Что это за наркомания?! Или о сложностях жанра
Раз уж в соседнем топике обсуждают жанр ужасов, я решил изложить свои размышления чуть более подробно. Всё ниже написанное носит печать моего восприятия и уже потому не может претендовать на универсальный рецепт того как правильно. Это скорее о том, как я вижу вождение и написание подобных материалов.
Что же до «наркоманских» метафор, то ими я никого не хочу оскорбить, просто метафора удачная. И даже в чём-то описывающая механизм действия. Сам я данный жанр уважаю ничуть не меньше, так что любая ирония на этой ниве — в первую очередь, самоирония. Разумеется, любые наркоманские вопросы — преувеличение и художественная ирония, и не в коем случае не что-либо ещё.
На мой взгляд, рецепт хорошего продукта ужасов прост. Для этого надо соблюдать два условия:
1. Пользователь должен верить в происходящее.
2. Пользователь должен выполнять пункт 1 в теплом кресле с чашечкой чая/ведром попкорна и при этом быть в глубине души уверенным в том, что лично его описанные в книге или фильме события не коснутся.
Только тогда наш дорогой представитель ЦА сможет
1. получить заряд адреналина;
2. вовремя остановиться, осознать и вместо волны ужаса ощутить адреналиновый кайф. Приятный холодок.
Суть хоррора именно в том, что адреналин выделяется «не по делу», и тот, кто его выделяет, это прекрасно понимает. Прекрасно понимает, что бежать никуда не надо, резких движений совершать тоже, а вместо этого можно отдаться измененному состоянию сознания и просто созерцать. Думать о чём-то. Вечном может быть.
Скажу больше — когда адреналин выделяется «по делу», это не очень приятно, и чтобы к этому привыкнуть, подобное надо практиковать часто.
Поэтому первое правило простое. Не надо вытаскивать адресата наших посланий из его уютной наркоманской берлоги, где он созерцает открывшиеся ему грани вселенной. Лежит человек на продавленной кушетке, что-то осмысляет, наблюдает за собой — в общем, культурно отдыхает. Если в это время зайти в костюме военкома и, пользуясь измененным состоянием сознания, заявить, что началась третья мировая и кое-кого уже заждались — то человек прекрасный хоррор-мир будет уже не наблюдать, а жить в нём. А это совсем-совсем другое.
Второе правило — не навреди. Иногда, наблюдая за тем, как очередной режиссёр или автор, силясь выполнить пункт 1 вовсю старается разрушить эту преграду из пункта 2, у меня возникает вопрос. Ну пробьёт он головой эту стену, заставит зрителя бояться по-настоящему. Чего он этим добьётся? Ну выработает он у кого-то самый настоящий невроз (что в нашем безумном мире не так уж и сложно), адресат его послания, выйдя из кинотеатра, ещё два года будет пытаться избавиться от навязчивой мысли — а что, если и правда, скажем, самолёт упадёт на его дом, пока тот спит в своей постели? Так вот, этот самый адресат за такой подарок режиссёру спасибо должен сказать? Пойдёт ли он на продолжение этой эпичной картины? Вопрос хороший. Но, гм, что же это это за дилер, после которого клиенты ловят бед-трипы, плются, матерятся, а то и вовсе завязывают?
Собственно, из-за систематического нарушения первого правила и с претензиями на нарушение второго лично мне, например, совершенно не пошли «Эзотеррористы». Я хотел честно понарошку попугаться, может быть даже совсем для проформы, как в кошмарно-вязовой эпопее, а мне вместо этого стали подсовывать какие-то совершенно недетские проблемы, да ещё и с претензией на сопереживание. «Уволят с работы», «а у Вани девственность затянулась», «ничего не добился, а понтов-то», «а вот Вася решил пойти в качалку, а попал в секту а-ля Шлахтер» и прочий Funkter Vogt. Только у Funker Vogt мелодичнее. Гм. А играть-то то во что? И самое главное, зачем в это вообще играть? Если бы мне так хотелось бы ощутить на своей шкуре все прелести низкой зарплаты и связанных с этим мыслей о вечном, я бы до сих пор куковал бы на своей первой работе.
Третье правило я уже в общем-то и озвучил. Не надо бодяжить. Не мешай водку с пивом, а вайт хорс с ягой; потому что первое аукнется на утро, а за второе вдобавок ко всему, ещё и будет стыдно. «Боюсь неизведанного», «боюсь провалиться в сельский туалет» и «боюсь что выгонят с работы» — это три совершенно разных сорта, и если человек любит один, ещё не значит что он любит все остальные. У авторов почему-то обычно наблюдаются с этим определенные проблемы. Либо они мешают в кучу всё, до чего дотянется (два килограмма варенья с килограммом, гм, не варенья), либо, что чаще, бодяжат дорогой сорт «неизведанного» с дешевыми прибавками натурализма и тому подобных вещей. Зачастую так, что от «неизведанного» остаётся одно название, а к прибавкам вырабатывается стойкое отвращение.
Характерная иллюстрация — экранизации Лавкрафта. Многие из его запредельных идей даже не пытаются передать, целиком и полностью концентрируясь на отвратительных присосках, щупальцах и ложноножках. Которые у Лавкрафта так же были, но «лавкрафтовский» хоррор — всё-таки про ломку восприятия и картины мира. По той же самой причине мне не пошла «Зеленая дельта», где с этим делом явно переборщили. Неизведанное необязательно отвратительно, оно может быть даже очень притягательно, но в том и хоррор, что хочется, а нельзя. Точнее, в принципе-то можно, но ничего путного из это не выйдет. Тот самый общеевропейский троп могущества за дорогую цену, который Лавкрафт органично встроил в свои мифы.
Всё вышеизложенное подчёркнуто субъективно. Потому что вокруг много людей, которым нравится и так, как есть. Но вместе с ними много и тех, кто разделяют мою точку зрения, разве что не утруждаются подробными описаниями что зачем и куда, а потому ограничиваются фразой Антона Уральского о людях, которые разрывают ему кайф. Вплоть до характерной экспрессии.
Любой хоть сколько-нибудь талантливый автор пишет и будет писать то, что интересно лично ему. Хоть с присосками, хоть без. В этом основы творчества, и главное отличие произведения «с душой» от типичного плагиата и «литературных негров». Но, надеюсь, с этими рассуждениями кому-то мир станет немного понятнее. И в особенности то, откуда берутся негативные отзывы на то или иное произведение.
Что же до «наркоманских» метафор, то ими я никого не хочу оскорбить, просто метафора удачная. И даже в чём-то описывающая механизм действия. Сам я данный жанр уважаю ничуть не меньше, так что любая ирония на этой ниве — в первую очередь, самоирония. Разумеется, любые наркоманские вопросы — преувеличение и художественная ирония, и не в коем случае не что-либо ещё.
На мой взгляд, рецепт хорошего продукта ужасов прост. Для этого надо соблюдать два условия:
1. Пользователь должен верить в происходящее.
2. Пользователь должен выполнять пункт 1 в теплом кресле с чашечкой чая/ведром попкорна и при этом быть в глубине души уверенным в том, что лично его описанные в книге или фильме события не коснутся.
Только тогда наш дорогой представитель ЦА сможет
1. получить заряд адреналина;
2. вовремя остановиться, осознать и вместо волны ужаса ощутить адреналиновый кайф. Приятный холодок.
Суть хоррора именно в том, что адреналин выделяется «не по делу», и тот, кто его выделяет, это прекрасно понимает. Прекрасно понимает, что бежать никуда не надо, резких движений совершать тоже, а вместо этого можно отдаться измененному состоянию сознания и просто созерцать. Думать о чём-то. Вечном может быть.
Скажу больше — когда адреналин выделяется «по делу», это не очень приятно, и чтобы к этому привыкнуть, подобное надо практиковать часто.
Поэтому первое правило простое. Не надо вытаскивать адресата наших посланий из его уютной наркоманской берлоги, где он созерцает открывшиеся ему грани вселенной. Лежит человек на продавленной кушетке, что-то осмысляет, наблюдает за собой — в общем, культурно отдыхает. Если в это время зайти в костюме военкома и, пользуясь измененным состоянием сознания, заявить, что началась третья мировая и кое-кого уже заждались — то человек прекрасный хоррор-мир будет уже не наблюдать, а жить в нём. А это совсем-совсем другое.
Второе правило — не навреди. Иногда, наблюдая за тем, как очередной режиссёр или автор, силясь выполнить пункт 1 вовсю старается разрушить эту преграду из пункта 2, у меня возникает вопрос. Ну пробьёт он головой эту стену, заставит зрителя бояться по-настоящему. Чего он этим добьётся? Ну выработает он у кого-то самый настоящий невроз (что в нашем безумном мире не так уж и сложно), адресат его послания, выйдя из кинотеатра, ещё два года будет пытаться избавиться от навязчивой мысли — а что, если и правда, скажем, самолёт упадёт на его дом, пока тот спит в своей постели? Так вот, этот самый адресат за такой подарок режиссёру спасибо должен сказать? Пойдёт ли он на продолжение этой эпичной картины? Вопрос хороший. Но, гм, что же это это за дилер, после которого клиенты ловят бед-трипы, плются, матерятся, а то и вовсе завязывают?
Собственно, из-за систематического нарушения первого правила и с претензиями на нарушение второго лично мне, например, совершенно не пошли «Эзотеррористы». Я хотел честно понарошку попугаться, может быть даже совсем для проформы, как в кошмарно-вязовой эпопее, а мне вместо этого стали подсовывать какие-то совершенно недетские проблемы, да ещё и с претензией на сопереживание. «Уволят с работы», «а у Вани девственность затянулась», «ничего не добился, а понтов-то», «а вот Вася решил пойти в качалку, а попал в секту а-ля Шлахтер» и прочий Funkter Vogt. Только у Funker Vogt мелодичнее. Гм. А играть-то то во что? И самое главное, зачем в это вообще играть? Если бы мне так хотелось бы ощутить на своей шкуре все прелести низкой зарплаты и связанных с этим мыслей о вечном, я бы до сих пор куковал бы на своей первой работе.
Третье правило я уже в общем-то и озвучил. Не надо бодяжить. Не мешай водку с пивом, а вайт хорс с ягой; потому что первое аукнется на утро, а за второе вдобавок ко всему, ещё и будет стыдно. «Боюсь неизведанного», «боюсь провалиться в сельский туалет» и «боюсь что выгонят с работы» — это три совершенно разных сорта, и если человек любит один, ещё не значит что он любит все остальные. У авторов почему-то обычно наблюдаются с этим определенные проблемы. Либо они мешают в кучу всё, до чего дотянется (два килограмма варенья с килограммом, гм, не варенья), либо, что чаще, бодяжат дорогой сорт «неизведанного» с дешевыми прибавками натурализма и тому подобных вещей. Зачастую так, что от «неизведанного» остаётся одно название, а к прибавкам вырабатывается стойкое отвращение.
Характерная иллюстрация — экранизации Лавкрафта. Многие из его запредельных идей даже не пытаются передать, целиком и полностью концентрируясь на отвратительных присосках, щупальцах и ложноножках. Которые у Лавкрафта так же были, но «лавкрафтовский» хоррор — всё-таки про ломку восприятия и картины мира. По той же самой причине мне не пошла «Зеленая дельта», где с этим делом явно переборщили. Неизведанное необязательно отвратительно, оно может быть даже очень притягательно, но в том и хоррор, что хочется, а нельзя. Точнее, в принципе-то можно, но ничего путного из это не выйдет. Тот самый общеевропейский троп могущества за дорогую цену, который Лавкрафт органично встроил в свои мифы.
Всё вышеизложенное подчёркнуто субъективно. Потому что вокруг много людей, которым нравится и так, как есть. Но вместе с ними много и тех, кто разделяют мою точку зрения, разве что не утруждаются подробными описаниями что зачем и куда, а потому ограничиваются фразой Антона Уральского о людях, которые разрывают ему кайф. Вплоть до характерной экспрессии.
Любой хоть сколько-нибудь талантливый автор пишет и будет писать то, что интересно лично ему. Хоть с присосками, хоть без. В этом основы творчества, и главное отличие произведения «с душой» от типичного плагиата и «литературных негров». Но, надеюсь, с этими рассуждениями кому-то мир станет немного понятнее. И в особенности то, откуда берутся негативные отзывы на то или иное произведение.
15 комментариев
Я как-то решил провести модуль по тому самому™ Равенлофту. С катарсисом, неоднозначными вопросами, сюжетными поворотами, от которых едва партия не распалась, драмой и всеми атрибутами. Не фанат жанра, но решил попробовать. Провёл, получилось неплохо, но по итогу мне почему-то стало так противно, как будто я в реальности что-то неправильное сделал. Хотя я находился в роли мастера, модуль был достаточно средненький, сюжетные ходы я как минимум предполагал, и на стадии проектировки особого отторжения они не вызывали.
Второй пункт не выполняется.
Жанр кино позволяет этим пренебречь. Собирается некий отдыхающий на курорт, проверяет авиабилеты, складывает вещи, параллельно включен телевизор. На экране режиссер. Понимающе оглядывает пляжную одежду, мерзко хихикает и пускает картинку, где хлопает об землю пару лайнеров. Проблема, однако.
Из-за этого недостатка обратной связи (точнее, возможности встать в позу Бондарчука и заявить, что недовольные чем-то на самом деле просто тролли; и это при условии что человек вообще напишет какой-то отзыв, а не плюнет и сделает выводы) в кино своя атмосфера. Поэтому приемы там традиционно «грязнее».
Хорошей иллюстрацией будет «Зеленый сойлент». Фильм неплохой, но в конце в титрах пускают заставку, представляющую собой видеоряд, который по сюжету показывают умирающим добровольным суицидникам. Режиссер, очевидно, хотел таким образом донести нехитрую мысль «любите природу, мать вашу», но вообще так теребить человека за страх смерти — это такая толстота, что не брезгуют этим только сектанты вроде сайентологов. И то не всегда.
Собственно, наступление кондиции, то, ради чего и смотрят фильмы — это когда человек примеряет на себя всё хорошее (приключение, кристально ясную картину мира, свободу от многих условностей), но при этом даже не задумывается о плохом. О «бытовухе». Например, о том, что если у него реально заведётся полтергейст, то помимо заряда адреналина, да и какого-никакого приключения это чревато банальным хроническим недосыпанием.
Поэтому хороший сеттинг либо не тычет в лицо подобной «бытовухой», либо заранее ставит заглушку (вроде сюжетного иммунитета), либо умело подаёт её как что-то крутое и сеттинговое, переопределяя первоначальный смысл в рамках потребностей сюжета. Скажем, диалап и смешная скорость интернет-соединения — это, с точки зрения пользователя, совсем не круто. Но если представить это как одну из основных сеттинговых особенностей тех самых хакеров из одноименного фильма… это уже другой разговор. Неприятная бытовая особенность превращается в один из колоритных штрихов, только подчёркивающих нужный настрой.
Не паниковать после просмотра/прочтения «Хребтов безумия»/«Лангольеров»/«Пункта назначения» — дело в первую очередь полярника/пассажира самолета/водителя, едущего за грузовиком с бревнами.
И наезжать на режиссера из-за того что кто-то испугался страшного фильма сильнее чем собирался — то же самое что наезжать на повара из-за того что беззубая старушка не может прожевать заказанный ей стейк с кровью.
1) ЭТИМ меня пытались напугать? (фейспалм)
2) Уау. Круто. Я чуть с дивана не свалился.
3) Теперь я действительно боюсь ездить в лифте.
И режиссерам, конечно, очется попасть в (2). Но при этом промахнуться мимо (2) в сторону (3) куда менее опасно для финансов и ЧСВ режиссера чем в сторону (1).
Поэтому из-за нехороших людей которых ничем не прошибешь ужастики стараются сделать пострашнее. А если кто-то после этого заимел реальную фобию — то это отличная реклама ж!