+2270.40
Рейтинг
338.97
Сила

Geometer

По-моему тоже: описанное (и тут, и выше) — это не вопрос фентези, это вопрос смежной политизированности. Когда тема оказывается политизированной (более общо: общественно подсвеченной), туда массово бегут те, у кого этот самый вопрос горит, и они дурной материал что для игроков, что для читателей, что для кого угодно ещё, с кем надо взаимодействовать. Просто потому, что когда человек идёт с какой-то значимой темой наружу, на её задевание он обычно реагирует неконструктивно. «Это никак не связано с тем, что вы хотели сказать. Просто вы произнесли кодовое слово и тараканий десант в голове был поднят по тревоге».

Ну вот ситуация с Рэдриком из недавних как иллюстрация, насколько это обычно неприятный момент. А в основе может лежать что угодно: политика, религия и проч.
Последний раз редактировалось
Так я примерно о том же. Только с большим упором на том, что «пересборка» относительно мало связана с хорошим знанием оригинала, на самом деле, и при этом — очень и очень трудоёмкий процесс. То есть фольклор и мифология — это те самые речные камни, обкатанные водой, где осталось мало слабого, но это ещё и, обычно, совсем другое мировоззрение. То есть нормальный процесс переосмысления — это строить полностью заново, при этом «алхимически изменив себя», то есть сжившись с этим и поварившись в ином мировоззрении, хорошо бы — десятилетия. Ну и при этом сверху нужны литературные навыки, а также навыки собственно сеттингописательства (структурирования процесса) — без них итог будет мёртв или неинтересен.

И при этом, собственно, не факт что именно мифология для старта так уж лучше чем что-то иное и при этом настраивающее. Во всяком случае вариант с Лавкрафтом, например, по сути мало чем отличается от варианта с Толкином, только Лавкрафт не создавал какую-то национальную мифологию.
Тут flannan рядом примерно про то же говорит. Только по мне «хорошо проанализировать и собрать» — это вопрос этнографа, а не сеттингописателя. И оно не станет от этого знакомым (см. вполне справедливое замечание Драгомира) — знакомым станет то, что попало в массовую культуру. Дракула Стокера и вариации на тему известнее и понятнее Влада III не только нам, но и современным румынам.

А чтобы написать сеттинг, как говорит Фланнан… Собрать и знать (очень, кстати, нетривиальная задача) — мало, надо из этого сделать интересную основу, пропустить через себя и переосмыслить в меру таланта. Фланнан рядом деликатно пропускает тот момент, что тот же Толкин до того, как получился принятый публикой «ВК», идеи основы переваривал, переписывал и варился в них три десятилетия, а из творений инклингов как много добилось если не аналогичного, но сравнимого успеха? Космическая трилогия Льюиса — это, всё-таки, совершенно не тот калибр.
Тут речь о том, что «хомяк — это та же крыса, только у него пиар получше». Исторический д'Артаньян отношения имел к литературному не больше, чем Малюта из пословиц к историческому Григорию Скуратову-Бельскому. Сырья для интересных историй в биографии обоих хватает с головой, в эпохе точно так же хватает интересных маркеров (хочется чтобы «Три опричника» — это были три злодея, которые обидели удалого купца Калашникова, так это сделать ничуть не труднее), только у нас заметно меньше развлекательного чтения формата Дюма.
По-моему это телега впереди лошади. Сеттинг — особенно учитывая распространённость нашего хобби — мало что может внести в общеизвестное. Даже книги «славянского фентези» — при на порядки большей распространённости (о качестве помолчим) — мало что внесли в тот пласт, на который можно опираться. А чтобы игра была сколько-то успешной — не коммерчески, а в смысле процесса — очень желательно, чтобы она не висела в воздухе.
Я совершенно согласен, кстати, что проблема AP — это во многом именно плохое качество AP (и, отчасти, проблема самого формата AP, но уже в меньшей мере). Но у меня ощущение, что механики в PF для интриг и детектива — это в заметной мере попытки кошку научить плавать, а идеи в сеттинге, увы, увязают в общем подходе сеттига — и в этом смысле польза сеттинга для изолированных регионов тут спорна.
Сеттинг-то можно родить из чего угодно. Просто «самобытное» — это картина процесса (и игрового мира), а не куча деталей.

И Драгомир совершенно прав про кучу пробелов — но они вообще в чём угодно, в смысле недоиспользованных-то антуражей полным-полно. В том числе, кстати, и в русской истории, с разными моментами, по поводу которых в типовых представлениях есть на что опереться.

Как же можно повернуть антураж при минимальном желании (фантазия у почти любого ведущего, думаю, тренирована)… Ну, вот относительно недавняя загадка из Живого журнала (не моя, минимально подправлена, потому что оригинал содержал исторические неточности):
всем известный Шарль де Бац де Кастельмор, д’Артаньян — гасконский дворянин, начал при короле Франции карьеру в элитной части мушкетёров, королевских телохранителей, затем поучаствовал в политических репрессиях, в том числе арестовал одного из самых влиятельных вельмож Франции — затем осуждённого на пожизненное заключение и, по общепринятой версии, пострадавшего безвинно. Пришел к успеху, став полевым маршалом, и погиб при осаде вражьей крепости — возглавил один из штурмов и получил пулю от осажденных.
Герой многих книг и фильмов и все такое.

В России аналог случился раньше — погиб за век до самого известного гасконца, но в остальном этапы большого пути практически совпадают.

Мелкий провинциальный дворянин из недавно, как и Гасконь, возвращенного в родную гавань региона, ранее славного разбойничьими набегами на российские земли и просто мимоезжих купцов. Как и у д’Артаньяна, кстати, насчет родовитости фигуранта существуют сомнения.

Служил царю, взлет карьеры начал в элитной части с должности, одно из значений которой переводят как «телохранитель».
Участвовал в в политических репрессиях, в том числе арестовал одного из самых влиятельных вельмож России — затем казненного и, по общепринятой версии, пострадавшего безвинно… впрочем, в этой сфере русский персонаж отличился куда сильнее и сделал гораздо больше француза.

Пришел к успеху и чину дворового воеводы (старший в государевом полку), погиб при осаде вражьей крепости — возглавил один из штурмов и получил пулю от осажденных. Фигурант многих книг, фильмов и даже пословиц.
Задачка такая — как бы называлась книга про такого персонажа и его друзей, вместо «Три мушкетёра»? (Это просто чтобы, что в нужных эпохах полно и сырья для историй не хуже, чем у Дюма, и шаблонов-зацепок: загаданное лицо знает, надо думать, любой имажинарец, даже если на уроках истории он(а) делали бумажные самолётики или, в более поздние времена, играли на телефоне).
Территория, кажется, тут совершенно не при чём — на это-то влияют культурная общность и плотность\численность населения. В этом смысле Англия не то, чтобы сильно отличалась от России по абсолютным значениям в заданном ключе.

Но вообще, кажется, Налия в статье в основном сползает не в ту степь. «Славянское фентези», по-моему, в основном лишено основы не в силу того, что не опирается на мифологию и проч. Оно же для массового читателя (а игра — игрока), а не для кучки историков — и опираться оно в итоге должно на понятные культурные образы. А пласт такого, былинно-сказочного — он довольно тонок, и в этом смысле всё укладывается в «Руслана и Людмилу», плюс-минус. Причём это самое былинно-сказочное из массовой культуры оно к реальным верованиям и картинам мира именно древнеславянским отношение имеет весьма и весьма отдалённое.

Попытки же делать некоторые «рескины» классических фентезийных штампов, просто с лаптями и развестистой клюквой… Ну толку-то? Процесс определяет итог, не картинка. Этого добра (рескинов, которые выросли из попыток заменить приевшиеся классические образы, мало трогая при этом основу) и так хватает, и с избытком хватает.

При этом вон тот же «Ведьмак», по сути, произведение весьма и весьма польское — только не антуражем и мифологией, но в заметной мере фоновым мировоззрением. Только достаточно современно-польское (с темами о холопах, у которых из-за стычек панов чубы трещат, и с грызущимися после победы магнатами, которые бездарно тратят плоды славных побед, и проч, и проч).
Ну ты просто говорила выше:
И при этом там довольно-таки классный сеттинг и модули.
Мне при этом ни сеттинг, ни виденные модули не кажутся классными. Потому и интересно выяснить, что ты вкладываешь в это понятие.

Если говорить о том, что это стартовая точка для импровизации — то вопрос в том, насколько действительно, без шуток, разнообразный Голарион даёт красивую опору для такой импровизации. Мне кажется, что там пласт для этого довольно ограниченный — то есть классные в таком смысле там не столько приключения, сколько довольно узкий их кусок: красочные (но пустоватые по проработке) антуражи, которые ещё и довольно жёстко привязаны к системе, и вне неё значительная их часть не живёт (потому что они ощутимо вшиты в системные условности).
Последний раз редактировалось
Все билды одинаково сильные и не надо мучительно подбирать идеальное сочетание.
Первая часть, как я понимаю, недостижима (и, по-большому счёту, не нужна — потому что оборотная сторона «все по-настоящему одинаково сильны» это «никто не важен, любой игромеханический выбор ненужен и обесценивается»). Речь, если я верно понял, скорее в том, что разрыв снижен до заметно более комфортного.

Собственно, после проблем Тройки и наследниц аристотелевский принцип «разумный стремится не к наслаждению, а к отсутствию страданий», кажется, взят на вооружение большинством тяжёлых систем нового времени. В том смысле, что даже в системе с важностью механического строения более важно не то, чтобы человек мог собрать что-то узкоэффективное, а чтобы не смог собрать, мерзавец такой, что-то повсюду крайне неэффективное.
Тогда надо определиться, что мы, собственно, обсуждаем. Есть ограничения представления (в смысле «всё не распишешь»), но есть исходный продукт, а есть автор. Потому что если Вася может провести хорошую и интересную игру, как в анекдоте, по пачке «Беломора» (или, скажем, по тексту с освежителя воздуха), то по-моему это всё-таки достоинство Васи, а не «Беломора» или освежителя воздуха как модуля.

Мы оцениваем только чистые идеи приключения какой-то степени абстракции? Антуражные моменты? Некоторые общие схемы (которые могут иметь всё-таки логические дыры)? Или как эти самые приключения были приняты каким-то локальным сообществом? (В последнем случае проблема в том, что оно говорит о сообществе ничуть не меньше, чем о самих модулях).
Последний раз редактировалось
Нет, я говорю это про сеттинг. Потому что всё строение Голариона как сеттинга (на мой вкус) подчинено этой самой задаче — вывалить весь монстрятник и набор классов. Эта задача первична, прочее вторично.

Атмосфера мест, опять же сдаётся мне (на абсолютную истину не претендую, поправь если что), при этом налеплена сверху и главное — в неё не вглядываться особо и не задаваться вопросами про взаимосвязи. Примерно как с приключениями — Налия выше их тоже хвалит, а вот обзоры Каммерера показывали, скорее, очень «заскриптованные» серии, которые дают разнообразную картинку, если бежать достаточно быстро и, упаси боже, не сворачивать с запланированного маршрута. Если попробовать чуть-чуть пошевелить — там всё сыплется, как карточный домик (неудивительно — это вообще проблема большинства кухонных моек, они же монстры Франкенштейна: зелёное-то солнце придумать, того, относительно несложно… ).

Нет, понятно, что атмосфера — это такая штука, которая очень индивидуально воспринимается, и получив первичный импульс человек может выстроить что-то для себя. Часто хорошее (как минимум по своим меркам) если загорится. Просто к качеству исходного продукта это отношение имеет довольно косвенное. «Когда б вы знали, из какого сора...». Это я не чтобы как-то унизить Голарион говорю — но, по-моему, он собрал почти все мыслимые болезни такого подхода, а вот плюсов для компенсации я при этом вижу в нём маловато. Я, конечно, не слишком большой знаток, потому тут моё мнение может быть деформировано (опять же, потому что за годы вождения, с уклоном в любимую планарку, навык «придумать экзотическое место» я тренировал, и потому набор мест с экзотической внешней стороной может восприниматься мной как довольно малоценный… ).

Мысленный эксперимент со сравнением доли чистой атмосферы против «прикольных абилок» мне видится таким: переносим сеттинг на другую систему, которая иначе формирует процесс — в частности, не ориентирована на условные пять боевых энкаунтеров в день приключений как основной способ развития персонажа. Можно посмотреть, какая доля описания (включая техническое в местных классах, особенностях региона и пр.) в сеттинге отвалится при таком переносе как несущественная.
Последний раз редактировалось
Да. Вроде он вроде даже не особо пытается притворятся сеттингом в смысле взаимосвязей — а в смысле разнообразия декораций он действительно их выпячивает.

Он, собственно, вроде наглухо задавлен системой и откровенно служит довеском и придатком к ней, а не чем-то самостоятельным. И диктуемым системой подходом — когда, кровь из носу, нужно побольше боёв в единицу времени и возможности персонажам опробовать набранные на повышении уровня способности, для чего нужно достаточно разнообразных врагов упихать на квадратную милю, и желательно задрапировать этих врагов в разные тимплейты, чтобы не было механически уныло и персонаж любого типа мог найти нужный объект приложения сил. Отсюда, вроде, и получаются все эти некроманты с киберзомби рядом с радиоактивными летучими обезьянами, объединяющие темы для которых прикручены по остаточному принципу.
В моём представлении именно что «и забытые королевства» в таком ключе — это скорее «жалкое зрелище, душераздирающее зрелище» (в смысле сбора родовых грабель даже не системы, а диктуемого системой подхода).
Последний раз редактировалось
Рулбуки тут, в целом, мало при чём (а общие слова в них, кстати, видимо, одна из самых малочитаемых вещей — опытные игроки не читают их, ибо уверены в своём опыте, начинающие — потому что не понимают; это как с наставлениями родителей).

Но вообще это в целом перпендикулярно писаным правилам. Гайды возникают, если сходятся два условия: а) система достаточно сложна\разнообразна, чтобы число опций в ней было за пределами быстрого прикидывания в уме, б) эти опции были бы достаточно неравнозначны, чтобы разрыв между ними был ощутим в игре.

А уже на это накручивается персональный стиль: нужен ли участникам игромеханический вызов именно в этой области и настолько персонаж с правильным набором опций (что в билде, что в экипировке, что в подготовке бэкграунда...) затмевает другого персонажа.
Хм, занятно, что сеттинг PF кто-то воспринимает как «классный». Человечество всё-таки на редкость разнообразно.
Если я правильно помню, призывы существ в играх серии были только посредством специальных предметов (ну и у злодейских боссов, у которых большая часть подготовки за кадром). Если призывов как отдельного вида магии нет, то нет и связанных с этим проблем с магией…
Это в нашем мире из шляпы вынимают кролика. На Ториле из хомяка вынимают посох!
(Ставит галочку: в свою следующую игру введу NPC, у которого будет хомяк по кличке Инвентарь).

P.S. Кто сумеет достать меч из-за щеки этой мохнатой сволочи, тот станет властелином всей этой земли! (Надпись на пустой клетке Зверя Жадного перед королевским замком).
Последний раз редактировалось
Гигантские хомяки — обычные обитатели мира Равенсофт, почти закончившего цикл. Тем не менее, дизайн волшебной сумки жадности, повторяющей их защёчные мешки, да слово («захомячить») на языке Древних намекает, что гигантские эфирные хомяки каким-то образом переживали уничтожение родного мира или почему-то раз за разом воспроизводятся в разных мирах.
Помимо дрессировки хомяков как вьючных животных, обитатели Равенсофта некогда использовали магию (или маготехнологию), известную как букрицетия, чтобы объединять сущность хомяков с сущностью смертных. Результатом стало то, что легендарные герои этого мира свободно таскали по восемь-девять видов громоздкого волшебного оружия с разными магическими боеприпасами, в то время как обычный воин мультивселенной ограничен парой-тройкой видов оружия, использующего синюю и зелёную ману. Также героям этого мира приписывалась не менее легендарная алчность. К сожалению, секреты букрицетии сейчас считаются утраченными, так как Равенсофт оказался на пути демонического вторжения и ныне окутан зловещим пиксельным туманом и попал под власть жадных упырей, в которых переродились былые владыки…
При всём уважении, Вантала — Дмитрий бывает резок и не слишком приятен (но, прости, кто из нас тут всегда и всем приятен?), но всё-таки тут он политическое сдвинул по касательной — и стоит уж отметить, что в советах он был заметно более конструктивен, чем абсолютное большинство комментаторов (за что я, кстати, ему говорю, пользуясь случаем, большое человеческое спасибо).

Я понимаю, что у тебя время не очень весёлое, но с политикой или без политики, в любом случае, кажется, не стоит превращать и так умеренно живую Имажинарию в арену весёлого праздника Осеннего Мордоворота, где участники обмениваются ударами и бодро желают друг другу сдохнуть. Очень на любителя праздник, знаешь ли.