Как я провел лето, часть 2



Ну что ж, продолжаю свой сказ о том, как я играл с двумя довольно маленькими детьми в разного рода настольные ролевые игры. Если вы пропустили начало поста – не беда, вот оно.

Little wizards

Собственно, о «Маленьких волшебниках» из краткой ревьюшки я помнил только то, что она про кастеров, которые летают на метлах, и что фамильяр отыгрывается соседом игрока слева. Негусто, но достаточно для того, чтобы заинтересоваться – особенно с учетом того, с каким восторгом детки после игры в «Русалочьи приключения» носились туда-сюда по даче и играли во всякие превращения.

Инет на даче был не то что бы плохой, он просто был абсолютно, хаотически нестабильным. Иногда он работал на «ура», а временами отваливался совсем. Плюс к этому, никаких электронных финансов, которые принимали бы на drivethrurpg, у меня тоже в тот момент не было. Но сила дури – страшная вещь. Мне помог мой товарищ, который по моей просьбе купил книжку и переслал ее мне на почту, а я с грехом пополам через пень-колоду выкачал-таки.

Сижу в беседке, читаю. Если у вас, дорогие читатели, есть дети, которые тащатся от какого-нибудь там гарипотера, то берите не раздумывая. Добротный сеттинг (мир-монета с двумя сторонами, более светлой и более темной, карты в наличии), приятный аутентичный арт, текст хорошо читается. В общем, вся книжка такая с головы до ног «теплая-ламповая». Но! Заявлена игра на целевой возраст от 6 до 12 лет, и это, елки-палки, чувствуется. Она по-настоящему ориентирована на отыгрыш. Создание персонажа начинается с концепта, характера, фобий, пристрастий и всего такого, а уж потом следуют статы, которых тут всего ничего. И фамильяры да, прекрасны: у них тоже есть свой характер, и они действительно отыгрываются соседом игрока. И система сложнее: 2d6+стат (нет, это не то, о чем все подумали).

В общем, все отлично. Но. Моя партия это все не прожует и близко. Рано нам.

В итоге я отсек почти все, кроме сеттинга. Главные нововведения относительно русалок были в следующем. Во-первых, механика в виде d6+стат (все-таки одного d6, а не двух, сложно иначе), пусть дети практикуются в арифметике. А во-вторых, у юных волшебников нет предетерминированного набора заклинаний. У них есть сферы: превращение, сотворение, алхимия и т.д. А что ты конкретно в этой сфере будешь делать – твое дело. Заявляй, а мастер прикинет сложность. Поощряем креатив – опять и снова! Еще я вяло попытался пропихнуть идею характеров персонажей, но сразу же отбросил – не потянули. Рано, рано.

Сгенерились, погнали. Первую историю я взял из книжки правил – с небольшими упрощениями. Суть ее в том, что негодяйские фейри намешали в шоколад на фабрике чего-то, похоже, галлюциногенного, в результате чего все потребители данного продукта начинали вести себя неадекватно. Партии предлагается провести прямо таки расследование и докопаться до истины.

Сначала дело пошло очень туго, и я серьезно задумался, не совершил ли я ошибку, взяв слишком сложную историю. То есть детки, конечно, очень веселились, взаимодействуя с диковато ведущими себя людьми, но расследование, мягко говоря, застопорилось. Тем не менее, я решил пока не сворачивать игру, а попробовать продолжить. Не прогадал.

Легонько подтолкнув партию в направлении шоколадного завода, я забросил их в новую локацию. И вот тут игра развернулась во всей красе. Игроки очень задорно решали возникающие перед ними проблемы, например, как проникнуть в запертый завод. Плюс к этому, тут они потихоньку начали проникаться возможностями нелимитированного волшебства. Когда РС осознали, что вся фабрика загрязнена подозрительным порошком, игроки задумались, как можно справиться с этим недугом. До сих пор в восторге от их собственной идеи наколдовать кучу замков и закрыть ими все нарисованные на плане завода двери :)

В итоге, они спасли захваченного гремлинами директора фабрики, и все закончилось благополучно.

Следующая игра состоялась в тот момент, когда у меня глухо не было идей, что бы такое сделать. Ну, знаете, бывает – пустая башка, ни одной толковой мысли. В результате я воспользовался старым-добрым способом, а именно загнал партию на состязание магов. Юные волшебники (двое РС плюс один непись, некто Том, что ли) должны были соревноваться в разнообразных магических и не очень дисциплинах, как то: гонки на метлах, самое эффектное заклинание, ходьба по веревке, дрессировка фамильяров и все такое прочее. Победителю в каждой номинации вручается N виртуальных конфет, которые рисуются на отдельном листочке. Накопивший больше всего выигрывает все состязание.

По-хорошему говоря, вся эта свистопляска мало чем отличалась от мерянья дайсами (ну, разве что кроме конкурса на эффектное заклинание). Но, на мое удивление, детки мало того, что с азартом и горящими глазами во все это играли, так еще и когда мы собрались на сессию в следующий раз, попросили у меня провести еще одно состязание! Только в этот раз вместо конфеток должны быть печеньки, это архи-важно.

Где-то в этот момент, по-моему, и стартовала эпопея по изготовлению по запросу детей родителями волшебных палочек из валяющегося в изобилии на даче хлама :)

А когда мы сели играть в следующий раз, я не без труда отмазался от очередной идеи провести еще одно состязание (все-таки мастер, который водит то, что ему не интересно – зло, ящитаю) и предложил детям новую затею: собрать волшебный шкаф. В него можно будет класть предметы, и они будут превращаться во что-то совсем новое и интересное. По сути, сюжет сводится к сери квестов – добудь шкаф, добудь колдовской порошок, добудь волшебный гвоздь и т.д. Однако все прошло весело, ибо к этому моменту игроки уже неплохо освоили свои мажеские способности и для каждой из задач находили нестандартный и интересный способ решения – тут я им уже почти не помогал. Кстати, детки тут меня подловили на самокопировании: старый маг, который встретился им в ходе добычи шкафа, очень напоминал того, который жил в лабиринте подводного царства… Штампы, штампы, клише.

Но самое главное развернулось после того, как этот самый чудо-шкаф был смонтирован и настала пора его тестировать. Деятельность была организована следующим образом. Дети по-очереди клали в шкаф любые выдуманные ими предметы, говорили «абра-кадабра» (не знаю, но мне почему-то в тот момент показалось очень важным сделать обязательной эту абракадабру), а я, ориентируясь на форму облаков и пятна на потолке, рассказывал, во что это превратилось.

Они меня заколебали. Нет, честно. Это весело только первые десять минут. Через полчаса совсем надоедает. А через сорок пять минут я уже предложил детям по-очереди самим отыгрывать волшебный шкаф, но им идея почему-то не понравилась :)

И это, если я ничего не путаю, была последняя из наших ролевых игр на даче. Уфф, пора возвращаться в город!

А, нет, вот еще чего забыл. Была еще одна несостоявшаяся игра в LW. Она началась с моих бодрых слов «однажды вы обнаружили, что ваши волшебные книги пропали!», а закончилась хоровым ответом детей «Нет, в это мы не хотим» :)

В общем, примерно так я и провел лето. Правда, не все, а только одну неделю, но она мне запомнится точно надолго. Я надеюсь, что юные игроки неслабо прокачались: научились креативно мыслить, прикидывать последствия своих действий, работать в команде, считать и все такое прочее.

Ну а если и нет – то, по крайней мере, мы просто получили море фана :)

Итоги

Ну а теперь, собственно, обещанные наблюдения касательно детских игр в общем как явления природы. Мысли буду излагать не в порядке важности, а в порядке вспоминания, если что.

Выход из воображаемой ситуации. Свершилось! На заре моей карьеры «детовода» я постоянно сталкивался с ситуацией, что дочка очень сильно проникается ситуацией и рассматривает ее совсем как настоящую. Как следствие, любое неприятное событие вызывает сплошное расстройство. Однако (тут мне правда, сложно сказать, дело в игровом опыте или просто в возрасте, ибо дети вели себя похоже) теперь юные игроки научились, как вы видели из рассказа, отделять два мира (игровой и реальный) и вовремя «вываливаться», если им не нравится. Это – хорошо. Для погружения, наверно, хуже, но безопаснее — точно. В целом детки теперь куда больше похожи по ощущениям на взрослых игроков – сидят, хохмят, башенки из кубиков строят :)

Рассказывание о своих подвигах. Юные герои, как только добираются до любого говорящего и слушающего NPC, после второй-третьей фразы начинают рассказывать ему о том, какие они совершили деяния и какой знатный эквип у них есть. Я не психолог, поэтому не знаю, чего это значит, но что-то, несомненно значит и о чем-то там свидетельствует.

Краткие описания. Игра с детьми идет очень быстро за счет того, что им не нужны долгие, подробные описания. Более того, мне кажется, что детальные описания прямо-таки даже вредны, ибо в ходе их партия начинает скучать. Такое понятие, как «создание атмосферы», пока еще тоже не существует. И сами игры, кстати, за счет этого получаются очень быстрые и короткие – и это добро, ибо больше часа-полутора подряд в таком возрасте играть тяжело, устают.

Индивидуальная работа. Детки не могут работать вместе. Любое обсуждение друг с другом идет через мастера в духе «я говорю ему, что…». Все попытки замкнуть РС друг на друга («обсудите, что будете дальше делать») заканчиваются через пару фраз. Наверное, просто еще не доросли.

«Мы пошли» vs «я пошел». Очень забавное наблюдение, правда, скорее эффект вызван разностью формирующихся характеров двух совершенно конкретных людей. Дочка неоднократно демонстрировала желание определять общий для партии курс действий, делая заявки со словом «мы». Сын друзей, наоборот, всегда был «я» и придерживался собственного, отличного от сопартийки курса действий.

Низкое воодушевление от игр. Это в первую очередь мастерский бухтеж. Сейчас поясню. Дело в том, что для меня НРИ – это жуть как круто. А для деток, похоже – что ролевки, что мыльные пузыри пускать, что ежика ловить тазиком – все явления одного порядка. Да, я все понимаю, так уж они устроены. Но блин жеж! :)

Дети любят кидать дайсы. Им нравится сам процесс. То есть они хватаются за кубики каждый раз, когда чего-то делают. «Я иду в магазин», заявляет юный игрок, и берет пару d6. На мое замечание «ну, тут проверка не нужна» сам себе бормочет «нужно 4 или больше», бросает кубики и с сияющим лицом объявляет «получилось!». А еще их очень расстраивают неудачные тесты, и топовый вопрос, звучащий за игровым столом, это «можно бросить еще?».

Коллекционирование. Юным игрокам нравится копить всякое, вне зависимости от того, что именно. Началось все с того, что они в НК экономили лечебные зелья и еду («я откусил кусок еды, но съел не все, так что вычеркивать ее не надо»). Дальше – больше. В «волшебниках» я попробовал механику очков опыта – за клевые заявки, преодоление препятствий и помощь друг другу рисовал на чарниках звездочки. Пять звездочек накопил – вычеркивай и получай прокачку. Так вот, фиг. Детки наотрез отказались вычеркивать звезды, мотивируя это желанием заполнить ими весь чарник, желательно с двух сторон. Я так думаю, что популярность состязаний тоже во многом связана с накоплением победных печенек.

Перепутывание. В очередной раз констатирую – детей очень прет всякая путаница. Народ, объевшийся чудо-шоколада, волшебный шкаф – хиты. Это в первую очередь хинт для потенциальных мастеров, имейте в виду.

Ну что ж, вроде бы и все, наконец. Все, что хотел сказать – сказал. Что написать в заключение, даже и не знаю, так что не напишу, пожалуй, ничего.

До новых встреч, уважаемые читатели!

7 комментариев

avatar
Хорошо, думаю плюнуть на все и водить карапузов только в местном в клубе юного моделиста и затейника.
avatar
Хорошие и важные отчёты, которые пригодятся не только ведущему НРИ, но и учителю-педагогу, который захочет проводить подобные небольшие игры для детей. Мне кажется, что вкупе с частями про «Волшебный лес» ты можешь уже мини-брошюру издавать. Будет круто.
avatar
Есть такая мысль. Пока только не очень представляю себе целевую аудиторию :)
avatar
Внимательно вглядитесь в меня. Вот примерно такая.
avatar
Папы, мамы, старшые сестры\братья, тети\дяди — ролевики. Нет? )
А если начать проталкивать идею в школы…
avatar
Очень спасибо!
avatar
Здорово! Спасибо за рассказ.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.