Как я провел лето, часть 1



Всем привет!

Может, помните, я недавно рассказывал, как я играл с двумя детьми на даче в настольные ролевки? Так вот, я только-только вернулся из отпуска, где я с этими же ребятами провел на той же даче чуть больше недели. Три ролевых системосеттинга, около 10 сессий и бездна уникального ролевого опыта.

Если интересно – лезьте под кат.

Диспозиция

Итак, ура, отпуск! Дача, на которую мы едем отдыхать вместе с семьей друзей — суммарно нас четверо взрослых и двое детей. Вечерами со взрослыми мы шпилили в разные там Elder Sign, FAE и «Воспоминания о будущем», но об этом как-нибудь в другой раз. Сегодня речь у нас про детские ролевки.

Итак, моя игровая группа, как и в прошлый раз, состояла из двух бойцов: моей дочки четырех с половиной лет, обладательницы нехилого игрового опыта в различные игры; и сына друзей, который, с одной стороны, на год старше, а с другой – играл куда меньше. Советую (если еще не) почитать мой предыдущий рассказ (ссылка была в начале статьи) – этот пост во многом «вторая серия» и без него кое-что может быть непонятно. Но если кратко — мы до этого несколько раз в таком же составе играли в Hero Kids, и всем это дело понравилось.

На этот раз в боевой планшет были запихнуто еще больше приключений для «Детей-героев», распечатаны соответствующие карты и монстры, а также, на всякий случай, десяток листов в дюймовую клетку – для импровизации. Помимо этого, я, подумав, захватил и электронный рульбук Mermaid Adventures – мы в нее с дочкой пару раз играли, но брали только сеттинг. Про механику ни черта уже не помнил, но, подумал, вдруг пригодится.

Итак, после прибытия, я на второй день взял детей в оборот: «Помните, мы играли в Детей-героев? Хотите еще?» и в ответ получил восторженное «Даааааа!».

Понеслась!

Hero Kids

Итак, мы начали играть в HK. На этот раз наши герои отправляются в заброшенную шахту спасть сгинувших там горе-горняков. К сожалению, я уже деткам приключение с аналогичной интригующей завязкой уже водил в прошлый раз, о чем они не преминули вспомнить. Но тогда я импровизировал, а тут модуль уже распечатанный с красивыми картами и монстрами. Чтоб добру не пропадать, пришлось выкручиваться в духе «ну это совсем другие горняки совсем в другой шахте». Вроде прокатило.

Однако на этот раз я решил несколько усложнить игровой процесс, и для начала ввел в игру задачи с фиксированной сложностью, которые завязаны на конкретные параметры – силу (melee attack), ловкость (ranged attack) и интеллект (пришлось назвать его хитростью, magic attack). В общем, детям эта метаморфоза далась не очень гладко, и они местами начали путаться. Но чем дольше играли, тем легче становилось.

Я подкидывал партии задачку за задачкой, поощряя их креативность – «как перебраться через речку», «как залезть на скалу» и все такое прочее. Все шло на «ура» до тех пор, пока наши юные герои не попали в коридор, в котором гигантские пауки свили гигантскую же паутину и за ней спрятались. Партия – оба милишники, и лезть в паутину никому не хотелось. Игра застряла, и я начал предлагать разные опции вроде «а вы можете порезать паутину» или «попробуйте приманить пауков чем-нибудь», намекая на имеющийся у героев запас еды. В конце концов, видя, что игра окончательно встала на паузу, я озвучил конкретный набор опций. Тем не менее, все эти сложности на пути привели к тому, что деткам таки стало скучно и они, помаявшись минут 10, высказались в духе «да ну нафиг, одного шахтера спасли, и уже хорошо, а второго пусть кто-нибудь другой спасает». Шах и мат :)

Кстати, внимательный читатель наверняка уже жаждет выводов из поведения детей (например, только что описанного эпизода) и сравнению их с взрослыми игроками. Спокойствие и терпение, они непременно будут. Потом. А пока просто ограничусь констатацией фактов.

Следующая история была про летающий корабль, на котором наша партия отправляется путешествовать с сумасшедшим гномом-алхимиком гениальным изобретателем. Атака летучих мышей, а потом – злобных воздушных пиратов. И тут я совершенно осознанно, после того, как партия пошла в атаку на превосходящие силы пиратов, устраиваю TPK (в данном случае, правда, «K» — это скорее knockdown, ибо юные герои не умирают). Ну, то есть не то что бы валю РС специально, а просто не вмешиваюсь и даю событиям развиваться в естественном ключе.

Трюк, вообще говоря, рискованный. Я очень боялся ручья слез. Однако мне жуть как хотелось своими этими игрищами выполнять не только развлекательную, но и некую воспитательную, что ли, функцию. Показать юным игрокам, что да, говно тоже случается, и зачастую оно является прямым результатом выбранного курса действия. В жизни пригодится. В общем, решился.

Однако детки в очередной раз меня приятно удивили. Вместо того чтобы удариться в истерику, они внимательно выслушали описание того, что они потеряли сознание и пришли в себя в клетке, уже на земле. Правда, для верности я добавил, что теперь мы будем играть в то, как вы убегаете из плена. И понеслось! Вышибли дверь, забрали эквип, накостыляли страже у дверей, нашли свой корабль на стоянке и уже были готовы лететь, но вот незадача – водить летучий корабль никто, кроме гениального изобретателя, не умеет. И вот когда герои побежали в соседнюю тюрьму его спасать, на партию выбежало много-много пиратов, и тут игра закончилась. Дочка заявила «мне больше не нравится». Все. Тупик.

Небольшое лирическое отступление. Меня все мои взрослые игроки не любят за стремление часто и беспорядочно менять системы и сеттинги. К чему это я? Увидев, что игра в «Детей-героев» застопорилась, я понял, что пора менять систему. Забегая вперед, скажу, что к Hero Kids мы больше так и не вернулись.

Mermaid Adventures

Освежив рульбук в памяти, я осознал, что механика «русалок» сложнее, чем в HK, при этом местами похожа. Путаница неизбежна, поэтому я решил попросту сохранить механику из Детей-героев — с минимальными изменениями.

Вообще говоря, у нас сегодня не обзор системы, а сказ о сессиях, так что детально разливаться про «русалок» я не буду — так, в общих чертах. Игра эта про приключения в подводном царстве – типа как в диснеевской русалочке. Но не только и не столько боевые приключения, а самые разные. Игра вообще куда более ролевая, чем HK. Механика довольно сложная, но, как и с предыдущей системой, она может быть использована именно в том объеме, в каком «тянет» ваша партия. А еще система эта очень девчачья – тут есть таблицы для генерации прически, например, и все такое прочее. Все это недрогнувшей рукой было спилено.

Но самое главное – в MA есть правила по созданию персонажей. И именно с этого мы и начали.

Для начала я рассказал игрокам о том, что представляет из себя подводный мир, показал арт из рульбука (кстати, теперь привычку показывать картинки я перенесу и на взрослую аудиторию, почему я, балбес, раньше-то так не делал?). Поведал о том, что мы будем придумывать вам героев. После чего приступили к генережке – выдал игрокам по ручке и бумажке, все как у больших. Правда, читать игроки пока еще умеют не очень, так что параметры, эквип и скиллы изображали значками. То есть я спрашивал «как нам обозначить Силу?», игрок говорил «кулаком» или «крестом», и я рисовал соответствующую пиктограмму и значение у него на листе.

Из забавного – я очень рассчитывал, что у меня будет разнородная партия, но куда там! Один игрок сделал себе персонажа, а второй у него все списал – начиная с расы (там есть всякие люди-рыбы, люди-лобстеры, люди-скаты и так далее) и заканчивая распределением статов :)

В общем и целом, генережка прошла хорошо. Однако под конец дети возмутили меня фразой «Хотим уже играть»! И они туда же! Ведь всем понятно, что генережка – как раз самая интересная часть ролевой игры! Гррр :)

Ежели серьезно, мне при запуске «русалок» хотелось не только сменить антураж, но еще и потестить более «ролевую» игру. Все-таки «Дети-герои» больше похожи на boardgame – фишки, поле — материальные, в общем, компоненты. Мне же жуть до чего было интересно посмотреть, как дети воспримут «театр разума» и оценить их способность действовать, ориентируясь на чисто словесное описание (как максимум – с минимумом схемок без сетки). Ну, и еще больше дать им возможность креативить, находить свои способы выхода из ситуации.

Если вкратце – все получилось отлично. Никаких проблем. Примерно так же, как дети слушают сказки из книжки, так же они слушали мои описания. И действовали согласно им! Игроки (обычно) не выбирали из списка опций, а, как большие, вполне были способны придумать оригинальные подходы, исходя из логики повествования.

Мы совершенно точно отыграли две истории, одну даже из двух сессий. Может, еще была какая-то мелочевка, не помню уже.

Для начала я запустил несколько адаптированый модуль из рульбука про то, как герои спасают стыренные подозрительными личностями сокровища короля подводного царства. А после того, как он позитивно завершился, я загнал партию в самый настоящий донжон – искать заблудившегося в нем мальчонку. Но не такой донжон, в котором драконы с орками сидят, а такой, который населен различными интересными существами и наполнен головоломками.

И это было круто, доложу вам! Наверное, это была лучшая из всех игр на даче. Я подкидывал партии одну за другой интересные задачки и, можно сказать, возможности для ролеплея. Например, на входе был огромный спящий краб – как вы через него переберетесь? А вот лабиринт (натурально нарисовал лабиринт) – найдете выход? Дверь, закрытая секретным замком (пазлом на смартфоне) – сумеете открыть? Отдельно прикольна получилась встреча с магом-отшельником, который живет в этом подземелье. Он дал партии вторичный квест на поиск своего фамильяра, а в награду предложил на выбор любое заклинание (игрокам нужно было самим придумать, какое). В финале, превратившись в рыб, герои прокрались в логово морских разбойников и спасли незаконно удерживаемого ими заложника – отметьте, без прямой конфронтации! Здорово, одним словом

Видя, с каким восторгом детки в процессе и после игры носятся с идеей заклинаний, я вспомнил еще про одну игру, на которую давно засматривался. Она называется Little Wizards, и я понял, что не смогу удержаться от соблазна и обрушу-таки на беззащитных детей еще одну систему. Оставалась одна беда – у меня ее с собой не было. Но ведь такие мелочи не остановят настоящего мастера, правда?

+++

На этом — на сегодня все. Но это еще не конец рассказа, материала накопилось на два, а то и на три поста, смотря как писаться будет. В планах — закончить рассказ собственно об игре, а потом написать обещанные итоговые особенности игр с детьми, полученные на основе этого обширного игрового опыта.

Следите, как говорится, за обновлениями!
  • нет
  • avatar
  • 1
  • +25

7 комментариев

avatar
Это очень круто, я считаю. Особенно во втором приключении, про русалок. Пожалуй, скоро можно отдельную книжку выпускать про настольные ролевые игры и детей.

Твой пост напомнил мне о том, что я на даче сам водил два приключения для девушки и её сестры 10 лет. Тоже получил свой небезыинтересный опыт, и надо бы самому об этом написать.
avatar
Давай! А то у меня в любом случае взгляд на эту тему однобокий, хотелось бы и о чужом опыте почитать.
avatar
Вечерами со взрослыми мы шпилили в разные там Elder Sign, FAE и «Воспоминания о будущем», но об этом как-нибудь в другой раз.

Дети в это время спали или присутствовали? Интересен их взгляд со стороны на «взрослые» НРИ.
avatar
В основном спали. Но у меня есть обширная фактография наблюдений за дочерью, наблюдающей за настольными ролевыми играми взрослых :)

Если вкратце — особо никакой реакции. Взрослые играют в свои взрослые игры, чо, бывает.

Плюс — два момента:

а) ребенку часто бывает скучно и он хочет принять участие в общем веселье. Мы практикуем роль «помощника мастера», если игра не слишком сложная — дочка раздает карты инициативы, бросает дайсы за мобов etc. Ну, примерно так же, как принимает участие в любой другой «взрослой» деятельности.

б) ребенок иногда довольно внимательно слушает, что происходит. Меня дочка однажды поразила в самую печень, начав «водить» меня по ситуации, которую я сам водил накануне гостям :)

Как-то так.
avatar
Вот интересно, как она будет смотреть на «игры взрослых» теперь: увидит ли аналогию с тем, во что играла сама.

… Я тут мимоходом увидел, как дети (во дворе) играют в игру, в которую я в детстве играл всего пару раз лет 20 назад. Но правила вспомнил сразу.
avatar
Спасибо, очень жду продолжения!
avatar
Рад, что понравилось. Продолжение уже в работе :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.