Если бы меня попросили назвать лучшую систему для партии новичков...

Лучшим вариантом для знакомства с ролевыми играми, я считаю игры на Fate:
* Сама Fate имеет простую механику
* Fate универсальа и познакомившись с ней партия сможет играть в разные игры
* Сам набор игр широк и покрывает многие сеттинги из поп-культуры (Dresden Files или Leverage, например)

Но все не так просто…

Если наша партия пришла к нам из WoW или любой другой CRPG, то D&D в последней редакции — равноправный выбор:
* Знакомая всем игрокам механика и терминология
* Большой выбор готовых приключений и сеттингов
* Переведена на русский

Отличная, но специфическая система — Фиаско, мне кажется она идеально подойдет для очень творческих личностей, журналисты, актеры, писатели или просто увлеченные литературой:
* Не требует подготовки
* Почти отсутствует механическая часть игры
* Переведена на русский

Дневник Авантюриста — также как и Fate, универсальная система. Но на мой взгляд заметно сложнее механически, с перевесом в боевую составляющую. Я бы советовал как замену Fate, только если партия не знает английского.

Отдельно скажу о GURPS, в которую играю сам очень давно и с удовольствием — не рекоммендовал бы её новичкам ни при каких обстоятельствах. Система прекрасно справляется с моделированием любого жанра и мира, но только при условии, что мастер и игроки знают, чего хотят. Новички потеряются в количестве возможностей, которые предоставляет система из коробки.

Все ИМХО, конечно.

49 комментариев

avatar
Насчет гурпса возражу только в одном. Новичкам можно играть партию по гурпсу, если набором правил будет только гурпс лайт, а не весь репозиторий базовых правил и дополнений. 30 страниц текста вполне подъемно.
avatar
Подъемно, но даже в лайт — полная свобода, кучи возможностей и никакой конкретики во что играть, как играть. Лайт нужен уже-не-новичкам, чтобы быстро освоить систему и начать.
avatar
В качестве двух рекомендуемых систем ты тоже назвал 2 абсолютно универсальные системы, и если сравнивать демку Дневника Авантюриста с гурпс лайт, то возможности и объем будут весьма схожи и тоже ни хрена не понятно из механики во что играть.
avatar
А в демке дневника, разве нет приключения и прегенов? (Сорри саму демку не глядел, видел тлько Savage Worlds Deluxe)
avatar
В той, которую видел я, прикла не было. Сейчас вроде есть.
avatar
Есть SW Test-drive, там что-то вроде прегенов, квикстарт правила и трехстраничный модуль.
avatar
В Deluxe издании несколько зарисовок, а новый тест-драйв также включает в себя одно такое.
avatar
Я начал водить с GURPS Basic Set + GURPS Cyberpunk третьей редакции. :P

А если серьезно, то, на мой взгляд, сравнительно годную для новичков ГУРПСу еще только предстоит сделать. GURPS Lite четвертой редакции — в большей степени демка двиижка полной ГУРПСы, нежели «легкая ГУРПСа» (и, такое чувство, что сделано это намеренно :/ ).
avatar
Грей, ты начал водить Гурпс с полного нуля до этого вообще в ролевки ни разу ни играв, ни как мастер ни как игрок? Если нет, тогда сравнение некорректное.
avatar
Я до этого какое-то время обсуждал РПГ с игравшими в Эру Водолея, и много выдумывал для РПГ чисто в стол.
А так же параллельно с гейм-мастерингом я типа-как водился у таких же новичков как я, но опять же по Эре.

Так что я ни в коем случае не образцовый экземпляр «игрока нашедшего Бэйсик Сет в пустыне». Я знал, как выглядит процесс.
avatar
Типичный же новичок.
avatar
Я начинал с GURPS Basic Set, GURPS Magic и GURPS DF 1-2,8, возможно ещё использовались кусочки GURPS Martial Arts, но я уверен, что сколько-нибудь подробно мы его прочитали потом.
До этого у меня был опыт только компьютерных ролевых игр и книг-игр. У остальных игроков — тоже не было опыта в НРИ, поэтому я оказался мастером.

Неплохо получилось, насколько я помню. Хотя я никак не мог предсказать, насколько опасен будет для партии очередной вытащенный из DF2 монстр.
avatar
А я бы так сразу не назвал.
Я тут покапитанничаю и скажу, что новички бывают разные. И есть реально большой пласт тех, кому начинать стоит где-то так с Пасфайндера.
Я недавно целый вечер обсуждал перетаскивание диких стихийных словесочников на систему (с тем, у кого немалый в этом опыт) — это вообще дело совершенно отдельное.
Я, в принципе, могу сформулировать и отчасти уже сформулировал критерии системы, которые бы были приемлимы для сферических новичков в вакууме, и даже разработать ее, но ничего из существующего и известного этим критериям не отвечает или же отвечает, но не в полной мере.
avatar
А вот я не соглашусь. У нас в группе новичёк в ролевых играх, причём совсем «зелёный» преспокойно освоил Houses of the Blooded, и готовится осваивать Миртьмовский Сторителлинг и четвёртую редакцию ДнД.
avatar
Новички в группах опытных геймеров — это совсем иное дело. Даже если их специально не натаскивать на что-то, а предоставить изучать книжки самому, он все равно получает сильные преимущества от того, что находится в группе. Для него уже многие углы срезаны.
avatar
Я бы попросил обратить внимание, что речь идет о партии (!) новичков, которым надо учить систему всем и с нуля.

ПС. Не обновил страницу — не увидел поста Агента
avatar
Ну да, чего-то я не сообразил…

Ну всё равно, партия новичков. Какая игра первая попалась, в какую они захотели играть, в то и будут. Я думаю, ролевые игры всем доступны.
avatar
Мир Тьмы. В линейке Second Sight.
avatar
Я бы рекомендовал Red Box D&D 4e, если б перевели. Вроде процесс игры доступно показан
avatar
Мне GUMSHOE кажется крайне дружелюбным для группы новичков, простая детективная система, крайне легкая боевка, много подробно расписанных приключений.
avatar
А ГАМША расскажет новичкам КАК играть?
avatar
Вполне.
avatar
Конечно.
И при трате основного игрового пула — исследовательских способностей — игроки получают автоматических успех. Все остальные проверки проводятся нехитрой формулой при помощи крайне распространенного d6.

Кажется, внутри каждой игры на Gumshoe есть подробное вводное приключение, пакет советов для игроков и мастеров, советы по построению сценариев, о специфике игрового жанра и т.д.
avatar
Если партия пришла к идее игры в настолки, обчитавшись флаффом варгейма вархаммер — лучше ли им использовать одноименные системы или таки нет?
Но это так, полушутка.

Тут будет главный вброс пункт.
Я бы не сказала, что фиаско — это ролевая игра. Она может быть сколь угодно близкой, но стоит несоизмеримо ближе к мафии.
Так можно и «да, темный властелин» в ролевые системы для новичков записать — идет на ура, и даже есть роли — гоблинов :)
avatar
btw, Фиаско всё-таки именно ролевая игра.
avatar
А по мне, так это какое-то другое хобби. Хотя и смежное, по справедливости говоря: через него можно пробовать заманивать в НРИ. Уверен, что кто-то уже пытался, и, возможно, у него могло получаться.
avatar
Ты так говоришь, как будто, скажем, разные редакции D&D — это одно и то же хобби. ;)
avatar
Вкусного венгерского чаю этому господину (:
avatar
Таки все-таки нет.
Нет, конечно же, все зависит от определений и поскольку единого стандарта для них нет и не будет, можно хоть игру в монополию называть ролевой.
И мафию. И «да, мой темный властелин». И, о! Аракхэм хорор.
avatar
Вообще мафия действительно считается ролевой игрой, просто не настольной. Хотя на мой взгляд именно «ролевой» момент в ней выражен слабо. А вот тот же ужас аркхэма — ни разу не ролевая игра, в нее можно играть как в ролевую, если отыгрывать персонажа, но мне кажется, баланс игры на это не расчитан.
avatar
Таки мы же за настольные ролевые игры говорим, не?
Просто и ролевые игры в госпожу и господина — они таки действительно тоже ролевые, роль отыгрывать надо.

С хоровом пример говорит о том, что при желании можно и его называть ролевой игрой, будь у кого такое желание.

Фиаско — та же мафия, вид сбоку и чуть сверху.
avatar
Из твоего коммента не было очевидно, что ты говоришь об НРИ, приводя в пример мафию.
И да те ролевые, что с госпожой — тоже ролевые.
И с хоррором повторюсь — пример неверный, он НЕ ролевая игра, правилами игры ролевая составляющая никак не оговорена. Но об этом ниже пишет Дмитрий.
А Фиаско все же настольная игра, хоть и полным минимумом механики. И может я играл в другую Мафию, но никакой связи с Фиаско, я не вижу.
avatar
Ну как никакой связи? Мы имеем некий шаблон, в котором роли (и взаимоотношения между ними к слову) распределяются согласно записанным в этом шаблоне правилам. Это я о Мафии к слову. Ничего общего с Фиаско вы здесь не наблюдаете?
И там и там четкие правила передачи хода и результаты твоих слов и действий оценивают другие игроки (в одном случае голосованием, в другом — черными\белыми кубиками). Механика разнится, но по духу эти две игры в целом схожи и если Фиаско — ролевая игра, то попробуйте мне доказать, что мафия — нет.
avatar
Когда мы играем в мафию, мы блефуем и пытаемся разгадать чужой блеф, чтобы победить.
Когда мы играем в фиаско, мы пытаемся создать красивую историю.
Быть может, Вы как-то иначе в эти игры играете?
avatar
Таки и вторая часть того, о чем я говорила была в том, что сей терминологический спор прекрасен тем, что при отсутствии таки единого стандарта определений, мы можем что угодно тащить в ролевые настольные.
Есть какие-то более менее общеприеятые термины, но и они зачастую не очень сильно жесткие.
avatar
«Фиаско» подпадает под «negotiated imagination» и «fiction is part of the rules», а перечисленные тобой настолки — нет.
avatar
Мафия чем-то не подходит? Да ладно? Отыгрыш от первого лица, игроки отыгрывают роли. Что не так?
avatar
Я скажу странную вещь, но «игроки отыгрывают роли» никак не подходит в качестве определяющего признака ролевых игр. И вообще исторически сложившееся название нашего (наших?) хобби мне кажется довольно неудачным.

А вот то, что я назвал выше — подходит. И классическая мафия тут в пролёте.
avatar
В Мафии есть «fiction as the part of the rules» — по правилам мне выпала карта с комиссаром и я по правилам принимаю роль комиссара и мои способности определяются этими правилами. Negotiated imagination в целом тоже присутствует.
avatar
А фикшн-то в чём? Мои способности в игре в пятнашки тоже, знаешь ли, определяются выпавшей мне ролью вóды.
avatar
Оо.
Ну ладно, попробуем определить, что вы подразумеваете. Расскажите мне пожалуйста, где данные элементы в Фиаско. В идеале с цитатами или указанием страницы.

Ну и вот вам еще вопрос — «Да, темный Вдастелин» — это ролевая игра? ибо если я правильно поняла вас, этого самого фикшна и имаджинейшна там хоть залейся.
avatar
Fiction as the part of the rules – давайте для контраста рассмотрим колоду ролей в Мафии и шаблон в Фиаско.

В Мафии если игроку выпадает, например, роль “проститутка”, это определяет функцию персонажа в процедурном ходе игры, но практически не оказывает влияния на shared imagined space.

В Фиаско же, например, отношения между персонажами “мошенник и жертва” влияют непосредственно на SIS, но не оказывают влияния на процедурный ход игры.

Negotiated Imagination – одним из важных элементов ролевой игры является то, что все участники вносят свой вклад в SIS. В Фиаско основной игровой процесс состоит в том, что игроки, следуя правилам, создают новые сцены, новые события и т.д. В Мафии же основной игровой процесс состоит в том, что игроки, следуя правилам, стараются добиться победы своей команды.

То есть, в Мафию вполне можно играть без negotiated Imagination, когда же в Фиаско его исключить из игры в принципе нельзя.
avatar
Арсений, спасибо.
avatar
Темный властелин — вообще говоря, зависит от того, как играть. У меня были игры, где воображаемое пространство не разделялось и сказанное забывалось через две минуты. И были этом смысле определенно ролевые игры, ничуть хуже «kobolds ate my baby», например.
Но в любом случае, Темный властелин где-то на границе, и множество групп играет в него как в легкую и смешную ролевую игру, да.
avatar
По моим впечатлениям, в Фиаско достаточно легко менять стиль игры от полностью повествовательного до ролевого (хоть я и не уверен, что такое противопоставление правильное). Даже в пределах одной нашей компании бывали игры, когда мы действовали в основном категориями сюжетных ходов и больше внимания уделяли истории, а бывали и другие, с кучей диалогов от первого лица и описанием событий внутри сцен согласно характерам и мотивациям персонажей.

И, возможно, я играл в неправильную Мафию, но ей до Фиаско очень далеко. Фиаско до классических НРИ гораздо ближе.
avatar
Два гайваня молочного улуна драгоценному преждерождённому!
avatar
Чем ближе? Конкретно скажите мне элементы, в которых Фиаско ближе к настольным ролевым играм чем Мафия. Потому что если по вашим словам «бывали и другие, с кучей диалогов от первого лица и описанием событий внутри сцен согласно характерам и мотивациям персонажей», то в Мафии абсолютно всегда куча диалогов от первого лица и отыгрыш согласно мотивации. Или вы играли в неправильную Мафию)
avatar
«Фиаско» подпадает под «negotiated imagination» и «fiction is part of the rules», а «Мафия» — нет.
avatar
Ни одна моя игра в мафию не имела отношения к «ролевой». Ни одна игра не уделяла ни грамма внимания «воображаемому пространству» кроме хохмочек ведущего. Ни в одной не было разделения при диалоге «Вася/крутой гангстер Базилио». У Васи была «роль» игромеханическая, но не было персонажа. Ни в одной игре в Мафию разговоры не были посвящены ничему иному кроме как интригам и спорам по поводу, собственно, мафии… И это НЕ была игра в Мафию, хочешь сказать? Да даже варгеймы могут быть ближе к ролевым играм при желании, чем большинство партий в мафию…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.