У меня нет под рукой рулбука. Но все возможности что-то узнать — ограничиваются этими ходами и ещё более опасными ходами вроде «обратиться к мировому вихрю». И ходы активируются просто по факту совершения действий, то есть игрок не может сказать «осматриваюсь, но не активирую Read the Sitch».
Сильно зависит от текущего градуса неадеквата игры. Но в целом — обычно появляются нормальные (с моей точки зрения) вещи.
«немедленно атаковало персонажей игроков» — это случается реже. Обычно я оставляю возможность небоевого решения ситуации. Чаще «и игроки немедленно атаковали это чудо, до того, как оно успело токнуть речь».
Внезапные медведи — не изобретение Бреганова, он их нашёл на англоязычных форумах, где говорили о том, что в любой ситуации ходом мастера может быть появление медведя.
Более того, все утверждения про «следовать из фикшена», вообще говоря, подразумевают, что этот самый замок с портретами, гробом в подвале, тайными ходами и карликовым гигантским вампирическим хомячком, крутящим привод органа замковладельца, уже в общих чертах ведущим представлен, а не материализуется по кускам.
Возможно, именно это — основное разночтение между мной и Некрозом. Я-то точно уверен, что весь этот замок у меня не представлен, его родило моё больное воображение пару минут назад, и да, он материализуется по кускам, примерно с той скоростью, с которой я его описываю. Я и классические игры обычно так вожу.
Сильно зависит от того, что ты предпочитаешь. Но Dungeon World, пожалуй, самый популярный. Оригинальный Apocalypse World слишком ядрёный, с секс-ходами и прочей постапокалиптикой.
Да, в ПБТА прямо написано, что попытка узнать что-бы-то-ни-было — ход игроков, и соответственно несёт опасности на провале. В большинстве других систем, на заявки «приглядываюсь» или «что я знаю о вампирах?» мир не производит ответной реакции.
Вот-вот, мастер произвольным образом устанавливает пределы человеческих возможностей. А не как в моей любимой манге, где можно перепрыгнуть через дом с криком «компьютерная графика!», чтобы магглы не догадались.
Да эти же самые правила по ходам. «делайте жёсткий ход в таких-то ситуациях». А жёсткие ходы завязаны на наличие угрозы, которую нужно как минимум объявить.
Главное — в классической системе правила не заставляют меня саммонить монстров. То есть если персонажи игроков завалили великана Угрюма и его орков — они могут забрать его сокровища и идти домой праздновать. А PbtA не даёт мне такой возможности, я должен постоянно объявлять угрозы или реализовывать их.
Если ты про *W и внезапных медведей — да, ты наверняка его уже видел.
Если про возможность взаимопонимания — возможно тоже, и даже с моим участием, но тут я меньше уверен. В смысле, мне доводилось обсуждать за жизнь и ограниченную возможность взаимопонимания и донесения своих мыслей, но я не уверен, что дело было именно в таком ключе.
«немедленно атаковало персонажей игроков» — это случается реже. Обычно я оставляю возможность небоевого решения ситуации. Чаще «и игроки немедленно атаковали это чудо, до того, как оно успело токнуть речь».
Если про возможность взаимопонимания — возможно тоже, и даже с моим участием, но тут я меньше уверен. В смысле, мне доводилось обсуждать за жизнь и ограниченную возможность взаимопонимания и донесения своих мыслей, но я не уверен, что дело было именно в таком ключе.