При том не только в ролевых. Тот же Spec Ops: The Line в этом плане очень интересна, хотя с виду — обычный шутер со стрельбой и перекатами. На первый взгляд.
Но был ли, собственно, подобный опыт именно в игре?
Был. Когда я мастер, подобные темы так или иначе затрагиваются. В первую очередь для «живости» мира. Каким бы карамельным фентези не был мир, подобная тема всегда найдётся; которая с одной стороны делает мир «живым», даёт пространство для дискуссии и неоднозначных действий, но при этом не скатывает игру в неуместные штампы и чернуху.
Если же рассматривать в примерах именно сторону игрока…
Игра по сеттингу по мотивам Аркании (та что из The Dark Eye). Суть: охотник и лесной эльф (воспитанный Торвальцами) по ходу дела останавливаются в деревушке, приехав на свадьбу лучшего друга — квестодателя. А у него тем временем ну не то что бы бедствие, но, скажем так, смех и грех. Феодал, осматривавший свои владения, в честь свадьбы решил внезапно вспомнить про право первой ночи. Логические аргументы о том, что это элементарно некрасиво и лютая архаика, не принимаются.
Ну что делать? Охотник демонстрирует подстреленную накануне дичь, которую уже собирался отдать на кухню тому самому молодожёну и тонко намекает на то, что здесь тааакие полянки с тааакими животными… Граф соглашается и решает сначала сходить на охоту (знающим историю людям на этом словосочетании уже смешно), и только затем… в конце концов, куда она денется. Выставляет у домика молодожёнов охранение, и с парой слуг и охотником идёт в лес. Эльф в это время дует к местному друиду (с которым он успел снюхаться на почве, внезапно, общей гномофобии; ну, расистская вселенная, что тут сделаешь), где уже всё готово для коварного плана. А именно нужные цветы, травы и набор алхимика.
Ночь. Заплутавший (казалось бы, при чём тут охотник?) и злой граф с охраной бредёт по лесу, попутно начиная поглядвать на охотника как поляк на Сусанина. И тут они выходят на одинокую полянку, посреди которой растёт странный цветок (предварительно слепленный как экибана, из других растений и пропитанный алхимическим зельем; казалось бы, при чём тут эльфийская «биотехнология» и друидский скилл алхимии), который ещё и подсвечивается лучом света (казалось бы, при чём тут магические способности эльфа). Подарок судьбы! Да это же Орхидея Рахьи! Граф радостно срывает цветок, нюхает и уходит в глубокий околонаркотический даун, поскольку эльф с зельем явно что-то напутал. Графа приносят в деревушку. Священник богини лечения и плодородия Перайн приводит его в чувство, выслушивает историю в духе «на что жалуетесь?», после чего, поднапрягши не так уж и много единичек религиоведения и сопоставив факты, выдаёт гениальный нравоучительный монолог о том, что Рахья — богиня радости и наслаждений, а не скотства. Так что факт divine intervention налицо. Ну и шо ви таки хотели со своим цветком? Чтобы она вам благодарность объявила? Граф, погружённый в мысли о вечном, даже извинился перед молодожёнами, одарил их подарком и уехал. А нашим героям ночью приснилось что их пригласили в дворец Слаанеш-стайл, где сама Рахья торжественно вручала им маленькие, но приятные подарки-абилки за восстановление справедливости. А наутро, когда изрядно погулявшие герои с бодуна отправились дальше, к ним на постоялом дворе подошла странная личность закутанная в мантию со вышитым на ней лисёнком, которая, перед тем, как бесследно исчезнуть, подарила ещё и мелкий артефакт. А вместе с ним лаконичную записку: «За то, что насмешили».
«Снять» графа отравленной стрелой в лесу эльф, если оценивать шансы по статам, тоже мог бы, но это было бы не так весело и в чём-то даже не настолько цинично.
У меня бывало, когда пресловутое заставляло задуматься было не только от ролевых, но и даже от хороших компьютерных игр. Думаю, с ролевыми этот подход более чем оправдан.
Но здесь есть один нюанс. На мой взгляд, книга или игра в данном случае выступает не причиной, а лишь катализатором уже имеющейся мысленной активности.
Пресловутый эффект достигался только при чтении качественной, высокохудожественной литературы. Люди, прочитавшие отрывки «попсы», никакого улучшения не показали.
Потому что культурная ценность во многом определяется постановкой какого-либо актуального вопроса. У того же Гашека в его «Швейке» под иронию запрятано множество отсылок к чертам эпохи, от которых уже совсем не смешно. Вроде полицейского, применившего оружие к женщине, слишком долго прощавшейся с мужем-фронтовиком. У Марка Твена в его казалось бы развлекательном цикле про Тома Сойера и Гекельберри Финна нашлось место беглому рабу ещё задолго до того как негр-плеймсент стал модным. О'Генри при всём его развлекательном характере — социальная сатира чуть менее чем весь. Фельетоны Булгакова в этом плане просто квинтэссенция. Не говоря уже о подобных им классиках, которых любят за то, что описали характерные черты своей эпохи, актуальные и поныне.
На карту Украины чем-то похоже. При том не только по очертаниям, но и по стереотипным внутриполитическим предпочтениям. (улыбающийся смайлик)
А ещё карта должна быть объёмной. Потому что под Миром Ролевых есть Подземелья Старого Форума, из которых есть порталы в иные миры и подземные ходы на Ролемансер.
Если речь идёт о MMO~, то там немного другие закономерности. Все этим фритуплейшики фактически, «работают» мальчиками для битья у тех, кто может позволить себе Великий Доспех Древних за реал. Ну и, немного, чем-то вроде… хм, амбала со зверской рожей, который скажем так физическим воздействием убеждает платежеспособную аудиторию купить уже наконец себе этот Доспех. С той лишь разницей, что воздействие производится не на игрока, а на персонажа.
Вопрос о преступности пиратства напрямую опирается на такую интересную вещь как понятие недополученной прибыли. Которая, будучи во многом сущностью мира мечты и умопостроений разной степени логичности, лежит в опасной близости от других идеальных образов и потому легко образует взрывоопасные логические цепочки вроде «Вася не купил мою игру (а скачал) — из-за Васи я недополучил прибыль — из-за Васи я не поеду на море — преследуй Васю, преследуй Петю, смерть еретикам слава Императору».
Вероятностный фактор в оценке всего этого тоже играет свою злую шутку. Гипотеза о том что пресловутый Вася не купивший игру в случае жесткого соблюдения законов просто не стал бы покупать то, прибыль от чего вроде бы была недополучена, отметается, как таких эмоций не вызывающий и смысла для обсуждения не имеющий: на нет и спроса нет. Что только усугубляет ситуацию. И так далее и так далее. Что мы все имели счастье неоднократно набюдать.
Поэтому объективности в таких вопросах ждать не приходится. Но тем не менее один факт остаётся фактом: зачастую вопросы о пиратстве — это гораздо больше, чем, собственно, само обсуждение пиратства. Это наступание на больную мозоль со всеми вытекающими. Будь оно сознательное или нет.
И вот как к этому относиться — это уже вопрос интересный и очень неоднозначный, как с точки зрения логики так и с точки зрения морали. Каждый решает для себя. Если некий сосед-ветеран в своё время воевал, это не значит что я не имею права играть в Вольфенштейн. В то же время Раммштайн, в случае если сосед живёт за стенкой, лучше всё-таки слушать в наушниках, а не с колонками на полную мощность. Не поймут-с, да и некрасиво получиться может.
Вообще, моё ИМХО, что если будущее построено по корпоративному типу — то это так или иначе антиутопия. Где место бронелифчикам найдётся в первую очередь в борделях (для фетишистов), мрачных переулках (ибо не только униформа, но и броня) на барышнях легкого поведения и других злачных декорациях, следующих за подобным обществом как пресловутые дамы легкого поведения за средневековой армией наёмников.
Многие варианты откровенной одежды изначально должны были подчёркивать женскую красоту, но со временем стали лишь мазком в картине горькой иронии, подчёркивающие не на красоту женщины, а на её социальный статус; и, в отдельных случаях — способ достижения оного.
То, что бронелифчик становится «визитной карточкой» такого варианта сеттинга (как белая меховая шуба — визитной карточкой игры про негра-сутенёра) ни разу не плохо; но, мне кажется, автор хотел всё-таки не этого.
Налоги и подавление беспорядков. Довольный и передёрнувший Аваллах не пойдёт убивать ролевиков-****фобов из ружья.
Как раз наоборот. Современная индустрия шоу, развлечений и, в особенности, рекламы, носит цель «возбудить и не дать», по чьему-то меткому выражению. Чтобы грамотно подогретый потребитель пошёл и что-нибудь купил. Или что-то сделал. Или вёл себя, так как нужно.
В сочетании с характерными особенностями переходной экономики это рождает взрывоопасную смесь.
Это верно. Но тут в общем сказать сложно. Один и тот же приём у одного мастера превращается во вживание группы, а у другого — в ту самую свинцовую серость бытия, над которой как-то иронизировали.
Сложны для адекватного отыгрыша. Для понимания внутренних мотиваций персонажа. Некоторые из них.
В том чтобы посмотреть со стороны «ну вот это вампир Гена, он исповедует Путь (вставьте самый менее понятный), что как бы символизирует какой он плохой и вообще савсэм не человек слюшай да» сложного ничего нет. В том, чтобы законспектировать типичное поведение определённого представителя того или иного пути (как это сделано в примерах) тоже особой сложности нет. А вот чтобы понять внутреннюю мотивацию на уровне выше, чем «итс меджик МТ» — это раз на раз не приходится.
Как человек, которому понравился Кланвилль (правда, играть не пробовал — добровольцев не нашлось-с), могу сказать что всегда рассматривал возможные точки входа-выхода и «скриптовые сцены» как один из наиболее подходящих вариантов, но не единственный. Скорее, как направление в котором стоит думать, как черновой вариант. Сделанный для того чтобы мастер не думал о том как и во что играть, а именно что водил уже по готовому.
Но это не значит что если мастер может придумать более лучший вариант для своей партии, то им нельзя заменить уже готовые. Лучший не в ключе «я лучше знаю, чем автор», а как наиболее подходящий для конкретно его партии.
В конце концов так или иначе это ждёт любое ролевое издание, по которому будут играть. Даже в детальном справочнике на тысячу страниц найдётся место для разночтений; как минимум потому что автор и читатель — разные люди, которые зачастую понимают одни и те же слова по-разному.
Есть и другие пути кроме человечности. Путь — это не мораль, это личные убеждения, в истинности которых персонаж не сомневается. Другие пути сложно просто представить, не то что отыгрывать. Человечность по дефолту ставится для того чтобы новички не разбегались в ужасе, пытаясь сообразить, что от них хотят. А в комьютерных играх — для упрощения реализации, иначе бы это усложнило бы процесс разработки в геометрической прогрессии.
Нет, почему же, этого как раз полно — вся классика (около)экономической мысли. «Около» — потому что многие классики затрагивали не чисто экономику, но ещё и социологию с философией.
Так вот, одним из значимых открытий двадцатого века на этой ниве стало то что да, человек, конечно, эгоист, но рациональность — это свойство единиц, но никак не масс.
У меня такая девушка на игре была, только не в качестве игрока, а в качестве персонажа. Та самая. Да уж, тут грех не вспомнить убеждение Гаррета в том, что ролевые игры должны чему-то учить или хотя бы демонстрировать некую идею, но вот парадокс, на той самой сессии цель кого-то чему-то научить не ставилась. По крайней мере мной.
Коротко: лозунг гарный, цель погана guns don't kill people, что называется. Релься — такой же инструмент, как и многие другие; но при характерном использовании они только усугубляют процесс.
Если более подробно, то при слове «японская игра» в контексте Ролевых мне сразу же вспоминается небезызвестный Кракен в качестве примера того, как характерные особенности оных игр форматируют мировосприятие на характерное прохождение. Собственно, вся его деятельность — это попытка сделать из ролевой игры японское кино на приставку.
Сюда же можно отнести эксперименты. Говорят, люди целые модули в NWN делают только для того чтобы протестировать очередную сборку своего чародеепаладина, но я так понимаю, это продукт для своего внутреннего потребления и распространения среди единомышленников, но не более того. Это утилита, а не сам продукт. Приятное дополнение. Опять же, эксперименты разные бывают. Более того, понятные только самому автору эксперименты в сочетании с «японизмами»… это, собственно, опять та же самая деятельность той же самой персоны, целиком из таковых попыток и состоящая.
То же самое с идеей. Идея — дополнение к получению фана. Игроки, как правильно, играют в игру с целью расслабиться, получить хорошее настроение, а не для того чтобы мастер компостировал им мозг. Подход «фан + опционально идея» в таком случае может сработать. Подход «сначала идея, а фан — это уже давай сам как-нибудь» — (такое сравнение — это первое что приходит в голову), это как в сексе сделать свои дела, и на этом успокоиться, совершенно не заморачиваясь тем, что получила вторая сторона и получила ли она вообще что-то кроме возможности наслаждаться обществом имярека и его характерными талантами в определённой сфере. Ну, такой подход тоже срабатывает, но, в дальнейшем от таких людей сбегают и основой для серьёзных отношений это быть не может.
Что же насчёт всего остального, то в посте почему-то упорно спутана идея и идеология. Идея подразумевает под собой, собственно, некую идею, и её демонстрацию с целью дальнейшей «дискуссии» в рамках игрового мира. Идеология — ещё и попытки доказать истиность чего-то одного и ложность чего-то другого. Абсолютную. С «это правильно потому что я так считаю» и «ты не прав потому что иди нафиг» в качестве апофеоза. А, ну да, «да ведь каждому нормальному человеку понятно, что...», само собой. В результате идеологии играющих более-менее совпадают, это ещё куда ни шло, а вот если нет… в этом случае увлекательная игра или на худой конец увлекательное чтение модуля дополняются не менее увлекательными холиварами и чемпионатом по фейспалму.
А если более в целом, то проблема извечная, и она не в рельсах, а в тех самых попытках «завоевать» игрока (ну и мастера, соотстветственно), и вместо увлекательной истории навязать друг другу некую правильную идеологию или правильное видение этой самой истории. Если бы у игрока и мастера было бы взаимопонимание, игроки именно что снимались бы в кино, а не бегали бы за бабочками, в рамках той самой метафоры.
Так и представляю посты в стиле «После того, что… (вставьте конкретное имя или название команды) сделал(и) с индустрией, он(и) обязан(ы) на ней жениться».
Был. Когда я мастер, подобные темы так или иначе затрагиваются. В первую очередь для «живости» мира. Каким бы карамельным фентези не был мир, подобная тема всегда найдётся; которая с одной стороны делает мир «живым», даёт пространство для дискуссии и неоднозначных действий, но при этом не скатывает игру в неуместные штампы и чернуху.
Если же рассматривать в примерах именно сторону игрока…
Игра по сеттингу по мотивам Аркании (та что из The Dark Eye). Суть: охотник и лесной эльф (воспитанный Торвальцами) по ходу дела останавливаются в деревушке, приехав на свадьбу лучшего друга — квестодателя. А у него тем временем ну не то что бы бедствие, но, скажем так, смех и грех. Феодал, осматривавший свои владения, в честь свадьбы решил внезапно вспомнить про право первой ночи. Логические аргументы о том, что это элементарно некрасиво и лютая архаика, не принимаются.
Ну что делать? Охотник демонстрирует подстреленную накануне дичь, которую уже собирался отдать на кухню тому самому молодожёну и тонко намекает на то, что здесь тааакие полянки с тааакими животными… Граф соглашается и решает сначала сходить на охоту (знающим историю людям на этом словосочетании уже смешно), и только затем… в конце концов, куда она денется. Выставляет у домика молодожёнов охранение, и с парой слуг и охотником идёт в лес. Эльф в это время дует к местному друиду (с которым он успел снюхаться на почве, внезапно, общей гномофобии; ну, расистская вселенная, что тут сделаешь), где уже всё готово для коварного плана. А именно нужные цветы, травы и набор алхимика.
Ночь. Заплутавший (казалось бы, при чём тут охотник?) и злой граф с охраной бредёт по лесу, попутно начиная поглядвать на охотника как поляк на Сусанина. И тут они выходят на одинокую полянку, посреди которой растёт странный цветок (предварительно слепленный как экибана, из других растений и пропитанный алхимическим зельем; казалось бы, при чём тут эльфийская «биотехнология» и друидский скилл алхимии), который ещё и подсвечивается лучом света (казалось бы, при чём тут магические способности эльфа). Подарок судьбы! Да это же Орхидея Рахьи! Граф радостно срывает цветок, нюхает и уходит в глубокий околонаркотический даун, поскольку эльф с зельем явно что-то напутал. Графа приносят в деревушку. Священник богини лечения и плодородия Перайн приводит его в чувство, выслушивает историю в духе «на что жалуетесь?», после чего, поднапрягши не так уж и много единичек религиоведения и сопоставив факты, выдаёт гениальный нравоучительный монолог о том, что Рахья — богиня радости и наслаждений, а не скотства. Так что факт divine intervention налицо. Ну и шо ви таки хотели со своим цветком? Чтобы она вам благодарность объявила? Граф, погружённый в мысли о вечном, даже извинился перед молодожёнами, одарил их подарком и уехал. А нашим героям ночью приснилось что их пригласили в дворец Слаанеш-стайл, где сама Рахья торжественно вручала им маленькие, но приятные подарки-абилки за восстановление справедливости. А наутро, когда изрядно погулявшие герои с бодуна отправились дальше, к ним на постоялом дворе подошла странная личность закутанная в мантию со вышитым на ней лисёнком, которая, перед тем, как бесследно исчезнуть, подарила ещё и мелкий артефакт. А вместе с ним лаконичную записку: «За то, что насмешили».
«Снять» графа отравленной стрелой в лесу эльф, если оценивать шансы по статам, тоже мог бы, но это было бы не так весело и в чём-то даже не настолько цинично.
Но здесь есть один нюанс. На мой взгляд, книга или игра в данном случае выступает не причиной, а лишь катализатором уже имеющейся мысленной активности.
Потому что культурная ценность во многом определяется постановкой какого-либо актуального вопроса. У того же Гашека в его «Швейке» под иронию запрятано множество отсылок к чертам эпохи, от которых уже совсем не смешно. Вроде полицейского, применившего оружие к женщине, слишком долго прощавшейся с мужем-фронтовиком. У Марка Твена в его казалось бы развлекательном цикле про Тома Сойера и Гекельберри Финна нашлось место беглому рабу ещё задолго до того как негр-плеймсент стал модным. О'Генри при всём его развлекательном характере — социальная сатира чуть менее чем весь. Фельетоны Булгакова в этом плане просто квинтэссенция. Не говоря уже о подобных им классиках, которых любят за то, что описали характерные черты своей эпохи, актуальные и поныне.
А ещё карта должна быть объёмной. Потому что под Миром Ролевых есть Подземелья Старого Форума, из которых есть порталы в иные миры и подземные ходы на Ролемансер.
Вероятностный фактор в оценке всего этого тоже играет свою злую шутку. Гипотеза о том что пресловутый Вася не купивший игру в случае жесткого соблюдения законов просто не стал бы покупать то, прибыль от чего вроде бы была недополучена, отметается, как таких эмоций не вызывающий и смысла для обсуждения не имеющий: на нет и спроса нет. Что только усугубляет ситуацию. И так далее и так далее. Что мы все имели счастье неоднократно набюдать.
Поэтому объективности в таких вопросах ждать не приходится. Но тем не менее один факт остаётся фактом: зачастую вопросы о пиратстве — это гораздо больше, чем, собственно, само обсуждение пиратства. Это наступание на больную мозоль со всеми вытекающими. Будь оно сознательное или нет.
И вот как к этому относиться — это уже вопрос интересный и очень неоднозначный, как с точки зрения логики так и с точки зрения морали. Каждый решает для себя. Если некий сосед-ветеран в своё время воевал, это не значит что я не имею права играть в Вольфенштейн. В то же время Раммштайн, в случае если сосед живёт за стенкой, лучше всё-таки слушать в наушниках, а не с колонками на полную мощность. Не поймут-с, да и некрасиво получиться может.
Многие варианты откровенной одежды изначально должны были подчёркивать женскую красоту, но со временем стали лишь мазком в картине горькой иронии, подчёркивающие не на красоту женщины, а на её социальный статус; и, в отдельных случаях — способ достижения оного.
То, что бронелифчик становится «визитной карточкой» такого варианта сеттинга (как белая меховая шуба — визитной карточкой игры про негра-сутенёра) ни разу не плохо; но, мне кажется, автор хотел всё-таки не этого.
Как раз наоборот. Современная индустрия шоу, развлечений и, в особенности, рекламы, носит цель «возбудить и не дать», по чьему-то меткому выражению. Чтобы грамотно подогретый потребитель пошёл и что-нибудь купил. Или что-то сделал. Или вёл себя, так как нужно.
В сочетании с характерными особенностями переходной экономики это рождает взрывоопасную смесь.
В том чтобы посмотреть со стороны «ну вот это вампир Гена, он исповедует Путь (вставьте самый менее понятный), что как бы символизирует какой он плохой и вообще савсэм не человек слюшай да» сложного ничего нет. В том, чтобы законспектировать типичное поведение определённого представителя того или иного пути (как это сделано в примерах) тоже особой сложности нет. А вот чтобы понять внутреннюю мотивацию на уровне выше, чем «итс
меджикМТ» — это раз на раз не приходится.Но это не значит что если мастер может придумать более лучший вариант для своей партии, то им нельзя заменить уже готовые. Лучший не в ключе «я лучше знаю, чем автор», а как наиболее подходящий для конкретно его партии.
В конце концов так или иначе это ждёт любое ролевое издание, по которому будут играть. Даже в детальном справочнике на тысячу страниц найдётся место для разночтений; как минимум потому что автор и читатель — разные люди, которые зачастую понимают одни и те же слова по-разному.
Так вот, одним из значимых открытий двадцатого века на этой ниве стало то что да, человек, конечно, эгоист, но рациональность — это свойство единиц, но никак не масс.
Так что это уже, скорее, пройденный этап.
лозунг гарный, цель поганаguns don't kill people, что называется. Релься — такой же инструмент, как и многие другие; но при характерном использовании они только усугубляют процесс.Если более подробно, то при слове «японская игра» в контексте Ролевых мне сразу же вспоминается небезызвестный Кракен в качестве примера того, как характерные особенности оных игр форматируют мировосприятие на характерное прохождение. Собственно, вся его деятельность — это попытка сделать из ролевой игры японское кино на приставку.
Сюда же можно отнести эксперименты. Говорят, люди целые модули в NWN делают только для того чтобы протестировать очередную сборку своего чародеепаладина, но я так понимаю, это продукт для своего внутреннего потребления и распространения среди единомышленников, но не более того. Это утилита, а не сам продукт. Приятное дополнение. Опять же, эксперименты разные бывают. Более того, понятные только самому автору эксперименты в сочетании с «японизмами»… это, собственно, опять та же самая деятельность той же самой персоны, целиком из таковых попыток и состоящая.
То же самое с идеей. Идея — дополнение к получению фана. Игроки, как правильно, играют в игру с целью расслабиться, получить хорошее настроение, а не для того чтобы мастер компостировал им мозг. Подход «фан + опционально идея» в таком случае может сработать. Подход «сначала идея, а фан — это уже давай сам как-нибудь» — (такое сравнение — это первое что приходит в голову), это как в сексе сделать свои дела, и на этом успокоиться, совершенно не заморачиваясь тем, что получила вторая сторона и получила ли она вообще что-то кроме возможности наслаждаться обществом имярека и его характерными талантами в определённой сфере. Ну, такой подход тоже срабатывает, но, в дальнейшем от таких людей сбегают и основой для серьёзных отношений это быть не может.
Что же насчёт всего остального, то в посте почему-то упорно спутана идея и идеология. Идея подразумевает под собой, собственно, некую идею, и её демонстрацию с целью дальнейшей «дискуссии» в рамках игрового мира. Идеология — ещё и попытки доказать истиность чего-то одного и ложность чего-то другого. Абсолютную. С «это правильно потому что я так считаю» и «ты не прав потому что иди нафиг» в качестве апофеоза. А, ну да, «да ведь каждому нормальному человеку понятно, что...», само собой. В результате идеологии играющих более-менее совпадают, это ещё куда ни шло, а вот если нет… в этом случае увлекательная игра или на худой конец увлекательное чтение модуля дополняются не менее увлекательными холиварами и чемпионатом по фейспалму.
А если более в целом, то проблема извечная, и она не в рельсах, а в тех самых попытках «завоевать» игрока (ну и мастера, соотстветственно), и вместо увлекательной истории навязать друг другу некую правильную идеологию или правильное видение этой самой истории. Если бы у игрока и мастера было бы взаимопонимание, игроки именно что снимались бы в кино, а не бегали бы за бабочками, в рамках той самой метафоры.