про саги, отчет
Провели 2 сессии по сагам.
Игроки выбрали себе матриарха, раба и странника, остальное мы сочинили на первой сессии.
Из интересных наблюдений:
Надо экспериментировать с хардмувами. «Ты проиграл состязание в силе и тебе пришел тяжкий урон» — скучно. «Ты провалил бросок на состязание, ок. Ты убил его, но последствия тебе не понравятся. В момент его смерти гремит гром и все понимают — боги в ярости!» — может оказаться куда веселее.
Узы с судьбой, которые появляются у мастера, когда игроки получают 7-9 на риске, можно использовать, чтобы задавать игрокам вопросы по «заглянуть в сердце», мешать им и давать -1 к броску. Но ведь можно и помогать — иногда успешный бросок навредит всем сильнее, чем проваленный. Так, я активно помогал Ульфу выжать в нападении Орма — иначе кто обвинит его на тинге в убийстве Колла? Пусть сильнее грянет буря! Правда, его моя помощь в итоге не спасла, но кто ж знал.
Игра очень требовательна к контролю за ходом повествования, если не загонять его в жанровые рамки, очень легко остановить прокачку. Она идет только от действий с персонажами, с которыми есть отношения, и если вдруг таких под боком не оказывается — опыт не идет.
Ходы игроков фокусируют игру на локальных частностях, а ходы мастера на глобальной судьбе. Надо искать баланс, а то мы на игре потонули в мелочи, уйдя от глобальности. Одна из причин в том, что я на провалах обычно говорил «ок, у тебя это не вышло и потому случилось это», руководствуясь логикой повествования. А надо больше смотреть на судьбу, глобально, а не на логику здесь и сейчас.
Да, кстати.
Перевод: Когда твоя честь поставлена под сомнение, действуй по обычаю. При результате 10 и больше ты в праве просто сказать: «Это ложь!» — и окружающие тебе поверят, при результате 7–9 одного твоего слова недостаточно, но ты можешь доказать его истинность.
Оригинал: on 7-9 your word is not enough but they will offer you a way to prove it.
Нам показалось, что тут есть определенная разница и что оригинал подразумевает, что окружающие предложат, чем именно можно подтвердить слова. А перевод — что искать способ подтверждения — дело игрока.
Это и правда так читается, или у меня машинка жим-жим?
Игроки выбрали себе матриарха, раба и странника, остальное мы сочинили на первой сессии.
- В долину, где живут герои, прибывает торговый корабль из Норвегии. На нем прибывает странник Олвир.
- Грим встречает норвежцев и после разговора с капитаном разрешает торговлю, а так же приглашает их к себе под крышу.
- Олвир в процессе переговоров пытается применить на Грима Глаз ворона: когда у тебя есть время, чтобы понаблюдать за кем-то, оставаясь незамеченным, испытай судьбу. При результате 10 и более ты получаешь трое уз с объектом наблюдения, при 7–9 — одни.
- Провал — и Грим возмужен тем, что какой-то норвежец так пялится на него. Торговля под угрозой, но Олвир успешно сглаживает конфликт.
- На пристани появляется Колл с рабами. Он первым услышал про корабль и пришел заключить самые выгодные сделки.
- Капитан доволен тем, как Олвир успокоил Грима. Он предлагает ему сделку — уговорить Грима пойти на мировую с конунгом Эйриком, убийцей его сына.
- На пристани появляется бабушка Гурли. Она обьявляет норвежцам, что, как жена годи, она будет руководить торговлей и обьявляет торговым следующий день, а сегодня — только пир.
- Олвир расспрашивает у раба Ульфа, есть ли в окрестностях кто-нибудь эдакий — Ульф отсылает его к Штейну, кузнецу.
- Олвир отправляется к кузнецу — но ходить вечером по незнакомым малообжитым местам опасно и он попадает в охотничью яму, чудом оставшись в живых и отделавшись лишь раненой ногой.
- На его крики приходит кузнец, который, увидев чужака, предлагает ему сделку — он поможет ему выбраться из ямы и залечит его раны, если тот достанет ему женщину — местные не любят его и не продадут ему даже рабыню, не то что позволят жениться.
- На пиру капитану приходится самому уговаривать Грима пойти на мировую, бабушка Гурли согласна с ним и уговаривает мужа согласиться, но — провал — и взбешенный подобными уговорами со всех сторон Грим отказывается и чуть не выгоняет норвежцев (и выгнал бы, если бы не ход бабули:
«Эти глаза многое видели: в начале встречи примени опыт. При результате 10 и более ты трижды можешь явить свою мудрость; при 7–9 — лишь единожды. Свою мудрость ты можешь явить следующим образом:
• сказать кому-то, что ты слышала это уже сотню раз и тем заставить умолкнуть;
• сказать кому-то, что ты это сотню раз уже видела, и дать им –1 к результату следующего броска кубиков;
• сказать кому-то, что ты уже встречала сотню таких, и обрести с ним узы.» (я недоволен этим своим хардмувом, мог бы и поинтереснее придумать. Впрочем, это не последний раз, когда я халтурил с хардмувами) - На следующий день Колл пытается реализовать свои вчерашние сделки с норвежцами, но Гурли уже опередила его — вчерашние сделки она приказала аннулировать, а желаемые Коллом вещи скупила сама. Колл в ярости, он вступает в стычку с норвежцами и его люди убивают одного из них. Появившийся Грим решает, что Колл должен заплатить норвежцам виру, а норвежцы — убраться вон и быть благодарны хотя бы за это. Колл (и норвежцы тоже, но кого волнует их мнение?) недоволен его судейством и грозится вынести вопрос на тинг.
- Тем временем Ульф, еще с вечера убедивший хозяина в том, что прибывший странник может быть полезен, добился от него приказа найти его и отправляется к Штейну. Вдобавок, норвежский капитан обещал ему пару монет за нахождение странника — тот взял задаток за убеждение Грима и скрылся с ним. Штейн не хочет, чтобы кто-то знал о том, что Олвир связан с ним и заявляет, что тот не приходил и что его, возможно, сьели волки. Но Ульф не верит и, выждав подходящего момента, забирается в дом кузнеца, пока тот проверяет свои ловушки. Разговор со странником не задался и тот метает в Ульфа кинжал, ранив его, и криком зовет кузнеца. Кузнец отправляется в погоню за Ульфом и тот лишь чудом уходит целым.
- Гурли, предвидя конфликт с Коллом, натравливает на него прибывшего из похода Орма, требуя от него постоять за честь семьи и обещая найти ему хорошую невесту после этого.
- Одновременно с этим она пытается убедить Хродни, что та должна помочь семье, обещая ей нового мужа, когда Колла убьют, но та, понимая, что это может удалить ее от общества Ульфа, не намерена идти на поводу.
- Орм собирает дружину, чтобы напасть на Колла. Штейн, выходив Олвира, требует от него разобраться с Ульфом — ведь тот знает про их связь и уже начал трепаться.
- К тому моменту, как выздоровевший и вооружившийся Олвир добирается до двора Колла, дружина Орма уже окружила его, осадила всех готовых сражаться в доме и планирует сжечь его, предварительно выпустив всех, кто отказался от сопротивления. (это был бросок на сражение и кидавший за людей Колла Ульф его провалил. Ему вообще не очень везло — как минимум 4 раза он выбросил 3 на 4 разных парах кубов)
- Ульф пытается использовать последний шанс — он кричит Хродни, умоляя ее повлиять на дядю и отпустить Колла и его людей за немалый выкуп. Он даже обещает показать спрятанное серебро, которое люди Орма не найдут сами.
- Но появившийся Олвир путает всем карты. Он заявляет, что пришел убить Ульфа, потому что его мать — родственница Олвира и ее потомство, рожденное в рабстве, позорит род.(ход Тайна: у тебя есть тайна, которая и привела тебя сюда. Если ты раскрываешь свои намерения в подходящий момент, ты получаешь +1 к результатам всех бросков кубиков до тех пор, пока ситуация не разрешится.)(Мне эта идея кажется несколько дурацкой и я пытался предложить вариант с убийством лишних наследников, но игрок за Олвира остался стоять на своем)
- Орм согласен приостановить экзекуцию, а Ульф согласен драться, если его вооружат, но у него тоже есть туз в рукаве. Он заявляет Орму, что он не единственный сын той рабыни и что Оттер, сын Орма — его единоутробный брат (тут надо пояснить, что Орм знал, что сын его — от рабыни, но выдавал он его за сына умершей при родах жены. Чего он не знал, так это того, что и Ульф — сын той же рабыни, ведь всем плевать, кем рожден раб. Это сформировалось из «он мой соплеменник, но об этом никто не знает», одного из возможных для раба отношений. В оригинале там использован термин kin и мы перевели его, как «родственник», что мне кажется более корректным.) Из заявления Ульфа следует, что Олвир оскорбляет мать сына Орма, обьявляя ее позором, угрожает его сыну, по той же причине, и что его сын может претендовать, в теории, на какое-то наследство (мы все таки ввели его, хоть и не в рамках «мотивации»)
- Ульф выходит на бой с Олвиром, но ряд неудач на кубах — и он повержен первым же броском кинжала. Рана смертельна и он умрет в ближайшее время, а пока что он валяется на земле и истекает кровью.
- Олвир пытается договориться с Ормом. Он клянется перед богами, что не желает зла его сыну и гарантирует ему долю в наследстве, за которую обещает бороться (это был ход «Коварство: когда ты раскрываешь то, что планировал всё это время, примени опыт. При результате 10 и более — о да! — всё получается и проходит точно по плану, при результате 7–9 ты добиваешься успеха, но возникает какая-то помеха, заминка или непредвиденные последствия. При провале всё идёт наперекосяк.», не уверен, что уместный тут, ну да ладно), провал и Орм отказывается поверить клятве и собирается драться. Долгий бой (особенно опасный из за -1 молодости Олвира), но, несмотря на попытку раба использовать свои последние узы во вред Олвиру, тот побеждает, пусть и не совсем честно. Его честь под сомнением, но он вторично клянется перед всеми, что клятва, данная Орму, в силе и что он немедленно отправится к его родителям, чтобы рассказать о ней.
- Дружина Орма без предводителя уже не так настроена на убийство Колла и тот откупается от них серебром. Теперь, когда он знает про то, что единственный оставшийся мужчина в семье Грима — сын рабыни, у него есть инструмент для мести куда более интересный, чем тинг.
- Гурли, услышав от Олвира о случившемся, решает отпустить его — возможное наследство внука для нее интереснее, чем месть за сына.
- С континента Олвир может привести Штейну рабыню, чтобы расплатиться с ним.
- Кроме того, он хочет уговорить свою семью начать торговлю с Исландией (и, возможно, все таки добиться мира между конунгом и Гримом.
Из интересных наблюдений:
Надо экспериментировать с хардмувами. «Ты проиграл состязание в силе и тебе пришел тяжкий урон» — скучно. «Ты провалил бросок на состязание, ок. Ты убил его, но последствия тебе не понравятся. В момент его смерти гремит гром и все понимают — боги в ярости!» — может оказаться куда веселее.
Узы с судьбой, которые появляются у мастера, когда игроки получают 7-9 на риске, можно использовать, чтобы задавать игрокам вопросы по «заглянуть в сердце», мешать им и давать -1 к броску. Но ведь можно и помогать — иногда успешный бросок навредит всем сильнее, чем проваленный. Так, я активно помогал Ульфу выжать в нападении Орма — иначе кто обвинит его на тинге в убийстве Колла? Пусть сильнее грянет буря! Правда, его моя помощь в итоге не спасла, но кто ж знал.
Игра очень требовательна к контролю за ходом повествования, если не загонять его в жанровые рамки, очень легко остановить прокачку. Она идет только от действий с персонажами, с которыми есть отношения, и если вдруг таких под боком не оказывается — опыт не идет.
Ходы игроков фокусируют игру на локальных частностях, а ходы мастера на глобальной судьбе. Надо искать баланс, а то мы на игре потонули в мелочи, уйдя от глобальности. Одна из причин в том, что я на провалах обычно говорил «ок, у тебя это не вышло и потому случилось это», руководствуясь логикой повествования. А надо больше смотреть на судьбу, глобально, а не на логику здесь и сейчас.
Да, кстати.
Перевод: Когда твоя честь поставлена под сомнение, действуй по обычаю. При результате 10 и больше ты в праве просто сказать: «Это ложь!» — и окружающие тебе поверят, при результате 7–9 одного твоего слова недостаточно, но ты можешь доказать его истинность.
Оригинал: on 7-9 your word is not enough but they will offer you a way to prove it.
Нам показалось, что тут есть определенная разница и что оригинал подразумевает, что окружающие предложат, чем именно можно подтвердить слова. А перевод — что искать способ подтверждения — дело игрока.
Это и правда так читается, или у меня машинка жим-жим?
10 комментариев
Расскажи, а МЦ что-то читал, смотрел, изучал перед проведением игры?
в остальном предполагается оставить все на откуп отыгрыша, чтобы игроки «строили свою собственную экономику»
судя по сагам, у исландцев был в ходу концепт «справедливой цены» и того, кто ему не следовал, могли и наказать каким-то образом, но при этом концепт этот был сугубо устный, нигде не записанный, что приводило ко всяческим коллизиям, типа описанной в саге о Курином Торире, когда Торир отказался продавать сено по справедливой цене, отказался и по завышенной, тогда у него просто отняли сено силой и он потом не смог ни у кого найти понимания и ему пришлось «брать правосудие в свои руки» — люди считали, что раз ему предлагали деньги, а он отказался, то те, кто нуждался в сене, были правы, ограбив его