еще большая разобщенность местной цивилизации в силу языковых (местами — вплоть до уровня разных языковых семей, как между науа, майя и ото-манге) и религиозных(т.к. никакой организованной религии нет, и даже культы одних и тех же богов науа в разных городах различаются в плане лора, обрядности, общегородских праздников, etc)
rodelas — это уже конкретный тип щита, круглый с локтевым хватом, как я понимаю
Вот тут я не уверен, но по крайней мере по тексту у испанцев явно разные щиты — металлические и деревянные, обтянутые кожей, так что я не думаю, что здесь это слово обозначает конкретный тип.
А можно тут поподробнее? У меня было представление, что теоретически двуручные мечи против слабоодоспешенного противника вроде ацтеков должны хорошо работать, но цитаты из источников были бы кстати.
Найду — сброшу.
… возвращаясь к изначальному посту Ванталы, воины-ягуары, перешедшие с двуручных макуауитлей на двуручные мечи, выглядят весьма атмосферно
Лично у меня сложилось впечатление, что Диас и двуручные макуауитли (или, возможно, тепостопилли?) чуть не повсеместно называет montante. Но я специально поищу цитаты.
КМК, вы сейчас попадаете в ловушку эссенциалистского мышления вида «испанцы всегда испанцы, и всегда ходили терциями».
Диаз редко упоминает пики у людей Кортеза потому что пишет для современников-испанцев, которые хорошо знают, как обычно воюют испанцы.
Если рассуждать таким образом, то сотовые телефоны он совсем не упоминает именно потому, что у испанцев они были вообще у каждого первого.
Реально там, докуда я пока дочитал, Диас вообще не упоминает пики ни разу кроме буквально одного эпизода, про который я уже писал и который еще откомментирую ниже. Там, где в русском или английском переводах появляются «пики», в исходнике обычно что-то вроде muy grandes lanzas «очень длинные копья» — причем по тексту эти копья используют либо испанские кавалеристы, либо индейцы-союзники вместе со щитами, т.е. это очевидно не пики.
Тот момент, упоминаются конкретно пики — un soldado que habia estado en Italia, bien diestro de todas armas, y más de jugar una pica — когда люди Кортеса заказывают у союзников 300 копий с бронзовыми (по тексту «медными») наконечниками для противодействия всадникам Нарваэса, а также призывают этих союзников прислать своих воинов с аналогичным оружием. При этом солдат, «бывавший в Италии и хорошо владевший любым оружием, а в особенности пикой» у них всего один на все войско, и ему специально приходится учить «итальянским приемам» всех остальных.
Причем конкретно в столкновении с людьми Нарваэса эти пики использовались достаточно активно, но решающей роли не сыграли, т.к. бой был выигран по сути до его начала — часть людей Нарваэса сразу перешла к Кортесу, часть (включая большинство всадников) просто устранилась из боя, артиллерия была захвачена, не успев дать даже полноценного залпа, сам Нарваэс был тяжело ранен и пленен во время переговоров, и лишь несколько десятков его сторонников какое-то время оборонялись, заняв ближайшие теокалли. Соответственно, действовавшие против них с пиками люди Кортеса штурмовали их позиции на вершинах пирамид в рассыпном строю, действуя отрядами по 60 человек. Не очень похоже на терцию, не правда ли?
Что же касается индейцев с пиками, то те и вовсе подошли только на следующий день после пленения Нарваэса.
Соответственно, приведенная вами цитата про with only 266 men, merely armed with pikes and swords относится именно к этому нетипичному эпизоду.
Далее, при описании лично своей добычи, взятой со сдавшихся людей Нарваэса (и впоследствии возвращенной владельцам по требованию Кортеса) Диас упоминает «два меча, три кинжала и дагу», но не пики.
Кроме того, тут интересно привести точку зрения индейцев на вооружение испанцев. Далее цитата по «Всеобщей истории Новой Испании» Бернардино де Саагуна, причем в исходнике этот текст написан на науатле колониальной эпохи и, судя по всему, воспроизводит какую-то не дошедшую до нас индейскую хронику. Так описывается вступление отряда Кортеса в Мешико:
Его весьма плотно окружают, двигаясь, прикрывая его, держась наготове, двигаясь вблизи него, люди с мечами, вытащенными из ножен; двигаются с мечами блестящими [из железа]. А в другой руке они несут [щиты], на руках у них висят их щиты; щиты из дерева, щиты из кожи. 6. — А вслед за ними, вторым отрядом, двигаются всадники на лошадях, в панцирях из хлопка, со щитами из кожи и с копьями [с наконечниками] из железа. Их мечи свисают на бока лошадей. [...] 9. — Затем третьими, третьим отрядом, идут арбалетчики, у их арбалетов луки из железа. Они держат в руках арбалеты. Они идут наготове, идут осматриваясь, идут, держа их заряженными. Другие, однако, положив на плечо, идут держа и неся свои арбалеты. И колчаны висят на боку, свисая вниз с их плеч. Полные, набитые стрелами; были наполнены стрелами [с наконечниками] из железа. Они, в панцирях из хлопка, достающих до колен, толстых и крепких, как камень, как туф, и хорошо прошитых. На голове у идущих были также каски с [подкладом из] хлопка. И на ее гребне помещены были перья кецаля, которые развевались то в одну сторону, то в другую. [...] 12. — Пятая часть — аркебузники, которые несут огнестрельное оружие. Они несут аркебузы на плече, некоторые несут наготове. 13. — Когда же они вошли в большой королевский дворец [Ашаякатля], жилище сеньоров, они стреляли из своего [огнестрельного] оружия, палили из пушки. Грохотали, палили, производя суматоху, выкидывая вспышки, и вслед за этим долго был дым, он длительное время рассеивался, все стало запачкано дымом. Дым был, дым распространялся, он скверно пах, попадал в голову, и всех тошнило. 14. — И двигается в конце, вслед за ними всеми, их предводитель, вроде как наш тлакатеккатль. Искусный как военный вождь, как предводитель войск. И двигаются, держась наготове, двигаются вблизи него, плотно прикрывая его, капитаны, воины, ординарцы. Со своим облачением, как и наши куакуачиктин и отоми. Эти люди охраняют Кортеса, они его помощники, которые ему помогали, которые доставляли в войска его приказ, которые находились с ним в середине колонны.
Как вы можете видеть, индейцы отмечают наличие пехоты с мечами и щитами, всадников с копьями и мечами, а также стрелков с арбалетами и луками — но не пехотинцев с пиками.
Основным в смысле «единственным» — не были, разумеется. Но они использовались весьма массово и у значительного числа воинов были (в дополнение к копью и/или топору). Особенно если мы не про 9 век говорим, а про 11.
С кольчугами ситуация была похуже, но тоже к 11 веку в Скандинавии они были довольно широко распространены. А что касается Винланда, то, например, на канадских арктических островах был найден фрагмент скандинавской кольчуги (правда, вроде бы датирующийся 13 веком, см. Notes on Norse Finds from the East Coast of Ellesmere Island), так что у какой-то части скандинавских первопроходцев они были (и наладить их производство тоже при желании можно). Так-то латы тоже не у всех конкистадоров были, некоторые кольчугами и стеганками обходились, по тем же причинам — не регулярная армия, а бедные приключенцы.
rodelas — это уже конкретный тип щита, круглый с локтевым хватом, как я понимаю.
двуручные мечи (montantes, у людей Нарваэса было несколько штук)
А можно тут поподробнее? У меня было представление, что теоретически двуручные мечи против слабоодоспешенного противника вроде ацтеков должны хорошо работать, но цитаты из источников были бы кстати.
(И возвращаясь к изначальному посту Ванталы, воины-ягуары, перешедшие с двуручных макуауитлей на двуручные мечи, выглядят весьма атмосферно :) )
«концептуально похожими на мезоамериканские общества городскими республиками Италии» они не были ну вот примерно никак
ОК, хорошо, как вы себе представляете типичный для Мезоамерики периода конкисты и раннеколониального периода альтепетль? Лично у меня по мере чтения матчасти сложилось мнение, что это — 100% аналог итальянских полисных республик с олигархическим советом, выбираемыми чиновниками, борьбой политических партий, конфликтами полисов между собой, достаточно шаткой гегемонией Тройственного союза и готовностью его вассалов при первой же возможности (которую им предоставило появление Кортеса) организовать противостоящую ему лигу. Существенное отличие от ситуации в Италии — только еще большая разобщенность местной цивилизации в силу языковых (местами — вплоть до уровня разных языковых семей, как между науа, майя и ото-манге) и религиозных(т.к. никакой организованной религии нет, и даже культы одних и тех же богов науа в разных городах различаются в плане лора, обрядности, общегородских праздников, etc).
Если нужно, я могу сбросить вам весьма пространную (почему я и не привел ее сразу — она не факт, что в один пост влезет) цитату из Антонио де Солиса-и-Риваденейры, описывающую дискуссию в олигархическом совете Тлашкалы по поводу заключения союза с Кортесом с опорой на индейские источники раннеколониальной эпохи — там буквально сенат с консулами Рим-стайл, и буквально разброд и срач Италия-стайл.
Давайте мы не будем голословными и обратимся к источникам. Диас в главе «Победа над Нарваэсом» пишет:
Среди людей Нарваэса был негр, болеющий оспой. От него страшная болезнь и пошла по всей Новой Испании, где никто раньше о ней не слыхал; опустошения были ужасающи [...] Так умерло великое множество несчастных, не испытав даже счастья быть сопричтенными к христианской вере…
И дальше у него чуть не по два-три раза на главу:
… ибо по всей земле неистовствовала оспа, и умерло множество касиков...
… оспа так неистовствовала, что множество защитников [города Тескоко] лежали при смерти.
… недавно умер их [города Чалько] сеньор от оспы...
Именно эпидемия оспы в Мешико не позволила его жителям добить драпающего после Отумбы Кортеса. Именно от оспы умер разбивший испанцев в Мешико преемник Мотекусомы II Куитлауак, при котором астеки еще удерживали инициативу — а дальше от них стали тотально отваливаться союзники вплоть до Тескоко и Тлакопана, и это решило исход войны.
Сейчас демографический ущерб от оспы для до-колониальной Мезоамерики оценивается примерно в треть населения, в том числе в половину городского. КМК, с точки зрения индейцев это выглядело примерно как попытка обычных людей воевать с культистами Нургла.
За пределами Мезоамерики ситуация принципиально не отличалась — например, немало поспособствовавшая испанскому завоеванию Тауантинсуйу гражданская война между Атауальпой и Уаскаром началась после того, как их отец Уайна Капак умер от оспы, не назвав имя наследника.
Латынь бы вымерла, ареал италийских языков сократился бы, в то время как ареал западно-финикийских и их потомков вроде современного мальтийского — расширился бы, но в целом изменения были бы преимущественно культурными и не особо значительными. Например, региональным языком науки, культуры и международного общения так и остался бы греческий, он точно так же проникал бы на запад, вытесняя в маргинальную нишу пунийский, как он ИРЛ вытеснял латынь, что в конечном итоге привело бы к дроблению западно-семитского кластера на несколько разных языков (как ИРЛ разошлись романские языки). Если бы в этом мире языком западного христианства стал бы пунийский, он, возможно, удержал бы позиции важного международного языка (как ИРЛ их удержала латынь) — и, пожалуй, все.
Глобально ничего не изменилось бы, а из значительных политических отличий можно допустить лишь что аналог кризиса, соответствующего римским гражданским войнам, начался бы лет на 100 раньше.
Великие географические открытия начались на 1000 лет раньше.
ИМХО, абсолютно нереально. Вы рассуждаете так, словно римляне полностью продолбали западно-финикийские традиции мореплавания и не имели никаких торговых интересов на западе. ИРЛ население городских центров Северной Африки оставалось преимущественно пунийским вплоть до исламизации, а римляне (на пунийских кораблях, с пунийскими командами и не факт что не с пунийскими лоцманами) при желании плавали вплоть до Ирландии, Западной Африки, а также Азорских и Канарских островов. В Америку римляне (как и карфагеняне до них) не отправились не потому, что не могли (с парой допущений они как раз запросто это могли), а потому что не имели там (как и карфагеняне до них) никаких экономических или политических интересов — хотя и те, и другие отлично представляли, что за западным океаном есть по крайней мере большие острова, а возможно и материк, они даже не пытались организовать системные плавания туда, т.к. места для торговли, колонизации и военных экспедиций им хватало и в Старом Свете.
карфагенские мореплаватели попробовали проплыть в Индию напрямую и нашли новый континент
А смысл? Португальцы шли «в Индию напрямую» потому, что из Восточного Средиземноморья их, как и всех христиан вообще, тотально вышвырнули турки (а еще потому, что у португальцев к тому моменту были экономические интересы и, следовательно, готовые промежуточные базы в Западной Африке). Во времена Рима с Карфагеном никаких проблем с транзитной морской торговлей с Индией, Индокитаем (который западноевропейские античные народы отлично знали — например, александрийские греки, называвшие Индокитай «Золотым Херсонесом», имели даже лоции тамошних морей) и, возможно, даже Южным Китаем не было — корабли тупо шли по маршруту Александрия — Красное море (которое в ту эпоху соединялось каналом с Нилом) — Счастливая Аравия или Африканский рог — Шри-Ланка — далее на запад и восток вдоль побережья Индии, и плавал так кто угодно, хоть греки, хоть персы, хоть римляне, хоть финикийцы.
Так и Рим по устройству империей (государством, состав которого входят другие государства) не был — «империя» это вообще реалия раннего нового времени, а в римском культурном ареале даже раннее государство складывается в лучшем случае к эпохе Константина, если не Юстиниана, причем преимущественно за счет карго-культового копипаста персидских реалий (на уровне «заимствуется придворный этикет и чисто религиозные в своей основе представления о том, что увечный не может быть царем — а вот попытки заимствовать имевшийся в тогдашнем Иране протопарламент нет в принципе, т.к. ромеи не понимают, что это такое и зачем нужно»). Большую часть своей истории в римском культурном ареале доминировали альтернативные государству системы общественного устройства вроде полиса или политии.
И с территориальным контролем у Рима была тотальная задница — даже в эпоху Августа Рим временами не контролировал свой же порт Остию, а в Италии посаженные на землю ветераны Августа тотально шли в разбойники, похищая ради выкупа хоть сенаторов, и Август в принципе ничего не мог (и даже не пытался) с этим сделать.
Историческая роль Рима вообще не военная или политическая, а преимущественно экономическая — обслуживание такой мир-системы, в которой Южная и Западная Европа экспортирует драгметаллы, рабов и вооруженное насилие, взамен импортируя из Передней Азии хайтек и продукты роскоши. Однако обслуживать ее мог бы любой региональный гегемон, хоть Карфаген, хоть кто угодно — скажем, если бы тевтоны и кимвры в свое время смогли вынести Рим, они бы, как мне кажется, благополучно справились бы с этой ролью.
«Алтари Молоха в каждом доме» — это типичный пример эссенциалистского мышления, типа «римляне всегда римляне, карфагеняне всегда карфагеняне», и так далее. ИРЛ во времена Пунических войн римляне приносили ординарные человеческие жертвы (пусть и не в мезоамериканских масштабах), а их воины наносили перед сражением боевую раскраску. Всего лет через 90 те же римляне (или, во всяком случае, их интеллигенция) описывали ординарные человеческие жертвоприношения как стремный полуварварский обычай своих предков, а древнюю боевую раскраску наносил только полководец-триумфатор непосредственно на время триумфа. До широкого распространения христианства в Риме оставалась еще по крайней мере пара веков.
С другой стороны, в IV-V веках города Северной Африки, все еще населенные преимущественно потомками пунийцев, были тотально христианизированы на уровне греческих и левантийских городов, и гораздо более христианизированы, чем сама Италия. Потомком пунийцев был, например, Блаженный Августин — и, более того, мальтийцы, современные потомки пунийцев, остались христианами и до наших дней, причем в тотальном мусульманском окружении.
Так что, если бы христианство возникло (а оно возникло бы с огромной вероятностью и без Рима, т.к. его культурная база 100% левантийская и 100% завязанная на местные эллинистические реалии — конкретно на религиозный синкретизм в среде эллинизирующихся в левантийских, египетских и месопотамских городских центрах евреев и родственных им западных семитов типа сирийцев и самаритян), я не вижу причин почему бы вынесшие Рим пунийцы не приняли бы его.
Под «узким списком» я имел ввиду совокупность доступных для потенциального обзора систем в рамках конкурса. Я, наверное, недостаточно корифей, чтобы представить о каких «нескольких порядках» идет речь. Видимо это вещи весьма малоизвестные и не просто так… То есть, возможно, среди них действительно затерялись не огранённые алмазы, но подозреваю речь про что-то слишком специфичное, скорее. Интересно, что среди всех обзоров два пришли на одну и ту же (довольно свежую, причем) систему.
Мне лень считать, но РнР никогда не был конвейером по написанию обзоров, поэтому на сайте их на несколько порядков меньше, чем всего было написано игр за последние 50 лет. Странно называть этот список узким, право слово.
Неожиданные повороты возможны и в 24 веке. Следите за следующими приложениями, интересные проблемы на пороге и скорее всего мы начнем публиковать о них кое-что уже в этом году.
Имка, как ты думаешь, почему так мало работ прислали?
Ну, учитывая, что в условиях было сказано присылать обзор на систему, не рассмотренную ранее в RNR… Список выдается очень узкий) Я вот, банально, слишком туп мало знаю систем, по которым в принципе мог бы что-то сказать.
За других не скажу, но я лично заходил на рпг ньюс, когда он раньше был активным, читать обзоры новых систем и игр, не каждый день, как на имку, но заходил, обзоры прекратились — привычка проверять рпг новости пропала, а вот, например, того же qdrn минимум раз в неделя проверяю в надежде на очередной обзор и перевод.
"… языковых и религиозных различий", разумеется.
Реально там, докуда я пока дочитал, Диас вообще не упоминает пики ни разу кроме буквально одного эпизода, про который я уже писал и который еще откомментирую ниже. Там, где в русском или английском переводах появляются «пики», в исходнике обычно что-то вроде muy grandes lanzas «очень длинные копья» — причем по тексту эти копья используют либо испанские кавалеристы, либо индейцы-союзники вместе со щитами, т.е. это очевидно не пики.
Тот момент, упоминаются конкретно пики — un soldado que habia estado en Italia, bien diestro de todas armas, y más de jugar una pica — когда люди Кортеса заказывают у союзников 300 копий с бронзовыми (по тексту «медными») наконечниками для противодействия всадникам Нарваэса, а также призывают этих союзников прислать своих воинов с аналогичным оружием. При этом солдат, «бывавший в Италии и хорошо владевший любым оружием, а в особенности пикой» у них всего один на все войско, и ему специально приходится учить «итальянским приемам» всех остальных.
Причем конкретно в столкновении с людьми Нарваэса эти пики использовались достаточно активно, но решающей роли не сыграли, т.к. бой был выигран по сути до его начала — часть людей Нарваэса сразу перешла к Кортесу, часть (включая большинство всадников) просто устранилась из боя, артиллерия была захвачена, не успев дать даже полноценного залпа, сам Нарваэс был тяжело ранен и пленен во время переговоров, и лишь несколько десятков его сторонников какое-то время оборонялись, заняв ближайшие теокалли. Соответственно, действовавшие против них с пиками люди Кортеса штурмовали их позиции на вершинах пирамид в рассыпном строю, действуя отрядами по 60 человек. Не очень похоже на терцию, не правда ли?
Что же касается индейцев с пиками, то те и вовсе подошли только на следующий день после пленения Нарваэса.
Соответственно, приведенная вами цитата про with only 266 men, merely armed with pikes and swords относится именно к этому нетипичному эпизоду.
Далее, при описании лично своей добычи, взятой со сдавшихся людей Нарваэса (и впоследствии возвращенной владельцам по требованию Кортеса) Диас упоминает «два меча, три кинжала и дагу», но не пики.
Кроме того, тут интересно привести точку зрения индейцев на вооружение испанцев. Далее цитата по «Всеобщей истории Новой Испании» Бернардино де Саагуна, причем в исходнике этот текст написан на науатле колониальной эпохи и, судя по всему, воспроизводит какую-то не дошедшую до нас индейскую хронику. Так описывается вступление отряда Кортеса в Мешико:
Как вы можете видеть, индейцы отмечают наличие пехоты с мечами и щитами, всадников с копьями и мечами, а также стрелков с арбалетами и луками — но не пехотинцев с пиками.
С кольчугами ситуация была похуже, но тоже к 11 веку в Скандинавии они были довольно широко распространены. А что касается Винланда, то, например, на канадских арктических островах был найден фрагмент скандинавской кольчуги (правда, вроде бы датирующийся 13 веком, см. Notes on Norse Finds from the East Coast of Ellesmere Island), так что у какой-то части скандинавских первопроходцев они были (и наладить их производство тоже при желании можно). Так-то латы тоже не у всех конкистадоров были, некоторые кольчугами и стеганками обходились, по тем же причинам — не регулярная армия, а бедные приключенцы.
А можно тут поподробнее? У меня было представление, что теоретически двуручные мечи против слабоодоспешенного противника вроде ацтеков должны хорошо работать, но цитаты из источников были бы кстати.
(И возвращаясь к изначальному посту Ванталы, воины-ягуары, перешедшие с двуручных макуауитлей на двуручные мечи, выглядят весьма атмосферно :) )
Если нужно, я могу сбросить вам весьма пространную (почему я и не привел ее сразу — она не факт, что в один пост влезет) цитату из Антонио де Солиса-и-Риваденейры, описывающую дискуссию в олигархическом совете Тлашкалы по поводу заключения союза с Кортесом с опорой на индейские источники раннеколониальной эпохи — там буквально сенат с консулами Рим-стайл, и буквально разброд и срач Италия-стайл.
Давайте мы не будем голословными и обратимся к источникам. Диас в главе «Победа над Нарваэсом» пишет:
И дальше у него чуть не по два-три раза на главу:
Именно эпидемия оспы в Мешико не позволила его жителям добить драпающего после Отумбы Кортеса. Именно от оспы умер разбивший испанцев в Мешико преемник Мотекусомы II Куитлауак, при котором астеки еще удерживали инициативу — а дальше от них стали тотально отваливаться союзники вплоть до Тескоко и Тлакопана, и это решило исход войны.
Сейчас демографический ущерб от оспы для до-колониальной Мезоамерики оценивается примерно в треть населения, в том числе в половину городского. КМК, с точки зрения индейцев это выглядело примерно как попытка обычных людей воевать с культистами Нургла.
За пределами Мезоамерики ситуация принципиально не отличалась — например, немало поспособствовавшая испанскому завоеванию Тауантинсуйу гражданская война между Атауальпой и Уаскаром началась после того, как их отец Уайна Капак умер от оспы, не назвав имя наследника.
Глобально ничего не изменилось бы, а из значительных политических отличий можно допустить лишь что аналог кризиса, соответствующего римским гражданским войнам, начался бы лет на 100 раньше.
ИМХО, абсолютно нереально. Вы рассуждаете так, словно римляне полностью продолбали западно-финикийские традиции мореплавания и не имели никаких торговых интересов на западе. ИРЛ население городских центров Северной Африки оставалось преимущественно пунийским вплоть до исламизации, а римляне (на пунийских кораблях, с пунийскими командами и не факт что не с пунийскими лоцманами) при желании плавали вплоть до Ирландии, Западной Африки, а также Азорских и Канарских островов. В Америку римляне (как и карфагеняне до них) не отправились не потому, что не могли (с парой допущений они как раз запросто это могли), а потому что не имели там (как и карфагеняне до них) никаких экономических или политических интересов — хотя и те, и другие отлично представляли, что за западным океаном есть по крайней мере большие острова, а возможно и материк, они даже не пытались организовать системные плавания туда, т.к. места для торговли, колонизации и военных экспедиций им хватало и в Старом Свете.
А смысл? Португальцы шли «в Индию напрямую» потому, что из Восточного Средиземноморья их, как и всех христиан вообще, тотально вышвырнули турки (а еще потому, что у португальцев к тому моменту были экономические интересы и, следовательно, готовые промежуточные базы в Западной Африке). Во времена Рима с Карфагеном никаких проблем с транзитной морской торговлей с Индией, Индокитаем (который западноевропейские античные народы отлично знали — например, александрийские греки, называвшие Индокитай «Золотым Херсонесом», имели даже лоции тамошних морей) и, возможно, даже Южным Китаем не было — корабли тупо шли по маршруту Александрия — Красное море (которое в ту эпоху соединялось каналом с Нилом) — Счастливая Аравия или Африканский рог — Шри-Ланка — далее на запад и восток вдоль побережья Индии, и плавал так кто угодно, хоть греки, хоть персы, хоть римляне, хоть финикийцы.
И с территориальным контролем у Рима была тотальная задница — даже в эпоху Августа Рим временами не контролировал свой же порт Остию, а в Италии посаженные на землю ветераны Августа тотально шли в разбойники, похищая ради выкупа хоть сенаторов, и Август в принципе ничего не мог (и даже не пытался) с этим сделать.
Историческая роль Рима вообще не военная или политическая, а преимущественно экономическая — обслуживание такой мир-системы, в которой Южная и Западная Европа экспортирует драгметаллы, рабов и вооруженное насилие, взамен импортируя из Передней Азии хайтек и продукты роскоши. Однако обслуживать ее мог бы любой региональный гегемон, хоть Карфаген, хоть кто угодно — скажем, если бы тевтоны и кимвры в свое время смогли вынести Рим, они бы, как мне кажется, благополучно справились бы с этой ролью.
Весь полуостров?
подконтрольніе регионі в Греции?
Карфаген не мог не проиграть
С другой стороны, в IV-V веках города Северной Африки, все еще населенные преимущественно потомками пунийцев, были тотально христианизированы на уровне греческих и левантийских городов, и гораздо более христианизированы, чем сама Италия. Потомком пунийцев был, например, Блаженный Августин — и, более того, мальтийцы, современные потомки пунийцев, остались христианами и до наших дней, причем в тотальном мусульманском окружении.
Так что, если бы христианство возникло (а оно возникло бы с огромной вероятностью и без Рима, т.к. его культурная база 100% левантийская и 100% завязанная на местные эллинистические реалии — конкретно на религиозный синкретизм в среде эллинизирующихся в левантийских, египетских и месопотамских городских центрах евреев и родственных им западных семитов типа сирийцев и самаритян), я не вижу причин почему бы вынесшие Рим пунийцы не приняли бы его.
тупмало знаю систем, по которым в принципе мог бы что-то сказать.Ну начало 21-го века тоже считались довольно мирными, в европейских странах по крайней мере…