Ну это, с точки зрения программирования, простая задача. Сперва отсекаешь все варианты, последствия которых нарушают список табу. Потом оставшиеся пересчитываешь в золотые монеты и сравниваешь. Совесть голема ведь не мучает.
Мудрецы и министры предлагают варианты и оценку последствий. Но начальник всё равно должен как-то принять решение.
Даже вынеся за скобки интриги внутри двора, всё равно остается вопрос:
«Мы можем принять закон А. У него будут положительные последствия Б и отрицательные В. Стоит ли принимать такой закон?».
Допустим, оценка последствий максимально точна (у нас много кастеров с divinations), нужно взвесить последствия Б и В по некой мифической шкале оптимальности.
Голему не нужно справляться с такой задачей самому. Он не мудрец в хижине на вершине горы. Он вообще не мудрец. Он идеализированный начальник, который все сложные вопросы передаёт придворным мудрецам, министрам и прочим.
Ещё хуже, когда их-таки определяют, а голем логично делает выводы вне людских умолчаний. Например, когда ему пишут о ценности семьи, так что он организует некромантскую службу королевства, а скелеты с кладбищ бодрым маршем возвращаются к родным очагам.
«Поддерживай экономический строй, оптимальный для общества.»
Голем, который может справится с такой задачей, может так же успешно действовать и из максимы: «Делай, чтобы было хорошо, не делай, чтобы было плохо».
(Мы ведь понимаем, что оптимальность может быть по разным параметрам, как определить критерии «Всеобщего Блага» — предмет неоконченной философской дискуссии).
Так, промышленный центр страны, чей технический потенциал создан под властью немытых комми тёмных чародеек. «Двух башмачков волшебных сила всё выше девочку несёт, Прощай, немытая Бастинда и ты, ей преданный народ», кхм… Нет, ладно, это не туда. То есть оказавшейся не на той стороне в местном противостоянии света и тьмы… Или лучше с Китаем провести ассоциации, мастерской мира? А-а-а, доктор, инъекцию от сеттинговой чесотки, прошу!
Нифига себе отсталая периферия — главный промышленный центр Волшебной страны. Дровосек же свою роль правителя Мигунов принял с радостью в том числе потому, что они в описываемое время славились как умелые мастера и ремесленники — они без особого труда разобрались в устройстве Дровосека, хотя видели его впервые. В контексте Волшебной страны периферией скорее был Изумрудный город — бывший no man's land, буферная территория между четырьмя враждебно друг другу настроенными магократиями. Которую сначала Гудвин, а затем Страшила на протяжении 60 лет вытягивали в локальные мировые лидеры, да.
(И изумруды там фальшивые — только на вершинах башен настоящие).
Я, кстати, привык называть такое не киборгом. Это именно что робот\голем по рецепту «существуете ли вы, мистер Джонс?». Полученный методом корабля Ясона, но робот. Адептус Механикус бы, может, его и одобрили (в отличие от Страшилы — кстати, никогда не рассматривал Кагги-Карр как сервочереп голос Механикус!), но киборгом он перестал быть, когда в нём не осталось мяса, а один сплошной хром.
Дуализм-с! Итог-то был один и тот же, но один был создан изначально как кибер и ИИ для агрохозяйственных нужд, без всякой человечности кроме нужной для своей функции (интерфейса взаимодействия с птицами), а вот второй — именно как следствие трусости и ограниченности «мокрых нейросеток», постепенной заменой, позволяющей отгородиться от картины итога (но сохранить пресловутое квалиа, хм). Потому, кстати, надо думать первый и получил место в центре мира и граде сверкающем (изумрудами), а второй — на отсталой периферии, где даже редкие прорывы не происходили — самородок Урфин Джюс со своей биологической революцией в големтехе появился среди жевунов, а не мигунов…
(Отгоняет от себя желание вантализировать параллели Страшила-Железный дровосек и Зимнее Безмолвие-Нейромант)
Король-голем начал вести себя странно и издает совершенно дикие, с точки зрения придворных, указы. Но никто, кроме его ближайших советников, еще не знает, что экономический фундамент государства созрел для установления капиталистических отношений, и все, чего желает король — подготовить общество к новым реалиям наименее болезненным образом…
Ну раз уж мы взялись так серьезно рассматривать этот однострочный сеттинг, то во-первых второй в их команде был не голем, а самый что ни на есть настоящий киборг со 100%-ной заменой тела, а во-вторых Фиолетовая страна Мигунов вполне так независимое государство.
Я тут скажу радикально — принципы, заложенные в короля-голема, не должны меняться от смены экономического строя. Туда не надо вписывать все законы, туда надо вписывать общие принципы вроде «Поддерживай экономический строй, оптимальный для общества. Если старый уклад устарел — не мешкай с ним расстаться».
Аналогично, заповеди, которые королю-голему дают священники, не должны меняться просто от смерти пантеона.
Короче, король-голем не эксперт ни в какой области знаний. У него для этого есть люди, и основная его задача — держать правильных людей и вовремя их спрашивать.
У Пратчетта, в цикле про Стражу, такого короля-голема сделали как раз сами големы. Но там случилась накладка из-за того, что они были не очень хороши в целеполагании и заложили конфликтующие задачи.
А вообще, из этой идеи можно сделать завязку для игры в моральные дискуссии (например, на ЛАРП или если у вас партия к ним склонна):
В короля-голема можно вложить набор из не более чем Х базовых принципов (также известных, как заповеди). Если переборщить — начинаются конфликты из-за приоритетов/ магическая операционка не вытягивает.
Соответственно, набор заповедей текущего голема устарел (допустим, общество перешло от рабовладельческого строя к феодальному) и нужно его обновить, чтобы отразить текущую/желательную действительность.
Но что именно записать? Как сформулировать? Какую из заповедей убрать, чтобы добавить недопустимость рабства или там принцип разделения властей?
Там, что характерно, голем-правитель искал как раз мозги. Второй голем-силовик, конечно, сердце — но он вроде правителем стал провинциальным. А вот биологический царь (зверей) искал храбрость.
Вечно так с этими мясными мешками — они боятся и ответственности за стратегический курс, и скорость безжалостных тактических решений их пугает. В итоге те царьки природы, что боятся ответственности, выбирают и позор, и войну…
«В давние-предавние времена было одно королевство, жители которого устали от произвола своих королей. Раз за разом они меняли своих монархов, и те бывали просвещёнными, бывали разумными, но все оставались людьми, подверженными страстям и порокам. И тогда они решили создать куклу, и вложить в её голову все учения мудрецов об управлении и все наставления жрецов о добродетели.
И собрали они мудрецов со всего света, и призвали проповедников со всех краёв земли, и дали им спорить целый год, чтобы их мысли обрели ясную форму. И самый лучший скульптор королевства создал куклу прекрасного принца из железа и золота, а самый умелый чародей приготовился вдохнуть в неё жизнь. И в голову вечно юного принца вложили написанную мудрецами книгу на тонких серебряных листах, а в грудь — золотую табличку с заповедями, до которых договорились проповедники. И только живого человеческого сердца не было у нового правителя той страны...»
Даже вынеся за скобки интриги внутри двора, всё равно остается вопрос:
«Мы можем принять закон А. У него будут положительные последствия Б и отрицательные В. Стоит ли принимать такой закон?».
Допустим, оценка последствий максимально точна (у нас много кастеров с divinations), нужно взвесить последствия Б и В по некой мифической шкале оптимальности.
(Мы ведь понимаем, что оптимальность может быть по разным параметрам, как определить критерии «Всеобщего Блага» — предмет неоконченной философской дискуссии).
коммитёмных чародеек. «Двух башмачков волшебных сила всё выше девочку несёт, Прощай, немытая Бастинда и ты, ей преданный народ», кхм… Нет, ладно, это не туда. То есть оказавшейся не на той стороне в местном противостоянии света и тьмы… Или лучше с Китаем провести ассоциации, мастерской мира? А-а-а, доктор, инъекцию от сеттинговой чесотки, прошу!(И изумруды там фальшивые — только на вершинах башен настоящие).
сервочерепголос Механикус!), но киборгом он перестал быть, когда в нём не осталось мяса, а один сплошной хром.Дуализм-с! Итог-то был один и тот же, но один был создан изначально как кибер и ИИ для агрохозяйственных нужд, без всякой человечности кроме нужной для своей функции (интерфейса взаимодействия с птицами), а вот второй — именно как следствие трусости и ограниченности «мокрых нейросеток», постепенной заменой, позволяющей отгородиться от картины итога (но сохранить пресловутое квалиа, хм). Потому, кстати, надо думать первый и получил место в центре мира и граде сверкающем (изумрудами), а второй — на отсталой периферии, где даже редкие прорывы не происходили — самородок Урфин Джюс со своей биологической революцией в големтехе появился среди жевунов, а не мигунов…
(Отгоняет от себя желание вантализировать параллели Страшила-Железный дровосек и Зимнее Безмолвие-Нейромант)
Аналогично, заповеди, которые королю-голему дают священники, не должны меняться просто от смерти пантеона.
Короче, король-голем не эксперт ни в какой области знаний. У него для этого есть люди, и основная его задача — держать правильных людей и вовремя их спрашивать.
А вообще, из этой идеи можно сделать завязку для игры в моральные дискуссии (например, на ЛАРП или если у вас партия к ним склонна):
В короля-голема можно вложить набор из не более чем Х базовых принципов (также известных, как заповеди). Если переборщить — начинаются конфликты из-за приоритетов/ магическая операционка не вытягивает.
Соответственно, набор заповедей текущего голема устарел (допустим, общество перешло от рабовладельческого строя к феодальному) и нужно его обновить, чтобы отразить текущую/желательную действительность.
Но что именно записать? Как сформулировать? Какую из заповедей убрать, чтобы добавить недопустимость рабства или там принцип разделения властей?
Вечно так с этими мясными мешками — они боятся и ответственности за стратегический курс, и скорость безжалостных тактических решений их пугает. В итоге те царьки природы, что боятся ответственности, выбирают и позор, и войну…
И собрали они мудрецов со всего света, и призвали проповедников со всех краёв земли, и дали им спорить целый год, чтобы их мысли обрели ясную форму. И самый лучший скульптор королевства создал куклу прекрасного принца из железа и золота, а самый умелый чародей приготовился вдохнуть в неё жизнь. И в голову вечно юного принца вложили написанную мудрецами книгу на тонких серебряных листах, а в грудь — золотую табличку с заповедями, до которых договорились проповедники. И только живого человеческого сердца не было у нового правителя той страны...»