Как не дать ребенку съесть настольные игры - 2
Потихоньку осваиваем D&D. Главное в этом – кубики!
Почти два года назад я написал довольно объемную статью «Как не дать ребенку съесть настольные игры». Если вкратце, в ней рассказывается о том, что происходит с настольно-игровым хобби в тот момент, когда в вашей семье появляется кричащий маленький человек, и как выжить в этой непростой ситуации :)
Так вот, с тех пор много воды утекло, мой ребенок жуть до чего повзрослел, и я созрел написать продолжение. Так что кому интересна эта тема – кликайте на надпись ниже!
Но прежде чем начнем, скопипастю кое-что из первой серии, а именно – дисклеймеры.
Дисклеймер №1. Все написано исходя из того, что ваш основной плейграунд – собственная квартира (как у меня). Также принимаем за аксиому, что по тем или иным причинам регулярно сваливать на игру, оставляя дите на попечение супруги(-га) – не вариант.
Дисклеймер №2. Наблюдения основаны на собственном единичном опыте, поэтому весьма вероятно, что моя писанина далеко не для всех детей будет применима – как ни удивительно, они все разные :) Мальчишки, говорят, вообще более буйные.
Речь у нас пойдет не только о ролевках, кстати. Я имею [не]счастье с радостью заниматься как варгеймами, так и boardgame’ми, так что их темы тоже коснемся.
И таки советую хотя бы по диагонали просмотреть прошлую часть. Этот пост – именно продолжение, так что понятнее будет. Особенно, если вы [еще] не родитель :)
Стадия 5 – от трех лет и старше. Итак, я вас снова поздравляю! Как мне кажется, самый сложный этап взращивания ребенка уже позади. Возня со всякими пеленками и памперсами, в основном, канула в лету, иногда можно выспаться, на первый план выходят ответы на бесконечные «почему?» и так далее. В общем, ребенок из представителя отдельной расы «дети» превратился в полноценного человека. Пока маленького, но уже вполне самостоятельного. И это для нашего хобби просто прекрасно! Начатая на прошлой стадии политика «играем вместе» набирает обороты.
Подробности последуют.
— Ролевки: ну что ж, постепенно можно отходить от принципа «играем в ночи». Во-первых, дитё уже куда ответственнее себя ведет и с ним можно договориться, а во-вторых, и родители не молодеют, спать хочется все больше :) С другой стороны, игры после отбоя младшего состава все-таки приятнее и полезнее для здоровья.
Мы в семье практикуем такую схему: собираемся на ролевку ближе к вечеру, и поначалу занимаемся всякой подготовительной деятельностью: обсуждаем прокачки и новые правила, вспоминаем, что было на прошлой сессии, и потихоньку начинаем играть. Проще всего в таком режиме реализовывать разную механистическую активность – например, боевку. Но категорически не рекомендуется заниматься всякой ролеплейной деятельностью – глас скучающего ребенка моментально убивает нафиг любую атмосферу.
На этом подготовительном вечернем этапе дитятко нейтрализуется одним из следующих способов:
1. Вежливой просьбой позаниматься самому своими делами. Иногда срабатывает :)
2. Специальной активностью «давай ты будешь помощником мастера». Ребенок раздает карты инициативы, выбирает и двигает миньки, кидает за мастера кубики и все такое прочее. Работает отлично, но увы, недолго – очень быстро ребенку эта деятельность надоедает.
3. Просмотр мультипликации. Организованный в другой комнате.
Потом (либо когда пробил час укладания детей, либо – что хуже – если играть дальше уже никак невозможно) мы делаем паузу, уминаем ребенка спать и дальше доигрываем уже в полноценном режиме на кухне. Таким образом, получается нормальная сессия часов на 4-5, состоящая из двух неравноценных кусков. А что вы хотели? Иначе никак.
— Ролевки: а еще можно играть с детьми в специальные детские ролевки. И, поверьте мне, местами это куда как круче игры со взрослыми, особенно, если у вас есть под рукой более одного юного игрока! Я, вообще говоря, на эту тему много чего написал уже, повторяться не буду, вот ссылки:
Волшебный лес – pdf
Как мы с дочкой играли в РПГ
Hero Kids, или «Дети-герои»
Как я провел лето: часть 1, часть 2
— Настолки. Ну что ж, в дополнение к рассмотренной в прошлой серии технике (ребенок сидит рядом с родителями и имитирует игру) добавляется новая – ребенок становится [почти] полноценным участником процесса. Делается это так. Дитяте выделяется свой стул, и выдается вся необходимая игровая атрибутика – карточки, фишки, кубики, что еще там надо. После этого ребенок играет как взрослый. Ваша задача – объяснить ему правила (которые, естественно, для ребенка придется несколько упростить), а также выступить транслятором с языка ребенка на язык игры. Фокус в том, чтобы создать для ребенка иллюзию наличия его в той же игре, при этом он будет пребывать в своем обособленном игровом пространстве с упрощенными правилами. Понятно, о чем я?
Плюсов у этого подхода сразу несколько. Во-первых, ребенок вовлечен и не скучает. Во-вторых, если ему надоест, он может побегать вокруг и потом вернуться к игре без ущерба для оной. Ну в третьих, он учится! Как минимум, математике (в большинстве игр нужно складывать и вычитать), а как максимум – правилам: когда-нибудь он станет полноценным участником безо всяких там «почти». Ну а еще у вас есть удобный аргумент на случай писков и скуки: «это игра взрослая, если тебе неинтересно, значит, тебе рано играть в нее» — после него отпрыск либо будет учиться усидчивости, либо в самом деле пойдет играть сам. Ну, с некоторой вероятностью.
Естественно, такой путь не для всех игр пойдет – дитя должно хотя бы в общих чертах понимать, что мы тут делаем (воюем с монстрами, строим города и т.д.). В абстрактных сложных играх этот подход вряд ли прокатит.
Да, а еще можно практиковать тему «давай у нас с тобой будет один персонаж (ферма, город и т.д.) на двоих». Ребенок решает, что делать, а вы при необходимости корректируете и проводите все сложные механистические действия.
— Настолки: играем только с ребенком. В таком режиме есть свои плюсы – например, вам не нужно разрываться между течением игры и взаимодействием с мелким, а получаемый ребенком объем внимания куда больше. Однако в случае подрощенного карапуза сам игровой процесс все меньше напоминает «развлечение младшего поколения», и все больше интересен сам по себе.
Прежде всего, в наши дни существует огромное количество отличных игр для детей, в нашем детстве такого не было. Теоретически, можно даже ухитриться засадить нескольких детей играть друг с другом без взрослых (хотя на практике мне лично не удалось ни разу).
А во-вторых, теми же методами упрощения правил и трансляции слов ребенка в язык игры вы без проблем и с удовольствием можете играть с младшим поколением в ваши любимые взрослые игры. Знаю, поначалу выглядит странно, но поверьте моему опыту – мы с четырехлетней дочкой умудряемся играть, например, в настольный «Mage Knight». А ведь на его обложке гордо красуется надпись «14+».
Если интересно, кстати, могу отдельным постом рассказать о том, какие взрослые настолки проще всего для адаптации под детский вариант и как именно. Пишите в камменты.
— Варгеймы: все по старому. Тут, по сути, особо добавить нечего. С точки зрения игры – относитесь к варгейму как к настолке, то есть все то же упрощение правил + вовлечение. Мы вот в настольный 40К с азартом уже играем, жаль, в любимом Вармаше вычисления с двузначными числами, рано пока :)
А с точки зрения хоббийно-покрасочной – все пока остается на уровне предыдущей стадии (аляповато красим китайских солдатиков), потому как мелкая моторика к трем-четырем годам (по крайней мере в нашем случае) еще не достигла того уровня, чтобы пытаться красить полноценные миньки. Хотя творения выходят все лучше и лучше. Но тут дело сложное.
+++
Ну что ж, вот, пожалуй, и все. Перечитав написанное, могу подвести итог: ребенок из угрозы для настольного хобби все больше превращается в дополнительную возможность для его реализации. И это, на мой взгляд, просто здорово – хорошо и вам, и ребенку, и хобби! Посмотрим, что я напишу через пару лет в третьей серии этого поста.
Удачных игр вам и вашим детям!
P.S. Да, и реализуя все мои советы, помните: дети юны, и длительность фокуса внимания у них куда меньше взрослых. Час, полтора, редко больше. Не увлекайтесь :)
9 комментариев
куб...дайсы )Из личного опыта (брат, такого возраста), могу добавить, что подсаживание на настолки может дать побочные неожиданные эффекты. После знакомства с Яростью Ашардалона и Дзиртом (ДнД бордгеймы, механика простая, но, конечно, нужно все объяснять, да и складывать больше 10 сложнова-то, хотя клетки считает) он начинает играть в странные игры: спасать взрослых от монстров, носиться по всему дому размахивая мечом и луком (а на самом деле деталями большого деревянного конструктора) и т.д.
В общем, прихожу к тому, что нужно искать что-то более мирное и созидательное (но Каркасон же еще равновато ди и не то немного) Есть что-нибудь на примете? Чтобы играть нужно было против поля, причем «доброе» и «правильное»?.
Насчет настолок — да, проблема есть, дети — народ впечатлительный. Советую присмотреться к таким отличным штукам, как «Запретный остров» и «Запретная пустыня» — обе кооперативные против коробки. А насчет «Каркассона» — есть же на свете детский вариант, вот он.
Удачи! :)
А еще есть идеи подходящих настолок? Что-нибудь «созидательное» и «строительное», но против поля?
Ещё у нас неплохо шла вот эта игра:
www.boardgamegeek.com/boardgame/83228/fairy-tale-my-pocket
Там, правда, тоже монстры, эксплоринг, разные крутые шмотки. Прикольно то, что поле каждый раз разное. К ней есть куча сценариев, вариаций, есть чёрно-белая версия для раскрашивания.
www.boardgamegeek.com/boardgame/46748/robo-champ
Кидаем кубик, строим роботов такого цвета, как выпало.
Она по базовым правилам, правда, ПвП: можно у чужих роботов руки-ноги отрывать и своему прицеплять. Но в неё можно играть и как в cooperative, когда цель — просто поскорее собрать всех роботов.
Суть в следующем, если кратко: все карты (вне зависимости от от того, что на них написано) дают +1 к любому параметру (атаке, защите, движению и влиянию), а при плате маны — +3. Продвинутые карты дают соответственно +3/+5. Плюс к этому правила боев существенно упрощены.