в общем то не нужный им самим мягкий желтый металл, не годный на посуду и оружие. Да, за него он бы согласился работать.
Эффективность и продуктивность врача TL10 несравненно выше, и на каждый чих он найдет таблеточку, вот только каждую таблеточку нужно привезти. Производство и транспортировку медикаментов невозможно оплатить рыбой и железными топорами.
И еще один пункт. Экспедиция тут что — навсегда? Домой врачу никогда не вернуться? Если у меня контракт на год-два, то я бы предпочел ЗП в родных долларах. Потому что я потом вернусь домой, и расплачусь по кредиту за дом, получу лицензию частного врача… :-)
Флан, чтобы экономика была сбалансированной, из нее нужно убрать магию вообще.
Я как то эксперементировал мысленно на тему что можно сделать с промышленностью силами горстки магов с 15 навыками. Получалось что очень даже немало — практически любые школы, при грамотном приложении рычага начинали рвать мир на части. Можно зарезать прямое создание/выращивания, но останутся источники сил — Dancing Object, Shape Earth (3 тонный молоток если что) и т.д. Можно зарезать и их, но будут еще модификаторы сил — эссенция дерева, огня. Отдельного упоминания достойно «Inspired Creation». Как то мой маг вплотную приближался к созданию собственной кузни по ковке мифрила, без представления о свойствах мифрила и кузнечном деле, мастер вовремя зарезал. И начал выдавать его по x4 стоимости стали.
Если нужна реалистичность и баланс, нельзя впускать в мир магию. Сбалансировать это невозможно — лазейка найдется всегда, и это будет бесконечное состязание.
Местным жителям _нечем_ заплатить прилетевшим врачам, если врачи живут в реалиях своего TL. На TL10 средняя зарплата 5600, на 3м — 700. И производительность труда на TL3 b 10 очень разная. В общем, если они отрезаны от своего мира, не могут получать оттуда медикаменты снаряжение и еду, то их вполне устроит и местная еда в качестве платы. Т.к. реально очень немногие люди способны выжить в условиях лоутеча.
Если у экспедиции все нормально со связью и логистикой, то врачам платить будет Родина, за то что они вкалывают на чужбине. А экспедиция (по договору) будет получать от феодалов то, зачем собсно прилетели — земли, ископаемые и т.д.
Вообще «Low-Tech — Companion 3 — Daily Life and Economics» — очень полезно почитать главы Manufacturing и Occupations.
Я извиняюсь, но в мире где сырая магия (100 энергии) продается по $200, цена предметов иная. Всех предметов. Вот поле, которое баффает друид, поэтому урожаи там вдвое выше нормы, и урожаи оно дает раз в неделю. Ну, чтоб крестьянин отдохнуть успел, картошку по размеру отсортировал и т.д.
А вот другой дядя с магической палочкой, у него на лавке вывеска кузнец. Он правда никакой не кузнец, а маг знающий shape metal. Не, молоток у него тоже есть и пользоваться он им умеет. Но подковы и котелки он делает шейпом. Да, металл он не на руднике покупает, а у соседа с earth to stone. Иногда приходится правда к другому соседу ходить, который умеет истинную землю делать, по 8 фатиги за кубометр. Короче говоря в мире где создание кубометра орихалка стоит 8+3 фатиги, он не является +29CF.
При такой доступности энергии что описана в статье, TL не имеет значение, потому что говорить уже надо о ML. И то что тут описано тянет на ML10.
Не раскрыта тема накладывания баффов на других, хотя смысл в принципе ясен. Это можно сделать через аффилкшен.
Для заклов из книжек я бы посоветовал посмотреть на Modular Abilities, возможно это приведет магию к DnD-style когда маги заряжаются с утра заклинашками, а потом идут в бой)
А выгода этой системы в том, что магу не нужно бросать на активацию заклинаний каждый раз. И нет штрафов за поддержку баффов.
Чтож, допустим игроки хотят чтонибудь сделать самостоятельно, сколько на это нужно времени и ресурсов? Зомби-апокалипсис, и у приключенцев 5 часов до темноты? Сколько стоит отстроить сожженный трактир?
Стоимость предметов ремесла, материалов и работы. Стоимость предметов описана в многочисленных таблицах, с выяснением их стоимости проблем нет.
Примеры стоимостей материалов приведены в «Low-Tech — Daily Life and Economics», их можно также считать фиксированными, учитывая безинфляционность валюты. Например фунт железа стоит $6.90, кожи годной на доспехи $3, стекла $2.1 и т.д. — 22 страница. Естественно не все материалы там описаны, на то он и лоу теч. Но можно смело плясать от этих цифр.
Стоимость работы = стоимость предмета — стоимость материалов. На 23 странице Экономикса приводится пример расчета времени, нужного на производство деревянной лестницы (9 футов), исходя из ЗП плотника, стоимости материалов и цены лестницы. Получается 13,5 человекочасов. Подробности можно прочитать тамже, не вижу большого смысла постить сюда всю главу. Бывают там конечно перекосы, ибо кольчугу за $150 оружейник согласно тамошней формуле должен делать за 2-3 часа, но это бред) Мастер кузнец кольчугу плести не будет, это работа для подмастерьев.
Да, примеры ЗП для разных профессий тоже есть в Экономиксе, исходя из TL4. Там же приведены множители для других ТУ, которые несложно расширить. Почему с каждым ТУ растет средняя ЗП? Потому что растет производительность труда. Естественно на тех профессиях, где ЗП зависит от производительности. Несложно продолжить эту табличку для более высоких ТУ. Например на ТУ5 ЗП 1100, на ТУ4 800. 1100/800=1,375. Итого на ТУ5 производительность труда выше почти на 40%. И ТУ5 плотник, за счет лучших инструментов/клеев/крепежа сделал бы лестницу за 9,8 => 10 часов. А ТУ9 (3600/700=5,1) за 13,5/5,1=2,5 часа. Еще бы, с электролобзиком то.
Иногда игроки задают вопросы о стоимости совершенно невообразимых вещей. Например, сейчас у меня один приключенец пытается издать свою книгу про животных. У него случился крит успех на рукопись, и он захотел толкнуть ее в массы. Вот сколько стоит издать книгу на TL5? Цена книги розничная неизвестна, сколько стоит предпечатная подготовка — неизвестно. Страниц около 300 с иллюстрацями. Иллюстрации правда стоят бешенно дорого, он в книге хочет фотографии печатать, технология пока оч. дорогая. В общем интересный вопрос, хотя компания совсем не об этом… Сижу, думаю.
Или такая странная вещь, как недвижимость. Сколько стоит дом построить? Сколко стоит земля? Вообще в лоутече есть примеры стоимостей построек. Домик деревянный, 20х10 метров обойдется в 6,5 тыс. Но земля под ним может стоить в разы дороже, и быть может уже выгоднее построить каменный двухэтажный особняк за 46 тыс?
Добавление магии в мир рвет экономику и мир, потому что даже 1 маг с «ремесленными» спеллами на 1000 человек это чудовищно много. Потому что маг — это множитель эффективности. Хотите примеров (хотя выше я приводил)?
1 маг земли (skill 15) и 100 рудокопов, которые очень хотят помочь ему с ритуальной магией, и не копать сегодня. При правильном подборе «персонала», они как добровольные помошники дадут ему 100 энергии. За эту энергию он «на минуточку» шейпнет 50 кубометров камня. Раскопав завал до застрявших рудокопов, пройдя до жилы (да, кстати, вот карта со всеми жилами руды). Или обратит 16 кубометров земли в металл. Да, сначала землю просеют от камешков и мусора. А потом бац, и 16*7,8=125 тонн железа, которое не нужно выбивать от пустой породы неделю… Вам еще не страшно? Он не тратил свою энергию, и паверстоун. А значит может повторить, через полчасика. Когда придумает куда ему деть 125 тонн железа.
Школа земли самая могучая в этом плане, потому что обычно обработка земли/камня/металла требует много физических сил и инструментов, а магия справляется с этим влегкую. Да, если вы думаете что хотябы 80% стоимости проданного металла не попадет в карман магу, то вы сильно ошибаетесь. Потому что всю эту сотню можно заменить, а его — нет! всего 3й спелл в цепочке, Hard.
А школа лечения самая незаменимая, в сиысле альтернатив у нее нет. Ну по крайней мере низких TL. Хотя отрастить свою собственную руку всеравно лучше, чем получить протез даже на TL8. «Сегодня в 9 вечера будет молебен за исцеление рука Карла, которого мы все знаем как доброго семьянина… ». Пяток травников, и десяток-другой учеников — это крутая лечебница, но 1 маг лекарь это офигенный множитель на нее. Переплатой энергии лечит чуму, сифилис и все прочее, что травами вылечить невозможно. Прокачанный маг-лекарь с легкостью заменяет хирургию, и во многом превосходит ее.
Боевая магия. Контрится только боевой магией. Не буду приводить примеров, этому просто нечего противопоставить.
Мой совет мастерам, если хотите баланса — не пускайте магию в сеттинг. Если пускаете — сделайте приключенцам «интересней» без крафта)
Чего хочет игрок? Основать колонию здесь, подмяв под себя значительную часть суши? При том что сейчас тут темные века феодализма? И за вмешательство в чужой мир ему не настучит по ушам никакой контроллирующий орган? И магии в сеттинге нет? Да это же счастье!
В том что каждый рожденный на планете с рождения должен — верно. Но должен он своему феодалу. Осталась задача стать феодалом.
Как я понял у него в доступе несколько старшипов, с условно-мгновенным перемещением домой-обратно? И нормально людей и денег для начала? И оружия? А он уже вылечил короля от смертельной болезни? А его сыну ногу разорванную кабаном поправил? Кабан не хочет нападать на принца? Дать по щщам инженерам-кибернетикам, и поугрожать лишить премии.
Как я понял, он хочет немного поиграть в прогрессорство, полечить людей от болезней и т.д. Это хороший путь, людям надо помогать. Учить еще всяким штукам, показывать фокусы. Но если он хочет колонию, то его задача убедить всех местных что жить в составе колонии лучше их родного уклада. Или строить колонию в изоляции, с торговыми отношениями.
Важный фактор для сеттинга — насколько часто там рождаются маги? 1 на тысячу? 1 к 10 тыс? И существует ли централизованное их выявление и обучение. Например в N лет всех детей обязательно нужно показать магу, который посмотрит ауру. И он если увидит магери, ребенка забирают учиться. Родителям будущего мага — почет, уважение, и письма от отпрыска. Государству — маг.
Если существует подобная система, то даже при 1 к 10 тыс _обученных_ магов будет довольно много. В общем от сеттинга очень много чего зависит, важно чтобы он не разламывался от действий пары манчкинов.
Эффективность и продуктивность врача TL10 несравненно выше, и на каждый чих он найдет таблеточку, вот только каждую таблеточку нужно привезти. Производство и транспортировку медикаментов невозможно оплатить рыбой и железными топорами.
И еще один пункт. Экспедиция тут что — навсегда? Домой врачу никогда не вернуться? Если у меня контракт на год-два, то я бы предпочел ЗП в родных долларах. Потому что я потом вернусь домой, и расплачусь по кредиту за дом, получу лицензию частного врача… :-)
Я как то эксперементировал мысленно на тему что можно сделать с промышленностью силами горстки магов с 15 навыками. Получалось что очень даже немало — практически любые школы, при грамотном приложении рычага начинали рвать мир на части. Можно зарезать прямое создание/выращивания, но останутся источники сил — Dancing Object, Shape Earth (3 тонный молоток если что) и т.д. Можно зарезать и их, но будут еще модификаторы сил — эссенция дерева, огня. Отдельного упоминания достойно «Inspired Creation». Как то мой маг вплотную приближался к созданию собственной кузни по ковке мифрила, без представления о свойствах мифрила и кузнечном деле, мастер вовремя зарезал. И начал выдавать его по x4 стоимости стали.
Если нужна реалистичность и баланс, нельзя впускать в мир магию. Сбалансировать это невозможно — лазейка найдется всегда, и это будет бесконечное состязание.
Если у экспедиции все нормально со связью и логистикой, то врачам платить будет Родина, за то что они вкалывают на чужбине. А экспедиция (по договору) будет получать от феодалов то, зачем собсно прилетели — земли, ископаемые и т.д.
Вообще «Low-Tech — Companion 3 — Daily Life and Economics» — очень полезно почитать главы Manufacturing и Occupations.
А вот другой дядя с магической палочкой, у него на лавке вывеска кузнец. Он правда никакой не кузнец, а маг знающий shape metal. Не, молоток у него тоже есть и пользоваться он им умеет. Но подковы и котелки он делает шейпом. Да, металл он не на руднике покупает, а у соседа с earth to stone. Иногда приходится правда к другому соседу ходить, который умеет истинную землю делать, по 8 фатиги за кубометр. Короче говоря в мире где создание кубометра орихалка стоит 8+3 фатиги, он не является +29CF.
При такой доступности энергии что описана в статье, TL не имеет значение, потому что говорить уже надо о ML. И то что тут описано тянет на ML10.
Для заклов из книжек я бы посоветовал посмотреть на Modular Abilities, возможно это приведет магию к DnD-style когда маги заряжаются с утра заклинашками, а потом идут в бой)
А выгода этой системы в том, что магу не нужно бросать на активацию заклинаний каждый раз. И нет штрафов за поддержку баффов.