+779.60
Рейтинг
57.45
Сила

Dragomir

Однажды у меня произошла очень смешная история: у меня появилось много (по тем временам) денег — но не лично моих, а так, «подержать дали».

Появились они так: некий дядечка получил грант на исследования, а чтобы больше дали, собрал себе полуфиктивную «команду» «помощников». При том помощники должны были непременно быть студентами — за это организатору шли какие-то бонусы, а может просто больше давали. Поскольку у меня с портфолио было всё отлично, я и стал таковым. Встретились, подписали бумаги, я обналичил-отдал, и получил на руки помимо определенной (маленькой) суммы за беспокойство красивый договор с огромной суммой.

Каким-то образом об этом прознал мой научный руководитель (видимо, через него и вышли) и сказал мне всего одно слово: — БЕГОМ!
Бери мол свою бумагу, тащи к нам на кафедру, делай ксерокопию — и нам это зачтётся. Шутка ли — так студента выучили, что он ещё не окончил, а ему УЖЕ бабки за исследования суют.

Сказано — сделано. На кафедре появилась ксерокопия того самого договора, согласно которого я являюсь получателем АЖ <...>, а взамен обязуюсь предоставить определенные услуги.

Но самое смешное было дальше — о договоре прознала параллельная группа (чисто женская) бухгалтеров. Не сказать чтобы до этого я вообще женским вниманием не пользовался, но вот после… В общем следующие два дня я чувствовал себя как тот карикатурный чувак из рекламы, который вылил себе на голову ведро дезодоранта «Axe». Отбоя, натурально, не было.

Так вот я это к чему — поскольку такая ситуация была заведомо «в демо-режиме», мне, конечно, было смешно. Но как уносит крышу у человека, получающего большие суммы «не по теме» регулярно и всерьёз (в карман, а не только по бумагам) я себе прекрасно представляю. В определенный момент появляется уверенность, что это НЕ тебе повезло, а просто ты какой-то особенный умник с квадратными мозгами. Избранный, если хотите. «Не такой как все». И что бы там не пищал голосок разума, вколоть себе этот наркотик ни на чём не основанного превосходства, конечно, хочется — что многие люди с радостью и сделали бы.

Ну а далее, соответственно, уход в астрал и всякая несмешная жесть.
И ещё. Лично моё наблюдение. Существует достаточно опасный и вредный общественный стереотип, что люди хотят получать «чем больше тем лучше». Это не совсем так.

Большинство (здоровых) людей хотят получать:
1. Плюс минус «как все»
и при этом
2. Столько, чтобы хватало «на прожитьё». То есть элементарно чтобы удовлетворить собственные здоровые аппетиты (невротическая недокормленность сюда не входит) и повседневные потребности + на определенную «уверенность в завтрашнем дне».

И, наоборот, расшатать эту систему в ущерб и имяреку и обществу можно если платить не только сильно мало, но и сильно много.

Сам неоднократно встречал такую картину. Получает человек 30 тысяч к примеру — ведет себя в целом адекватно. Получает 40 — аналогично. Получает — 80 — начинают проходить неврозы, персонаж становится бодреньким, веселеньким. Получает 120 — у персонажа начинается какое-никакое саморазвитие, духовные практики… Наконец, зарплата переваливает, скажем за 128 тыс. рэ… и тут у человека начисто срывает резьбу и сносит крышу, тот отращивает себе невероятное ЧСВ и начинает сыпать какими-то совершенно людоедскими максимами из серии «Гитлеру стало бы стыдно за такое».

Так вот вот этот вот верхний предел у каждого человека очень специфичен. Кого-то начинает колбасить уже на 80 тысячах, а кто-то и пол-миллиона спокойно «переварит», не превратившись при этом в типичного жителя Страны Эльфов, при том буйного.
Есть. Без сомнения. Просто это
1. Либо идейные люди.
2. Либо что-то из разряда миллионера, который будет питаться хлебом с водой и экономить на отоплении и лекарствах.

«Погоду» всё-таки делают не они — что хорошо видно по развитию того же стимовского сообщества, количества подписчиков GOG и так далее и тому подобное.
«Буду краток». Вопрос пиратства в России (да и на всем СНГ) — это вопрос на 90% финансовый. Потому что люди в массе своей готовы донатить даже под честное слово, а то и вообще без оного — если вспоминать об армии попрошаек, исправно зарабатывающих на этой нехитрой особенности.

Однако мало чтобы хотелось, нужно ещё чтобы «моглось». Так вот, пока я зарабатывал 7-12 тыс. р., ни о какой «лицухе» не могло и идти речи. Стал зарабатывать уже 17 — стал ИНОГДА покупать себе всякое. Ну а с зарплатой более 20k вопрос о пиратстве снялся сам собой.

Не сочтите, что я кому-то хочу ткнуть в морду «отитьки я какой», просто у меня слово с делом не расходится. Вот, собственно, и подтверждение. Желающие могут посмотреть куда конкретно и сколько чего ушло.

Так что если бы типовой борец с пиратством направил эту ихнюю seine kampf не на «борбьу с пиратством» (а, по сути, с конечным юзером — у которого, вполне вероятно, деньги рано или поздно появятся, а вот «тёплые» чувства к борцам — останутся), а на то, чтобы у нас людям начинали, наконец, платить деньги (даже лично им знакомым) — то, сдаётся мне, это нанесло бы пиратству гораздо больший ущерб, чем вся «борьба с пиратством» вместе взятая.
Последний раз редактировалось
Я про ту неловкую ситуацию, когда один отдельно взятый человек знает карате, дзюдо, тхэквондо *w, 7 море, фейт, «и ещë множество других страшных СЛОВ», но когда он садится играть или, хуже того, мастерить, из него упорно лезут самые «дндшные» штампы. Именно на вопросе «что могут персонажи?». Даже если сама игра — словеска без кубиков.
Тут уже, скорее, как в анекдоте про двух охотников и одну пару кроссовок. Когда чтобы сорвать кассу, вовсе необязательно представлять из себя что-то Такое — достаточно просто быть чуточку лучше конкурентов.
>олдскул

Пропустил в своё время, так что теперь наверстываю упущенное.

Система моих предпочтений проста, где симпатия к тому или иному документу имеет ровно три градации:
ябпочитал < ябсыграл < ябкупил

К примеру, «Кориолис» находится на второй ступени, а вот ранние издания Mutant Chronicles — на третьей. Понимаю, что сеттинг ни про то, ни про другое, но у меня почему-то при прочтении в голове всплывали образы и того, и другого, и ещё EYE Divine Cybermancy.

Так вот «Ойкумена» застыла где-то между первой и второй. То есть читать — интересно. Разбираться во всех этих топонимах и лингвистических изысках — тоже. Да чего уж там греха таить, для такого маньяка от альт-«чего-либо» нашего с вами мира — это вообще ААААТЛИЧНО! «То, что доктор прописал». Тем более что у самого были определенные идеи «в ту же степь».

А вот стиль и мрачность откровенно отталкивает. Оформление, где всё залито чёрным (при всём своем уникальном стиле) так вообще вызывает ехидные смешки в духе «о! Ещё один „ангстишки“ объелся!».

Всё, что я скажу дальше — это сугубо ИМХО, но на мой взгляд, в нашей время и в нашем месте всё «тёмное», «как у Сапковского», «мрачная мрачнота» перехайповано настолько, что у массового читателя и слушателя автоматом вызывает идиосинкразию. Сквозь которую и приходится пробираться. Я-то проберусь. Мои потенциальные игроки — вряд ли, даже если я их поведу через всё это за ручку, как монтеньский портье через АДъ.

Конечно, есть исключение, вроде Unhallowed Metropolis (UM — это тот неловкий момент, когда сороковник кажется в целом достаточно светлым и ярким местом), где подобное БОЛЕЕ ЧЕМ уместно, но на то они и исключения.
Вот, кстати, плюсую. Мало сделать сюжетную находку, надо ещё и донести её до игроков. Особенно по части игр со словами.

У меня в одной игре, к примеру, фигурировало словечко «шимусенцу». Возникло оно из местного Писания, которое мало того что писалось киборгами и для киборгов же (то есть не просто иероглифами, а составляющими красивый ASCII-узор). Разумеется, переводчик-человек перевел всё гораздо позднее, не совсем так, и данное слово — чисто фонетически. Потому что означает оно элементарный шедоурановский «симсенс», и уже 300 лет не видевшие в глаза ничего высокотехнологичного люди, разумеется, в упор не поняли как это и что это. Даже с пояснениями вида «это такие кристаллы с записью тёмных движений души». Детективы что ли?
Да, крайне странное ощущение по прочтению — «те же яйца, только в профиль».
В чистом виде — возможно, про другое, и сильно. «Гигаксианство, как его понимают на территории СНГ» — в целом по моим ощущениям, про то как я написал. «Тех же щей, да погуще влей». То есть про запретить и не пущать, смерть паладина 17 уровня просто по рандому (от ловушки системы " угадай, куда наступить"), вот это вот всë. Чтение навыков строго как в рулбуке. Когда «мастерство (витьë веревок)» это только витьë веревок и ничего более; для витья канатов (даже со штрафом) его использовать нельзя.

Ну и соответственно, растягивать данный эпизод до «травмы» не совсем верно. Эпизод — да, неприятный, с осадочком — да. Но чтобы прямо «травма» это всë-таки нет.
А это чуть ли не мой ролевой дебют годике так где-то в 2008м. Я тогда мельком прочёл в каком-то модуле по Рейвенлофту, что персонажи могут использовать импровизированное оружие (там во время атаки на лагерь предлагалось плеснуть кипятком из походного котелка). Кроме того, вторая мысль, которую я почерпнул из литературы — о том, что не надо устраивать из ролевый игры аналог компьютерного прохождения. Отсюда и моё предположение о том, что магия в D&D может быть гораздо гибче и вообще чуть ли не как в Ars Magica. Оказалось — нет.

Разумеется, данная ситуация (когда я со всей фантазией, а мне дали от ворот поворот) как-то запала, я её периодически разбирал, ну и спрашивал у знакомых мастеров как бы они поступили при подобной заявке. Справшивал много, конкретно уже не скажу, но пять человек опросил точно. Только один сказал «ну вообще вроде был какой-то фит на то, что бы менять параметры заклинания — скажем, конус холода в шар холода» (что немного не по теме, но ход мысли я оценил), у остальных мнение было в целом такое же — не позволять и всё.

Потом уже и я начал водить, и в целом понял откуда это взялось. Начни из D&D делать Арс Магику — скорее всего, развалится всё и сразу. По крайней мере с типичной партией, которая тут же начнёт делать из луча холода конусы и шары. Без перка. Так что мастера, как я понял, «обжегшись на молоке, дуют на мороженое».
Собственно, идеи у меня следующие:

Пункт ноль, без которого все остальные просто не работают. Отучаемся мыслить шаблонно. Тут надо понимать, что большинство из нас (и я в первую очередь) являемся заложниками всего плохого что есть в гигаксианстве и D&D, откуда мы в ролевые и пришли. Где, например, заклинание Grease — это ТОЛЬКО и исключительно заклинание «по площади». Любые попытки смазать им дверь или скастовать таковое на колёсные оси повозки тут же вызовет гневный окрик мастера в 9 из 10 случаев. Что плохо — ибо укладывает всю творческую энергию в клетку (и даже не золотую) имеющихся шаблонов. От этого надо избавляться — разумеется, не на сессии с тем самым мастером.

В примерах. Играем в ктулхиану, игрок накидал персонажа и говорит: «я музыкант». Хорошо. Что дальше?
У Плохого Мастера™ Как это происходит обычно?
— охохо, музыкант он… во набрали кунсткамеру. Музыкант он. Ну давай, музыкант, говори что умеешь? В общем на тебе +50% к исполнительскому искусству и +5% к навыку итальянского языка (все эти адажио, сольфеджио), и иди на убой приключаться.
А теперь подумаем как того же самого «музыканта» можно развить во что-то более полезное партии и гораздо более выживаемое? Да банально посмотреть на него другими глазами, не сквозь призму стандартных систем и стандартной зачистки подземелья.

Итак, чем силён наш музыкант?
* Акустика. Умение интуитивно почувствовать и проговорить, что пространство вокруг ведет себя как-то не так и отражает звук явно не так, как должно. Например в крохотной комнатке звук отражается как в горах. Или же потолок данной пещеры то ли очень высоко (выше, чем может находиться), то ли его вообще нет (?!).
* Умение уловить тембр голоса. Даже при отсутствии навыков психологии наш музыкант может сказать:
— Ребята, этот придурок специально занижает голос чтобы страшнее казалось. Видите какую рожу скорчил? Ещё бы — с наклоненой головой и напряженной глоткой особо не продохнёшь.
* Умение работать со спецаппаратурой. Наш музыкант знает что подкрутить на патефоне для того, чтобы мерзкий бубнящий голос на заднем плане услышал не только он.
* Слухи и вхождение в соответствующую профессиональную область. Например, наш музыкант уже где-то краем уха слышал про некоего безумного старика Эдика Занна, который вроде бы играл какую-то какофонию, а потом его, вроде, забрали в дурку.
* Знакомства. Вот в этом баре наш музыкант подрабатывал в нищую студенческую молодость, вот этого забавного чёрного паренька он как-то сватал местному джазмену, а вот этого мутного типа он вроде видел на гастролях в Вене. Да, точно, того кто одевается как полный фрик, не скоро-то и забудешь.
* Старые враги и покровители. У одного богатого промышленника жена заочно влюбилась в нашего исполнителя и, как тот не отвергал такие чувства, сам промышленник записал его в смертельные враги. И вот два дуболома с ружьями, которые приставлены следить за, собственно, нашим несчастным, вне себя от счастья. Ведь он на всех парах чешет в проклятый старый дом, где происходит всякая чертовщина. Подарок судьбы! Еда сама в кастрюлю лезет! Даже труп прятать не надо будет гыгыгы. Кстати, угадайте, кого первым сожрёт шоггот?

Как видите, там, где для одного мастера — набор маловажных циферок, для другого — задел и уйма сюжетных поворотов, и уж, конечно, больший запас живучести.

1. Высокий интеллект/соображалка/мудрость etc. — это не только плюс к соответствущим навыкам, но ещё и здравый смысл. Иногда стоит сделать на этом акцент. В том числе игромеханически.

2. Если персонаж, движущийся на полном ходу к собственной погибели, упорно не хочет сворачивать и кидать кубики, помоги ему это сделать.
— Висящая на стене шутливая фотография, которую ты видешь в личных покоях Мистера Икс, показалась тебе какой-то знакомой.
— Гм. Рассматриваю.
— Кидай «искусствоведение». Прокинул!
— Точно! Они же изображают знаменитую композцию «Юдифь и Олоферн»!
— А ещё наш загадочный убийца оставляет трупы в точно такой же позе...


3. Что мы делаем если у нас не хватает навыков в определенной области? Обращаемся к тем, у кого они есть. Так что игрокам и подсказать не грех.
* Мялок, ты бы не ехал по ентому мосту, говорят, хлипкий он.
* Что вы в эти чёртовы руины прётесь? Уже третий лимузин за ночь! Напьются и давай оргии устраивать, извращёнцы чортовы!
* Молодой человек, это, конечно, не моё дело, но по-моему искать улики ночью в грозу у обрыва в скользких калошах — не лучшая идея.
Последний раз редактировалось
Если же вопрос стоит о том, во что в принципе можно играть / во что сыграл бы лично я по такому сеттингу, то мне это видится так:
1. Как ни странно, рыцарский квест в его первоначальном значении. В сеттинге есть организация Cloisters (ага, в одноименном рокфеллеровском замке) — эдакие крестоносцы с шотганами. Так вот тот факт, что вместо пасторальной Англии вокруг будут башни Нью-Йорка, а вместо верного меча — не менее верная плазма, в целом, только добавляют пикантности. Вообще почему-то околокиберпанковских авторов как-то подсознательно тянет на ЭТО (на рыцарственно-замковую эстетику) — взять того же «кибермага» (по ссылке — мой обзор именно на ЭТО) или, например, тот же Шедоуран, где при желании можно накопать в этом направлении много всего.
2. Как ни странно, «восточная сказка». Ну что нам этим занюханным Нью-Йорком обходиться? С одной стороны, за двадцатый век на Ближнем Востоке уже должны перебеситься, а с другой — собственно, при секуляризации и начинается самое интересное. Да и сеттинг позволяет. Мне почему-то представляется такой «Эффинджер здорового человека», без нездоровой фиксации на чисто эффенджеровских вещах. Ну и экзотика, экзотика.
3. Банальные приключения трикстера и ловкого парня, разрядка смехом. Например, сама игра при генерации предлагает примерно следующий сценарий: неоязычники просят украсть икону из местного храма для её дальнейшего осквернения. Решение? Ищем знакомого художника, заказываем ему портрет вашего нелюбимого музыканта 20 века «под старину», отдаём квестодателю. Поскольку тот в силу крайне ограниченного кругозора не видел толком ни икон, ни музыкантов 20 века, должно сработать.
4. Отыгрыш full-metal киборга, он же «я тут положил в землю всё соседнее общежитее — за что меня не любят?». Или, ещё лучше, персонажа, который вынужден вот такого напарника терпеть и при случае это рвение не по уму ограничивать.
5. Опять же, сам сеттинг явно про хакеров и целиком об этом. Так что сюда при минимальной адаптации подойдёт любой «хакерский» сценарий — от мести работодателю и ограбления местного мафиози до «нашёл то, что не следует находить». Страшные тайны, скандалы, интриги, расследования.
6. Быт местного неформала, желательно — буйного. Опять же, игра в целом «про это», примеров хватает.
7. Интриги. Думаю, в подобном сеттинге аналоги масонов и иллюминатов представляют из себя большее, чем альтернатива почётному закрытому гольф-клубу для тех, кто не любит гольф.
Разумеется, определенные попытки у меня были. Что-то даже и сохранились. В принципе, если есть запрос — могу и повыкладывать более-менее причёсанное. Правда, в указанную цель попадёт хорошо если одна четвёртая из написаного.

С другой же стороны, всё это не совсем «переклад» BloodNet как такового, сколько попытки синтезировать «прикольный сеттинг под будущее-как-его-видели-в-восьмидесятых» с элементами BloodNet. Потому что в качестве другого столпа там используется, например, Cybermage (тоже весьма занятная своим миром игрушка), ну а в качестве набивки — опять же элементы целой кучи франшиз.
Старк — это «точка сборки». Так сказать повод, чтобы диалог завязать. Вообще же ярких персонажей там много, но они, понятное дело, неписи. То же самое относится и к побочным квестам.

Там вообще много интересных находок, которых я взял на галочку. От совсем уж простых (токсичная благотворительность) до не совсем очевидных.

К перимеру — по поводу благотворительности. В городском парке можно купить всякий полезный хлам у бомжа — это, в целом, игрой засчитывается за благородный поступок и повышает очки, гм, «невинности», местный аналог благочестия. Вот только следующей просьбой оного же будет купить ему наркотиков. Если игрок/персонаж это сделает, бомж тупо помрёт, и персонажа возненавидит весь оставший парк — и поделом.

Ну а насчёт несовсем очевидных… что делают типичные киберпанк-персонажи, заполучив редкий софт (в т.ч. «для головы»)? Правильно, тут же бегут его себе устанавливать. И очень зря, потому что сначала надо бы проверить антивирусом).

Ну а система «воля/вера/невинность» (над которой я петросянил в том, первом обзоре — кстати, зря) — это пять. Про неё надо будет черкнуть пару строк отдельно.
Вживаемость в персонажа.

В обычную игру играют чтобы «выиграть» или как-то продвинуться по сюжету, расслабиться, отдохнуть.

Ролевая же — это целиком и полностью про то как прожить часть чужой жизни «понарошку». Соответственно, в обычной игре досрочный (не являющийся победой) геймовер — это однозначно провал. В ролевой же — это может быть всего лишь поводом «поговорить о том же самом, но позднее».
Очень хорошо получилось, спасибо. А принижать себя и свои заслуги не стоит — внятный документ на 60 страниц в нашей безумной жизни — это большое дело. Я бы даже сказал, огромное.
Последний раз редактировалось
Какие-то они там нубы зеленые. Прицепились к этому рабовладению. А если человек не негр, то что, ему теперь и обидеться не на что? Непорядок. Не-негры тоже люди!

Вот, для сравнения, пример того, как поступают Профессионалы: ТЫНЦ.

Тут целое меню ("… и тебю тоже") на что можно обидеться, огорчиться, или кисло улыбнуться практически для любой нации и этнической группы, и так далее и тому подобное. И, главное, ссылочки-то, ссылочки. Это чтобы человек точно знал, куда конкретно зайти чтобы бомбануло.

Вот это я понимаю — сервис! Ничего себе, всё людям. Желательно — первым попавшимся.
Извиняюсь, отвлекли, не дали мысль закончить. Теперь что насчёт «шварцевского» примера. Суть его достаточно проста — «оживляж» партии не должен приводить к тому, чтобы игроки начинали играть в механики лично им
а) выгодные
б) но при этом не нужные.
Вроде ежедневной демонстрации мастеру, что те самые +3 силы отыгрываются.

С подсчётом очков и оптимизацией их получения, моё имхо, с большой долей вероятности может получиться плюс как-то так же. То есть игроки да, втянулись, да, что-то делает — но это не вызывает у них того эмоционального отклика как если бы они доходили до подобных решений сами и «от души».