Достоверность, правдоподобие, реалистичность



«Достоверность – это пересечение не двух, а трех областей. Это круг знаний автора, круг знаний читателя (критика) – и комплекс художественных задач, которые ставил автор при работе над книгой. О последнем факторе забывают и его не учитывают. А ведь это разница, скажем, между бытовой фотографией, художественной фотографией и живописной картиной.»

Г.Л.Олди, «Верю — не верю, или достоверность как ее нет»



Правдоподобный — буквально: «подобный правде».

Достоверный — буквально — «достойный доверия».

Вот ты смотришь на мир и говоришь «верю!» или «не верю!». А еще смотришь и говоришь «похоже на правду» или «вывсёврёти!».

А реалистичный мир или нереалистичный — это вообще побоку :) Это вообще третья ось, это к заклёпочникам.

Я могу представить миры, располагающиеся по всем восьми квадрантам этой координатной системы. Только примеры мне приводить лень. Думать надо, тексты писать, картинки искать, а у меня лапки.

Пускай это остается пока как заготовка истории, лады?

5 комментариев

avatar
Я использую эти термины таким образом:
Достоверный — это помогающий подавлению недоверия игрока, то есть в который игроку легко поверить. В недостоверной ситуации возникают проблемы с подавлением недоверия и с общим воображаемым пространством.
Правдоподобный — это соответствующий знаниям, представлениям и ожиданиям персонажа. В неправдоподобной ситуации может быть трудно (но, возможно, интересно) персонажа отыгрывать, то есть принимать за него решения.
А реалистичный — это соответствующий представлениям игрока о нашей реальности, для игры по вымышленным мирам признак малозначимый. Хотя реалистичность до определенной степени способствует достоверности.

Если мы играем в детектив по реальному миру без магии, и из могил начали лезть мертвяки, это нереалистично, неправдоподобно и недостоверно. Если мы играем в ужасы по нашему миру с тайной для персонажей магией, то лезущие из могил мертвяки нереалистичны и неправдоподобны, но достоверны. А если мы играем в фэнтези за некромантов, то мертвяки все еще нереалистичны, но правдоподобны и достоверны.
avatar
Уточню, что это все-таки не переключатель, а шкала, просто с порогом. И вот интересно, где располагается этот самый порог, и как им управлять. Поэтому примеры как раз тут бы были полезны как наглядный материал.
avatar
Мой жизненный опыт говорит, что разговоры подобного сорта начинаются тогда, когда появляются проблемы с контролем (по большей части у игроков).
avatar
Есть на эту тему прекрасная цитата Марка Твена:
“The only difference between reality and fiction is that fiction needs to be credible.”
,
которая раскрывает тему полностью.
avatar
Как мне кажется, «правдоподобное утверждение» суть такое, которому ты можешь поверить без проверки на основании своего жизненного опыта. Только это вообще ни о чем, потому что опыт может быть неверным, ограниченным или даже сфальсифицированным (люди часто редактируют свои воспоминания до полной потери ими связи с реальностью). Собственно, отсюда и вытекает ситуация «реальность нереалистична». Более того, под 3/4 хрестоматийных исторических сюжетов абсолютно неправдоподобны с точки зрения бытового опыта.

«Достоверное утверждение» суть такое, которое не содержит внутренних противоречий. Если в мире есть орлы, способные долететь до Мордора, и при этом тебе приходится тащить кольцо в этот Мордор пешком, то автору (или ведущему) следует припасти хороший обоснуй того, почему тебе нельзя полететь на орлах, или эта ситуация не будет достоверной. И да, достоверность мира действительно способствует подавлению недоверия.

Что же касается «реалистичности», то мне кажется, что это просто ярлык, который разные люди лепят на самые разные вещи.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.