Прокачай свой пантеон

Понимаю, что меня на Имке стало как-то «много». Это вызванно тем, что многие публикации (как эту) я хотел опубликовать уже давно — чуть ли не год назад, но тогда не было ни сил, ни времени, ни вдохновения. Сейчас с этим как-то получше, чем и вызван вал таких вот публикаций.

В ходе выискивания околоролевых интересностей я как-то заметил, что религии в большинстве сеттингов (за исключением тех, которые на религиозный вопрос так или иначе затянуты — вроде сороковника или WoD) сделаны без особого старания. В лучшем случае ситуация представляется как в Фейруне, когда есть божки и пантеоны на любой вкус, но обрядовые различия между Мистрой и Тиморой, мягко говоря, в глаза не бросаются — настолько, что новичок влёгкую перепутает оных. А бывает и так что автор просто помещает свой фентези-вариант в уже знакомое пространство местной протестантской церквушки, прикручивает на место распятия уже другой символ, и в целом остаётся доволен проделанной титанической работой. «Я сделяль! Засем ругаисся насяльника...».

Так и родилась данная шпаргалка, посвященная тому, как внести больше оживляжа в вашу внутрисеттинговую религию, сделав ещё ближе и миру и приключенцам, не вдаваясь при этом в совсем уж жесть вроде попыток написать внутриигровую Махабхарату.

1. Боги и люди.
А каковы вообще отношения богов и людей в вашем сеттинге? Бог (боги) — это любящий отец? Создатель, который свои творения, даже неудачные, так уж и быть терпит? Захватчик и узурпатор, который хоть как-то воспринимает только тех, кто ему полезен — пока они не переживут свою полезность? Господин, который милует своих рабов просто потому что может творить любой беспредел, включая награждение невиновных и наказание непричастных? Может, это толпа избалованных персонажей, которых человека могут просто так обслужить по первое число?

2. Эгалитаризм vs. массовость.
Из первого вопроса автоматически следует второе: насколько «народен» ваш культ? Жрецом может стать кто угодно или тут требуется строгий отбор?
Кто может проводить обряды? Кто может жертвовать богам — и как?
Каковы отношения рядовых верующих с культовым местом? Будет ли это открытая для всех рощица, или же святая святых, куда можно входить только верховному иерарху?
Наконец, какое место занимает сам жрец? Это специальная должность или нечто вроде профессионального аниматора, которого при желании может (а иногда и должен) заменить любой почётный гость или чиновник?

Это главные вопросы, из которых уже произрастает часть последующих:

3. Писание vs Предание.
Писание — это записаные постулаты веры, предание — неа, необязательно устные! Предание — это то, что позволяет правильно дешифровать писание.

В иудаизме, например, предание тоже обросло не только богатым списком публикаций, но ещё и комменатриями, что и составляет Талмуд.

Ярчайший пример писания без предания — протестантизм. Когда люди взяли только писание, а предание осталось по большей части в монстырях и Ватикане — в основном, в головах монахов и кардиналов. Включая, кстати, и начатки современной гебраистики. Тогда Библию стали «дешифровать» буквально, ну и добились… эээ… интересных результатов, скажем так. Что поднимает перед нами уже другой вопрос…

4. Буквализм vs. Мистицизм
И вот если писание у нас есть, то возникает интересный вопрос — как понимать написаное? Ведь в условной Торе ничего не сказано про мобильные телефоны…

Это порождает сразу три… не то что подхода, скажем, полюса.

.I Буквально понятые слова. Апостол вашего Хрустального Дракона в своё время написал в письме ученикам "… и не покупайте почтового голубя за три копейки", имея в виду анекдотическую историю про мужика, купившего дохлого почтового голубя. К чёрту отсылки! В результате издаётся эдикт по всей Светлейшей Республике Хрустального Дракона следующего содержания: мол, ничто не должно стоить три копейки. Четыре, пять, две — пожалуйста. Три — ни в коем случае.

II. Толкование неясных моментов. Это уже порождает определенную касту «толкователей».
Скажем, всё тот же Апостол наставляет учеников «и не носить золота на фиолетовом». Однако опытный толкователь знает, что речь идёт не о цветах, а о характером облачении местного Исполнителя Желаний, он же Главный Гадъ. И понимать это надо именно в таком ключе — к ИЖ — ни ногой! А так-то носить можно что угодно и бошки рубить за случайное сочетание фиолетового и золотого не надо. По крайней мере без суда и следствия…

III. Мистицизм. Слова ограничены, люди косноязычны, да ещё и некоторые переводчики тоже внесли свою лепту в мировой хаос. Так что писание глубоко вторично перед настоящим мистическим опытом.

Если брать уже известные примеры, то могу показать пальцем на ислам, где ваххабиты клонятся к пункту I, шииты — к II, сунниты застыли примерно между ними, а суфии — это, соответственно, пункт III.

5. Тёмная сторона силы.
А именно всякие плохиши. В религиях с ярко выраженным дуализмом в целом удобно. Есть Ахура Мазда, а есть Ариман, и вместе им не сойтись. Нельзя быть хаоситом наполовину, нельзя быть рабом двух господ и так далее.

Возникает вопрос — а как быть в тех, где добро и зло, благость и неблагость не столь ярко выражено? Скажем, в древнегреческом пантеоне, где и Аполлон мог какую-нибудь жесть выкинуть, и Дионис не был на 100% плохим.

И опять я вижу целых пять подходов:
I. Должен остаться только один. Наши мраккультисты выбирают самого сильного-злобного и давай поклоняться только ему. Скажем, некоему апокрифическому Владыке Тартара, которого даже из известных источников вымарали.
II. Вариант ближе к христианским гностикам, когда в плохиши записывается сразу весь пантеон, а поклоняются либо вообще никому, либо наименее позорному. Скажем, Прометею — и то только за покровительство людям.
III. «Свинья грязь везде найдёт». Это уже поклонение не конкретно злому божку, а неблагому аспекту в целом многозначного бога. Что-то вроде греческих же дионисийцев, от которых даже терпимые ко многому греки орали дурниной и лезли на стены.
IV. Необходимое зло. Попытки интегрировать явно нехороших персонажей в общий пантеон. Лично мне на этом месте представляется киношно-фентезийная-секретворлдовская же «теократическая» Америка, где спокойно терпят, скажем, культ Кали — до тех пор пока он соответствующему братству ассасинов помогает, а не мешает. Начнёт мешать — начнутся вопросы. И не теологические, а по результатам годового отчёта.
V. И часовню тоже он! Всё просто — в плохиша превращается в целом хороший персонаж когда он немного не в духе. Кому знакома фигура Шивы, меня поймут.

Вишенки на торте

Ну вот, более-менее мы пантеон «настроили», каркас сделали, теперь самое время заняться украшательством.

Герои и святые.
Все сферы объять невозможно, и чем круче император — тем больше роль его свиты. Так что рано или поздно ваши божества будут обрастать плеядой фаворитов (скажем, некий хромой кузнец, которого Гефест возвысил лично за хромоту, чтобы «уесть» своих насмешников), или например сыновья Ареса как то Фобос и Деймос. Вот и у вашего гипотетического Укротителя Глубин вполне может быть дочь, которая плетет ему сети и ходатайствует за ушедших в море или же сын-корабел, который покровительствует таким же кораблестроителям.

Синкретизм.
А именно проникновение элементов другой религии. И, в первую очередь — локальных культов. Тут я в целом сильно пальцем тыкать не буду, примеры всем известны (ламаизм (буддизм + остатки религии Бон), сантерия, традиционный японский культ из примерно равной смеси синто и буддизма), приведу мой самый-самый любимый. Греко… буддизм! Да-да, где греческий пантеон съехался с буддистскими воззрениями. Вам смешно, а он реально был!

Будда глазами эллина

Добавляем локальные традиции.
И опять-таки, лучше показать, чем сказать.

Как думаете, кто этот благородный индейский муж? Только не подглядывать!



Не угадываете?
Даю подсказку:


Он же с Симоном Киринеянином. Кому интересно — гуглите «Патер Джон Джулиани».

Добавляем достоверности.

Ну и, наконец, два самых-самых финальных штриха, которые являются последним писком для придания вашему пантеону объёмности и реалистичности.

Зооморфное прошлое.
Многие религии до сих пор донесли до нас явное зооморфное прошлое, например, всё той же Геры, которую греки называли «волоокая». Хотя статуи с головой коровы (привет соседнему Египту) до нас всё же не дошли.

Более того, зооморфизм может встретиться вам там, где вы вообще его не подозревали увидеть! В христианстве — самом что ни на есть мейнстримном. И не только в виде песиглавцев и голубей, изображающих Святого Духа.

Нет, это не фанфик по Нарнии

Разъяснение что изображено на картинке находится здесь. Тащить сюда я его не стал во-первых, из-за громоздкости, а во-вторых, из-за авторитета источника; лично мне было бы сложно сходу поверить в происходящее, прочти я подобное где-то в широкой прессе.

Добавляем апокрифы.
Необязательно, ереси, необязательно иные течения. Просто нечто такое, что как-то не стыкуется с мейнстримом, но зато отлично стыкуется с ранними верованиями и нелегким становлением главной точки зрения.

Вот напишете вы свою «военный молоточек» «Абсолютно Гражданского Применения Отвёрточку 80 000», где добрая и улыбающаяся Инквизиция будет цветами и словом евангельским уговаривать всяких чересчур сознательных граждан хоть на секунду перестать махать руками и ВНЯТНО рассказать про то, где именно они видели апокриф про Бога-Демократора. А что в нём такого написано? Вовсе не какая-то чернуха, богохульства и даже ритуалы призыва демонов.

Просто это очень-очень древнее издание времён заселения планеты, ещё на древнем готике кельтике, где кроме Бога-Демократора ещё встречается жена-демократориха, а так же сценки между ними. Вымаранные ещё на XVIII Венузианском Соборе из-за Альфацентаврианской Ереси, во избежание повторения таковой же.

А в совсем-совсем ранних, времён 2-3K источниках может найтись ну совсем что-то такое непотребное, что лучше бы и не было и никогда.
Если те двое не просто ссорятся, но ещё и делают это в деталях, которые показались очень остроумными священному писателею. И, вероятно, даже с какой-то нравоучительной идеей, которую мы понять не можем по причину отсутствия сохранившейся полной версии.

11 комментариев

avatar
Спасибо за статью, все круто, но нет один нюанс… Кроме мастера, любовно подписавшего религию, обычно за столом это мало кому интересно.
avatar
Строго говоря, это самому мастеру в первую очередь и нужно же дабы видеть целостную картину мира и «за словом в карман не лезть». Чтобы понимать мотивацию персонажей, не совсем очевидную или вообще неочевидную игрокам.

Ну а следствие — это уже как подать. Как подать. Если я начну зачитывать игрокам что-то из индийской мифологии и так или иначе навяливать «теорию», то уже скоро за столом раздастся дружное «хр-р-р». А вот если я почерпну оттуда какой-то сюжетный наворот или образ персонажа — вот это уже другое дело.

«Знание» вообще интересно только отдельным маньякам-академистам (как пожизнёвым, так и игрокам). Самое интересное — это, в первую очередь, экшен и «вот это повороты!».

Попробую немного описать таковые из того, что видел сам как игрок или просто сторонний наблюдающий:
1. Call of Cthulhu, игроки находят явно греческую вазу-амфору у берегов Америки. Ваза пустая, явно культовая, с рядом характерных священных символов (как в дальнейшем выяснилось — охранных). На вазе орнамент, который мастер коротко описывает как «да какая-то голубизна». Игроки понимающе хихикают — ну вы понимаете, греки, все дела, партийный профессор (Любимая Мастерская Непись) докапывается до детального описания что именно там нарисовано («ну мальчик с купидоном целуется»), раздаются шуточки-прибауточки, профессор заявляет что это достаточно распространённый сюжет, и вообще это то ли из жизни Аполлона, то ли ещё кого…
… ровно для того чтобы им через пару сюжетных шагов наглухо порвало шаблон. Собственно, от осознания того что на вазе изображен вовсе не то, что они подумали, а сцена пожирания хтонической тварью (у которой из торса растут щщщупальца, которые на корявой керамической картинке персонажи игроков приняли за крылья-пёрышки) своей жертвы. Которая тут же и повторяется у них на глазах. Вот такие вот сатиры с кентаврами у человека пошли.

2. Dark Heresy. С персонажами пытаются повторить сюжет «Испивающих Души» Бена Каунтера, где жрец с орбитальной станции навялил им под видом Императора самого Тзинча, называя оного Архитектором Судеб или как-то так. И навялил.

Вот и тут прибывают персонажи игроков на захолустную планету под маской миссионеров, выясняют кому поклоняются местные.
— Как-как? «Властитель Будущего»?… отличненько.
Партийный священник (тот ещё буквалист и начётник) достаёт Книгу Тысячи Имён Императора (всё ж не зря на реликтовом мире вырос), внимательно её штудирует, не находит ничего даже близко похожего (а вот некий Тёмный Фламин, с которым ВБ показательно борется как раз напоминает богохульно-искаженное «Путеводный Свет Терры»). Связывается с орбитой, где торчит инквизитор-патрон, просит оформить запрос в Ордо Маллеус на поиск данной фразы в архивах относительно какой-нибудь ереси. Получает в ответ команду «берём его тёпленького!».

3. Совсем древняя словеска по фентези-Греции в как бы нашем мире; как я понял в дальнейшем, мастер явно вдохновлялся серией Dominions, хотя тогда это было мне ну совсем не очевидно.
Там партия встречает, внезапно, Диониса (преимущественно в снах и видениях) — тот в целом положительный персонаж и в целом неплохой дядька, хоть и с прибабахом. Который их и предупреждает о грядущем переделе. Далее настаёт чисто доминионовский же сюжет о том как боги поцапались меж собой, по итогу Диониса встречают «пожизнёво», в изрядно разрушенных олимпийских чертогах, где тот умирает, предварительно открыв своим гм, адептам (а те и по жизни были те ещё… фанаты) что олимпийцы — никакие не боги, а «заигравшиеся с игрушками Богов мальчики и девочки», и что к миру возвращаются его настоящие хозяева. Катарсис, слёзы, все дела — всё же положительный персонаж.
Далее персонажи попадают в местный как бы Тир На Ног, выходят оттуда уже в плюс-минус какбэраннее как бэ средневековье (ибо время там течёт по другому). И натыкаются в первом же городке на статую, натурально, Диониса же. Прямо со всеми атрибутами — лоза виноградная, амфора, «как живой». Хотя на дворе уже как бы фентезийное как бы христианство.

На вопрос «а кто это» местные отвечают что это покровитель данного места — Святой Дени Аркадийский. Был такой не сильно-то праведный монах, знатный выпивоха, который тем не менее во время осады и эпидемии чумы превратил скисшую воду в вино, да ещё и целебное, отведав которого больные и излечивались. С чего и начиналась первая сессия и «приход к храму» одного из персонажей ещё в древней какбэгреции.

Статуя подмигивает персонажам, мол, не бемс, всё путём. Опять катарсис:
— Не, вы видели?!
— Что именно?
— Статуя живая…
— Ну тут часто всякие чудеса случаются, чему удивляться…
Последний раз редактировалось
avatar
Да-да. Однажды мне игрок (посмотревшая тогда «Викингов») на нулевой говорит, мол, прям очень интересно с религиями взаимодействовать, придумай что-то этакое, особенно интересно чтобы конфликт религий и культур. Ну я и до этого культуры любил писать, а вот религии целиком не писал никогда, но тут кааак попёрло, чёрт знает сколько я сил в это вложил.
… а игрок потом на эту тему забила и всем в той кампании оказалось пофиг на религию. А следом и мне, разумеется.
avatar
Да-да, где греческий пантеон съехался с буддистскими воззрениями.
Строго говоря, не «греческий пантеон съехался с буддистскими воззрениями», а эллинистические правители Греко-бактрийского, Греко-индийского и Кушанского царств тупо приняли буддизм. Эллинистическое влияние там заметно на уровне иконографии, скульптуры, конкретных ремесленных техник, литературных образов, etc (т.е. примерно на уровне античного влияния на европейских христиан), но не двоеверия. Так что этот пункт скорее по ведомству следующего, который про локальные традиции.
Последний раз редактировалось
avatar
Спасибо за уточнение. Писал немного на бегу (пока пишется), поэтому допустил ряд ляпов.

Кстати, ещё одна тема, которую я как-то позабыл — это «региональное понимание, ставшее мейнстримом». Представьте себе мир, в котором Греция ушла под воду, и о греческих культах мы знаем ТОЛЬКО из греко-эллинизма. Тоже само по себе явно фентезийненько.
Последний раз редактировалось
avatar
Мне, кстати, кажется что тут скорее не «ближе к миру и приключенцам». Слово «приключенцы» тут, кстати, с толку сбивает — если у вас именно классические приключенцы во главе процесса, то стоит, скорее, думать как они взаимодействуют с религией в сеттинге (а «интерфейс приключенческого сеттинга» несколько иной: например, это божество с точки зрения игрового процесса приложение к персонажу-жрецу, а не наоборот, и это следует помнить — в том числе и при расстановке приоритетов в разработке сеттинга).

А тут именно вещи для проработки сеттинга. При этом придание объёмности, не стоит забывать, может быть двух видов, которые с трудом совместимы: на стадии разработки нового сеттинга (и там большая часть из этого применима — но там, кажется, надо это включать в системный подход, а не пробегаться по вопроснику), и на стадии оживления чего-то имеющегося («рескина» официального сеттинга, расширения собственного на новые регионы и проч.), и там встаёт вопрос стыковки с уже имеющимися фактами.
avatar
Почему приключенцы как точка отсчёта? Потому что на игре появится куча вопросов чего могут и чего не могут приключенцы. Например, элементарно зайти в храм и обратиться к жрецу. Это вообще нормально или это будет немыслимым святотатсвом, карающимся смертью?

И таких вопросов много, и всех их не угадаешь. Поэтому проще ответить на несколько вопросов, но важных. Сюжетообразующих — которые я и попытался перечислить. Из которых ответы на прикладные выводятся чисто логически.

Ну например почему в храм некоего Путеводного Света мейнстримного течения нельзя входить кому попало? Потому что как следует из его писания, люди нечисты и привыкли жить во тьме, и свет просто ослепит их своим сиянием.

Хорошо, а почему тогда в храм их «коллег» из конкурирующей школы Просветителей заходить можно? Потому что они особенно считают, что Свет Истины пришёл в мир чтобы просветить, а не погубить человека, и открывается ему ровно настолько, насколько человек сам готов его увидеть.

Ну а что до стадии создания сеттинга — у меня, как я ни пытался, никогда не получалось сесть и написать сеттинг «от сих до сих». Обычно таковой кристаллизовывался вокруг какой-то идеи, обрастал перламутром лично мне нравившихся и интересных вещей, в ходе которого неинтересные отваливались, и в итоге то что получалось на стадии годной для вождения, как правило, содержало в себе хорошо если четверть того, что было изначально.

Может я один такой уникум, не спорю, но именно с этим прицелом и был написан документ.
avatar
Интересные рассуждения. Самое то, если хочешь создать прописанную религию (или прописать имеющуюся) в своём сеттинге.
avatar
Спасибо!
avatar
Спасибо тебе за всю эту серию постов. Мы почти во всём сходимся, только ты ещё глубже во всё вникаешь, прям приятно читать.
avatar
Так и вы напишите как видите — если, конечно, желание будет.

Проникаю-то я может и глубоко, но… гм, это только моя точка зрения. Которую я в целом «и так знаю» — поэтому другая мне интересна чисто по-человечески.

Просто потому что один и тот же лес для биолога, художника и плотника — это три разных сущности, и когда все трое обмениваются мнениями об оном, каждый может почерпнуть для себя что-то новое.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.