На счет Апокалипсиса
В связи с этой темой, нашел свои старые записки по апокалипсису.
Но это так, лирика, просто поделиться.
А возник у меня вот какой вопрос.
Часто, апокалипсис в сознании людей вдохновлен неким новшеством, которое люди не понимаю и к которому не привыкли. Которое будоражит сознание людей.
В 40-50 годы это была ядерная энергия, её мощь и смертельное воздействие радиации. Чудо-мутанты — велкам.
В 80-90 годы это были компьютеры, непонятные для большинства «думающие машины», которые могли что-то «делать сами». Терминаторы — велкам.
В 00 благодаря «Матрице», в моду вошла ВР и всё то же порабощение машинами.
В 10 актуальными стали зомби (я кстати не могу понять почему, с чем мы столкнулись?).
Вопрос. Что теперь?
ГМО? Пока никто не вырастил помидор размером с машину или пернатый огурец страхам не так легко воплотиться.
Нанотехнологии? Тоже пока никак не вошли в нашу жизнь.
З.Ы.
Мне почему-то в голову скорее приходят антиутопии нежели апокалипсисы. В них сейчас верится легче.
Что любопытно, образ апокалипсиса в головах людей меняется с течением истории.
1. Предрешенный – Рагнарок. Смысл: «Всему рано или поздно приходит конец. Мы все умрем».
2. Божественный – Божий суд. Смысл: «Те кто плохо себя вел будут наказаны, а хорошие – нет».
3. Технологический – Терминатор, Ядерная война, Сталкер. Смысл: «Мы создали мощные инструменты, но мы не контролируем их полностью. Мы не уверены, что справимся с этим но идеи есть».
4. Природный – Послезавтра. Смысл: «Мы совершили целый ряд ошибок и уже поздно что-то исправить. Мы можем с этим справиться, но пережить это будет тяжело.»
5. Экстремальный – зомби-апокалипсис. Смысл: «В критической ситуации, некоторые люди становятся опаснее чем сама ситуация. Мы наверняка выживем, но будет тяжело».
Если всё верно, то видно, как акцент апокалипсиса смещается от внешнего к внутреннему источнику.
От законов мироздания, к богу, потом к могущественным инструментам, к силам природы которые люди не могут контролировать хотя и научились влиять на них и наконец к самому человеку.
Ведь почти все зомби-сценарии говорят о том, что самое опасное здесь – человек.
Зомби в данном случае просто стрессовый фактор, хотя как мне кажется тоже немаловажный (обычные люди, становятся врагами тебе и ты ничего не можешь сделать, каким бы хорошим парнем ты ни был).
Я предполагаю, что следующие сценарии апокалипсиса, должны быть ещё более социальным и ещё ближе к внутреннему миру человека.
Теоретически, в следующем апокалипсисе, враг должен стать ещё менее явным. Точнее граница между человеком и врагом должна стираться ещё сильнее.
Конечным пунктом, как мне кажется, будет такой апокалипсис, где человек сам является своим врагом, а точнее, ошибки, которые человек может совершить действуя в данном мире.
Сюда к слову сказать, неплохо вписывается сюжет The Division, где болезнь просто убивает, но не создает зомби. А выжившие – и есть твои враги. Угрозы выживанию вида – нет, только угроза порядку существования.
Но это так, лирика, просто поделиться.
А возник у меня вот какой вопрос.
Часто, апокалипсис в сознании людей вдохновлен неким новшеством, которое люди не понимаю и к которому не привыкли. Которое будоражит сознание людей.
В 40-50 годы это была ядерная энергия, её мощь и смертельное воздействие радиации. Чудо-мутанты — велкам.
В 80-90 годы это были компьютеры, непонятные для большинства «думающие машины», которые могли что-то «делать сами». Терминаторы — велкам.
В 00 благодаря «Матрице», в моду вошла ВР и всё то же порабощение машинами.
В 10 актуальными стали зомби (я кстати не могу понять почему, с чем мы столкнулись?).
Вопрос. Что теперь?
ГМО? Пока никто не вырастил помидор размером с машину или пернатый огурец страхам не так легко воплотиться.
Нанотехнологии? Тоже пока никак не вошли в нашу жизнь.
З.Ы.
Мне почему-то в голову скорее приходят антиутопии нежели апокалипсисы. В них сейчас верится легче.
48 комментариев
Иногда художественный жанр — это просто художественный жанр.
Почему не вампиры, оборотни или ещё какое дерьмо? Если в массовом сознании нет того, что будет давать отклик — продукт не будет пользоваться массовым спросом.
Но искусство имеет тенденцию соответствовать ожиданиям и мировосприятию людей.
Именно поэтому будущее зачастую рисуют технологичным, а например биотехнологичное будущее — экзотика.
Потому что зомби ромеровского толка — стихийное бедствие, а вампиры — нет. У них очень устоявшаяся сейчас ниша. И, к слову, они офигенно популярны, но для совершенно иных художественных целей, так что «вампиропокалипсис» нынче даже не жанр.
Зомби — это люди. Люди, которые не правы. И упорны в своей неправоте настолько, что поможет только выстрел в голову.
И стоит им заметить тебя — они попытаются тебя схватить и сделать одним из них.
Насколько я понимаю, сейчас в качестве причины апокалипсиса выступает война на основании националистических или религиозных убеждений, либо война за истощающиеся ресурсы и последствия их полного исчезновения. Ну или метафоры тех же процессов. Хотя, вы правы, тут легче поверить в антиутопию, нежели в конец света.
А эпидемиологи очень надеются, что не найдётся идиота, который выведет такой вирус, а он потом мутирует и станет заражать всех.
Законы мира запрещают или просто уровень развития нашей науки?
Собственно байка в том, что вирус был разработан именно как средство уничтожения людей имеющих беспорядочные половые связи.
То есть вирус был ориентирован не на генетику (технологии не тянули), а на характерное поведение.
В итоге, создавая вирус против негров, злодей-расист будет вынужден либо ограничиться очень узкими критериями по малому числу «негритянских» генетических маркеров — и тогда вирус выпилит пренебрежимо малую часть популяции, а в следующем поколении уже почти вся она станет полностью невосприимчивой к нему — либо нацеливать его на все «негритянские» маркеры сразу — но это, во-первых, существенно сложнее сделать, во-вторых, тогда вирус кроме собственно негров станет поражать всех их соседей и родственников вплоть до 20 колена, и кто знает, где он остановится? Вдруг пра-пра-......-прабабушка этого расиста была нубийской рабыней, привезенной в Рим во времена Августа, а его пра-пра-…-прадед — эфиопским священником, посланным к папскому двору и осевшим в Италии времен Возрождения? Вдруг оставшиеся от них генетические маркеры, вообще никак не сказывающиеся на его внешности, окажутся целями для вируса? Если же вспомнить о том, что выпущенный в природу вирус с неизбежностью станет мутировать, то ситуация станет еще грустнее;)
Вот что сейчас вполне реально сделать, так это искусственный вирус, прицельно поражающий определенную ткань конкретного человека — это одно из перспективных направлений в генной терапии, онкологии, etc.
Вообще на сколько будут велики «сопутствующие потери»? Так то, для злодея одержимого генетической чистотой не будет ли смерть этих людей так же правильна, как и смерть очевидных целей.
Вообще как показывает история, смертей в следствии «инидивдуальной непереносимости» при вакцинации, может быть в разы больше, чем от самой болезни.
Типичный получится dark future.
Драма! Ванталосеттинг!
Германо-скандинавская мифология всё-таки старше христианства.
Боги сражаются и умирают, за чем следует гибель всего мира. (пусть и не окончательная)
Схожие мифы есть у тех же ацтеков, которые считали что мир (опять же весь мир) погибнет от землетрясений.
В христианской мифоологии, бг и ангелы сами вершат конец света. Он не предрешен законами мироздания, он назначен волей творца. И их самих он никак не касается, это финальное испытание людей.
Так, не всё упирается в христианство. Страшный суд есть и в иудаизме, и в зороастризме — каждый со своей спецификой, правда. Линейное и конечное (что важнее) время в космологии вообще не сразу придумали. Было еще циклическое: в индуизме «вселенная переживает повторяющиеся циклы создания, разрушения и возрождения, каждый цикл длится 4,320,000 лет.». Что-то похожее было и у греков (Золотой век, Сереберяный, Бронзовый, Железный).
Я думаю, если покопаться можно будет еще нарыть и всё это сложно будет положить на твою линейку — она не точна и бесполезна. Больше похоже, на то, что ты говоришь о западной моде на эсхатологические взгляды в XX и XXI веке — в таком контексте действительно, Рагнарёк находится далеко в прошлом, а божественный гнев многих еще волнует и стихийно возникают вспышки новых идей о конце света, от гигантских метеоритов до разумных обезьян, от инопланетных захватчиков до экономического коллапса. И всё равно, у меня есть сомнения в аккуратности твоих выводов.
Всё написанное выше — мои размышления, а никак не серьёзное научное исследование.
Названия которые я привожу, я привожу как наиболее растиражированные и известные. Из расчета на то, что человек поймет о чем идет речь.
Что касается, цикличности, она всё ещё предполагает гибель богов. Разрушается весь мир, до основания (или от основания), а потом начинается заново.
Рагнарёк ведь тоже не подразумевает полное истребление всего, ясно говорится о том, что выживут дети богов, некоторые боги возродятся да и люди будут жить.
Ключевым в 1-м пункте, я считаю то, что конец мира затрагивает всех, он обусловлен законами самого мироздания и ни что не может от них уклонится.
Во втором пункте, конец мира инициирован внешней силой (творцом), на которого этот конец не распространяется, это часть его проекта как и сотворение мира. То же самое в Торе, как фундаменте христианства. И там и там, это «конец проекта», финальная стадия, но только для людей. Бг находится вне творения.
Ну и идея апокалипсиса руками самих людей, безусловно очень нова, я не знаю была ли она до 20-го века.
До определенного времени, люди просто не понимали на сколько значительно они могут влиять на экологию всей планеты.
Про зороастризм я тебе уже сказал. Он, как минимум, не позже германо-скандинавской мифологии появился, а может быть и раньше, и тем не менее, объединяет элементы твоего любимого Рагнарёка (Битва Бобра с Ослом) с божьим судом (Плохой бог проигрывает, хороший — судит грешников и праведников, грешники проходят через болезненный период очищения, чтобы тоже потом попасть в рай, счастье).
Ну, мне понравился в этом отношении Джордж Карлин, который намекал, что человек в последнее время даже слишком переоценивает свое влияние на экологию.
Ну дык 2012 год то прошел :)
Апокалипсис всё таки предсказывали и до 12 года, причем относительно регулярно. Он ведь не всегда естественными причинами обусловлен, как раз наоборот, начиная с 60 мы сосредоточены на «рукотворных» апокалипсисах в основном.
мы все умрем.Фильм «Судная ночь» (The Purge): «Мир будущего — мир без преступности… безработицы… войн. И все это благодаря одной ночи в году, когда можно отправить на тот свет любого — злобного босса, шумных соседей, надоевших родственников. В Судную ночь дозволено все — главное дожить до рассвета.»©цитата отсюда
При бюджете в 3 млн. долларов фильм собрал 90 млн. Сиквел на подходе.
… Ведь за что мы любим зомби? За возможность сносить им головы выстрелами из дробовика без сомнений и мук совести.
Зомби — толпа чужаков, угрожающих одиночке или маленькой группе.
Следующий шаг — когда каждый боится каждого. Либо страх социальных беспорядков, когда опасность исходит от более-менее знакомых, «своих»; тех, с кем ещё вчера утром ехал в одном автобусе (стирание грани свой-чужой).
Возможно в этом и дело.
Есть я, и есть несколько человек которым можно доверять. Некий «ближний круг». И есть все остальные. Видимо где-то внутри каждого есть этот конфликт и «зомби-муви» просто выпускают его на экран.
Есть только группы отморозков (маньяки-одиночки), которые большую часть времени выглядят и ведут себя как обычные люди, а иногда срываются с цепи и никто не может их остановить.
И если нормальный и может прикидываться, то «дурак» себя выдает сразу. Да и не агрессивны «дураки» сами по себе на сколько я помню.
В какой-то момент люди решили, что пришёл конец света. Вообще-то ничего не произошло, но экономики и государства рухнули, потому что все начали вести себя, как в фильмах про конец света.
«Добрые предзнаменования» — Геймана и Праттчета, там 4 всадника военжур (война), диетолог\пищевик (голод), промышленный инженер\эколог (болезнь\загрязнение), а смерть — просто байкер в черном шлеме:)
Собственно там всё подготовку к апокалипсису они ведут руками людей. Разжигают войны правильной подачей материала; пишут книги о «правильном питании» и выпускают «здоровую пищу» которая нормально не усваивается организмом; строят промышленные предприятия по всему миру.
Ядерная война там, должна стать просто спусковым крючком после которого начнется битва павших и верных ангелов.
Я имел ввиду только то, что он не имеет какой-то профессии в отличии от других «байкеров апокалипсиса».