Вы всё ещё ненавидите песок? Тогда мы идём к вам! Обзор на систему "Дюна: Приключения в Империи"

Дюна. Бесконечные пески, иссушающая жара, гигантские черви, способные без усилий проглотить целый дом.
Мать-прародительница жанра космооперы.
И 330 страниц на отличной бумаге.

Конечно, речь идёт о книге «Дюна: приключения в Империи», изданной в этом году. Изначально я не собиралась её покупать – но желание пополнить свою коллекцию прекрасным изданием взяло своё. Покупала кота в мешке, ибо о системе, по которой сделана эта игра, я слышала лишь мельком: 2d20. Оказывается, по ней уже сделано несколько игр, например, Conan или Homeworld. Так что, быстро пролистав историю сеттинга, я сразу перешла к игромеханике.



Игромеханика: так просто, что даже сложно

Ядро простым не назвать. Итак, у нас есть герой, у которого есть пять навыков и пять стимулов. Вместо привычного по большинству систем броску навыка + параметра, который должен превзойти сложность, мы тут бросаем 2d20, и успехом считается, если выпало меньше, чем сумма навыка + стимула. Каждая выпавшая единица считается за два успеха, каждая выпавшая двадцатка создаёт затруднения. Чтобы выполнить задачу, нужно выбросить столько успехов, какая у задачи сложность, или больше. Сложность колеблется от 1 до 6. Я, конечно, задалась вопросом, как на двух кубиках можно выбросить шесть успехов, и получила его довольно быстро – количество бросаемых кубиков можно повысить за трату ресурса под названием импульс, специализация позволит расширить диапазон «крита», сложность проверки можно снизить, да и помощь сопартийцев учитывается…. Всё это вроде логично, но одновременно сложно, особенно после ДнД.

Навыков всего пять: бой, общение, выдержка, физподготовка, познание. Мало? Тогда к вашим услугам специализации. Например, скрытность – специализация физподготовки, дипломатия – общения и так далее. Наличие специализации увеличивает вероятность крита, его диапазон становится равен величине навыка. То есть, например, если у меня физподготовка 6 со специализацией «скрытность», то критическим успехом будет считаться не 1, а число от 1 до 6. Критический успех, как мы помним, считается за два успеха. Если персонаж получает больше успехов, то лишние успехи кладутся в копилку импульса – ресурса, общего для всей команды. Его может быть не больше 6 очков, и по ходу игры он постепенно сгорает, что побуждает использовать его как можно скорее.

Что можно сделать за импульс? Прибавит дополнительный d20 к броску (можно прибавить не больше трёх, причём второй d20 будет стоит два очка импульса, третий – три), получить информацию о текущей сцене, ввести актив или доминанту…

Ох, много новых слов. Тут главное не паниковать, а сохранять хладнокровие и продолжать читать, материал в книжке организован вот прям нормально, все понятия своевременно объясняются.

Доминанта напоминает аспект из фейта. Это какое-то свойство сцены или персонажа, которое может как помочь, так и помешать. Например, если у персонажа доминанта «опьянение 1», а он пытается совершить акробатический трюк, то сложность этого трюка повысится. Или наоборот – если у торговца есть доминанта «недоверчивый 2», а у игрока – «хорошая репутация 1», то доминанту торговца считаем как «недоверчивый 1». Какого-либо подробного описания применения доминант нет: по логике, доминанта «недоверчивый 1» должна повышать сложность всех попыток втереться к торговцу в доверие на 1, а «недоверчивый 2» – на 2; но никто не мешает ввести доминанту «кромешная темнота», которая заставит персонажей передвигаться на ощупь или искать фонарик.

Актив – это ресурс, который поможет в бою или в конфликте. О них подробней расскажу, когда буду говорит о бое, который тут также своеобразный.

У ведущего есть свой ответ импульсу – угроза. Он может тратить её, как игроки – импульс, вводя новые доминанты, избавляясь от затруднений, или добавляя кубики к проверкам противников. Игрок может получить дополнительный кубик к проверке, повысив угрозу на 2, и сделать это можно вместе с использованием очков импульса. С точки зрения повествования это объясняется так: к примеру, при попытке собрать информацию вы переусердствовали и привлекли лишние подозрения.

«Так, – спрашиваете вы, наверное, – а что такое стимул? Авторка, ты что, забыла о нём?»

Отнюдь. Просто растягивала удовольствие. Потому что стимулы – самое, на мой вкус, интересное в «Дюне».

Есть системы, которые подталкивают к отыгрышу. «Дюна» же смачно тебя пинает в этом направлении – в хорошем смысле этого слова. У каждого персонажа пять стимулов: долг, вера, справедливость, власть, истина. Когда делаем проверку, используем подходящий навык и тот стимул, что подтолкнул героя действовать так, а не иначе. Каждому стимулу с величиной 6 и выше соответствует одно убеждение, некая фраза, которая отражает то в чём персонаж по жизни твердокаменно уверен. Понятное дело – убеждение должно быть связано со стимулом. Например, Кара из дома Молай (аристократка, на примере которой описываются механики и создание персонажа) имеет следующие убеждения: «Я – наследница своего дома» (Долг), «Семья мне доверяет» (Вера) и «Я всегда получаю то, чего хочу» (Власть). Это сразу обрисовывает характер: перед нами дама с гонором, амбициозная, которая ради дома не побоится замарать руки (справедливость и истина-то у неё невысокие). Если вы действуете, используя стимул и в соответствии с привязанным к нему убеждением, то можете потратить очко решимости, которое действует как импульс, только круче – в частности, позволяет автоматически получить критический успех на одной из костей.

Самая мякотка начинается, когда действие противоречит убеждению. Тут у игрока три выхода:
  • Использовать другой стимул, который, может, и меньше, но имеет мешающего убеждения.
  • Поддаться стимулу. Например, Кара из примера пытается раскопать информацию о том, кто в её семье действует против неё; поскольку она считает, что семья ей доверяет, она не может отделаться от сомнений, правильно ли она делает. Ей хочется бросить это дело, она чувствует себя ревнивым парнем который проверяет смартфон своей девушки (ну, если бы в этом мире были смартфоны)… Игромеханически эти душевные терзания отражаются тем, что перед героем сразу же встаёт затруднение. Оно может увеличить сложность проверки, а может просто наложить на героя отрицательную доминанту, или принесли неприятности в будущем – тут уж решает мастер.
  • Поставить убеждение под сомнение. Герой использует стимул, как обычно, но потом у него начинается экзистенциальный кризис. Он не может использовать этот стимул снова, пока не посидит пару часиков в одиночестве, не поразмышляет над тем, что сделал, и не сменит убеждение на новое. Есть и более интересный вариант – использованный таким образом стимул понижается на 1, а следующий стимул повышается на 1. Подвергли сомнению долг – повысили веру, начали терять веру – повысили справедливость, и так далее.
Прелесть же, разве нет? Более того – за второй и третий способы даётся +1 очко решимости (вплоть до максимума 3). Это единственный способ накопить решимость: так игромеханика подталкивает нас к тому, что мы должны отыгрывать изменения в характере персонажа.



Персонажи: аристократы и/или дегенераты

Персонажи — центр и сердце игры; вся игромеханика просто кричит об этом. Тем не менее, любители играть за пролетариев и бомжей-убийц могут искать себе другой сеттинг, потому что тут мы играем за аристократов и их приближённых, которые интригуют и страдают от интриг, делают выбор между долгом и справедливостью, обагряют в крови руки ради Дома и теряют близких из-за нанятых конкурентами убийц. Глава «Создание дома» даже предшествует главе «Создание персонажа». Сказано, что все персонажи должны принадлежать к одному дому, однако мне кажется, что пара или даже тройка союзных домов подойдёт, особенно если вы хотите политическую драму, может, даже переходящую в ПвП.

Сначала вам предлагается выбрать тип Дома: молодой, малый, большой и великий. Чем больше дом, тем больше у него ресурсов, но и врагов тоже, а также очков угрозы у ведущего. Кстати, варианта «играем за Атрейдесов» не предусмотрено, да и вообще из благородных домов описаны только Коррино (императорский дом), Атрейдесы и Харконнены, ещё пара лишь упомянута в описании сеттинга. Впрочем, выдумать собственный дом будет куда интереснее.

Как ни странно, это несложно: предлагается придумать фамилию, выбрать источники дохода (приложен объёмный и подробный список; чем больше дом, тем больше источников дохода), описать родную планету и герб. Ведущий также набрасывает случайным образом врагов – насколько они вас ненавидят и почему. По сути, создание дома связанно чисто с нарративом, от игромеханики тут только две доминанты: первую определяет основной источник дохода дома, вторую – репутация дома («благородные», «жестокие», «мистики» и так далее). Этими доминантами все члены дома будут пользоваться как своими собственными, когда выступают от лица дома. Например, персонаж из «жестокого» дома будет лучше запугивать, а у этого дома ещё и доминанта «обучение наёмных убийц», то герои смогут как минимум нанять убийцу со скидкой, а то и бесплатно.

Возвращаемся к персонажам. О стимулах и навыках я писала выше, поэтому кратко перечислю все самые интересные моменты:
  • У персонажа две или три доминанты. Первая отвечает за его положение в доме (Наследник? Доктор? Наложница?), вторая – за его репутацию («жестокий, но справедливый», «булочка с корицей», «булочка с корицей, которая может убить» и так далее). При желании, можно взять третью доминанту, отвечающую за принадлежность к определённой фракции (например, Бене Гессерит). Это даст доступ к уникальным способностям, но обяжет вас взять определённые таланты (например, сестра Бене Гессерит обязана взять талант «прана-бинду», отражающий её владение смертоносным боевым искусством).
  • Также персонаж выбирает основную жизненную цель. Она должна быть связана с одним из стимулов, и должна быть изменена, если величина этого стимула упала ниже 6. Идти к цели – один из способов получить очки развития, нужные для прокачки навыков.
  • Дальше игрок выбирает архетип: их тут несколько десятков на любой вкус и цвет. Архетип определяет величину навыков персонажа и за его первую доминанту, а также стартовый талант и специализации – их при желании можно изменить.
  • А, что, я не сказала о талантах? Ну, это старые добрые фиты. Больше о них сказать нечего.
  • Стимулы тут определяются очень интересно: предлагается ответить на 10 вопросов, в каждом из которых выбрать между двумя стимулами (вера или справедливость, долг или вера и так далее). Если какой-то стимул получится выше 6, то к нему прикрепляется убеждение (примеры убеждений тоже даны).
  • Активы. Их персонаж выбирает три. Это может быть личный транспорт, оружие, знакомство, помощник, или информация. Простор для фантазии весьма широкий, а тот факт, что у героя доступ ко всем ресурсам Дома, не заставит его заниматься бухгалтерией, выясняя, может он себе позволить десятифутовый шест или нет.
  • Опыт – очки развития – тут герой получает за провалы и за противостояние серьёзным угрозам (когда ведущий тратит 4 очка угрозы за раз), шаги навстречу своей цели, или в принципе за хороший отыгрыш и вклад в игру.
  • Прокачка тут медленная, причём, например, талант стоит тем больше, чем больше у вас талантов. То же самое и со специализациями. Дешевле будет прокачать актив (например, сделать своему орнитоптеру броню покрепче, повысив его качество). Из интересных опций – можно переобучиться, понизив один навык и повысив другой, или заменить талант, что будет тоже стоит очков развития, но вдвое меньше.
  • Также в главе про создание персонажа есть весьма интересный момент: создание помощников. Надо полагать, что помощник может быть активом, но «одноразовые» помощники создаются на лету, за трату очков импульса. Это позволит игроку создать своё альтер-эго, которое занимается делами, в то время как его основной герой валяется с похмельем после бала. У этих помощников тоже есть доминанты, навыки, стимулы и даже таланты, только, конечно, меньше, чем у основных персонажей.

В общем и целом, в этой области правила не отличаются сложностью и прям-таки по-аристократически изящны.

Но хватит о них. Давайте поговорим о конфликтах.



Конфликты: без Пряности не разберёшься

Эта часть самая мозголомная, в основном потому что логика конфликтов тут отличается от привычной нам по ДнД и другим системам. Возможно, фейтоводам будет полегче. Под конфликтом в системе подразумевается любая сцена, где ты вступаешь в долгое противоборство с противником: это может быть драка, массовое сраженье, интрига, или просто погоня. Хоть игра и предлагает особые правила для дуэлей, сражений (пати против пати), битв (массовых сражений), шпионажа и интриг, игромеханическое ядро у них единое.

В бою главное – это активы. Под ними подразумеваются самые разные вещи: наше оружие, щит, транспортное средство, позиция для атаки, компромат, и даже агенты. Описанию активов, которые можно ввести в игру, посвящена целая глава. Актив работает как доминанта, то есть даёт нам бонусы или штрафы к проверке или вообще делает её возможной. Не забудьте, что трата 1 очков импульса позволяет ввести новый актив. В книге приведён пример, который заставил меня зависнуть: игрок Кары тратит импульс чтобы получить карточку доступа к системе безопасности; с точки зрения повествования это описывается как «Кара оглушила техника, стащила у него карту и переоделась в его одежду». Заметьте, никаких бросков не делалось, игрок просто потратил импульс. Насколько правомерно позволять делать подобные вещи без бросков, лишь за импульс, вопрос другой…

Инициатива тут есть, но броски на неё не делаются. Вместо этого действуют по очереди: герой – противник – герой и так далее, пока все не подействуют. В некоторых обстоятельствах противники могут подействовать прежде героев, но очерёдность – сначала персонаж с одной стороны, потом с другой – сохраняется. Какой именно перс будет действовать первым, игроки определяют сами (а для противников определяет мастер). За свой ход герой может сделать одно действие, или, потратив импульс, два, но сложность второго повысится на 1. Также герой может потратить импульс, чтобы сразу передать действие своему союзнику.

Движение тут тоже есть, оно считается действием, но осуществляет не по сетке, а по зонам – такой абстрактной штуке, на которую членит карту ведущий. Совсем абстрактной, если у нас конфликт на поле интриг, а не боя.

Перемещение между зонами требует проверки навыка со сложностью 2, при этом вы можете перемешаться скрытно, и получаете возможность подействовать ещё раз, или же вызывающе – тогда вы можете передвинуть один из активов противника. Это следует понимать как «я смог заманить орнитоптер противника в узкое ущелье, и сложность всех попыток защититься от меня увеличилась», или «я заставил противника сделать выпад (переместил его актив «оружие»), и теперь он открылся для атаки». Ускорить перемещение можно, опять же, если потратить очки импульса.

Атака тут тоже есть. Это встречная проверка – то есть состязание. А вот хитов нема: у обычных противников по одному «хиту», то есть первая же удачная атака выводит его из конфликта. В случае серьёзных противников или героев бой рассматривается как длительная задача: вы или враг должны сделать несколько успешных проверок, накопив некий абстрактный прогресс.

Другие действия, которые вы можете предпринять в бою – это защита (сложность атаки по вам увеличивается), атака активов (подбить транспортное средство, убить шпиона, пробить броню, обезоружить), введение своих доминант или активов («я заставляю его занять невыгодную позицию», «я достаю из рукава нож»), преодоление препятствий («я перепрыгиваю через диван, за которым укрылся противник»), получения дополнительных сведений об обстановке, помощь союзникам и устранение затруднений. Большая часть этих действий сводится либо к проверкам, либо к трате импульса. Таким образом, тактика сводится к трате импульса, ну и наверное к придумыванию каких-нибудь классных неожиданных манёвров, успешность которых, впрочем, всё равно во многом зависят от удачи.

Как мы это называем? Нарративность. Причём с высокой долей абстрактности. К счастью, далее в нескольких главках разжёвывается, как разыгрывать основные типы конфликтов: что подразумевается под активами в дуэли, что значит поражение в шпионаже, какие препятствия преодолеваются когда у на война. Внимательное прочтение проясняет неочевидные детали: так, позиция в дуэли является активом, и я могу атаковать этот актив, чтобы заставить противника поменять позицию на невыгодную мне, так что возникнет доминанта, которая снизит сложность следующей атаки по нему… Правда, выгоднее будет потратить очки импульса, чтобы просто ввести новую доминанту, не так ли?..

Кроме общей запутанности и абстрактности системы конфликтов, я столкнулась с ещё одной проблемой. Количество «хитов», то есть сколько успешных атак должно быть чтобы нанести поражение противнику, ведущий придумывает сам, на лету, при этом не дано даже примерной таблицы. Более того, сколько «хитов» у персонажа, ведущий тоже должен решить «на лету». К тому же, судя по всему, это число может меняться от конфликту.

UPD: Спасибо Данилу Кобелеву — он нашёл в тексте указание на то, сколько делать «хитов». Не знаю, как я его пропустила (наверное, две двадцатки на проверке получила, ха): может, виноват невнятный вординг, ведь количество «прогресса», которое нужно набрать для победы, тут называется «условием». Так вот, количество «хитов» должно соответствовать одному из навыков, в случае дуэли или сражения, например — навыку боя. Это, конечно, куда лучше, чем определять «хиты» на лету, но мне не слишком нравится привязка и атаки, и «хитов» к одному навыку, который таким образом становится мастхевным. Как мне кажется, куда атмосфернее было бы привязать живучесть к навыку «выдержка»: мол, то, насколько долго ты устоишь на ногах, зависит от твоей силы воли и только.



Сеттинг: Дюноцентричность

Как ни странно, сеттинг не самое сильное место этой ролевой игры. Я знаю, что покушают на святое, но «Дюна» не разрабатывалась как мир для ролевых игр. Арракис – сердце этой вселенной и одновременно самая интересная планета, которая затмевает все остальные. Один из архетипов героев – фримен – в принципе комфортно чувствует себя только на Арракисе, иначе же приходится искать объяснение, что этот чумазый араб забыл в благородном доме.

С другой стороны, это можно рассматривать как плюс. Игра у нас не про выживание в пустыне, а про интриги благородных семейств. Мы может выдумать любую планету на свой вкус, черпая вдохновение хоть из «Звездных войн», хоть из «Вархаммера 40000», и переместить действие на неё. Арракис же может присутствовать незримо: борьба за Пряность может стать причиной вражды благородных домов, в которую окажутся втянуты герои, а генетическая инженерия Бене Тлейлакс или технические чудеса дома Икс могут работать на Пряности.

При желании, можно вообще исключить Пряность из сюжета, но я вот не понимаю, зачем это делать – тогда это будет просто игра про порочных аристократов в космосе.

Сеттинг довольно подробно разжёвывается в первой главе, так что необходимости читать два десятка книжек, не все из которых хорошего качества, нет. Особенно это ценно потому что по «Дюне» нет хорошей русскоязычной вики. Играть предлагается незадолго до событий первой книги, когда дом Харконненов ещё стоит, и Пол такой молодой, и юный джихад впереди…

Не менее подробно расписано, как водить и создавать приключения по сеттингу. Наряду с простеньким генератором случайных сюжетов и описанием икс-карты есть дельные советы – например, как не дать игрокам сломать игру способностями к предвидению. Впрочем, очень многое определяется нулевой сессией: ведь ведущий понятия не имеет, какой Дом создадут герои, и какие враги ему выпадут.

Ценным подспорьем послужит бестиарий – пардон, сборник персонажей мастера. В нём нашли место как главные герои «Дюны», так и просто готовые неигровые персонажи вроде фрименов, убийц, Бене Гессерит и так далее. Что ценно, к каждому приписано несколько примеров с краткой характеристикой – то есть ведущему даже выдумать не надо, и зацепка для приключения, связанного с таким персонажем. Например, наёмный убийца, который узнал слишком много и ищет спасения в вашем Доме – выгоните его в шею? Или рискнёте ради его тайных сведений?

Венчает книгу традиционный стартовый модуль «Сборщики Пряности». В нём есть всё, что ждут от «Дюны»: Арракис, фримены, песчаные черви и интриги. Интересно, что, поскольку действие происходит до событий книги, предлагается играть либо за Харконненов – кто не знает, это полностью злодеистые злодеи и вообще некропедофилы – либо за Дом, которые получил небольшой, относительно бедный и опасный участок на Арракисе за заслуги перед Падишахом-Императором. Второй вариант мне кажется куда интереснее: больше крючков, да и возможность погрузить игроков по уши в Пряность, песок и местных бедуинов сразу, со старта.



Вместо эпилога: Шпайш машт флоу

  • Оформление и структура книги – пять с жирным плюсом. Сведений много, поданы они отлично, иллюстрации красивые, их точно в меру – ни много, ни мало, оформление в высшей степени приятное.
  • Система – то, что надо для игры во взросление и мужание юных аристократов на поле битвы между Благородными Домами в космоопере. Играть в неё, не отыгрывая, невозможно.
  • Вместе с тем, во многих аспектах система очень абстрактна и мозголомна.
  • Я хочу это водить, но есть сильные сомнения, что я нормально поняла систему. Очень плохо представляю, как она поведёт себя за столом, и смогут ли её переварить игроки.
  • В общем – книга станет настоящим украшением коллекции и must have для любого фаната космоопер. Однако система при всей её привлекательности проходит по категории «Не для всех»: дитя д20 и фейта, зачатое на вечеринка с активным использованием Пряности.

54 комментария

avatar
И, кстати, я решила завести параллельный блог вконтактике, на всякий случай.
avatar
Кстати, варианта «играем за Атрейдесов» не предусмотрено, да и вообще из благородных домов описаны только Коррино (императорский дом), Атрейдесы и Харконнены, ещё пара лишь упомянута в описании сеттинга.
Атрейдесы описаны, но варианта играть за них не предусмотрено? Это как?
avatar
Сказано: «Генерите свой дом».
То есть, конечно, по факту ничего не мешает одному взять Лето, другому Пола, третьему Джессику, и так далее, и играть в такое мега-AU, но подобный вариант в принципе не рассматривается.
(Как и варианты «сделать ещё большее AU, населив Дом Атрейдесов своими персами» и «перенести действие во времена, когда Лето-старшего ещё в проекте не было»).
avatar
Самый лучший вариант однажды приснился мне во сне. Вскоре после прибытия на Арракис Павл Атрид был убит в результате покушения (эпизод из книги, экономка не успела отвлечь на себя летающий дротик). Про то, что в перспективе ожидается Алия, покамест неизвестно даже самой Джессике. Главная линия дома Атридов рискует оказаться выморочной и отправиться на свалку истории безо всякой помощи Харконненов, поэтому герцог вынужден усыновить/удочерить второстепенного наследника и/или наследницу из побочной линии. Тот (та, или они оба) вступают в дело со своей собственной командой, и вся история летит к дьяволу.
avatar
Для полноты картины — старик Владимир Харконнен неудачно подавился вишнёвой косточкой (или в молодом Фейде амбиции проснулись раньше, чем по книге), что в сочетании с «Император пока что не давал вам разрешения на выбор наследника» приводит к тому, что и на Гьеди Прайм у власти внезапно оказывается не персонаж первой линии, тоже со своей командой. Но при этом план удара наследуется вместе с Питером и прочими ресурсами Дома.
avatar
… или в молодом Фейде амбиции проснулись раньше, чем по книге...
Да, именно так. Я читал «Дюну» сравнительно давно и помню ее не очень хорошо, но момент с неудачной попыткой покушения на барона, подстроенной Фейдом, там вроде бы тоже был. Допустим, что она тоже оказалась успешной. Тогда можно запустить историю с той же самой фабулой на том же самом Арракисе, но при этом с принципиально другими персонажами — и «играть, чтобы узнать, что произойдет». Если бы кто-то предложил провести такую игру, я бы первым записался в игроки.
avatar
Супер!
avatar
То есть предполагается, что играть каноничными Домами игроки не будут, а должны именно создать свой, да? Ну, значит, Ордосы легальны!
avatar
Вы всё ещё ненавидите песок?
I don't like Shai Hulud. Its coarse and rough and gets everywhere.
avatar
Несмотря на то, что очень тепло отношусь к Герберту, играть бы по его вселенной я не стал. Как ты правильно заметила — все крутиться вокруг Дюны, и только вокруг Дюны, включая злых теток Бене Гессерит и прочих сардукаров. Самое узкое место саги, Герберт перестарался со своим Батлерианским джихадом. На Дюне нет нихрена, кроме арабов и шай-хулудов, что еще сильнее сужает возможности выбора.
avatar
Разве что-то мешает ведущему организовать вывоз червя с Арракиса (благо, это даже и в исходнике в конце концов проделали) и закрутить «все» вокруг какой-то другой планеты?
avatar
Я зоолог. Я знаю, что такое вывоз эндемичного организма за пределы среды обитания. Делал неоднократно. Ну и в плюсе — с вероятностью 90% лишь эндемичные условия позволяют червяку, простите, срать спайсом.
avatar
Начинать нужно уже с того, что в тексте те самые эндемичные условия целенаправленно созданы терраформированием — и в целом, с учетом безумного значения спайса, идея полностью переделать еще одну планету под червей не представляется избыточной. Хотя, конечно, если бы проект возглавлял я, лично я поселил бы червей в контролируемых Гильдией КПшках.
Последний раз редактировалось
avatar
И, к слову — эволюционные процессы очень неприятная вещь. Они идут по пути приспособления конкретного организма к конкретной среде. Не буду далеко ходить, возьму в пример нас, дорогих и замечательных. Почему я крайне скептически отношусь к различным космическим проектам? По одной простой причине: наш вид приспособлен к совершенно стабильным условиям. Давление, сила тяжести, уровень кислорода. У нас 80% физиологии завязано на силу тяжести. Нет силы тяжести — нет физиологических процессов. Обратите внимание, как космонавты выползают из капсулы после всего лишь пары-тройки месяцев пребывания на орбите.
Такие дела.
А уж что там про шай-хулудов говорить…
Последний раз редактировалось
avatar
У нас 80% физиологии завязано на силу тяжести. Нет силы тяжести — нет физиологических процессов.
В «Дюне» есть гравигенераторы, работающие на том же физическом эффекте, на котором работают щиты и суспензерная подвеска.
avatar
Энергопотребление этих гравикомпенсаторов нигде не указано. Но суть даже не в этом. В 90% случаев отличие переселенного вида от предыдущего зависит от факторов, которые никто никогда не учитывал. Где гарантия. что даже при работе грави гельминты будут давать не просто спайс, а спайс нужного качества?
Как сказал мой научрук, (по отношению к другому виду, разумеется)дословно «Да *ер его знает, что этим пи*арасам надо!»
Последний раз редактировалось
avatar
Вы же сами сказали, что спайс — критически важный ресурс, т.е. категорически важно деверсифицировать его поставки. Остальные (кроме спайса) у Гильдии при этом эффективно бесконечные, а даже некачественный спайс лучше чем никакого.

Если что, в книге есть информация о том, что до начала добычи спайса на Арракисе гильдеры использовали в аналогичном качестве его полусинтетические аналоги, хоть они и были дорогими (даже по сравнению со спайсом), малоэффективными и токсичными. КМК, даже некачественный спайс лучше такой полусинтетики.
avatar
Было такое. А где гарантия, что эти песчаная форель вообще будут производить спайс?
С другой стороны, такая ситуация не могла продолжаться вечно, и, в итоге, Бене Тлейлаксу научились синтезировать полноценной меланж примерно к окончанию правления сына Пола Атридеса. Т.е. живые организмы были исключены из этой цепочки. Что, разумеется, целиком и полностью поменяло картину соотношения сил в галактике.
avatar
Тут основной прикол в том, что спайс — не просто важный ресурс. Он является критически важным. При отказе от ИИ нет иного выхода, кроме как выращивать маргиналов на наркоте, рассчитывающих навигационные координаты. У кого Дюна — тот и владеет Галактикой. Остальное побочка. Транспорт энергетика всегда являются базовым узлом в любом сеттинге.
avatar
Вроде в итоге этим и кончилось. Арракис поджарили супер-оружием, там вся земля сплавилась в стекло, но Бене Гессерит смогли спасти личинку червяка, перенесли на другую песчаную планету, он там прижился.
avatar
Вы, ребята, совершенно зря спорите по поводу того, что введено допущением. Там сюжетное обоснование, не биологическое. Точно так же, например, политическая структура в Дюне совершенно невозможная (роль Союза как пассивной транспортной силы совершенно ничем не поддерживается, притом что его возможности позволяют любую политическую силу вселеннной Дюны умножать на ноль, вычёркивая с карты мира — и такое состояние там длится долго). Но это, вроде, никому особо не мешает.
avatar
С одной стороны — совершенно верно. С другой — а что мешает владыкам Арракиса выращивать своих ментатов? Или обрубить поставки спайса Союзу? Думаю, что под ковром Герберт держал некое логическое обоснование такой картине мира.
И самая интересная часть саги — это те самые кукловоды Бене Тлейлаксу. О них практически ничего толком не известно. А ведь именно они стоят за всей картиной мира, судя по всему.
avatar
Я боюсь, что не держал. Просто потому, что как раз он не сеттинг для активной игры создавал и на дыры его не тестировал.

Обрубать поставки спайса в ноль, как я понимаю, мешает как то, что зависимость от спайса — тщательно охраняемая тайна Союза, так и их монопольное положение в космической сфере: невозможно обрубить все каналы контрабандистов.

Но речь, в основном, о том, что у Союза есть ахиллесова пята в виде поставок спайса с единственной планеты (в обычной обстановке, конечно, прикрываемая наличием запасов и возможностью менять правителей планеты, не действуя напрямую: просто снижая транспортные цены для их конкурентов с военными авантюрами) и способ эту пяту устранить радикально — любыми правдами или неправдами получив планету под прямой контроль, после чего закрыв все дороги туда. Этот ход во вселенной «Дюны» вроде не блокируется ничем: у Союза достаточно богатств, влияния и, в конце концов, просто способов выкручивать руки обладателям военной силы (угрозой эмбарго, например), чтобы получить силы, достаточные для захвата планеты. Заменить же Союз нечем, способов получить планету назад нет ни у кого. При этом такое положение сохраняется давно, поколения — это не особенности личных предпочтений персон у власти, это сложившаяся система.
avatar
Была, помнится, игра в Дюнаверсе, где сюжет был про то, как Космическая гильдия стравливает между собой Атрейдесов, Харконненов и Ордосов с целью вывести из игры всех трёх, захватить Арракис и контролировать галактику…
avatar
Да, пожалуй согласен. Дыра.
avatar
Тут надо помнить, что Батлерианский джихад не то чтобы был полностью победоносен. И над человечеством висит дамоклов меч возвращения власти мыслящих машин.
Согласен, что захват Дюны для Гильдии прост, безусловно. Но это просто сделает Навигаторов новыми Императорами. Со всеми вытекающими обязанностями и головняками.
При этом Гильдии придётся раздавить Икс, Ричез, Тлейлакс и прочие технологические центры ( которые неизбежно тут же начнут клепать замену Навигаторам). Что технологически отбросит человечество далеко-далеко назад.
И если из глубин Вселенной вернутся мятежные ИИ, то встречать их новой Гильдии-Империи будет просто нечем.

И ещё, конечно, остаётся вариант с «медленным» межзвёздным кораблём возмездия, набитым атомным оружием хотя бы одного Дома. Который просто сотрёт Арракис в пыль, пусть через 50 – 100 лет, но сотрёт.
PS
В заданных книгой правил условиях, условно ничейный Арракис выгоден очень многим, а гильдейский Арракис невыгоден даже самим Навигаторам.
avatar
Просто тезис «Арракис – сердце этой вселенной и одновременно самая интересная планета, которая затмевает все остальные», разумеется, априори неверен. К сожалению для ролевиков, практические ничего, кроме Ракиса, в книгах нет (книги сыночки-корзиночки не читая отправляем на постоянное место хранения в dev/null).

Так что «выдумываем любую планету на свой вкус и перемещаем действие на неё». При желании «вообще исключаем Пряность из сюжета», и конечно же понятно, зачем это делать – «тогда это будет просто игра про порочных аристократов в космосе».

К сожалению, это всё еще останется унылая и безблагодатная 2d20 – такое чувство, что даже гурпса (GURPS, Карл!) будет лучше.
avatar
Предусмотрена ли возможность играть за гильдера (пусть даже являющегося союзником дома или чем-то в этом роде)?
avatar
Ага, это один из особых типажей, наряду со фрименом, мастером клинка, бене гессерит, и так далее.
avatar
Мне движок 2d20 не понравился своей ущербностью, проще написать свой движок или найти гораздо более подходящий по игру, чем пытаться допилить 2d20. Особенное разочарование я словил от обесчещенного 2d20, если выразить моё мнение строго цензурными словами, то оно такое: ............!!!
Конан уже получше, но и здесь ущербность движка сказывается. Например, из-за движка в конане нет сильных противников (у ПИ max характеристики 12 (14 с особенностью)), т.е. понять во сколько раз монстр с 15 (12 + inhuman (3), если правильно вспомнил) сильнее ПИ с 11 характеристикой (если все остальные «бонусы» равны) без суперкомпьютера в голове не реально. Я ничего не имею против нелинейного роста характеристики, но когда она имеет асимптоту — это за гранью зла! Огромные претензии к примитивной системе передвижения: до сих пор помню историю, где Конан «перегрупировывался» от орды пиктов, и это без нормальной метрической системы передвижения не реализовать. Импульс тоже не понравился, своей общностью, будь этот параметр индивидуальным все было бы в порядке, а так это больше способ внести разлад в группу. Да что говорить, если посмотреть на четыре листа Конана из классбуков, то с ходу и не понять какой старше, а какой младше, только после детального пересчета характеристик и перков! Ах да, правильно это надо было назвать Conan & Cthulhu, ибо значительная часть локаций, монстров была взята у Лавкрафта!
Кстати, а в Дюне 2d20 противники на три типа делятся (мясо, равные и серьезные [немезиды])
avatar
Равные противники там совсем не равные на самом деле, они просто не ложаться от одной тычки :)
avatar
Спасибо за подробный и интересный обзор.
avatar
Подписываюсь.
avatar
Спасибо за обзор, убедился, что не зря не стал поддерживать это убогое поделие на кике.
avatar
Спасибо за обзор, со стороны система выглядит интересно, хотя и запутанно, надо как-нить самому почитать.
avatar
Спасибо за обзор!
Когда прочитал, какой исторический период предлагается для игры, выдохнул с облегчением. Имхо, всё, что было после первой книги, писалось навигатором-рыбочеловеком во время передоза меланжем. Не холивара для, просто частное мнение.
avatar
Ребят, вы меня искренне удивляете. Не система делает игру, а человек.
Помните присказку в начале каждого рулбука?
Если вам мешают правила…
Что там дальше?
avatar
Хмм. Хорошая тема для срача. Но давайте создадим под него отдельную тему )

з.ы. Стоп. Не сразу врыбилась. Ден говорил не о книге правил для игры, а книгах серии «Дюаы». Я правильно поняла?
Последний раз редактировалось
avatar
Именно так. Речь о первом романе серии :)
avatar
Он вообще умница)
avatar
СрачЪ — дело сугубо добровольное. Я обычно не участвую.
avatar
Если имеется в виду, что предполагаемый исторический период — это ограничение со стороны правил, которое можно обойти, то я бы согласился, если бы речь не шла о Дюне, где, начиная со второго романа, мир становится с ног на голову с каждой следующей книгой.
avatar
Со второго?)))
avatar
Туше )))
Тем не менее, начиная со второго романа автор перескакивает огромные куски времени, обесценивает или обессмысливает события предыдущей части и вводит новые сущности или факты, которые искажают восприятие картины минувшего.
Ладно, это я брюзжу.
Главная мысль в том, что если бы игра предлагала использовать другой временной период, очень многое в правилах и сеттинге претерпело бы необратимые изменения. то есть именно в отношении Дюны подогнать правила под другой эпизод этой придуманной вселенной было бы весьма трудоёмко, если вообще целесообразно.
avatar
Меня в сеттингах всегда привлекала возможность поиграть за предков в древние времена. К сожалению только на Ториле это оказалось возможно, ибо есть материалы по той же империи Нетерил, а вот как сыграть за ии во времена Батлерианского джихада?
Последний раз редактировалось
avatar
Читайте об этом в моей новой книге «Никак,… ять!»
avatar
Upd. А если серьёзно, сыграть можно, но для этого потребуется самостоятельная система (или выбор подходящей) и серьёзная работа по сеттингостроению с большим количеством допущений относительно канона. И да, это будет уже не совсем (или совсем не) Дюна. Не будет навигации, зависимой от спайса, не будет возвышения и интриг Бене Гессерит (и их главной фишки — социальных ресурсов на всех освоенных планетах) и так далее.
avatar
А среди иллюстраций есть Харконнены?
Они рыжие или лысые?))
avatar
Нет (( Но я как-то адекватно рыжих «антошек» Харконненов воспринимать не могу.
avatar
Спасибо большое за обзор, очень познавательно.
А подскажите плз, я правильно понимаю, вы про издание на русском? Если да, то как вам перевод, нет нареканий?
avatar
Вы переводчик?
avatar
Я инженер.
avatar
Да вроде норм, но я ж с оригиналом не знакома, точно сказать не могу.
avatar
Спасибо) ну значит хотя бы ничего вопиющего нету
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.