Само собой — но, во-первых, по генезису все это еще советские авторы — тому же Лазарчуку в 93 было, ЕМНИП, 37 лет — во-вторых, это очень малая часть тех авторов, которые пытались публиковать что-то околофэнтезийное до Перестройки, и далеко не самые лучшие из них. ИМХО, тут, по сути, полный аналог влияния импактного события на биологическую эполюцию: когда ВНЕЗАПНО случился метеорит/вулкан/оледенение/Перестройка, не играет никакой роли насколько ты приспособлен к выживанию в нормальных условиях (или, в случае писателя, талантлив), а вероятность твоей гибели жОстко зависит только от характеристик события. Для сравнения, тот же Больных, начавший с не самого плохого фэнтези в начале 90х, вновь стал публиковаться как фантаст только в начале 2010.
Во что-то бы «работа с молодёжью» и «досуговый сектор» преобразовались, а вот во что — не скажешь так просто, не зная вектора...
ИМХО, тут мы, опять-таки, вступаем на скользкую дорожку альтисторической ереси. С другой стороны, мне как-то попадалась чья-то попытка пофантазировать на тему независимого развития позднесоветской околофэнтезийной и околоролевой культуры с текстами Волкова в роли Самого Главного Кодификатора Жанра там, где в реальной постсоветской культуре были тексты Толкина, и это было как минимум забавно.
О да, как я мог забыть, если бы не Perestroika, у нас были бы Stalin, Beria, GULAG, Golodomor и Defitsit, а также vodka, Russian bear и прочая klukva;) А если серьезно, то вам бы не помешало обновить прошивку.
Ну, для начала, про двух вышеупомянутых авторов я узнал таки из англоязычного источника, так что не совсем внутреннего. Кроме того, у этих авторов даже «для внутреннего потребления» тиражи от 10000 и выше, в то время как в России пару лет назад тираж в 3000 для российского автора, даже раскрученного, считался очень крутым.
Перестройка-то тут при чем?
Перестройка здесь прежде всего при том, что среди утраченных в ходе нее культурных институтов была чуть менее чем вся культура издательского дела, а тот дурдом, который занял ее место, чисто случайно совпал с падением платежеспособного спроса на книги на пару порядков. Вследствие этого мы сейчас имеем наличие полного отсутствия нормальной работы с авторам у современных крупных российских издателей (они этого тупо не умеют, не могут и не хотят) в совокупности с тиражами у начинающих русскоязычных фантастов ~500-1000 экземпляров (при том, что граница физической окупаемости книги начинается с 2000). Впрочем, это уже совершенно отдельная история.
Проблемы с фэнтези в Восточной Европе тот же самый Сапковский прекрасно описал в «Нет золота в Серых Горах»
Ога, проблемы по состоянию на 93 год. В итоге в Восточной Европе фэнтези таки есть, а вот в российских Серых Горах золота по прежнему нет.
Какими посконными литературными, кинематографическими, комиксовыми источниками могли бы вдохновляться игроки в «Заколдованную страну» и будущие громкие имена «второй волны советской школы НРИ»?
Если бы в этих источниках была потребность, при отсутствии Перестройки они возникли бы за пару лет. Собственно, они и так возникли — те три книги, которые были моим Очень Крутым Подарком, были вполне себе посконной трилогией «Дорога» Александра Больных, и это очень неплохой цикл детского фэнтези, сильно повлиявший на все мое восприятие фэнтези как такового — а ведь первая книга из этого цикла была издана в 1990.
Кроме того, подтянулись бы переводные тексты — в частности, в той же серии «Замок чудес» вышли, например, «Хроники Прайдена» Ллойда Александера (на которые мне, за вычетом первой книги, родители денег так и не нашли) — с которыми, как вы понимаете, в синхронных по времени Германии (кстати, я не понял, откуда в вашей реплике возникли США) или Японии проблем тоже не было.
Что там было у чехов или поляков из «посконного» фэнтези по состоянию на 1990, если даже у Сапека в этом году был готов только первый рассказ из ведьмачьего цикла? Теперь у них есть вполне себе сложившиеся национальные школы фэнтези с авторами уровня Вегнера или Яцека Дукая, в то время как «у нас» по итогам Перестройки уцелели лишь персонажи вроде Лукьяненко и Перумова с их поточными пересказа Doom'а, Master of Orion'а и HMM своими словами.
Кстати сказать, у меня есть по крайней мере двое старших знакомых, бывших стопроцентными патентованными гиками по состоянию на 1992. Если нужно, я могу опросить их на тему бытия гиком во время Перестройки.
Хмм, а ведь прикольная идея эта ваша ролевая инспекция. Если бы условная движуха с таким названием ходила по существующим клубам, а потом публиковала впечатления от увиденного, это могло бы получиться как минимум интересным.
собственной гик-культуры изначально был, мягко говоря, недобор.
А это не имеет никакого значения, потому что после того, как наступила Perestroika, она все равно не смогла бы сохраниться. Достаточно сравнить то, как мои родители покупали мне книги в 1991 (без обсуждения почти все, на что я показывал пальцем, включая то, что мне было явно не по возрасту, типа вырастет — прочтет) и как в 1995 (три книжки из серии «Замок чудес» как Очень Крутой Подарок по итогам окончания учебного года). А если бы я в то время попросил у них настолку или хотя бы комикс, они меня просто не поняли бы. Согласитесь, невозможно быть гиком при наличии полного отсутствия доступа к материальным предметам субкультуры и доступу к информации на уровне нескольких художественных книг из дешевской серии в год.
Интернет тоже, но не только. ИМХО, для того, чтобы взлетело что-то подобное японской или немецкой традиции, нужны как минимум 2 вещи: во-первых, хотя бы десятилетие независимого развития, чтобы успела сложиться фанатская база, достаточная для того, чтобы обеспечить окупаемость производства околоролевой продукции; во-вторых, общество с достаточно высоким уровнем жизни и без кризисов, в котором подростки и молодежь могут позволить себе такое хобби, причем прежде всего в чисто финансовом отношении.
В период Perestroika российская молодежь, не говоря уже о подростках, в принципе не потянула бы системно покупать околоролевую продукцию, и это погубило проекты вроде «Заколдованной страны» на корню. В нулевые, когда уровень жизни и ее стабильность™ хоть минимально выросли, уже имелся не только интернет, но и понимание того, что кривой любительский перевод почти любой книги Мира Тьмы плюс незначительная доля собственных домыслов кроют «Эру Водолея» от отечественного производителя как бык овцу (просто потому, что «Эре» в 2001 пришлось начинать с того, с чего WoD начал в 1991, если не раньше с учетом предшествующего опыта разработчиков).
Короче говоря, лично я полагаю, что в тогдашнем историческом и экономическом контексте пациент был обречен с самого начала, так что воспринимать эту историю как «потрясающий шанс, который мы по недомыслию упустили» несколько неконструктивно. Получается очередная альтисторическая ересь уровня «а вот если бы я мог попасть в мезозой и все там исправить, мир был бы лучше».
Скорее альтернативная эволюционная линия, как сумчатые в Австралии и «южные копытные» в Южной Америке. Клево, что такие вещи, как японская или, например, немецкая школа НРИ существуют в принципе.
Ни малейшего. ИМХО, у России был бы шанс «на это», если бы Perestroika не угробила нарождающуюся «советскую школу НРИ» с «Заколдованной страной», а в начале 10х пить боржоми было уже поздно.
Как мне кажется, во-первых, баланс не нужен; во-вторых, если нужен баланс, то не нужны полурослики; в-третьих, если вам жОстко нужно и то, и другое, просто переделайте их во что то более адекватное достоверности мира. Примеров полно: те же кендеры, кануки Уильямса, или даже бушмены, пигмеи и негрито ИРЛ
Как мне кажется, «правдоподобное утверждение» суть такое, которому ты можешь поверить без проверки на основании своего жизненного опыта. Только это вообще ни о чем, потому что опыт может быть неверным, ограниченным или даже сфальсифицированным (люди часто редактируют свои воспоминания до полной потери ими связи с реальностью). Собственно, отсюда и вытекает ситуация «реальность нереалистична». Более того, под 3/4 хрестоматийных исторических сюжетов абсолютно неправдоподобны с точки зрения бытового опыта.
«Достоверное утверждение» суть такое, которое не содержит внутренних противоречий. Если в мире есть орлы, способные долететь до Мордора, и при этом тебе приходится тащить кольцо в этот Мордор пешком, то автору (или ведущему) следует припасти хороший обоснуй того, почему тебе нельзя полететь на орлах, или эта ситуация не будет достоверной. И да, достоверность мира действительно способствует подавлению недоверия.
Что же касается «реалистичности», то мне кажется, что это просто ярлык, который разные люди лепят на самые разные вещи.
Надо однозначно. Как минимум любопытно будет посмотреть, что еще интересного мы упустили. Как максимум я бы сам хотел поводить по вашей Башне парочку знакомых.
Проверил первичные данные по ссылкам и убедился, что они не сфальсифицированы (по крайней мере насколько я могу судить). Затем проверил, чтобы вывод следовали из данных, а не из хотелок автора. Затем убедился, что они бьются с моим собственным опытом.
Ога, проблемы по состоянию на 93 год. В итоге в Восточной Европе фэнтези таки есть, а вот в российских Серых Горах золота по прежнему нет.
Кроме того, подтянулись бы переводные тексты — в частности, в той же серии «Замок чудес» вышли, например, «Хроники Прайдена» Ллойда Александера (на которые мне, за вычетом первой книги, родители денег так и не нашли) — с которыми, как вы понимаете, в синхронных по времени Германии (кстати, я не понял, откуда в вашей реплике возникли США) или Японии проблем тоже не было.
Что там было у чехов или поляков из «посконного» фэнтези по состоянию на 1990, если даже у Сапека в этом году был готов только первый рассказ из ведьмачьего цикла? Теперь у них есть вполне себе сложившиеся национальные школы фэнтези с авторами уровня Вегнера или Яцека Дукая, в то время как «у нас» по итогам Перестройки уцелели лишь персонажи вроде Лукьяненко и Перумова с их поточными пересказа Doom'а, Master of Orion'а и HMM своими словами.
В период Perestroika российская молодежь, не говоря уже о подростках, в принципе не потянула бы системно покупать околоролевую продукцию, и это погубило проекты вроде «Заколдованной страны» на корню. В нулевые, когда уровень жизни и ее стабильность™ хоть минимально выросли, уже имелся не только интернет, но и понимание того, что кривой любительский перевод почти любой книги Мира Тьмы плюс незначительная доля собственных домыслов кроют «Эру Водолея» от отечественного производителя как бык овцу (просто потому, что «Эре» в 2001 пришлось начинать с того, с чего WoD начал в 1991, если не раньше с учетом предшествующего опыта разработчиков).
Короче говоря, лично я полагаю, что в тогдашнем историческом и экономическом контексте пациент был обречен с самого начала, так что воспринимать эту историю как «потрясающий шанс, который мы по недомыслию упустили» несколько неконструктивно. Получается очередная альтисторическая ересь уровня «а вот если бы я мог попасть в мезозой и все там исправить, мир был бы лучше».
«Достоверное утверждение» суть такое, которое не содержит внутренних противоречий. Если в мире есть орлы, способные долететь до Мордора, и при этом тебе приходится тащить кольцо в этот Мордор пешком, то автору (или ведущему) следует припасти хороший обоснуй того, почему тебе нельзя полететь на орлах, или эта ситуация не будет достоверной. И да, достоверность мира действительно способствует подавлению недоверия.
Что же касается «реалистичности», то мне кажется, что это просто ярлык, который разные люди лепят на самые разные вещи.