По-моему, основное отличие — OSR подразумевают статический мир, который только реагирует на действия игроков, а в PbtA фронты могут двигаться сами по себе, когда становится скучновато.
К сожалению, это очень хорошо подходит для игр с погружением.
Тенра Баншо Зеро — игра скорее без погружения, но с отыгрышем. Правила рекомендуют сильно переигрывать и разводить пафос и страдания на ровном месте, потому что жанр требует.
Но адаптировать для игры про зачистку подземелий, действительно, нетривиально.
Большое количество оцифровок характера работают методом «кнута», а не «пряника».
Но мне кажется, что у систем с пряником больше потенциала.
В Dungeon World, в каждом буклете есть варианты алайнмента. Вместо расплывчатых формулировок, там есть конкретные действия — если действие от своего алайнмента удалось сделать за время сессии, персонаж получает дополнительную экспу.
В других системах черты характера можно напрямую добавить к броскам, когда действуешь в соответствии с ними. По-моему, такая была в Загадке Стали или в её клоне.
Но что мне очень понравилось, так это система в Тенра Баншо Зеро. Там вместо статического характера, у персонажа динамически меняющийся набор мотиваций. Чем сильнее мотивация — тем лучше она умножает драматический ресурс. А когда мотивация выполнена или перестала быть актуальной — её можно сбросить и очистить карму, что повышает лимит прокачки.
Игроки мои устраивают истерику на тему «мы не можем водиться подростками, это ненормально, Аррис, ты педофил штоле? Нам уже не 15 лет, мы взрослые состоявшиеся люди, играть подростками НЕНОРМАЛЬНО»…
Ну я даже не знаю. Ладно, допустим они не анимешники. Но эльфами и гномами-то они играют?
Как я понимаю, редкий аристократ в российской империи был достаточно образован, чтобы считаться визардом. Как говорил один известный бард, Пушкин, «мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь».
Визарды — это скорее интеллигенция, люди у которых есть образование и мозги, но которых никто не слушает.
Вообще, бардократия как раз очень осмысленная форма правления. Потому что социалка составляет основную работу правящей верхушки, и хорошо отображает общую некомпетентность Российской Империи.
Но я бы предпочёл сделать так, чтобы среди аристократии были представители разных классов, в зависимости от того, каков конкретный аристократ. Военный офицер может быть воином или даже паладином, хитрый интриган — бардом или вором, особенно образованный человек — визардом, и так далее. К концу Российской Империи для аристократов было много разных карьер.
Лично я сильно предпочитаю быть кем-то со своими мировоззрением и этикой, зато с возможностью их в самом деле применить, кроша негодяев в капусту.
Но я согласен — это личное.
Единственное, что бы я исправил в этой ситуации — сделал бы так, чтобы эта страна не позиционировалась «доброй» с т.з. автора (пусть лучше за персонажей оттуда говорят их поступки)
Голарион немного экстремальное место, где в соседнем государстве правят буквально черти из ада. Поэтому наличие у стран алайнмента не должно казаться чем-то странным.
Почему вообще нужно брать за реперную точку для элайнмента наши современные этические представления, а не характерные для того культурно-исторического контекста, в котором находится персонаж?
Потому что если мы берём представления Тёмных Веков или вовсе каких-то упырей, то разница между хорошими и плохими слишком теряется, и хочется расстрелять их всех к чёртовой матери?
Бесконечно. Ну или по крайней мере пока у японцев не наладится личная жизнь.
Хотя, если подумать… правильно ли я понимаю, что огромное количество исекаев использует как место действия японскую вариацию на тему «типичного фэнтези»?
Да, большинство исекаев использует очень похожие друг на друга миры, которые я бы назвал японским типичным фентези. Особая примета — Гильдия Приключенцев, международная организация, помогающая направить маньяков против монстров, пока они людей не поубивали.
ЕМНИП, то-ли в The Riddle of Steel, то-ли в 13th Age такая возможность буквально включена в правила
Да, в Riddle of Steel такая опция была очень заметна. Но вообще в любой системе, где социальное положение — это стат, оно может быть сбросовым статом.
В типовом японском фентези про попаданцев рабовладение имеет 50% шанса присутствовать даже в «хороших» странах. Обычно, если оно упоминается, читатели начинают подозревать, что сейчас главгерой будет настолько мутным типом, что не сможет завести себе гарем как все нормальные люди, а просто купит его. Это плохая примета, наверное потому, что автор не может даже влюблённых девушек нормально написать.
(Death March kara Hajimaru Isekai… по-моему единственный исекай, где у ГГ было много рабынь, и при этом история была по-настоящему хорошей)
Хотя если подумать за НРИ, получается, что в партии много манчкинов, которые взяли себе в качестве недостатка низкое социальное положение, и взяли себе за счёт этого беспредельное владение оружием или ещё что-то такое.
GURPS заявляет, что она может всё. Но это неправда, и понять, на что она в самом деле рассчитана — важная часть понимания системы.
Я не слышал о других играх, которые не говорят ничего про жанр. Fate Core, скажем, заявляет.
Мой критерий — человек просёк фишку, когда понял, как система игромеханически поддерживает заявленный жанр. Система, которая не поддерживает заявленный жанр, не заслуживает упоминания.
Подсказка: даже у таколй «универсальной» системы как GURPS на самом деле есть уклон в жанр action-adventure, и она его поддерживает.
Законопослушность против хаотичности — это скорее абстракция всех этих возможных конфликтов. Просто в фентезийном сеттинге Порядок, как и положено Тёмной Стороне, затягивает. Сегодня ты соблюдаешь кодекс рыцарства, а завтра станешь самоарестовываться при совершении преступлений.
Если тёмный властелин — мунданное существо, для него алайнмент — это скорее статистика, а не смирительная рубашка.
Но да, он скорее всего не будет делать описанных вещей, потому что так он будет выглядеть слабаком и его претензии на правление миром будут выглядеть неубедительно. Кто ж будет уважать и бояться человека, который даже Напримерию не смог победить без атаки в спину?
Но адаптировать для игры про зачистку подземелий, действительно, нетривиально.
Но мне кажется, что у систем с пряником больше потенциала.
В Dungeon World, в каждом буклете есть варианты алайнмента. Вместо расплывчатых формулировок, там есть конкретные действия — если действие от своего алайнмента удалось сделать за время сессии, персонаж получает дополнительную экспу.
В других системах черты характера можно напрямую добавить к броскам, когда действуешь в соответствии с ними. По-моему, такая была в Загадке Стали или в её клоне.
Но что мне очень понравилось, так это система в Тенра Баншо Зеро. Там вместо статического характера, у персонажа динамически меняющийся набор мотиваций. Чем сильнее мотивация — тем лучше она умножает драматический ресурс. А когда мотивация выполнена или перестала быть актуальной — её можно сбросить и очистить карму, что повышает лимит прокачки.
Визарды — это скорее интеллигенция, люди у которых есть образование и мозги, но которых никто не слушает.
Вообще, бардократия как раз очень осмысленная форма правления. Потому что социалка составляет основную работу правящей верхушки, и хорошо отображает общую некомпетентность Российской Империи.
Но я бы предпочёл сделать так, чтобы среди аристократии были представители разных классов, в зависимости от того, каков конкретный аристократ. Военный офицер может быть воином или даже паладином, хитрый интриган — бардом или вором, особенно образованный человек — визардом, и так далее. К концу Российской Империи для аристократов было много разных карьер.
Я сильно не люблю ворлдбилдинг где зло объективно существует, а добро — нет.
Но я согласен — это личное.
Да, большинство исекаев использует очень похожие друг на друга миры, которые я бы назвал японским типичным фентези. Особая примета — Гильдия Приключенцев, международная организация, помогающая направить маньяков против монстров, пока они людей не поубивали.
Да, в Riddle of Steel такая опция была очень заметна. Но вообще в любой системе, где социальное положение — это стат, оно может быть сбросовым статом.
(Death March kara Hajimaru Isekai… по-моему единственный исекай, где у ГГ было много рабынь, и при этом история была по-настоящему хорошей)
Хотя если подумать за НРИ, получается, что в партии много манчкинов, которые взяли себе в качестве недостатка низкое социальное положение, и взяли себе за счёт этого беспредельное владение оружием или ещё что-то такое.
Я не слышал о других играх, которые не говорят ничего про жанр. Fate Core, скажем, заявляет.
Подсказка: даже у таколй «универсальной» системы как GURPS на самом деле есть уклон в жанр action-adventure, и она его поддерживает.
Но да, он скорее всего не будет делать описанных вещей, потому что так он будет выглядеть слабаком и его претензии на правление миром будут выглядеть неубедительно. Кто ж будет уважать и бояться человека, который даже Напримерию не смог победить без атаки в спину?