Важно! Это список признаков, каждый из которых НЕ необходим и НЕ достаточен. Но некоторая их сумма приводит к пониманию мной игры как игры ПБТА:
Лёгкость системы
Низкая детализация
Большая роль героя
Буклеты
Каждый — не герой, а Герой
Импровизация
Отсутствие мира
Геймплей через вопросы
Фронты
Ходы игроков (общие и классовые)
2д6
10+, 7-9, 6-
Ходы мастера — без кубиков
Мягкий и Жёсткий
Набор целей (примерно: показывай мир, играй, чтобы узнать, что будет, делай мир персонажей не скучным)
Набор принципов (примерно: не называй своих ходов, обращайся к персонажам, будь фанатом героев, задавай вопросы, держи в напряжении и т.д.)
Я его сюда «приплел» потому, что он написан в книгах правил большинства хаков, которые у меня сейчас под рукой. Я практически цитировал эти книги. Авторы по-твоему что, тоже приплели его зря?
На моей памяти, это отдельный принцип. Даже не принцип, а цель.
так ли необходима игра от 1-го лица? Думаю, необходимости в ней нет. Принцип точно не пострадает, если кто-то будет говорить от третьего, но именно то, на чем принцип настаивает — действия, мысли, слова персонажа, а не механ. Сам я предпочитаю когда игроки комбинируют. Первое лицо здорово обогащает сцены и насыщает их эмоциями. Третье отлично экономит время.
Просто первый озвученный тобой пункт отлично подходит и к гипотетическому принципу игрока: «Говори от первого лица». Ровно те же основания.
А если чуть иначе: просить ли игроков говорить от первого лица всегда, когда это уместно, когда не требуется экономить времени? Ну всякое: «я подхожу и говорю ей» вместо «он подходит и говорит ей».
Мне кажется, второй пункт ты зря сюда приплёл. То, что ты рассказал, обычно содержится в цели вида «Изрыгай апокалиптику» и прочих «Описывай [вставить нужное]». При этом содержательно всячески поддерживаю, что этот смысл важный (как и первый, впрочем).
Заодно — как ты считаешь, нужно ли просить, чтобы игроки описывали свои действия от первого лица? Сходная же тема.
С одной стороны, мне кажется, что так лучше, с другой — что за насилие.
Вот в том и фундаментальное противоречие.
У меня не качественный критерий, а количественный. Не КАКИЕ элементы важны, а СКОЛЬКО их присутствует.
Может, и есть что-то важнее прочих, но пока не вырисовывается.
Какая-то ситуация суперпозиции. Одновременно и синхронизирует, и нет. Да, у всех появляются ожидания, но у каждого свои.
Если есть критерии — да, синхронизирует. Но их нет. Может, вы (или мы вместе) их придумаете, но пока даже близко нет.
Почему тогда, ты пишешь, что формально готов признать, что Кориолис — ПБТА? Реально ты так не считаешь?
Я попробую с другой стороны сформулировать. Почему я готов признать — потому что Кориолис соответствует нравящемуся мне определению, мало ли, что я там считаю. И потому что для меня этот ярлык не очень важен.
Почему не считаю — потому что у меня, как и у всех, есть ожидания. Они, безусловно, субъективны, и более того — неконкретны. Типа, «должно как-то в чём-то быть похоже на АВ». И Кориолис как-то поломал мои ожидания.
А граница, на мой взгляд только в головах людей. Одни игры кажутся мне похожими на ПБТА, а тебе нет. И наоборот.
И более того: когда мы навешиваем ярлык: «это — ПБТА», «Это — не ПБТА» — ничего не улучшается. Ожидания всё ещё в головах, всё ещё разные, формальных критериев нет. Ты навесил ярлык, исходя из своих представлений, а у меня они другие, и я с твоим ярлыком в корне не согласен.
А как сравнивать основания — хрен знает.
Просто подумал и не нашёл ни одного объективного обязательного критерия. Типа, «в игре должно быть это, чтобы она считалась ПБТА». В процентах тоже непонятно как мерить.
И вот как быть?
Ну, в общем-то классические проблемы, когда есть некая канва.
Инструменты работы с этим есть, но я вот сейчас большой список не назову. Да и велик риск удариться в конкретику.
Хм, как-то я в итоге бессодержательно прокомментировал. Прошу прощения.
Ну погоди. Я же про субъективную оценку говорю. Мне кажется вот так.
Формально я готов признать, что Кориолис — ПБТА (у них вроде АВ указан в референсах), но добавлю, что эта система крайне далеко от него ушла.
Я? Вот лично я?
Клинки — да, Кориолис — нет. Субъективно.
Станет ли PbtA D&D 5.0, если сверстать для нее буклеты персонажей? А если написать фронты?
Да хрен знает. Если они скажут, что вдохновлялись ПБТА, то по умолчанию да. Но потом я вчитаюсь и могу поменять своё личное мнение: типа, как-то не слишком похоже. По совокупности факторов, а не из-за чего-то конкретного.
Лёгкость системы
Низкая детализация
Большая роль героя
Буклеты
Каждый — не герой, а Герой
Импровизация
Отсутствие мира
Геймплей через вопросы
Фронты
Ходы игроков (общие и классовые)
2д6
10+, 7-9, 6-
Ходы мастера — без кубиков
Мягкий и Жёсткий
Набор целей (примерно: показывай мир, играй, чтобы узнать, что будет, делай мир персонажей не скучным)
Набор принципов (примерно: не называй своих ходов, обращайся к персонажам, будь фанатом героев, задавай вопросы, держи в напряжении и т.д.)
Просто первый озвученный тобой пункт отлично подходит и к гипотетическому принципу игрока: «Говори от первого лица». Ровно те же основания.
А если чуть иначе: просить ли игроков говорить от первого лица всегда, когда это уместно, когда не требуется экономить времени? Ну всякое: «я подхожу и говорю ей» вместо «он подходит и говорит ей».
Нет ни одного обязательного элемента.
Заодно — как ты считаешь, нужно ли просить, чтобы игроки описывали свои действия от первого лица? Сходная же тема.
С одной стороны, мне кажется, что так лучше, с другой — что за насилие.
У меня не качественный критерий, а количественный. Не КАКИЕ элементы важны, а СКОЛЬКО их присутствует.
Может, и есть что-то важнее прочих, но пока не вырисовывается.
Если есть критерии — да, синхронизирует. Но их нет. Может, вы (или мы вместе) их придумаете, но пока даже близко нет.
Почему не считаю — потому что у меня, как и у всех, есть ожидания. Они, безусловно, субъективны, и более того — неконкретны. Типа, «должно как-то в чём-то быть похоже на АВ». И Кориолис как-то поломал мои ожидания.
А граница, на мой взгляд только в головах людей. Одни игры кажутся мне похожими на ПБТА, а тебе нет. И наоборот.
И более того: когда мы навешиваем ярлык: «это — ПБТА», «Это — не ПБТА» — ничего не улучшается. Ожидания всё ещё в головах, всё ещё разные, формальных критериев нет. Ты навесил ярлык, исходя из своих представлений, а у меня они другие, и я с твоим ярлыком в корне не согласен.
А как сравнивать основания — хрен знает.
Просто подумал и не нашёл ни одного объективного обязательного критерия. Типа, «в игре должно быть это, чтобы она считалась ПБТА». В процентах тоже непонятно как мерить.
И вот как быть?
Инструменты работы с этим есть, но я вот сейчас большой список не назову. Да и велик риск удариться в конкретику.
Хм, как-то я в итоге бессодержательно прокомментировал. Прошу прощения.
Формально я готов признать, что Кориолис — ПБТА (у них вроде АВ указан в референсах), но добавлю, что эта система крайне далеко от него ушла.
Клинки — да, Кориолис — нет. Субъективно.
Да хрен знает. Если они скажут, что вдохновлялись ПБТА, то по умолчанию да. Но потом я вчитаюсь и могу поменять своё личное мнение: типа, как-то не слишком похоже. По совокупности факторов, а не из-за чего-то конкретного.