О формировании таланта

Случайно наткнулся на интересный текст, распознал и отредактировал. Изначально постил в жж, но думаю там его не многие читали, а отрывок мне показался интересным, возможно подразумевающим дискуссию. Внимание: много текста и всего одна картинка!



Два абитуриента поступают в художественное учебное заведение. Один выдержал экзамен по рисунку, a другой — провалился. Значит ли это, что первый из них обладает способностями к изобразительному искусству, а другой их лишен?

Определенно ответить на этот вопрос нельзя. Может быть, первый абитуриент ранее имел возможность где-то подучиться, познакомиться c линейной перспективой, правилами конструктивного построения предметов, a второй не получил такой предварительной подготовки. Ведь одним лишь уровнем приобретенных знаний и умений способности не определяются. Напрашиваются вопросы: можно ли каким-то образом определить способности, получают люди способности при рождении или приобретают их в процессе обучения?

B настоящее время психологи, педагоги, художники не располагают точными методами, при помощи которых можно определить способности человека к какой-то конкретной практической деятельности или искусству. Более того, психологическая наука и педагогика в основном утверждают, что способности к определенной деятельности не даются человеку от рождения и не передаются по наследству.

Вместе c тем не признавая врожденность способностей, психологическая наука не отрицает наследственности некоторых особенностей человеческой психики, которые и являются предварительными условиями успешной деятельности (чаще всего сразу в нескольких профессиях или специальностях). Эти особенности высшей нервной деятельности влияют на быстроту и прочность овладения знаниями, умениями и навыками в любой человеческой деятельности (в науках или искусствах). Эти особенности человеческой психики называют не способностями, a задатками, которые и являются предпосылками развития способностей.

Психолого-физиологические задатки ведут к развитию определенных способностей лишь в процессе учебы, труда, при наличии благоприятных условий. Природные задатки, на основании которых можно развивать художественные способности, встречаются y всех людей. Каждый человек может оказаться c дарованиями в одной или нескольких областях деятельности, если правильно определить его склонности и развивать их в процессе обучения. Не случайне M.Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника и что при условии более внимательного отношения к его возможностям эти задатки могут быть развиты в способность к определенной деятельности.

Способность обнаруживается только в деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи можно выяснить, есть ли y начинающего художника способности. Пока не начата такая педагогическая работа, пока ученик не сделал первые шаги в учебе, невозможно судить o его способностях. Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же и развиваются, формируются. Например, систематические занятия электротехникой могут развить технические способности юноши. Постоянные занятия рисованием и лепкой могут привести к творчеству скульптора. Известны сотни случаев, когда в детстве в начале учебы человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых приносило ему широкую известность.

Развитие научных или творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Обучение и воспитание являются решающим фактором в формировании способностей, таких их свойств, как творческое воображение и мышление, зрительная память, эстетический вкус, наблюдательность, трудолюбие и волевые качества. Когда говорят o поисках талантов, то правильным было бы говорить об их формировании.

Известно, что развитие человека c момента его появления происходит не только путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации. «Развитие человека, — говорит A. B. Петрoвский, — определяется общественно-историческими законами». И поэтому развитие способностей не может быть подчинено законам биологической наследственности.

Ни анатомические, ни физиологические врожденные особенности мозга и всей психики не являются специфическими задатками, которые сами по себе предопределяют конкретные способности. Они могут выступать лишь в качестве общих предпосылок, но не более.

Лауреат Ленинской премии профессор A. H. Леонтьев утверждает, что человек, имея естественные, природные задатки, формирует «способности второго родах» (сценические, литературные, художественные и т. п.) путем усвоения достижений предшествующих поколений. Овладевая миром исторических достижений человечества, люди формируют по любви и выбору свои специфические человеческие способности к определенной деятельности. По мнению A. H. Леонтьева, склонности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории, продукт конкретных приемов формирования соответствующих знаний и умений. Будучи убежденным в этом, ученый осуществил успешную попытку выработать музыкальный слух y абсолютно не музыкальных детей. Применяя методику индивидуальных тренировок, он добился развития музыкального слуха — данных, считавшихся ранее классическим примером врожденных задатков.

Вот еще пример. B Казанском университете недавно была подмечена странная закономерность: самые способные математики приходили из одной и той же школы. B этой школе математику преподавала Г. Ю. Гусарская. Применив особую методику обучения, она почти во всех ребятах воспитывала, формировала и оттачивала математические способности.

А вот примеры из далекой истории. До открытия в г. Арзамасе (1802 г.) школы pисoвания были известны лишь отдельные случаи проявления художественных способностей y граждан и жителей прилегающих деревень. Когда же А. B. Ступин открыл в городе художественную школу, то очень многие ее ученики показали себя способными рисовальщиками и живописцами.

Такие же результаты были в шко-ле, организованной А. Г. Венециановым (1824 г.) в селе Сaфонoвo Тверской губернии.

Есть полное основание полагать, что решающим фактором, от которого зависит проявление способностей к данной деятельности (живопись, графика, музыка), является именно методика обучении. О «врожденных» же способностях говорят тогда, когда методика обучения обнаруживает свою несостоятельность и беспомощность.

Ответьте на вопрос, каждого ли ребенка можно научить читать и писать. «Конечно, каждого, — ответят все, — если это нормальные здоровые дети». Ребята 1 класса к концу года и читают, и пишут в пределах требований программы. Но так было не всегда.

Лет двести назад грамоте мог обучиться далеко не всякий, a лишь тот, y кого была «божья искра мудрости» (как тогда говорили), т. e. иными словами, врожденные способности. А остальные примерно 2/3 учеников оставались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Теперь мы у же знаем, что причина появления «неспособных» учеников в те времена заключалась в трудности обучения, несовершенстве методики. B обучении грамматике русского языка, например, эта трудность диктовалась необходимостью заучивать все буквы алфавита c их славянскими названиями: «аз», «буки», «веди», «глаголь» и т. д. Это чрезвычайно затрудняло переход к чтению слогов. После выхода (1844 г.) новой азбуки, построенной по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт c названиями: a, бе, ве, ге, де и т. д., была решена проблема «врожденных» грамматических способностей.

Совершенствование методик обучения будет все более и более уменьшать круг «врожденных» способностей к определенной деятельности.

Что следует считать основными признаками дарования и способностей, которые в наибольшей степени предопределяют развитие таланта в любой области человеческой деятельности, a в изобразительном искусстве в особенности?

Основной чертой способностей к рисунку и живописи является любовь к ним, сопровождаемая наличием работоспособности, настойчивости и огромной воли. Любовь и тяготение к рисованию и краскам могут обозначаться в раннем детстве и являются началом проявления художественного таланта. Но никакая любовь к изобразительному искусству без упорного настойчивого труда и воли не может дать положительных результатов в развитии этой художественной способности. Изобразительная деятельность (как и любая другая в искусстве) требует постоянного, ежедневного, упорного и настойчивого труда.

Склонность к постоянному труду (научному или творческому), усидчивость и настойчивость психология и педагогика рассматривают как главные факторы одаренности, как самое важное условие приобретения способности к определенной деятельности. «Неспособные», «бездарные» учащиеся художественных школ становятся неуспевающими не потому, что по особенностям своей памяти не могут понять и запомнить учебный материал, выработать навык конструктивного рисования, например, головы человека. Их неудачи объясняются прежде всего неусидчивостью, отсутствием привычки трудиться, слабой волей.

Афоризм «гений — это труд» подтверждает роль трудолюбия в развитии способностей и становлении талантов. Колоссальная жажда знаний, любовь к науке, искусству, феноменальная работоспособность, яростное усилие воли дают возможность достичь великих успехов.

Начинающий художник должен развить глазомер и чувство пропорций. Без этого он не в состоянии нарисовать объекты c натуры. Художник должен иметь развитое воображение, тонкую наблюдательность и вкус. Без них он не в состоянии создать композицию картины. Живописцу надо уметь замечать в натуре необычайно тонкое разнообразие оттенков тона и цвета, уметь составлять их на палитре и создавать ими цветовой строй живописного изображения. Все эти качества профессионального художника можно приобрести исключительно в результате выполнения многих сотен и тысяч рисунков, набросков, этюдов. Только в результате такого труда ученик становится талантливым живописцем. Других путей к мастерству живописи не существует. Без такого каторжного труда никто, нигде и никогда художником не становился. Об этом свидетельствует история, жизнь и творчество всех без исключения выдающихся художников.

«Только великие труженики, — говорил И. Репин, — могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта огромная потребность к труду составляет базу всякого гения». Сам Репин придерживался всю жизнь строгого правила: где бы он ни находился — с 9 до 12 часов он обязательно рисовал и писал. Никто так не дорожил каждым днем и не боялся его потерять без работы, как B. Серов. А. Иванов буквально изнурял себя ежедневными подготовительными этюдами c натуры. B. Бакшеев, прожив девяносто лет, писал ежедневно, писал до последнего часа своей жизни. K. Коровин и И. Левитан c молодых лет не проводили ни одного дня без писания и рисования c натуры.

Не зря говорят, что «искусство — есть подвиг», «искусство требует жертв». Кто не способен к пожизненному ежедневному труду, пусть лучше сразу откажется от намерения стать художником.

Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты»

16 комментариев

avatar
ы-ы, какой кондовый советский текст!
Не переживай, я в хорошем смысле, ностальгирую. :) Сейчас так не пишут. И вряд ли многие такое читают.
По смыслу-то все в целом верно.
avatar
Сейчас пишут примерно так: «Ты хозяин вселенной, стоит только представить и все блага у тебя в кармане» :) Совершенно противоположный подход.
avatar
комментарий был удален
avatar
Сколько времени у Васи занял процесс освоения базовых знаний? Или он еще в процессе?
комментарий был удален
avatar
Как человек с заметно более высокими, чем в среднем по классу, успехами в математике, подозреваю, что что-то в этом тексте не так.
Несмотря на то, что то, что может любой из одноклассников в математике, наверняка бы удивило каких-нибудь древних римлян, которым с их системой счисления умножать и делить большие числа было дико сложной задачей, мне было хорошо заметно, что я могу, например, проводить в уме вычисления гораздо большего объёма, чем одноклассники или учительница. И время от времени решать задачи, которые они просто не могли решить. Несмотря на то, что я явно не был самым трудолюбивым в классе (для этого существуют девочки-отличницы).
avatar
Наконец-то! Согласен, люди все же наверняка рождаются со склонностями. Вопрос стоит поставить так: «Как определить склонности и в каком возрасте это стоит делать?» Правильное обучение в правильном русле залог, по крайней мере, удовлетворенного общества.
avatar
Я бы разделил склонности (желание заниматься чем-то) и задатки/талант/одарённость (большие результаты в чём-то, чем у окружающих).
Впрочем, я не уверен, что моя терминология корректна.
avatar
А я вот замечал что это «проведение вычислений в уме» и подобные вещи прекрасно тренируются, если прикладывать к этому усилия. Однако большинство людей предпочитают не напрягать мозг лишнего и считают на бумажке. Отсюда их полная беспомощность. Стереотипные девочки-отличницы развивают у себя обычно вполне определенные навыки, обычно связанные с прилежным запоминанием, и исполнением заученных алгоритмов. Собственно, к сожалению, именно этому школьная программа сейчас и учит.
avatar
У меня книжка даже такая специальная была советская ещё для школьников, там и про вычисления в уме было и про многое другое. Отличная штука.

«В стране Математике» называлась что ли. Ну или что-то вроде того.
avatar
Школьная программа это ладно, плохо когда учителя такие же, не гибкие.
Например у меня с геометрией как-то по-особому складывалось — я решал немного другим методом, но в итоге правильно. Учительница была дуб дубом и тупо не засчитывала.
Позже, в институте, я на мат.анализе какие-то вещи решал другими способами, и наша преподаватель это заметила и оценила, на экзамене так и вовсе выдала мне кое-что из того, что сама с трудом решила.
avatar
Ну смысл статьи не в том, что все люди одинаковые, а в том, что во-первых, врожденные склонности проявляются только в процессе деятельности и во-вторых, «вроджденная» способность или неспособность — это не какой-то кап, прибитый раз и навсегда. Его можно двигать. Просто в определенном направлении одним двигать проще, а другим — труднее.
avatar
Я отразил взгляд на данный вопрос непосредственно в построении механики своей игровой системы.
Да, есть у каждого какие-то склонности и задатки, он может пытаться их выявить, но не может узнать наверняка. Человек может наблюдать, как в процессе его деятельности появляются те или иные результаты, но он не знает абсолютного своего значения, он может только приблизительно сравнивать.
Но главное это то, во что человек поверил, какой путь выбрал себе сам. Это может быть великий музыкант, но, в силу жизненных обстоятельств просто не верящий в то, что у него есть способности к музыке. При этом он может быть уверенным, что его призвание это архитектура и он будет замечательным архитектором, несмотря на то, что реальных задатков у него не было.

Ну а вообще, если еще ближе к тому как это происходит в реальной жизни, то тут формула даже проще:
возможности каждого неограниченны, мы просто учимся в это верить.
Ну тоесть нет по сути никаких задатков или склонностей, просто это то во что мы верим, там мы это себе придумали. И если человек действительно верит, что у него есть какая-то склонность и развивает ее, то все у него получится.
avatar
Т.е. при рождении все наделены одинаковым потенциалом? Разница только в среде?
avatar
Изначальная одинаковость (или некоторое равенство) имеет место быть, только если мы говорим о том, что вообще есть потенциалы и их можно сравнить.
А разница не в самой среде, а в реакции человека на эту среду, которая определяется его уверенностью в том или ином, тем, как он воспринимает эту среду.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.