+779.60
Рейтинг
57.45
Сила

Dragomir

По ссылке всего лишь очередное исполнение коронного номера, очень популярного в рунете. Называется он «Ёб твою мать, мудак, хули ты матом-то, блядь, ругаешься?».

В общем, ничего нового. ©
Вообще Авентурии почему-то везёт на неадекватов (это сугубо имхо), при том начиная с авторов официальных модулей.

Ну например та же самая нордическая трилогия под DOS, часть третья aka Realms of Arkania 3: Shadows over Riva.

Там, например, была «отличная шутка» вида «ну… в общем ваш персонаж достаёт из бочки гнома… гном сгнил… вас всех тошнит от этого зрелища… прямо на себя, да… харизма уменьшается на 5». При том эта шутка в разных вариациях была повторена неоднократно. Например, можно было вдобавок ещё измазаться в дерьме гномского ребенка, шаря в поисках чего-то ценного (в кроватях ценное как раз было — почему бы не пошарить в куче тряпок на полу?), а затем ещё и вывозиться в саже, пытаясь раскочегарить кузнечный горн.

С одной стороны это, конечно, нестандартно, но с другой чем-то отдаёт той самой историей про файтера, провалившегося в фуллплейте в деревенский сортир и тому подобными «щедеврами». «Мастера шутят».
Вопрос в том, что партия получит, провалив одну из проверок в последовательных сценах. Если получит «ну и всё тогда» — то у неё справедливо возникнет чувство того, что тут что-то не так. Если же получит сюжетную развилку и новые впечатление — то это уже будет логичным и интересным ходом. Ну, скажем, полез на дракона, грохнулся, пролетел пару уровней в заброшенной шахте (ну, сцена же эпичная, действие непременно происходило на узеньком утесе в подземном гроте) и угодил в паутину. Дракон сказал «тяжелый случай» и ушёл, остальные полезли доставать. А потом его ищи-свищи ещё вдобавок ко всему, дракона-то.

Другой пример. Я посмотрел пару серий «ходячих мертвецов» и они меня в этом плане впечатлили. Потому что с точки зрения постановки модуля всё происходящее — «песочница», а проблемы либо высосаны из пальца, либо персонажи сами же себе их и сделали, при попустительстве мастера, очевидно. Тем не менее, обставленно всё это интересно. У многих мастеров в половине ситуаций, которые происходят с героем (оказался в запертом танке, окруженный толпой зомби) и тому подобных решением было бы что-то вроде «ну в общем… перекидывайтесь, вот», а здесь это превращается в сюжетные повороты. Как бы реализм реализмом, а экшен из чего-то делать надо.
Я тут мимоходом представил вот это всё в стилистике аниме (а логика ВС — это как раз логика аниме)… сделали мой день, как говорится.

Хотя прочтение оставило немного другое ощущение. Будто авторы хотели сделать круто, как-то заполнить культурный вакуум, подружиться с массовым читателем, а под рукой было только ЭТО.

Хотя, если зайти с такого края, вырисовывается реальная проблема, сквозящая ещё с обсуждения славянского фентези. Авторы, очевидно, ориентируются на широкую аудиторию, но при этом достаточно слабо представляют что ж это за зверь-то такой, читатель. И пихают ему то посконность, то клюкву, то ещё в таком духе. То есть ведут себя так, будто насмотрелись клюквы 80-х, только на полном серьёзе, и теперь считают что без самовара с водкой и тому подобных вещей дела не делаются. При том, повторяюсь, на полном серьёзе. Вот что удручает.
Тут в общем-то уже до меня сказали, но я немного переформулирую.

В самой по себе «политике» плохого ничего нет. Более того, даже если её как таковой нет, то её всё равно при желании найдут.

Из плохого, что может быть — это то, что ваша идея может начать ассоциироваться с конспектом каким-нибудь из фриков вроде Резуна, Дугина и им подобных. И, судя по комментам, уже начала. Вот чего следует избегать. Как? Не знаю.
Небольшое пояснение. Я не говорил что зритель не должен верить вообще. Просто есть определенный барьер «неверие (что за бред?)|приятная черта|ох ё… да ну нафиг!», где зритель должен находиться посередине. То есть, после фильма про зомби, теоретически вживаться в предложенную роль, чувствуя выделение адреналина при походе ночью в сельский туалет, а не бежать рыть бункер с запасами на полном серьёзе.

Собственно, наступление кондиции, то, ради чего и смотрят фильмы — это когда человек примеряет на себя всё хорошее (приключение, кристально ясную картину мира, свободу от многих условностей), но при этом даже не задумывается о плохом. О «бытовухе». Например, о том, что если у него реально заведётся полтергейст, то помимо заряда адреналина, да и какого-никакого приключения это чревато банальным хроническим недосыпанием.

Поэтому хороший сеттинг либо не тычет в лицо подобной «бытовухой», либо заранее ставит заглушку (вроде сюжетного иммунитета), либо умело подаёт её как что-то крутое и сеттинговое, переопределяя первоначальный смысл в рамках потребностей сюжета. Скажем, диалап и смешная скорость интернет-соединения — это, с точки зрения пользователя, совсем не круто. Но если представить это как одну из основных сеттинговых особенностей тех самых хакеров из одноименного фильма… это уже другой разговор. Неприятная бытовая особенность превращается в один из колоритных штрихов, только подчёркивающих нужный настрой.
Мера для каждого сугубо индивидуальна. Кому-то может действительно хотеться бояться ездить на лифте. Но я здесь всё-таки немного про другое. Если режиссер пройдётся по чьим-то больным мозолям даже целенаправленно, то его это никак не затронет, по большому счету. Если подобный фокус проверну я по отношению к кому из игроков — может статься, что мне придётся искать другого игрока. А это уже совсем другое дело.
Я не про случаи, когда кто-то воспринял слишком болезненно. Я про то, когда режиссер намеренно стремится перейти этот порог и про его мотивацию.
Если шире — люди не любят тех, кто делает им проблемы, особенно (каламбур) те, о которых их не просили. А режиссёр, преодолевая данный барьер из второго пункта, именно этим и занимается. В медийном пространстве IT-рекламы, например, вообще ни у кого проблем нет. Есть только задачи и их возможные прикладные решения. Потому что товар штучный, продаётся под конкретную фирму и обратная связь есть. Да и отрасль ответственная, а потому нервная. Издержки.

Жанр кино позволяет этим пренебречь. Собирается некий отдыхающий на курорт, проверяет авиабилеты, складывает вещи, параллельно включен телевизор. На экране режиссер. Понимающе оглядывает пляжную одежду, мерзко хихикает и пускает картинку, где хлопает об землю пару лайнеров. Проблема, однако.

Из-за этого недостатка обратной связи (точнее, возможности встать в позу Бондарчука и заявить, что недовольные чем-то на самом деле просто тролли; и это при условии что человек вообще напишет какой-то отзыв, а не плюнет и сделает выводы) в кино своя атмосфера. Поэтому приемы там традиционно «грязнее».

Хорошей иллюстрацией будет «Зеленый сойлент». Фильм неплохой, но в конце в титрах пускают заставку, представляющую собой видеоряд, который по сюжету показывают умирающим добровольным суицидникам. Режиссер, очевидно, хотел таким образом донести нехитрую мысль «любите природу, мать вашу», но вообще так теребить человека за страх смерти — это такая толстота, что не брезгуют этим только сектанты вроде сайентологов. И то не всегда.
Очень зависит от конкретный партии. А точнее — от конкретной реализации и способности к вживанию в роль.

Я как-то решил провести модуль по тому самому™ Равенлофту. С катарсисом, неоднозначными вопросами, сюжетными поворотами, от которых едва партия не распалась, драмой и всеми атрибутами. Не фанат жанра, но решил попробовать. Провёл, получилось неплохо, но по итогу мне почему-то стало так противно, как будто я в реальности что-то неправильное сделал. Хотя я находился в роли мастера, модуль был достаточно средненький, сюжетные ходы я как минимум предполагал, и на стадии проектировки особого отторжения они не вызывали.
Я склоняюсь к мысли, что любому жанру должна предшествовать подготовка. Настрой на нужный лад. Может быть в форме «домашнего задания». Музыка, фильмы и все дела. Я не могу заставить игрока посмотреть ту или иную картину, но всегда могу сказать «ну в общем основная суть как в X». Хотя это не очень «профессионально» и тоже имеет свои нюансы. Проблема по сути в том, что с именитыми франшизами, вроде вампиров, по крайней мере сразу ясно во что играть. С фильмами же могут возникать проблемы.
По сути самое неприятной в такой гипотетической ситуации — это понимание того, что ты чего-то в этой жизни не понимаешь. При том чего-то очень важного. Того, что понимать крайне необходимо. Например, каких-то физических или иных законов вселенной, которые описывают, как такое вообще может быть. Тем не менее человек окончил ВУЗ, живёт не в глуши, считает себя идущим в ногу со временем… и при этом обладает таким провалом в знаниях. В случаях дальнейшего возникновения подобной ситуации — можно сказать, критическим. Получается, «нормальность» — скорее изъян. Материалистическая картина мира и скепсис делает человека беззащитнее, а значит плохие варианты развития событий — не за горами. Отсюда до всяких философских вопросов (например, о месте человека во вселенной) один шаг. А дальше уже и начинается неизведанное.

Человек будет пытаться рационализировать происходящее, но тут ему самое главное (я, разумеется, про персонажа), подкладывать самые «очевидные», но бредовые версии. Вплоть до падения метеорита с инопланетными вирусом. Потому что по сравнению с реальными причинами (насколько слово «реальный» подходит для вымышленного сеттинга) они могут оказаться как раз логичными. Сам хоррор часто строится на том, что у человека просто нет научного аппарата для того, чтобы переработать ту или иную идею, и он поставлен перед фактом, как во сне.

Первоначальное неверие вполне может играть на руку логике повествования. Как в случае с мальчиком, который кричал «волки». Так даже «смешнее». Один раз показалось. Два показалось. На третий человек идёт «разоблачать» реальную аномалию с подхождом «море по колено».
Рецепт прост. Безмятежный пейзаж. Персонаж идёт по каким-то своим делам, мимоходом замечает нечто и тут внезапно понимает, что сюжет какой-то либо особенно колоритного медиапродукта (игра, фильм), вовсю эксплуатирующего тематику ужасов, как бы немного… «по мотивам реальных событий».

Ну например, был такой сон. Пасторальный пригород. Берег реки. Индустриальная «заброшка». И вот решил я зайти под мост. Захожу, поднимаю взгляд, а там в тенечке спокойно себе висят-прохлаждаются барнаклы из HL. Проблема-с.

Другой сон. Мир очень ванильного постапокалипсиса. То есть без разрушения цивилизации и всего такого, так, местами. И вот дернул меня черт побродить по некоей запретной зоне в поисках острых ощущений. Нашёл дом, красивый, двухэтажный. Сразу видно, не открывали с «часа икс». Дверь крепко заперта, на втором этаже окно. Поднялся по водопроводной трубе, а оттуда видно то окно, в который хочется залезть, и ещё одно рядом. Ну решил я заглянуть и во второе. А там спальня. Кровать. На кровати труп. Женский. И видно, что труп уже как бы давно. Я в открытое окно залез, в спальню предусмотрительно решил не ходить — чего инсанити-то ловить на свою голову? И вот побродил, проникся атмосферой старого мира, слезаю обратно, и решил опять в окно спальни заглянуть. И вижу что этот самый труп уже встал и сидит на кровати. Мне, конечно, не до шуток стало.

Первая мысль которая приходит в таких сценах (опционально) — то, что больше читать и смотреть про зомби и прочие прототипы уже как-то не хочется. Настроения нет.

Вторая — просто неприятно что вообще в мире такое есть. Да, под окном того дома стоит мотоцикл, можно сесть и уехать, но где-то в мире же это явление останется. Прецедент-с. А от прецедента до массовости вполне может быть один шаг. И предупредить-то как-то… некультурно, что ли. Подобная ниша давно уже занята. В лучшем случае контактёрами из дурки с сущностью в виде гномика, в худшем — Сарой Коннор в клинике Пескадеро.

Единственная трудность — во сне веришь в это по факту поступающей информации. Как это передать в художественном произведении — большой вопрос. Тут уже в дело вступает реализм в исконном значении этого слова, который про замену восприятия реальности своим собственным, а не про собирание всяких сомнительных моментов. Что-то вроде перегрузки функций в программировании. По сути, многие тексты, в которые готов поверить, из этой серии так и начинаются. Именно с безапелляционной уверенности в реальности происходящего. Складывается чувство, будто такие сакральные вопросы как «а не боян ли?», «поумнее ничего придумать не мог?», «а где логика?» даже не приходят автору в голову, как будто он сам именно видел и хочет предупредить. И тогда веришь вслед за автором даже при отсутствии визуальных образов.
Объективности ради замечу, что понятие авторского мира — крайне широкое.

1. Автор не знает и знать не хочет официальных сеттингов, поэтому выдумывает свой, где действие происходит в темном лесу Дарк, квест даёт кузнец Смит, а вообще всё это находится на территориях некой сферической Империи в вакууме — это авторский сеттинг.
2. Автор пишет что-то «по мотивам», особо не вникая в канон, где главные герои пытаются продать дроида на подуровнях нижнего города, изредка читая «бюллетень корпорации Черка» — это тоже авторский сеттинг.
3. Автор — маньяк от канона, знающий факты, биографии и привычки действующих лиц в трех вариантах (прототип, по книге и по кино), и потому считающий себя вправе писать истинный взгляд на мир (технически даже не вводя отсебятины, а просто меняя акценты), из-за чего толкиновские эльфы занимают экологическую нишу Зла, а особняк Малфоев органично берёт на себя функцию джентльменского клуба «в гостях у Де Сада»? Это тоже авторский сеттинг.
Я джва года ждал Два поста про шедоуран подряд — это здорово.
Ну вообще есть универсальный туториал. А именно почитать талмуды мануалов поставить человека против человека, играть за обоих, анализировать увиденное. Проблема в том, что такое обучение — это уже само по себе задротство и вообще в рамках других игр что-то странное. По части «сложно научиться», тут не то что «сложно»; скорее, «долго».
Просто человек такое существо, все объекты мира для него чётко делятся на «сам видел» и «ну что-то такое там есть». Даже в рамках рационального подхода. Пока то или иное слово не имеет под собой конкретных ссылок на определенные воспоминания — это просто технический термин.
По поводу второго пункта хотелось бы сделать некоторые пояснения.

В общем-то именно поэтому я Лениных-Азатотов, Елизарова, Круза и отечественный кинематограф особо-то и не жалую. Хотя, справедливости ради отметим, что Голливуд с закатом эпохи VHS тоже начал массово штамповать откровенно плохие фильмы, но это уже совсем другая история; для меня они находятся на той же полке, что и всё вышеперечисленное.

Есть такое занятное свойство человеческих когнитивных способностей — «с кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому если читать про Лениных-Азатотов, и смотреть исключительно описанное мною выше кино про глубинку в неприглядном виде, то вскоре начнёшь с удивлением ловить себя на мысли, что все маневры фантазии в очередной раз скатились
до сформированных шаблонов типа сантехника Петровича или сторожа Кузьмича
.
Что в общем-то и есть предмет нашего обсуждения.

К слову говоря, я замечал и полностью обратный эффект. Когда в рамках вдохновения читаешь или смотришь про одну и ту же тему, то вскоре начинаешь «видеть» её в окружающих тебя вещах. Сугубо ИМХО, таковую способность тоже надо воспитывать и прокачивать, как интеллект и мышцы. Чтобы писать хорошую литературу, надо сначала долго читать хорошую литературу. И какие-то свои упражнения у мастеров жанра обычно шли параллельно с этим процессом, а не вместо такового.

Ну и понятное дело, здоровье разрушает нездоровый образ жизни, интеллект — стрессы и тоже нездоровый образ жизни. Осмелюсь предположить, что для творческого восприятия действительности есть точно такие же факторы, взаимодействие с которыми скатывает весь прогресс в обратную сторону.

tl;dr: В общем, фейки какие-то с гламуром и банальностью получились.
Кстати, о птичках, я в своё время прикидывал карту «Мистической России» в рамках мистического мира. Ну не обязательно для ролеплея как есть, может для творческой обработки, но сам факт, что можно и нужно.

Прежде всего на ум приходят Карелия, Ингрия, Кола и те области, благо местами если так смотреть — ну вылитый Скайрим. В том числе не только по локациям, но и по постановке вопроса, если уж совсем в дебри залезть.
Якутия — тут Nuff Said, Горную Шорию при желании можно туда натянуть. Шаманы, нетронутые места, и все дела.
Субарктический пояс на это вообще ложится как родной. Лучшего места для крипоты не придумать.
Алтай, воспетый, пардон муа, горожаниным-с-затваркой. Тоже колоритные места.
Родные просторы, как то Кузбасс, опять таки. При желании разглядеть можно, да и с учётом нагромождения памятников археологии (то есть мест где спортивную прогулку с металлоискателем могут не совсем правильно понять)… ну не знаю, в катакомбы я бы поверил.
Новокузнецк при желании легко трансформируется в индустриальный мегаполис а-ля Питт из Третьего Фоллаута.
Кемерово в общем-то тоже.
Томск… Томск наводит на ассоциации с Равенлофтом. А что, едешь себе на поезде, никому не мешаешь, и тут бац — сначала за окном появляется кладбище, затем елочки ещё эти… туман поутру. Романтика. Архитектура там местами — ну ни дать ни взять Кланвилль. Альма-матер опять же. Так идёшь по главному корпусу, и такое чувство что где-то за портьерой гренадеры-вампиры содомии предаются. Наверное это во мне говорит опыт общения с отделом аспирантуры, которые… ну не то что бы содомиты, но слово из пяти букв ещё те, даром что женщины. Вне контекста от половых предпочтений, разумеется. Ну и упыри в какой-то мере тоже. Ну и плюс город вообще «революционный», для Красной Земли — самое то.

Новосибирск. Про Новосибирск я могу говорить часами, не всегда хорошее, но часами. В том виде «как есть», там легко нащёлкать кадров а-ля Горький-17. Я же его традиционно представлял в виде аркологии-мегаполиса Аврора, который является одноименным административным центром одноименного административного сектора, который неизбежно будет в некоем мифическом будущем. А свой родной город — в виде некоего «Горького-17». Ну и самый цимес как бы в том, что живут граждане будущего в своей аркологии, а под боком… ТАКОЕ. Сценарий начинается, скажем, с крушения некоего летающего аппарата с партией над «запретным сектором Томск-28». Да хоть орбитального шаттла — удачно на посадку зашли, ничего не скажешь.

Про свой город я уже в общем-то всё придумал: в парке — минные поля, на заводе периметр автоматической защиты и система «автоснайпер», подходы преграждает солидная стена из боевой техники, которой когда-то зтот самый периметр хотели проровать. Частный сектор населяют НЕХ. Завод (разумеется, автоматический) в стиле Fallout Tactics — роботы, мистика, и порталы. Радиоактивная зелёная жижа вёдрами. В спорткомлпексе в качалке устроили лабораторию по сборке киборгов (что должно символизировать), в спортзале установили кран-балку и чаны для выращивания мутантов, в бассейн накачали голубой светящейся жидкости с мутагенами и подвели туда же железнодорожную ветку. Куда ездят преимущественно цистерны, кто бы мог подумать. По ту сторону реки на живописном склоне разбита старая артиллерийская батарея, всё ещё нацеленная на определенные точки города, где когда-то открылись порталы^W неважно. Древняя техника всё ещё помнит координаты и может распознать в одном из игроков подходящий генокод для авторизации (ну не просто же их судьба всех туда свела?), а над городом всё ещё висит геостационарная платформа с одной-единственной ракетой, зато какой… Кстати, её можно навести с земли тем самым планшетом, который вы нашли на заброшенной заправке… если найти ещё и ключ. Благо спутник с незапамятных времен выдаёт странную картинку как будто города и нет вовсе… ну… ну… понимаете теперь, ради чего был организован второй прорыв после провала первого, если верить найденным записям?

Это я уже не говорю что порой мне центральная площадь порой видится в антураже а-ля «апокалиптические картины из Терминатора» и «Замок Фордж, который так и не выпустили в Героях».

В общем-то я к чему. Свинья грязь везде найдёт Фантазия — дело такое — там только начать, а там уже само пойдёт.
Но при этом.
1. Самое главное — иметь некое вдохновение, когда где угодно локации для ролеплея видишь. То есть, чтобы, в общем-то, начать.
2. Избавляться при этом от дурной привычки колотиться лбом об Реалистичный Реализм. Проще говоря, больше олдскульного безумия и итсмеджика, меньше перфекционизма и сегодняшней повестки дня, когда если глубинка — то обязательно в том контексте, в каком нам его навязали наши киношники. Со сторожем Петровичем и тётей Глашей.
Комикс есть, и неплохой. А до книги у меня руки не доходили.