Волшебный Лес – детский сеттинг. Часть 3
Одна из многочисленных волшебных палочек
И наконец — финальный пост в серии. Сегодня в фокусе – советы мастеру и методы расширения игры.
Ссылки на предыдущие посты: часть 1 и часть 2.
Спасибо всем откликнувшимся читателям ЖЖ и имки за поддержку и идеи, некоторые из которых я беззастенчиво стырил :)
Как всегда, фидбэк приветствуется.
Советы мастеру
Что я вынес из опыта вождения своего «юного игрока»? Что делать нужно все так же, как привык, но при этом держать в голове несколько моментов:
— Будьте осторожны, степень погружения в игру очень высокая! Куда выше, чем у взрослых – дети принимают происходящее очень близко к сердцу, зачастую не понимая, что можно просто «выйти из игры» (это не только мой опыт, кстати). Можно запросто довести игрока до слез, так что не забывайте об этом.
— Когда игрок забуксовал, озвучьте опции. У детей куда меньше жизненного опыта и потому – способностей к импровизации (именно их мы этой ролевкой и развиваем, кстати). Ребенку часто сложно найти очевидный для взрослого выход из проблемной ситуации. Поэтому алгоритм такой: сначала ждем идей игрока (это важно!) и, if any, стараемся сделать их реализуемыми или же наглядно объясняем, почему так не получится. Если же ребенок в тупике, то явным образом перечисляем варианты – идеально через фамильяра РС.
— Дети любят «перепутаницу». Может быть, это характерно только для определенного возраста, не знаю. Но моя дочь очень радуется, когда происходят всякие несуразицы – Баба Криста по рассеяности надевает дуршлаг на голову, друид-полиморф Эрик начинает мяукать вместо произнесения человеческой речи и так далее. В нашем волшебном сеттинге огромное количество возможностей внедрить подобные моменты, так что пусть игрок порадуется. В общем, на одном «педагогизме» далеко не уедешь :)
— Делайте сессии и истории короткими. Зависит от возраста, опять же. Но по моему опыту, час – оптимально, после этого ребенок теряет фокус внимания, и хотя продолжает утверждать, что хочет играть, на самом деле уже устает. Длинные истории на несколько сессий без промежуточного финала, как мне кажется, тоже зло – дитё может запутаться. Лучше «сериальный формат».
— Портретируйте изо всех сил. Неписи должны быть живыми и запоминающимися. Не бойтесь перегнуть палку, пусть персонажи получатся гротескными – в данном случае это только плюс! Следите не только за содержанием слов, но и за голосом («смешные голоса» рулят), интонациями, полезно активно жестикулировать. Дети еще сильнее взрослых чувствительны к невербальной информации.
— Не настаивайте на выполнении «квеста». Ребенок пока не знает, что суть ролевой игры — выполнить квест и получить опыт :) Поэтому может легко соскочить с основной сюжетной линии. Не настаивайте. Лучше продемонстрируйте негативные последствия недоделанного дела, скорее всего, игрок сам захочет его так или иначе решить (может быть, найдет альтернативный выход).
— Не мешайте игроку «пожить» в Волшебном Лесу, но всегда имейте в запасе сюжет. Мой опыт показывает, что юный игрок плохо относится к играм без контента и цели. С другой стороны, дочка очень любит периодически сойти с основной сюжетной линии и позаниматься своими делами – поэкспериментировать с заклинаниями, заняться делами, погулять по лесу и т.д., особенно в те моменты, когда нужно ждать наступления какого-то события. Не ограничивайте свободу игрока.
— Приготовьтесь удивляться. У нас, скучных взрослых, уже есть в голове довольно жесткая картина того, как устроен мир, что в нем возможно, а что – нет. Даже если мир этот – вымышленный. А у детей этой картины нет, поэтому они способны иногда придумать такое, от чего просто офигеваешь и хочешь отмахнуться. Не торопитесь отказывать, постарайтесь сказать «да» и включить в игру идею игрока. Мне кажется, это очень важно для развития творческих способностей.
Офтоп. У меня на игре была ситуация, когда метла ведьмы взбунтовалась и улетела на высокую гору. РС получила предложили помочь достать строптивый хозинвентарь. Мне виделось в качестве решения очевидное применение имеющегося спелла «превращение в птицу». Я никак не мог сообразить, к чему дочка заявила «у меня же есть заклинание уменьшения!». Потребовалось несколько наводящих вопросов для того, чтобы до меня дошло – она хочет уменьшить гору, чтобы с нее можно было забрать метлу. Гремит гроза, шаблоны рвутся :)
Расширение игры
Ну и напоследок – несколько идей, как можно обогатить игру, в первую очередь путем включения в нее разных обучающих элементов. Ибо в процессе игры учиться и проще, и приятнее. Степень применимости этих идей, естественно, зависит от возраста игрока.
Трюки с кубиком. Самый простой способ параллельно учить ребенка считать – интегрировать математические операции в механику теста. Вот какие я вижу варианты:
— Устанавливать сложность теста, дельту компенсировать специальными фишками, число которых должен озвучить игрок. Говорим: «Нужно 8, бросай кубик». Игрок бросает, выпадает 4. «Сколько не хватает?»
— Устанавливать сложность теста, использовать статичный бонус. «У тебя +2 к кубику, нужно 6». Игрок бросает, выпадает 3. «Получилось или нет? Сосчитай».
-Устанавливать сложность теста, бросать два кубика. «Нужно суммарно 8, бросай кубики. Сложи два числа, хватит или нет?»
Также не забываем о том, что существуют кубики с точками и с цифрами – в зависимости от того, насколько дитё хорошо считает и каковы наши цели можно использовать как тот, так и другой.
Головоломки. Можно периодически предлагать игроку решить разные несложные головоломки – например, чтобы открыть запертую дверь в башню, сотворить зелье и т.д. Варианты могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, чего вы хотите достичь и насколько много у вас лени. Варианты:
— Написать/прочитать буквы, слоги, слова;
— Собрать картинку из кусочков;
— Нарисовать что-то или смастерить;
— Смешать цвета;
— Пройти по лабиринту, соединить картинку по точкам и т.д.
Можно либо самому замутить головоломку, либо скачать в интернете или вообще на смартфоне что-то запустить.
Мини-игры. В игру периодически можно вставлять процесс каких-нибудь состязаний с НПС – например, гонки на метлах, игры в футбол, сбор грибов и т.д. Реализовать их проще всего серией различных чеков или все той же головоломкой. Хорошо пойдут настольные игры — в ролевой игре мы отыгрываем игру с другим персонажем методом игры в настольную игру в реале :)
Заключение
Ну что же, на этом, пожалуй, всё. Вероятно, что когда-нибудь я вернусь к этой теме и еще чиркну пост-другой про Волшебный Лес, но пока эти три куска собой образуют законченный, простите, продукт, готовый для использования.
Удачных игр вам и вашим детям!
P.S. Если среди читателей есть энтузиасты, то я был бы очень рад, если бы кто-то умелый собрал все три поста в единый более-менее красивый pdf-ник – для общей пользы. Я сам в связи с нехваткой скиллов как максимум способен нажать на кнопочку «сохранить как pdf» в MSWord, а это все-таки не совсем то :)
4 комментария
Можно мне забрать все три части и сверстать в красивую PDF? Результат выложу.
Могу выложить в гдоки, если надо. Надо?
Выкладывать текст не надо, я уже все забрал. Спасибо.