В этом отличие богов от фейри. Боги — они в общем-то подобны людям, только круче.
А фейри — это старинная версия лавкрафтовских ужасов. У них всё не как у людей.
А это зависит от эпохи и культуры. У гримлян буквальное «ты мне — я тебе» с калькуляцией ништяков было в принципе основой всей религии (и, собственно, поэтому она как актуальная религия и закончилась — тупо стало очевидно, что в ответ ништяков прилетает сильно меньше). С другой стороны, у бесписьменного народа не факт, что в принципе есть возможность точно подсчитать, кто кому и сколько ништяков должен.
Плюс может иметь место престижная экономика (в рамках которой считается нормой при отдаривании дать больше, чем тебе дали, или иначе бесчестие и зашквар), либо обмен может быть заведомо неравноценным. Для варварского царька отдать фейри седьмую дочь от третьей наложницы в пятом ряду даже выгодно, т.к. от нее все равно нет никакой пользы до тех пор, пока замуж не выйдут все ее сестры; в равной степени и у фейри, возможно, с чудесными мечами ходит вся знать, а волшебные коровы есть у каждого второго, а вот халявные девушки на дороге не валяются. Сюда же ситуация вроде древнеегипетской, когда царь может аккумулировать в своих руках огромные ресурсы, но большая их часть при этом поступает в натуральном виде, и выгоднее потратить полученные таким образом зерно, мясо и пиво на прокорм строителей, возводящих очередной храм (плюс всяческие налоговые и правовые льготы, самоуправление и почетный статус царских людей — но ни копейки реального бабла из казны), чем ломать голову над тем, куда еще все это хозяйство можно пристроить пока оно не сгнило на складе или его не съели мыши. Там у жертвователя расходуемые на жертву ресурсы в определенном смысле бросовые, и его устроит сколь угодно неравноценный обмен.
Зависит от фэнтези. В условном Арк-Морпорке они ни разу не лишние. Да и например в куче урбан фентези сеттингов или даже в темном и не очень фентези а-ля Сапковский например.
Фэнтези вообще очень растяжимый жанр и в целом почти нет ничего, что однозначно не имеет места в нем.
Боги играют в менеджмент последователей, балансируя между, с одной стороны, прибылью силы с неизбежными потерями в личном составе (принесёнными в жертву, зохаванными лично или спятившими от страха) и, с другой стороны, сохранением поголовья и борьбой за популярность с другими культами (раздача части силы своим жрецам и попытки сделать пугающие ритуалы одновременно притягательными).
Вокруг этого можно немало сюжетов накрутить, как мне кажется…
ЕМНИП, у какого-то там аборигенного племени ответный подарок должен быть нм в коем случае не равен по ценности исходному — пока одна сторона должна что-то другой, неважно кто кому, между ними есть отношения, а вот выравнивание баланса в ноль — «я больше не хочу с тобой общаться никогда»
Э, тут надо аккуратно с терминами: как только начался учёт «ты мне — я тебе» c калькуляцией ништяков вместо взаимного уважения, это уже не подарки. А такое с Той Стороной согласно типовому сюжету опасно: бухгалтерски безупречный отдарок оборачивается бедами, а вроде непропорциональное от чистого сердца запросто может сыграть в плюс бедняку.
Скорее что озера — это локальные врата в потусторонний мир, как в ирландской мифологии, и там живут в том числе и гномы. Соответственно, добрый лорд с ними дружит, потому периодически получает в подарок то меч из озера, то волшебный скот, то еще что (и, разумеется, сам при этом чем-то отдаривается). У злого лорда из озера вместо чудесных мечей и волшебных коров выходит Дикая Охота и разоряет его земли.
P.S.: а вообще получается, по сути, обычное язычество с жертвоприношениями для всякой хтони в обмен на разного рода ништяки.
Если подумать, это значит, что лорд милостливо позволил жить в озёрах чудесным кузнецам. То ли есть порода гномов, которая приспособилась жить под водой, то ли русалки на самом деле мастера ковать и зачаровывать оружие.
А фейри — это старинная версия лавкрафтовских ужасов. У них всё не как у людей.
Так вся Илиада про то. Принесем в жертву 100 бков, нам в ответ благосклонность богов в битве)
Плюс может иметь место престижная экономика (в рамках которой считается нормой при отдаривании дать больше, чем тебе дали, или иначе бесчестие и зашквар), либо обмен может быть заведомо неравноценным. Для варварского царька отдать фейри седьмую дочь от третьей наложницы в пятом ряду даже выгодно, т.к. от нее все равно нет никакой пользы до тех пор, пока замуж не выйдут все ее сестры; в равной степени и у фейри, возможно, с чудесными мечами ходит вся знать, а волшебные коровы есть у каждого второго, а вот халявные девушки на дороге не валяются. Сюда же ситуация вроде древнеегипетской, когда царь может аккумулировать в своих руках огромные ресурсы, но большая их часть при этом поступает в натуральном виде, и выгоднее потратить полученные таким образом зерно, мясо и пиво на прокорм строителей, возводящих очередной храм (плюс всяческие налоговые и правовые льготы, самоуправление и почетный статус царских людей — но ни копейки реального бабла из казны), чем ломать голову над тем, куда еще все это хозяйство можно пристроить пока оно не сгнило на складе или его не съели мыши. Там у жертвователя расходуемые на жертву ресурсы в определенном смысле бросовые, и его устроит сколь угодно неравноценный обмен.
Фэнтези вообще очень растяжимый жанр и в целом почти нет ничего, что однозначно не имеет места в нем.
Вокруг этого можно немало сюжетов накрутить, как мне кажется…
P.S.: а вообще получается, по сути, обычное язычество с жертвоприношениями для всякой хтони в обмен на разного рода ништяки.
соплях и изолентеописаниях и пафосе и работает не героем, а клоуном.