Любая наука - это физика
Наблюдая за одним срачем на дискорд-сервере нескольких игр, где я участвую, подумал вот такую мысль.
Почему-то нынче среди ролевиков считается общим местом, что в вымышленных мирах действуют те же законы физики, что и в нашем, все вещества состоят из молекул, которые состоят из атомов, которые состоят из протонов, нейтронов и электронов, и так далее, в них действуют теория относительности, в них существуют четыре фундаментальных вида взаимодействия, и иначе быть не может.
Но почему это не работает с другими науками?
Сеттинг, нарушающий законы экономики, где основным источником дохода являются материальные ценности, добываемые из полных монстров подземелий? Нормально, мы сюда пришли играть в данжен-кроул, а не в экономический симулятор.
Сеттинг, нарушающий законы исторического развития общества, где либо история движется исключительно на воле Личностей, либо что технический, что социальный прогресс отсутствует в принципе? Нормально, это у нас «допустимая жанровая условность». (Ну, до тех пор, пока в игру не заявится игрок, который хочет перевернуть мир, изобретя порох).
Сеттинг, нарушающий законы биологии, особенно эволюционной, где есть непонятно из кого эволюционировавшие рептилии с шестью конечностями, ещё и летающие вопреки законам гравитации и аэродинамики? Да всем плевать, где вы вообще видели сеттинг, в котором авторы заморачивались бы эволюцией драконов?! (Ну, до тех пор, пока кто-то не захочет понтануться тем, что у женщин змеелюдей не должно быть молочных желёз).
Сеттинг, забывающий о том, что виды оружия и доспехов существуют не просто так, обитатели которого вооружены сборной солянкой из всего, что авторам удалось найти в энциклопедиях об оружии, а в реальности это относилось к разным эпохам и народам? Ой, да какая разница?! Пока вы не пытаетесь вставлять в свой сеттинг двулезвийные мечи и боевые шипованые цепи, всем плевать!
Но если вы попытаетесь придумать сеттинг, в котором вместо химических элементов таблицы Менделеева есть всего четыре элемента: воздух, вода, земля и огонь (а в основе их лежат ртуть и сера) — к вам придут люди, желающие рассказать вам, что так не может быть, потому что не может быть никогда! Что если вы нарушите в своём сеттинге хотя бы один закон физики нашего мира, всё схлопнется в кашу, огонь не сможет гореть, а живые существа — дышать! И поэтому законы физики в вашем мире должны быть точно такими же, как в нашем, даже если у персонажей игроков нет возможности это проверить!
Вот почему так? Почему? Потому, что физика официально считается «царицей наук»? Потому, что гораздо больше людей знает (или УТВЕРЖДАЕТ, что знает) физику, чем историю, биологию, экономику и оружейное дело? (Тем более, что гуманитарные науки — это даже не науки вообще, их знать необязательно).
… Или просто потому, что у некоторых людей слишком бедная фантазия, чтобы они могли представить себе мир, существующий по другим физическим законам? Миры с альтернативной биологией, где есть эльфы и драконы, могут, а миры с альтернативной физикой — нет?
Почему-то нынче среди ролевиков считается общим местом, что в вымышленных мирах действуют те же законы физики, что и в нашем, все вещества состоят из молекул, которые состоят из атомов, которые состоят из протонов, нейтронов и электронов, и так далее, в них действуют теория относительности, в них существуют четыре фундаментальных вида взаимодействия, и иначе быть не может.
Но почему это не работает с другими науками?
Сеттинг, нарушающий законы экономики, где основным источником дохода являются материальные ценности, добываемые из полных монстров подземелий? Нормально, мы сюда пришли играть в данжен-кроул, а не в экономический симулятор.
Сеттинг, нарушающий законы исторического развития общества, где либо история движется исключительно на воле Личностей, либо что технический, что социальный прогресс отсутствует в принципе? Нормально, это у нас «допустимая жанровая условность». (Ну, до тех пор, пока в игру не заявится игрок, который хочет перевернуть мир, изобретя порох).
Сеттинг, нарушающий законы биологии, особенно эволюционной, где есть непонятно из кого эволюционировавшие рептилии с шестью конечностями, ещё и летающие вопреки законам гравитации и аэродинамики? Да всем плевать, где вы вообще видели сеттинг, в котором авторы заморачивались бы эволюцией драконов?! (Ну, до тех пор, пока кто-то не захочет понтануться тем, что у женщин змеелюдей не должно быть молочных желёз).
Сеттинг, забывающий о том, что виды оружия и доспехов существуют не просто так, обитатели которого вооружены сборной солянкой из всего, что авторам удалось найти в энциклопедиях об оружии, а в реальности это относилось к разным эпохам и народам? Ой, да какая разница?! Пока вы не пытаетесь вставлять в свой сеттинг двулезвийные мечи и боевые шипованые цепи, всем плевать!
Но если вы попытаетесь придумать сеттинг, в котором вместо химических элементов таблицы Менделеева есть всего четыре элемента: воздух, вода, земля и огонь (а в основе их лежат ртуть и сера) — к вам придут люди, желающие рассказать вам, что так не может быть, потому что не может быть никогда! Что если вы нарушите в своём сеттинге хотя бы один закон физики нашего мира, всё схлопнется в кашу, огонь не сможет гореть, а живые существа — дышать! И поэтому законы физики в вашем мире должны быть точно такими же, как в нашем, даже если у персонажей игроков нет возможности это проверить!
Вот почему так? Почему? Потому, что физика официально считается «царицей наук»? Потому, что гораздо больше людей знает (или УТВЕРЖДАЕТ, что знает) физику, чем историю, биологию, экономику и оружейное дело? (Тем более, что гуманитарные науки — это даже не науки вообще, их знать необязательно).
… Или просто потому, что у некоторых людей слишком бедная фантазия, чтобы они могли представить себе мир, существующий по другим физическим законам? Миры с альтернативной биологией, где есть эльфы и драконы, могут, а миры с альтернативной физикой — нет?
206 комментариев
ГЕОМЕТРИЕЙ ТЕНЕЙ!!!Чего у вас такая фантазия бедная?А если серьёзно, то знаю несколько людей, которые реальной физики не знают и в ус не дуют. Игровая физика для них, разумеется, такая же заумь, как и реальная, так что проблем у них нет. Чем больше знаешь в какой-то области, тем труднее воображать отклонения от неё. Так что тебе там просто отличники попались.
1 — гыр
2 — гыр-гыр
3 — гыр-гыр-гыр
>3 — бааа
В налёт уходило гыр-гыр-гыр по гыр-гыр-гыр бойцов, а вернулось бааа. Потерь нет!
А вообще
Там очень длинно, много и скучно. И полно манипуляций.
Почему ж сложно-то? Несложно. Могу тебе вотпрямщас посоветовать многотомную эпопею про это :) В смысле про мир, где много других физик. И идёт долгая, очень долгая, миллиардолетняя (если быть точным, семи) «игра», в которой сверхрасы изменяют объёмы мультиверсума под себя, под свою физику.
Только играть в миры с другой физикой сложно потому, что твои реальные знания перестают иметь предсказательную силу. И не имеют её, пока ты не накопишь некий уровень знаний о физике мира игры.
Поясняю: для игры вообще-то полезно понимать, при каких условиях яблоко не падает на голову Ньютону, а улетает вверх в бесконечность.
Единственный такой случай — это чудо.
Два таких случая — совпадение.
Три — система (физика… или магия, потому что магия — это надмножество физики, покрывающее пока неизвестные нам законы природы).
И если ты не можешь вывести за конечное время игры систему знаний, обладающую предсказательной силой… (или мастер тебе упорно не дает это сделать) то… в общем, все плохо. Как минимум, пропадает интерес к игре. Как максимум — хочется зашибить мастера.
Да-да,
оттуда же.
она только для продвинутых пользователей. При этом на поверхностном уровне физика работает плюс-минус так же, как и в нашем мирено Капитан Америка может, стоя на земле, притянуть к себе за трос вертолёт, масса которого намного выше его собственной, а когда Супермен ловит упавшую с крыши небоскрёба Лоис Лэйн у самой земли, она остаётся цела и невредима вместо того, чтобы превратиться в кровавую кашу.(Игнорируйте предыдущие два примера). Как ты будешь выяснять, как на самом деле работает физика моего мира? И зачем ты будешь это делать?Не уверен, что я буду в это играть, но допустим, стал…
Допустим, я все еще буду в это играть…
Гипотетико-дедуктивным методом, разумеется:
Разумеется, я не буду морочиться тем, чтобы вести дневник наблюдений и эти шаги пройдут, как правило, на интуитивном уровне. А может и буду!
Когда я сам водился по истинной речи — я вёл дневник наблюдений… и он мне очень помог выяснить некоторые неочевидные моменты применения магии.Чтобы иметь возможность предсказывать свои действия.
Какой закон дает возможность супермену отрывать хобот вертолёту?
Какой закон позволяет капитану отправить в бездну импульс?
Этот закон может противоречить законам реальной физики — таким образом он является фантастическим допущением. Но будучи выявлен и детерминирован — он позволяет использовать вот такую твою странную физику и ожидать, что если мой персонаж применит ТОТ ЖЕ ЗАКОН/ПРИНЦИП — он сможет отрывать хоботы вертолётам или игнорировать инерцию.
Ферштейн?
Предсказуемость. Повторимость.
И все же проводить эксперименты и наблюдения это одно, пихать знания полученные не тобой, а дядьками в высоких котелках сотню лет назад на которые они потратили всю свою жизнь — немного другое.
И почему «немного другое»? Разве научный метод, примененный дядьками в высоких котелках сотню лет назад чем-то лучше (или хуже) примененного мной?
Ну и конечно вы очень сильно подходите к той черте где игроки пытаясь «обхитрить мастера» спрашивают, фаербол это огонь или взрыв вместо того чтобы спросить «могу ли я поджечь дом фаерболом»
Разве? Чем эксперимент по киданию файрболла в дом это попытка «обхитрить мастера»?
Если эксперименты невоспроизводимы — значит закон невыводим, значит играть в это нельзя. Точнее, нельзя рассчитывать на предсказуемость.
Как следствие,
любой разумный человек не будетне стоит это использовать.Если у вас есть жезл, при взмахе которым кастуется КАКОЕ УГОДНО заклинание — поверьте, выяснив это, вы не захотите им махать.
Если вы не больной на всю голову.А если cloud kill?
Я приведу пример.
В МТГ есть карта Fatal Push с текстом "
Destroy target creature if it has mana value 2 or less.
Revolt — Destroy that creature if it has mana value 4 or less instead if a permanent you controlled left the battlefield this turn.
Если игрок показывает на существо с манастоимостью 5 и спрашивает «Я могу его процелить заклинанием?» Ответ ДА. Но вот только то что он может направить заклинание в эту цель не означает что он её убьет.
Точно также когда игрок услышит от мастера что «Да фаербол это огонь» он почему-то сделает вывод что фаерболом можно поджечь дом. Хотя все что сказал мастер это то что фаербол это огонь. И когда игрок попытается поджечь дом п у него не выйдет он будет винить злого не хорошего мастера, хотя он никогда не спрашивал может ли фаербол поджигать дома.
И я подобную фигню наблюдал раз за разом. Вместо того чтобы подойти и задать вопрос «Можно ли сделать Х» игроки спрашивают Y Z A Gh что угодно но не Х.
Почему это не выйдет? А что же выйдет от попадания файрболла в дом?
И выясняется при помощи экспериментов.
Гипотеза: от попадания файрболла в дом он загорается.
Проверка: строим дом, кидаем в него файрболл. Загорелся?
Допустим, нет. И я хочу это выяснить при помощи экспериментов.
Мастер запрещает мне это сделать?
Вообще-то есть такая точка зрения на магию, что АБСОЛЮТНО предсказуемая и повторяемая магия теряет ореол волшебства и превращается в ещё один вид технологии — «нажми на кнопку, и получишь результат». Да, я считаю людей, придерживающихся этой точки зрения, больными (по другой причине), но такая точка зрения имеет право на существование.
Что там было про достаточно развитую технологию? ;-)
Ну и опять же — речь об АБСОЛЮТНОЙ предсказуемости идет в АБСОЛЮТНОМ бесконечном пределе. Так то и физика не является АБСОЛЮТНО предсказуемой. Всегда может найтись какой-нибудь лептокварк, который изменит что попало где попало.
Я про то, что магия должна быть не менее предсказуема, чем физика. У неё должны быть выводимые законы.
И, Вантала, не забывай, что это для нас магия — это что-то такое, УУУУ, непредсказуемое.
Для жителя мира магия — это часть реальности. Предсказуемая настолько, насколько он имеет о ней представление.
То есть да, пейзанин может считать, что волшебник взмахом руки вызывает ЧТО УГОДНО. Но Волшебник так считать не может — он знает, что делает, знает, какого эффекта хочет достичь…
Ты все еще не понимаешь меня?
Вообще говоря, ни первое, ни второе не требует от магии быть точной наукой и иметь внутреннюю связность и логичность уровня физической теории. И даже уровня натурфилософских рассуждений не обязывает, кстати.
А логичность уровня физической теории… ну, не обязательно — тем более что мало кто способен на уровне физической теории описать «как работает магия». Мало кто этим вообще морочится.
Если с точки зрения игровых правил структурированность есть — отлично. Часто — нет.
Если внутриигровые принципы магии есть — отлично. ЧАСТО их нет (магия — чудо, непостижимое, итд).
«Солнце останавливали Словом»?
В воззвании Иисуса Навина к Господу под Гаваоном ничего магического не было.
(Так-то у меня есть мнение, что переосмысление магии в фантазийных медиа XX века шло в основном в довольно скучных направлениях, а полное незнакомство большинства авторов настольных ролевых (и прочих) игр с историческими магическими традициями скорее отрицательно сказывается на хобби. А также что практически любые обсуждения магии в контексте НРИ, включая этот тред, страдают от некоторой нечёткости понятий. Но это всё уже другая история).
при этом ещё и многие игровые системы старательно избегают традиционно полинезийского понятия «мана»… ты что, разве можно в нашем просвещенном веке апеллировать ко всяким Кроули иже с ними? Ты бы еще энергуев вспомнил, торсионные поля и психотронику!
Потом — здравый смысл.
Потом лингвистика или математика (тут на выбор, от магии зависит)
А физику нужно привлекать тогда, когда ты начинаешь задумываться «А как бы мне поводиться в Sci-Fi, но волшебником?» или «Почему радиоприёмник ловит что пропало если положить его в bag of holding?»
Аррис, ты вообще человек или ходячее бинго дурных ролевых практик?В 99% случаев за предсказуемость и повторимость в настольных ролевых системах отвечает игровая механика. Когда персонаж падает с высоты, ты не лезешь в учебник физики и не рассчитываешь силу удара, исходя из массы персонажа (и его снаряжения), высоты, ускорения свободного падения и плотности газовой среды — ты смотришь в правила по урону при падении. Файрболл наносит такой урон, какой он наносит, не потому, что взрыв файрболла имеет такое-то фугасное и бризантное действие, такую-то температуру и такую-то скорость детонации, а потому, что такой урон написан в описании заклинания Fireball. Предсказуемость и повторимость.
Нет, ты мне скажи. Вот твой персонаж — обычный приключенец в фэнтези-мире. Как ты, отыгрывая его, собираешься выяснить, какие в местной альтернативной версии таблицы Менделеева есть химические элементы? С поправкой на сопротивление других игроков, которые не хотят это отыгрывать, а хотят пойти в данж бить монстров.
Rule of Cool
Потому что люди не знают историю науки и принципы естественных наук, или отказываются их принимать. Дело в том что наука не прескриптивная а дескриптивна. Она не описывает как процессы должны происходить, она описывает как процессы происходят. А если процессы происходят как-то «неправильно» на практике то ошибки должны в первую очередь искаться в предсказании.
Ну и конечно нотка бунтарства «Ах мастер говорит что в мире нет пороха, так я нагугля его рецепт и изобрету в игре». Хочется ощутить себя самым умным используя современные «свободные знания» в среде где эти знания ещё не получены. Примерно тем же самым страдает жанр попаданчества, попытка в «бесплатное бунтарство»
При этом настольные ролевые игры — довольно специфическое хобби, которому предаётся довольно специфический контингент, среди которого, как мне кажется, интерес к точным и естественным (но не гуманитарным наукам) выше, чем в среднем по социуму. Я регулярно читаю здесь и на Ролемире разнообразные суждения по поводу истории, культуры, общества, литературы, языка и так далее, которым в естественнонаучной сфере по чаду кутежа соответствовали бы откровения сторонников Плоской Земли. За годы привык уже, но до сих пор не всегда получается сдержаться. В то же время, НРИ, будучи, возможно, самым социальным хобби на свете, парадоксальным образом притягивают к себе повышенный процент людей, испытывающих некоторые проблемы с социализацией, т.е., вообще говоря, с непосредственным эмпирическим восприятием той реальности, описанием и объяснением которой занимаются социальные науки.
И есть один важный нюанс, как мне кажется. Даже те настольные ролевики, которые не читали классических работ Клиффорда Гирца по интерпретативной антропологии (шутка), так или иначе отдают себе отчёт в существовании «здравого смысла» — некоторой общепринятой системы представлений, на основании которой принимаются повседневные решения. Здравый смысл не зависит непосредственно от научного знания — человеку (эльфу, скавену, вампиру, тви'леку) необязательно хоть что-то знать о межмолекулярных силах и динамической вязкости, не говоря уже о тензорном исчислении, чтобы понимать, что там, где Аннушка разлила масло, может быть скользко. Но опыт, лежащий в основе значительной части этого самого здравого смысла, так или иначе зависит от действия физических законов: в мире с иными свойствами масло может не добавлять скользкости — или даже вообще не разливаться по поверхности. Отсюда понятные опасения по поводу того, что принятие каких-то фантастических допущений, затрагивающих физические законы игрового мира, сделает здравый смысл участников непригодным для формулировки и обработки заявок.
В случае же законов, по которым функционируют культура и общества, такого страха обычно гораздо меньше, потому что среднестатистический ролевик не просто хуже разбирается в таких законах — но даже просто не очень задумывается о существовании таковых.
… вот за это вас, гуманитариев, и не любят.
А реально много игр ты наблюдал (кроме, разве что, некосмооперных фантастик со звездолётами или каких-нибудь Магов со специфическими отношениями с материей) где бы именно эффекты теории относительности или константы слабого внутриядерного взаимодействия были бы фактами, данными персонажам в ощущении? Потому что моя фантазия несколько буксует при попытке представить седобородого D&D-шного мага, из своей башни наблюдающего за угловым запаздыванием местного аналога Меркурия, да ещё и пишущего потом в книге заклинаний «Ньютон был неправ!», а не изрекающего пророчества о мечах в камне и наследниках былых династий.
Как уже верно заметил Дмитрий, основной слой, с которым взаимодействуют персонажи — это область не столько физики, сколько бытового здравого смысла. И туда игроки склонны переносить свой опыт. Причём, спасибо нашему образованию, большинство из нас бытовые факты довольно плотно связывает именно с физическими пояснениями, а с психологическими, например, заметно хуже.
При этом для игровых целей другие физики вроде не столь уж запредельно редкое явление (я даже не о летающих многотонных драконах, а именно о системном подходе) — взять, для примера, одну из первого десятка Первых НРИ На Русском Языке, а конкретно издание Ars Magica 4ой редакции под названием «Искусство Волшебства», там вполне себе фактами являются небесные сферы, а свойства воздуха — ветра и ароматы, а не законы газообмена.
В этом-то смысле, кажется, реакция «эй, это непривычно, неожиданно, а потому там в кустах может прятаться леопард, потому я буду визжать и махать палкой!» она в отношении таких случаев, кажется, не сильнее, чем реакция «ваша система идеологически построена неправильно, если не похожа на
D&Dмою первую систему!». И корень у этого, кажется, общий. Потому если ты помнишь, например, темы «ваши *W неправильные системы и полны медведей!» — то ты, вроде, видел просто ту же самую реакцию на отход от привычного.Людей пугает не иная физика. Их пугает непредсказуемость, неожиданность или несоответствие бытовым шаблонам (часть из которых народ связывает с физическими объяснениями, причём неглубоко). Это понятно — когда у тебя под ногой внезапно вместо привычной ступеньки оказывается пустота, люди пугаются, а многие становятся агрессивны.
Там несколько сложнее — там действует аристотелевская физика(то есть например нет такой штуки как импульс), что заставляет несколько иначе взглянуть на эффекты заклинаний — при этом на бытовом уровне логика действий остается +- такой же (люди не летают, огонь горит, масло течет).
Еще веселее с медициной, но книгу по медицине никогда не переводили на русский 8).
Эмм, разве это не взаимоисключающие
параграфыутверждения?Ну во первых, аристотелева физика преподавалась во всех европейских университетах вплоть до 17го века как главная теория, объясняющая окружающий мир (и преподавалась и дальше, только уже были конкуренты). Самих европейцев она вообще не смущала 8)
Во вторых, в аристотелевской физике нет вообще ничего противоречащего огнестрелу или отдаче от него. Во всяком случае, не больше чем катапульте.
При выстреле создается ненатуральное «форсированное» движение (violent motion), при трансформации элемента (во всяком случае, так объяснялись эксперименты с паром например).
На самом деле реальным концом аристотелевской механики стал ни разу не огнестрел (он как раз был прекрасно объясняем), а, как ни смешно, доказательство того, что тяжелые и легкие предметы падают примерно с одной скоростью (это нарушает основной закон движения по Аристотелю) и доказали это по серьезному только в 17м веке.
И сам эксперимент мог быть прекрасно исполнен и во времена самого Аристотеля, но по какой-то причине потребовалось 2 тысячи лет, чтобы опровергнуть теорию.
Труды Галилея были направлены на опровержение аристотелевской механики. Вряд ли он стал бы трудиться над опровержением уже очевидно опровергнутой теории. А Галилей это собственно 17й век (начало) и есть.
Вот как раз после первой половины 17го века аристотелева физика и была свергнута со своего «трона», хотя преподавалась и далее. А вот до того, безусловно была основной теорией.
Рекомендую обратиться к научным трактатам вплоть до 16го века — там уровень авторитета Аристотеля абсолютен.
Да нет, все объясняется тем, что происходит сочетание естественного и неестественного движения, которое постепенно приводит к «победе» естественного, просто потому что естественное движение бесконечно.
Так же как объясню например то, что два шара, стукнувшись друг о друга разлетаются в разные стороны. С точки зрения Аристотелевой механики все чисто.
Но факт того, что при нагревании пар создает давление на стенки сосуда был известен еще самому Аристотелю. Здесь будет +- такое же объяснение.
При трансмутации элемента земной сферы (изменению состояния вещества) генерируется ненатуральное движение от точки трансмутации всего, что находится рядом с веществом, в данном случае — ружья и пули. Так как пуля находится с обратной стороны от вещества, она вылетает вперед, а ружье соответственно получает движение в обратную сторону.
С реактивным движением та же картина к слову.
Ну и напоследок — вплоть до как минимум второй половины 17го века практически никакая теория из того, что преподавали в университетах Европы не отвечала основным критериям научности.
Во всяком случае, именно его труды считаются основой. опровергнувшей теорию Аристотеля и он часто Аристотеля в своих трудах упоминал.
Почему? Естественное движение действует на тело постоянно, независимо от того, влияет ли на тело неестественное движение.
С точки зрения Аристотелевой физики, от наличия или отсутствия пули отдача изменяться не должна (движение генерируется независимо от наличия рядом предметов в результате трансформации). На практике она действительно несколько меньше, как это конкретно объясняли и объясняли ли я не знаю. Возможно просто не замечали, или нечасто стреляли без пули, порох дорогой был ).
Кстати, это еще не главная проблема аристотелевской физики. Главная проблема в том, что в рамках аристотелевской физики и естественное, и неестественное движение может быть только строго равномерным и прямолинейным, и не складывается между собой (=неестественное движение истощается не потому, что оно противодействует естественному, а потому, что пропадает связь с вызывающей его причиной в виде руки, тетивы и так далее). На практике оно охрененно меньше — выстрел из дигла запросто травмирует неподготовленному человеку запястье, в то время как холостой выстрел из него же практически не чувствуется. Более того, это отнюдь не академический вопрос: например, откат корабельной 32фунтовой пушки с технологиями даже начала XIX века превышает всю ширину батарейной палубы корабля, так его приходилось уменьшать с помощью достаточно хитроумных приспособлений вроде системы талей, притягивающих пушку к борту (так что часть энергии отката гасится трением канатов о блоки), в то время как при холостом выстреле такое же орудие вообще не откатывается (=у него не хватает импульса протащить канат сквозь блоки). Представляете, насколько эффективнее была бы такая артиллерия в мире Аристотеля? Насколько я могу судить по тем текстам, которые читал, работала именно специфика хранения информации в разных областях памяти. Физика Аристотеля лежала там же, где богословие и юриспруденция, и никак не пересекалась с отвечающей за практическое взаимодействие с физикой областью, где лежали Бирингуччо, Тарталья, Евклид и латинские пересказы арабских математиков.
Это не так.
All objects have resting places that they naturally seek.
All motion on the Earth is linear.
All motion in the heavens (outer space) is curved. The speed at which an object falls is directly related to the mass of an object.
Motion continues so long as there is only an applied motion (force) to an object. Removing the motion (force) stops the object.
А почему вы думаете, что у Аристотеля не было бы отдачи? У Аристотеля наоборот, такая же отдача была бы и у холостого выстрела, не вижу прибавки в эффективности.
Фраза «all motion in the heavens (outer space) is curved» относится к движению небесных тел в эфире, где в принципе не действует земная физика.
Именно так. В мире Аристотеля максимальной была бы отдача от холостого выстрела, а при увеличении массы снаряда она уменьшалась бы и при определенной массе сошла бы на нет.
работать не должны(мой косяк) должны работать принципиально не так. Это прикол из того же разряда, что и «как может человек, рожденный в общине, которая твердо знает, что Луна — это божество, во взрослом возрасте обсуждать лунную программу» — просто у рядовых людей такие знания лежат в ортогональных областях памяти и никак не взаимодействуют между собой — сегодня приносим жертву лунному божеству на общинном празднике, потому что так принято, завтра смотрим видео с лунохода на ютубе, сегодня ссылаемся на Аристотеля в богословском или юридическом диспуте, а завтра идем охотиться с луком.Но вы сказали что там буквально «действует аристотелевская физика» и «нет такой штуки как импульс». Здесь прикол даже не в том, что при аристотелевской физике мы получим расходящиеся с нашим повседневным бытовым опытом результаты (хрен знает, может у персонажей в сеттинге этот бытовой опыт другой, просто игровые тексты не акцентируют на этом внимания), а в том, что тот же огнестрел в таком сеттинге будет намного эффективнее, чем в реале (считай, безоткатка без потери дальности выстрела, доступная уже при раннесредневековых технологиях), а многие известные еще в средневековье фейерверочные фигуры, например, колесо или жаворонок, просто не будут работать.
Не стоит недооценивать наших предков, если бы Аристотелева теория резко расходилась бы с действительностью, ее опровергли бы задолго до Галилея.
В случае с Арс Магикой, главное практическое применение теории заключается в том, что если сила движения сообщена предмету некой силой и она нейтрализуется, то предмет резко останавливается.
Например, запущенный магией дротик, наткнувшись на поле, нейтрализующее магию мгновенно остановится (даже при том, что магия на него уже не действует), так как свое «ненатуральное движение» дротик получил от магии, и войдя в поле, нейтрализующее магию, этот запас движения исчезнет.
Ну и невозможность оперировать магией за пределами земной сферы, так как небесные сферы состоят из эфира, а сферы, которая могла бы взаимодействовать с эфиром в Герметической магии нет.
Есть еще несколько моментов, но эти в целом основные.
P.S.: а уж какие проблемы у Аритотеля были бы с объяснением движения маятника;)
То есть опровергало бы его теорию как раз прямолинейное небаллистическое движение стрелы.
Дротик ведет себя точно так же в полном соответствии с теорией — сила исчезает, он останавливается.
Не совсем, он постулировал существование некоего «медиума» вокруг стрелы, через который движение, переданное стреле сохраняется.
Насчет того, что движение однозначно равномерное и прямолинейное — в принципе у Аристотеля не было отрицания возможности нескольких воздействий.
Вообще же любые примеры движения по аристотелевской физике должны в первую очередь рассматривать на самом деле не движимый предмет, а то, что его двигает, так как с точки зрения философии это куда более важный вопрос и вопрос натурального вс. ненатурального движения относится и к «двигателю», который точно так же может действовать в соответствии или против своей природы.
(Понятно, что у большинства мужчин на территории СНГ есть в жизни период, когда они год-два с огнестрелом только что в обнимку не спят, и то, что я его избежал — исключение, но мы сейчас, вроде, об условно-феодальном обществе без призывной армии, где даже в войсках наличие порохового оружия невелико)
Виноват — сам такой был, когда встревал в споры по поводу «Задачи трех тел».
И вообще, любая наука — это философия! А желающих изобрести порох на игре в ДНД, я бы гнал ссаной метлой как ссаного метагеймера! Иш че удумали
Прочитал заголовок своего поста как «дружба — это физика».Вот кстати №2, в чем проблема с эволюцией драконов? У вас в играх есть ИП-палеонтологи, которые поставили перед собой задачу восстановить все недостающие звенья эволюции от ящерицы до дракона? Так-то как идея для кампании звучит интересно, но на практике охотящиеся на драконов рыцари и маги вряд ли вообще задумываются об эволюции. А что касается внешней связности сеттинга, то в фэнтези обычно полно существ с шестью конечностями (т.е. с дополнительной парой крыльев за спиной), начиная от грифонов и пегасов и заканчивая феями-пикси, горгульями, крылатыми демонами и ангелами, и я не вижу особой проблемы выделить их в отдельную группу родственных друг другу существ, которые на бытовом уровне воспринимаются как «родственные» или «похожие» (аналогично тому, как орел, воробей и страус попадают в группу «птицы»).
Именно в том, что проблемы с эволюцией драконов (а также аэродинамикой их полёта) нет, а проблема с материей, состоящей не из химических элементов таблицы Менделеева, при этом возникает чаще.
У нас с тобой, Вантала, разные видения проблемы — я лично пару раз встречал людей, которых не устраивало наличие магии в фэнтези вообще (в смысле не какой-то там особо могучей, ломающей или нелогичной — а в принципе).
Хотя я верю, верю, что, например, на основе «фэнтезийное средневековье без магии, но с несколькими разумными расами и вымышленными животными» можно придумать неплохой мир.Заклепочник — не человек.Да, но откуда это знает эльфийский оракул?2. разве он сам не мог сфальсифицировать их высказывание к своей выгоде?
3. а он вообще их правильно понял?
4. а персонажи игроков — его?
Так много вопросов, так мало ответов.
Просто всех, кто задавал эти вопросы, сожгли на костре…
Сначала подумал, что «рукопожатий» — это элемент.Потому попытка контрабандно протащить порох в неприспособленную игру — обычно симптом того, что игрок хочет что-то не то. Сделать игру про попаданца в героическом эпосе, например. А когда «Беовульф» в середине действия с аллитерационного стиха переходит на частушки — оно не смотрится.
Вот я не понимаю, откуда эта «неприспособленная игра» берется? В рыцарских романах порох встречается (огнестрел в «Неистовом Роланде», пушки в «Смерти Артура», взрывчатка в «Тиранте Белом»), в исторических романах про рыцарей — тоже (в «Белом Отряде», например), в фэнтези, в том числе во «Властелине Колец», тоже есть что-то порохоподобное («Саруманов огонь»). И вроде нигде ничего не ломается.
Непонятно почему ассоциируется этот конец эпохи с порохом, а не с концом феодализма.
Что смешно кстати, так это то, что вестерны по своей структуре очень похожи на фэнтези 8)
А если вы под «феодализмом» ассоциируете например кавалерийскую атаку тяжелых рыцарей, то это время ушло ещё раньше, во время гуситских войн.
Ну точнее он может был и ранее, но когда речь заходит о порохе у меня ассоциации имено со всякими Васко Да Гамами которые вели переговоры под прицелом корабельных пушек и вплоть до Наполеоновских воин
И разумеется, после гуситских войн все перешли на использование вагенбургов и отказались от тяжелой кавалерии? Что, нет? Вот удивительно!
Рыцари не проиграли вагенбургу. И до и после гуситских войн тяжелая кавалерия была основным подразделением на поле боя. И терции в одиночку, без поддержки кавалерии, как показал Рокруа (спустя 250 лет после гуситских войн) были не способны побеждать.
Вообще идея того, что какой-то вид войск в одиночку мог выигрывать сражения достаточно наивна.
В сражении при Туре (8й век) основу армии Карла Мартелла составляла пехота и именно за ее счет он и победил.
Армии викингов состояли по большей части из пехотинцев, крупные конные подразделения в этот период могли себе позволить Византия (и пехоты там все равно было больше) и Халифат (и, что удивительно, даже арабские армии в значительной степени опирались на пехоту).
Рыцари играли более важную роль в 13-14м веках, но и тогда, если они слишком увлекались и считали, что могут сражаться без поддержки других войск случались конфузы (Куртрэ как пример).
Тяжелая кавалерия, танки или легионы титанов — это круто, но выигрывает пехота.
Централизации государств в первую очередь. Именно становление централизованных, единых, управляемых государств куда как больше повлияло на уменьшение роли условных героев.
Жаль французским жандармам при Мариньяно никто не рассказал про то что их время прошло 8). И при Рокруа не рассказали, что время тяжелой кавалерии прошло.
Но так феодализм — это сложное историческое теоретическое понятие, о котором у самих историков куча споров и мнений, а стороннему человеку его понять тем более сложно. А порох, пушки и мушкеты — штуки физические, которые можно потрогать. Так что скорее «конец феодализма» тоже ассоциируется с порохом.
Опять же, заклёпочничество — это отдельная дисциплина, в рассматриваемом контексте важны скорее крупные мазки. Кому хочется заявить, что вес D&D-шных доспехов неправильный, сам по себе порох не изменит общество, а дракон не может летать — тот пусть вернёт нам Рождество, злобный зелёный тип! Авторскому коллективу известно, что взрывы в космосе не слышны, а со своей рациональностью «ты не видишь замка в небе, не слышишь голоса реки, я не могу тебе всё это объяснить», и вообще, ма-а-а-ама, он опять лезет к гармонии с алгеброй!
Если уж я упомянул Мир Тьмы, то там авторы прямо между книгами не могут договориться, насколько магия Традиций должна быть «традиционной», потому что в рулбуке третьей редакции описаны шаманы Призрачного Колеса, которых все тиранят и готовы выпилить чисто за факт предположения о наличии духов в электронике, а в плеергайде к той же самой третьей редакции — уже все традишкомаги поголовно используют технологические Фокусы, и судорожно обучаются правильному их применению у бывших технократов, и никто за это никого на костре не сжёг.
Короче. Рак заклёпочничества и попыток городить формулы туда где они избыточны — это, конечно, плохо. Но чувствительные личности, которые при первых признаках отклонения от лично их идеальной фентезятины(причём для одних порох это низзя, а вот бензиновый скорострельный арбалет Ван Хельсинга — ок. Для других даже попытка построить солдат в линию и выдать им длинные копья против нелетающего дракона уже преступление, потому что драконы валятся только рыцарями с мечами) начинают биться в корчах это ничуть не меньшая головная боль для гма, насколько я могу судить по своему малому, на фоне маститых имаджинарцев, практическому опыту.
Просто заранее открывая огонь по всем опасным маркерам(коим порох в фентези является) можно вместе с нагибаторами снести и искренне пытающихся в меру своей фантазии разнообразить игру людей(которые зачастую истолкуют это как рельсовость, ограниченность гма, и в общем ударятся в такую же оппозицию как и нагибаторы которым не дали понагибать)
Потому да, большинство сложившихся практик — они overkill; просты как пробка и перестраховочны. Именно по той же причине, по которой мы происходим от приматов, которые руководствовались простым правилом вида «подозрительный шорох в кустах — беги!», а не от тех, что выстраивали более сложные алгоритмы по распознанию леопарда. Они, конечно, могли давать меньше ложноположительных срабатываний, но соотношение выигрыша и затрат было спорным, а сэкономленные усилия можно было пустить на что-то более продуктивное.
То есть если порох явно распознан одной стороной как опасный маркер, а вторая заранее закладывается на это и готова предоставить пояснения — это, по-моему, уже ситуация «испорченного подопытного», там стороны скорее всего найдут общий язык, потому что обе это место выделили как проблемное. А в фольклор ролевой изобретение пороха попало всё-таки из-за ситуаций, когда это как проблемное место не выделялось.
Я, если что, не призываю в реальности бить по маркерам. Я вообще ни к чему не призываю — я отвечаю на вопрос, почему порох стал одним из таких символов.
Так-то я полностью согласен, что взрослые разумные люди могут договориться. Беда не в способности договариваться, а во внезапности и неожиданности. И в «правиле гаишника» — что большинство аварий происходит на малых скоростях и в местах, которые водитель не считает опасными.
Изначальным своим комментарием я просто стриггерился на алгебру с гармонией, ибо напомнило о(описанном в изначальном же комментарии) опыте общения с людьми что ролевой фольклор воспринимают излишне серьёзно, вплоть до священного писания. И вообще меня чёт часто изнанкой этого фольклора бьёт. Так что я пришёл к тому чтобы склеивать группу после рассинхронов и обнаружения несогласованностей прямо во время игры, нежели пытаться оверкиллить темы заранее, потому что именно в лучших традициях правила гаишника бабахает у нас чаще всего почему то вдали от среднестатистически-опасных тем(вернее, в тех темах, в которых у здоровых людей вообще срач возникнуть, казалось бы, не может. Но у моей группы может. Люблю их, снежиночек <:D). Но для большинства гмов эта стратегия, полагаю, малоприменима, или точнее, баланс между «хорошо знать игроков» и «юзать экономичные оверкильные практики» напрямую зависит от количества водимых игроков и лёгкости найти новых(а для них — лёгкости найти другого мастера).
В общем, я всего лишь о том что одно дело темы, точно не поднимающиеся нигде, кроме специализированных на них игр(политота, религиесрачи и забористая чернуха), а другое — опасные маркеры, на которых ожидаются пояснения от жмякнувшей по маркеру стороны(а другая сторона готова эти пояснения послушать, а не бить молотком по лицу сразу же, ибо страшный харам).
(Хотя зачем было использовать взрывчатку против атакующей конницы, которая все равно не выиграла бы битву, хотя и могла нанести потери, а не против укрепившейся в ущелье пехоты, забросав ее горшками с таким порошком из каких-нибудь катапульт, не очень понятно, но это уже детали.)
1. у Натонка нет ни катапульт, ни возможности их построить — его орда только что прошла через пустыню, значительных запасов воды у нее нет, а следующий оазис контролируется противником;
2. самой взрывчатки у него мало и не хватит ни на что серьезнее такой демонстрации;
3. он надеется в основном на моральный эффект — быстрая гибель пусть даже части войска противника от явно сверхъестественной причины при минимальных потерях у себя воодушевит его орду (а это именно что орда, составленная из разнородных отрядов, которые объединяет только личная преданность их лидеров ему как пророку и/или их личное желание намутить на этом гешефта) и деморализует этого противника (и это, в общем, у него практически получилось).
Есть спорное мнение что примерно таким способом арабы получили ранний примитивный прототип пороха после Таласской битвы. Что характерно, это нисколько не помогло им нагнуть весь мир, т.к. они еще лет 200, если не 300 допиливали его до рабочей версии независимо от китайцев, при этом получая селитру в основном от китайцев же.
Даже если пиротехника Тугры Хотана воспроизводима без участия Тугры Хотана, хорайцы будут допиливать ее те же 200+ лет, причем в худших условиях, потому что практические возможности маленькой изолированной Хорайи несопоставимы с возможностями огромного космополитического Арабского Халифата.
Ну и про «нагнуть весь мир» речи не шло, а вот отбиться от вторжения Косса этот порошок Хорайе вполне мог бы помочь и без какого-либо допиливания.
Например, вот водила я «Янтарный город». Там сказано, что дактилоскопия на текущий момент не является приемлемым доказательством в суде, чтобы ее использовать, надо еще доказать, что это не шаманство, а так же что требуется сыскное дело 2, чтобы быть знакомым с этой техникой. Естественно, нашелся игрок, который попытался «изобрести» дактилоскопию, не имея нужного навыка. От того, что в суде еще надо доказать эффективность этого метода (и какая там эффективность, когда нет базы данных), он просто отмахнулся. Что тут сказать? Если бы я хотела процедурала по всем канонам современной криминалистики, я бы водила его, а не «Янтарный город», где важна атмосфера мистики и невозможности выяснить некоторые вещи чересчур простыми средствами.
Ну а в чем проблема-то, если она уже известна? Пусть кидает со штрафами и изобретает велосипед.
Значит суд этот метод не примет (и еще и сошлется на более ранний прецедент, если таковой был, что выставит ИП невеждой или плагиатором). А для собственного детективного расследования пусть пользуется (опять же, со штрафами за отсутствие навыка и с возможностью фатальной ошибки).
Мне кажется, тут дело не в наличии пороха как такового, а в ожиданиях игроков. По моему опыту, многие не готовы играть в долго и сложно, большинство хочет быстро и весело. Т.е. я изобрел порох = я всех победил или хотя бы получил преимущество. Когда мастер в той или иной степени не идет навстречу игроку, это часто воспринимается игроком как игра мастера против него, родимого. А мне, например, призывать игроков к порядку, учить их чему-то, как-то задротствовать тупо неинтересно. Все люди взрослые. Не хотят играть по моим правилам — не играют, я на такое не обижаюсь. А вот когда пытаются превратить игру в лекцию об истории — я могу обидеться.
По поводу Янтарного: проблема в том, что в СЫЩИКе игроки играют за компетентных персонажей, которые по идее не должны принимать таких невежественных решений. И если я выставлю персонажа игрока невежей, то я нарушу социальный договор (да, тот игрок этот социальный договор уже нарушил, не принимая моих доводов, но я не люблю обострять).
Плюс тот игрок такое развитие событий не выдержал бы. Плакал бы. Он хотел победить, пройдя кратким путем, и когда я напомнила правила — у него случилось возмущение. В тот раз я довела сессию и не стала развивать этот мини-кампейн дальше. В другой раз я не стала снисходить к этому игроку и отыграла в другом сеттинге (где персонажи игроков не являются по умолчанию компетентными) все примерно, как вы тут пишете, — и игрок устроил скандал и был невероятно обижен, хотя по итогу партия победила. Партия смогла нивелировать вред от действий этого конкретного персонажа, и его, насколько помню, даже не очень сильно наказали (но тут я уже плохо помню события, кажется, кто-то из соигроков очень сильно хотел настучать тому по голове, но чем все дело кончилось — не помню). В общем да, больше я его не водила, но смысл в том, что когда начинаются такие вот выверты (не хочу играть по правилам, не буду!) — обычно они ничем хорошим не заканчиваются.
2. Мы не играем в игру про долгий, сложный, и увлекательный процесс изобретения сложной новой штуки, мы играем в игру про убивание драконов и беганье по подземельям.
3. Мы не играем в игру про изобретателей-прогрессоров, которые двинули прогресс в фэнтези-мире, мы играем в игру про героев которые в этом мире живут и приключенствуют.
Иногда его спасают, иногда его даже меняют, но своим героизмом и приключениями а не строительством конвееров, пороха и квантовых компьютеров.
Если 1-3 является позицией мастера и группы, но не позицией игрока, то узнав это, игрок благодарит мастера, извиняется, встаёт из-за стола, и идёт по известному адресу.
А не долбит мастера в уши.
Игрок который долбит мастера в уши, что бы тот играл как этого хочет этот самый игрок а не мастер и остальная группа, это плохой, негодный игрок (и человек), и ему должно быть стыдно.
Даже если в процессе обсуждения пунктов 1-3 игроки высказали различные желания, это ещё не значит, что кому то из них уже на этом этапе нужно пожимать дверь. Если игрок взял какого-нибудь алхимика, или мага(в общем, не того кому изобретательством заниматься чисто логически не положено, вроде варвара или наёмника которые документы подписывают крестиком) и выразил несогласие с заколоченной в социальный договор технологической статичностью мира игры — то у него нужно выяснить, ожидает ли он от своих прогрессорских деяний быстрого, зрелищного и балансополомного результата, или ему просто нравится, ну типа, играть за алхимика который на фоне беготни по подземельям(на привалах, например, ну может с редкими боевыми тестами где игромех от боевых заклинаний взят, но тратится не мана а ингредиенты за которые он круглую сумму из добычи выложил) изобретает порох, а не философский камень. Если второе, то какие вообще проблемы?(ну кроме «даже попытки создать порох оскорбляют мои эстетические чувства») Если первое, то человек просто слабо понимает, как партийные ролевые игры работают, и просвещать его или не заморачиваться и выпереть — решение, зависящее от его готовности изменить свои взгляды(и наличия свободного времени у мастера). В большинстве ситуаций когда вся группа понимает базовые принципы НРИ — компромисс достижим, причём не очень трудно, если заняться этим вовремя, конечно. Раздражительность человека прямо пропорциональна количеству усилий, вбуханных в, как постфактум оказалось, недопустимые для коллектива вещи, которые ему теперь предписано выкинуть и забыть.
Словами через рот, да. Весьма вероятно прямо вот этими вот словами.
Меня, например, всегда угнетает если мастер не может озвучить мы играем Combat as War или Combat as Sport.
Это значит «нет»?Просто не хочу. Может быть, порох в фэнтези оскорбляет моё эстетическое чувство. Чьё-то эстетическое чувство оскорбляют сиськи у змеелюдов, чьё-то — эльфы, достигающие зрелости в 100 лет, а моё — порох в фэнтези. Такой ответ принимается?А ты хорошшшшш.
Интересно, а достигающие зрелости в 100 лет эльфы отношения с людьми аналогичным образом как какую-то отдалённую форму педофилии не воспринимают? Для них двадцатилетняя девушка ведь должна звучать так же, как для вышеописанных бедняг — четырёхлетняя.
Но. Коровки тут какают и писают чуть другим составом (селитра), в деревьях содержится явно что-то ещё, вроде силы Жизни (уголь), а сера вообще из Ада вылетает.
Поэтому порох получился бризантным и нестабильным как нитроглицерин. Плюс его производители напрямую выгребают проклятья за смеси сожжёной древесины с силами Жизни и адской серы.
По этой же причине в кузнечном деле используют только древесный уголь, и никогда — каменный (это если умника понесёт в сторону коксования и пр) :)
Удачи, вобщем, не подорваться на этапе смешивания :)
Вот так — не надо. Не надо вот так.
Это вот «я тебя убил» «нет у меня не уязвимость как у супермена» «а у меня криптонитовые патроны» и прочие соревнования в том кто больше набуллшитит, никогда ничем хорошим не заканчиваются.
Вы этим даёте игроку понять что если он вот ещё чуть-чуть поднажмет, ещё чуть чуть довернет свою гениальную вундервафлю то все у него заработает.
Если вы хотите в это играть то это дело не самое плохое, но если это ваш способ намекнуть игроку что бы он занялся чем-то более полезным для игры, то лучше это делать словами через рот.
Если он ответит «куплю», выяснится, что в свободной продаже селитры просто нет — потому что всем алхимикам в королевстве нужно хорошо если 10 кило в год на варку селитряного масла, и примерно столько в год и завозят. Международный рынок селитры с большими объемами возник как раз вследствие повсеместного распространения раннего огнестрела, который он только собирается сделать.
Если он ответит «накопаю», его персонажа можно смело выгнать из игры, т.к. в средиземноморской стране этот персонаж накопает нужное для первых опытов количество за пару лет, а в северной и вовсе никогда не накопает.
Если он захочет отправиться за селитрой туда, где она есть (в наших реалиях это Китай, Индия, Чили и, с парой оговорок, Испания с Магрибом), см. предыдущий пункт. Раньше, чем через несколько лет он не вернется, если вообще доберется живым.
Если ответит «выращу в бурте», тогда для начала предложите ему стать главой городской гильдии золотарей (иначе где брать дерьмо в потребном количестве?) со всеми очевидными последствиями (типа инфамии и запрета жить внутри городских стен — ибо от него, с точки зрения городской чистой публики, натурально метафизически воняет — а то и обязанности носить специальные опознавательные знаки на одежде, чтобы чистая публика успевала заметить его в толпе и перейти на противоположную сторону улицы). Не испугается последствий и осилит этот квест? ОК, дальше нужно лет 5-7 на эксперименты (причем это моя оценка как человека, который с подросткового возраста возится с порохом и его составными частями, включая синтетическую селитру из расходников разной степени буторности), прежде чем он получит выход селитры в ощутимом количестве, т.е. опять-таки см. пункт 2.
Короче говоря, нужно попробовать сделать так, чтобы гемор для персонажа от обладания секретом пороха многократно перевешивал желание игрока нагибать;)
Еще, помнится, предлагается спросить игрока:
«Слюшай, самый умный, да? Почему этого никто не изобрёл до тебя? Давай-ка посмотрим твой чарлист… хм, у тебя интеллект всего 12… ты не гений от слова совсем. Расскажи мне, не гений, почему порох не изобрели до тебя маги с 18-ым интеллектом»
Если он ответит «А он не знает, и просто смешивает селитру, серу и уголь по приколу», можно ответить в духе «ОК, смешал, получилось какое-то дерьмо, которое еле-еле горит, давая много вонючего чОрного дыма». Во-первых, при содержании селитры меньше 2/3 по массе это действительно будет дерьмо, а правильной пропорции персонаж не знает и методом тыка с одной попытки он ее точно не угадает. Во-вторых, для нормального пороха нужен специальный уголь, который персонаж никак не сумеет отличить от обычного. В-третьих, если там не чистая калийная или бариевая селитра (которую в околосредневековых декорациях, опять же, негде взять, т.к. для тех технологий, для которых селитру используют в средневековье, чистая калийная селитра просто не нужна и делать ее никто не умеет), смесь будет гигроскопичной и перестанет вспыхивать вообще после получаса на воздухе. Так что «не горит твой состав, что ты делаешь дальше?»
Но если с порохом все сравнительно просто (известно как сделать правильный порох), то вот с каким-нибудь гиперпространственным двигателем все непросто :(
Игрок заявляет «мой персонаж изобретает гипердвигатель», и тут либо мастерский произвол, либо надо выдумывать физику этого процесса. И так далее.
Что надо выдумывать, так это правила разрешения таких заявок. В AW, BitD и некоторых их производных, кстати, уже есть.
Лично я однажды, находясь в намного лучших условиях, чем экспериментирующие наобум средневековые алхимики (т.к. у меня были точные рецепты и книги с описаниями технологии), немного забил на технику безопасности. Результат: ожог второй степени на 2 пальца и ребро ладони, минус ноготь на мизинце, минус покрывало на диване, минус растение сестры, стоявшее на столе в банке с водой (которой мой друг тушил покрывало, растение в процессе изжарилось), плюс пиздюли от сестры и незабываемые воспоминания у друга.
Бывает хуже, лично я слыхал про раздробленную органической перекисью кисть руки, про случайный поджог кухни кипящим белым фосфором (и там «алхимику» еще повезло, при таких количествах фосфора в работе отравиться насмерть как нехрен делать) и про приход милиции после того, как экспериментатор спалился на попытке достать кристаллический йод и красный фосфор (о том, для чего еще используют эти вещи, он в то время, разумеется, не знал).
Но когда все таки загорелся…
Короче, с тех пор я не люблю химию :)
P.S. Все пальцы, глаза, ноги, руки и другие части тела на месте (кроме мозга, пожалуй), но впечатления были незабываемые…
«Я трачу 7 лет своей жизни на это, мастер, расскажи мне, что у меня получилось» — да, у меня были такие игроки.
… а начинали они бомжами-убийцами.
P.S. Да, я знаю, Platinum Rule: НЕ ИГРАЙ С МУДАКАМИ.
Но не всегда это возможно. Не всегда понимаешь, что это мудаческое поведение итд итп.
Если я незахочу в своём фантазийном сеттинге пороха, то я подняпрягусь и вплету это обоснование в основу сеттинга, при этом учтя, как это обоснование повлияет на прочие аспекты (ну, это мои заморочки такие.) Помится, что-то такое я обдумывал, для, кажется даже фантазюшного сеттинга… Что-то там было хитрое, с реакциями окисления, у которых была отторможена скорость. И всё склонялось в сторону электричества (паровые ручные пушки были, да).
Ещё была мысль сделать сеттинг без метательного оружия вообще. Там пришёл к схеме, при которой весь мир уже двигался с околосветовой скоростью с хитрым загибом метрики (надо порыться, может где-то и осталось). И когда что-то или кто-то пытался двигаться быстро, то его четыре-скорость начанала загоняться тем больше, чем больше скорость и как при бифуркации произвольно менять направление. Это заземляло всё быстродвижущееся, включая стрелы, быстрых птиц, а так же вносило некоторые особенности в природные явления, вроде ураганов, извержения вулканов и пр… А вспомнил, была вторая версия, более простая. Там метрика давала бонусное напрвление — по градиенту силы тяжести, точно. Поэтому всё, что падало — падало нормально. А чем сильнее оно отклонялось от вертикальной скорости, тем сильнее его колбасило. Тоже прикольно. Что смое главное, для игроков вполне хватало просто описания явления, просто обозначаешь как оно есть и всё. А вот если кто-то пытался с этим что-то делать, то было можно было бы углубиться и в дебри :)
Но опять же, это я так заморачиваюсь и больше для себя, чтобы воспринимать мир целостно и логично. Ни разу не утверждаю, что именно так и надо.
Аналогично, кстати.
Стоило бы сравнить сеттинги :) и допущения.
Когда до игрока не доходит то, что ему сказали ртом, с ним раговаривают через воздействие на персонажа сеттингом, на наглядных примерах.
Когда до игрока и это не доходит, с ним уже не разговаривают, а указывают на дверь.
P.S.Полагаю, порох пригодится тому у кого нет магии для метания метеоритов, но есть какое-нибудь завоёванное в ходе приключений баронство, из которого можно набрать юношей призывного возраста, раздать огнестрел, настропалить в его эффективном использовании, а потом использовать для борьбы со всем, что не кидается в них метеоритами(ну или рассадить по кустам на пути предполагаемого следования вражеского мага ради внезапного отравления свинцом в затылок)
P.P.S. Здоровья погибшим :D (в смысле, распылённому чуваку с секирой)
Действительно может оказаться так, что любая наука — это физика, и, более того, фундаментальная физика. Но может случиться и так, что только часть наук — физика, а остальные нет.
Что это значит?
Большинство фактов относительно нашего мира — это физические факты. И, по сути дела, все остальные факты зависят от физических фактов. Например, факт «слон живой» — биологический факт. Но, очевидно, что мы можем спуститься с уровня биологии на уровень химии (то как реагируют между собой органические вещества из которых «слон состоит»), а с уровня химии — на уровень физики, так как мы способы описать взаимодействие не химических веществ, а молекул и атомов сообразно фундаментальным физическим законам.
Итак, мы имеем картину при которой огромное множество фактов зависят от физических фактов. Если взять слово «зависят» в широком смысле, то это может показаться вам тривиальной истиной. Попробуйте впустить эту мысль в свою жизнь. По аналогии со слоном — вы готовы признать, что факты, например, истории редуцируются (сводятся к) фактам физики? То есть, если взять слово «зависят» в каком-то узком смысле, то тезис о том, что любая наука — это физика, становится спорным. Кроме того, достаточно очевидно, что само отношение зависимости может быть разбито на много типов — высокоуровневые (не физические) факты могут по разному зависеть от низкоуровневых (физических) фактов. Так, например, тот тип отношений зависимости, который существует между физическими и, к примеру, биологическими фактами, может вовсе отсутствовать в сфере соотношения, скажем, спортивных фактов с физическими.
Для того, чтобы каким-то образом унифицировать рамки, в которых могут обсуждаться эти отношения зависимости, предлагается ввести понятие «супервентность». Это философское понятие. Супервентность — это отношение между двумя множествами свойств: свойствами первого типа — интуитивно, высокоуровневыми свойствами и свойствами второго типа — более фундаментальными, низкоуровневыми свойствами. Так, можно дать следующее определение супервентности: свойства первого типа супервентны на свойствах второго типа, если невозможны две ситуации тождественные по свойствам второго типа, но различные по свойствам первого типа. «Тождественны» значит полностью одинаковы.
К примеру, физические факты, которые мы можем найти в нашем мире, по всей видимости, полностью определяют все биологические факты в нём же. Представьте себе, что мы фиксируем все физические факты — и только физические! — каждый атом и то из чего состоит атом мы «ставим на паузу». Интуитивно понятно, что как только мы сделаем это, биологические факты также не смогут меняться. Никто не будет рождаться, умирать, двигаться и так далее. Аналогично, в виде модального аргумента: если мы скопируем все физические факты нашего мира — и только физические! — каждый атом и то из чего состоит атом во времени и в пространстве и создадим полностью новый мир изолированный от нашего, в который поместим все скопированные факты, то все остальные факты в этом новом мире окажутся точно такими же как в нашем. Все звёзды и планеты будут там же (астрономические факты), а слоны будут на тех же местах в родных прериях :)
В контексте этого рассуждения свойства второго типа обычно будут физическими свойствами, которые, может быть мы до сих по не знаем, но которые потенциально могут быть выявлены совершенной физикой будущего. Вообще говоря, это довольно простые свойства: положение во времени и пространстве, размер, масса, заряд, участие в работе каких-то фундаментальных законах (например, предположительно все объекты нашего мира являются субъектами работы Второго закона термодинамики) и так далее.
Кажется, что абсолютно все другие свойства первого типа будут сводиться к перечисленным выше примерам свойств. Комковатость, жирафоватый вид, сочность, яркость и подобные — все можно будет, постепенно опускаясь всё ниже и ниже представить в виде наиболее фундаментальных свойств.
Теперь подумаем — все ли свойства супервентны на физических свойствах. Например, биологические свойства супервентны на физических тогда и только тогда, когда две тождественные ситуации по физическим свойствам будут тождественны и по своим биологическим свойствам. Как в модальном примере выше. Если два мира будут тождественны по распределению элементарных частиц в пространстве и времени (а также по массе, заряду и т.д. каждой из этих частиц), то и все биологические свойства будут в этих мирах тождественны.
И вот тут мы подходим к интересному моменту. Признание того, что все факты, которые мы могли бы отнести к свойствам первого типа будут супервентны на свойствах второго типа имеет далеко идущие последствия для онтологии (считайте, что онтология — это представление о том какие вещи являются существующими и о том какова структура нашего мира как такового; онтология — наша модель Бытия). Если произвольные свойства первого типа всегда будут супервентны на свойствах второго типа, то можно сказать, что все свойства первого типа достаются нам «бесплатно». Обратите внимание, создавая новый мир, мы скопировали только физические факты из нашего мира, а биологические факты возникли в новом мире сами собой, просто по факту размещения всех частиц в таких же местах во времени и пространстве как они были в нашем мире! Можно сказать, что свойства первого типа просто по новому описывают то, что уже было описано свойствами второго типа. Конечно, в каком-то смысле это другие свойства: факт о том, что удав жив — не физический факт. Но, в собственном смысле, факты, основанные на наблюдении за свойствами первого типа, и не факты вовсе. Это так — дополнительное украшение к физическим фактам.
Если вы готовы принять такое отношение между физическими и всеми остальными фактами нашего мира, то поздравляю — вы материалист (в хорошем смысле этого слова). То есть: материализм верен, если ситуация в нашем мире такова, что все факты о нём супервентны на физических фактах.
В этом случае очень велик риск того, что действительно любая наука — это физика. Дело в том, что исключив из онтологии все факты, кроме физических, мы перестаём обнаруживать в мире что-то, что порождало бы новые причины. Обратите внимание, что у каждого физического события есть физическая причина. Эта догма называется «принципом каузальной замкнутости физического». Этот принцип кажется настолько очевидным, что, полагаю, с ним легко согласиться. Если тезис материализма верен, то все физические события происходят по физическим же причинам. Так, если мы «отмотаем плёнку» к сегодняшнему утру и снова включим воспроизведение — всё произойдёт ровно так как уже произошло. Просто потому, что в онтологии не будет места, где сможет «вклиниться» новая причинная цепочка.
Вернёмся к модальному аргументу для более яркой иллюстрации. Допустим, мы копируем все физические факты о нашем мире в 1419 году. Создаём новый мир, в который помещаем эти факты. Он будет полностью тождественен нашему миру в 1419 году по всем остальным фактам. Как только мы запустим время в этом новом мире, он ничем не будет отличаться по ходу своей истории от нашего. Всё произойдёт абсолютно также и все примут такие же решения. Это следует из условия, что мы перенесли только физические факты, а также, что действует принцип каузальной замкнутости.
Таким образом, да — история оказывается физикой! А то что Дмитрий Герасимов писал выше о «социологии» и гуманитарных науках — это просто потому, что очевидно процесс редукции к физике невероятно сложен в силу чисто технических ограничений. Пока у нас нет аппарата для того, чтобы понять как именно красота Венеции супервентна на свойствах второго типа, но эта ситуация не представляется неразрешимой.
Конечно, есть возможность указать на то, что онтология не столь прямолинейна. Я убеждён, что вполне можно найти факты не зависящие от физических фактов и свойства не супервентные на физических свойствах. Но об этом я предлагаю всем желающим подумать уже самостоятельно.
Однако я вместо этого спрошу — а дальше названия вы читали?
ЗАчем продолжаете убивать кошкодевочек?
в мечетив 1225!Хотя…
Я, как и Ангон, не материалист и хотел что-то такое с подвыпердом написать про фиксацию физических свойств мира в момент Воскресения Христа. Но подумал, что это слишком затруднит объяснение.
А шутка хорошая — смешно.
1) Если это просто комментарий с вопросом, то конечно ты прав. Можно предположить, что среди некоторые законы, действующие во Вселенной организованы таким образом, что следствие какой-то причины будет случайным событием.
Но тогда мы наталкиваемся здесь с тобой на clash of intuitions. Мне представляется, что отбросить принцип каузальной замкнутости физического никак нельзя. Конечно, отсылка к очевидности является здесь важной, но не фундирующей предпосылкой. В её поддержку я могу сказать следующее. Если хотя бы какая-то область физики предлагает нам действительно и подлинно случайные события, то для меня уже здесь очевидно, что тогда нельзя рассчитывать, что хоть какой-то класс событий свободен от случайности. Да, наши гипотезы в отношении причин и следствий постоянно сбываются. Я ударяю по гвоздю молотком — гвоздь входит в стену. Но, как мне кажется, возможность допустить хотя бы где-то случайности — значит инфицировать всю онтологию ими. Я никогда не буду уверен, что следующий удар по гвоздю не приведёт к тому, что гвоздь превратиться в голубя.
По этой причине я ищу такую физическую теорию, которая соотносится с принципом каузальной замкнутости. Такой теорией является теория волны-пилота (она же интерпретация де Бройля-Бома, она же механика Бома). Я понимаю, что апелляция к очевидности не может быть решающим аргументом, поэтому полностью оставляю (разумеется!) за тобой допускать истинность Копенгагенской интерпретации или какую угодно другую теорию. Я же считаю, что некоторые партикулярии (части онтологии — события, свойства, сами объекты и т.п.) связаны какими-то фундаментальными отношениями, которые мы попросту до сих пор не открыли.
Например, твой комментарий может натолкнуть внимательного читателя на мысль — а каков онтологический статус законов природы? Почему, если мы скопируем все физические факты о мире относительно каждого микрообъекта и его текущих свойств и поместим их в новый мир — законы природы тоже появятся в нём? Совершенно не очевидно, что они супервентны на самих объектах.
Таким образом тут можно заметить даже некоторую теоретическую развилку. Либо мы полностью меняем наш язык, на котором говорим о законах природы. Например, объявляем новый класс свойства объектов. Вроде «этот объект устроен таким образом, что он является субъектом Второго закона термодинамики». Тогда, конечно, новый мир будет точно таким же как актуальный мир. Либо же можно предположить, что эти законы просто разлиты в мире как молоко и не привязаны ни к каким объектам. Но тогда непонятно какой у них онтологический статус. Здесь также возможны разные ответы, интуитивный — эти законы являются свойствами такого особого объекта как Вселенная, а поскольку эта вещь такая значимая, то её свойства влияют на все другие объекты.
2) Если это скрытая попытка протащить свободу воли у людей через случайность, то ничего не выйдет, каналья! :)
Дело вот в чём. Если окажется, что некоторые случайные события присутствуют в нашем мире, то действительно, ты прав, создав новый мир тождественный по физическим фактам нашему миру в 1419 году и запустив в нём время, мы получим к 2021 году совершенно другой мир из-за случайных событий, которые произошли по другому.
Но в отношении свободы воли это только усугубляет ситуацию. Если принцип каузальной замкнутости действует повсюду, то да — мы лишены свободной воли, но хотя бы мы знаем, что все последующие события предопределены предыдущим состоянием Вселенной и действующими в ней законами. Грустно, но жить можно. Может быть кривая вывезет кого-то на постройку суперкомпьютера, который сможет проматывать плёнку на много лет вперёд и показывать безошибочную картину будущего.
Однако если хотя бы на каком-то уровне случайность действует, то мы даже такой возможности лишены. Вообще никто (и ничто) ничего не контролирует.
К вопросу же о том, что наличие случайностей (то есть статистических по природе закономерностей) в физике означает значительную и наблюдаемую случайность на других уровнях — да, это не ощущение. Если напрягусь, могу найти даже обоснование с расчётами, сейчас цитирую по памяти. Попадалось при обсуждении, что дают сверхсветовые перелёты, при рассмотрении единственного фотона, который попадает в окрестности Земли из-за пределов светового конуса волшебной тирьямпампамцией — как быстро изменение системы скажется на последствиях, вполне наблюдаемых людьми в макромире (считая, конечно, что они могут смотреть оба варианта после развилки). Учитывая, что, например, механизм определения пола человеческого ребёнка, похоже, вполне себе чувствителен к возмущениям на молекулярном уровне (внутри клетки), и учитывая длительность пробега свободной частицы — там получалось, ЕМНИП, что в среднем там потребуется порядка суток, чтобы на Земле начали рождаться не те дети, что на её условном двойнике, и порядка четырёх — чтобы этот эффект охватил всю Землю, например. На чистой физике, без доп. условий.
Это, впрочем, не противоречит само по себе существованию физических законов, правда. Потому что «случайность» — понятие не поэтико-философское, а вполне себе физически формализуемое, и из того, что распад атома плутония можно предсказать только вероятностно не будет следовать, что гвоздь может превратиться в голубя: можно будет даже провести границу между событиями, где меняется уровень возможного прогноза.
P.S.А, там уже Геометр про это написал. Упс.
P.P.S.Свобода воли такая штука, что даже если её не существует(хоть в хардкорном детерминизме, хоть в разбавленном случайностями) человеку выгодно рассуждать, будто бы она есть. Так просто общество лучше работает, с принципом личной ответственности и прочим. Ну, аккурат до суперкомпьютера который идеально предсказывает будущее, разумеется, если такой будет(демон Лапласа?)
Что касается обсуждения свободы воли людей, то я с вами согласен. Но я предлагаю пойти дальше. Существует не только точка зрения, что при верности детерменизма можно всё равно думать будто свобода воли есть, но даже точка зрения, что тезис детерменизма вполне совместим со свободой воли как таковой. Такая позиция называется компатибилизм и философия знает достаточно аргументов в её пользу тоже.
Кроме того, в качестве добавки, можно сказать что существует и более низкоуровневое свойство, которое как некоторые считают служит необходимым условием для свободы воли. Говорю об этом потому что вы уж о квантовой стороне работы мозга сказали :) Речь о ментальной каузальности — вопрос о том может ли сознание человека (если оно существует как отдельная реальность) запускать новые причинные цепочки. Очевидно, что если наше сознание обладает таким свойством, то и свобода воли есть. Но вот если не обладает, то опять же — не все считают, что это означает отсутствие свободы воли.
P.S. Теперь увидел, что вы увидели мою ветку разговора с Геометром.
в жопуиграть в игру про наш мир физиков, химиков, биологов, социологов и прочих -гов со всем их глубоким знанием нашего мира. Только математики могут остаться и подискутировать со мной, возможна ли математика, описывающая мир, в котором мы играем.