Genesys. "Кто все эти кубы?"


Небольшая вводная. Genesys — это система-конструктор, выпущенная в 2017 году компанией FFG. Она позиционируется универсальной, наряду с GURPS и Savage Worlds, но при этом более заточенной под нарративную составляющую. Я про неё слышал давно, но возможность опробовать появилась только недавно и сейчас хочу рассказать про свой опыт.

Первый вопрос, который появляется у человека при виде горсти непонятных кубов, используемых в системе: «Как тебя играть кидать?». В отличии от подавляющего большинства прочих игромеханик, в Genesys используется собственный набор d6, d8 и d12 с определенными значениями, не привязанными к цифрам. Можно сказать что они как эдакие fudge-дайсы на максималках. Что уже нехило повышает порог входа, с учетом того что достать их сейчас можно не везде. Но эта проблема довольно легко решается за счет специального приложения для телефона (которое, мне кажется, сильно повлияло на моё конечное восприятие, основательно упростив подсчёт). Всего здесь 6 видов кубов, половину из которых можно назвать «хорошими», а другие — «плохими». Все они дают при броске 4 разных показателя: успехи, провалы, осложнения и преимущества. Звучит уже довольно сложно, не так ли?

Но, на самом деле, система проще в понимании, чем кажется на первый взгляд. Если с успехами и провалами всё понятно, то преимущества и осложнения уже более разнообразны в своей трактовке: они позволяют получить как ситуативные бонусы, так и повлиять на следующие броски, для чего в правилах существуют отдельные таблицы.

Вторая особенность Genesys — очки сюжета, которые являются аналогом фишек в других системах и возможность игромеханически повлиять на повествования, вставляя в него собственные детали. Например, вы встречаете на своём пути стражника, охраняющего дверь и вы можете потратить фишку, чтобы объявить его давним знакомым своего персонажа. И точно так же мастер может использовать их против игроков, но, в отличии от той же Savage Worlds, очки сюжета постоянно передаются от мастера к игрокам и наоборот, создавая эффект перетягивания каната.

Genesys декларирует возможность разыграть сюжет в любом антураже и я участвовал в ваншоте по реальной истории, которая происходит в одном из кантонов Швейцарии, в конце 14 века, который пытается завоевать новоиспеченный дом будущих австрийских Габсбургов. Один из персонажей был сыном графа, наследником правителя этих земель, а мы были его «рыцарским копьём»: монах из Франции, цирюльник-врачеватель (мой), придворный шут и мошенник. В довесок к нам присоединился единственный свободный на тот момент рыцарь-вассал.

Мы отправились к пограничной деревне на переговоры с отрядом наемников, чьей поддержкой нужно было заручиться, чтобы разгромить неприятеля. По пути мы встретили голодающую деревню, уничтожили отряд разбойников и в конце-концов дошли до деревни, где расквартировались солдаты удачи. По пути опробовали на игромеханику: поначалу с непривычки было трудно даже сказать какой вышел результат, но потом к инфографике привыкаешь и всё становится проще. В отличии от того же Fate с преимуществами не надо было как-то особо изгаляться, придумывая на ходу лудо-нарративную трактовку: если, например, выпало одно осложнение, то можно ограничиться тем что персонаж «устал, отвлекся, приуныл» и списать пункты усталости. А преимущества всегда можно конвертировать в будущий дополнительный куб на проверку. В общем, просчитываемость системы в этом плане несколько прозрачней.

Ну а система очков сюжета позволяет двигать его в нужном направлении в любой момент: вы вряд ли будете тормозить динамику, поскольку на ходу довольно просто придумать полезный факт или обернуть обстоятельства в вашу пользу. Боевая система также довольно несложная и не затягивается со временем. Мне не удалось пощупать часть механики, а именно таланты и магию, но даже в таком виде играется Генезис довольно бодро. А ещё его так же, как и Savage Worlds, не нужно сильно допиливать под конкретный мир.

В общем, опыт по системе могу назвать положительным и худшие опасения не подтвердились. Да, не всё удалось попробовать, но тем не менее Генезис неплохо выполняет свою функцию «универсальной повествовательной системы».

19 комментариев

avatar
Спасибо за обзор!
avatar
Спасибо! По обзору возник вопрос — а что мешает мастеру двигать сюжет без фишек? Как обоснована потребность в них?
avatar
А вот этим и плохи все концепции нарративных ресурсов для мастера :)
avatar
Вообще ничто не мешает.
Они нужны чтобы игрок отдавал их мастеру и наоборот)
Последний раз редактировалось
avatar
В том и вопрос — чем обоснована необходимость отдавать их игроку? )
avatar
Чтобы игрок их использовал очевидно, для (в идеале) обогашения игры или как поощрение.
avatar
Могу предложить гипотезу: как минимум как напоминание. Счётчик активности и спотлайта, помимо всего прочего — игроки их отдают тебе, если у тебя их скопилось слишком много, значит ты слишком давно не отдавал их игрокам (и не задавал ситуации, которые это вызывают). Если их скопилось непропорционально у разных игроков — значит, кому-то надо уделить больше внимания.
avatar
значит ты слишком давно не отдавал их игрокам (и не задавал ситуации, которые это вызывают)
Вот! В том-то и вопрос, какие ситуации это вызывают? )
avatar
Ситуация может быть простая — «у игроков нет ресурса, чтобы ввести в историю новую сущность-особенность-поворот, потратив на это фишку». Они, помимо модификации бросков, используются и игроками для ввода в историю благоволящих игрокам моментов. «Фишку трачу — местную знахарку, которая очень нелюдимая и не разговаривает с чужаками, в детстве спас от костра мой отец, со мной она точно пообщается, как минимум!». Не автоматическое разрешение задачи игрока — но ощутимое упрощение каких-то аспектов. То есть она может считать, что ее долг не перед тобой — а перед непосредственным спасителем, так что договариваться с ней все равно придется, но она хотя бы будет согасна поторговаться.
avatar
Это всё понятно. Вопрос о ситуациях, которые вызывают передачу фишек от ведущего игрокам.
avatar
Да, в общем-то, ничего) Насколько понимаю это просто дополнительный инструмент, на случай возможных действий игроков. А так должен получаться своеобразный игромеханический пин-понг, где каждый что-то может своё внести.
avatar
Простите за ругательство в оригинальной картинке.
Это шутка про Fate, но и генезису применима, только вместо драмы киношность Мб? Игроки хотят в важном для них броске улучшить шанс фишкой, мастер показывает напряжённость сцены.
Часто происходит повышение ставок ака размен фишки, где на один бросок и игроки и мастер вкладываются.
avatar
Спасибо за обзор, меня очень смущало, как на реальной игре ощущаются эти пятьдесят видов кубов.
avatar
По опыту 10+ лет использования — куда как проще, чем 100 видов кубов в DnD или Саваге :)
avatar
«Что уже нехило повышает порог входа, с учетом того что достать их сейчас можно не везде.»
Гм. Везде, куда Али доставляет пустые кости, по 200-300 рублей за 10 штук. D6/D8/D12 — разных цветов, рисуй на гранях что угодно :)
avatar
Я бы не сказал, что много кто захочет специально разрисовывать кубы ради одной не слишком понятной им изначально системы) Ну и новички, в том числе, скорее предпочтут что-то более мейнсримное.
avatar
А я и не говорил, что это облегчит вхождение. Я просто прояснил некорректный тезис «достать их можно не везде» — и, возможно, подсказал путь решения для тех, кому это может быть нужно, но кем такой путь решения не рассматривался.
avatar
Я просто прояснил некорректный тезис «достать их можно не везде»
А в чем некорректность)? Если вы зайдете в обычный магазин настольных игр, то дайсов специально под Genesys там скорее всего не будет) Я даже не припомню когда там последний раз появлялись fudge-дайсы. Да, заказать можно что угодно но, опять же, это все про случайного человека, который просто решил попробовать систему.
avatar
Алик доставляет куда угодно, и довольно бысто и дешево, в среднем в два-три раза доступней, чем обычная покупка фирменных в магазинах — так что «не везде» при наличии этого знания уже не срабатывает.
По моему опыту и общению с ребятами из магазинов — там, где есть книжки, стараются держать соответственное количество дайсов к ним (если они профессионалы). А так можно договориться до того, что еще дайсроллер найти надо — а это сложна, у нас лапки :) Мы же говорим про ответственных потребителей, да?
Я больше про то, что несмотря на сильное осложнение покупок на том же Амазоне, сейчас все равно есть варианты решения проблемы для тех, кому это важно.
А так — да, дайсроллеры на телефоне-планшете-ноуте-сетевые для игр вполне работают.
И полностью согласен с тем, что новички скорее возьмут красивый полный комплект из книжки, дайсов и минек — если и не зайдет, можно место под монитором декорировать :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.