Размышлизмы о славянском фентези
Иногда я думаю написать систему под славянское фентези. Ладно – не систему, а хак, по ДнД5 или PbtA там. Но каждый раз я спотыкаюсь об одно: а чем, собственно, славянское фентези особо отличается от дженерика? Ну, будет у нас волшебник волхвом называться, а у дракона будет три головы. И пусть некоторые существа из славянского фольклора будут смотреться вполне интересно (например, кот-баюн, зачаровывающий пением, или полуденница), но не настолько, чтобы ваять ради них отдельный хак.
Другое дело ориентальное фентези. Китай, Япония и прочая дальневосточная компания породили свою оригинальную религию и философию: уся запихнуть в европейские палестины затруднительно, не говоря уже о сянся с его концепцией становления смертного небожителем через совершенствование духа (читай – овладение магией). Арабское фентези ближе к дженерику, но всё равно бескрайние пустыни, культура бедуинов и прочие джинны выглядят свежее и необычее, чем полуденница в паре с русалкой. Африка, ацтеки, Индия – это тоже способно взять экзотикой, а славяне попадают в неприятное промежуточное положение: экзотики особо нет*, какой-то необычной философии или общественного устройства, способного привлечь к сеттингу, тоже нет.
* Ну, для нас. Иностранцам страна, заваленная снегом, с пьяными берсерками и медведями вполне заходит. Но для нас это слишком клюква и напоминает скорее Скандинавию, чем собственно Россию.
А ещё такая штука, что большая часть славян таки европейцы. Мы, русские, привыкли смотреть со своей колокольни, а между тем почитайте Сапковского. Не «Ведьмака», а «Божьи войны», историческая мистика про гуситские войны. Теремов, бояр и богатырей там не увидим, а вот рыцарей, учёных и ангелов – вполне. Такова большая часть славян: они отличаются от европейцев куда меньше, чем от русских. Увы, культурно и политически славяне раздроблены; я не знаток истории, но, кажется, так было почти всё время. Мечта Кирилла и Мефодия с помощью азбуки объединить славян с треском провалилась.
Так что выходит, что, говоря о славянском фентези, русский будет держать в голове богатырей-русалок-волхвов, а не здухачей с паном Твардовским, и не Прагу с големом. То есть славянское фентези, как и самих славян, нужно делить на восточнославянское, западнославянское и южнославянское… Но для рекламного лозунга не сгодится, слишком длинно, замудрёно и рядовой потребитель не поймёт. И если у «западнославянского фентези» имеется лицо в виде «Ведьмака», то о культуре южных славян обывателю известно мало, на уровне «у них были Кирилл с Мефодием, потом они были под турками, а потом Югославия распалась» (я утрирую, но мне вот известно лишь немногим больше).
Парадокс: сделай фентези по истории и фольклору той же Чехии, и для русского оно будет ощущаться… Недостаточно славянским. Недостаточно своим. Чужеродным. Потому что русские будут смотреть на себя как на некий образец славян. Не со зла – просто по привычке. А другие славяне выбесятся и скажут, что русские вообще чужаки и к славянству примазались (как мне доказывает сейчас в реддите один фанат соседней страны). И начнётся политсрач, бессмысленный и беспощадный.
Поэтому признаемся честно – говоря о славянском фентези, мы подразумеваем фентези восточно-славянское. У Лукоморья дуб зелёный, русалка на ветвях сидит, тиха украинская ночь но сало надо перепрятать, и так далее.
Другой вопрос – зачем оно нам?
Чтобы догнать и перегнать Толкиена? Это невозможно хотя бы потому, что там где профессор собирал из кусочков легенд собственного жизненного опыта свой выдуманный мир, наши «профессора» рассказывают про «Великую Татарию-Гиперборею» как про что-то реальное, сдабривая это ударной дозой «а официальная история фсё врёт». Так что даже если кто-то создаст «русское Средиземье», то будет это выглядеть как компиляция Асова и сценариев для Рен-ТВ.
Что бы грабить данжи в родных и знакомых декорациях? Это можно и даже не очень трудно. Славянское фентези первого уровня: колдунья Василиса (пакт глубин с Водяным), жрица Мораны Агафья (домен смерти), богатырь Серафим (паладин, клятва доблести) и гусляр Иванушка (бард коллегии знаний) отправляются в Лихой Лес узнать, почему тутошний леший в последнее время разбушевался… Я б в такое поиграла, но есть опасность, что игра скатится сначала в хиханьки, а потом в кринж: вся эта сказочная Русь ассоциируется у нас прежде всего с детскими мультиками про богатырей, а не с эпическими приключениями Ильи Муромца (да и ничего особо эпического там не было, прямо скажем, никакого спасения мира).
Можно копать глубже. В сторону нашего русского менталитета. К сожалению, менталитет этот весьма депрессивен, учитывая, какие книги у нас входят в золотой фонд классики. Именно поэтому «Ведьмак» остаётся иконой славянского фентези, хоть там восточной славянщины маловато (в игре больше): её отсутствие компенсируется чернухой и тоской. Сказка мертва, благородства ты не встретишь, доспехи рыцарей проржавели, начинается кровавая война, и остаётся только трахаться со своей зазнобой, с которой вы то сбегаетесь, то разбегаетесь, на спине чучела единорога. То есть берём восточно-славянский фольклор и ваяем что-то низкомагичное, умеренно чернушное, желательно с высокой смертностью, и получаем славяник фентези второго уровня, которое не вызывает ассоциации с детскими мультками. Славянское фентези. Такой сеттинг уже есть – «Тёмные болота» по PbtA. К сожалению, я по нему не играла и вряд ли сыграю: на мой вкус он слишком перегружен ходами и правилами. Кажется попыткой скрестить PbtA и OSR. И это при том что я высоко оцениваю атмосферу этого сеттинга.
А можно копать в сторону, в которую пока не копает никто (или почти никто).
Ведь Россия – это не только славяне. Это более 190 других народов. Большая часть этих народов – тюрки, начиная от татар и заканчивая якутами. Тот факт, что Россия, когда-то бывшая улусом Золотой Орды, сейчас включает изрядную часть земель этой Орды, восхитительно ироничен. То, что наших эпических героев зовут «богатырями» – слово тюркское – иронично вдвойне. А от тюрков ниточка тянется к… Сибири. Что меня раздражает, так это то как плохо Сибирь представлена в фентези. Вот в «Сказках старой Руси» (сеттинг с отличными иллюстрациями, но, на мой вкус, построенный по слишком традиционным лекалам) не придумали ничего лучше, чем населить условную Сибирь хаотично-злобной дикой чудью. А потом удивляются, откуда берётся сибирский сепаратизм, да… В этом плане последнее творение нашего кинематографа «Сердце Пармы» – просто глоток свежего воздуха. Пусть и сюжет там скомкан немилосердно и герои раскрыты из рук вон плохо. И тот самый сибирский сепаратизм имеется, хоть, говорят, по сравнению с книгой очень сильно смягчён.
Знаете, где из сеттингов ВНЕЗАПНО представлена Сибирь? Забытые Королевства, Рашеман. «Россия» настолько клюквенная, что русский в ней Россию не узнает. Киевскую Русь Рашеман не напоминает практически ничем.
А кого напоминает?
Вывод? Рашеман – скорее смесь Скандинавии с Сибирью, чем славяне. Пусть авторы, описывая Рашеман, впихивают туда славянскую клюкву (примеры тут).
При этом он, как ни странно, подсказывает нам другое направление, куда может пойти славянское фентези: в Сибирь. В конце концов, сибиряки – это потомки русских (славян), переселившиеся в Сибирь и смешавшиеся с местными, а, значит, фентези про них тоже можно условно считать славянским. Это направление хорошо тем, что фольклор народов Сибири сохранился куда лучше. По древнерусскому прошлось сначала христианство, потом монголо-татары пожаловали в гости и пожгли немало тогдашних культурных центров. Так что если какие-то наши монахи, по примеру ирландских и Снорри Стурлсона, взяли на себя труд записать легенды о богах и героях, то всё это стало пеплом. Сибирские народы были в большинстве своём бесписьменными, но от советской власти им досталось куда меньше, чем русичам от ордынцев (без обид). Пусть трюки шаманов были объявлены обманом, фольклористы собирали сибирский фольклор со страстью археолога, раскопавшего Трою. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», в которой планировалось 60 томов (вышло чуть больше 30), не даст соврать. Эта «фольклориада» вызывает у меня восхищение, потому что там огромное количество материала, в том числе и оригинальные, не переведённые тексты, и даже иногда ноты музыки, под которые исполнялись эпические сказания. Шаманские традиции тоже тщательно описаны и живы даже по сей день.
Так что почему славяник фентези не хочет перейти за Камень (то бишь Урал) – загадка. Наверное, призрак такой штуки, как сибирский сепаратизм, пугает. Потому что эта вещь пострашнее ядерной войны: Россия без Сибири и её ресурсов – ноль без палочки. В некотором роде, именно она – сердце России (простите, Москва с Питером, но вы скорее мозг). А ещё Сибирь пугает своей громадностью и неизвестностью, в том числе и культуры, причём пугает, думаю, не только жителя европейской части России, но и самих сибиряков. Вот скажите, не заглядывая в википедию, где живут нанайцы? Кто из народов Сибири считал Эрик-хана, владыку подземного мира, вполне положительным персонажем тем, кто дал человеку душу? У кого была письменность с названием (гусары, молчать!) вагиндра? Как называются шаманы у бурятов? Откуда вообще пошло слово «шаман»? Какие племена населяли болота Западной Сибири? Лично я, хоть и старательно зарывалась в книги, половину ответов на эти вопросы забыла просто потому что много информации. А ведь рядышком ещё Казахстан и Монголия, которые культурно связаны с народами Сибири, и у которых свой эпический эпос (монгольский Гэсэр, да, он появился в «Дозорах») и своя культура…
Иначе говоря, тот, кто решил повести славянское фентези по этому пути, должен вооружиться топором, чтобы прорубаться сквозь густой подлесок обилия материала, быть готовым отмахиваться от сибирских националистов (которые не хотят становиться «славянами») с одной стороны, от сторонников «Великой Татарии» – с другой, и постараться быть не забрести в сторону Монголии.
Но именно этот путь, по мне, способен родить русского Толкиена.
Другое дело ориентальное фентези. Китай, Япония и прочая дальневосточная компания породили свою оригинальную религию и философию: уся запихнуть в европейские палестины затруднительно, не говоря уже о сянся с его концепцией становления смертного небожителем через совершенствование духа (читай – овладение магией). Арабское фентези ближе к дженерику, но всё равно бескрайние пустыни, культура бедуинов и прочие джинны выглядят свежее и необычее, чем полуденница в паре с русалкой. Африка, ацтеки, Индия – это тоже способно взять экзотикой, а славяне попадают в неприятное промежуточное положение: экзотики особо нет*, какой-то необычной философии или общественного устройства, способного привлечь к сеттингу, тоже нет.
* Ну, для нас. Иностранцам страна, заваленная снегом, с пьяными берсерками и медведями вполне заходит. Но для нас это слишком клюква и напоминает скорее Скандинавию, чем собственно Россию.
А ещё такая штука, что большая часть славян таки европейцы. Мы, русские, привыкли смотреть со своей колокольни, а между тем почитайте Сапковского. Не «Ведьмака», а «Божьи войны», историческая мистика про гуситские войны. Теремов, бояр и богатырей там не увидим, а вот рыцарей, учёных и ангелов – вполне. Такова большая часть славян: они отличаются от европейцев куда меньше, чем от русских. Увы, культурно и политически славяне раздроблены; я не знаток истории, но, кажется, так было почти всё время. Мечта Кирилла и Мефодия с помощью азбуки объединить славян с треском провалилась.
Так что выходит, что, говоря о славянском фентези, русский будет держать в голове богатырей-русалок-волхвов, а не здухачей с паном Твардовским, и не Прагу с големом. То есть славянское фентези, как и самих славян, нужно делить на восточнославянское, западнославянское и южнославянское… Но для рекламного лозунга не сгодится, слишком длинно, замудрёно и рядовой потребитель не поймёт. И если у «западнославянского фентези» имеется лицо в виде «Ведьмака», то о культуре южных славян обывателю известно мало, на уровне «у них были Кирилл с Мефодием, потом они были под турками, а потом Югославия распалась» (я утрирую, но мне вот известно лишь немногим больше).
Парадокс: сделай фентези по истории и фольклору той же Чехии, и для русского оно будет ощущаться… Недостаточно славянским. Недостаточно своим. Чужеродным. Потому что русские будут смотреть на себя как на некий образец славян. Не со зла – просто по привычке. А другие славяне выбесятся и скажут, что русские вообще чужаки и к славянству примазались (как мне доказывает сейчас в реддите один фанат соседней страны). И начнётся политсрач, бессмысленный и беспощадный.
Поэтому признаемся честно – говоря о славянском фентези, мы подразумеваем фентези восточно-славянское. У Лукоморья дуб зелёный, русалка на ветвях сидит, тиха украинская ночь но сало надо перепрятать, и так далее.
Другой вопрос – зачем оно нам?
Чтобы догнать и перегнать Толкиена? Это невозможно хотя бы потому, что там где профессор собирал из кусочков легенд собственного жизненного опыта свой выдуманный мир, наши «профессора» рассказывают про «Великую Татарию-Гиперборею» как про что-то реальное, сдабривая это ударной дозой «а официальная история фсё врёт». Так что даже если кто-то создаст «русское Средиземье», то будет это выглядеть как компиляция Асова и сценариев для Рен-ТВ.
Что бы грабить данжи в родных и знакомых декорациях? Это можно и даже не очень трудно. Славянское фентези первого уровня: колдунья Василиса (пакт глубин с Водяным), жрица Мораны Агафья (домен смерти), богатырь Серафим (паладин, клятва доблести) и гусляр Иванушка (бард коллегии знаний) отправляются в Лихой Лес узнать, почему тутошний леший в последнее время разбушевался… Я б в такое поиграла, но есть опасность, что игра скатится сначала в хиханьки, а потом в кринж: вся эта сказочная Русь ассоциируется у нас прежде всего с детскими мультиками про богатырей, а не с эпическими приключениями Ильи Муромца (да и ничего особо эпического там не было, прямо скажем, никакого спасения мира).
Можно копать глубже. В сторону нашего русского менталитета. К сожалению, менталитет этот весьма депрессивен, учитывая, какие книги у нас входят в золотой фонд классики. Именно поэтому «Ведьмак» остаётся иконой славянского фентези, хоть там восточной славянщины маловато (в игре больше): её отсутствие компенсируется чернухой и тоской. Сказка мертва, благородства ты не встретишь, доспехи рыцарей проржавели, начинается кровавая война, и остаётся только трахаться со своей зазнобой, с которой вы то сбегаетесь, то разбегаетесь, на спине чучела единорога. То есть берём восточно-славянский фольклор и ваяем что-то низкомагичное, умеренно чернушное, желательно с высокой смертностью, и получаем славяник фентези второго уровня, которое не вызывает ассоциации с детскими мультками. Славянское фентези. Такой сеттинг уже есть – «Тёмные болота» по PbtA. К сожалению, я по нему не играла и вряд ли сыграю: на мой вкус он слишком перегружен ходами и правилами. Кажется попыткой скрестить PbtA и OSR. И это при том что я высоко оцениваю атмосферу этого сеттинга.
А можно копать в сторону, в которую пока не копает никто (или почти никто).
Ведь Россия – это не только славяне. Это более 190 других народов. Большая часть этих народов – тюрки, начиная от татар и заканчивая якутами. Тот факт, что Россия, когда-то бывшая улусом Золотой Орды, сейчас включает изрядную часть земель этой Орды, восхитительно ироничен. То, что наших эпических героев зовут «богатырями» – слово тюркское – иронично вдвойне. А от тюрков ниточка тянется к… Сибири. Что меня раздражает, так это то как плохо Сибирь представлена в фентези. Вот в «Сказках старой Руси» (сеттинг с отличными иллюстрациями, но, на мой вкус, построенный по слишком традиционным лекалам) не придумали ничего лучше, чем населить условную Сибирь хаотично-злобной дикой чудью. А потом удивляются, откуда берётся сибирский сепаратизм, да… В этом плане последнее творение нашего кинематографа «Сердце Пармы» – просто глоток свежего воздуха. Пусть и сюжет там скомкан немилосердно и герои раскрыты из рук вон плохо. И тот самый сибирский сепаратизм имеется, хоть, говорят, по сравнению с книгой очень сильно смягчён.
Знаете, где из сеттингов ВНЕЗАПНО представлена Сибирь? Забытые Королевства, Рашеман. «Россия» настолько клюквенная, что русский в ней Россию не узнает. Киевскую Русь Рашеман не напоминает практически ничем.
А кого напоминает?
- Климат – замороженная жп мира. Даже комментировать не надо. Всем известно, что в клюквораше лета не бывает. Но если отвлечься от клюквы, то такой климат характерен для севера России, для Скандинавии, и для Сибири (даже на юге Сибири из-за континентального климата зимы холодные).
- Рашеми – смуглые, темноволосые, темноглазые, с пухлыми губами. То есть похожи на… Индусов. Получился тонкий стёб над всякими сторонниками славяно-ариев. Ведь слово «арий» использовали жители нынешней Индии, подразумевая под ним почитателей вед, и противопоставляя себя представителям других религий.
- Противостояние с кочевниками тунгайской орды. Ладно, вот это напоминает Киевскую Русь, но и к сибирским народам тоже относиться, ведь после распада Золотой Орды её части… Не слишком хорошо ладили.
- Противостояние с красными магами Тея. Ну, тоталитарное общество с красными во главе отсылает сами понимаете к какой стране. В комиксе «Отмазка предателя» главная героиня так и называет их – «злые маги-коммунисты». Хотя это на уровне стёба, потому что Тэй по общественному устройству на СССР не похож, а просто стереотипное тираническое магократическое государство.
- Джуилд, огненное вино рашеми. Можно назвать это отсылкой к Киевской Руси, но только водка на Руси появилась в конце 14 века, да и само название звучит совсем не по-русски, а по-арабски что ли.
- А ещё его пьют рашеманские берсерки перед боем. Это уже не Русь, а Скандинавия. Рашеманская армия, состоящая преимущественно из берсерков и воюющая зерг-рашем –это тоже скандинавская клюква.
- Рашеманом правят ведьмы в масках, мужчинам магию изучать запрещено (только предметы зачаровывать). Это тоже Скандинавия. Там было два вида магии – гальдр (его практиковать могли все) и сейд (только женщины). Мужчина, практиковавший сейд, считался лицом нетрадиционной сексуальной ориентации, потому как эта магия, судя по всему, включала в себя ритуальное совокупление с духами. Но, конечно, скандинавские ведьмы-сейдконы никем не правили, хоть и были уважаемыми членами общества (потом их всё равно извели добрые христиане). В названиях ступеней посвящения рашеманских ведьм – этран, хатран или отлор – тоже нет ничего русского, больше похоже на тюркский.
- Вездесущие духи, которым местами поклоняются, как богам. Это не Русь и не Скандинавия, это Сибирь с её шаманами.
- Маски, которыми ведьма прикрывают лица, тоже отсылают к шаманским традициями – правда, не Сибири, а индейцев Центральной Америки, Африки и Океании. В славянской традиции волхвы масок не носили, их надевал простой народ на святки.
- При этом некоторые народы Сибири считали, что шаманки в принципе не могут быть такими сильными, как шаманы мужского пола. Другие вообще полагали, что шаманом может быть только мужчина. То есть никакого магократического матриархата в сибирском фольклоре нет.
- Сам матриархат сохранился на Тибете, среди туаргегов и в некоторых уголках Индии. Последнее неплохо сочетается с индусской внешностью рашеми. Но вообще матриархат добавлен скорее ради того чтобы подчеркнуть экзотичность Рашемана и противопоставить «хорошую» магократию ведьм «злой» магократии Тэя.
Вывод? Рашеман – скорее смесь Скандинавии с Сибирью, чем славяне. Пусть авторы, описывая Рашеман, впихивают туда славянскую клюкву (примеры тут).
При этом он, как ни странно, подсказывает нам другое направление, куда может пойти славянское фентези: в Сибирь. В конце концов, сибиряки – это потомки русских (славян), переселившиеся в Сибирь и смешавшиеся с местными, а, значит, фентези про них тоже можно условно считать славянским. Это направление хорошо тем, что фольклор народов Сибири сохранился куда лучше. По древнерусскому прошлось сначала христианство, потом монголо-татары пожаловали в гости и пожгли немало тогдашних культурных центров. Так что если какие-то наши монахи, по примеру ирландских и Снорри Стурлсона, взяли на себя труд записать легенды о богах и героях, то всё это стало пеплом. Сибирские народы были в большинстве своём бесписьменными, но от советской власти им досталось куда меньше, чем русичам от ордынцев (без обид). Пусть трюки шаманов были объявлены обманом, фольклористы собирали сибирский фольклор со страстью археолога, раскопавшего Трою. Серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», в которой планировалось 60 томов (вышло чуть больше 30), не даст соврать. Эта «фольклориада» вызывает у меня восхищение, потому что там огромное количество материала, в том числе и оригинальные, не переведённые тексты, и даже иногда ноты музыки, под которые исполнялись эпические сказания. Шаманские традиции тоже тщательно описаны и живы даже по сей день.
Так что почему славяник фентези не хочет перейти за Камень (то бишь Урал) – загадка. Наверное, призрак такой штуки, как сибирский сепаратизм, пугает. Потому что эта вещь пострашнее ядерной войны: Россия без Сибири и её ресурсов – ноль без палочки. В некотором роде, именно она – сердце России (простите, Москва с Питером, но вы скорее мозг). А ещё Сибирь пугает своей громадностью и неизвестностью, в том числе и культуры, причём пугает, думаю, не только жителя европейской части России, но и самих сибиряков. Вот скажите, не заглядывая в википедию, где живут нанайцы? Кто из народов Сибири считал Эрик-хана, владыку подземного мира, вполне положительным персонажем тем, кто дал человеку душу? У кого была письменность с названием (гусары, молчать!) вагиндра? Как называются шаманы у бурятов? Откуда вообще пошло слово «шаман»? Какие племена населяли болота Западной Сибири? Лично я, хоть и старательно зарывалась в книги, половину ответов на эти вопросы забыла просто потому что много информации. А ведь рядышком ещё Казахстан и Монголия, которые культурно связаны с народами Сибири, и у которых свой эпический эпос (монгольский Гэсэр, да, он появился в «Дозорах») и своя культура…
Иначе говоря, тот, кто решил повести славянское фентези по этому пути, должен вооружиться топором, чтобы прорубаться сквозь густой подлесок обилия материала, быть готовым отмахиваться от сибирских националистов (которые не хотят становиться «славянами») с одной стороны, от сторонников «Великой Татарии» – с другой, и постараться быть не забрести в сторону Монголии.
Но именно этот путь, по мне, способен родить русского Толкиена.
93 комментария
Есть серия «Сивир». Не словянское, но этническое. с учетом кучи народностей в России воспринимается отчасти даже славянским) Хотя оно про сферических «чукчей».
Лига в Аллодах Онлайн — вполне себе образец славянского фентези, я считаю.
Правда, тут подумал, под «славянским» я как-то в основном понимаю фентези в сказочно древнерусском стиле. Нежели славянское в прямом смысле. Слишком уж у славян много отличий.
И там каждая книга про другого ГГ поначалу.
Но вместе — одна из самых интересных серий, которые я читал за последние годы.
Эмм, это почему это? Лично я, наоборот, считаю единственный приличным (не стереотипно-клюквенным и не вымученным) славянским фэнтези как раз гуситский цикл Сапека, а наиболее приближающимся к нему по качеству — игру Kingdom Come: Deliverance (хотя она позиционируется как историческая и фантастических элементов в ней примерно как в «Трех мушкетерах»). Что же касается собственно русской (не долбославской, не родноверской, не сказочной и не билибинско-клюквенной) базы, то я не могу вспомнить ничего лучше «Руси изначальной» (при том, что она очень условно-русская, т.к. речь идет о событиях VI века, в византийских источниках проходящих как «не особо интересные новости из варварских стран», а в русских — как «устные предания, кое-как записанные лет так через 300 после того, как умер последний человек, заставший соответствующие события воплоти»).
Лично я умом-то понимаю, что «Гуситские войны» по сути про славян, но вот никакой культурной близости не чувствую. Слишком мало отличается их мир от типичной европы.
Сама из славянского фентези перечитываю только Семёнову «Валькирия» и Успенского, про Жихаря. При том что у Семёновой по сути про варягов.
Совсем о нем забыл как-то)
Это, очевидно, разные истории и сеттинги. Или ты читаешь что славяне создали так мало культуры, что ее всю реально уместить в одно произведение?
Если задаться такой целью, то можно и «Гордость и предубеждение» к Бэйзик сету свести.
Наверное, затем, что вдруг захотелось во что-то такое поиграть? (А если нет, то зачем вообще огород городить?). А так всё рассуждение производит очень странное впечатление: как будто мы сначала взяли ярлык и пытаемся придумать сеттинг, который худо-бедно под этот ярлык можно будет запихнуть — вместо того, чтобы придумать сеттинг, по которому нам интересно было бы играть, а потом уже озаботиться тем, как его охарактеризовать в жанровом отношении. Какая-то перевёрнутая с ног на голову постановка задачи.
А вот кстати у меня давно лежит в загашнике идея провести кампанию на стыке условных западных славян, у которых плюс-минус феодализм, и условных восточных славян, у которых полюдье и холопы государевы. Мне кажется, это можно было бы обыграть и положить в основу интересных конфликтов. Но мне сейчас хочется минимума политоты в играх, так что в обозримом будущем ни за что такое не возьмусь.
Об условно тюркско-монгольском фэнтези я тоже давно задумываюсь, хотя так до сих пор и не сподобился. (Вот условно северо-кавказское водил ещё в конце 90-х, кажется. Тоже интересно было бы тряхнуть стариной сейчас, когда я гораздо больше знаю об истории и культуре региона).
поройзачастую даже не гражданами России.Ну а что о славянском фентези… ой, это моё любимое. Знание (славяне) у жителя славянского государства — это тот самый «отрицательный» навык, который ниже нуля. Потому что в отличие от табула раса, славянин свою историю «знает» — в виде достаточно упоротой школьной программы, которую ему заколачивали в череп кувалдой школьного психологического прессинга: ох ты гой еси, местное Слово о полку Игореве, всё это покрыто осколками националистического мифа эпохи нац.строительства, и обильно посыпано окриками учителя и двойками. При том двойками глубоко несправедливыми. Представьте себе, что вам «влепили» двояк не за незнание географии или неумение оказать первую помощь, а за вкось прочитанного «Гарри Поттера» — а именно за неспособность поимённо назвать братьев Уизли. Вот литература и древняя история в целом недалеко ушла от такой ситуации.
В результате у славянина (впрочем, как в Чехии или Сербии дела с этим делом обстоят, не знаю, а вот Украина, Польша, Белоруссия — немного в курсе, сопоставить могу) на месте «славяники» стоит заглушка. На которой написано «ОЙ ФСЁ!». В результате персонаж совершенно искрнее считает, что про славян он «знает», при том знает до такой степени, что уже тошнит (при том по части «тошнит» — правда. Спасибо «литературщице» Марьиванне и не очень-то расторопным учителям истории). Но когда начинаешь рассказывать ему про про сербских здухачей и культ драконов на Балканах, явственно виден разрыв шаблона. А уж если грамотно преподнести гипотезы о русском каганате, наброски про некую страну Ойум как гипотетического прапредка славян, про Биармию, про проекции Адреса Стриннгольма викингских саг на реальную карту (у нас тут вообще-то Йотунхейм должен располагаться), то будет что-то с чем-то — в хорошем смысле.
Так что — заглянуть за Урал — это, конечно, хорошо, но для начала бы то, что есть освоить.
Ну слава Селуне. Потому что дрязги "(не)братьев-славян" настолько в печёнках сидят, что я стараюсь заранее выстроить оборону.
По-моему писать славянское фэнтези — это все равно как рисовать зеленую картину. То есть можно, конечно, но зачем? А вот добавить славянских элементов в фэнтези — это дело полезное (тот же Толкин с его Беорном/Medwed-ом не даст соврать :) )
Или, скажем, «викторианский детектив» можно развернуть хоть в каменном веке, хоть на космической станции — ибо тот остаётся «викторианским», до тех пор пока соблюдается главное правило — о том что «убийца-дворецкий» или ещё какой внебрачный сын, а вовсе не проходивший мимо маньяк, который вот просто так по приколу замочил несчастную жертву.
Так что если с этой колокольни судить, Толкиен — подражание в большей степени германским сагам. Именно по стилистике, по почетному месту батальных сцен, по самим поднимаемым проблемам и постановке сюжета.
А «славянское фэнтези» как жанр или поджанр, на мой взгляд, смысла не имеет, также как нет «германского фэнтези» или там «греческого фэнтези».
Есть узнаваемый арабский стиль, а есть европейский «ориентализм» (Верещагин). Есть хорошо документированные античные и средневековые древности, а есть жанр «архитектурного каприза», когда подобные какбыдревности строятся при закладке шато или парка. Построили парк, поместье, а в глубине какая-нибудь «Башня Уимполов», а то и целое святилище (Шато д’Эрменонвиль) «обнаружилось». Удобно. А Рим, Рим-то? «Ничего не понимаю, нафига древние римляне всё строили в стиле сталинского ампира?».
Есть, в конце концов, «советский рок» и «русский рэп». Которые достаточно сложно перепутать с роком и рэпом соответственно, несмотря на общие мотивы.
Так что одно другому не мешает — явно угадываемая стилистика и оригинальность подражания как жанра.
Ну и все эти рассуждения не отвечают на вопрос, чему конкретно должно подражать «славянское фэнтези».
Ничоси. И кто до него был основателем «классики»?
Можно упороться в кингемейкерство с покорением и обустройством городов.
Нет никакой загадки. Типовое славянское фэнтези тяготеет по историческому антуражу к 9-12 векам, а по религиозному часто стремится и к того более ранним временам. Иногда прыгает века аж до 14-го в виде исключения. В то время как покорение Сибири — это 16 век и позднее. И за Уралом на тот момент времени нет вообще ничего славянского. Там правят бал совсем другие народы, культура которых уже не славянская совершенно, поэтому в славянском фэнтези максимум упоминается как «басурманская» и на этом вопрос закрывается (за каким-то может быть небольшим исключением, где описывается столкновение культур).
То ли дело какая-то занюханная Англия (вместе с Шотландией), которая по площади — меньше 1% территории России.
Но вообще, кажется, Налия в статье в основном сползает не в ту степь. «Славянское фентези», по-моему, в основном лишено основы не в силу того, что не опирается на мифологию и проч. Оно же для массового читателя (а игра — игрока), а не для кучки историков — и опираться оно в итоге должно на понятные культурные образы. А пласт такого, былинно-сказочного — он довольно тонок, и в этом смысле всё укладывается в «Руслана и Людмилу», плюс-минус. Причём это самое былинно-сказочное из массовой культуры оно к реальным верованиям и картинам мира именно древнеславянским отношение имеет весьма и весьма отдалённое.
Попытки же делать некоторые «рескины» классических фентезийных штампов, просто с лаптями и развестистой клюквой… Ну толку-то? Процесс определяет итог, не картинка. Этого добра (рескинов, которые выросли из попыток заменить приевшиеся классические образы, мало трогая при этом основу) и так хватает, и с избытком хватает.
При этом вон тот же «Ведьмак», по сути, произведение весьма и весьма польское — только не антуражем и мифологией, но в заметной мере фоновым мировоззрением. Только достаточно современно-польское (с темами о холопах, у которых из-за стычек панов чубы трещат, и с грызущимися после победы магнатами, которые бездарно тратят плоды славных побед, и проч, и проч).
Тонок. Но сеттинг может внести посильный вклад в его утолщение.
Детей у нас воспитывают на сказках Пушкина, в котором славянско-фентезийного анатуража предостаточно. То же «Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» — я слегка прихренела, узнав, что это за остров Буян. Это совсем не поверхностный уровень знания русского фольклора. Ну и «Руслан и Людмила» — там больше рыцарского романа, но детали славянского анатуража всё равно имеются.
Русские народные сказки. Изучаются в школе, читаются родителями на ночь. Некоторые даже без особой обработки.
Былины. Изучаются в школе, а богатыри общеизвестны. Я, кстати, нахожу весьма ироничным, что для русского былинного воена, защитника Руси и прочего, используется тюркское слово.
Русская история. Образы Владимира Красно Солнышка, Ивана IV Грозного, Петра I и Екатерина II весьма мифологизированы.
Русские праздники. У нас в школе вполне себе сжигали чучело на масленицу, на занятиях мы их тоже изучали, я даже работу по празднику Ивана Купалы писала.
Всё вкупе — не Старшая Эдда, конечно, но и не сказать что нище. В конце концов, иностранцы, когда лепят русскую развесистую клюкву, точно знают, как лепить истинно русскую клюкву: царь — безумный деспот, либо бесхребетный, либо умная-разумная царица, зима, медведи, какие-то деды, играющие на балалйках…
Что-то стоящее может получиться если обратиться к тому, на чем обработанные былины и сказки базируются. И это хорошо проанализировать и собрать, а не маяться рескином. Так оно окажется одновременно необычным и знакомым.
А чтобы написать сеттинг, как говорит Фланнан… Собрать и знать (очень, кстати, нетривиальная задача) — мало, надо из этого сделать интересную основу, пропустить через себя и переосмыслить в меру таланта. Фланнан рядом деликатно пропускает тот момент, что тот же Толкин до того, как получился принятый публикой «ВК», идеи основы переваривал, переписывал и варился в них три десятилетия, а из творений инклингов как много добилось если не аналогичного, но сравнимого успеха? Космическая трилогия Льюиса — это, всё-таки, совершенно не тот калибр.
Собственно об этом я и говорю.
И при этом, собственно, не факт что именно мифология для старта так уж лучше чем что-то иное и при этом настраивающее. Во всяком случае вариант с Лавкрафтом, например, по сути мало чем отличается от варианта с Толкином, только Лавкрафт не создавал какую-то национальную мифологию.
В примере с мушкетёрами рядом — Дюма вдохновился историей, но знал её отнюдь не как историк: кто будет изучать историю Франции по «Трём мушкетёрам» с продолжениями, тот поступит глупо. И не только потому, что Дюма сознательно отбрасывал и изменял факты («История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину»), но и потому, что Дюма всё-таки не специалист, у него и в бытовых деталях хватает проколов. Но Дюма популярнее исторических трудов, и даже научпопа. И это именно к тому, что тут первично не собственно знание или сколько-то точное личное понимание, а именно способность на их основе выдать увлекательную штуку.
Что касается Дюма, отдельный вопрос — на сколько он действительно не знал исторических фактов, а на сколько сознательно решил от них отойти.
Применительно к Славянскому фентези. Вот у нас есть такой феномен как богатырь. Вполне «очевидно» что это файтеройд, учитывая «богатырскую силу» — скорее всего варвар.
А если немного углубиться в вопрос, то можно выяснить что богатырский конь — это воплощение богатырской силы, которое имеет собственную волю и личность. Что богатыри не только Русь -матушку охраняют, но и буйствуют и всякие непотребства устраивают. И среди них есть и оборотни и мажоры — понторезы.
Это уже гораздо интереснее получается.
Вот Садко не паладин, а бард.
А в целом зачем вообще классы использовать-то применительно к литературным персонажам?
Потому что вы с вертушки скатываетесь в примитивизацию понятий и тем самым их сюжетно обесцениваете. Начать хотя бы с того, что богатырь как явление ни к «варварам», ни к паладинам, ни к самураям, ни к янычарам отношение вообще не имеет. Его социальная, политическая, мифологическая, религиозная и т.п. истоки совершенно иные. А это для сеттинга важнее, чем игромеханические параметры персонажа. Потому что именно это и задаёт настроение и сюжеты игр, а не соответствие какой-то редакции DnD/Pathfinder/другой игры.
С упрощённой механикой типа «всё что выглядит как воин с фишечкой есть паладин» можно просто пойти в ММО поиграть. Там этот подход уже давно практикуется. Там нет ни Сильваны Хранительницы Леса, ни Азриэля Демона Из Баатора, ни карлика Хатора, специалиста по ловушкам, ни даже Альберта Пэха, водителя звездолёта. Там есть
Атос, Портос, Арамис и д'Артаньяндд, танк, хил и саппорт, которые кочуют из игры в игру вне зависимости от количества страниц лора, временной линии происходящего и разнообразия вариантов прокачки.Я конечно допускаю, что это может быть шутка такая про паладина и реакция на предыдущий пост, но в исходном посте есть такой же посыл и кажется мне, что это какая-то уже давно устоявшаяся точка зрения.
Мифологический исток есть, но сильно обобщённый. Название класса «паладин» отсылает нас к Риму и Византии, но на деле это воин, который черпает силу из собственной веры, и конкретный силы зависят от того, во что он верит.
Примеры из ДнД5. В АДнД и 3.5 паладин ближе к рыцарям из рыцарских романов.
Первый в итоге «родил» идею Р'Льеха. Ибо таковой был Лавкрафт.
У меня же это стало точкой кристаллизации «Гнилоземья». Ибо вторым таким человеком был я.
Вот это и есть пример «пропуска» при очень поверхностных (в моём случае по кр. мере) знаниях.
Да, вопрос «зачем» актуален. Увы, такое ощущение что многих просто успех Ведьмака ужалил. Люди из комментов которые действительно настолько плотно изучали фольклор и славянских, и сибирских народов, и ближнего зарубежья — вот с таким багажом наверное может зародиться в человеке что то масштабное.
Попытки родить самобытное фэнтези из Кощея и Яги… Ну такое. Из этого можно написать новую сказку или повесть, но не сеттинг.
Что мне лично видится довольно «славянским»?
Слияние народов, да. И крестоносцы, и кочевники, и торговцы-демократы-новгородцы, и варягоподобные воинственные князья в кольчугах и шлемах с наличниками, и загадочные сибирские народы. От каждого что то своё.
Навалим сверху разумных волшебных животных-оборотней. У которых своя, в некотором виде, цивилизация и свое видение мира. Добавляем «богатырей», чудовищно нестабильных супергероических челиков, берущих силу от земли. Вроде Святогора.
И заваливаем сверху волшебными предметами и дарами природы.
И на этом уже можно хай-фэнтези наростить, даже не вдаваясь конкретно в мифологию.
И Драгомир совершенно прав про кучу пробелов — но они вообще в чём угодно, в смысле недоиспользованных-то антуражей полным-полно. В том числе, кстати, и в русской истории, с разными моментами, по поводу которых в типовых представлениях есть на что опереться.
Как же можно повернуть антураж при минимальном желании (фантазия у почти любого ведущего, думаю, тренирована)… Ну, вот относительно недавняя загадка из Живого журнала (не моя, минимально подправлена, потому что оригинал содержал исторические неточности):
Задачка такая — как бы называлась книга про такого персонажа и его друзей, вместо «Три мушкетёра»? (Это просто чтобы, что в нужных эпохах полно и сырья для историй не хуже, чем у Дюма, и шаблонов-зацепок: загаданное лицо знает, надо думать, любой имажинарец, даже если на уроках истории он(а) делали бумажные самолётики или, в более поздние времена, играли на телефоне).
Так вот ответ прост.
1. У «неприличного» есть имя — это существовавшая в нулевых-десятых (сейчас тоже существует, но уже в силу инерции) тусовка пожизнёвых «родноверов»; как правило с уровнем эрудиции «этруски = это русские». Которую как муху на мёд тянет на знакомые сюжеты.
Есть такой хороший художник — Всеволод Иванов. Но если вы сделаете галерею Всеволода Иванова скажем, во вконтакте, то 90% посетителей будут эти ребята. Отсюда закономерность: картины Иванова постим, автоматическим получаем фкаменнтах веселый срачик и открытия вида «ПОП = Память Отцов Предавший».
2. Тут в общем-то можно было бы сказать о том, откуда эти ребята появились, qui bono/qui prodest и что вообще людям надо, но мы же договорились без политики, так ведь? А «без политики» данную тему просто непонятно.
Поэтому просто расширю эрудицию. Про автора Велесовых Книг думаю, все знают, покажу пальчиком на ещё одну колоритную фигуру. Емельянов Валерий Николаевич. Тоже, в общем-то, занимался всей этой бодягой, при том всерьёз. При том на уровне «Мы велесовы книги не читаем, мы их пишем». Закончил тем, что расчленил жену. На суде сказал, что у неё месячные по еврейскому календарю.
Так вот такие дядечки вовсе не статпогрешность. «Родноверие» изначально разрабатывалось по лекалам деструктивных течений, это не реконструкторы вроде английских пожизнёвых друидов и не добряки-кедрозвоны имени Мегрэ. Всё их учение повествует об очередном миллиарнолетнем угнетении Великой Культуры (знакомая конструкция, правда?)
«жЫдами»«хрюсами»да в общем-то всё теми же самыми «рептилоидами со сборником еврейских сказок». Поэтому решивший приобщиться обретёт вовсе не великую гармонию, а ни на чём не основанное «чувство ущемленного яичка». Ибо, повторюсь, для того и делано — как концентратор протестной молодёжи и питательная среда для рекрутирования неадекватов.Более того, если вы в общих чертах знакомы с попытками немецких шарлатанов сляпать на коленке «исконно арийский культ» и той писанины, что они писали в 1930х-40х, то при знакомстве с типичным «родноверием» вообще будете смеяться не переставая. Ибо многие вещи оттуда прямиком CTRL+C CTRL+V с автозаменой германцев на славян. Да и вообще ребят стругали особо не стараясь, привычными движениями.
«Так и вышло». Погуглите число скинхедов, вышедших из этой среды, погуглите откровенно экстремистские вещи вроде «манифеста НОРНЫ», заточенного на такого вот «пробудившегося» (с характерной эмблемой) — и вы прекрасно поймёте почему от темы народ шарахается как от чумы. В принципе, правильно делает.
========
Но из этого совершенно не следует, что я с таким положением вещей согласен. Нечистые на руку акторы совершили, как говорят наши западные не-партнеры, «культурную аппроприацию», самовольно присвоили себе целый пласт богатой культуры.
Что с этим пластом делать? Можно, конечно, выкинуть. И остаться без этого. А можно и отмыть от похабных «норн» и прочей задорновщины-в-плохом-смысле этого слова.
Или, точнее, столкнулась с неприкрытым нацизмом на одно из сайтов. После этого как отрезало.
Ну то есть заставь дурака про славянское фентези писать, так он ТОЛЬКО про славян и напишет. Никаких намёков на византийцев, варягов, готов и прочих соседей, без которых резко теряется интерес, не будет даже близко. Даже культурных, вроде общих сюжетов.
Ну а теперь представьте какое у нас получится «римское фентези», тщательно зачищенное от «тлетворного греческого влияния». Или, ещё круче, Новый Завет, откуда выкинули все намеки на эллинизм.
Или, что ближе — Ветхий, откуда тщательно вычеркнуты Баалы, Астарты, священные рощи, золотые тельцы и так далее. Ибонефиг. Получится книжка ни о чём. Ходили мол, евреи 40 лет по пустыне, а чего ходили — непонятно. По приколу. Захотелось, вот и ходили. Вышли евреи из некой западной от полуострова земли, а чего вышли — тоже непонятно. «Нормально же общались!».
Ну вот ситуация с Рэдриком из недавних как иллюстрация, насколько это обычно неприятный момент. А в основе может лежать что угодно: политика, религия и проч.
Более того, проблема именно в том что «политический» вопрос неотделим от специфического антуража. В противном случае был бы ещё один сеттинг, не хуже многих.
Грубо говоря, отыгрывать ирландского националиста, ведущего бои за Ольстер с англичанами — ну такое… А вот отыгрывать пост-ирландских контркультурщиков, строящих в 2700 году Тир-на-нОг на территории, вот сюрприз, земли некогда известной как «Ирландия» — уже другое дело.
imaginaria.ru/p/slayanskoe-nf-govorite.html
10 воинов-скелетов присоедниятся к вашей армии :)
То, что они в принципе не имеют никакого отношения к «условно-европейскому средневековью». Те исторические референсы, которые есть во «Властелине колец», отсылают либо к событиям XVII века, либо к культуре британской филологической тусовки первой половины XX века, либо к ранее написанному фэнтези, фантастике и приключенческой литературе. Хайбория Говарда больше похожа на комбинацию сеттингов вестерна и классического приключенческого романа, весьма непоследовательно стилизованную под античность, средневековье и раннее новое время одновременно. В Забытых Царствах вообще есть все вплоть до кухонной мойки, с историческими референсами самой разной глубины (от осознанной клюквы до весьма точной стилизации под конкретный исторический социум), и еще множество культур, вообще не имеющих аналогов ИРЛ (например тех же дровов или тэйцев). И так везде.
Таким образом, КМК, автор этой статьи полемизирует с заведомо несостоятельной точкой зрения.
Потому что настоящая родина фэнтези — Артуриана.
Ну, с точки зрения государственного устройства — может быть, хотя сводить средневековье к «замкам и вассалам» это прямо оскорбительное упрощение. Ганза, Республика Серениссима, города-государства Италии, Византия, викинги, рыцарские ордена, Папское государство и так далее это не средневековье что-ли? Кстати если что, Русь тоже Европа географически)
Но вот с точки зрения антуража — большая часть фэнтези это именно что западная Европа, да. Есть исключения, вроде того же Конана, но.
Ну вот не знаю, по моим впечатлениям условнй Вотердип куда ближе к Венеции например, нежели к Новгороду. Кроме того, укрепленный город, контролирующий окрестные земли это вообще дефолтное состояние Италии века так до 17-го примерно.
Но опять таки, на самом деле, когда говорят о европейском антураже фэнтези, имеется ввиду антураж. Герой сражается прямым мечом, а не саблей или катаной, одет в кольчугу а не о-ярой, у стражников алебарды, а не нагинаты и принцессы в платьях, а не в кимоно или сари или сарафанах.
Во-вторых, в Средиземье вполне есть вассальные по отношению к Гондору княжества типа Доль Амрота (и даже Рохана) и, полагаю, Денетор был вынужден считаться с тем, что рыцари князя Имрахиля или там всадники Теодена напрямую ему не подчиняются. И чем Хорнбург в Хельмовой Пади не замок Эркенбранда, лорда Вестфолда? То, что это даже в книгах не очень подробно описано, а в фильмах тем более не показано — ну так история не о том.
Аквилония у Говарда тоже вполне себе феодальная, насколько я помню (другое дело, что феодализм не тождественен средневековью).
Аквилония у Говарда — микс из Западно-Франкского королевства, позднеантичного Рима, чутка Британии с валлийцами и, кроме того, ранних США с индейцами и фронтиром. При этом она точно существует в таком состоянии без особого социального развития уже несколько веков, а если верить черновиникам, то и вообще свыше 900 лет. Т.е. это точно такой же фэнтезийный социум, как и любой другой, сконструированный больше для удобного антуража, нежели как реальная модель жизнеспособного общества, так что искать в нем аналогии с реальными феодальными обществами, КМК, не особенно осмысленно.
Плюс я откровенно не понимаю, почему «условно-европейское средневековье» — это классический модельный (т.е., с оговорками, французский) феодализм из школьного учебника. Реально именно так, как написано в учебнике, даже во Франции феодализм работал только в конкретную эпоху, а, например, в Испании, Италии или, как вы сами написали, Англии вообще никогда не работал.
Понятно почему — потому что у советских людей в головах до сих пор сидит «марксистская пятичленка», где Средневековье тождественно феодализму-по-Марксу. А реальное Средневековье куда сложнее и разнообразнее (как и его отражение в фэнтези, все же и Толкин, и Говард в истории разбирались лучше среднего, да и Гигакс, полагаю, тоже).
Ну так-то художественная литература вообще обычно не про социально-экономические отношения. «Айвенго» и «Белый отряд» тоже не про феодализм.
Художественная литература может в какой-то степени репрезентировать социально-экономические отношения, если это нужно автору для решения какой-то конкретной задачи — но конкретно для фэнтези вплоть до самой позднейшей постклассической эпохи такие задачи обычно не свойственны, а если и встречаются, то, во-первых, в неклассическом фэнтези вроде «Умирающей Земли» Вэнса, во-вторых, там это как правило сделано ради социальной сатиры или чего-то подобного.
Тупо, можно с очень небольшими изменениями оригинального текста, по сути, просто за счет додумывания за автора, найти труЪ-феодализм в Рохане — вы сами это сделали выше — и даже добиться достаточно непротиворечивой и внутренне-логичной картинки, которую можно будет принять за реально найденный в тексте авторский замысел… а потом вспомнить, что Рохан при тотальной мобилизации выставляет свыше 10000 конных воинов (если 6000 — это «меньше половины от того, на что я рассчитывал»©) что в случае кочевого общества потребовало бы на порядок большей площади пригодных для скотоводства земель, а в случае оседлого — экономического развития уровня Британии XV века (с десятками городов, в которых свыше 1000 граждан, и по крайней мере несколькими городами, в которых их свыше 10000) — чего мы в тексте не видим даже с лупой, потому что автор об этом в принципе не думал и условным «правдоподобием» даже на таком уровне не заморачивался, потому что для реализации его художественного замысла это вообще не нужно.
Это я к тому, что исторические параллели для фэнтези — вещь весьма рискованная, а на Британию XV века полностью похожа только Британия XV века.
Так-то реки с солоноватой водой (например Salt River в Аризоне) и реки, пересекающие горные хребты (например река Чусовая пересекает Уральские горы) вполне себе существуют и в реальности, пусть и как исключение. Вот рек, которые бы из моря в море текли, я не знаю, но из крупных озер реки вытекать могут (которые вполне могут называться морями, как «море Нево» — Ладожское озеро), проливы или каналы моря соединять могут, и реки, которые разделяются и впадают сразу в два разных моря, тоже бывают.
Это к тому, что география — такая же разнообразная, как история, и проверять ее по учебнику для средней школы тоже не стоит.
(Правда, эта инфа разбросана 5-6 небольшими кусочками по десятку книг, каждая из которых сопоставима с «Властелином Колец», а самая большая вообще считалась самым длинным фэнтезийным произведением на момент выхода, плюс поздние книги несколько противоречат ранним, и непонятно, то ли автор сам запутался, то-ли он так описывает экономическое развитие больше, чем за 30 лет между двумя основными циклами книг, но не суть).
«Реконструировать» нельзя, там тупо нет никакой информации для этого, а вот додумать на уровне фанона — запросто (и наверняка даже это кем-то уже сделано). Вот только вопрос, зачем?
Я специально взял два примера статистически маловероятных аномалий, которые, тем не менее, есть ИРЛ. Ближайшая к нам река, пересекающая горы — это Волга, разрезающая пополам Жигули, а соленой рекой, текущей из моря в море, с высокой вероятностью мог быть в конце ледниковой эпохи Босфор. Здесь я имел в виду, что если ИРЛ можно без особых проблем найти примеры самых удивительных вещей, то уж в фантастике, которая целенаправленно (на уровне базового фант. допущения) задумывалась как происходящая в удивительном мире, непохожем на реальный, может быть вообще что угодно, в том числе и специально сделанное так, чтобы не являться прямой аналогией реальных вещей, в том числе не обязательно непродуманное, нелогичное или глупое.
Вообще, фентези, вот так навскидку, куда ближе к заданию ощущений, чем к логическому конструированию непротиворечивого сеттинга. (Кстати, на дедушку JRRT тут зря взъелись — у него там как раз куча проработки мира, по привычкам академического учёного, но дело не в этом: любовь к себе он вызывал не тем, что там лунные фазы выверены и упомянутая мимоходом субтропическая флора правдоподобна). Точно так же как Шекспиру, например, не мешает, что у него король Лир совершенно недостоверный клинически безумец.
Вообще, замечу, логические связи сеттинга — это уже заметно более полезная для нас, ролевиков, вещь, чем для типового автора\читателя\зрителя. Просто потому, что персонажи, мерзавцы этакие, дёргаются и с миром взаимодействуют, потому нам регулярно нужны не описанные детали сеттинга. Всё это лемовское «почему светит лампа и как размножается горничная».
Значит, то, что «в массе своей», просто не фэнтези, а что-то еще — например, приключенческая литература или дамский роман с элементами фэнтези (как «Ведьмак 3: Дикая охота» — не ролевая игра, а мультижанровый микс с элементами ролевой игры).
Во-первых, Толкин не был академическим ученым — он был университетским преподавателем, не занимающимся реальной научной работой, и техническим писателем. Во-вторых, вся эта «куча проработки мира» называется «фанон» и является точно таким же додумыванием за автора, какое мы обсуждали с Ангоном выше — там, где в исходнике навешена картонная табличка с надписью «здесь живет условный народ коневодов», фанат берет, допустим, венгров сразу после их перехода к оседлости, дает им условно-англосаксонские имена и говорит, что это реконструированный им глубинный авторский замысел (а другой фанат из другой тусовки использует для того же готов, или сарматов, или равнинных индейцев, а потом они соберутся на одном форуме и будут очень долго спорить на тему того, кто из них понял оригинальный авторский замысел лучше). Причем конкретно у Толкина конкретно это не баг, а фича.
Художественная литература — это не учебник по экономике за вычетом тех случаев, когда в соответствии с авторским замыслом одним из POVов является экономист. Экономическая (а также политическая, социальная и культурная) информация в норме попадает туда только тогда, когда она нужна либо как элемент сюжетного конфликта, либо для создания нужного автору колорита, либо для раскрытия характера персонажа. Например, у того же Уильямса информация о нехватке рабочих рук на селе с последующим ростом цен на труд батраков и подёнщиков (что ИРЛ было одним из отложенных последствий Чёрной Смерти) проходит фоном в рамках характеристики одного из персонажей как 100% безусловного лоялиста — узнав о том, что доходы с его вотчины упали, и что по крайней мере отчасти причиной этого являются неадекватные ситуации решения властей (которые никак не реагируют ни на вышеупомянутый фактор, ни на несколько лет неурожаев подряд), этот персонаж даже в мыслях не подумает обвинить в происходящем короля (по совместительству своего сеньора и лучшего друга).
У Толкина же персонажи сугубо функциональны, и никакого психологизма, реалистического развития, демонстрации внутренней рефлексии, etc для них в принципе не предусмотрено по замыслу. Там, где демонстрируются их мысли или пересказывается личная позиция, реально они говорят то, что должны были сказать в соответствии с замыслом автора, а не то, что они реально могли бы подумать или сказать в такой ситуации. Даже Боромир по сути с самого начала ходит с табличной «раскаявшийся предатель» — и, насколько я могу судить, так и было задумано.
Более того, как мне кажется, сама концепция «в фэнтези должен быть глубоко продуманный, логичный и непротиворечивый (или противоречивый, если это соответствует авторскому замыслу, но один хрен продуманный) сеттинг» — не просто поздняя, но и во многом созданная как раз постклассическим фэнтези эпохи Уильямса или чуть позже, т.е. уже почти современным, а любовь к разработке сеттинга ради разработки сеттинга без учета конкретных задач, решаемых конкретным автором при написании конкретного литературного текста — совершенно отдельный и относительно новый вид фанатской графомании.
Именно так — и, более того, те же легендарные выверенные лунные фазы являются абсолютно нефункциональным элементом, который при желании можно запросто выкинуть или заменить на что угодно еще, нисколько не повредив литературным качествам текста.
Именно так — и, насколько я могу судить, в сферу фанатского развития литературных сеттингов требование к тотальной внутренней непротиворечивости вообще всего в сеттинге пришло как раз из НРИ.
Всё-таки большинство фентези — про приключения, и все родоначальники жанра, будь то Властелин Колец или Конан-варвар — про приключения.
И если ты отделяешь фентези от приключенческой литературы — ты что-то делаешь не так.
На мой взгляд, основная ошибка в том, что ты используешь жанры как непересекающиеся категории, тогда как на практике их лучше использовать как теги, которых у хорошей книги должно быть полдюжины.