Грамотное подражание и есть отдельный жанр. Да, подражание, да, отдельное — но чему-то конкретному.
Есть узнаваемый арабский стиль, а есть европейский «ориентализм» (Верещагин). Есть хорошо документированные античные и средневековые древности, а есть жанр «архитектурного каприза», когда подобные какбыдревности строятся при закладке шато или парка. Построили парк, поместье, а в глубине какая-нибудь «Башня Уимполов», а то и целое святилище (Шато д’Эрменонвиль) «обнаружилось». Удобно. А Рим, Рим-то? «Ничего не понимаю, нафига древние римляне всё строили в стиле сталинского ампира?».
Есть, в конце концов, «советский рок» и «русский рэп». Которые достаточно сложно перепутать с роком и рэпом соответственно, несмотря на общие мотивы.
Так что одно другому не мешает — явно угадываемая стилистика и оригинальность подражания как жанра.
Моё ИМХО, «принадлежность» саги определяется всё-таки стилистикой, а не только и не столько действущими лицами. Например фильмы из жанра «клюква» — стопроцентная американщина, несмотря на то что действие происходит в России. А вот «ТББ» Стругацких обладает типичной европейской атмосферой даже несмотря на явные японизмы.
Или, скажем, «викторианский детектив» можно развернуть хоть в каменном веке, хоть на космической станции — ибо тот остаётся «викторианским», до тех пор пока соблюдается главное правило — о том что «убийца-дворецкий» или ещё какой внебрачный сын, а вовсе не проходивший мимо маньяк, который вот просто так по приколу замочил несчастную жертву.
Так что если с этой колокольни судить, Толкиен — подражание в большей степени германским сагам. Именно по стилистике, по почетному месту батальных сцен, по самим поднимаемым проблемам и постановке сюжета.
Для справки: как житель Сибири, который тут родился и вырос, я носителя идеи «сибирского сепаратизма» вживую видел ровно один раз в жизни — в количестве одной (1) особи. За все 33 пока ещё годика. Остальные «сибирские сепаратисты» встечались мне преимущественно в интернетах и на проверку оказывались не только не сибиряками, но порой зачастую даже не гражданами России.
Ну а что о славянском фентези… ой, это моё любимое. Знание (славяне) у жителя славянского государства — это тот самый «отрицательный» навык, который ниже нуля. Потому что в отличие от табула раса, славянин свою историю «знает» — в виде достаточно упоротой школьной программы, которую ему заколачивали в череп кувалдой школьного психологического прессинга: ох ты гой еси, местное Слово о полку Игореве, всё это покрыто осколками националистического мифа эпохи нац.строительства, и обильно посыпано окриками учителя и двойками. При том двойками глубоко несправедливыми. Представьте себе, что вам «влепили» двояк не за незнание географии или неумение оказать первую помощь, а за вкось прочитанного «Гарри Поттера» — а именно за неспособность поимённо назвать братьев Уизли. Вот литература и древняя история в целом недалеко ушла от такой ситуации.
В результате у славянина (впрочем, как в Чехии или Сербии дела с этим делом обстоят, не знаю, а вот Украина, Польша, Белоруссия — немного в курсе, сопоставить могу) на месте «славяники» стоит заглушка. На которой написано «ОЙ ФСЁ!». В результате персонаж совершенно искрнее считает, что про славян он «знает», при том знает до такой степени, что уже тошнит (при том по части «тошнит» — правда. Спасибо «литературщице» Марьиванне и не очень-то расторопным учителям истории). Но когда начинаешь рассказывать ему про про сербских здухачей и культ драконов на Балканах, явственно виден разрыв шаблона. А уж если грамотно преподнести гипотезы о русском каганате, наброски про некую страну Ойум как гипотетического прапредка славян, про Биармию, про проекции Адреса Стриннгольма викингских саг на реальную карту (у нас тут вообще-то Йотунхейм должен располагаться), то будет что-то с чем-то — в хорошем смысле.
Так что — заглянуть за Урал — это, конечно, хорошо, но для начала бы то, что есть освоить.
Если бы не отдельные обороты, я бы поставил плюс. :) А так могу согласиться только с содержанием, а не с формой.
То, что «политика» есть в нашем мире,
то, что от неё не уйдёшь,
то, что она влияет в том числе и на творчество…
… ещё не означает что таковую НАДО обсуждать при первой же возможости.
У меня давным-давно была мечта о киберпанковском Новосибирске. Правда это было ну ОЧЕНЬ давно, ещё в университете. И я всё её откладывал в долгий ящик. И дооткладывался до того, что когда о ней наконец-то вспомнил, то обнаружил что и я стал другой, и мир, и партия, и вообще. И что я уже просто не напишу того, что хотел написать ТОГДА.
Поэтому мой совет всем кто это читает: пока пишется — пишите. Не знаете в какой сеттинг подоткнуть? Пишите в блокнотик.
Прошу понять меня правильно — подразумевается отсутствие не в сторону благорастворения воздухов (и квестов вроде «вернуть в библиотеку не сданные книжки»), а в прямо противоположную.
Не прижились бандиты. Были, да сплыли. Слишком они «травоядные» для такого мира оказались. По крайней мере, бандиты привычные нам по сеттингу чернухи, которые больше «мастера разговорного жанра», чем боевики.
В первую очередь по причине сокращения «кормовой базы» и наличия более опасных конкурентов. Так что типичному «спортсмену» просто подняться некуда.
В центре города не побалуешь — там корпорации и СБ. Городки без корпораций? Там «милиции» (дружинники с дробовиком и командиром-полицейским), сформированные ещё в смутное время№ на совсем стратегических местах (вроде НИИ ксенологических исследований на месте пространственного разрыва) ещё и армейские части. На окраине — так там у каждого второго-третьего ствол, ибо периметр безопасности. За городом… ну если человек настолько отморозок, чтобы жить и работать за «периметром безопасности», то к нему лучше вообще не лезть.
Работяг трясти бессмысленно, маги-волшебники и прочие Кашпировские — всамделишные кастеры через одного, в «свободных городах» (политкорректный термин для территорий, где пока не могут навести порядок) рулят либо корпорации, либо сектанты-отморозки, либо что-то вроде полевых командиров, типичный гопник-качок там разве что на полунелегальной шахте в качестве «добровольно-принудительного» шахтёра карьеру сделает.
Контрабанда? Тут профессионалы рулят, и, как правило, совсем уж отбитые. Западная граница — там не забалуешь: СБшники корп лютуют, тамошняя контрабанда — это кого надо контрабанда; восточная — якудза (читай, та же СБ, но уже понятно каких корп), южная — ну там вообще всё плохо.
Dekkai пока что существует в виде заглушки, википедийного «стаба» на будущее.
Но в остальном вы всё правильно поняли: «Биг дата» именно по меркам крошечного информационного мира. А именно — медицинские базы данных, базы данных правительственных «учёток» и тому подобные вещи. При этом идущие на достаточно «скромном» по нашим меркам железе. Грубо говоря, в Dekkai работают люди, которые монументальное четверокнижие Дональда Кнута не просто «знают», они ещё и улучшили бы таковое примерами из практики.
Что касается вычислений и запросов в органы — о, на этот счёт у меня были ряд набросков, но
1. Таковые более завязаны на технологический уклад
2. Таковые были завязаны на конкретную страну.
Иными словами, суть в том, что никакого единого реестра данных нет, есть большие, но разрозненные. И именно в это и предполагается играть.
Грубо говоря, я себе это представляю так:
Я даю мастеру информацию о примерных базах и степени их открытости, а так же о том, что там лежит. Ну например, в условных киношных США это
а) «общегражданская» информация — ИНН, страховое
б) «полицейская» база данных — Долги, штрафы, висяки, сроки.
в) «медицинская» база данных — аллергия, прививки, хронические заболевания.
Соответственно, у каждой базы есть степень открытости: «общегражданскую» продвинутые спецы ходят как к себе домой, в «полицейскую» доступ даётся только частным детективам и СБ крупных корпораций, а в «медицинскую» получить легальный доступ не будучи врачом, крайне сложно.
Ну а дальше мы определяем на сколько хватит денег и «скиллов» у наших персонажей и готовим мини-приключения.
При том особая мякотка в том, что на территории БСССР (напомню, что Россия в BT80 изображена плюс-минус так, как её показывали ну в той же «полицейской академии», разве что без особо дурной клюквы: то есть это на 70% едва пережившая местную «перестройку» Российская Федерация (без) особых бандюков и Ельцина (ибо приключенец-friendly мир), а на 30% — это скорее NeoSoviet с генералами, буквально вчера снявшими военное положение, вездесущими вьетнамцами как аналогом чайнатаунов и прочим позднесоветским смаком вроде клонов Спектрума и классов с ЯМАХА-КУВТ) «это не баг, это фича». А именно — что я охраняю, то я и имею. И «бенефиты» отдельной профессии — это ещё и доступ в специальные БД.
Ну например, учительница английского — это не только учительница английского, но ещё и бесплатная подписка на популярные американские «бродкасты», что для обычного гражданина стоит денег.
Ваша знакомая кассирша в кафешке — это ещё и ходячая учётка для доступа во внутрикафешную же БД — и, например, возможность закрывать наряды на обслуживание торгового оборудования. В том числе и в час ночи.
Ваш знакомый психиатр-криминалист — это ещё и подписка на базу данных «тяжелых» маньяков (пусть и отрефирированную) и прочих из ряда вон выходящих случаев; и так далее и так далее и так далее.
БСССР — это тот неловкий случай, когда на какой-нибудь работе могут держать плюющего в потолок бывшего врача или ГАИшника просто потому что он своей мордой может авторизовать доступ в ведомственную БД, так как его учётку не удалили по всеобщему раздолбайству. А часть учёток (вроде «бывших» аспирантов) и не думают удалять, и это тоже приз по жизни.
Так что да — напарник очень понадобится. И не один. Да и обойма знакомых неписей резко приобретает полезность.
Спасибо за вычитку. Так как текст (частично) дублируется в небольшую книжечку (которую я планирую выложить как только будет, собственно, что выкладывать), вычитка очень важна.
«хищные черви размером с электричку глотают шагающие экскаваторы, а потом потеют психоделиками»
Я просто не могу в данном случае НЕ вставить свои парочку шутеечек в духе Греты Тунберг. А именно:
Хватит ломать конденсаторы из-за конденсата! А так же курочить трансформаторы ради содержащегося в них трансформаторного масла.
Буквально сегодня рассказывал про элитный сорт кофе Black Ivory, который, как нетрудно догадаться, «готовят» путем пропускания кофе-зёрен через слона.
Обработка кофейных зёрен в пищеварительном тракте связана с тем, что после попадания в желудок слона его желудочная кислота разрушает белок, заставляющий кофе горчить. В итоге, по мнению дегустаторов, получается мягкий напиток без обычной для кофе горечи.
Лично мне во всей этой истории (как кофеману) больше интересны ощущения слона, нажравшегося, по факту, килограммов кофейных зёрен. В отличие от «Копи Лювак», где бедных зверушек кормят насильно… ну всё же слона насильно не накормишь. Так что думаю, для слона это в целом по приколу и проходит по графе "… а он и не против!".
Проблема минус/тире и правда есть, но я давно её решил путем подстановки двоеточия и пробела. «Стрельба: -8». А так же выделения формул жирным или курсивом.
Как ни странно, тут чисто психологическое восприятие той же D&D, где я часто наталкаивался на барьер вида «очки не вложил — по факту навыка нет». Но это в принципе и правда более мои «тараканы» нежели ещё что-то.
Дать игрокам возможность понизить, например, какой-то навык до -5 и получить 5 очков на прокачку навыков
Да, вполне. Особенно если предполагается что оба навыка игроку нужны, но один всё же нужнее. Скажем такая милая особенность как ОКР может дать плюс к разминированию (просто потому что персонаж на 10 раз подумает прежде чем что-то делать), но минус к умению «самоконтроль».
Или, как вариант, штраф к основному навыку (ибо стресс, руки трясутся), но при этом гораздо более «мягкие» критические промахи — потому что персонаж «подстелил соломку» везде где только можно и нельзя.
Сюда же конфликты философских школ и всё такое.
Это подталкивает игроков создавать гиперспециализированных персов, каждый из которых знает один-два трюка.
Вот поэтому я давно уже склоняюсь к системе с конфликтными характеристиками. Скажем, маленькая сила + полнота = персонажа не воспринимают всерьёз и не станут добивать. Да и обращать в рабство, пожалуй, тоже. И, наоборот, высокий навык запугивания у Любимой Мастерской Неписи = «валим урода наглухо, таких в живых оставлять нельзя».
Низкая харизма может привести к тому, что персонажа толком никто не может запомнить — «серая мышь» каких тысячи, ничем не примечательная, ничем не выделяющаяся. «Ну мужик, ну в куртке… в джинсах».
А ещё лучше изначально конфликтные характеристики вроде суеверия (минус к сопротивлению магии, плюс к идентификации магии же). Но это так, «мечты-мечты».
Вот это тема (сама обожаю градацию успеха), но с отрицательными навыками связи не вижу.
А об этом чуть позднее. Вот прямо сейчас хочу сделать запись о таблицах критических успехов.
Строго говоря это зависит от того как мастер воспользуется данным инструментом. Может вообще никак не пользоваться — и тогда результат будет выглядить типичным (пере)усложнением жизни.
И тут встаёт вопрос: чтобы куда-то прийти необходимо знать, куда мы идём. Что мы, собственно, хотим этим получить?
Попробую ответить на данный вопрос, который я почему-то упустил сразу же (вот она, польза обсуждения!):
1. Прежде всего, уход от бинарной картины мира по части навыков. Или персонаж умеет лазать по веревке или нет. Или он умеет подделывать документы или нет. «Это невозможно — сказала Причина. Это безрассудно — заметил Опыт. Это бесполезно — отрезала Гордость. Попробуй — сказал корейский рандом».
2. Как по мне, это просто золотая жила для жанра постапокалипсиса, который я уже пару раз упомянул. Даже если не скатываться во всякий экстрим. Например, каждый, кто ставил уколы самому себе знает, что нАчать сложно. Ну как это — самого себя иглами колоть, это идёт вразрез со всей прошлой практикой.
3. Тема, о которой я бы хотел поговорить позднее. Если мы опять же уйдём от бинарной картины мира (получилось/не получилось) и построим таблицу степеней успеха/промахов, то отрицательные навыки позволяют внести новые градации. Там, где профессиональный боксёр просто ушибёт руку, непрофессионал получит серьёзную травму. Там, где профессиональный акробат брякнется со всей силы, профан вдобавок к этому получит «ушиб всей бабушки». Непрофессионал рискует сломать взламываемый замок, «уронить» сервер, просто пытаясь просмотреть список файлов и так далее и тому подобное.
Почему в моих играх это имеем смысл? Потому что я не играю против игроков, и стараюсь сделать так, чтобы поворот вида «вы только что заклинили сюжетно важный сейф» вёл бы к переходу на другую, не менее интересную линию отыгрыша, а не означал «ты только что по рандому завалил всю игру». Я вообще за то, что бы трудности были веселым и интересным челленджем, который игру обогащает; а не тупо штрафом к бытовым действиям. Иногда у меня даже получается, как в той истории с выдранным счётчиком.
Иными словами, на мой взгляд, отрицательные характеристики — это лишняя октава на клавиатуре мастера. Которая потенциально расширяет его возможности. Хотя реально многие ею просто не будут пользоваться.
Кстати, пока писал ответы другим участникам, вспомнил ещё один пример того, когда нельзя однозначно вынести штрафы в отдельные недостатки. В том же DSA ранних редакций был ещё и такой «прикол»: все заклинания были навыками, все чисто технически были доступны со старта всем школам, но большинство из них маг кастовать не мог по причине того что те были в глубоких минусах.
Что, на мой взгляд, более чем логично. Адепту школы боевой магии «Всем хана!» тяжело уложить в голове концепции школы целителей-гуманистов «Нюхаем цветочки», и наоборот. Человеку трудно освоить магию эльфов, волшебнику — навыки «чернокнижника» (то есть «деревенского» каста), и тем и другим сложно освоить друидские заклинания, а друид может иметь чуть большую склонность к той же магии эльфов.
То есть выглядит это весьма громоздко, но зато оставляет гораздо меньше вопросов, чем разделение магии по источникам в том же D&D.
Использовать во вред игрокам можно абсолютно любую механику, включая таблицы и генераторы случайного чего-либо. Вот например всё тот же «элаймент». Так что нет, не оскорблял).
На моих играх я обычно избегаю подобного (если это именно то, о чём я подумал), но вообще решается последовательностью проверок.
Скажем, даже самый лучший хирург может быть анестезистом «на троечку», а терапевту вовсе необязательно быть просто хорошим фармацевтом. И если в нашем мире это решается разделением обязаностей двух разных людей (а то и контор), то вот для военного врача, да ещё в мире постапокалипсиса, который должен быть «всё и сразу» — это решает.
Но если брать конкретику:
1. Очень часто прогресс в навыке — это именно такая «борьба с собой». Когда снятие штрафа одним махом будет выглядеть как-то странно.
2. Часто речь идёт не о чём-то плохом, не о каком-то отклонении или явном недостатке (жадные и суеверные гномы), а именно о каких-то внутренних предпочтениях. Когда, например, закукленность в концепции программирования на Бейсике 80х приводит к тому что человека надо сначала отучить лепить везде GOTO и тому подобные конструкции, и только потом учить высокоуровневому программированию. Хотя общие познания, вынесенные в отдельный навык (скажем, «математическая логика») позволят ему обучаться всему этому гораздо быстрее.
То есть две эти механики, на мой взгляд, скорее дополняют друг друга. Когда у человека нет голоса, это недостаток (-5 к исполнению), который просто есть, и от которого трудно избавиться. А вот то, что «Незнайка считал, что петь хорошо значит петь громко» — это уже отрицательный навык.
Какой-то тропический фрукт вроде манго даёт подобный запах. Был одно время в сети «Светофор» такой мультифруктовый сок, который я так ласково и называл в кругу семьи — сок «с кошками».
Есть узнаваемый арабский стиль, а есть европейский «ориентализм» (Верещагин). Есть хорошо документированные античные и средневековые древности, а есть жанр «архитектурного каприза», когда подобные какбыдревности строятся при закладке шато или парка. Построили парк, поместье, а в глубине какая-нибудь «Башня Уимполов», а то и целое святилище (Шато д’Эрменонвиль) «обнаружилось». Удобно. А Рим, Рим-то? «Ничего не понимаю, нафига древние римляне всё строили в стиле сталинского ампира?».
Есть, в конце концов, «советский рок» и «русский рэп». Которые достаточно сложно перепутать с роком и рэпом соответственно, несмотря на общие мотивы.
Так что одно другому не мешает — явно угадываемая стилистика и оригинальность подражания как жанра.
Или, скажем, «викторианский детектив» можно развернуть хоть в каменном веке, хоть на космической станции — ибо тот остаётся «викторианским», до тех пор пока соблюдается главное правило — о том что «убийца-дворецкий» или ещё какой внебрачный сын, а вовсе не проходивший мимо маньяк, который вот просто так по приколу замочил несчастную жертву.
Так что если с этой колокольни судить, Толкиен — подражание в большей степени германским сагам. Именно по стилистике, по почетному месту батальных сцен, по самим поднимаемым проблемам и постановке сюжета.
поройзачастую даже не гражданами России.Ну а что о славянском фентези… ой, это моё любимое. Знание (славяне) у жителя славянского государства — это тот самый «отрицательный» навык, который ниже нуля. Потому что в отличие от табула раса, славянин свою историю «знает» — в виде достаточно упоротой школьной программы, которую ему заколачивали в череп кувалдой школьного психологического прессинга: ох ты гой еси, местное Слово о полку Игореве, всё это покрыто осколками националистического мифа эпохи нац.строительства, и обильно посыпано окриками учителя и двойками. При том двойками глубоко несправедливыми. Представьте себе, что вам «влепили» двояк не за незнание географии или неумение оказать первую помощь, а за вкось прочитанного «Гарри Поттера» — а именно за неспособность поимённо назвать братьев Уизли. Вот литература и древняя история в целом недалеко ушла от такой ситуации.
В результате у славянина (впрочем, как в Чехии или Сербии дела с этим делом обстоят, не знаю, а вот Украина, Польша, Белоруссия — немного в курсе, сопоставить могу) на месте «славяники» стоит заглушка. На которой написано «ОЙ ФСЁ!». В результате персонаж совершенно искрнее считает, что про славян он «знает», при том знает до такой степени, что уже тошнит (при том по части «тошнит» — правда. Спасибо «литературщице» Марьиванне и не очень-то расторопным учителям истории). Но когда начинаешь рассказывать ему про про сербских здухачей и культ драконов на Балканах, явственно виден разрыв шаблона. А уж если грамотно преподнести гипотезы о русском каганате, наброски про некую страну Ойум как гипотетического прапредка славян, про Биармию, про проекции Адреса Стриннгольма викингских саг на реальную карту (у нас тут вообще-то Йотунхейм должен располагаться), то будет что-то с чем-то — в хорошем смысле.
Так что — заглянуть за Урал — это, конечно, хорошо, но для начала бы то, что есть освоить.
То, что «политика» есть в нашем мире,
то, что от неё не уйдёшь,
то, что она влияет в том числе и на творчество…
… ещё не означает что таковую НАДО обсуждать при первой же возможости.
Либидо (точнее, его производные), например, влияет на творческий мир гораздо больше (
«говорю как практик» © Милоновэто я могу заявить как человек, который мечтал стать клиническим психологом и проштудировал на эту тему уйму умных книжек), но я же не осаждаю окружающих постоянными рассказами о своих похождениях, да и к ним с расспросами не лезу. Просто потому что у нас тут «не про это».Поэтому мой совет всем кто это читает: пока пишется — пишите. Не знаете в какой сеттинг подоткнуть? Пишите в блокнотик.
Не прижились бандиты. Были, да сплыли. Слишком они «травоядные» для такого мира оказались. По крайней мере, бандиты привычные нам по сеттингу чернухи, которые больше «мастера разговорного жанра», чем боевики.
В первую очередь по причине сокращения «кормовой базы» и наличия более опасных конкурентов. Так что типичному «спортсмену» просто подняться некуда.
В центре города не побалуешь — там корпорации и СБ. Городки без корпораций? Там «милиции» (дружинники с дробовиком и командиром-полицейским), сформированные ещё в смутное время№ на совсем стратегических местах (вроде НИИ ксенологических исследований на месте пространственного разрыва) ещё и армейские части. На окраине — так там у каждого второго-третьего ствол, ибо периметр безопасности. За городом… ну если человек настолько отморозок, чтобы жить и работать за «периметром безопасности», то к нему лучше вообще не лезть.
Работяг трясти бессмысленно, маги-волшебники и прочие Кашпировские — всамделишные кастеры через одного, в «свободных городах» (политкорректный термин для территорий, где пока не могут навести порядок) рулят либо корпорации, либо сектанты-отморозки, либо что-то вроде полевых командиров, типичный гопник-качок там разве что на полунелегальной шахте в качестве «добровольно-принудительного» шахтёра карьеру сделает.
Контрабанда? Тут профессионалы рулят, и, как правило, совсем уж отбитые. Западная граница — там не забалуешь: СБшники корп лютуют, тамошняя контрабанда — это кого надо контрабанда; восточная — якудза (читай, та же СБ, но уже понятно каких корп), южная — ну там вообще всё плохо.
PS: Ну а Ельцин — другой таймлайн, другие люди.
Но в остальном вы всё правильно поняли: «Биг дата» именно по меркам крошечного информационного мира. А именно — медицинские базы данных, базы данных правительственных «учёток» и тому подобные вещи. При этом идущие на достаточно «скромном» по нашим меркам железе. Грубо говоря, в Dekkai работают люди, которые монументальное четверокнижие Дональда Кнута не просто «знают», они ещё и улучшили бы таковое примерами из практики.
Что касается вычислений и запросов в органы — о, на этот счёт у меня были ряд набросков, но
1. Таковые более завязаны на технологический уклад
2. Таковые были завязаны на конкретную страну.
Иными словами, суть в том, что никакого единого реестра данных нет, есть большие, но разрозненные. И именно в это и предполагается играть.
Грубо говоря, я себе это представляю так:
Я даю мастеру информацию о примерных базах и степени их открытости, а так же о том, что там лежит. Ну например, в условных киношных США это
а) «общегражданская» информация — ИНН, страховое
б) «полицейская» база данных — Долги, штрафы, висяки, сроки.
в) «медицинская» база данных — аллергия, прививки, хронические заболевания.
Соответственно, у каждой базы есть степень открытости: «общегражданскую» продвинутые спецы ходят как к себе домой, в «полицейскую» доступ даётся только частным детективам и СБ крупных корпораций, а в «медицинскую» получить легальный доступ не будучи врачом, крайне сложно.
Ну а дальше мы определяем на сколько хватит денег и «скиллов» у наших персонажей и готовим мини-приключения.
При том особая мякотка в том, что на территории БСССР (напомню, что Россия в BT80 изображена плюс-минус так, как её показывали ну в той же «полицейской академии», разве что без особо дурной клюквы: то есть это на 70% едва пережившая местную «перестройку» Российская Федерация (без) особых бандюков и Ельцина (ибо приключенец-friendly мир), а на 30% — это скорее NeoSoviet с генералами, буквально вчера снявшими военное положение, вездесущими вьетнамцами как аналогом чайнатаунов и прочим позднесоветским смаком вроде клонов Спектрума и классов с ЯМАХА-КУВТ) «это не баг, это фича». А именно — что я охраняю, то я и имею. И «бенефиты» отдельной профессии — это ещё и доступ в специальные БД.
Ну например, учительница английского — это не только учительница английского, но ещё и бесплатная подписка на популярные американские «бродкасты», что для обычного гражданина стоит денег.
Ваша знакомая кассирша в кафешке — это ещё и ходячая учётка для доступа во внутрикафешную же БД — и, например, возможность закрывать наряды на обслуживание торгового оборудования. В том числе и в час ночи.
Ваш знакомый психиатр-криминалист — это ещё и подписка на базу данных «тяжелых» маньяков (пусть и отрефирированную) и прочих из ряда вон выходящих случаев; и так далее и так далее и так далее.
БСССР — это тот неловкий случай, когда на какой-нибудь работе могут держать плюющего в потолок бывшего врача или ГАИшника просто потому что он своей мордой может авторизовать доступ в ведомственную БД, так как его учётку не удалили по всеобщему раздолбайству. А часть учёток (вроде «бывших» аспирантов) и не думают удалять, и это тоже приз по жизни.
Так что да — напарник очень понадобится. И не один. Да и обойма знакомых неписей резко приобретает полезность.
Хватит ломать конденсаторы из-за конденсата! А так же курочить трансформаторы ради содержащегося в них трансформаторного масла.
Обработка кофейных зёрен в пищеварительном тракте связана с тем, что после попадания в желудок слона его желудочная кислота разрушает белок, заставляющий кофе горчить. В итоге, по мнению дегустаторов, получается мягкий напиток без обычной для кофе горечи.
Лично мне во всей этой истории (как кофеману) больше интересны ощущения слона, нажравшегося, по факту, килограммов кофейных зёрен. В отличие от «Копи Лювак», где бедных зверушек кормят насильно… ну всё же слона насильно не накормишь. Так что думаю, для слона это в целом по приколу и проходит по графе "… а он и не против!".
Да, вполне. Особенно если предполагается что оба навыка игроку нужны, но один всё же нужнее. Скажем такая милая особенность как ОКР может дать плюс к разминированию (просто потому что персонаж на 10 раз подумает прежде чем что-то делать), но минус к умению «самоконтроль».
Или, как вариант, штраф к основному навыку (ибо стресс, руки трясутся), но при этом гораздо более «мягкие» критические промахи — потому что персонаж «подстелил соломку» везде где только можно и нельзя.
Сюда же конфликты философских школ и всё такое.
Вот поэтому я давно уже склоняюсь к системе с конфликтными характеристиками. Скажем, маленькая сила + полнота = персонажа не воспринимают всерьёз и не станут добивать. Да и обращать в рабство, пожалуй, тоже. И, наоборот, высокий навык запугивания у Любимой Мастерской Неписи = «валим урода наглухо, таких в живых оставлять нельзя».
Низкая харизма может привести к тому, что персонажа толком никто не может запомнить — «серая мышь» каких тысячи, ничем не примечательная, ничем не выделяющаяся. «Ну мужик, ну в куртке… в джинсах».
А ещё лучше изначально конфликтные характеристики вроде суеверия (минус к сопротивлению магии, плюс к идентификации магии же). Но это так, «мечты-мечты».
А об этом чуть позднее. Вот прямо сейчас хочу сделать запись о таблицах критических успехов.
UPD: таки "раскрыл тему".
И тут встаёт вопрос: чтобы куда-то прийти необходимо знать, куда мы идём. Что мы, собственно, хотим этим получить?
Попробую ответить на данный вопрос, который я почему-то упустил сразу же (вот она, польза обсуждения!):
1. Прежде всего, уход от бинарной картины мира по части навыков. Или персонаж умеет лазать по веревке или нет. Или он умеет подделывать документы или нет. «Это невозможно — сказала Причина. Это безрассудно — заметил Опыт. Это бесполезно — отрезала Гордость. Попробуй — сказал корейский рандом».
2. Как по мне, это просто золотая жила для жанра постапокалипсиса, который я уже пару раз упомянул. Даже если не скатываться во всякий экстрим. Например, каждый, кто ставил уколы самому себе знает, что нАчать сложно. Ну как это — самого себя иглами колоть, это идёт вразрез со всей прошлой практикой.
3. Тема, о которой я бы хотел поговорить позднее. Если мы опять же уйдём от бинарной картины мира (получилось/не получилось) и построим таблицу степеней успеха/промахов, то отрицательные навыки позволяют внести новые градации. Там, где профессиональный боксёр просто ушибёт руку, непрофессионал получит серьёзную травму. Там, где профессиональный акробат брякнется со всей силы, профан вдобавок к этому получит «ушиб всей бабушки». Непрофессионал рискует сломать взламываемый замок, «уронить» сервер, просто пытаясь просмотреть список файлов и так далее и тому подобное.
Почему в моих играх это имеем смысл? Потому что я не играю против игроков, и стараюсь сделать так, чтобы поворот вида «вы только что заклинили сюжетно важный сейф» вёл бы к переходу на другую, не менее интересную линию отыгрыша, а не означал «ты только что по рандому завалил всю игру». Я вообще за то, что бы трудности были веселым и интересным челленджем, который игру обогащает; а не тупо штрафом к бытовым действиям. Иногда у меня даже получается, как в той истории с выдранным счётчиком.
Иными словами, на мой взгляд, отрицательные характеристики — это лишняя октава на клавиатуре мастера. Которая потенциально расширяет его возможности. Хотя реально многие ею просто не будут пользоваться.
Что, на мой взгляд, более чем логично. Адепту школы боевой магии «Всем хана!» тяжело уложить в голове концепции школы целителей-гуманистов «Нюхаем цветочки», и наоборот. Человеку трудно освоить магию эльфов, волшебнику — навыки «чернокнижника» (то есть «деревенского» каста), и тем и другим сложно освоить друидские заклинания, а друид может иметь чуть большую склонность к той же магии эльфов.
То есть выглядит это весьма громоздко, но зато оставляет гораздо меньше вопросов, чем разделение магии по источникам в том же D&D.
Скажем, даже самый лучший хирург может быть анестезистом «на троечку», а терапевту вовсе необязательно быть просто хорошим фармацевтом. И если в нашем мире это решается разделением обязаностей двух разных людей (а то и контор), то вот для военного врача, да ещё в мире постапокалипсиса, который должен быть «всё и сразу» — это решает.
Но если брать конкретику:
1. Очень часто прогресс в навыке — это именно такая «борьба с собой». Когда снятие штрафа одним махом будет выглядеть как-то странно.
2. Часто речь идёт не о чём-то плохом, не о каком-то отклонении или явном недостатке (жадные и суеверные гномы), а именно о каких-то внутренних предпочтениях. Когда, например, закукленность в концепции программирования на Бейсике 80х приводит к тому что человека надо сначала отучить лепить везде GOTO и тому подобные конструкции, и только потом учить высокоуровневому программированию. Хотя общие познания, вынесенные в отдельный навык (скажем, «математическая логика») позволят ему обучаться всему этому гораздо быстрее.
То есть две эти механики, на мой взгляд, скорее дополняют друг друга. Когда у человека нет голоса, это недостаток (-5 к исполнению), который просто есть, и от которого трудно избавиться. А вот то, что «Незнайка считал, что петь хорошо значит петь громко» — это уже отрицательный навык.