Ну тогда это тайна/детектив в дело вступает Правило трех улик, чтобы у игроков была возможность понять, что к чему. Например: его псевдоним отражает какой-то из прошлых подвигов героя, про которые поет местный бард; он часто заходит в дом родителей героя (про которых все знают, что они родители героя) и общается с ними по-родственному и он каждый день кладет свежие цветы на могилу возлюбленной героя (трагическая гибель которой вынудила героя отправиться в приключения — про это знает местный священник). Если ИП пропустили все эти улики и на него полезли — ну, сами виноваты.
В ГУРПС я бы разрешил как минимум Свежие новости, если его подвиги — это свежие новости, Геральдику, если за его подвиги король пожаловал ему герб и поместье, Эксперт (Знания бардов), если персонаж вошел в легенды, и Историю, если персонаж уже есть в учебниках истории. Ну и какие-то более специальные, если он знаменит чем-то необычным вроде разработки нового заклинания.
Вообще, в эпических произведениях от «Илиады» до «Песни о Нибелунгах» есть отдельный троп вида «герой смотрит на новоприбывших/вышедших против него на бой героев, узнает их по внешности, доспехам или гербам и рассказывает другим героям (и читателям) об их подвигах».
А в родном захолустье за подвигами своего родного героя никто не следил и не гордился, смахивая скупую слезу? Тогда это уже какое-то совсем захолустное захолустье.
Ну если у вас шериф Нотингемский и Гай Гисборн низколевельные, то у вас в целом уровень силы в кампании невысокий и Робин Гуд будет там рейнджером или плутом 4 уровня (а Ричард Львиное Сердце — воином или паладином 5). Но в такой кампании, очевидно, и ИП должны качаться весьма медленно.
Бой крыс и персонажей 20 уровня закончится также антиклиматично, как и бой четырех персонажа 1 уровня против огромного красного дракона.
Это вот я не очень понимаю. Возможность смять не крыс, так хоть тех же рядовых бандитов или гоблинов так, чтоб клочки по закоулочкам, это же отличный способ почувствовать, насколько крутыми стали персонажи, нет? Если мы сначала сражались с крысами, потом с гоблинами, потом с бандитами, потом с троллями, а теперь с драконами, но все время сражались на равных, то рост крутости практически не чувствуется, как мне кажется, только циферки растут.
Кроме того:
1. Крысы не идиоты, зачем им сражаться с явно превосходящими силами? Они просто разбегутся, и если персонажи 20 уровня не решат за ними намеренно гоняться, то бой не будет «антиклиматическим», его просто не будет. Аналогично, персонажи первого уровня должны иметь возможность сбежать от дракона, возможно потеряв одну-двух вьючных лошадей.
2. Возможно, обычно крысы и не представляют никакой опасности для героев 20 уровня, но что насчет ситуации, когда герои только что победили дракона, потратили все заклинания и исцеления, а половина из них все еще лежит при смерти? Или если крыс не пара десятков, а пара тысяч, и на них никаких огненных шаров не хватит? Понятно, что это от игромеханики зависит, но все женапрямую приравнивать «вызов» к «уровню» мне представляется не вполне правильным.
Бандит может быть и первого, и пятого, и десятого уровня. Соответственно, бандитский лагерь может быть и челленджем и для партии первого, и пятого, и десятого уровня.
Не понимаю, с чего вдруг. ИП первого, пятого и десятого уровня различаются же не только по циферкам, но и по экипировке, репутации, общественному положению и т.д. Почему у бандитов должно быть иначе?
Тут можно на ОДнДшные описания посмотреть, где обычно указывается, какого уровня атаман предводительствует бандой в Х бандитов, сколько у него лейтенантов и какого они уровня и т.д. Понятно, что относиться к этому как к какому-то нерушимому внутримировому закону странно, но как приблизительное руководство вроде неплохо подходит.
Автолевелить локации, так что на любых уровнях РС там будет подходящие им по силе противники. Это вариант «фронтов», в котором невычищенные склепы со скелетами со временем обрастают некромантами, вампирами, рыцарями смерти и костяными драконами, аккуратно подстраивая опасность локаций под персонажей.
Автолевелинг плох тем, что обесценивает выбор игроков напасть на более слабого (или более сильного) противника. Ну и вообще одинаковый уровень вызова — это просто скучно.
Но это не значит, что бандит, на старте игры бывший первого уровня, так и должен оставаться первого уровня спустя 20 сессий, если ИП с ним ничего не сделали. Он может постепенно совершать все более и более смелые ограбления, качаться, набирать сторонников — и слухи об этом будут доходить до ИП — ну или он может получить арбалетный болт от какого-нибудь охранника каравана и скончаться, его банда разбежаться, а его логово захватить спустившийся с гор огр. Отсутствие автолевелинга не означает статичности мира.
Еще почему-то забыт вариант Вестмарча, то есть «чем дальше в лес, тем толще партизаны». Это, на мой взгляд, и довольно достоверный вариант (чем дальше от цивилизации, тем меньше патрулей на дорогах, лесничих в лесах и приключенцев — и тем больше гоблинов, троллей и драконов), и довольно удобный с метаигровой точки зрения принцип. Можно еще добавить «очаги опасности», которые сами на ИП нападать не будут, но если ИП туда полезут, то это их пробемы (вроде башни нейтрального волшебника-отшельника или кургана с умертвиями).
Эм, это про Робин Гуда, о подвигах которого барды поют песни во всех тавернах от белых скал Дувра до вересковых пустошей Шотландии, нетривиально определить? Понятно, что ты не можешь гарантировать, что вот этот конкретный вышедший из леса парень в зеленом и с луком в руках — тот самый Робин Гуд, а не какой-нибудь самозванец, но как минимум партия поостережется.
Попробую предложить известные мне способы (частью я активно пользуюсь, частью нет — но это не значит, что они неудачные, просто не доводилось использовать)по насыщению мира интересными и занимательными деталями. (Если я правильно понял, задача именно в этом?)
1. Просто больше читать художественной и научной литературы (фильмы тоже годятся, конечно). Чем больше тебе известно о сеттинге, технологическом уровне, образе жизни, занятиях людей и т.д., тем больше интересных деталей ты можешь вставить на игре. Я, помнится, потратил как-то целый день на изучение вопроса о методах ловли селедки в средневековой Скандинавии для кампании «про викингов», что дало пару занимательных встреч и диалогов на игре. Но этот метод, конечно, хорош только если тебе интересно чтение литературы само по себе — насильно заставлять себя читать точно не стоит.
2. Правило трех улик. Это не основная функция этого правила, но приятный бонус. Когда ты выдумываешь три улики для каждого умозаключения, к которому должны прийти ИП, тебе в голову неизбежно приходят не только базовые и скучные «можно допросить свидетелей» и «можно прочитать в дневнике жертвы», но и всякие интересные штуки вроде секретного шифра, спрятанного в резьбе, украшающей ткацкий станок.
3. Прием «обыск матрешки». Опять же, это не основное его предназначение, но если я правильно понимаю твой метод, то использование «обыска матрешки» может дать тебе дополнительные возможности для получения «подсказок» от игроков. Условно говоря, это может выглядеть как:
Пример 3
*описание комнаты с книжным шкафом*
Игрок: Я осматриваю комнату.
Ведущий: Твое внимание привлекает большой книжный шкаф, где много чего можно спрятать.
Игрок: Осматриваю книжный шкаф.
Ведущий: Ты видишь толстые тома книг с названиями на неизвестном тебе языке.
Игрок: Возможно, одна из этих книг — на самом деле рычаг, открывающий потайную дверь? Я попробую подергать несколько из них.
Ведущий: (хлопая себя по лбу). Ага! Когда ты берешься за очередную книгу, ты слышишь щелчок, книжный шкаф отъезжает в сторону и перед тобой открывается спуск вниз.
Лично я такой подход (особенно намеренно и с такой целью) не использовал, но попробовать вроде можно.
4. Случайные таблицы, самонаписанные или где-нибудь найденные. Как я писал в соседней теме, личто у меня отношения со случайными таблицами не складываются, но попробовать вроде не вредно.
Вот что я точно НЕ рекомендую, так это подход, при котором ты просишь игрока описать, что именно он нашел, после того, как он это нашел. Это может быть хорошим подходом для некоторых игр и некоторых игроков, но совершенно точно не для всех (лично мне этот метод очень сильно мешает отыгрывать и получать удовольствие от ролевой игры), так что если решишь что-то подобное использовать, как минимум стоит обсудить это со своими игроками.
Я вот, к большому для себя сожалению, так и не научился пользоваться (а особенно писать) толковые случайные таблицы, более удачные, чем «6 идей, какие пришли мне в голову, если что-то скучно, кину кубик и вытащу выпавшую, если не забуду».
Не обязательно же. Как минимум антагонисты-НИП не будут пытаться манипулировать Ведущим и намеренно нарушать правила игры, чтобы добиться победы, тогда как другой игрок может так поступать (и тем самым вынуждает меня действовать превентивно). Да, в общественном договоре может быть пункт «играть честно», но нередко в общественном договоре (подразумеваемом или реально написанном) есть пункт «играем без ПвП», и другой игрок уже его нарушил.
Ну и мне как Ведущему проще водить НИП-антагонистов, зная, что ради победы они не будут пытаться мной манипулировать или намеренно нарушать правила :).
«Олдскульная система» для тебя и «ОСР» — одно и то же.
Не совсем так. ОДнД — олдскульная система, но не ОСР явно. ОСР — это именно возрождение олдскульных систем/олдскульного подхода, все же.
если у нас игра про социальные взаимодействия кукол в пряничной стране (никакого данжнкраула, только беседы за чаем!), но система обладает всеми тремя признаками выше — это не ОСР, но олдскул чисто с точки зрения механики.
Ну вот Traveller в своем изначальном виде был довольно олдскульной системой, как я понимаю (отдельные миниигры для создания персонажа, боя, путешествий в космосе и т.д.) и обычно его относят к олдскулу — просто это не типичный олдскул, так сказать.
Полностью согласен.
Более того, многие (хотя, наверно, не все) системы НРИ написаны таким образом, что очень значительная часть правил нуждаются в трактовке Ведущего, и если для кооперативных игр это скорее плюс, то для состязательных (как для ПвП, так и для «игроки против Ведущего») — явный минус, потому что исход игры неизбежно ставится в зависимость от субъективных решений одного человека. И если есть желание играть «честное» ПвП, то имеет смысл переписать систему так, чтобы она стала более объективной и менее требовательной к рулингам Ведущего.
Ничто не мешает тебе так считать, но автор заглавного поста аргументированно доказывает (а не голословно утверждает), что это не так, и высокая смертность — лишь следствие отсутствия сюжетной брони (куда более основополагающего признака олдскула) в сочетании с неопытностью/необучаемостью игроков или излишне жестким вождением.
Проще сказать «разные группы правил» (например, боевые маневры в ГУРПС используются только в боевке, хотя это не кубики и не системы расчета успеха), но так тоже сойдет.
А второй и третий?
Ну в общем-то список из Википедии выше уже приводили. Можно, конечно, попробовать вывести какие-то признаки из других и поискать первичные и вторичные.
Например, из отказа от написанного заранее сюжета более-менее следуют и открытый мир, и отказ от баланса (а следствием этого уже является высокая смертность), и упор на DIY. Но тут проблема в том, что сам по себе отказ от написанного заранее сюжета возможен (и даже рекомендуется) и в мидскуле, и в ньюскуле, и поэтому сам по себе определяющим признаком считаться не может.
Я бы предположила, что второй признак олдскуда — упор на данжнкраул как основную активность.
Скорее «на исследования» в целом. Гекскраул точно сюда попадает, как минимум. Но при этом опять же сам по себе гекскраул или данженкраул олдскульной игру или систему не делают. Но «опыт за сокровища» — хороший признак олдскула, да.
И снова можно заметить, что этот упор на исследования следует из наличия подсистем для исследований при отсутствии подсистем и/или универсальной надсистемы для других задач.
Где он вычеркивает?
В посте просто говорится, что повышенная смертность — признак хоть и существующий, но не главный и не обязательный. И стремиться к многочисленным смертям ИП, чтобы сделать игру более ОСРной — неправильно и глупо.
Продолжая пример с демонами: да, «демоны в космосе» — один из признаков космооперы (как минимум явно дистанцирующий произведение от НФ). Но наличие демонов в космосе — не главный и не основополагающий признак космооперы, и вставлять в любую космооперу побольше демонов, чтобы она была более космооперной — сомнительная идея.
Примерно так, да, но это три признака «игры с подсистемами, но без надсистемы», что в свою очередь является одним из признаков олдскула (наиболее подходящим под определяющий).
Ну и «использование разных кубиков и другой системы расчета успеха» в общем-то необязательно, просто это простой способ показать, что это другая подсистема, не вдаваясь в дополнительные детали. В ГУРПС и боевка, и изобретательство, и погони используют к6 (и в большинстве случаев 3к6), но это разные подсистемы.
Но почему наличие такой подсистемы не делает тёмную ересь олдскулом?
потому же, почему наличие подсистемы для боевки не делает олдскулом ГУРПС — в Темной Ереси вполне себе есть надсистема. Если во время поединка псайкеров один из псайкеров решит прочесть проповедь о культе Бога-Императора (или кому там в вахе поклоняются), то Ведущий, скорее всего, скажет «бросай процентник с бонусами за то-то и то-то», а не полезет в подсистему по проповедованию и прочей социалке (которой, как я понимаю, нет). А если полезет, то подставь сюда другой пример — с псайкером, который решит перепрыгнуть через расщелину или завести звездолет или еще что.
То есть если я возьму ДнД5, выпилю из неё социальные навыки и харизму, и оставлю все социальные взаимодействия на откуп словески — это сделает ДнД5 олдскулом? Ведь это сделает к20+модификаторы не универсальной надсистемой.
Ну а чем тогда станет «к20+модификаторы»? По-моему, это все еще останется кривой надсистемой. Ведущему ничто не запрещает просить броски к20 с модификаторами за ИН и Волю для влияния — просто это не так удобно, как со специализированными чертами.
Вот если вообще выпилить к20+модификаторы и написать отдельные подсистемы для социалки (бросаем 3к6 с бонусом харизмы против воли цели), зачистки подземелий (где надо бросать процентник с бонусом за навык на взлом замков и обезвреживание ловушек) и т.д., то это уже будет олдскул, да.
Ты, как я поняла, отличаешь олдскул от не олдскула именно по строению системы
Нет, я еще в том посте написал, что
я поначалу выступал против классификации, основанной на одном критерии
То, что я ее сделал по просьбам трудящихся, не значит, что я считаю ее идеальной или наиболее удачной. Просто если искать какой-то единственный критерий для классификации, то «строение системы» представляется мне наиболее подходящим. Но при этом строение системы из подсистем без надсистемы — это хороший критерий/признак, но никоим образом не «суть» олдскула.
То есть если какой-то процент OSR-комьюнити считает, что смертность в OSR — самоцель, значит, так оно и есть.
Переход к этому утверждению от предыдущего я не понял. От того, что признаков олдскула много и это множество не определено, не значит, что все что угодно может быть признаком олдскула, если так начнет считать «какой-то процент OSR-комьюнити». А из того, что относительно более высокая смертность ИП действительно в общем характерна для олдскула (и может быть одним из его признаков), не следует, что в олдскуле высокая смертность ИП является самоцелью.
А можно об этом поподробнее, и с примерами? Я не понимаю, что ты подразумеваешь под подсистемой.
Если сильно поподробнее, то почитай Джастина Александера про структуры игры, пожалуйста.
Если покороче, то суть в том, что подсистема — это такой набор правил, в который можно играть как в независимую игру. В такой «миниигре» у игроков есть цель и поле для принятия решений, и в абстрактном примере они могут играть в эту «миниигру» бесконечно (в более конкретном — например, играть всю сессию и получать удовольствие от этого).
Например, в боевке в ГУРПС у игроков есть цель (вывести из строя всех врагов) и поле для выборов (маневры, опции и т.д.), и в нее можно с удовольствием играть целую сессию. Аналогично, в данженкрауле в ОДнД у игроков есть цель (набрать как можно больше сокровищ) и поле для выборов (куда идти, как долго обыскивать комнаты и т.д.), и в данженкраул, вероятно, тоже можно играть с удовольствием целую сессию (да, в подземельях обычно есть монстры, встреча с которыми превращает игру из данженкраула в боевку, но это уже детали — подземелье без монстров останется подземельем).
Например, в ДнД 3.5 оговорены разные использования навыка акробатика, но все они используют бросок к20+акробатика, который сравнивается со сложностью. Это подсистема? Или часть надсистемы?
Едва ли возможно всю сессию играть только в различные использования навыка акробатика, следовательно это, скорее всего, не подсистема. Бросок «к20+Х, который сравнивается со сложностью» — это основа надсистемы ДнД (то есть способ разрешить все, для чего нет специальных подсистем).
Эммм… Словеска. Добавляем к ней 20+модификаторы, прописываем как это действует в бою, как работает с навыками.
Если мы добавим к словеске универсальную надсистему (20+модификаторы) и подсистему для боевки (прописываем как это действует в бою), то мы получим мидскульную систему, коей ДнД5 и является.
Вообще, в эпических произведениях от «Илиады» до «Песни о Нибелунгах» есть отдельный троп вида «герой смотрит на новоприбывших/вышедших против него на бой героев, узнает их по внешности, доспехам или гербам и рассказывает другим героям (и читателям) об их подвигах».
Кроме того:
1. Крысы не идиоты, зачем им сражаться с явно превосходящими силами? Они просто разбегутся, и если персонажи 20 уровня не решат за ними намеренно гоняться, то бой не будет «антиклиматическим», его просто не будет. Аналогично, персонажи первого уровня должны иметь возможность сбежать от дракона, возможно потеряв одну-двух вьючных лошадей.
2. Возможно, обычно крысы и не представляют никакой опасности для героев 20 уровня, но что насчет ситуации, когда герои только что победили дракона, потратили все заклинания и исцеления, а половина из них все еще лежит при смерти? Или если крыс не пара десятков, а пара тысяч, и на них никаких огненных шаров не хватит? Понятно, что это от игромеханики зависит, но все женапрямую приравнивать «вызов» к «уровню» мне представляется не вполне правильным.
Не понимаю, с чего вдруг. ИП первого, пятого и десятого уровня различаются же не только по циферкам, но и по экипировке, репутации, общественному положению и т.д. Почему у бандитов должно быть иначе?
Тут можно на ОДнДшные описания посмотреть, где обычно указывается, какого уровня атаман предводительствует бандой в Х бандитов, сколько у него лейтенантов и какого они уровня и т.д. Понятно, что относиться к этому как к какому-то нерушимому внутримировому закону странно, но как приблизительное руководство вроде неплохо подходит.
Автолевелинг плох тем, что обесценивает выбор игроков напасть на более слабого (или более сильного) противника. Ну и вообще одинаковый уровень вызова — это просто скучно.
Но это не значит, что бандит, на старте игры бывший первого уровня, так и должен оставаться первого уровня спустя 20 сессий, если ИП с ним ничего не сделали. Он может постепенно совершать все более и более смелые ограбления, качаться, набирать сторонников — и слухи об этом будут доходить до ИП — ну или он может получить арбалетный болт от какого-нибудь охранника каравана и скончаться, его банда разбежаться, а его логово захватить спустившийся с гор огр. Отсутствие автолевелинга не означает статичности мира.
Еще почему-то забыт вариант Вестмарча, то есть «чем дальше в лес, тем толще партизаны». Это, на мой взгляд, и довольно достоверный вариант (чем дальше от цивилизации, тем меньше патрулей на дорогах, лесничих в лесах и приключенцев — и тем больше гоблинов, троллей и драконов), и довольно удобный с метаигровой точки зрения принцип. Можно еще добавить «очаги опасности», которые сами на ИП нападать не будут, но если ИП туда полезут, то это их пробемы (вроде башни нейтрального волшебника-отшельника или кургана с умертвиями).
1. Просто больше читать художественной и научной литературы (фильмы тоже годятся, конечно). Чем больше тебе известно о сеттинге, технологическом уровне, образе жизни, занятиях людей и т.д., тем больше интересных деталей ты можешь вставить на игре. Я, помнится, потратил как-то целый день на изучение вопроса о методах ловли селедки в средневековой Скандинавии для кампании «про викингов», что дало пару занимательных встреч и диалогов на игре. Но этот метод, конечно, хорош только если тебе интересно чтение литературы само по себе — насильно заставлять себя читать точно не стоит.
2. Правило трех улик. Это не основная функция этого правила, но приятный бонус. Когда ты выдумываешь три улики для каждого умозаключения, к которому должны прийти ИП, тебе в голову неизбежно приходят не только базовые и скучные «можно допросить свидетелей» и «можно прочитать в дневнике жертвы», но и всякие интересные штуки вроде секретного шифра, спрятанного в резьбе, украшающей ткацкий станок.
3. Прием «обыск матрешки». Опять же, это не основное его предназначение, но если я правильно понимаю твой метод, то использование «обыска матрешки» может дать тебе дополнительные возможности для получения «подсказок» от игроков. Условно говоря, это может выглядеть как:
Пример 3
*описание комнаты с книжным шкафом*
Игрок: Я осматриваю комнату.
Ведущий: Твое внимание привлекает большой книжный шкаф, где много чего можно спрятать.
Игрок: Осматриваю книжный шкаф.
Ведущий: Ты видишь толстые тома книг с названиями на неизвестном тебе языке.
Игрок: Возможно, одна из этих книг — на самом деле рычаг, открывающий потайную дверь? Я попробую подергать несколько из них.
Ведущий: (хлопая себя по лбу). Ага! Когда ты берешься за очередную книгу, ты слышишь щелчок, книжный шкаф отъезжает в сторону и перед тобой открывается спуск вниз.
Лично я такой подход (особенно намеренно и с такой целью) не использовал, но попробовать вроде можно.
4. Случайные таблицы, самонаписанные или где-нибудь найденные. Как я писал в соседней теме, личто у меня отношения со случайными таблицами не складываются, но попробовать вроде не вредно.
Вот что я точно НЕ рекомендую, так это подход, при котором ты просишь игрока описать, что именно он нашел, после того, как он это нашел. Это может быть хорошим подходом для некоторых игр и некоторых игроков, но совершенно точно не для всех (лично мне этот метод очень сильно мешает отыгрывать и получать удовольствие от ролевой игры), так что если решишь что-то подобное использовать, как минимум стоит обсудить это со своими игроками.
Ну и мне как Ведущему проще водить НИП-антагонистов, зная, что ради победы они не будут пытаться мной манипулировать или намеренно нарушать правила :).
Ну вот Traveller в своем изначальном виде был довольно олдскульной системой, как я понимаю (отдельные миниигры для создания персонажа, боя, путешествий в космосе и т.д.) и обычно его относят к олдскулу — просто это не типичный олдскул, так сказать.
Более того, многие (хотя, наверно, не все) системы НРИ написаны таким образом, что очень значительная часть правил нуждаются в трактовке Ведущего, и если для кооперативных игр это скорее плюс, то для состязательных (как для ПвП, так и для «игроки против Ведущего») — явный минус, потому что исход игры неизбежно ставится в зависимость от субъективных решений одного человека. И если есть желание играть «честное» ПвП, то имеет смысл переписать систему так, чтобы она стала более объективной и менее требовательной к рулингам Ведущего.
Ну в общем-то список из Википедии выше уже приводили. Можно, конечно, попробовать вывести какие-то признаки из других и поискать первичные и вторичные.
Например, из отказа от написанного заранее сюжета более-менее следуют и открытый мир, и отказ от баланса (а следствием этого уже является высокая смертность), и упор на DIY. Но тут проблема в том, что сам по себе отказ от написанного заранее сюжета возможен (и даже рекомендуется) и в мидскуле, и в ньюскуле, и поэтому сам по себе определяющим признаком считаться не может.
Скорее «на исследования» в целом. Гекскраул точно сюда попадает, как минимум. Но при этом опять же сам по себе гекскраул или данженкраул олдскульной игру или систему не делают. Но «опыт за сокровища» — хороший признак олдскула, да.
И снова можно заметить, что этот упор на исследования следует из наличия подсистем для исследований при отсутствии подсистем и/или универсальной надсистемы для других задач.
В посте просто говорится, что повышенная смертность — признак хоть и существующий, но не главный и не обязательный. И стремиться к многочисленным смертям ИП, чтобы сделать игру более ОСРной — неправильно и глупо.
Продолжая пример с демонами: да, «демоны в космосе» — один из признаков космооперы (как минимум явно дистанцирующий произведение от НФ). Но наличие демонов в космосе — не главный и не основополагающий признак космооперы, и вставлять в любую космооперу побольше демонов, чтобы она была более космооперной — сомнительная идея.
Ну и «использование разных кубиков и другой системы расчета успеха» в общем-то необязательно, просто это простой способ показать, что это другая подсистема, не вдаваясь в дополнительные детали. В ГУРПС и боевка, и изобретательство, и погони используют к6 (и в большинстве случаев 3к6), но это разные подсистемы.
Ну а чем тогда станет «к20+модификаторы»? По-моему, это все еще останется кривой надсистемой. Ведущему ничто не запрещает просить броски к20 с модификаторами за ИН и Волю для влияния — просто это не так удобно, как со специализированными чертами.
Вот если вообще выпилить к20+модификаторы и написать отдельные подсистемы для социалки (бросаем 3к6 с бонусом харизмы против воли цели), зачистки подземелий (где надо бросать процентник с бонусом за навык на взлом замков и обезвреживание ловушек) и т.д., то это уже будет олдскул, да.
То, что я ее сделал по просьбам трудящихся, не значит, что я считаю ее идеальной или наиболее удачной. Просто если искать какой-то единственный критерий для классификации, то «строение системы» представляется мне наиболее подходящим. Но при этом строение системы из подсистем без надсистемы — это хороший критерий/признак, но никоим образом не «суть» олдскула.
Переход к этому утверждению от предыдущего я не понял. От того, что признаков олдскула много и это множество не определено, не значит, что все что угодно может быть признаком олдскула, если так начнет считать «какой-то процент OSR-комьюнити». А из того, что относительно более высокая смертность ИП действительно в общем характерна для олдскула (и может быть одним из его признаков), не следует, что в олдскуле высокая смертность ИП является самоцелью.
Если покороче, то суть в том, что подсистема — это такой набор правил, в который можно играть как в независимую игру. В такой «миниигре» у игроков есть цель и поле для принятия решений, и в абстрактном примере они могут играть в эту «миниигру» бесконечно (в более конкретном — например, играть всю сессию и получать удовольствие от этого).
Например, в боевке в ГУРПС у игроков есть цель (вывести из строя всех врагов) и поле для выборов (маневры, опции и т.д.), и в нее можно с удовольствием играть целую сессию. Аналогично, в данженкрауле в ОДнД у игроков есть цель (набрать как можно больше сокровищ) и поле для выборов (куда идти, как долго обыскивать комнаты и т.д.), и в данженкраул, вероятно, тоже можно играть с удовольствием целую сессию (да, в подземельях обычно есть монстры, встреча с которыми превращает игру из данженкраула в боевку, но это уже детали — подземелье без монстров останется подземельем).
Едва ли возможно всю сессию играть только в различные использования навыка акробатика, следовательно это, скорее всего, не подсистема. Бросок «к20+Х, который сравнивается со сложностью» — это основа надсистемы ДнД (то есть способ разрешить все, для чего нет специальных подсистем).
Если мы добавим к словеске универсальную надсистему (20+модификаторы) и подсистему для боевки (прописываем как это действует в бою), то мы получим мидскульную систему, коей ДнД5 и является.