Во многом соглашусь. Я таки прочитал книжек, кажется, 7, но мега-восторгов не разделяю. Ох уж этот дугласадамсовско-пратчеттовский юмор в духе «о-хо-хо, я прямо сейчас, посреди экшон-сцены, впихну какую-то поехавшую метафизическую хрень и буду её описывать в духе разговора двух старых приятелей, у которых есть любимая ебанутая шутка, которую больше никто не понимает, но над которой они до сих пор дико прутся, буду подталкивать тебя локтем, подмигивать и говорить, мол, а-ха-ха, классно я завернул, да?»
Забавно. Одна половина пунктов — это то, что я и сам ненавижу, а другая — то, как я сам и вожу. Ну, не совсем 50/50, но есть и оттуда, и оттуда. И еще немного того, к чему я просто безразличен.
Есть много других интересных систем и сеттингов, направленных на Драму, в которых умения игрока и персонажа строго разделяются и умения последнего существенно важнее. Fate, Pbta, whatever.
А если ты при этом не хипстота и/или не хочешь быть хипстотой? Куда деваться?
Помимо того, что я не знаю, как правильно призывать огненного элементаля, вскрывать закрытый пневмоторакс и ставить паруса под бакштаг, (а ты, дорогой ведущий, не можешь предложить мне внутри этих процедур каких-либо ситуаций интересного выбора), мой персонаж не может не знать, как это делается
Чего? Почему не может? Или это просто отсылка к тому, что персонажи обычно делают необычные для нас вещи?
В общем, подход вполне имеет право на существование, но он явно не универсален.
Мы обычно играем так:
Если игрок подкован в вопросе, то он отдаёт красивую заявку с фикшеновым описанием того, что он делает. Если мастер в этом вопрос не так подкован, то игрок ему поясняет.
Если игрок не подкован в вопросе, то он отдаёт игромеханическую заявку, а потом они вместе с мастером её интерпретируют.
А я иногда делаю так: прокинул сложность – вышло хорошо, не прокинул – вышло, но какие-то осложнения (привет, Fate Core), критпровал – не вышло совсем.
«Статья написана» — и что теперь, описанное в ней автоматически прекрасно и не подлежит обсуждению? Я понимаю, что это всего лишь подход, а статья написана в том числе в историко-просветительских целях, но «контраргумент» в духе «это всего лишь моё мнение» настоящим контраргументом никогда не являлся, поскольку аргумент по существу ничье право на мнение на ущемляет.
Я ставлю по сомнение OSR-подход (как он описан в статье), потому что он превращает игру в пиксельхантинг и «угадай, какая заявка, по мнению мастера, принесёт желаемый результат».
Там было не про прощупывание, а про «мы долбим ломом каждый камешек».
Это я и имел в виду под прощупыванием. На деле это может быть долбление ломом, прощупывание шестом или бросание гайки.
Ну, а в паранойе и подобных заявках нет ничего плохого.
Я вижу проблему в том, что подход «мы прощупываем каждый подсвечник — ок, вы нашли искомое» может от обратного дать «вы не нашли искомое, потому что не дали заявку на обыск подсвечников, азазаз, и плевать, что ваши персонажи — рейнджеры-вынюхиватели высокого левела».
А от этого уже рукой подать до «ты не отдал заявку на одевание, кек, ты голый на улице».
Честно говоря, это пока напоминает «расставлю падающие на головы камни, чтобы игроки не смели своими слишком банально-оверпаверными заявками ломать мой ламповый OSR-подход», сорян. Описанный подход действительно может провоцировать игроков на «паранойя-плей», когда они, зная, что навыки их персонажей их не спасут, начнут заниматься пиксельхантингом и отдавать заявку на осмотр каждого подсвечника, каждого шкафа, каждого ковра… (а мастер будет с этим бороться, отравляя ворсинки, хех).
В моей истории тоже пинцет был. У тебя мастер хоть какую-то инициативу проявлял в формировании общего воображаемого пространства, хоть и хреновую. А из того парня любое развитие событий в ответ на заявку нужно было силой выдавливать. Я думал написать об этом пост, но потом решил, что лучше сконцентрироваться на мыслях о хороших играх, а не о плохих.
А ещё там мастер собрал многие стереотипичные смертные грехи, например, умудрился начать подкатывать в единственной девчонке в группе. И даже специально для неё сделал СЕКРЕТНУЮ сцену, где с её персонажем по рации связалась Мотоко Кусанаги и сказала «малацца!» Какое ей было дело до этого персонажа, остаётся загадкой. Собственно, сцена была СЕКРЕТНАЯ, просто девчонка нам потом её пересказала.
А ещё было так:
"- Вам, в общем, приказали…
— Кто?
— Не важно… Ну, командир… Э-э, Соколов, да, я вам забыл рассказать, он там где-то есть".
"- Окей, нам приказано туда проникнуть. Мы же оперативники супер-пупер-интер-спецслужбы, так?
— Так.
— И эта больница в том же государстве, на которое мы работаем, так?
— Так.
— Окей, тогда мы связываемся с руководством и активируем административный ресурс, чтобы нас туда пропустили.
— Да не, не надо. Вас уже повезут туда на автобусе.
— ???
— Да. На автобусе. А зачем — это секрет".
Ну то есть инициатива у него была, но на заявки он реагировать не умел от слова вообще.
Были. Либо ваншоты, либо скоропостижно заканчивавшиеся кампании. В последний раз мастер оказался настолько объективным дном, что мы просто устроили онлайн-magic tea party (а потом afterparty с хохотом и обещаниями когда-нибудь поиграть вместе не у такого дна), периодически ради разнообразия подкидывая мастеру заявки и с любопытством наблюдая, выдаст ли он хоть какой-то ответ.
Только не думайте, что я какой-то особо злой. Я мастеру потом дал объективный и выдержанный фидбэк. Просто он реально выморозил всех игроков тем, что не мог выдать ни бе, ни ме.
Если игрок подкован в вопросе, то он отдаёт красивую заявку с фикшеновым описанием того, что он делает. Если мастер в этом вопрос не так подкован, то игрок ему поясняет.
Если игрок не подкован в вопросе, то он отдаёт игромеханическую заявку, а потом они вместе с мастером её интерпретируют.
Я ставлю по сомнение OSR-подход (как он описан в статье), потому что он превращает игру в пиксельхантинг и «угадай, какая заявка, по мнению мастера, принесёт желаемый результат».
Я вижу проблему в том, что подход «мы прощупываем каждый подсвечник — ок, вы нашли искомое» может от обратного дать «вы не нашли искомое, потому что не дали заявку на обыск подсвечников, азазаз, и плевать, что ваши персонажи — рейнджеры-вынюхиватели высокого левела».
А от этого уже рукой подать до «ты не отдал заявку на одевание, кек, ты голый на улице».
А ещё там мастер собрал многие стереотипичные смертные грехи, например, умудрился начать подкатывать в единственной девчонке в группе. И даже специально для неё сделал СЕКРЕТНУЮ сцену, где с её персонажем по рации связалась Мотоко Кусанаги и сказала «малацца!» Какое ей было дело до этого персонажа, остаётся загадкой. Собственно, сцена была СЕКРЕТНАЯ, просто девчонка нам потом её пересказала.
А ещё было так:
"- Вам, в общем, приказали…
— Кто?
— Не важно… Ну, командир… Э-э, Соколов, да, я вам забыл рассказать, он там где-то есть".
"- Окей, нам приказано туда проникнуть. Мы же оперативники супер-пупер-интер-спецслужбы, так?
— Так.
— И эта больница в том же государстве, на которое мы работаем, так?
— Так.
— Окей, тогда мы связываемся с руководством и активируем административный ресурс, чтобы нас туда пропустили.
— Да не, не надо. Вас уже повезут туда на автобусе.
— ???
— Да. На автобусе. А зачем — это секрет".
Ну то есть инициатива у него была, но на заявки он реагировать не умел от слова вообще.
Только не думайте, что я какой-то особо злой. Я мастеру потом дал объективный и выдержанный фидбэк. Просто он реально выморозил всех игроков тем, что не мог выдать ни бе, ни ме.