Оно, может, и удобное, но там очень размытые критерии того, какая система к какой «страте» относится. Особенно это касается мидскула, в который просто впихивается всё, что не нарративное и что не OSR.
Велика вероятность, что при таком подходе у тебя получится плохой воин и плохой дипломат (или вор, или разведчик… всё-таки дипломатию можно чисто на словах отыграть). Таки большинство безклассовых систем подталкивают к минимаксингу, потому что одни навыки (например, фехтование или его подобие) используются гораздо чаще и гораздо нужнее, чем другие (например, какая-нибудь ботаника, или знание шахтёрского дела)И билдостроительство там даже более жёсткое, чем в ДнД.
(В пятёрке я так вообще спокойно могу сделать из воина по классу поэта и музыканта, дав ему предысторию «артист», безо всякого ущерба для боевых навыков. Или студента-авантюриста, взяв предысторию «учёный». А в той же саваге мне придётся тратит на скилы, отражающие его прошлое, очки, которые можно вложить в драку, или в храбрость, или в стрельбу — в то, что, собственно, определяет эффективность героя в бою)
Условно говоря, викинг у нас относится к классу «варвар», «берсерк», «воин» или «пират»?
Варвар, если впадает в ярость, или воин, если полагается на боевое искусство. Точно не пират.
Кстати, в ДнД5 есть такая славная штука, как предыстория. Она даёт тебе 2 навыка + одно небоевые, чисто социальное умение. Если хочешь играть викингом, то это лучше предыстория отразит.
Ты представляешь ДнД 3.5. Или АДнД. В пятёрке тв на первом уровне выбираешь стиль боя, на третьем – архетип, и он определяет, каким воином ты будешь: непробиваемым танком, искуссным фехтовальщиком или магом-воином.
Но это другая проблема, на мой взгляд, с отсутствием классов напрямую не связанная
Как раз связана напрямую. В днд, грубо говоря, тебе дают пакет фишек, часть которых отвечает за твои умения в бою, часть – за небоевые умения. В известных мне бпсклассовых системах тебе предлагают собрать этот пакет самому. Естественно, что взяв только боевые фишки, ты будешь гораздо более эффективен в бою, чем если возьмёшь половину боевых и половину небоевых.
з.ы. Строительство узких билдов в бесклассовых системах, конечно, лечится выдением обязательной свободной черты, отражающей предысторию и навыки, которые герой приобрёл. Но в саваге вот такого нет — черты предыстории есть, но их надо брать, как обычные.
Но бесклассовая система не загоняет тебя в рамки классов.
Бесклассовая система, увы, подталкивает тебя в созданию билдов, очень сильно заточенных под выполнение какой-то одной задачи. То есть воина, который умеет только бить морды, там создавать выгоднее и проще, чем воина, который умеет бить морды и играет на лютне, или там воина-мага. В ДнД с этим полегче.
ДнД 3 загоняла в рамки потому, что ориентировалась на расхожие фентезийные стереотипы. В пятёрке это уже убрали. Ничего не мешает тебе быть хаотично-злым лолодином с клятвой благочестия. Хотя в таком случае тебе придётся либо клятву нарушить, либо алигмент сменить, потому что они противоречат друг другу… А вот хаотично-злой лодоин с клятвой мести очень даже возможен.
И что, тогда этот другой безымянный лучник стал бы убийцей дракона, предводителем людей Озерного города и новым королем Дейла?
Барда не только за убийство дракона выбрали главой, но и за авторитет среди местных. Дядю Толю вряд ли бы выбрали.
Идея некоторой исключительности героя для эпического/героического фэнтези очень важна, разве нет?
Важна. И герои в ДнД — таки исключительны, у них уже на первом уровне больше особых приёмов, хитов, бонусов к урону, чем у прочих. На высоких уровнях могут и дракона одной стрелой завалить.
Впрочем, учитывая, что у Барда была особая, артефактная стрела, вполне возможно, с особенностью «мгновенное убийство драконов», тут даже урон не важен…
Как-то это не очень героически выглядит, разве нет?
…
А потом Бард его последней стрелой добивает?
А почему не героично-то? Пусть хиты снимали безымянные неписи, но герои нехило рисковали своей шкурой.
Надо сказать, если представлять всю ситуацию в рамках той же бесклассовой саваги, выглядит всё ещё менее героично: «у него просто кубик пять раз взорвался, и вообще он чёртов минимаксер, который сразу прокачал себе драку на д12 и взял только боевые фиты».
В бесклассовых поинтбаевых системах эти проблемы практически не возникают.
В системах типа фейта-- может быть. А в пойнтбаевых системах, где нужно набирать себе всякие черты, качать навыки и пр., она никуда не девается. Там, чтобы твой воин был эффективен, тоже нужно взять определённый набор фитов, а шаг влево-шаг вправо от билда значительно снизит его эффективность. Более того, там возникает проблема, когда хочешь взять какую-то небоевую черту, потому что это означает, что ты должен пожертвовать частью своей эффективности в бою. В ДнД 5 и 3.5 такой проблемы нет: там есть фиты и есть умения, и если фиты касаются прежде всего боя, большинство умений на него прямо не влияет. То есть ты можешь брать боевые фиты + прокачивать убеждение — и у тебя получится воин/дипломат. А вот в саваге или седьмом море ты должен каждый раз выбирать, что возьмёшь — социальную фичу или боевую фичу. И если ты сделаешь несколько выборов в пользу социальных фич, твой воин уже будет менее могучим, чем, скажем, воин Толи, который развивал только боевые характеристики.
з.ы. Кстати, в 3.5 прокачанные акробатика и обман позволяли сделать воина, который уже на 1 уровне может что-то, кроме как просто бить. А в пятёрке уже на 1м уровне можно выбрать боевой стиль, а если взял человека — и фит, дающий особые приёмы с оружием. Ту же меткую стрельбу, которая позволит стреляить в голову. Я уже не говорю о выборе архетипа но 3м уровне, который как раз позволяет сделать тебе из воина воина-кастера, тупо танка, или парня, умеющего в разные приёмы.
См. выше — хиты толкуются широко. На ДМчике я вообще встречала толкование "Если у вас сняли хиты, но не опустили их до нуля, значит, вам не нанесли значительных ранений: у вас царапина, отколот кусочек рога, или вы в последний момент успели увернуться, но потратили на это силы и концентрацию". То есть герой, который укладывает кучу орков, вполне может «терять хиты», пусть орки фикшне по нему не попадают; и когда он драматично получает стрелу в грудь и падает, это значит, что орк-лучник снял последние два хита.
Нечто среднее между сюжетной бронёй и выносливостью.
Поэтому, когда твоему персонажу сносят n хитов стрелой, но он ещё стоит, это называется «ему стрелой слезка поцарапали ухо», или «стрела торчит у тебя из плеча, но тебе пока норм, адреналинчик и всё такое».
Выбор, что делать — есть. Но ты не можешь использовать скил, которого у тебя нет. Разница в том, что в одних системах прицельная атака доступна сразу, а в ДнД тебе для этого нужно иметь соответствующее умение. Иначе твой персонаж недостаточно хорошо умеет делать прицельные выстрелы, чтобы это имело какой-то эффект.
Я говорю о том, какие решения принимает игрок в ходе игры
Во время игры ты можешь выстрелить врагу хоть в голову, хоть в колено, другое дело, что это, если у тебя нет соответствующих фитов, не будет иметь игромеханического эффекта.
В саваге модификаторов вряд ли больше, чем в D&D.
По сравнению с пятёркой — больше. Плюс больше разных особых манёвров, доступных всем, и обрабатываются они куда сложнее.
*в панике забивается под кровать* И после ЭТОГО бояться ДнД?! Серьёзно?! СЕРЬЁЗНО?!
А если по существу. Да, система с хитами в ДнД такая, что ты редко можешь уложить врага с одного удара. Мне боёвка в нём всегда казалась похожей на JRPG, в то время как, например, савага напоминает экшн РПГ. Тем не менее, это не баг, а фича. ДнД отражает реальность эпического (или хотя бы близко к оному) фентези, где ты НЕ МОЖЕШЬ убить злого лича с одного удара, а должен превознемогать, просто потому что не рядовая вражина. То есть твой герой может выстрелить ему в голову, однако если у него нет шансы снести все хиты одним выстрелом — значит, лич в последний момент использовал свою тёмную магию и стрела ему вонзилась, скажем, в ключицу. А вот когда ему кто-то сносит последние хиты, то да, он пафосно сносит ему голову. Стрелой. Шутка )
(Насчёт players agency — оно тут сильно зависит от роли. Убить одним ударом, незаметно подкравшись — это скорее к плуту. Рейнджер — это другой архетип, и он крут в другом. Хотя я за них никогда не играла, и, скорее всего, есть какой-то подкласс, который делает из него офигенного снайпера. А вот маг, при грамотном обращении с заклинаниями, может некисло подпортить жизнь врагам, если атакует первым.)
Если ты к этому не привык, ну… Это норм? Я вот к боёвке саваги никак не привыкну, и создаю исключительно саппортов-хилеров. Просто потому что подсчитывать кучу бонусов и штрафов, выясняя, какая позиция удобна для стрельбы, мне лениво.
Не спасает. Но там развитие небоевых навыков не идёт в ущерб боевым.
(В пятёрке я так вообще спокойно могу сделать из воина по классу поэта и музыканта, дав ему предысторию «артист», безо всякого ущерба для боевых навыков. Или студента-авантюриста, взяв предысторию «учёный». А в той же саваге мне придётся тратит на скилы, отражающие его прошлое, очки, которые можно вложить в драку, или в храбрость, или в стрельбу — в то, что, собственно, определяет эффективность героя в бою)
Варвар, если впадает в ярость, или воин, если полагается на боевое искусство. Точно не пират.
Кстати, в ДнД5 есть такая славная штука, как предыстория. Она даёт тебе 2 навыка + одно небоевые, чисто социальное умение. Если хочешь играть викингом, то это лучше предыстория отразит.
Как раз связана напрямую. В днд, грубо говоря, тебе дают пакет фишек, часть которых отвечает за твои умения в бою, часть – за небоевые умения. В известных мне бпсклассовых системах тебе предлагают собрать этот пакет самому. Естественно, что взяв только боевые фишки, ты будешь гораздо более эффективен в бою, чем если возьмёшь половину боевых и половину небоевых.
Бесклассовая система, увы, подталкивает тебя в созданию билдов, очень сильно заточенных под выполнение какой-то одной задачи. То есть воина, который умеет только бить морды, там создавать выгоднее и проще, чем воина, который умеет бить морды и играет на лютне, или там воина-мага. В ДнД с этим полегче.
ДнД 3 загоняла в рамки потому, что ориентировалась на расхожие фентезийные стереотипы. В пятёрке это уже убрали. Ничего не мешает тебе быть хаотично-злым лолодином с клятвой благочестия. Хотя в таком случае тебе придётся либо клятву нарушить, либо алигмент сменить, потому что они противоречат друг другу… А вот хаотично-злой лодоин с клятвой мести очень даже возможен.
Барда не только за убийство дракона выбрали главой, но и за авторитет среди местных. Дядю Толю вряд ли бы выбрали.
Важна. И герои в ДнД — таки исключительны, у них уже на первом уровне больше особых приёмов, хитов, бонусов к урону, чем у прочих. На высоких уровнях могут и дракона одной стрелой завалить.
Впрочем, учитывая, что у Барда была особая, артефактная стрела, вполне возможно, с особенностью «мгновенное убийство драконов», тут даже урон не важен…
А почему не героично-то? Пусть хиты снимали безымянные неписи, но герои нехило рисковали своей шкурой.
Надо сказать, если представлять всю ситуацию в рамках той же бесклассовой саваги, выглядит всё ещё менее героично: «у него просто кубик пять раз взорвался, и вообще он чёртов минимаксер, который сразу прокачал себе драку на д12 и взял только боевые фиты».
Лучше всего, конечно, в PbtAВ системах типа фейта-- может быть. А в пойнтбаевых системах, где нужно набирать себе всякие черты, качать навыки и пр., она никуда не девается. Там, чтобы твой воин был эффективен, тоже нужно взять определённый набор фитов, а шаг влево-шаг вправо от билда значительно снизит его эффективность. Более того, там возникает проблема, когда хочешь взять какую-то небоевую черту, потому что это означает, что ты должен пожертвовать частью своей эффективности в бою. В ДнД 5 и 3.5 такой проблемы нет: там есть фиты и есть умения, и если фиты касаются прежде всего боя, большинство умений на него прямо не влияет. То есть ты можешь брать боевые фиты + прокачивать убеждение — и у тебя получится воин/дипломат. А вот в саваге или седьмом море ты должен каждый раз выбирать, что возьмёшь — социальную фичу или боевую фичу. И если ты сделаешь несколько выборов в пользу социальных фич, твой воин уже будет менее могучим, чем, скажем, воин Толи, который развивал только боевые характеристики.
з.ы. Кстати, в 3.5 прокачанные акробатика и обман позволяли сделать воина, который уже на 1 уровне может что-то, кроме как просто бить. А в пятёрке уже на 1м уровне можно выбрать боевой стиль, а если взял человека — и фит, дающий особые приёмы с оружием. Ту же меткую стрельбу, которая позволит стреляить в голову. Я уже не говорю о выборе архетипа но 3м уровне, который как раз позволяет сделать тебе из воина воина-кастера, тупо танка, или парня, умеющего в разные приёмы.
Поэтому, когда твоему персонажу сносят n хитов стрелой, но он ещё стоит, это называется «ему стрелой слезка поцарапали ухо», или «стрела торчит у тебя из плеча, но тебе пока норм, адреналинчик и всё такое».
Выбор, что делать — есть. Но ты не можешь использовать скил, которого у тебя нет. Разница в том, что в одних системах прицельная атака доступна сразу, а в ДнД тебе для этого нужно иметь соответствующее умение. Иначе твой персонаж недостаточно хорошо умеет делать прицельные выстрелы, чтобы это имело какой-то эффект.
Во время игры ты можешь выстрелить врагу хоть в голову, хоть в колено, другое дело, что это, если у тебя нет соответствующих фитов, не будет иметь игромеханического эффекта.
По сравнению с пятёркой — больше. Плюс больше разных особых манёвров, доступных всем, и обрабатываются они куда сложнее.
*в панике забивается под кровать* И после ЭТОГО бояться ДнД?! Серьёзно?! СЕРЬЁЗНО?!
А если по существу. Да, система с хитами в ДнД такая, что ты редко можешь уложить врага с одного удара. Мне боёвка в нём всегда казалась похожей на JRPG, в то время как, например, савага напоминает экшн РПГ. Тем не менее, это не баг, а фича. ДнД отражает реальность эпического (или хотя бы близко к оному) фентези, где ты НЕ МОЖЕШЬ убить злого лича с одного удара, а должен превознемогать, просто потому что не рядовая вражина. То есть твой герой может выстрелить ему в голову, однако если у него нет шансы снести все хиты одним выстрелом — значит, лич в последний момент использовал свою тёмную магию и стрела ему вонзилась, скажем, в ключицу. А вот когда ему кто-то сносит последние хиты, то да, он пафосно сносит ему голову. Стрелой. Шутка )
(Насчёт players agency — оно тут сильно зависит от роли. Убить одним ударом, незаметно подкравшись — это скорее к плуту. Рейнджер — это другой архетип, и он крут в другом. Хотя я за них никогда не играла, и, скорее всего, есть какой-то подкласс, который делает из него офигенного снайпера. А вот маг, при грамотном обращении с заклинаниями, может некисло подпортить жизнь врагам, если атакует первым.)
Если ты к этому не привык, ну… Это норм? Я вот к боёвке саваги никак не привыкну, и создаю исключительно саппортов-хилеров. Просто потому что подсчитывать кучу бонусов и штрафов, выясняя, какая позиция удобна для стрельбы, мне лениво.