Я бы сказал, что тут кроется не озвученное вслух допущение, что в игры от Пайзо можно играть со строго одним подходом к игре (билдостроению, менеджменту всего вот этого вот и так далее), а если у кого-то подход другой, то они играют НЕПРАВИЛЬНО и самивиноваты.
Это единственная игра, которую я знаю, где битвы с одиночным боссом правильно работают.
Конечно, ведь ковырять босса час реального времени через его резист ко всему (босс уязвим только к адамантиновому оружию, которого у партии, скорее всего, не будет) — это так ИНТЕРЕСНО.
По поводу отступления оно конечно же работает, просто требует к нему подготовится заранее заклинанием, зельем или свитком.
«Отступление работает, если вы к нему заранее подготовились. ЕСЛИ».
Ну вот я играл в… щас вспомню… пять разных официальных приключений — и видел общую тенденцию:
Если вы уже не дерётесь с крысами в подвалах, то ситуация, когда у противника абсолютно ВСЕ числовые параметры (КД, бонус к атаке, спасброски) существенно выше, чем у вас, является абсолютной нормой.
Показатели урона у всех (ВООБЩЕ всех) противников такие, что кастера они укладывают с одного-двух попаданий, файтероида — с двух-трёх. Ваншотнуть партийного кастера на крите (с учётом того, что в ПФ крит — это результат на 10+ выше целевого значения, а не натуральная двадцатка — и см. предыдущий пункт, так что криты у врагов выпадают часто) — милое дело.
У каждого противника есть какая-нибудь гадкая особенность. Например, ситуация, когда у противника резист/иммун буквально ко всему, кроме какой-нибудь конкретной фигни, которой у партии может и не быть (и это не является его ЕДИНСТВЕННОЙ гадкой особенностью), не то чтобы встречается на каждом шагу, но встречается довольно-таки часто.
Официальное приключение по СФ. Начальные уровни (начинали первым, каким закончили, уже не помню). Финальный босс НЕ попадал по нам только на натуральной единице и каждой атакой вносил какое-то совершенно неадекватное количество урона.
Мне лень снова искать то обсуждение, но мастер, как я уже говорил, использовал стоковую карту из интернета, и дверь вела куда-то за край карты, к надписи [UNDER CONSTRUCTION].
Простите, теперь мне вспомнилась одна свежая дискуссия на /rpghorrorstories, где обсуждалась ситуация, когда игрок старательно пытался взломать дверь, которая никуда не вела (мастер использовал стоковую карту из интернета), В ТО САМОЕ ВРЕМЯ, когда остальная партия сражалась с монстрами, и все «более прозрачные намёки» на то, что там ничего нет, считывал как сигналы «ага, значит, там точно что-то есть, нужно только поискать получше!».
Но куда отнести дебаффы и саммоны… нет. Нет. НЕТ. Я знаю, куда это идёт. Это идёт к пяти видам маны и комбинированным заклинаниям! Трёх ман хватит. *берёт остро наточенную бритву Оккама*
Внезапно-внезапно-внезапно, мне в голову пришла безумная идея. Допустим, персонажи в сеттинге обладают… тремя видами маны. Красная — для атакующих заклинаний, зелёная — для баффов и лечения, синяя — для утилитарных. Решить ли это хоть как-нибудь проблему «игроки не знают, какие утилитарные заклинания им понадобятся, но точно знают, что боевые понадобятся всегда, поэтому забивают все слоты разными версиями файрболла»?
Ыыы, отыгрыш бытовухи… Простите, немедленно вспомнилась игра на прошлых выходных, когда мы долго отыгрывали поиск места для переодевания, блин. Даже без злонамеренной подкрутки обстоятельств это так себе удовольствие, а уж если мастер вредничает…
Вот этого у меня не было… но мастер всегда пытался ввернуть ИНТЕРЕСНЫЙ, с его точки зрения, плот-твист. Вроде «у вас пропала служанка — провалилась в портал на какой-то демиплан в шкафу, оставшемся от предыдущего владельца помещения, я же расписал все намёки, на это указывающие, это должно быть ОЧЕВИДНО!».
А ещё был момент, когда он похвалил меня за то, что я действую разумно, использую голову, и благодаря этому преуспеваю чаще, чем мог бы. С учётом того, что на тот момент мой персонаж лишился половины своих союзников (это был сольник) и большей части денежных средств, в этих союзников вложенных, для меня это прозвучало как изощрённое издевательство.
У тех, кто на первой странице информации об игре пишет «Я велик, вы должны заслужить право водиться у меня!», я обычно и не вожусь. Но, понимаешь, половина проблем с игроками и мастерами возникает именно потому, что они об особенностях своего игрового стиля не говорят вслух, считая их самими собой разумеющимися.
Наверное… да, но именно такие мастера обычно не выпячивали это «моя игра поощряет СМЕКАЛКУ, а если ты недостаточно смекалист, у твоих решений будут ПОСЛЕДСТВИЯ». Вообще, когда мастер начинает расписывать, насколько его игра тыдыщь, с высокой вероятностью она будет не настолько тыдыщь, как он заявляет.
… Простите, у меня начались вьетнамские флэшбеки от игр, где меня не то чтобы били по рукам за креатив, просто в одной игре мастер считал, что «нужно дать игроку сделать свой выбор, а потом заставить его об этом пожалеть — так будет ИНТЕРЕСНЕЕ», а в другой меня по рукам не били, просто у меня было стойкое ощущение, что я смотрю катсцены.
«Отступление работает, если вы к нему заранее подготовились. ЕСЛИ».
А ещё был момент, когда он похвалил меня за то, что я действую разумно, использую голову, и благодаря этому преуспеваю чаще, чем мог бы. С учётом того, что на тот момент мой персонаж лишился половины своих союзников (это был сольник) и большей части денежных средств, в этих союзников вложенных, для меня это прозвучало как изощрённое издевательство.