Что такое хороший сеттинг или ролевая игра как фанфик

Ну, собсно, основная мысль поста уже высказана в названии: ролевая игра кое в чем очень похожа на написание фанфика. Игрок, так же, как автор фанфика вписывает своего персонажа в придуманный кем-то другим мир.

А для того, чтобы кому-то захотелось писать фанфики исходное произведение должно быть интересным, должно «цеплять». Чтобы хотелось поселить героя в этом мире, чтобы он участвовал именно в этих войнах, интригах или карнавалах, чтобы он вступал в отношения именно с этими персонажами (для особо пошлых — под «отношениями» я имею в виду не слэш, а весь спектр человеческих отношений: дружбу, вражду, долг, месть и т.п.). Автор фанфика хочет увидеть своего героя не вообще сражающимся с какими-то врагами, а вот в этой конкретной сцене, стоящим на стене именно этой крепости рядом с этими конкретными людьми.

Т.е. на фанфик человека вдохновляют 1)конкретные персонажи 2)конкретные сцены 3)сюжетные плоты т.е. совокупность причин, отношений и обстоятельств, которые придают смысл конкретным сценам и поведению героев в них.

Множество сеттитнгов «по книгам/фильмам» созданы именно ради удовлетворения этого желания — засунуть своего персонажа внутрь любимой книги. С одной стороны создателям такого сеттинга проще — те, кто будут в него играть, УЖЕ любят это мир, УЖЕ неравнодушны к персонажам, его населяющим, их УЖЕ интересуют именно эти переплетения сюжетных нитей.

С другой стороны, в исходной книге или фильме сюжет (а иногда и весь мир) крутится вокруг главных героев. У создателя игры есть два пути: 1) «подменить» главных героев исходника на PC и 2)развивать сеттинг «вширь», давая возможность PC вписаться в какие-то боковые ветви, неосвещенные или затронутые только краешком в исходном произведения. Кстати, ровно то же самое мы видим в сюжетах фанфиков. Главный герой там — либо один из оригинальных героев произведения «переписанный» автором на свой лад, либо кто-то из сильно второстепенных персонажей, неважно, взятый из исходного произведения или придуманные самим автором, который в данном фанфике вылезает на передний план.

Оба эти подхода имеют свои подводные камни. В первом случае надо помнить, что в исходном произведении от личностей главных героев обычно зависит очень многое. И если эти личности будут другими — все может пойти совсем не так. Изменится тон и стиль повествования, изменится сюжет, в некоторых случаях может измениться и весь мир. Короче, это может оказаться уже совсем другая книга.

Во втором — далеко не во всех книгах/фильмах окружающий героя мир, не задействованный прямо в основном сюжете описан достаточно подробно и живо. И при попытках автора игры «нарастить» содержательную часть боковых и «невидимых» ветвей, эти новые части могут тоже сильно отличаться от оригинала и модифицировать его в нечто почти неузнаваемое.

И в том и в другом случае на выходе мы можем получить разочарование игроков, которые ожидали встречи с любимым и знакомым, а встретили непонятное нечто, только смутно похожее на любимый ими оригинал.

У автора, который пишет свой сеттинг с нуля, нет этих проблем. Зато есть другие :) Про его сеттинг еще никто ничего не знает. Нет ожиданий. Но нет и любви и эмоциональных привязок. Потому главная задач такого автора — сделать так, чтобы его сеттинг полюбили. Чтобы игрокам захотелось вставить его мир своих персонажей, встретить его NPC, поучаствовать в придуманных им войнах, конфликтах и торжествах.

Типичная ошибка многих начинающих сеттингописателей заключается в попытке сходу написать типа научную энциклопедию по сеттингу. Строение мира, география, флора-фауна, экономика… Для человека, впервые узнавшего о существовании сеттинга, все эти слова абсолютно не нужны и никак не мотивируют его в этом сеттинге играть. Ну часто ли вы встречали игрока, который серьезно хотел бы играть не важно во что, но обязательно на фоне конкретных фиолетовых гор вулканического происхождения?

Такая информация может быть нужна мастеру при построении своих сюжетов в сеттинге. Но это все нужно пихать в самый конец, в приложения, мелким шрифтом в раздел «дополнительные справочные материалы для мастера» а не на первую страницу.

Для игрока все эти ботаники-географии — это в лучшем случае расписной задник сцены, на которой происходит действие.

А о чем же надо писать? Да о том, о чем было сказано в самом начале. О людях, об их отношениях и о причинах, которые толкают этих людей к действиям. Давайте посмотрим на конкретных примерах:

[b]Равенлофт.[/b]
один из самых популярных сеттингов под D&D. Основа сеттинга — описание личностей и трагических историй конкретных NPC — доменлордов.

[b]Мир тьмы[/b]
Основа сеттинга — описание переплетения связей и мотиваций персонажей, живущих в нем и обстоятельств, с которыми эти персонажи сталкиваются.

[b]7-е море[/b]
Опять обстоятельства, мотивации и конкретные персонажи.

Это только наиболее яркие и удачные примеры.

Ну что ж, на этом, я полагаю, стоит закончить, а то для читателей получится чересчур многабукв за один раз :)
Продолжение следует.
  • нет
  • avatar
  • 0
    • 0
    • 0
    • 0

36 комментариев

avatar
э-мм.... вообще-то это был недописанный пост, сохраненный как черновик...
кто ж знал, что тут черновики тоже всем видны.
avatar
То-то я думал, что чего-то не хватает. Но мы уже ждем продолжения! Заинтриговал.
avatar
Ну вот, теперь оно дописано до конца. Можно комментировать ;)
avatar
"Множество сеттитнгов "по книгам/фильмам" созданы именно ради удовлетворения этого желания - засунуть своего персонажа внутрь любимой книги" - В изначальном посыле видится мне ошибка. Множество сеттитнгов "по книгам/фильмам" созданы совсем не для того чтоб впихнуть в них какого-то персонажа. Они созданы из желания продлить удовольствие от "общения" с сеттингом, от желания расширить, раскрыть то что в сеттине не охвачено. А взять и впихнуть своего персонажа "на звезду смерти" - это в лучшем случаем мотивация на поиграть для игрока...
Соответственно, дальнейший разбор вопроса через изначально ошибочно поставленную призму имеет не много смысла.
avatar
Наверное поэтому я так люблю делать "перезагрузки" сеттингов. С одной стороны, фанфик, с другой - можно переписать все, что нужно, с нуля. Ну и любовь подгонять параметры системы под заданные условия сказывается.
avatar
Глинт, если сеттинг не создан с расчетом провоцировать игрока на желание поиграться в нем - то он бессмысленнен... эрго логическая цепочка Гремлина имеет право на существование..
avatar
2Glint А как предлагается игрокам общаться с сеттингом, если не через своих персонажей? Купить книжку, почитать и пообсуждать, как она хорошо написана, а потом положить на полку?
avatar
Minder, мы можем поспорить о формулировках, но к чему бы мы не пришли - изначальный посыл звучит как "множество сеттингов создано ради того чтоб всунуть своего персонажа" - и это не так. Подавляющее большинство сеттингов созданы не для этого. И говоря "имеет немного смысла" я не сказал что не прочитал текст до конца. Однако, мне не хотелось бы с критической точки зрения разбирать его целиком Smile
avatar
Presto, речь тут, если прочесть текст, идет не о игроках, а о авторах сеттинга-фанфика. Автор же фанфика-сеттинга не руководствуются желанием впихнуть своего персонажа хотя бы потому что он будет водить, а не играть :)
Последний раз редактировалось
avatar
Основная мысль статьи вообще то, как я могу понять - "сеттинг надо писать так, что бы по нему хотелось написать фанфик"... а не так что "сеттинг надо писать как фанфик"...
avatar
Основная мысль понятна. Ее можно выразить словами в стиле КО - сеттинг надо создавать так чтоб игрокам хотелось по нему играть. Но при этом почему-то дается не верная мотивация для этого желания. Ибо вопрос стоит не столько во вписывании туда некоего "своего" персонажа сколько в желании узнать сеттинг получше или остаться с ним подольше. Желание же "наследить во что бы то не стало", впихнуть своего перса, накорябать "тут был вася" свойственно тем игрокам с которыми мне не очень по пути.
avatar
2Glint Мы, похоже, какие-то разные тексты читали. Smile
avatar
Но при этом почему-то дается не верная мотивация для этого желания. Ибо вопрос стоит не столько во вписывании туда некоего "своего" персонажа сколько в желании узнать сеттинг получше или остаться с ним подольше.


Повторю вопрос. Как игроку общаться с сеттингом, если не через своих персонажей?
avatar
Я и рассматриваю сеттинг с точки зрения игрока.
Именно потому, что "подавляющее большинство сеттингов созданы не для этого" - в них и не особенно-то хочется играть. Когда автор пишет сеттинг не для игроков, а для себя - и получается такая вещь в себе, интересная только автору и узкому кругу его друзей.
avatar
2 Presto

так есть же куча сеттингов, которые интересно почитать и пообсуждать. Но в которые мало кто играет.
avatar
Не надо подменять понятия. Сеттинг созданый "для игрока" и сеттинг созданый из желания впихнуть в него своего персонажа не одно и тоже.
avatar
Presto, через персонажа, разумеется. Но, грубо говоря, мотивация должна быть не "ох как я хочу свой любимый шаблон впихнуть в этот сеттинг", а "ах какой сеттинг, в нем будет круто поиграть, я прям вижу что там мне будет интересно сыграть то-то и то-то"
avatar
2 Glint

Мне кажется, это ты подменяешь понятия. За моим текстом ты видишь что-то такое свое, что тебя сильно задевает.

В моем тексте нет слов "автор должен писать сеттинг из желания впихнуть туда своего персонажа". Там написано, совсем другое: автор должен писать сеттинг так, чтобы другим людям захотелось поиграть там своими персонажами.

Ты, кажется неверно понял основную мысль (ну или не прочитал дальше первого абзаца ;) Сеттинг - это не готовый фанфик. Сеттинг - это "исходник" для фанфиков, которые будут создавать игроки в процессе игры.
avatar
2Gremlin. Например? Я просто не являюсь знатоком большого количества сеттингов, так что просто не знаю.

2Glint. Честно говоря, разница от меня ускользает.

То есть я вижу, что в первом варианте подразумевается, что игрок всегда играет одно и то же вне зависимости от сеттинга, но это ведь вопрос к игроку, а не к сеттингу?
avatar
2 Presto
да посмотри хотя бы всякие конкрусы сеттингописателей. Или просто выкладываемые по форумам сайтам "авторские сеттинги". Даже если отбросить совсем бездарные поделки, там много вещей, которые вызывают бурные обсуждения, но очень редко вещи, про которые люди не из команды разработчиков говорят "о, мы в это поиграем".
avatar
2Gremlin
А. А я думал, ты про официально изданные - и удивился. Так-то да. Сюжеты в этом плане более перспективны по понятным причинам.
avatar
2 Glint

Да, до меня дошло, на какой фразе тебя переклинило. Первое предложение четвертого абзаца. Я подумаю, можно ли подобрать более точную формулировку.

Но текст в целом все равно не о том, о чем ты подумал ;)
avatar
2 Presto

Да и из официально изданных такого добра есть. Ну к примеру всякие древние позабытые D&Dшные сеттинги. Типа тех же киндомз оф Каламар, про которые мне напомнили щас на МРИ (хотя там немного про персонажей и потенциальные сториплоты все же есть).

Просто такие сеттинги, даже если издаются официально, почти никогда не становятся любимыми и популярными, и быстро забываются или проходят мимо внимания основной массы игроков.

Ну а при разумных издателях они и до издания-то не доходят Smile
avatar
2 Gremlin
Собственно я это предложение написал в первом своем ответе специально чтоб указать на точку "обострения" Smile

Там есть еще дальше по тексту ограничение подходов которые есть у создателя всего двумя вариантами.
На мой взгляд это тоже не совсем верно, я бы выделил как минимум еще два подхода - играть за врагов (за ситов, за изенгард и т.п.) и брать за основу только сеттинг произведения перенося действия в другое время, место и т.д.

И дальше по тексту персонажецентрированый подход тоже не охватывает всю ширину возможностей. И даже ошибка юных сеттингостроителей лишь крайность, а вот, например, начать изучать сеттинг с той же карты бывает очень полезным.
avatar
2 Glint

"Перенесение действия в другое место" - это и есть "развитие боковых или не освещенных в источнике ветвей" в моей терминологии.
единственное что, если мы будем создавать игру про совсем не освещенные в книге области сеттинга - связь с первоисточником может остаться только в названиях.

А вот "играть за врагов" - это интересно. Да, пожалуй тут ты прав, это действительно можно вынести в отдельный пункт.
avatar
Примеры про перенос по времени и месту:

Имея на руках 6 частей фильма по Звездным воинам играть в джеддаев, но 2000 лет до событий фильма (да, я знаю что есть сеттинг старой республики).

Имея на руках "Черный отряд" Глена Кука играть времена первого владычества Властелина и Госпожи.

Тобишь полностью отключиться от сюжета и действующих персонажей непосредственого произведения, но использовать сетттинг на 100% с его узнаваемыми и любимыми игроками особеностями.
avatar
начать изучать сеттинг с той же карты бывает очень полезным.

Полтора года водил по своему сеттингу (хотя на супер-оригинальность он не претендует). Карты не было. В итоге потихоньку начал вырисовывать ее только в партии по скайпу, которую начал водить месяц назад.
avatar
Уж не знаю кому как, но лично для меня карта нужна едва ли не в последнюю очередь. А уж при решении вопроса за поиграть по какому-то сеттингу её наличие не влияет совершенно.
avatar
Хинт: иногда карта -- это в первую очередь способ наглядно отобразить набор конфликтов и мотиваций, характерных для персонажей сеттинга.
avatar
2 Dmitry Gerasimov
По-моему, это довольно специфический случай. Приведи конкретный пример такой карты если можно.

Но даже если так, надо бы сначала узнать об этих самых конфликтах и мотивациях. Сама по себе карта с какими-то пометочками заинтересует разве что любителей карт (хотя, такие тоже наверняка встречаются среди ролевиков).
avatar
Только у нас рождество чаще и я что-то не упомню сеттингов, для восприятия которых мной это было бы критично. Личный опыт, чего уж там.
avatar
Таки да, вдогонку: речь идет за карты Smile
avatar
2Gremlin:
Glorantha, 7th sea, Eberron и... (cheatmodeon) Planescape. Насчёт "в первую очередь" я, конечно, сильно погорячился, но эти карты вполне работают таким образом.
avatar
И какие такие конфликты и мотивации НАГЛЯДНО изображаются на картах Теи? Вот прям так, чтобы взял карту (не читая сеттинга вообще) - и прям увидел эти самые конфликты?!?

"Работать" карты начинают после того, как ты узнаешь о нациях Теи или домах и нациях Эбберона, о их войнах, их политике, путешествиях известных персонажей и т.п. Тогда карта помогает структурировать всю эту информацию и дает тебе дополнительную "картинку" в твое видение мира.

А карта сама по себе... ну вот скажи, если на карте Теи немного изменить форму Авалона, пририсовать в Монтене еще одну реку, а в Айзене воткнуть пару гор - твое восприятие сеттинга сильно изменится? Мое - так совсем не.
avatar
Разве я что-то говорил про "не читая сеттинга вообще"?

Всё-таки Арсений прав -- тяжёлый и неблагодарный это труд, с тобой разговаривать.
avatar
Ну так не разговаривай, если тебе это не нравится. Никто ж не заставляет, и денег за разговоры со мной не платят.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.