Мне посчастливилось увидеть Макса, а также подержать в руках любопытную книжку «Do: Pilgrims of the Flying Temple» и небольшое приложение «Book of Letters», которые он принёс с собой.
Миленькие иллюстрации в стиле «Аватара», приятно скомпонованный текст, детские картинки в оформлении писем. Это детская книга. Трогательная детская книга.
А потом мы попытались в это поиграть…
Что я могу сказать по этому поводу? Дети — существа открытые и незамутнённые. И фантазия у них работает… не то чтобы лучше, они не боятся показаться смешными и глупыми, потому что детям не стыдно играть в куклы и машинки. Им это можно — ведь они же дети. Дети играют в кукол и машинки, а взрослые такой искренней игре придаваться стесняются, и начинают жёстко глумиться, чтобы не показаться нелепыми, отчего кажутся ещё более нелепыми. И эта проблема иногда всплывает в более «взрослых» играх вроде «Фиаско» или, я не побоюсь этого слова, ДнДшечки.
Механика сама по себе достаточно любопытная. Немножечко похожа на «Фиаско». Тоже игра без мастера. И тоже про создание истории, придумывание проблем друг для друга и доблестное решение этих проблем. Только в основе лежит добрая сказка, и цель повествования всё-таки в том, чтобы всё кончилось хорошо, а не в том, чтобы засадить друг друга в ещё более глубокое фиаско. Также это игра в слова и со словами. Генерёжка персонажей отдалённо напоминает Хироквест. А в процессе игры необходимо обыграть все ключевые слова, полученные на старте из письма. Каждая игра начинается с письма с просьбой о помощи.
Отличная игра для детей и для взрослых, которые не постесняются взять в руки формочки и погремушки. Как и «Фиаско», эта игра требует внимания и сосредоточенности, а также вовлечённости от всех участников процесса.
Спасибо Максу, Аве и Фунту за познавательную блиц-игру. Мелани мы спасли, несмотря ни на что, и это было любопытно.
Хима вернулась с так сказать «Вархаммера». Побывала в Москве. Повидала некоторое количество «воображаемых друзей».
Что могу сказать про «Вархаммер»?
Некоторый олдскул если и меняется, то не к лучшему. Я не хочу сказать, что раньше монстра была монстрее, но раньше гораздо больше народу подключалось к предыгровой работе, сейчас же стало бытовать мнение, что всё само как-нибудь сделается.
В целом выехали хорошо, на более подробный отчёт пока не нашла сил, но обязательно найду.
Через четыре дня в лес. Классика. Ничего не готово. Всё пропало! Паника!
Написаны кусочки правил и про донжон, и про культуру этих чёртвых кхемрей, и про алхимию в полный рост. Давно всё написано. Вовремя. И только в субботу Хима заметила, что про магию она забыла. Про великую кхемрёвскую магию, будь она неладна. К воскресенью со всей кхемрятиной вроде разделалась.
Маски покрашены, стразы на оплечья поклеены, оплётка рукояток копешей сделана.
Лаборатория Руки-крюки при поддержке студии дизайна Питер Стайл видимо будет продолжать свою работу уже на полигоне.
Между тем, остались ещё тонны непаханного текста. Сон — это роскошь. Прости, Морфейчик, не до тебя.
Уютный холивар — отличный повод пообщаться со старыми и давно забытыми знакомыми.
Темы стары как ДнД и заезжены как пластинка Beatles.
1. Четверка vs Три-с-половиной. Продолжение.
2. DnD vs GURPS forever.
3. Зачем нужны другие системы, когда есть GURPS? GURPS заменит всё.
4. Система элайментов — зло или ещё большее зло?
5. Кто любит циферки и зачем они нужны?
6. Словеска — это не игра, а баловство.
7. Старые добрые времена, когда монстра была монстрее, а экспа экспее.
8. Девочки и настольные РПГ. Как вариант, просто «Девочки».
9. Исконно русские ролевые игры, не имеющие западных аналогов.
10.Старый Мир Тьмы — это не то, что Новый Мир Тьмы.
11. Большая модель или культисты не дремлют.
12. А я сделаю своё ДнД с шахматами и гетерами.
13. Полёвщики, настольщики и бордгеймеры — три разных расы, живущие на разных планетах. Иногда две из них объединяются для наезда на третью.
Мне досталась дрим-роль, о которой я, честно говоря, даже и не думала мечтать. Я сыграла Гекату. Геката — пожалуй, моё самое любимое женское божество в античной мифологии. Я догадывалась, что где-то будет подвох. И мои опасения оказались верны.
У Гекаты, как известно, три лица. Два из этих лиц были загружены одним мастером. Третье лицо грузил другой мастер. В итоге ещё до игры пришлось устраивать несколько жёстких мозговых штурмов, чтобы привести наше гекатское мировоззрение к общему знаменателю, что нам почти удалось, но не по всем вопросам.
Чтобы Геката меньше путалась в происходящем, было принято решение взять с собой рации. И это эпическая победа. Геката в любой момент могла посоветоваться с другими своими лицами, не отходя от места событий, а также узнать новости и скоординироваться. Идея не особо гениальная. Её эксплуатируют многие годы. И от этого становится странно, что раций не было у мастеров. Мобильник не заменяет рацию, потому что он поедает деньги и быстро садится. Попытки дозвониться до мастеров по мобильнику Люта всегда оканчивались полным фиаско. Игротехники, которые разносят новости по стоянкам — это забивание гвоздей микроскопом. И очень медленное средство оповещения.
Убедилась ещё раз, что не бывает полуигротехнических ролей. Роли бывают либо игротехнические, либо неигротехнические. Наверное, было бы удобнее для всех сделать Гекату полноценным игротехником и снабдить её информацией по всем квестам, которые хоть как-то связаны с кладбищем, тартаром и т.п. Это минимизировало бы количество косяков, непонимания и пробежек от мастерки и обратно с уточнениями нюансов. А то у нас был что не проситель, то вопрос к мастерам. Посетителям, надеюсь, было хорошо. А наша игра зачастую сводилась к «выслушал просителя — сбегал к мастерам — ответил просителю». При том что просители приносили очень богатые жертвы и зачастую были угодны богине, то просто послать их лесом было нельзя. Вопрос не в том, что мне не нравится быть игротехником. Я очень люблю игротешить, и у меня достаточно богатый позитивный опыт в этой сфере, но для этого мне нужна полнота информации, иначе получается ни два, ни полтора.
У нас возникло несколько нестыковок с мастерской волей, которую мы просто-напросто попрали. Во-первых, лабиринт для просительниц был открыт не только ночью, но и днём, потому что игроки играют днём, а ночью они зачастую спят или занимаются совершенно другими делами. Во-вторых, мы ввели несколько элементов произвола, когда мы категорически устали бегать к мастерам (после нашей охоты вылечили «в ноль» всех, кто дошёл с нами до конца охоты, сменили пол одному юному ахейцу, который прошёл через лабиринт, прокляли героя во время охоты и т.п.) и только на утро поставили мастеров перед фактом, но, к счастью, эти факты мастеров вроде бы не огорчили. Впрочем, выбора у нас не было, потому что мастера тоже люди и ушли спать сильно раньше, чем у Гекаты закончилась ночная игра. Отсюда вопрос: зачем обязывать кого-то выполнять ключевые функции ночью, не давая этому кому-то полных игротехнических полномочий, когда все, кто могут отвечать на вопросы как нормальные люди ложатся спать? В итоге Геката в какой-то момент вместе с жрицей Тартара и парой других персонажей на весь остаток ночи встала в глобальный стоп-тайм.
Тартар. До игры нас упорно грузили на то, что Геката — нейтральная богиня. В понимании Тартара мы запутались ещё до игры, но это ладно. Стало быть, Геката в равной мере не хочет ссориться ни с Тартаром, ни с Олимпом, а Олимп и Тартар не трогают её. Мы наивно предположили, что разборки с Тартаром — это удел богов Олимпа, а мы тут с краю постоим и посмотрим. И что же мы обнаруживаем на игре? Каждый второй жрец Гекаты и каждый второй потомок Гекаты тем или иным образом связан с Тартаром. То есть Тартар очень конкретно и прицельно отнимает у Гекаты то, что по праву принадлежит ей. И о каком нейтралитете тут можно говорить? В этом, конечно, есть некая логика, но тогда не стоит говорить о каком-либо нейтралитете. Геката безусловно была рада внезапно Ехидне (хотя своей внучке Поликсене она была бы рада больше), но всё остальное утартаренное пришлось судорожно откручивать от Тартара, перепосвящать себе или просто тупо убивать. Большинство желающих разобраться со своими проблемами с Тартаром тоже хлынуло к Гекате. В итоге Тартар стал в основном проблемой Гекаты. Слава богам Олимпа, что где-то на другом конце полигона был ещё Асклепиад. Из разговоров с другими богами Олимпа становилось понятно, что у них проблем с Тартаром вообще нет. Хорошо, что маленькие гиганты убили жрицу Афродиты. Мы донесли до Афродиты мысль о том, что её жрицу убили гиганты, и тогда Афродита впала в ярость и пошла с одним из ликов Гекаты ловить этих гигантов (гекатско-афродитский каток, не иначе). Гигантов было очень жаль, но они уже совершили убийство. Да и Афродита алкала мести, так что выбора не было.
Итого…
Что не понравилось?
— Администрирование. Игротехников можно было бы использовать эффективнее. Хождение информации по полигону можно было бы оптимизировать. Все важные правила должны появляться в общем доступе не в последнюю неделю перед игрой. И уж тем более не должны критически меняться по ходу игры.
— Полигон. Ладога — это восхитительно. Шум волн — это прекрасно. Но риск сломать ноги, выколоть глаза и навернуться со склона постоянно нависал над троянцами и ахейцами дамокловым мечом. И машины, которые встали посреди полигона тоже не сильно радовали глаз.
— Единство мировоззрения. Иногда казалось, что мастера видят свою игру очень по-разному. И если один мастер говорил «категорически нет», то другой мог радостно сказать «да!» на одну и ту же идею.
— Геката оказалась внезапно игротехником. Но это не беда. Беда в том, что у Гекаты не было игротехнических полномочий и полноты информации.
— Дионисии. Это отличный праздник. От него все в восторге. Дионис молодец (это я без всякой иронии)! Но это праздник, который закономерно перерастает в пьянку. И когда во время дионисий ты видишь еле стоящего на ногах человека, от которого пахнет вином, ты не вполне понимаешь, отыгрывает ли он свою роль. Или это действительно пьяный неадекват, от которого непонятно чего ждать (к сожалению, таковые встречались и на игре, и после игры). Возможно, Дионисии с обширными возлияниями были бы достойным финалом игры. Впрочем, это вопрос спорный.
— Девизом игры стала фраза: «А почему нам об этом сказали?» Слышала я её от многих игроков и при разных обстоятельствах.
Ну и, пожалуй, соглашусь с Тринити по поводу Олди.
Что понравилось?
— Кастинг. К игрокам в большинстве случаев никаких претензий. Яркие образы, красивые костюмы, чудесный отыгрыш.
— Готовность мастеров воспринимать и пропускать внезапные идеи вроде путешествия в царство мрачного Аида. Игрокам вроде бы понравилось по итогам.
— Большое количество игровых завязок, бережно прописанные родственные отношения и любовные линии.
— Дионисии. Практически не присутствовала на них, но слышала музыку и рассказы. Поговаривают, что это было здорово.
В общем Геката работала в режиме «свободная касса», но это не так уж плохо. Кладбище оказалось весьма оживлённым местом.
Самое продуктивное время для Химы — последняя ночь перед…
Побольше бы таких ночей, Хима бы горы свернула… и закончилась на этом.
В данный момент у Химы в голове мешанина из античной мифологии, киберпанка и фрагментов кулинарного шоу.
А теперь, ребята, я покажу вам, как готовить мой любимый вирус. Он называется «Китайский троянский конь с лимонным сорго и клюквенным соком».
Настроив небо на мёртвый канал, еду на «Трою».
Некоторое время назад Хима написала Дженне Морэн по поводу картинок (там был некий скандал, если кто помнит). И Дженна внезапно ответила. Не знаю, повод ли это гордиться или плакать, но пара химиных картинок попала-таки в рулбук Нобилис. И теперь, когда рулбук издан, Хима получила право на свою pdf и попыталась этим правом воспользоваться. Когда Хима уже была готова сообщить некоему сетевому ресурсу, что она хорошо подумала и собирается воспользоваться своим правом, сеть вылетела во всем районе. Что-то я опасаюсь повторять попытку.
Дикие миры, дикие карты, дикие варвары, дикие приключения, дикие сказки, дикие испытания, дикие сюжеты, дикие проверки на прочность, дикие монстры, правила по дикости, дикие ведущие и дикие игроки. Нужное зачеркнуть, ненужное удалить, ещё раз увижу слово «дикий», буду дико беситься.
Вот такой вот дикий гон.
Хима приехала с Ролекона и наконец собралась с мыслями.
Что я могу сказать? Мы все в полной мере почувствовали «жар драконьего пламени» во всех смыслах.
Полтора месяца на подготовку — это, считай, вообще не срок. Тем не менее, конвент состоялся, и это был именно конвент, а не сборище непонятного народу с невнятной целью.
Что понравилось?
— Очень слаженная команда организаторов. Предусмотрено было почти всё. И сайт, и дизайн, и значки, и помещение, и программа, и регистрация, и даже какое-то количество еды. Удивительно, как они всё успели да ещё и не рассорились в процессе!
— Внятный тайминг. Если было сказано, что событие состоится в определённое время, то событие не заставляло себя ждать в течение двух-трёх часов.
— Красивые стенды и презентации. Полагаю, тут фотографии и видеозаписи скажут больше, чем слова.
— Столы, которых было предостаточно, для того, чтобы все за ними уместились. Никого не запихнули в какое-нибудь тесное неуютное помещение без окон.
— Большое количество мастеров настольных ролевых игр и не меньшее количество ведущих бордгеймов. Можно было посмотреть, прикоснуться, поиграть, составить своё впечатление о той или иной игре. Можно было купить приглянувшиеся вещицы прямо на месте. А также поспорить о вкусах и просто поболтать.
— Реконструкторы весьма разнообразили программу, позволив настольщикам повонзаться друг в друга.
— Я не участвовала в турнире ДнДшников, но успела поболеть за одну из команд и пожалеть, что у самой не было возможности поучаствовать. Чёртово Фиаско!
— Огромное количество действительно приятных людей. Обычно сборище ролевиков вне ролевой игры вызывает у меня желание убежать подальше. А тут совсем другая история. Приятно видеть столько располагающих к себе людей. Также было здорово увидеть некоторых жителей Имажинарии в живую и убедиться, что они действительно кавалеры и дамы. Некоторое количество полевых игроков прокралось инкогнито на этот праздник настольной жизни, но я узнала их!
Что несколько огорчило? Помимо жары, разумеется.
— Очень красивые презентации нивелировались очень слабым проектором.
— Доклады без визуальной презентации слушать из душного зала очень тяжело. О темы и качество докладов можно ломать плюсованые копья до бесконечности (со мной многие не согласятся, но я вообще вижу очень мало смысла в 95% теоретических докладах на конвентах), но даже самая очевидная тема с картинками выглядит куда интереснее, чем без них. Анекдот про слайды оказывается очень актуальным в данном контексте.
— Освещение конкурсов. Конкурсы! На этом конвенте было много чудесных конкурсов! Но о многих из них я узнала только на награждении!!! И не только я кстати.
Что я делала на Ролеконе?
Весь этот конвент прошёл для меня под знаком фиаско. В хорошем смысле этого слова. Водила «Фиаски» стахановскими методами. Спасибо всем, кто играл со мной в Фиаско. С вами было здорово! Теперь я могу смело предаваться фиаскометрии. Спасибо Аве и Дориану — нашей чудесной фиасковой команде.
Спасибо организаторам (Ордос, Имир, Мастер-Сет, Дикси, Макс, Дориан, Борис, !!!, Lord of the Hunt, кого забыла? Не хочу никого забыть! Но нигде не нашла списка организаторов), участникам, партнёрам! Надеюсь, что встретимся под «пятой ледяного великана».
Итак продолжаю хронику длинного эпического кампейна. Тема игры «вместе» и тема «логичного и понятного для окружающих отыгрыша» на пике жаркого лета стали как нельзя актуальны. Равно как и тема богатого внутреннего мира игроков и персонажей. Всё это уходит корнями в психологию, а кроной — в философию, и, как правило, объясняется простейшими формулами класса «А Стикс впадает в Астральное море».
Очередная порция осколков, выдернутых из контекста, но вроде бы и без контекста понятных.
Клод (Аве) — артифишер, представитель фракции Атар и большой затейник в плане непоклонения богам.
Имра (Ло) — ещё один артифишер и представитель фракции Атар, сама логика и рациональность.
Ами (Вайлдмейдж) — неизменная паладинка, кажется, Сьюн.
И всякие неписи:
Мортам — один Дасти, который принёс разные новости и сплетни.
Джастин — некий недобрый ревенант, который путешествует с партией.
Дориан — маг-иллюзионист, структурирующий воображаемое пространство, Сайнер и просто хороший человек.
Морган — аутсайдер, которого назначили Гермесом. А, может, он и есть Гермес.
Джи — некий непонятный селестиал-казуист, который претендует на роль главного злодея истории.
И другие…
Клод: На Форуме творится безобразие, так что не ходите туда.
Гекуба: Да-да, там оргия.
Имра: Так оргия или безобразие?
Мортам: И, стало быть, Афродита, Эрот и Танат отправились на Олимп, чтобы разобраться, что там происходит.
Клод (в сторону): Какая фрейдистская компания.
Танат: Мне предстоит многое тебе рассказать о смерти.
Племянница Харона: Только, пожалуйста, не надо рассказывать мне, как умирают цветочки.
Мортам: Когда у Таната родился сын, он попросил отнести его на воспитание Кали. Но поскольку вестником тогда был Гипнос, который спал на ходу, он перепутал Кали с Калипсо. Поэтому Танатид такой хрупкий и ранимый.
Клод: И вы устроили пьянку в саду Харона.
Морган: Это была не пьянка, а мистический ритуал.
Клод: Мистическая ритуальная пьянка в саду Харона.
Имра: У Джи есть рог Хеймдаля. И на Сигиляриях внезапно появилась какая-то агрессивная нежить.
Ами: Там была нежить Оркуса, которую Джи уничтожил.
Имра: Откуда ты знаешь, что это была именно нежить Оркуса?
Ами: Ну так Джи сказал.
Около гермы вы видите нищего.
Ами: Детект ивел.
Клод: Детект кричер тайп.
Хима: Злая нежить.
Ами: Добрый день, сэр.
Клод (в сторону): Ну да, конечно, если перед нами злая нежить, то ей ничего не грозит. То ли дело был бы добрый паладин.
Клод: Почему ты терпишь Джастина? Он же злая нежить!
Ами: Потому что он является представителем дружественной нам фракции Дастменов.
Джастин: Ничего подобного, я аутсайдер. У меня просто есть способность
детектить Дасти.
Ами: Как?
Джастин: Ну я же злая нежить. Если я понимаю, что не могу убить существо, значит, оно Дасти.
Морган: Селестиальный покер запрещён даже в Бааторе. Потому что в него выигрывают только селестиалы.
На Сигиляриях приключенцы сели играть в карты с Джи. Джи вскрывается:
две чёрных восьмёрки, два чёрных туза: «Рука Векны».
Имра: Ну что, уходим?
Дориан: Да, пойдём.
Клод: Подождите минуточку, не уходите. Мне тут нужно кое-что проверить.
Дориан (ворчит): Не верю я в эту вашу минуточку. Опять что-нибудь
случится. Никаких «на минуточку» в общем. Пойдём, Имра.
Клод: Ну на минуточку, а потом пойдёте, куда хотели.
Имра: Ладно, давай посмотрим.
В течение минуточки по ряду планарно-политических причин партия и несколько неписей, в том числе Дориан, оказываются на рушащемся прайме.
Имра: Дориан, клянусь, в следующий раз я буду прислушиваться к каждому
твоему слову!
Имра: Хватит играть в «горячую картошку» ответственностью!
Клод: Я добрый. Ами, сделай детект ивел. Я сниму этот медальон, и ты
увидишь, что я добрый.
Джастин: Да-да, я тоже сниму медальон, и ты увидишь, что я добрый.
Клод: Доктор Джонс, мой лечащий врач, оказывается, селестиал. Я не
могу ему доверять.
Доктор Джонс: Я понимаю, что у жителей нашего города предубеждение
против существ с добрыми намерениями, но он единственный, кто умеет
лечить магическую чуму.
Клод: А-а-а, это добронамеренный селестиал? Тогда ладно. А то у меня
предубеждение против селестиалов. Я привык, что от них одни неприятности.
Имра убил серебряную драконицу по обоюдному согласию. Она сходила с ума от магической чумы, но в момент просветления попросила оборвать её жизнь, чтобы у неё больше не было возможности причинять вред окружающим. Имра, окончив своё дело, оборачивается к эльфийскому магу, который тоже был болен, но ещё не в столь тяжёлой форме.
Имра: Как вы себя чувствуете?
Эльф (посмотрев на тело дракона и немного нервно улыбнувшись): Я себя превосходно чувствую. Просто великолепно! Лучше просто и быть не может!
Клод: Давно пора навести порядок на Лимбо.
Джастин: Лучше бы вам поспешить с ритуалом, а то, кажется, этот городок собирается посетить одно божество. Угадайте, кто такой без глаза, но не Один. Без руки, но не Тир?
Клод: Ты убиваешь только маленьких беззащитных существ, которые не могут тебе ответить.
Джастин: Да-да, меня на дуэль тебе вызвать слабо.
Ами (после некоторого количества рассуждений и бесед на
морально-этические темы): Хорошо, я буду действовать не сердцем, а разумом. Джастин, я…
Джастин: Вызываешь меня на поединок? Я не буду с тобой драться. Сначала я убью тебя, а потом мне придётся перебить всех твоих друзей и родственников, чтобы они не вздумали за тебя мстить. Мне лень разворачивать такую широкомасштабную кампанию только из-за твоего каприза.
Кальпурния (мэр города, переместившегося куда-то на Лимбо, пытается донести до горожан мысль о том, что на самом деле не всё так плохо): У меня для вас множество хороших новостей. Во-первых, порталы и телепортационные круги заработали, так что наш порт опять функционирует. Во-вторых, если к нам и намеревался прийти Векна, то ему придётся изрядно потрудиться, чтобы нас найти. А, в-третьих, наш город теперь находится на Плане Возможностей.