НРИ и Министерство Обороны.

Синопсис: Речь пойдет о конкретном случае привлечения изначально незаинтересованных людей к настольным ролевым играм и использования этих самых игр для извлечения пользы в рамках современной российской армии. Текст изобилует специальными терминами, некоторые из которых автор, в силу профессиональной деформации, оставит не объясненными и длинными отхождениями от основной темы.

Начать, наверно, нужно с того, что в воинской части «ХХХХХ», что находится близ славного города N, наступила зима. К текущему дню, она, естественно. провела масштабное наступление и на другие города нашей славной родины, но для военного человека зима – время особенное. И дело даже не в том, что в Вооруженных силах существует только два времени года (и соответствующее количество вариантов обмундирования) и переход на каждое сопровождается многочисленными проверками, вынуждающими командование части и солдат исполнять сложное театрализованное представление в 3 актах перед строгими критиками. Дело в том, что на зиму, учебно-подготовительная функция военнослужащих, проходящих срочную службу (далее – просто срочников, с вашего позволения), впадает в долговременную спячку в уютную берлогу из лени, пофигизма и халатного отношения. Нельзя сказать, что рядовой солдат особо против – более того, он ждет зимы как заслуженного отпуска после безумного графика лета.
Здесь следует отметить, что «армия» значительно изменилась за последние 6 лет. К счастью, форма от Юдашкина и прочие хтонические ужасы нас касаются мало, прочие детали же мало заметны и неинтересны посторонним людям. А вот о том, что срок срочной службы сейчас составляет один год, вместо привычных двух. Хорошо это или плохо – тема для другого разговора, важным моментом является лишь та малоупоминаемая деталь, что все программы подготовки, основы которых были заложены в советские годы, рассчитаны на 2 года. И как будто этого мало, предыдущий министр обороны, провел мощную компанию, по… «демократизации» армии. И опять, если опустить лишние детали и субъективные оценки, то служить солдатам стало проще. Их теперь холят, лелеют и заглядывают в рот. Территорию они не убирают, в наряды в столовую не ходят, сотовые телефоны при себе носят, в мороз на улицу не выходят и так далее. Видимо, верховное командование решило, что в случае реального конфликта, сможет всем обеспечить войну по расписанию с перерывами на обед в курортной зоне.
Часть «ХХХХХ», к счастью, не боевая. Не стоит на границе, и не предназначена для быстрого развертывания. Врагов и иностранных шпионов опасаться вроде бы не надо. Оружие в руки попадает только на учениях и стрельбах, которые проходят, как вы наверно догадались, летом. Зимой? Ни-ни, солдатики замерзнут и побегут строчить гневные письма в комитет солдатских матерей. В Италии видимо готовятся воевать.
Но есть одно структурное образование, держащее оружие в руках через день. Это караул. Набранное небольшое подразделение из числа срочнослужащих, которое посменно несет службу на постах, расположенных в самых важных местах части. Где? Правильно, вокруг складов с техникой и ГСМ. И если вражеского диверсанта часовые пока еще не засекали (хотя страна-потенциальный-противник находится не так далеко), то вот «местные жители» очень даже не прочь поживиться чем-нибудь со складов. А то и оружием незадачливого часового. Прецеденты имеются.
По долгу службы (малой выслуге и не собранному сету из звезд на погонах, не позволяющего этого избежать) мне в такие караулы часто приходится ходить в качестве начальника караула. То есть командовать и нести ответственность за всех подчиненных мне людей и вверенные объекты. И терять ни первое, ни второе мне бы не хотелось. Так как в мои обязанности входит и подготовка заступающего караула, то эта «подготовка» и должна готовить потенциального часового ко всем возможным ситуациям, с которыми он столкнется во время боевого дежурства. Летом этого можно добиться во время стрельб и тренировок в специально оборудованным «караульном городке». Но ведь у нас зима. Выгнать солдат на отработку действий по сигналу тревоги или внезапного нападения на штаб уже не получится. Холодно-с. Жаловаться будут. Достаточно одного замерзшего маменькиного сынка с телефоном и могут посыпаться звезды. С погон на землю. Плюс, иногда стоят такие морозы, что лишний раз, кроме положенной смены на посту, гонять людей на улицу не хочется. Проблема? Проблема. Но выход был найден в любимом хобби.Начальник Штаба, мужик опытный, покрутил пальцем у виска, но согласие дал. И теперь вместо занятий по ОГП (общественно-государственная подготовка, то что при Советах называлось политзанятием), с заступающим караулом мы занимаемся настольными ролевыми играми, то есть, простите, «тактико-штабной имитацией беостолкновения», как записано в плане занятий.
Для меня не было удивлением, что 100% личного состава караула о НРИ не слышало и не представляло, что такое бывает. Про компьютерные rpg тоже слышало не так много людей. Из настольных игр солдаты знали монополию и шашки. Отыгрыш роли, нарративные права и баланс системы для них как заклинания на латыни, чему я даже рад. Поэтому я начал издалека.
Начали мы с банального упражнения «представь себе». «Представьте себе, рядовой Иванов, стоите вы на посту, а тут…». Устав караульной службы, тот который писан кровью, подобен рулбуку – там есть все что тебе нужно знать, но нужно думать головой, как и где эти знания применить. Начали мы с простых, «шаблонных» ситуаций, где нужно было лишь четко следовать инструкциям. Затем все сложнее и сложнее, порой совершенно неочевидным и не имеющим правильного решения – я старался показать солдатам, что иногда решения принимаются на основе здравого смысла, которому не на что опереться кроме опыта. И именно опыт, которого не добыть в реальных условиях, давали нам эти упражнения.
Чуть позже «представь себе» было расширенно до нескольких человек единовременно. «Разводящий Петров и часовые Иванов, Сидоров и Окуджава идет в проулке между бойлерной и складом №4 как вдруг…». Заявки принимались в порядке выкрика, что создавало препятствия в командной работе. Уже сейчас я думаю, что можно было просить писать действия на бумажках, но тогда мне нужно было дать им зачатки взаимодействия и умения слушать тимлидера, в смысле старшего по званию. Постепенно дошли и до этого, до осознания себя частью подразделения, ведь за ошибки одного платили все.
К концу 2 недели в «представь себе» втянулись все, с той либо иной степенью вовлеченности. Каждый из 15 человек был не раз в «центре внимания», в разных вариациях сведены для командной работы. Кто-то воспринял проще, кто-то сложнее, но откровенных хвостов не было. Другое дело, что «представь себе» была одномоментной, мини-игрой в одно действие на принятие решения, с моментальными последствиями. Поэтому я решил потихоньку вводить два элемента – тактическую карту и систему.
С тактической картой проблем не возникло. Планы части «ХХХХХ» имелись, а увеличить отдельные участки до нужного размера не составляло особого труда. К тому же, большим подспорьем на этом этапе являлось то, что местность была хорошо знакома. Солдаты знали, как выглядит склад № 4, представленный на карте невнятным прямоугольником, и какой вид открывается с холма, на котором расположена радиовышка. Могли хорошо представить, можно ли перелезть через забор в этом месте. Поэтому когда мы перешли к моделированию тех же ситуаций уже на карте, они прекрасно представляли себе местность, и стали (правда, гораздо позже) использовать особенности окружения себе во благо.
С появлением карты, как визуализации процесса, стали возникать первые споры и несогласия. «Ты промахиваешься с такого расстояния, особенно в дождливую погоду в сумерках – но почему, вон там же фонарь и просвет, его должно быть видно!». Спорить с мастером, который был выше их по званию, солдаты срочной службы не решались, но я мягко их подталкивал к идеи правил или законов, которые регулировали бы подобные моменты. И где-то к началу второго месяца мы стали кидать D6.
«Система» была проста до безобразия. За показатель «навыка стрелка» бралась оценка соответствующего военнослужащего за УКС-2 — упражнения контрольных стрельб – и успех наступал, если выкинутое число было меньше навыка. Эта часть была принята со скрипом. Здесь уже неподготовленный мозг начинал потихоньку плавиться. Были и те, кто с ходу вникал в суть, но большая часть контингента рядового состава российской армии состоит из людей, не выделяющихся особо фантазией или абстрактным мышлением. Это был сложный этап. В тот момент я немного поспешил, и вывалил на ребят список других «характеристик», которые также основывались на их реальных оценках за нормативы – ОФП (общефизическая подготовка), вождение, метание гранат и так далее. Больших трудов стоило донести и внедрить в мозг мысль, что провал при броске не означает, что ты это не можешь («товарищ офицер, я не мог упасть в эту яму, я ее перепрыгиваю, хотите -покажу?!»), а ту череду обстоятельств, которые привели к провалу(« ты и перепрыгнул, но земля с краев размокла от вчерашнего дождя и провалилась под твоим весом»).
Не совсем уверен когда наступил «общий перелом» в этом отношении, но постепенно удалось донести мысль о «симулятивной реальности». Уже во втором месяце, мы пришли к элементу +1/-1 — штрафам и бонусам за умелое использование местности и описание (пока не художественное, пока только реалистичное) своих действий. В таком ключе, ребята старались все более подробно описывать свои действия, что позволило сместить повествования немного в их сторону, особенно когда я разрешил давать бонус «за описание», если оно нравится его товарищам.
Сочетание системы и карты позволило нам наконец-то заняться полноценной тактикой, в том числе и командной. Сержанты отдавали команды и принимали решения, рядовой состав их выполнял, таким образом, который считал правильным. Бои сначала проходили очень долго, но с каждым днем ускорялись. Правильным решением я считаю так же отработка тактики в формате ПвП, которое, несмотря на тяжесть исполнения, позволило дополнительно увлечь ребят. Доходило, правда и до потасовок в казарме за жульничество и выкрики с места, но эти особенности мужского коллектива, к счастью, обошлись без серьезных последствий.
На следующее занятие я принес новую карту. Не привычной им части «ХХХХХ» а небольшой деревеньки, которая была успешно выдана за деревушку «Т», расположенную на некотором удалении от части. Была поставлена боевая задача подготовится к отражению атаки за время занятия, а сама атака должна была быть послезавтра (реального времени). Так как эту деревушку никто никогда в глаза не видел, то ребята узнали, что такое описание. Теперь у них не было реальной местности, на которую можно было бы опираться, и все происходило в их головах. Как я и ожидал, большая часть времени занятия ушла на осмысливание и представление происходящего. Учитывая бонусы, которые давала местность, они требовали детальных описаний и сами рисовали планы домов на доске.
Атаку, впрочем, они не отбили. Для них и так «теоретическая местность» была небольшим шоком. Большим же шоком был мой вопрос «а почему вы не отступили, когда понесли потери, как гласит боевой устав?». Умение думать за пределы «текущей сцены» было для них в новинку. Но все было впереди.
Позже мы вернулись к отработке на карте части «ХХХХХ», ведь командование требовало результатов именно в этой области. Результаты они получили. По итогам смотров в этом году, нашу подготовку в караульной службе отметил сам командующий армией. Вашему покорному слуге выписали премию, а командир части даже побывал на нашей показательной игре.
Впрочем, под результатами я понимаю далеко не это. Для меня результатами было то, как прошла игра (а это была уже пожалуй именно игра) по симуляции событий в Цхинвале 2008. В этой игре игроки (а это уже были именно игроки) взглянули на события из новостных хроник изнутри, прочувствовали это на себе, сделали свои выборы, поступки и решения. За себя и других. И пусть в ней участвовали не все, кого я «готовил» к этому моменту, пусть она была простая как автомат Калашникова при полной разборке, но это была настольная ролевая игра.

P.S. А по ночам – единственное свободное время солдата – они собираются в каптерке с чайником и с трофейными дайсами. Что там происходит – загадка.
  • нет
  • avatar
  • 6
  • +36

25 комментариев

avatar
Отплюсовал, но за вступление виртуально минусую.
avatar
Попроси Corax дисклеймер убрать и те, кто придут после тебя будут счастливы.
avatar
Спасибо. Что не так со вступлением?)
avatar
Это:
служить солдатам стало проще. Их теперь холят, лелеют и заглядывают в рот. Территорию они не убирают, в наряды в столовую не ходят, сотовые телефоны при себе носят, в мороз на улицу не выходят и так далее.

Зимой? Ни-ни, солдатики замерзнут и побегут строчить гневные письма в комитет солдатских матерей. В Италии видимо готовятся воевать.
avatar
А, ты про это.
avatar
Ммм… давайте не будем развивать эту мысль. Я имел опыт срочной службы, так что говорю не с пустого места, и имею прямые наблюдения. Но вы в праве не согласиться, само собой)
avatar
Супер!
Если будет время и вдохновение — поделись отчетом по симуляции событий в Цхинвале, пожалуйста! Я думаю, многим будет интересно почитать.

С системой я бы тоже поближе познакомился, но это уже мой, личный, интерес.
avatar
Если есть такое желание — то постараюсь как-нибудь изложить в удобоваримом виде)
avatar
Круто!
Планируете продолжать/расширять со следующими призывами?
avatar
Опыт есть. Скорее всего буду пробовать, с учетом прошлых ошибок и выводов)
avatar
Огромное спасибо за этот рассказ (=
Можно дальше этот текст распространять со ссылкой на автора?
avatar
Да, конечно)
avatar
Прекрасная мысль! Планируете расширять эту практику от, так сказать, теор-занятий, на реальные? То есть на мини-учения. Народ же сам втянется.
avatar
Они и проводятся. К счастью, иногда удается закрепить все «в поле».
«А теперь покажите мне, как вы лихо продираетесь через вон те заросли за 12 секунд....»
avatar
Статья хороша.
не могу не оставить фотку неизвестных мне солдат)

avatar
Военнослужащий в середине похож на Зланомара.
avatar
Подтверждаю, это я и есть, только моложе лет на шесть.
Я удивлен, как и откуда это здесь всплыло.
avatar
О_О Офигительно.
avatar
Спасибо, замечательный рассказ!
avatar
Это настолько круто, что даже не верится. Corax, молодцом!
Спасибо за отчет. Написано, кстати, тоже здорово.
avatar
Очень прикольно, респект.

P.S.: Настольно-ролевая игра Traffic World на революционной механике от Винсента Бейкера. Скоро во всех автошколах страны!
avatar
Очень круто. И написано замечательно.
avatar
Автор топика — герой. Привить что-то творческое, качественно новое в нашей армии и получить при этом одобрение начальство нужно уметь. И ведь не просто в ДнД играли.
avatar
Автор — космос и настоящий пример извлечения пользы из нашего хобби в реальной жизни.

Снимаю шляпу.
avatar
Супер!

Вы молодцы!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.