Неандертальцев? Иным родом? И при этом в том же интервью говорить о метисации неандертальцев и сапиенсов/кроманьонцев? Вы там с ума-то не посходили?
В зависимости от того, с позиции какой научной дисциплины ты смотришь, есть разные критерии выделения «видов» и «родов». С точки зрения анатомии это морфология. С точки зрения кладистики — эволюционная история. С точки зрения молсистематики и генетики — та же самая эволюционная история, но по другим источникам (условно, в кладистике мы смотрим с позиции «генеалогии», а в молсистематике — с позиции «летописи»). С точки зрения зоологии — репродуктивная изоляция и так далее. Если речь идет о близкородственных таксонах и недавних временах (например, о тех же человекообразных приматах), результаты, полученные с учетом этих разных взглядов, обычно практически полностью совпадают, в остальных случаях иногда драматически различаются (например, с точки зрения молсистематики различия между таксонами внутри выделенного анатомами и зоологами отряда насекомоядных местами больше, чем между другими отрядами млекопитающих).
Во-вторых, репродуктивная изоляция на практике вовсе не означает невозможности скрещивания по каким-то генетическим, хромосомным или биохимическим причинам. Территориальная изоляция или жОсткие поведенческие различия работают не хуже. Например, генетически нет никаких препятствий для скрещивания шимпов с бонобо, и потомство будет плодовитым (и, более того, у нас есть надежные свидетельства того, что в прошлом такое происходило по крайней мере дважды, о чем свидетельствует геном современных шимпанзе) — но с т.з. зоолога это репродуктивно-изолированные виды (т.к. их территории разделены рекой Конго, никто из них не умеет плавать и попасть на территорию соседей может разве что случайно, раз в пару десятков тысяч лет), и с т.з. этолога — тоже (т.к. у шимпов и бонобо принципиально разное сексуальное поведение, у первых добрая половина сексуальных актов проходит с человеческой точки зрения по ведомству изнасилования, а у вторых такого не бывает почти никогда, зато чрезвычайно развито поощрительное спаривание и всякие околосексуальные демонстрации как элемент нормальной повседневной коммуникации в группе — разница как между гопниками с манерами Горбатого Иоганна из песни КиШ и хиппанами-непротивленцами, но умноженная минимум на 5).
В-третьих, для приматов описаны даже межродовые гибриды, например, резусы с гамадрилами, гамадрилы с лапундерами или анубисы с геладами. Некоторые из этих гибридов плодовиты, и встречаются даже в дикой природе (правда, там они статистически примерно так же редки, как полудурки у Толкина), а уж в зоопарках (где обезьяны разных видов, а то и родов, могут жить в одном вольере, а их детеныши, наблюдая друг друга с детства, понимают, что вон тот фрик с аномальным с точки зрения их родителей сексуальным поведением — не страшный монстр, а плюс-минус такая же обезьяна, только немного странная) их вообще полно.
… для неё пока стоит название «Imperiales Raumfahrtunternehmen», но я не уверен в пригодности (я даже выговорить не могу!)
В потоке речи его и средний немец выговорить не сможет — и скорее всего сократит его наподобие Flugabwehrkanone -> Flak. Когда-то давно, когда я работал на заводе, там была немецкая гальваническая линия с официальным названием раза в полтора длиннее вашего примера — но немцы-наладчики, приезжавшие ее настраивать, называли ее только «Эмкафау», т.е. тупо Mk. V, «пятая модель».
Плюс возникает вопрос, знают ли персонажи ваших игроков немецкий. Если знают, то такие названия нужно в обязательном порядке переводить, и псевдонемецкий колорит этой процедуры скорее всего не переживет.
… или в молодом Фейде амбиции проснулись раньше, чем по книге...
Да, именно так. Я читал «Дюну» сравнительно давно и помню ее не очень хорошо, но момент с неудачной попыткой покушения на барона, подстроенной Фейдом, там вроде бы тоже был. Допустим, что она тоже оказалась успешной. Тогда можно запустить историю с той же самой фабулой на том же самом Арракисе, но при этом с принципиально другими персонажами — и «играть, чтобы узнать, что произойдет». Если бы кто-то предложил провести такую игру, я бы первым записался в игроки.
Вы же сами сказали, что спайс — критически важный ресурс, т.е. категорически важно деверсифицировать его поставки. Остальные (кроме спайса) у Гильдии при этом эффективно бесконечные, а даже некачественный спайс лучше чем никакого.
Если что, в книге есть информация о том, что до начала добычи спайса на Арракисе гильдеры использовали в аналогичном качестве его полусинтетические аналоги, хоть они и были дорогими (даже по сравнению со спайсом), малоэффективными и токсичными. КМК, даже некачественный спайс лучше такой полусинтетики.
Начинать нужно уже с того, что в тексте те самые эндемичные условия целенаправленно созданы терраформированием — и в целом, с учетом безумного значения спайса, идея полностью переделать еще одну планету под червей не представляется избыточной. Хотя, конечно, если бы проект возглавлял я, лично я поселил бы червей в контролируемых Гильдией КПшках.
Разве что-то мешает ведущему организовать вывоз червя с Арракиса (благо, это даже и в исходнике в конце концов проделали) и закрутить «все» вокруг какой-то другой планеты?
Самый лучший вариант однажды приснился мне во сне. Вскоре после прибытия на Арракис Павл Атрид был убит в результате покушения (эпизод из книги, экономка не успела отвлечь на себя летающий дротик). Про то, что в перспективе ожидается Алия, покамест неизвестно даже самой Джессике. Главная линия дома Атридов рискует оказаться выморочной и отправиться на свалку истории безо всякой помощи Харконненов, поэтому герцог вынужден усыновить/удочерить второстепенного наследника и/или наследницу из побочной линии. Тот (та, или они оба) вступают в дело со своей собственной командой, и вся история летит к дьяволу.
… его истории в общем-то куда больше, чем надо для игры...
Обоснуйте. Насколько я могу судить, его разработанная история уложится в пяток брошюрок по несколько десятков листов каждая, и сведется к нескольким генеалогиям, паре пересказанных своими словами отрывков из общеизвестных эпосов (уровня того же Мабиногиона или Калевалы) и нескольким постоянно повторяющимся тропам из разряда author appeal. Все остальное — разрозненные, практически никак не разработанные заметки, противоречащие друг другу и самим себе, из которых физически невозможно надергать фактологии не только для ролевой игры, но и хотя бы для сиквела.
… сказочник знает много тропок в волшебном лесу...
Геометр, скажите, пожалуйста, вы читали хоть что-нибудь про то, что на самом деле было у вашего «сказочника» в голове? На секундочку, он не знает даже, что такое «балрог» — то-ли злое божество, по уровню силы сопоставимое с одним из валар (но существующее в количестве всего 7 штук), то-ли рядовой демон с уровнем силы «чОрт с вилами» (но зато в количестве многих сотен штук, каждый второй офицер в армии Моргота — балрог), то-ли вообще не демон, а тролль-спецназовец с огнеметом (но зато их много, буквально многотысячные армии) — причем всем этим трем версиям вместе посвящена хорошо если пара страниц в формате А4 — или так и не смог до конца определиться, сделаны ли орки из развращенных эльфов или нет.
Вы можете сказать мне, кто такой Мельхиседек Том Бомбадил (и почему он описан с помощью референсов на библейского Адама до грехопадения в мире, где грехопадение случилось несколько эпох назад)? Откуда взялись морийские твари, которые древнее самого Саурона (и как они могут быть древнее Саурона, если тот является божеством, существовавшим до сотворения мира), Унголианта и драконы? Может быть, вы знаете, какую роль в космологии сеттинга играют пару раз упомянутые в духе пафосной многозначительности не-Свет и не-Тьма? А главное, в каких текстах я могу прочитать о том, как разработка этих идей выглядела «за сценой» и что о них думал сам автор?
Вот лично у меня сложилось мнение, что примерно половина ваших «тропок» — своего рода ссылки на статьи в вики, которая никогда не была написана дальше первой страницы, а вторая — обычный оживляж, который автор и не планировал развивать.
… формат основного произведения не тот...
Это вторая проблема, о которой я тоже говорил. «Властелин Колец» — законченное произведение, в принципе не предполагающее какого-либо развития или продолжения; все интересовавшие автора вопросы получили ответы, все актуальные для него загадки разгаданы, все конфликты разрешены. Продолжить эту историю, не прибегая к очень масштабным ретконам, не смог бы и сам автор (и по факту так оно и вышло, см. историю неоконченого сиквела The New Shadow). Иными словами, при уважении к первоисточнику там физически не во что играть, а если попытаться его дописывать, получится что-то типа перумовщины.
Сильм — механическая компиляция разрозненных черновиков, выстроенных в нечто, минимально похожее на последовательный нарратив. Все, что там есть крутого — это пересказ сюжетов из общеизвестных эпосов, которые можно с тем же успехом заимствовать самостоятельно (и это уже наверняка было сделано много раз, например, если я ничего не путаю, те же имена героев из «Калевалы» попадались мне в текстах по Planescape), а все, что там есть кроме этих сюжетов — только обрамление истории в духе «фэнтези типовое шаблонное», интересное разве что продуманной ономастикой.
Во что здесь можно играть?
… на мой вкус задание пресловутого «духа» тут будет поважнее, чем детали...
Вы могли бы описать этот «дух» собственными словами? Лично я, например, отлично чувствую «дух» (атмосферу, etc) «Умирающей Земли» и «Остен Арда», «Саги о Конане» или «Зотики», серии игр Endless или даже джексоновской трилогии — но «дух» исходников Толкина, насколько я могу его почувствовать, ничем не отличается от любого другого типового фэнтези с референсами к общеизвестным европейским эпосам. Это, кстати, тоже проблема, по крайней мере для меня. Например, я сразу могу сказать что-то в духе «такая история 100% могла/не могла случиться в Хайбории, она совершенно в духе/не в духе сеттинга», но со Средиземьем у меня никогда так не получается (и, если судить по тому, насколько разнообразны хэдканоны моих знакомых толкинистов, не у одного меня такие проблемы).
… я не уверен, что палеолитические кроманьонцы и неандертальцы были друг от друга значительно дальше экологически, психологически и физиологически, чем «люди» и «эльфы» твоего сеттинга
Вот и я о том же. Тут даже можно не апеллировать к неандертальцам с кроманьонцами, а тупо взять мужчин и женщин из числа современных сапиенсов.
Железно доказано, что в некоторых аспектах когнитивные и даже нейроанатомические различия между усредненным мужчиной и усредненной женщиной могут быть больше межвидовых.
Точно так же железно доказано, что индивидуальные когнитивные и нейроанатомические различия между одним конкретным мужчиной и одной конкретной женщиной могут быть меньше индивидуальных различий между двумя мужчинами или двумя женщинами. Когнитивные способности высших млекопитающих в принципе очень пластичны, а люди как вид эволюционно сделали ставку на максимальную пластичность мозга в онтогенезе, так что это и не удивительно.
Если включить в рассмотрение приобретенные индивидуальные различия, то все становится еще хуже. Полагаю, что никто не будет спорить, что биохимические отличия конченного алкоголика или наркомана от «человека по дефолту» больше любых мыслимых различий между близкими видами? Кроме того, можно вспомнить случай Финеаса Гейджа, выжившего после пробивания головы ломом. С учетом характера травмы очевидно, что даже макроанатомия его мозга принципиально отличалась от таковой для «человека по дефолту», и различия там были куда больше межвидовых — но он прожил с таким мозгом 12 лет, и за это время никто не объявил его нелюдем.
С другой стороны, психология и когнитивные способности персонажей Сильма отличаются от таковых у «людей по дефолту» настолько незначительно, что я могу, поменяв в тексте только имена, названия и макгаффины, сказать что это сборник легенд о мифологических предках ныне живущего в моем сеттинге народа «людей по дефолту» — и это сработает, потому что отдельные куски Сильма буквально сделаны из минимально измененных реальных человеческих легенд (библия, «Килух и Олвен» из Мабиногиона, история Куллерво из «Калевалы», etc).
Из этих рассуждений неизбежно следует вывод о том, что вся исходная тема про то, что «если есть две принципиально различающихся в интеллектуальном плане расы, то одна из них неизбежно вытеснит другую, а если они принципиально не различаются, то они в принципе не нужны» представляется как минимум очень сомнительной.
С одной стороны, в сеттинге может быть две разных расы (в ДнДшном смысле), усредненные когнитивные различия между которыми могут быть меньше индивидуальных различий между «людьми по дефолту», и никого это не будет парить. Соответственно, и «вытеснять» они друг друга будут примерно так же, как это делают человеческие народы ИРЛ, т.е. через военную экспансию и ассимиляцию — а если какие-то генетические (биохимические, поведенческие, метафизические, etc) различия между ними будут препятствовать полной ассимиляции, то никогда и не вытеснят.
С другой, если различия между разными расами (в ДнДшном смысле) безо всякой потери колорита можно заменить различиями между разными человеческими культурами (что я продемонстрировал выше), тогда рассуждение относительно ненужности разных не принципиально различающихся рас можно распространить и на разные культуры — и в итоге требовать вести игру только по строго монокультурному обществу, в котором даже субкультуры поотменяли за ненадобностью.
Если речь об интеллектуальной разнице (о чем, собственно, и все это обсуждение), то лично я не уверен, есть ли она в данном случае вообще, и не укладывается ли она во внутривидовую изменчивость «людей по дефолту».
Любая игра по любом литературному первоисточнику по определению будет адаптацией, просто потому что это разные художественные формы. Специфика Средиземья здесь в том, что там, во-первых, почти нечего адаптировать в силу отсутствия контента кроме напрямую задействованного в сюжете; во-вторых, имеющийся контент по замыслу сделан так, что его трудно переработать в историю про приключения; в-третьих, некоторая часть потенциальных игроков по Средиземью воспримет любую «неканоничную» адаптацию сеттинга в штыки, и достаточно всего одного такого «канониста» в группе, чтобы игра развалилась.
Есть ли вообще хоть одно литературное произведение, отвечающее твоим требованиям по достаточному количеству и проработанности мест для приключений в сеттинге?
«Умирающая Земля» Вэнса. В самом первом сборнике рассказов практически идеальные данжи в стиле OSR (т.е. такие, где ты по замыслу в большей степени исследуешь аномалии и разгадываешь загадки, пытаясь не убиться об ловушки, нежели чистишь локацию от монстров) есть в четырех рассказах из шести, в том числе один из них напрямую посвящен исследованию данжа, причем по современным понятиям это мегаданж с длительной историей, культурными слоями и враждующими фракциями. Добрая половина текстов Говарда, Лавкрафта и Смита. «Остен Ард» Уильямса. «Пиранези» Сюзанны Кларк (там практически готовый pointcrawl в духе «Стигийской библиотеки»). Я думаю, этот список можно продолжать до бесконечности.
Со Средиземьем это не работает просто потому, что все официальные™ тексты про Средиземье кроме «Хоббита» вообще не про приключения и не про данжи, у них по замыслу другая художественная задача; кроме того, сам сеттинг Средиземья сугубо функционален, из чего следует околонулевая проработка вообще всего в нем за вычетом необходимых для сюжета вещей (то самое пресловутое отсутствие хоть минимальной конкретики по тварям из Мории и каменной двери на Пути Мертвых, потому что для сюжета ни первое, ни второе не нужно).
… с точки зрения большинства обитателей сеттинга (включая, вероятно, и самих «эльфов») это отдельная «раса» в ДнДшном смысле...
Именно так, вот только с точки зрения кинесийцев (один из местных варварских человеческих народов) их соседи больги (другой варварский человеческий народ) — точно такая же «другая раса» в ДнДшном смысле. Вообще, если у местных есть аналог английского слово race в их языках, они используют его так же, как его использовал Говард, т.е. это скорее «род», «племя» или «народ», чем «фэнтезийная раса» в нашем понимании — но при этом к иностранцам в сеттинге по дефолту относятся примерно как Аристотель к любым варварам, или франки — к галлоримлянам (т.е. на уровне «это холопская раса, не происходящая от наших предков и не являющаяся настоящими людьми в полной мере»).
физиология, и психология, и экология у них уже явно и значительно отличаются
Физиология — да, но это не «расовая» черта, а приобретенная. С нашей точки зрения они транслюди (причем не принципиально намного больше транслюди, чем является трансчеловеком привитый от оспы в детстве с точки зрения непривитого). Экология — тоже, примерно на том же уровне, на каком «экология» египтян или китайцев (с полноценным терраформированием своего региона через ирригацию) отличается от «экологии» ранних славян (с подсечно-огневым земледелием, дополняемым охотой, рыбалкой и бортничеством).
Сколько лет назад местные предтечи «эльфов» возвысили?
Ответ на это на уровне знаний персонажей формулируется в духе «где-то в середине эпохи легенд до начала исторических событий». На уровне метаигровой информации — больше 500 лет и меньше нескольких тысяч (плюс местные годы несколько длиннее земных). Генетически за это время они не обособились от своих краткоживущих родичей в силу того, что уже после возвышения имели место значительные потоки генов между их популяциями — они достаточно серьезно и долго воевали с угоном пленных в обе стороны.
… по языку и культуре отличий накопилось бы не меньше, чем между испанцами и румынами...
Реально больше — скорее как между романцами времен Цезаря и континентальными кельтами той же эпохи (т.е. легко узнаваемых родственных слов в языках полно, но взаимопонимание между ними практически полностью отсутствует) — но им, опять-таки, пришлось учить языки друг друга в силу длительного исторического взаимодействия (войн — переговоров о мире — новых войн и так далее).
Лично я больше стремился к стилизации под старую классику фэнтези, где не всегда понятно, чем наука отличается от магии, и не является ли то, что мы называем «магией» просто забытой наукой древних (как в «Грезах в ведьмином доме» Лавкрафта, где новая геометрическая модель, позволяющая проникнуть, сперва в воображении, а потом и воплоти, в высшие размерности пространства, оказывается буквально тем же самым, что и магические круги древних, взятые прямиком из «Некрономикона»). Но да, с точки зрения местных жителей там буквально 3 закон Кларка.
Во-вторых, репродуктивная изоляция на практике вовсе не означает невозможности скрещивания по каким-то генетическим, хромосомным или биохимическим причинам. Территориальная изоляция или жОсткие поведенческие различия работают не хуже. Например, генетически нет никаких препятствий для скрещивания шимпов с бонобо, и потомство будет плодовитым (и, более того, у нас есть надежные свидетельства того, что в прошлом такое происходило по крайней мере дважды, о чем свидетельствует геном современных шимпанзе) — но с т.з. зоолога это репродуктивно-изолированные виды (т.к. их территории разделены рекой Конго, никто из них не умеет плавать и попасть на территорию соседей может разве что случайно, раз в пару десятков тысяч лет), и с т.з. этолога — тоже (т.к. у шимпов и бонобо принципиально разное сексуальное поведение, у первых добрая половина сексуальных актов проходит с человеческой точки зрения по ведомству изнасилования, а у вторых такого не бывает почти никогда, зато чрезвычайно развито поощрительное спаривание и всякие околосексуальные демонстрации как элемент нормальной повседневной коммуникации в группе — разница как между гопниками с манерами Горбатого Иоганна из песни КиШ и хиппанами-непротивленцами, но умноженная минимум на 5).
В-третьих, для приматов описаны даже межродовые гибриды, например, резусы с гамадрилами, гамадрилы с лапундерами или анубисы с геладами. Некоторые из этих гибридов плодовиты, и встречаются даже в дикой природе (правда, там они статистически примерно так же редки, как полудурки у Толкина), а уж в зоопарках (где обезьяны разных видов, а то и родов, могут жить в одном вольере, а их детеныши, наблюдая друг друга с детства, понимают, что вон тот фрик с аномальным с точки зрения их родителей сексуальным поведением — не страшный монстр, а плюс-минус такая же обезьяна, только немного странная) их вообще полно.
100500 субкультур в реальном мире по вашей логике тоже являются избыточными и должны пойти по нож?
Плюс возникает вопрос, знают ли персонажи ваших игроков немецкий. Если знают, то такие названия нужно в обязательном порядке переводить, и псевдонемецкий колорит этой процедуры скорее всего не переживет.
Если что, в книге есть информация о том, что до начала добычи спайса на Арракисе гильдеры использовали в аналогичном качестве его полусинтетические аналоги, хоть они и были дорогими (даже по сравнению со спайсом), малоэффективными и токсичными. КМК, даже некачественный спайс лучше такой полусинтетики.
Геометр, скажите, пожалуйста, вы читали хоть что-нибудь про то, что на самом деле было у вашего «сказочника» в голове? На секундочку, он не знает даже, что такое «балрог» — то-ли злое божество, по уровню силы сопоставимое с одним из валар (но существующее в количестве всего 7 штук), то-ли рядовой демон с уровнем силы «чОрт с вилами» (но зато в количестве многих сотен штук, каждый второй офицер в армии Моргота — балрог), то-ли вообще не демон, а тролль-спецназовец с огнеметом (но зато их много, буквально многотысячные армии) — причем всем этим трем версиям вместе посвящена хорошо если пара страниц в формате А4 — или так и не смог до конца определиться, сделаны ли орки из развращенных эльфов или нет.
Вы можете сказать мне, кто такой
МельхиседекТом Бомбадил (и почему он описан с помощью референсов на библейского Адама до грехопадения в мире, где грехопадение случилось несколько эпох назад)? Откуда взялись морийские твари, которые древнее самого Саурона (и как они могут быть древнее Саурона, если тот является божеством, существовавшим до сотворения мира), Унголианта и драконы? Может быть, вы знаете, какую роль в космологии сеттинга играют пару раз упомянутые в духе пафосной многозначительности не-Свет и не-Тьма? А главное, в каких текстах я могу прочитать о том, как разработка этих идей выглядела «за сценой» и что о них думал сам автор?Вот лично у меня сложилось мнение, что примерно половина ваших «тропок» — своего рода ссылки на статьи в вики, которая никогда не была написана дальше первой страницы, а вторая — обычный оживляж, который автор и не планировал развивать.
Это вторая проблема, о которой я тоже говорил. «Властелин Колец» — законченное произведение, в принципе не предполагающее какого-либо развития или продолжения; все интересовавшие автора вопросы получили ответы, все актуальные для него загадки разгаданы, все конфликты разрешены. Продолжить эту историю, не прибегая к очень масштабным ретконам, не смог бы и сам автор (и по факту так оно и вышло, см. историю неоконченого сиквела The New Shadow). Иными словами, при уважении к первоисточнику там физически не во что играть, а если попытаться его дописывать, получится что-то типа перумовщины.
Сильм — механическая компиляция разрозненных черновиков, выстроенных в нечто, минимально похожее на последовательный нарратив. Все, что там есть крутого — это пересказ сюжетов из общеизвестных эпосов, которые можно с тем же успехом заимствовать самостоятельно (и это уже наверняка было сделано много раз, например, если я ничего не путаю, те же имена героев из «Калевалы» попадались мне в текстах по Planescape), а все, что там есть кроме этих сюжетов — только обрамление истории в духе «фэнтези типовое шаблонное», интересное разве что продуманной ономастикой.
Во что здесь можно играть?
Вы могли бы описать этот «дух» собственными словами? Лично я, например, отлично чувствую «дух» (атмосферу, etc) «Умирающей Земли» и «Остен Арда», «Саги о Конане» или «Зотики», серии игр Endless или даже джексоновской трилогии — но «дух» исходников Толкина, насколько я могу его почувствовать, ничем не отличается от любого другого типового фэнтези с референсами к общеизвестным европейским эпосам. Это, кстати, тоже проблема, по крайней мере для меня. Например, я сразу могу сказать что-то в духе «такая история 100% могла/не могла случиться в Хайбории, она совершенно в духе/не в духе сеттинга», но со Средиземьем у меня никогда так не получается (и, если судить по тому, насколько разнообразны хэдканоны моих знакомых толкинистов, не у одного меня такие проблемы).
Железно доказано, что в некоторых аспектах когнитивные и даже нейроанатомические различия между усредненным мужчиной и усредненной женщиной могут быть больше межвидовых.
Точно так же железно доказано, что индивидуальные когнитивные и нейроанатомические различия между одним конкретным мужчиной и одной конкретной женщиной могут быть меньше индивидуальных различий между двумя мужчинами или двумя женщинами. Когнитивные способности высших млекопитающих в принципе очень пластичны, а люди как вид эволюционно сделали ставку на максимальную пластичность мозга в онтогенезе, так что это и не удивительно.
Если включить в рассмотрение приобретенные индивидуальные различия, то все становится еще хуже. Полагаю, что никто не будет спорить, что биохимические отличия конченного алкоголика или наркомана от «человека по дефолту» больше любых мыслимых различий между близкими видами? Кроме того, можно вспомнить случай Финеаса Гейджа, выжившего после пробивания головы ломом. С учетом характера травмы очевидно, что даже макроанатомия его мозга принципиально отличалась от таковой для «человека по дефолту», и различия там были куда больше межвидовых — но он прожил с таким мозгом 12 лет, и за это время никто не объявил его нелюдем.
С другой стороны, психология и когнитивные способности персонажей Сильма отличаются от таковых у «людей по дефолту» настолько незначительно, что я могу, поменяв в тексте только имена, названия и макгаффины, сказать что это сборник легенд о мифологических предках ныне живущего в моем сеттинге народа «людей по дефолту» — и это сработает, потому что отдельные куски Сильма буквально сделаны из минимально измененных реальных человеческих легенд (библия, «Килух и Олвен» из Мабиногиона, история Куллерво из «Калевалы», etc).
Из этих рассуждений неизбежно следует вывод о том, что вся исходная тема про то, что «если есть две принципиально различающихся в интеллектуальном плане расы, то одна из них неизбежно вытеснит другую, а если они принципиально не различаются, то они в принципе не нужны» представляется как минимум очень сомнительной.
С одной стороны, в сеттинге может быть две разных расы (в ДнДшном смысле), усредненные когнитивные различия между которыми могут быть меньше индивидуальных различий между «людьми по дефолту», и никого это не будет парить. Соответственно, и «вытеснять» они друг друга будут примерно так же, как это делают человеческие народы ИРЛ, т.е. через военную экспансию и ассимиляцию — а если какие-то генетические (биохимические, поведенческие, метафизические, etc) различия между ними будут препятствовать полной ассимиляции, то никогда и не вытеснят.
С другой, если различия между разными расами (в ДнДшном смысле) безо всякой потери колорита можно заменить различиями между разными человеческими культурами (что я продемонстрировал выше), тогда рассуждение относительно ненужности разных не принципиально различающихся рас можно распространить и на разные культуры — и в итоге требовать вести игру только по строго монокультурному обществу, в котором даже субкультуры поотменяли за ненадобностью.
Со Средиземьем это не работает просто потому, что все официальные™ тексты про Средиземье кроме «Хоббита» вообще не про приключения и не про данжи, у них по замыслу другая художественная задача; кроме того, сам сеттинг Средиземья сугубо функционален, из чего следует околонулевая проработка вообще всего в нем за вычетом необходимых для сюжета вещей (то самое пресловутое отсутствие хоть минимальной конкретики по тварям из Мории и каменной двери на Пути Мертвых, потому что для сюжета ни первое, ни второе не нужно).
Физиология — да, но это не «расовая» черта, а приобретенная. С нашей точки зрения они транслюди (причем не принципиально намного больше транслюди, чем является трансчеловеком привитый от оспы в детстве с точки зрения непривитого). Экология — тоже, примерно на том же уровне, на каком «экология» египтян или китайцев (с полноценным терраформированием своего региона через ирригацию) отличается от «экологии» ранних славян (с подсечно-огневым земледелием, дополняемым охотой, рыбалкой и бортничеством).Ответ на это на уровне знаний персонажей формулируется в духе «где-то в середине эпохи легенд до начала исторических событий». На уровне метаигровой информации — больше 500 лет и меньше нескольких тысяч (плюс местные годы несколько длиннее земных). Генетически за это время они не обособились от своих краткоживущих родичей в силу того, что уже после возвышения имели место значительные потоки генов между их популяциями — они достаточно серьезно и долго воевали с угоном пленных в обе стороны.Реально больше — скорее как между романцами времен Цезаря и континентальными кельтами той же эпохи (т.е. легко узнаваемых родственных слов в языках полно, но взаимопонимание между ними практически полностью отсутствует) — но им, опять-таки, пришлось учить языки друг друга в силу длительного исторического взаимодействия (войн — переговоров о мире — новых войн и так далее).