Зачем нам готовые сеттинги
В рамках заявленной мисии «собрать все в одном месте» буду потихоньку выкладывать свои старые записи из ЖЖ. Если кто вдруг уже видел — не обессудьте.
Начну пост традиционно.
Ползал я давеча с лупой по карте Альтдорфа (который милостью Зигмара Молотодержца столица Империи) в поисках названия подходящей локации для дальнейших событий, и думал: нафига я это делаю? Ведь доподлинно знаю, что никто из моих игроков не заморачивается бэком мира в такой степени, чтобы отличить, скажем, Марктплац от Кёнигплац. Придумал бы что-нибудь да и пошел лучше чем полезным занялся.
Часть более теоретическая.
Почему мастера вообще выбирают готовые сеттинги вместо того, чтобы изобретать что-то свое? Причем зачастую не просто водят игру «по мотивам», а тратят свои силы, время и энергию на то, чтобы сделать свой мир максимально похожим на прототип – читают книжки, смотрят картинки, изучают форумы?
1. Интересно. Основа всего остального. Чаще всего мастер выбирает какой-то сеттинг для своих игр, если он ему нравится. Он видел его в компьютерной игре, в фильме или в книжке о нем читал и т.д. И теперь ему хочется еще раз туда погрузиться, а еще лучше – оставить свой грязный след. Нередко, кстати, люди знакомятся с миром даже безо всяких практических целей – интересно, и все тут!
2. Экономия креатива. Придумать свой сеттинг, причем не абы какой, а рельефный и особенный – тот еще трюк. Не каждому под силу. А в готовых мирах, особенно специально адаптированных под РПГ (вроде Forgotten Realms или того же вархаммера), уже все придумано и каталогизировано. Я уж молчу о многочисленных готовых приключениях. Бери и пользуйся.
3. Эффект узнавания. Вот говорю я игрокам «играем в Dark Heresy!», те мне «все понятно, какой Ордос?». А вот если «играем в пост-ап мир с магией», то в ответ «ыыы… ааа… расскажи-ка поподробнее». Когда вы используете готовую и известную всем площадку, то сил на донесение многих реалий мира тратится гораздо меньше. Иногда знание сеттинга является почти претребованием — попробуйте-ка коротко описать невовлеченному значение слова «техножрец»)
Есть еще один пункт, но он при близком изучении очень уж смахивает на моего личного ездового таракана. На всякий случай включу его отдельным пунктом, вдруг у кого-нибудь еще такой водится?
4. Боязнь сделать подделку. Вот тут кроется смысл поиска отличий между разными маркетплацами. Подсознательно пролезает опасение, что если в официальном флафф-источнике столицей королевства является какая-нибудь Ромусия, а у меня – просто Ситибург, то этот мир уже не тру, не настоящий, и все тут. Просто фик на тему, что, несомненно, плохо.
В общем, использование готовых сеттингов – дело хорошее. Это подтверждается и изобилием соответствующих ролевых супплементов в ассортименте разного рода издателей.
Часть более практическая
Если вы твердо решили, как и тысячи других, потащить своих игроков по детально описанному и проработанному сеттингу, то вот несколько граблей, оставивших шишки на моем лбу:
1. Мир у каждого свой. Даже если и мастер, и партия читали одни и те же книжки, у каждого участника в голове о мире складывается совершенно уникальная его картинка. По большей части нюансы восприятия мало на что влияют, но кое-где может дойти до серьезного недопонимания, что негативно скажется на качестве игры. Особенно тяжко, когда разница присутствует в форме мастер-партия, вариант игрок-игрок чуть легче. Мы на всем скаку влетели в эту проблему в кампейне по Black Crusade – я трактую богов Хаоса, их стремления и вообще дух Четырех Стихий не так, как игроки. Решили для ясности замять, но все жду, когда опять вылезет. Превентивного решения этой беде не вижу( Только мирно разбираться с несоответствиями по факту их возникновения.
2. Приготовьтесь много читать. Имхо, основная проблема всех готовых сеттингов, особенно если хочется играть «ну вот прям щас». Зачастую быстрее и проще придумать что-то, чем грызть толстые мануалы по любимому миру. Может звучать парадоксально, но для меня это так. Какой-нибудь супплемент страниц в 200 чистого английского языка, пусть и по диагонали, сгрызается минимум за пару недель. Сколько ненужной информации я получаю в ходе такого чтения – не пересказать. Однако заранее предположить, что именно мне пригодится, а что нет – сложно. Иногда какой-то один абзац текста оказывает весьма существенное влияние на весь кампейн. Так что тут можно только вздохнуть и приготовиться читать, читать и читать. В качестве рекомендации могу посоветовать штудировать основные книги по миру подробно, а всякую вторичку – крайне выборочно, на предмет поиска идей, и только.
3. Мир должны знать все. БольшАя часть плюсов готовых сеттингов теряется, если с ними знакомы не все за столом. Предельный случай – когда знаком только мастер, в этом случае в плане доведения инфы до партии это ничем не отличается от самопальной вселенной. Тут в идеале хорошо бы заставить (под дулом болтера проще всего) игроков прочитать хотя бы базовые тексты по сеттингу, но далеко не всегда это получается. Мои вот игроки на 66% вообще английский не читают, а некоторые (не будем показывать пальцем) еще и ленивые. Так что есть альтернативный, универсальный метод, о котором упоминал еще Вик – водить то, что игроки знают и любят. Дешевый способ добиться успеха)
Надеюсь, эта статейка поможет некоторым сделать свои игры лучше, или хотя бы даст пищу для размышлений. Удачи вам в покорении мегабайтов текста и скрывающихся за ними лесов, полей и маркетплацей)
11 комментариев
Хотя по сравнению с отсутствием необходимости в болтере для того, чтобы заставить всех игроков прочитать один и тот же сеттинг, все остальные преимущества собственного сеттинга меркнут.
Тут Фланнан задумался, что сейчас дико добродушный, и высказал эту мысль нейтрально, а не как призыв убивать, отнимать и делить. Наверное, потому что сытый.
Что до обезжиренных продуктов, они ведь тоже делаются преимущественно из дотированной кукурузы.
А по поводу ДНД 1 — что характерно, предисловие к Gods, Demi-Gods & Heroes (1976) начинается словами «Well, here it is: the last D&D supplement». И далее про то, что мы своё дело сделали, а теперь вы хоумрульте, как хотите, это ваша игра. ;) Однако уже в том же году Гигакс садится за написание AD&D, и там предисловие начинается с того, что D&D все хоумрулят как хотят, хватит это терпеть, нужен единый стандарт правил. К вопросу о.