Что это за наркомания?! Или о сложностях жанра

Раз уж в соседнем топике обсуждают жанр ужасов, я решил изложить свои размышления чуть более подробно. Всё ниже написанное носит печать моего восприятия и уже потому не может претендовать на универсальный рецепт того как правильно. Это скорее о том, как я вижу вождение и написание подобных материалов.

Что же до «наркоманских» метафор, то ими я никого не хочу оскорбить, просто метафора удачная. И даже в чём-то описывающая механизм действия. Сам я данный жанр уважаю ничуть не меньше, так что любая ирония на этой ниве — в первую очередь, самоирония. Разумеется, любые наркоманские вопросы — преувеличение и художественная ирония, и не в коем случае не что-либо ещё.

На мой взгляд, рецепт хорошего продукта ужасов прост. Для этого надо соблюдать два условия:
1. Пользователь должен верить в происходящее.
2. Пользователь должен выполнять пункт 1 в теплом кресле с чашечкой чая/ведром попкорна и при этом быть в глубине души уверенным в том, что лично его описанные в книге или фильме события не коснутся.
Только тогда наш дорогой представитель ЦА сможет
1. получить заряд адреналина;
2. вовремя остановиться, осознать и вместо волны ужаса ощутить адреналиновый кайф. Приятный холодок.

Суть хоррора именно в том, что адреналин выделяется «не по делу», и тот, кто его выделяет, это прекрасно понимает. Прекрасно понимает, что бежать никуда не надо, резких движений совершать тоже, а вместо этого можно отдаться измененному состоянию сознания и просто созерцать. Думать о чём-то. Вечном может быть.
Скажу больше — когда адреналин выделяется «по делу», это не очень приятно, и чтобы к этому привыкнуть, подобное надо практиковать часто.

Поэтому первое правило простое. Не надо вытаскивать адресата наших посланий из его уютной наркоманской берлоги, где он созерцает открывшиеся ему грани вселенной. Лежит человек на продавленной кушетке, что-то осмысляет, наблюдает за собой — в общем, культурно отдыхает. Если в это время зайти в костюме военкома и, пользуясь измененным состоянием сознания, заявить, что началась третья мировая и кое-кого уже заждались — то человек прекрасный хоррор-мир будет уже не наблюдать, а жить в нём. А это совсем-совсем другое.

Второе правило — не навреди. Иногда, наблюдая за тем, как очередной режиссёр или автор, силясь выполнить пункт 1 вовсю старается разрушить эту преграду из пункта 2, у меня возникает вопрос. Ну пробьёт он головой эту стену, заставит зрителя бояться по-настоящему. Чего он этим добьётся? Ну выработает он у кого-то самый настоящий невроз (что в нашем безумном мире не так уж и сложно), адресат его послания, выйдя из кинотеатра, ещё два года будет пытаться избавиться от навязчивой мысли — а что, если и правда, скажем, самолёт упадёт на его дом, пока тот спит в своей постели? Так вот, этот самый адресат за такой подарок режиссёру спасибо должен сказать? Пойдёт ли он на продолжение этой эпичной картины? Вопрос хороший. Но, гм, что же это это за дилер, после которого клиенты ловят бед-трипы, плются, матерятся, а то и вовсе завязывают?

Собственно, из-за систематического нарушения первого правила и с претензиями на нарушение второго лично мне, например, совершенно не пошли «Эзотеррористы». Я хотел честно понарошку попугаться, может быть даже совсем для проформы, как в кошмарно-вязовой эпопее, а мне вместо этого стали подсовывать какие-то совершенно недетские проблемы, да ещё и с претензией на сопереживание. «Уволят с работы», «а у Вани девственность затянулась», «ничего не добился, а понтов-то», «а вот Вася решил пойти в качалку, а попал в секту а-ля Шлахтер» и прочий Funkter Vogt. Только у Funker Vogt мелодичнее. Гм. А играть-то то во что? И самое главное, зачем в это вообще играть? Если бы мне так хотелось бы ощутить на своей шкуре все прелести низкой зарплаты и связанных с этим мыслей о вечном, я бы до сих пор куковал бы на своей первой работе.

Третье правило я уже в общем-то и озвучил. Не надо бодяжить. Не мешай водку с пивом, а вайт хорс с ягой; потому что первое аукнется на утро, а за второе вдобавок ко всему, ещё и будет стыдно. «Боюсь неизведанного», «боюсь провалиться в сельский туалет» и «боюсь что выгонят с работы» — это три совершенно разных сорта, и если человек любит один, ещё не значит что он любит все остальные. У авторов почему-то обычно наблюдаются с этим определенные проблемы. Либо они мешают в кучу всё, до чего дотянется (два килограмма варенья с килограммом, гм, не варенья), либо, что чаще, бодяжат дорогой сорт «неизведанного» с дешевыми прибавками натурализма и тому подобных вещей. Зачастую так, что от «неизведанного» остаётся одно название, а к прибавкам вырабатывается стойкое отвращение.

Характерная иллюстрация — экранизации Лавкрафта. Многие из его запредельных идей даже не пытаются передать, целиком и полностью концентрируясь на отвратительных присосках, щупальцах и ложноножках. Которые у Лавкрафта так же были, но «лавкрафтовский» хоррор — всё-таки про ломку восприятия и картины мира. По той же самой причине мне не пошла «Зеленая дельта», где с этим делом явно переборщили. Неизведанное необязательно отвратительно, оно может быть даже очень притягательно, но в том и хоррор, что хочется, а нельзя. Точнее, в принципе-то можно, но ничего путного из это не выйдет. Тот самый общеевропейский троп могущества за дорогую цену, который Лавкрафт органично встроил в свои мифы.

Всё вышеизложенное подчёркнуто субъективно. Потому что вокруг много людей, которым нравится и так, как есть. Но вместе с ними много и тех, кто разделяют мою точку зрения, разве что не утруждаются подробными описаниями что зачем и куда, а потому ограничиваются фразой Антона Уральского о людях, которые разрывают ему кайф. Вплоть до характерной экспрессии.

Любой хоть сколько-нибудь талантливый автор пишет и будет писать то, что интересно лично ему. Хоть с присосками, хоть без. В этом основы творчества, и главное отличие произведения «с душой» от типичного плагиата и «литературных негров». Но, надеюсь, с этими рассуждениями кому-то мир станет немного понятнее. И в особенности то, откуда берутся негативные отзывы на то или иное произведение.

15 комментариев

avatar
Замечу из личного опыта, что чтобы хорорр зашел, зрители/игроки должны быть готовы испугаться. Это сознательный шаг, и к нему нужно подвести/предупредить. Я говорю не о «мы сегодня играем в хорорр» (вариант для ленивых), а о расстановке маркеров, четко обозначающих жанр.
avatar
Я склоняюсь к мысли, что любому жанру должна предшествовать подготовка. Настрой на нужный лад. Может быть в форме «домашнего задания». Музыка, фильмы и все дела. Я не могу заставить игрока посмотреть ту или иную картину, но всегда могу сказать «ну в общем основная суть как в X». Хотя это не очень «профессионально» и тоже имеет свои нюансы. Проблема по сути в том, что с именитыми франшизами, вроде вампиров, по крайней мере сразу ясно во что играть. С фильмами же могут возникать проблемы.
avatar
Тут большая беда с «настроением». Многие очевидные же вещи люди интерпретируют совершенно не правильно. Единственно, что могу точно сказать, что в этом вопросе музыка не работает вообще никак, поскольку текстовый посыл часто (мной, например) воспринимается в штыки, а спектр мелодических ассоциаций неожиданно широк. Все это еще раз подтверждает максиму «люби и знай своего игрока».
avatar
У меня по: «Суть хоррора именно в том, что адреналин выделяется «не по делу», и тот, кто его выделяет, это прекрасно понимает» вопрос возник. С фильмами-книгами всё понятно. А ролёвки к этому относятся? Ну то есть если перснажу угрожает постоянная опасность(да ещё по всем канонам ужасов), игрок, играющий за такого персонажа. получает по этой классификации какой адреналин? Настоящий или ложный?
avatar
Очень зависит от конкретный партии. А точнее — от конкретной реализации и способности к вживанию в роль.

Я как-то решил провести модуль по тому самому™ Равенлофту. С катарсисом, неоднозначными вопросами, сюжетными поворотами, от которых едва партия не распалась, драмой и всеми атрибутами. Не фанат жанра, но решил попробовать. Провёл, получилось неплохо, но по итогу мне почему-то стало так противно, как будто я в реальности что-то неправильное сделал. Хотя я находился в роли мастера, модуль был достаточно средненький, сюжетные ходы я как минимум предполагал, и на стадии проектировки особого отторжения они не вызывали.
avatar
Ясно, спасипбо. Промежуточный вывод: для ужастика крайне желательно, чтобы ведущий мог быстро(на лету фактически) править атмосферу игры и затрагиваемую проблематику.
avatar
1. Пользователь должен верить в происходящее.
2. Пользователь должен выполнять пункт 1 в теплом кресле с чашечкой чая/ведром попкорна и при этом быть в глубине души уверенным в том, что лично его описанные в книге или фильме события не коснутся.
Мне не нравится статья в целом, но эти два пункта показывают мне, почему я не люблю ужастики.
Второй пункт не выполняется.
avatar
у меня первый никогда не работает.
avatar
Если шире — люди не любят тех, кто делает им проблемы, особенно (каламбур) те, о которых их не просили. А режиссёр, преодолевая данный барьер из второго пункта, именно этим и занимается. В медийном пространстве IT-рекламы, например, вообще ни у кого проблем нет. Есть только задачи и их возможные прикладные решения. Потому что товар штучный, продаётся под конкретную фирму и обратная связь есть. Да и отрасль ответственная, а потому нервная. Издержки.

Жанр кино позволяет этим пренебречь. Собирается некий отдыхающий на курорт, проверяет авиабилеты, складывает вещи, параллельно включен телевизор. На экране режиссер. Понимающе оглядывает пляжную одежду, мерзко хихикает и пускает картинку, где хлопает об землю пару лайнеров. Проблема, однако.

Из-за этого недостатка обратной связи (точнее, возможности встать в позу Бондарчука и заявить, что недовольные чем-то на самом деле просто тролли; и это при условии что человек вообще напишет какой-то отзыв, а не плюнет и сделает выводы) в кино своя атмосфера. Поэтому приемы там традиционно «грязнее».

Хорошей иллюстрацией будет «Зеленый сойлент». Фильм неплохой, но в конце в титрах пускают заставку, представляющую собой видеоряд, который по сюжету показывают умирающим добровольным суицидникам. Режиссер, очевидно, хотел таким образом донести нехитрую мысль «любите природу, мать вашу», но вообще так теребить человека за страх смерти — это такая толстота, что не брезгуют этим только сектанты вроде сайентологов. И то не всегда.
avatar
А я вот, при всей моей любви к ужастикам, очень не люблю второй пункт. Если сходить после фильма в туалет, то разницы между просмотром фильма и парой часов игры в условную доту не будет, так как попкорн был единственным, что в тебе осталось после просмотра.
avatar
Небольшое пояснение. Я не говорил что зритель не должен верить вообще. Просто есть определенный барьер «неверие (что за бред?)|приятная черта|ох ё… да ну нафиг!», где зритель должен находиться посередине. То есть, после фильма про зомби, теоретически вживаться в предложенную роль, чувствуя выделение адреналина при походе ночью в сельский туалет, а не бежать рыть бункер с запасами на полном серьёзе.

Собственно, наступление кондиции, то, ради чего и смотрят фильмы — это когда человек примеряет на себя всё хорошее (приключение, кристально ясную картину мира, свободу от многих условностей), но при этом даже не задумывается о плохом. О «бытовухе». Например, о том, что если у него реально заведётся полтергейст, то помимо заряда адреналина, да и какого-никакого приключения это чревато банальным хроническим недосыпанием.

Поэтому хороший сеттинг либо не тычет в лицо подобной «бытовухой», либо заранее ставит заглушку (вроде сюжетного иммунитета), либо умело подаёт её как что-то крутое и сеттинговое, переопределяя первоначальный смысл в рамках потребностей сюжета. Скажем, диалап и смешная скорость интернет-соединения — это, с точки зрения пользователя, совсем не круто. Но если представить это как одну из основных сеттинговых особенностей тех самых хакеров из одноименного фильма… это уже другой разговор. Неприятная бытовая особенность превращается в один из колоритных штрихов, только подчёркивающих нужный настрой.
avatar
Проблема в том что сделать так чтоб второй пункт выполнялся усилиями режиссера — почти невозможно. Ну разве что всякие «Чужие» и «Dead Space» пока не сильно актуальны.
Не паниковать после просмотра/прочтения «Хребтов безумия»/«Лангольеров»/«Пункта назначения» — дело в первую очередь полярника/пассажира самолета/водителя, едущего за грузовиком с бревнами.

И наезжать на режиссера из-за того что кто-то испугался страшного фильма сильнее чем собирался — то же самое что наезжать на повара из-за того что беззубая старушка не может прожевать заказанный ей стейк с кровью.
avatar
Я не про случаи, когда кто-то воспринял слишком болезненно. Я про то, когда режиссер намеренно стремится перейти этот порог и про его мотивацию.
avatar
Скажем так: если разбить впечатления от ужастиков на 3 категории:
1) ЭТИМ меня пытались напугать? (фейспалм)
2) Уау. Круто. Я чуть с дивана не свалился.
3) Теперь я действительно боюсь ездить в лифте.

И режиссерам, конечно, очется попасть в (2). Но при этом промахнуться мимо (2) в сторону (3) куда менее опасно для финансов и ЧСВ режиссера чем в сторону (1).

Поэтому из-за нехороших людей которых ничем не прошибешь ужастики стараются сделать пострашнее. А если кто-то после этого заимел реальную фобию — то это отличная реклама ж!
avatar
Мера для каждого сугубо индивидуальна. Кому-то может действительно хотеться бояться ездить на лифте. Но я здесь всё-таки немного про другое. Если режиссер пройдётся по чьим-то больным мозолям даже целенаправленно, то его это никак не затронет, по большому счету. Если подобный фокус проверну я по отношению к кому из игроков — может статься, что мне придётся искать другого игрока. А это уже совсем другое дело.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.