Философия "инди"
Предисловие: Этой записью я не хочу никого обидеть -_- Я не считаю, что какие-либо убеждения делают человека плохим. Несмотря на риск всё же кого-нибудь обидеть (я не очень хорошо справляюсь по части такта), я решила поделиться этими мыслями, ведь в конце концов именно в обмене опытом главная сила человечества. P.S. Простите за длинное полотно текста. Простите за претенциозность -_-
Сегодня я разбирала торрент с довольно бессистемной коллекцией ролевых игр от KD, занося их в своё отсортированное хранилище. KD (увы, я не знаю об этом человеке ничего, кроме ника) позаботился о том, чтобы где-то в 2005 году пройтись по разнообразным сайтам с авторскими ролевыми играми, скачать их, сложить в торрент и раздать. Сейчас у многих из этих сайтов просто истёк домен, и даже в веб-архиве нельзя найти эти игры. Часть подобных самоделок — слабые и плохо оформленные системы, вполне способные вызвать вопрос «А зачем это, когда есть D&D/GURPS/Fudge?». Но часть — большие, красивые документы, на которые кто-то любовно потратил своё время и творческие силы. Некоторые определённо делались несколько месяцев или год и были выложены бесплатно на домашнем сайте автора.
Но мы (русскоязычное ролевое сообщество) никогда не говорим об этих играх, хотя кажется, что половина активных участников ролевого рунета увлечена независимыми, альтернативными системами. Мы также почти никогда не говорим о мелких системах, которые ежедневно появляются в западных электронных магазинах (раньше люди выкладывали своё законченное ролевое творчество на домашних страницах, а теперь — в электронных магазинах за условную цену, что гораздо лучше в плане защиты творчества от истекания доменов). Когда мы говорим «инди», то речь почти всегда идёт о популярных системах, противопоставленных «мейнстриму», то есть D&D, GURPS и Миру Тьмы: о движке Apocalypse World Engine, о Savage Worlds и других играх из топа RPG Geek. Разговоры о прочих альтернативных системах на практике сообществу неинтересны: сколько комментов собирают споры *W против GURPS и сколько — рассказы Ванталы о малоизвестном? Ну а переживание за самиздатные поделки тем более вряд ли кто-то разделит, несмотря на ходовой интерес к независимым играм.
Можно сказать, что слово «инди» в нашей среде было переопределено с независимо издаваемых ролевых игр на популярные альтернативные игры или же на игры авторства титанов Форжа. Важно также то, что и с оригинальным значением, и с нашей адаптацией связаны философии: у нас слову придана коннотация самоопределения и причастности к одному из противоборствующих лагерей. А у них…
В прошлой записи я заметила:
Однако следовало говорить о финансовой и предпринимательской независимости. Потому что главное в независимом издании ролевых игр — это возможность делать это самостоятельно, без оглядки на государство, на издательский отбор и необходимость что-то есть и где-то жить. И не просто выкладывать в интернет некие собственные наработки, а знать, что они достигнут адресатов, иметь возможность получить отдачу (не в первую очередь и не обязательно деньги — отзывы, благодарности, рассказы...). И адресаты тоже должны быть свободны выбирать, на что потратить свободное время и кого поощрить, иначе своего добьётся только горстка авторов. Западная ролевая индустрия никогда не была про горстку авторов: она сразу была про плодородную почву умов множества авторов, исследующих возможности нового хобби.
Получается, что когда мы говорим «я предпочитаю инди» или «я работаю на издание инди в России» (и наоборот: «дались мне эти ваши инди»), то речь совсем не о независимых ролевых играх и не о независимом издании. Речь просто о нескольких играх, объединяющих часть нашего сообщества. Или же… разъединяющих из-за любимого сообществом конфликта «инди против мейнстрима». И даже если этот конфликт в некотором роде объединяет своих участников — ведь им всегда есть о чём поговорить — то он определённо выключает из разговоров тех, кого интересуют другие игры. Даже не то что бы малоизвестные, а просто не находящиеся на слуху. Или тех, кто хочет обсудить популярные игры бесконфликтно (признаюсь в том, что мне страшно вчитываться в Savage Worlds или *W потому, что захочется поговорить, а разговоры о них мне не нравятся).
Или вот коммерческая сторона дела. В наших кругах гуляет (или даже культивируется) мнение, что высшая добродетель западного сообщества — их готовность платить, а высшее благо для отечественного хобби — это если крупные русскоязычные издатели пустят нас на полки страны, а общество узнает о светлом образе ролевика. Крупные издатели, общество… Мы ставим понятие об успехе хобби в зависимость от крупных внешних сущностей. Тогда, как нам кажется, и возникнет тот взрыв ролевого творчества и у нас появятся свои русскоязычные DriveThruRPG и Indie Press Revolution. Ради этой цели мы готовы даже давить современное авторское творчество и «неправильную» деятельность по распространению хобби. Нас не устраивает, если сообщество будет полниться энтузиастами, в подавляющем большинстве пользующимися «пиратскими» сканами и переводами. Нас не устраивает, когда к нам приходит деятель с несовершенными, написанными «не по Форжу» наработками. В последнее время даже прослеживается мысль, что если ты не занимаешься официальным изданием (считающимся с государством, бюрократией и продажами), то ты вообще ничего не делаешь для хобби и должен трепетать от благодарности к тем, кто делает. Просто играть в ролевые игры, или рассказывать о них, или даже писать игры на русском или осуществлять переводы — недостаточно. Выглядит так, что мы — всем недовольная, фрагментированная субкультура, одновременно свысока смотрящая на окружающих и борющаяся за признание с их стороны.
И всё же мы любим инди — уверена, это подлинная причина появления здесь каждого, а вовсе не повод поспорить. Будь они неким набором популярных альтернативных систем или же играми, выпущенными самостоятельно энтузиастами своего дела… По правде говоря, даже D&D на Западе — отнюдь не «мейнстрим», а маленькое, но устойчивое хобби. Мы можем поучиться у культуры, которая дала возможность появиться D&D и всему многообразию ролевых систем. Вот, как мне кажется, её уроки:
В этом списке намеренно нет пункта «понравилось — плати». Смотря вокруг, я вижу, что люди русскоязычной культуры уже имеют это представление и уже достаточно щедрые. Просто не все могут позволить себе осуществлять щедрость, а также у большинства вполне современные убеждения о справедливой поддержке автора, совместимые с методом Стима (распродажи, большой выбор, библиотека как самовыражение, прямой, позитивный контакт с авторами), но несовместимые со скупым, пассивным подходом, например, Литреса.
Сегодня я разбирала торрент с довольно бессистемной коллекцией ролевых игр от KD, занося их в своё отсортированное хранилище. KD (увы, я не знаю об этом человеке ничего, кроме ника) позаботился о том, чтобы где-то в 2005 году пройтись по разнообразным сайтам с авторскими ролевыми играми, скачать их, сложить в торрент и раздать. Сейчас у многих из этих сайтов просто истёк домен, и даже в веб-архиве нельзя найти эти игры. Часть подобных самоделок — слабые и плохо оформленные системы, вполне способные вызвать вопрос «А зачем это, когда есть D&D/GURPS/Fudge?». Но часть — большие, красивые документы, на которые кто-то любовно потратил своё время и творческие силы. Некоторые определённо делались несколько месяцев или год и были выложены бесплатно на домашнем сайте автора.
Но мы (русскоязычное ролевое сообщество) никогда не говорим об этих играх, хотя кажется, что половина активных участников ролевого рунета увлечена независимыми, альтернативными системами. Мы также почти никогда не говорим о мелких системах, которые ежедневно появляются в западных электронных магазинах (раньше люди выкладывали своё законченное ролевое творчество на домашних страницах, а теперь — в электронных магазинах за условную цену, что гораздо лучше в плане защиты творчества от истекания доменов). Когда мы говорим «инди», то речь почти всегда идёт о популярных системах, противопоставленных «мейнстриму», то есть D&D, GURPS и Миру Тьмы: о движке Apocalypse World Engine, о Savage Worlds и других играх из топа RPG Geek. Разговоры о прочих альтернативных системах на практике сообществу неинтересны: сколько комментов собирают споры *W против GURPS и сколько — рассказы Ванталы о малоизвестном? Ну а переживание за самиздатные поделки тем более вряд ли кто-то разделит, несмотря на ходовой интерес к независимым играм.
Можно сказать, что слово «инди» в нашей среде было переопределено с независимо издаваемых ролевых игр на популярные альтернативные игры или же на игры авторства титанов Форжа. Важно также то, что и с оригинальным значением, и с нашей адаптацией связаны философии: у нас слову придана коннотация самоопределения и причастности к одному из противоборствующих лагерей. А у них…
В прошлой записи я заметила:
Без этих двух компонентов — финансовой свободы и предпринимательской свободы — едва ли возможна «ролевая индустрия» в том виде, в каком мы представляем её по западному образцу.
Однако следовало говорить о финансовой и предпринимательской независимости. Потому что главное в независимом издании ролевых игр — это возможность делать это самостоятельно, без оглядки на государство, на издательский отбор и необходимость что-то есть и где-то жить. И не просто выкладывать в интернет некие собственные наработки, а знать, что они достигнут адресатов, иметь возможность получить отдачу (не в первую очередь и не обязательно деньги — отзывы, благодарности, рассказы...). И адресаты тоже должны быть свободны выбирать, на что потратить свободное время и кого поощрить, иначе своего добьётся только горстка авторов. Западная ролевая индустрия никогда не была про горстку авторов: она сразу была про плодородную почву умов множества авторов, исследующих возможности нового хобби.
Получается, что когда мы говорим «я предпочитаю инди» или «я работаю на издание инди в России» (и наоборот: «дались мне эти ваши инди»), то речь совсем не о независимых ролевых играх и не о независимом издании. Речь просто о нескольких играх, объединяющих часть нашего сообщества. Или же… разъединяющих из-за любимого сообществом конфликта «инди против мейнстрима». И даже если этот конфликт в некотором роде объединяет своих участников — ведь им всегда есть о чём поговорить — то он определённо выключает из разговоров тех, кого интересуют другие игры. Даже не то что бы малоизвестные, а просто не находящиеся на слуху. Или тех, кто хочет обсудить популярные игры бесконфликтно (признаюсь в том, что мне страшно вчитываться в Savage Worlds или *W потому, что захочется поговорить, а разговоры о них мне не нравятся).
Или вот коммерческая сторона дела. В наших кругах гуляет (или даже культивируется) мнение, что высшая добродетель западного сообщества — их готовность платить, а высшее благо для отечественного хобби — это если крупные русскоязычные издатели пустят нас на полки страны, а общество узнает о светлом образе ролевика. Крупные издатели, общество… Мы ставим понятие об успехе хобби в зависимость от крупных внешних сущностей. Тогда, как нам кажется, и возникнет тот взрыв ролевого творчества и у нас появятся свои русскоязычные DriveThruRPG и Indie Press Revolution. Ради этой цели мы готовы даже давить современное авторское творчество и «неправильную» деятельность по распространению хобби. Нас не устраивает, если сообщество будет полниться энтузиастами, в подавляющем большинстве пользующимися «пиратскими» сканами и переводами. Нас не устраивает, когда к нам приходит деятель с несовершенными, написанными «не по Форжу» наработками. В последнее время даже прослеживается мысль, что если ты не занимаешься официальным изданием (считающимся с государством, бюрократией и продажами), то ты вообще ничего не делаешь для хобби и должен трепетать от благодарности к тем, кто делает. Просто играть в ролевые игры, или рассказывать о них, или даже писать игры на русском или осуществлять переводы — недостаточно. Выглядит так, что мы — всем недовольная, фрагментированная субкультура, одновременно свысока смотрящая на окружающих и борющаяся за признание с их стороны.
И всё же мы любим инди — уверена, это подлинная причина появления здесь каждого, а вовсе не повод поспорить. Будь они неким набором популярных альтернативных систем или же играми, выпущенными самостоятельно энтузиастами своего дела… По правде говоря, даже D&D на Западе — отнюдь не «мейнстрим», а маленькое, но устойчивое хобби. Мы можем поучиться у культуры, которая дала возможность появиться D&D и всему многообразию ролевых систем. Вот, как мне кажется, её уроки:
- Стремление к независимости, а не попытка во что бы то ни стало встроиться в Систему или Оппозицию.
- Стремление отыскать хорошее, отыскать находки — а не бодаться. Готовность к пониманию, а не возражению. Это помогает получать опыт даже от чужих неудач.
- Взаимная вежливость и взаимное уважение, даже при указании на промахи.
- Каждый имеет право на своё мнение, а не право состоять в одном из спорящих лагерей.
- Добрая атмосфера и доброе отношение к собеседнику важнее того, чтобы он играл в правильные ролевые игры, или соглашался с вами, или шёл правильным курсом к светлой индустрии будущего, или даже увлекался ролевыми играми.
В этом списке намеренно нет пункта «понравилось — плати». Смотря вокруг, я вижу, что люди русскоязычной культуры уже имеют это представление и уже достаточно щедрые. Просто не все могут позволить себе осуществлять щедрость, а также у большинства вполне современные убеждения о справедливой поддержке автора, совместимые с методом Стима (распродажи, большой выбор, библиотека как самовыражение, прямой, позитивный контакт с авторами), но несовместимые со скупым, пассивным подходом, например, Литреса.
0 комментариев