Как пустить игру под откос одним неудачным стартовым твистом
Я всё обещал и обещал рассказать про ту игру про магшколу, где мастер с порога обрадовал меня сюжетным твистом «твой отец продал тебя в магическое рабство», и вот я решил про это рассказать.
Дисклеймер раз: игра, как водится, была текстовой, и некоторые её особенности проистекали из этого. Дисклеймер два: я пересказываю историю по памяти, после моего выхода из игры у меня нет доступа к старым скрытым игровым веткам, в которых проходила большая часть игры, и я что-то могу перепутать или забыть.
Вероятно, каждый мастер минимум один раз в жизни хотел или пытался поводить игру про магшколу, и мастер этой игры не стал исключением.
Вводная информация о мире была короткой. Даже СЛИШКОМ короткой. Это мир, похожий на наш, но в нём есть магия и цельнотянутые из анимационного сериала RWBY зверолюди-фавны; последние ещё недавно были расой рабов, но потом была великая магическая война между силами света и тьмы, в ходе которой фавны обрели свободу. Причём за сохранение рабства была сторона света, а за аболиционистов — сторона тьмы. И вот, значит, академия магии является нейтральной зоной для фракций света, тьмы и нейтралитета.
(Как выяснилось ОЧЕНЬ СИЛЬНО позже, мастер забыл проговорить одну очень важную деталь, из-за которой я большую часть игры имел совершенно превратное представление о сеттинге. К вопросу о пользе и вреде лаконичности...)
Окей, троп «на самом деле светлые — злодеи и даже не особо маскируются» выглядел заезженным насмерть, но я решил-таки заявиться… простите, не помню точно, чем я при этом руководствовался. И запилил персонажа — фавна из фавнского гетто в Лос-Анджелесе, у которого было трудное и тяжёлое сиротское детство с гибелью большей части семьи, членством в молодёжной банде и прочей такой фигнёй, а заканчивалась его биография тем, что неожиданно объявлялся его потерянный до его рождения отец, оказавшийся вышедшим из тюрьмы важным членом фавнского сопротивления, и сообщал сыну, что он маг и будет учиться в магшколе.
Мастер, однако, внёс коррективу в эту биографию. По его версии, отца моего персонажа выпустили из тюрьмы не потому, что он отсидел свой срок, а потому, что он пошёл на сделку с какой-то важной шишкой из человеческой магической аристократии, в обмен на свою свободу пообещав, что отдаст этой шишке одного из своих детей в это самое магическое рабство. И никакой он сам, похоже, был не важный член фавнского сопротивления, а пешка в интригах более сильномогучих НПЦ — в сцене первой встречи отца с сыном отец практически всё время молчал, а говорила сильномогучая НПЦ из тёмной фракции. Которая обрадовала моего персонажа выгодным предложением стать её шпионом у этой светлой шишки.
Когда я выходил из игры, у нас с мастером было «бурное обсуждение», что произошло и почему, и на этом обсуждении мастер мне сказал, что ожидал, что мой персонаж примет это выгодное предложение и приобретёт квест и ценного союзника в лице сильномогучей неписи. Но всё пошло не так. С одной стороны, мы с моим персонажем оба не справились бы с ролью тройного агента, одновременно работающего на светлую шишку, на тёмную непись и на себя самого, стремящегося кинуть первых двоих (потому что третий пункт был бы неизбежен), и с точки зрения моего персонажа, проще было бы сократить количество начальников над собой. С другой стороны, «ты предлагаешь мне помощь, но ты делаешь это без сочувствия» — сильномогучая тёмная непись настолько лучилась энтузиазмом и не скрывала своей радости, что «у ТЕБЯ проблемы, и Я могу извлечь из них выгоду!», что мой персонаж мгновенно заподозрил, что тёмные могли бы помочь его отцу избежать всего этого, но в рамках своих хитропланов не захотели. Он бы отказался от этого выгодного предложения вообще, но ему дали понять, что тогда это же предложение сделают его сестре (старше на год, учащейся в той же магшколе), и этого персонаж допустить уже не мог: «нет, продавайте меня в рабство, но шпионить я на вас не буду». Отец же получил отповедь в духе «я тебя вообще впервые в жизни вижу, мой НАСТОЯЩИЙ отец никогда бы так не поступил, умер бы в тюрьме, но не предал бы нас; мой НАСТОЯЩИЙ отец умер, а кто ты, я не знаю и знать не хочу».
Я сам тогда ещё не понимал, насколько эта сюжетная завязка дерейлнет для меня всю дальнейшую игру, но это был первый снежок, покатившийся вниз по склону, за месяцы игры увеличиваясь и увеличиваясь. Уже после того, как игра для меня закончилась, я кое-как отрефлексировал, в чём могло быть дело. На этапе написания биографии персонажа я рассчитывал, что всё плохое, что могло с ним случиться, уже случилось, он достиг дна, и дальше остаётся только оттолкнуться от него и всплывать, обретая друзей, знания, магию и прочее. Вместо этого сюжетный твист как бы говорил: «Ты думал, хуже быть не может? МОЖЕТ!». Вместо обретения друзей и принадлежности к чему-то большему, чем он сам, персонаж прямо на старте получил ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ количество союзников — потому что своего отца и сильномогучую тёмную непись он уже не мог воспринимать как союзников. Его биография заканчивалась тем, что жизнь его поломала, но теперь она начнёт меняться к лучшему — вместо этого сюжетный твист от мастера психологически доломал персонажа окончательно.
… И я не исключаю возможности, что мастер этот сюжетный твист ввёл из самых лучших побуждений: «Он описывает в био своего персонажа страдания — значит, ему нужно БОЛЬШЕ страданий!»
Выйдя из отеля, где происходил разговор, мой персонаж наткнулся на незнакомую девушку, немного выплеснул на неё свои эмоции, потому что у него был плохой день, но они вроде как разошлись миром (простите, не помню подробностей).
Потом было знакомство с Сильномогучим НПЦ №2 — той самой светлой шишкой, новым хозяином моего персонажа. Когда он объявил, что мой персонаж должен будет стать телохранителем для его племянниц, мой персонаж не удержался от ржача, но сильномогучий НПЦ не понял, почему (потому что телохранитель — самая подходящая должность для челове… фавна с настолько сильной отрицательной лояльностью). Суть была такова, что мой персонаж должен был быть связан магическим договором: если он допустит смерть подзащитных, на него и на всех членов его рода (то есть на сестру, потому что что там будет с их отцом, персонажу было глубоко наплевать) падёт проклятье, которое, в его случае, будет как минимум означать полную потерю магических способностей. На вопрос «а если они умрут, и это будет не моя вина?», «наниматель» (в очередной раз не поняв, что НА САМОМ ДЕЛЕ имелось в виду) ответил, что смерть племянниц по ЛЮБОЙ причине будет считаться моей виной. Какие условия обязывалась соблюдать вторая сторона? That's the neat part — никаких. Срок действия контракта: 10 лет, либо до смерти персонажа, если она наступит раньше, с возможностью продлить контракт после истечения десятилетнего срока (то есть предполагалось, что существует отличная от нуля вероятность, что я ЗАХОЧУ продлевать этот контракт).
В общем, когда договор был заключён, у моего персонажа в голове было три сценария действий:
1) Супер-мега-план: влюбить в себя любую из племянниц, жениться на ней, став таким образом частью семьи того светлого мудака, после чего убить свою супругу, чтобы проклятье пало на его новую семью. Очень быстро выяснилось, что этот план бы не сработал: принципы работы магии не обновлялись со времён Нумы Помпилия, и в этом случае жена бы стала частью рода моего персонажа, а никак не наоборот. Ебучий патриархат.
2) Прокачаться и, поскольку договор вроде как обязывал моего персонажа защищать только племянниц, убить всех членов семьи, кроме них самих. Как потом выяснилось в разговоре с мастером, я чего-то не так понял, и действовать против членов их семьи мне было нельзя тоже.
3) Сделать так, чтобы смерть племянниц наступила в тот момент, когда мой персонаж сам будет уже мёртв. Этот план был полностью рабочим.
В общем, где-то к этому момент мой персонаж окончательно определился с мотивацией: причинить окружающим, и в первую очередь своим новым хозяевам, максимум вреда перед своей неизбежной смертью.
Я не планировал, подаваясь в игру, отыгрывать озлобленного на мир персонажа с саморазрушительным поведением. Я думал, что буду учиться магии и заводить друзяшек. Но вышло то, что вышло. Стартовый твист «твой отец продал тебя в магическое рабство» дерейлнул игру для меня далеко-далеко в сторону от желаемого направления, а исправить всё, не отменяя факт попадания персонажа в это рабство, было уже невозможно.
Потом был знакомство с близняшками-племянницами, которых моему персонажу предстояло защищать, и их поместьем, и… простите, я не помню, что там было, но, похоже, то, что мне и моему персонажу очень уж хотелось оказаться НЕ ЗДЕСЬ, не в этом месте, куда я изначально не хотел попадать, было очень уж заметным. Как объяснил позднее мастер, он изначально хотел потом закинуть моего персонажа на поезд, на котором персонажи других игроков прибывали в магшколу, с возможностью с ними познакомиться, и решил форсировать попадание моего персонажа в магшколу вперёд всех.
И это оказалось ошибкой. Ошибкой, потому что одной из причин, почему я возненавидел эту игру кипучей ненавистью, было то, что почти на протяжении всей игры мой персонаж никак не взаимодействовал с персонажами других игроков.
Вообще, лейтмотивом большинства проблем в игре было «Мастер думал, что сейчас сделает хорошо. Он не спрашивал игрока, будет ли ему хорошо от задуманного. В результате действий мастера получилось противоположно хорошему».
Итак, в поместье прибывает со смехом и взрывом стены у себя на пути Сильномогучая Непись №3 — Аманда, ебанутая на всю голову декан факультета разрушения, чтобы забрать трёх учеников (моего персонажа и близняшек) в магшколу. Проводит экспресс-тест на предрасположенность к сферам магии, мой персонаж узнаёт свои сферы, но пока ещё не понимает, что это вообще означает. И, кажется, вайбы «я не хочу быть в этом месте и с этими людьми, заберите меня отсюда» были заметны даже ей, потому что она предложила моему персонажу забрать его из поместья. На резонный вопрос «а мой договор?» она что-то там ответила, что договор будет приостановлен, пока что-то там. И, в общем, моего персонажа телепортировали в общежитие магшколы.
Мастер, вероятно, ожидал, что мой персонаж с Амандой подружатся. Но мною она воспринималась как Ещё Одна Сильномогучая Непись, просто по своей прихоти на этот раз желающая сделать ему хорошо. Захотел сильномогучий НПЦ сделать персонажу плохо — сделал; захотел другой сильномогучий НПЦ сделать персонажу хорошо — сделал. Воспринимать Аманду как друга у моего персонажа не получалось никак-никак из-за колоссальной разницы по всем мыслимым параметрам.
Персонаж засыпает и попадает… в волшебную библиотеку. Где волшебные библиотекарши предлагают ему доступ к тайным магическим знаниям, если он, something something, покажет им, что достоин. Понятно, что мастер думал, что мой персонаж чего-нибудь там покажет, и получит какие-то знания, но он, для которого это была ЕЩЁ ОДНА локация, где он НЕ ХОТЕЛ находиться, ответил в стиле «ХУЙ могу показать! Вы не спрашивали меня, прежде чем меня сюда вытаскивать, буду я вам что-то доказывать?!» И его желание было исполнено, и он проснулся в своей новой кровати.
Дальше была его встреча с сестрой. Чуть не переросшая в ссору, потому что сестра один раз неудачно выбрала слова, и мой персонаж их интерпретировал так, что она ЗАРАНЕЕ ЗНАЛА, что он окажется в этом магическом рабстве, но ничего не предприняла, — но оказалось, что она имела в виду не это, и недоразумение разрешилось. Под конец сестра сообщила, что есть возможность как-то перевернуть договор, чтобы не мой персонаж был в магическом рабстве у близняшек, а они у него, но она пока не может/не хочет сказать, что для этого нужно сделать, этот план нужно ещё проработать, и так далее.
Потом мастер сказал, что будет двухнедельный таймскип, и попросил меня дать заявку на время этого таймскипа. И я дал более-менее подробную заявку, что я буду делать, что искать и чем интересоваться. Но потом… то ли что-то случилось, то ли мастер потерял уже написанный текст — в общем, в силу каких-то ОБСТОЯТЕЛЬСТВ он смог написать мне в ответ на мою заявку только буквально следующее: «ты не нашёл ничего интересного». И это оказалось очередным камешком в фундаменте моей монументальной ненависти к этой игре.
Потом в комнату моего персонажа вселился сосед, представитель сеттинговой магоаристократии. И в разговоре с персонажем упомянул, что имеет полномочия судьи в своих владениях. По замыслу мастера, как он потом сказал, этот сосед должен был бы стать для моего персонажа потенциальным союзником и помощником в его «юридических проблемах». Угу. Для персонажа с ТАКИМ криминальным бэкграундом и уже имеющего негативный опыт общения с местной магоаристократией, считающего, что «лучший способ решения юридических проблем — расстрелять всех копов и повесить всех судей». Мой персонаж, едва услышав слово «судья», мгновенно утратил всякое дружелюбие к своему соседу — да, случился очередной «this is what my character would do» момент.
А в игровых ветках других игроков тем временем кипела жизнь, и даже начинался бал для поступающих, игроки взаимодействовали с персонажами друг друга и активно общались в игровом чате. И меня это тоже бесило: что у кого-то нормальная игра, а я, спустя до черта месяцев игры, ещё ни разу не повзаимодействовал ни с одним персонажем других игроков, вместо этого меня кидают из одной локации, где я не хотел находиться, с НПЦ, с которыми я не хотел взаимодействовать, в другую локацию, где я не хочу находиться, с НПЦ, с которыми я не хочу взаимодействовать, где мой магшкола, я пришёл сюда играть в магшколу, дайте мне мою магшколу. И, короче, я присел с нытьём на эту тему на уши мастеру и наныл себе попадание на этот бал… вероятно, всего лишь чуть-чуть раньше, чем мастер собирался сделать это сам.
Итак, мой персонаж прибыл на бал и первым делом наткнулся на приснопамятную Аманду. Её вообще на этом балу было слишком много. Встретился снова с близняшками, немного потанцевал, потом была вступительная речь от руководства академии, после которой для нашей же безопасности нам магически надели магические браслеты, которые должны были делать… ЧТО-ТО — мой персонаж попытался спросить, что они делают, но получил ответ в духе «они делают то, что надо делать, а что это — вам знать необязательно». Потом близняшки ушли на второй этаж, где должна была быть какая-то VIP-тусовка для аристократов, куда моего персонажа не пропустила бы охраняющая вход на второй этаж магия, пропускающая только труЪ аристократов. Мой персонаж, несмотря на предупреждение, что его не пропустят, попытался пройти наверх вместе со своими «подзащитными», но невидимая магия просто развернула его назад на полпути.
Оставшись один, мой персонаж подошёл к персонажу другого игрока, в это время общавшимся с Сильномогучей Неписью №4, деканом факультета создания. И что-то ей не понравилось в том, как мы общались — потому что персонаж другого игрока немного нарывался, а мой вёл себя вызывающе — но именно тогда, когда на самом деле никакой угрозы не было, и ей просто ПОКАЗАЛОСЬ, она достала ствол по адресу моего персонажа. А тот, увы, на тот момент определился с тем, что для него смерть — не что-то страшное, а способ раз и навсегда развязаться со связывавшим его магическим договором, и запугивать его оружием было немножко бессмысленно… в общем, он заорал «Сука, у неё ствол!», пытаясь привлечь максимум внимания. Но привлечь внимание ему не удалось: во-первых, остальные приглашённые на бал были большей частью представлены безликой массовкой, а во-вторых, в тот же миг Сильномогучий Непись №5, декан, кажется, факультета мглы скрыл сцену иллюзией и перенёс всех её участников в кабинет. Где, после недолгого разбирательства, объяснений, что благодаря местной защитной магии, если профессорша будет стрелять в моего персонажа, его это не убьёт (ага, конечно, от такого объяснения стало ЛУЧШЕ), и порции неприкрытых матерных оскорблений от моего персонажа, на последнего было наложено заклинание сроком, кажется, неделя, не позволявшее ему покидать пределы академии. (Угу, это было бы более серьёзное наказание, если бы в прошлый раз, когда я дал заявку на осмотр магшколы и окрестностей, я не получил бы ответ «ты не нашёл ничего»). Но мой персонаж знал, что он нарывается, и был твёрдо намерен продолжать.
Ах, да. В процессе диалога с персонажем другого игрока я, СПУСТЯ ПОЧТИ ГОД ИГРЫ, узнал, что всё это время неправильно понимал одну «маааленькую» деталь сеттинга. Мастер в описании сеттинга не прописал это прямо, и я всю дорогу думал, что существование магии и фавнов в сеттинге является общеизвестным фактом, — оказалось, мастер тупо забыл прямо проговорить, что существование магии и фавнов скрывается от «магглов». Я, узнав это, проорал, но после того, как это недоразумение разъяснилось, моё отношение к игре вроде бы улучшилось. (Но ненадолго).
Потом мой персонаж, так же незаметно возвращённый обратно в зал, встретился ещё с одним персонажем игрока и двумя именными НПЦ, одной из которых была та девушка, которую он встретил после встречи с отцом в отеле в начале игры, немного потанцевал, и вообще сцена бала была для меня лучшим моментом в игре… жаль, что единственным, и что он наступил так поздно. Но после того, как он вернулся с танцпола, где (так случайно вышло) отыгрывал сцену танца из «Криминального чтива», он обнаружил пропажу своих ботинок. Попытка устроить бучу ни к чему не привела, и мой персонаж пошёл к Сильномогучему Неписю №5 с вопросом «вы не знаете, кто спиздил мои боты, и не хотите ли вы случайно с этим сделать?». И получил ответ: ответственные за поддержание чистоты местные домовые, вероятно, решили подарить их королеве фей, а просить королеву фей вернуть ботинки сама местная профессура не хочет, и ей проще попросить Сильномогучую Непись №4 наколдовать моему персонажу новые ботинки, чем о чём-то просить королеву фей, на которой, оказывается, пол-магшколы держится, или что-то в этом роде. («А еду для голодающих в Африке она так может?!»).
Честно говоря, к тому моменту чем больше мой персонаж узнавал о мире, в котором ему теперь предстояло жить, тем меньше тот ему нравился, вплоть до того, что он уже мечтал вернуться в свою серую обыденную реальность, где он никак не взаимодействовал бы с магией, и не видеть никаких этих магоаристократических рож. И примерно схожие чувства испытывал по отношению к сеттингу я как игрок: у меня было ощущение, что эта игра отчётливо ненавидит агентность игроков на уровне сеттинга — шагу нельзя ступить, не наткнувшись на какого-нибудь Сильномогучего Непися, который может сделать с тобой всё, что хочет, а ты с ним не можешь сделать ничего, или в какую-нибудь магию, которая говорит тебе «нет, ты не можешь этого сделать», и то, что называющая себя «светлой» фракция мира де-факто практикует вроде бы де-юре запрещённое рабство, и никто с этим ничего не может или не хочет сделать, не добавляло сеттингу очков.
У мастера, впрочем, на подобные претензии был заготовлен ответ: «но ведь то же самое было в „Гарри Поттере“!». И… да, было — но у меня было ощущение, что в ГП эти черты: сословное неравенство, расизм, пренебрежение техникой безопасности в магшколе, произвол учителей в отношении учеников и прочее — всё-таки не доводились до такого гротеска, как в этой игре. Что в ГП Пожиратели Смерти всё-таки были презираемым подпольным деструктивным культом (уточнение: кроме времени действия «Даров Смерти»), а не уважаемыми в обществе людьми с правом обращения грязнокровок в рабство, что расизм и сословное неравенство воспринималось (автором и всеми сколько-либо положительными персонажами) как зло и неправильность, а не как вариант нормы. Ну и… «так было в ГП» — не очень хороший аргумент, потому что ворлдбилдинг не то чтобы являлся сильной стороной книжного цикла.
Бал заканчивался, и мой персонаж столкнулся с Амандой. Опять. Глаза бы мои на неё не глядели. Засилье Сильномогучих НПЦ-преподавателей на каждом шагу начинало раздражать: за время бала мой персонаж успел повзаимодействовать аж с тремя деканами факультетов и всего с четырьмя поименованными НПЦ-студентами, считая двух своих «подзащитных» близняшек, — если считать не только поименованных НПЦ, то он повзаимодействовал с пятью. Остальные были представлены безликой массовкой, никак не реагировавшей на моего персонажа, даже когда — ОСОБЕННО когда он пытался привлечь к себе внимание. Такое ощущение, что мастер придумал клёвых НПЦ на ключевых ролях в магшколе и с удовольствием их отыгрывал, не задумываясь о том, как может трещать подавление недоверия, когда рандомный ноунейм-первокур в свой первый день в магшколе оказывается под пристальным вниманием сразу трёх глав факультетов, ради этого отрывающихся от своих дел. Или о том, что деканы факультетов — слишком высокого полёта птицы, чтобы только что поступивший в магшколу ученик мог рассчитывать на дружбу с ними.
Итак, мой персонаж наткнулся на Аманду. Будучи в полной уверенности, что если я сверну с проложенных мастером рельс, я ОПЯТЬ упрусь в заглушку «тут ничего нет», я решил повзаимодействовать с раздражавшей меня Сильномогучей Неписью №3. Мы поговорили о том, об этом, она спросила моего персонажа, чего он хочет, он брякнул, что хочет научиться магии, и она пообещала ему частный урок магии следующим утром. Наступило утро — ОКАЗЫВАЕТСЯ, уроки в этой магшколе то ли в первый день, то ли вообще, проводятся вечером — и у нас был первый урок магии (при полном моём непонимании, почему я на этом уроке ОДИН), мой персонаж выучил какое-то своё первое заклинание, и…
… И игра для меня застопорилась. Но она продолжалась для других игроков — я не видел, что происходило в их закрытых игровых ветках, но я видел обсуждения в игровом чате, я понимал, что у кого-то идёт жизнь, но этот кто-то ОПЯТЬ не я. И я начал откровенно токсичить на мастера, что мы играем уже ГОД РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, а у нас никак не начнётся первый учебный день, я пришёл сюда играть в магшколу, где моя магшкола, дайте мне мою магшколу, и вообще, мастер, я агентности не чувствую.
… И тут не выдержал уже мастер, и у нас произошло то самое «бурное обсуждение». С точки зрения мастера, у меня была одна сплошная агентность: захотел набиться в ученики к Аманде — сделал, хотя обучение магии так скоро им не планировалось, он ради меня пошёл наперерез своим планам. А у меня было стойкое ощущение, что меня везут по рельсам, и взаимодействие с Амандой мне просто навязывают, подсовывая её мне на каждом шагу, и я с ней взаимодействую только потому, что предыдущий опыт в этой же игре (а именно резолв заявки на две недели «ты не нашёл ничего интересного» и безликая массовка на школьном балу в роли почти всех, кто не мастерские клёвые НПЦ-профессора) приучил меня к мысли, что если я попытаюсь выйти за пределы спотлайта, я упрусь в табличку «тут ничего нет», и поскольку за пределами спотлайта нет ничего, я вынужден взаимодействовать с тем, на что мастер направляет спотлайт.
(А застопорилась игра для меня потому, что я не делал никаких заявок, кроме «тренируюсь в магии» — ну, да, потому что последний раз, когда я делал заявки на даунтайм, я получил аж целое «ты не нашёл ничего интересного» — а мастеру нужно было синхронизировать меня с другими персонажами, которые занимались чем-то своим. Обычные проблемы текстовых игр с неравномерно идущими параллельными ветками).
В числе претензий, которые я высказал мастеру, было то, что его игра ненавидит агентность игроков на уровне сеттинга, и в ней какое-то непропорциональное количество магии, делающей «нет, ты этого не можешь», приведя в пример подавляющие магию браслеты, которые на нас навесили в первый же день, и заклинание «быдло не пройдёт» на входе на VIP-вечеринку. На что мастер возмутился, что я всё не так понял, и браслеты магию не подавляют, а делают что-то другое (вроде как они должны защищать нас от нашей собственной магии, но я не видел в игре ни разу ситуации, где нам такая защита могла бы понадобиться — кроме как под руководством преподавателей никто из персонажей, кого я видел, не использовал магию ни осознанно, ни неосознанно), а про защитный барьер «чувак, ты даже не проверял». Вообще-то проверял, и он сработал именно так, как мне сказали, что он должен был сработать, — а про то, что, собственно, делают браслеты, я спрашивал и получил ответ в стиле «они делают то, что должны делать, а что, вам знать не важно».
… На мой взгляд, одной из вещей, которыми мастер стрелял в ногу своей игре, было то, что он старался жёстко контролировать доступную игрокам информацию, чтобы никто, не дай бог, не знал больше, чем его персонаж. (Функционал форумного движка со скрытыми игровыми ветками и приватными сообщениями даёт больше возможностей в этом плане). Но в моём случае это привело к ситуации «мастер дозирует информацию — игрок в условиях недостатка информации приходит не просто к неверным выводам, а к неверным МЕТАИГРОВЫМ выводам».
… А, да, ещё оказалось, что на самом деле это была игра НЕ ПРО МАГШКОЛУ, и я, ожидавший игры про магшколу и заявившийся в игру про магшколу, всё не так понял. Чтоб я ещё знал, как я это должен был понять…
В общем, мастера достала моя изливаемая на него токсичность, и он меня кикнул из игры. И это было не самым худшим вариантом, потому что на тот момент я ненавидел жгучей ненавистью его игру, его сеттинг и его неписей, и моей основной мотивацией продолжать игру было желание сделать им всем больно — а это так себе мотивация для участия в игре.
Уже потом, подостыв, мастер расписал мне, почему он в игре делал то или это и какого результата ожидал. И мне немного захотелось заплакать, потому что каждый раз мастер хотел сделать мне хорошо, но он ни разу не спрашивал меня «а тебе будет хорошо, если я сделаю вот это?» (ладно, очень многие мастера этого НЕ делают, и я в их числе), и в результате каждый раз получалось противоположно хорошему.
Получалась сплошная дорога, вымощенная благими намерениями. С точки зрения мастера, он наизнанку выворачивался, чтобы сделать игроку хорошо. С точки зрения игрока, он раз за разом делал плохо. С точки зрения мастера, он давал игроку свободный выбор. С точки зрения игрока, его возили по рельсам, и выбор, который мастером воспринималтся как свободный, ему безальтернативно навязывали, потому что за пределами спотлайта нет ничего, и при попытке выйти за границы спотлайта он упирался в табличку «тут ничего нет». С точки зрения мастера, он вводил в игру НПЦ, с которыми персонаж игрока должен был подружиться. В большинстве случаев игрок после первого же общения начинал этих НПЦ ненавидеть и не желал встречаться с ними снова. С точки зрения мастера, он пытался сменить обстановку, когда видел, что игроку что-то не нравится. С точки зрения игрока, его кидали из одной локации, где он не хотел находиться, в другую, где он не хотел находиться, и куда не хотел попадать, но был закинут туда мастерской волей.
… Возможно, проблема была именно в том, что мастер потом, похоже, остался при убеждении «я всё сделал для того, чтобы было хорошо, а если получилось наоборот, то это уже не моя вина».
С моей стороны, конечно, стоило выйти из игры самому, когда я понял, что буквально ненавижу её и продолжаю только для того, чтобы отомстить ей за причинённые мне обиды. (Вы скажете «надо было поговорить об этом словами через рот» — но я именно это и попробовал, и это привело именно к тому, к чему это привело). Хотя, в сущности, именно так и получилось.
… Ах, да. Уже после того, как игра для меня закончилась (год реального времени спустя, напомню), я узнал, что всё это время магшкола находилась на летающем острове.
Дисклеймер раз: игра, как водится, была текстовой, и некоторые её особенности проистекали из этого. Дисклеймер два: я пересказываю историю по памяти, после моего выхода из игры у меня нет доступа к старым скрытым игровым веткам, в которых проходила большая часть игры, и я что-то могу перепутать или забыть.
Вероятно, каждый мастер минимум один раз в жизни хотел или пытался поводить игру про магшколу, и мастер этой игры не стал исключением.
Вводная информация о мире была короткой. Даже СЛИШКОМ короткой. Это мир, похожий на наш, но в нём есть магия и цельнотянутые из анимационного сериала RWBY зверолюди-фавны; последние ещё недавно были расой рабов, но потом была великая магическая война между силами света и тьмы, в ходе которой фавны обрели свободу. Причём за сохранение рабства была сторона света, а за аболиционистов — сторона тьмы. И вот, значит, академия магии является нейтральной зоной для фракций света, тьмы и нейтралитета.
(Как выяснилось ОЧЕНЬ СИЛЬНО позже, мастер забыл проговорить одну очень важную деталь, из-за которой я большую часть игры имел совершенно превратное представление о сеттинге. К вопросу о пользе и вреде лаконичности...)
Окей, троп «на самом деле светлые — злодеи и даже не особо маскируются» выглядел заезженным насмерть, но я решил-таки заявиться… простите, не помню точно, чем я при этом руководствовался. И запилил персонажа — фавна из фавнского гетто в Лос-Анджелесе, у которого было трудное и тяжёлое сиротское детство с гибелью большей части семьи, членством в молодёжной банде и прочей такой фигнёй, а заканчивалась его биография тем, что неожиданно объявлялся его потерянный до его рождения отец, оказавшийся вышедшим из тюрьмы важным членом фавнского сопротивления, и сообщал сыну, что он маг и будет учиться в магшколе.
Мастер, однако, внёс коррективу в эту биографию. По его версии, отца моего персонажа выпустили из тюрьмы не потому, что он отсидел свой срок, а потому, что он пошёл на сделку с какой-то важной шишкой из человеческой магической аристократии, в обмен на свою свободу пообещав, что отдаст этой шишке одного из своих детей в это самое магическое рабство. И никакой он сам, похоже, был не важный член фавнского сопротивления, а пешка в интригах более сильномогучих НПЦ — в сцене первой встречи отца с сыном отец практически всё время молчал, а говорила сильномогучая НПЦ из тёмной фракции. Которая обрадовала моего персонажа выгодным предложением стать её шпионом у этой светлой шишки.
Когда я выходил из игры, у нас с мастером было «бурное обсуждение», что произошло и почему, и на этом обсуждении мастер мне сказал, что ожидал, что мой персонаж примет это выгодное предложение и приобретёт квест и ценного союзника в лице сильномогучей неписи. Но всё пошло не так. С одной стороны, мы с моим персонажем оба не справились бы с ролью тройного агента, одновременно работающего на светлую шишку, на тёмную непись и на себя самого, стремящегося кинуть первых двоих (потому что третий пункт был бы неизбежен), и с точки зрения моего персонажа, проще было бы сократить количество начальников над собой. С другой стороны, «ты предлагаешь мне помощь, но ты делаешь это без сочувствия» — сильномогучая тёмная непись настолько лучилась энтузиазмом и не скрывала своей радости, что «у ТЕБЯ проблемы, и Я могу извлечь из них выгоду!», что мой персонаж мгновенно заподозрил, что тёмные могли бы помочь его отцу избежать всего этого, но в рамках своих хитропланов не захотели. Он бы отказался от этого выгодного предложения вообще, но ему дали понять, что тогда это же предложение сделают его сестре (старше на год, учащейся в той же магшколе), и этого персонаж допустить уже не мог: «нет, продавайте меня в рабство, но шпионить я на вас не буду». Отец же получил отповедь в духе «я тебя вообще впервые в жизни вижу, мой НАСТОЯЩИЙ отец никогда бы так не поступил, умер бы в тюрьме, но не предал бы нас; мой НАСТОЯЩИЙ отец умер, а кто ты, я не знаю и знать не хочу».
Я сам тогда ещё не понимал, насколько эта сюжетная завязка дерейлнет для меня всю дальнейшую игру, но это был первый снежок, покатившийся вниз по склону, за месяцы игры увеличиваясь и увеличиваясь. Уже после того, как игра для меня закончилась, я кое-как отрефлексировал, в чём могло быть дело. На этапе написания биографии персонажа я рассчитывал, что всё плохое, что могло с ним случиться, уже случилось, он достиг дна, и дальше остаётся только оттолкнуться от него и всплывать, обретая друзей, знания, магию и прочее. Вместо этого сюжетный твист как бы говорил: «Ты думал, хуже быть не может? МОЖЕТ!». Вместо обретения друзей и принадлежности к чему-то большему, чем он сам, персонаж прямо на старте получил ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ количество союзников — потому что своего отца и сильномогучую тёмную непись он уже не мог воспринимать как союзников. Его биография заканчивалась тем, что жизнь его поломала, но теперь она начнёт меняться к лучшему — вместо этого сюжетный твист от мастера психологически доломал персонажа окончательно.
… И я не исключаю возможности, что мастер этот сюжетный твист ввёл из самых лучших побуждений: «Он описывает в био своего персонажа страдания — значит, ему нужно БОЛЬШЕ страданий!»
Выйдя из отеля, где происходил разговор, мой персонаж наткнулся на незнакомую девушку, немного выплеснул на неё свои эмоции, потому что у него был плохой день, но они вроде как разошлись миром (простите, не помню подробностей).
Потом было знакомство с Сильномогучим НПЦ №2 — той самой светлой шишкой, новым хозяином моего персонажа. Когда он объявил, что мой персонаж должен будет стать телохранителем для его племянниц, мой персонаж не удержался от ржача, но сильномогучий НПЦ не понял, почему (потому что телохранитель — самая подходящая должность для челове… фавна с настолько сильной отрицательной лояльностью). Суть была такова, что мой персонаж должен был быть связан магическим договором: если он допустит смерть подзащитных, на него и на всех членов его рода (то есть на сестру, потому что что там будет с их отцом, персонажу было глубоко наплевать) падёт проклятье, которое, в его случае, будет как минимум означать полную потерю магических способностей. На вопрос «а если они умрут, и это будет не моя вина?», «наниматель» (в очередной раз не поняв, что НА САМОМ ДЕЛЕ имелось в виду) ответил, что смерть племянниц по ЛЮБОЙ причине будет считаться моей виной. Какие условия обязывалась соблюдать вторая сторона? That's the neat part — никаких. Срок действия контракта: 10 лет, либо до смерти персонажа, если она наступит раньше, с возможностью продлить контракт после истечения десятилетнего срока (то есть предполагалось, что существует отличная от нуля вероятность, что я ЗАХОЧУ продлевать этот контракт).
В общем, когда договор был заключён, у моего персонажа в голове было три сценария действий:
1) Супер-мега-план: влюбить в себя любую из племянниц, жениться на ней, став таким образом частью семьи того светлого мудака, после чего убить свою супругу, чтобы проклятье пало на его новую семью. Очень быстро выяснилось, что этот план бы не сработал: принципы работы магии не обновлялись со времён Нумы Помпилия, и в этом случае жена бы стала частью рода моего персонажа, а никак не наоборот. Ебучий патриархат.
2) Прокачаться и, поскольку договор вроде как обязывал моего персонажа защищать только племянниц, убить всех членов семьи, кроме них самих. Как потом выяснилось в разговоре с мастером, я чего-то не так понял, и действовать против членов их семьи мне было нельзя тоже.
3) Сделать так, чтобы смерть племянниц наступила в тот момент, когда мой персонаж сам будет уже мёртв. Этот план был полностью рабочим.
В общем, где-то к этому момент мой персонаж окончательно определился с мотивацией: причинить окружающим, и в первую очередь своим новым хозяевам, максимум вреда перед своей неизбежной смертью.
Я не планировал, подаваясь в игру, отыгрывать озлобленного на мир персонажа с саморазрушительным поведением. Я думал, что буду учиться магии и заводить друзяшек. Но вышло то, что вышло. Стартовый твист «твой отец продал тебя в магическое рабство» дерейлнул игру для меня далеко-далеко в сторону от желаемого направления, а исправить всё, не отменяя факт попадания персонажа в это рабство, было уже невозможно.
Потом был знакомство с близняшками-племянницами, которых моему персонажу предстояло защищать, и их поместьем, и… простите, я не помню, что там было, но, похоже, то, что мне и моему персонажу очень уж хотелось оказаться НЕ ЗДЕСЬ, не в этом месте, куда я изначально не хотел попадать, было очень уж заметным. Как объяснил позднее мастер, он изначально хотел потом закинуть моего персонажа на поезд, на котором персонажи других игроков прибывали в магшколу, с возможностью с ними познакомиться, и решил форсировать попадание моего персонажа в магшколу вперёд всех.
И это оказалось ошибкой. Ошибкой, потому что одной из причин, почему я возненавидел эту игру кипучей ненавистью, было то, что почти на протяжении всей игры мой персонаж никак не взаимодействовал с персонажами других игроков.
Вообще, лейтмотивом большинства проблем в игре было «Мастер думал, что сейчас сделает хорошо. Он не спрашивал игрока, будет ли ему хорошо от задуманного. В результате действий мастера получилось противоположно хорошему».
Итак, в поместье прибывает со смехом и взрывом стены у себя на пути Сильномогучая Непись №3 — Аманда, ебанутая на всю голову декан факультета разрушения, чтобы забрать трёх учеников (моего персонажа и близняшек) в магшколу. Проводит экспресс-тест на предрасположенность к сферам магии, мой персонаж узнаёт свои сферы, но пока ещё не понимает, что это вообще означает. И, кажется, вайбы «я не хочу быть в этом месте и с этими людьми, заберите меня отсюда» были заметны даже ей, потому что она предложила моему персонажу забрать его из поместья. На резонный вопрос «а мой договор?» она что-то там ответила, что договор будет приостановлен, пока что-то там. И, в общем, моего персонажа телепортировали в общежитие магшколы.
Мастер, вероятно, ожидал, что мой персонаж с Амандой подружатся. Но мною она воспринималась как Ещё Одна Сильномогучая Непись, просто по своей прихоти на этот раз желающая сделать ему хорошо. Захотел сильномогучий НПЦ сделать персонажу плохо — сделал; захотел другой сильномогучий НПЦ сделать персонажу хорошо — сделал. Воспринимать Аманду как друга у моего персонажа не получалось никак-никак из-за колоссальной разницы по всем мыслимым параметрам.
Персонаж засыпает и попадает… в волшебную библиотеку. Где волшебные библиотекарши предлагают ему доступ к тайным магическим знаниям, если он, something something, покажет им, что достоин. Понятно, что мастер думал, что мой персонаж чего-нибудь там покажет, и получит какие-то знания, но он, для которого это была ЕЩЁ ОДНА локация, где он НЕ ХОТЕЛ находиться, ответил в стиле «ХУЙ могу показать! Вы не спрашивали меня, прежде чем меня сюда вытаскивать, буду я вам что-то доказывать?!» И его желание было исполнено, и он проснулся в своей новой кровати.
Дальше была его встреча с сестрой. Чуть не переросшая в ссору, потому что сестра один раз неудачно выбрала слова, и мой персонаж их интерпретировал так, что она ЗАРАНЕЕ ЗНАЛА, что он окажется в этом магическом рабстве, но ничего не предприняла, — но оказалось, что она имела в виду не это, и недоразумение разрешилось. Под конец сестра сообщила, что есть возможность как-то перевернуть договор, чтобы не мой персонаж был в магическом рабстве у близняшек, а они у него, но она пока не может/не хочет сказать, что для этого нужно сделать, этот план нужно ещё проработать, и так далее.
Потом мастер сказал, что будет двухнедельный таймскип, и попросил меня дать заявку на время этого таймскипа. И я дал более-менее подробную заявку, что я буду делать, что искать и чем интересоваться. Но потом… то ли что-то случилось, то ли мастер потерял уже написанный текст — в общем, в силу каких-то ОБСТОЯТЕЛЬСТВ он смог написать мне в ответ на мою заявку только буквально следующее: «ты не нашёл ничего интересного». И это оказалось очередным камешком в фундаменте моей монументальной ненависти к этой игре.
Потом в комнату моего персонажа вселился сосед, представитель сеттинговой магоаристократии. И в разговоре с персонажем упомянул, что имеет полномочия судьи в своих владениях. По замыслу мастера, как он потом сказал, этот сосед должен был бы стать для моего персонажа потенциальным союзником и помощником в его «юридических проблемах». Угу. Для персонажа с ТАКИМ криминальным бэкграундом и уже имеющего негативный опыт общения с местной магоаристократией, считающего, что «лучший способ решения юридических проблем — расстрелять всех копов и повесить всех судей». Мой персонаж, едва услышав слово «судья», мгновенно утратил всякое дружелюбие к своему соседу — да, случился очередной «this is what my character would do» момент.
А в игровых ветках других игроков тем временем кипела жизнь, и даже начинался бал для поступающих, игроки взаимодействовали с персонажами друг друга и активно общались в игровом чате. И меня это тоже бесило: что у кого-то нормальная игра, а я, спустя до черта месяцев игры, ещё ни разу не повзаимодействовал ни с одним персонажем других игроков, вместо этого меня кидают из одной локации, где я не хотел находиться, с НПЦ, с которыми я не хотел взаимодействовать, в другую локацию, где я не хочу находиться, с НПЦ, с которыми я не хочу взаимодействовать, где мой магшкола, я пришёл сюда играть в магшколу, дайте мне мою магшколу. И, короче, я присел с нытьём на эту тему на уши мастеру и наныл себе попадание на этот бал… вероятно, всего лишь чуть-чуть раньше, чем мастер собирался сделать это сам.
Итак, мой персонаж прибыл на бал и первым делом наткнулся на приснопамятную Аманду. Её вообще на этом балу было слишком много. Встретился снова с близняшками, немного потанцевал, потом была вступительная речь от руководства академии, после которой для нашей же безопасности нам магически надели магические браслеты, которые должны были делать… ЧТО-ТО — мой персонаж попытался спросить, что они делают, но получил ответ в духе «они делают то, что надо делать, а что это — вам знать необязательно». Потом близняшки ушли на второй этаж, где должна была быть какая-то VIP-тусовка для аристократов, куда моего персонажа не пропустила бы охраняющая вход на второй этаж магия, пропускающая только труЪ аристократов. Мой персонаж, несмотря на предупреждение, что его не пропустят, попытался пройти наверх вместе со своими «подзащитными», но невидимая магия просто развернула его назад на полпути.
Оставшись один, мой персонаж подошёл к персонажу другого игрока, в это время общавшимся с Сильномогучей Неписью №4, деканом факультета создания. И что-то ей не понравилось в том, как мы общались — потому что персонаж другого игрока немного нарывался, а мой вёл себя вызывающе — но именно тогда, когда на самом деле никакой угрозы не было, и ей просто ПОКАЗАЛОСЬ, она достала ствол по адресу моего персонажа. А тот, увы, на тот момент определился с тем, что для него смерть — не что-то страшное, а способ раз и навсегда развязаться со связывавшим его магическим договором, и запугивать его оружием было немножко бессмысленно… в общем, он заорал «Сука, у неё ствол!», пытаясь привлечь максимум внимания. Но привлечь внимание ему не удалось: во-первых, остальные приглашённые на бал были большей частью представлены безликой массовкой, а во-вторых, в тот же миг Сильномогучий Непись №5, декан, кажется, факультета мглы скрыл сцену иллюзией и перенёс всех её участников в кабинет. Где, после недолгого разбирательства, объяснений, что благодаря местной защитной магии, если профессорша будет стрелять в моего персонажа, его это не убьёт (ага, конечно, от такого объяснения стало ЛУЧШЕ), и порции неприкрытых матерных оскорблений от моего персонажа, на последнего было наложено заклинание сроком, кажется, неделя, не позволявшее ему покидать пределы академии. (Угу, это было бы более серьёзное наказание, если бы в прошлый раз, когда я дал заявку на осмотр магшколы и окрестностей, я не получил бы ответ «ты не нашёл ничего»). Но мой персонаж знал, что он нарывается, и был твёрдо намерен продолжать.
Ах, да. В процессе диалога с персонажем другого игрока я, СПУСТЯ ПОЧТИ ГОД ИГРЫ, узнал, что всё это время неправильно понимал одну «маааленькую» деталь сеттинга. Мастер в описании сеттинга не прописал это прямо, и я всю дорогу думал, что существование магии и фавнов в сеттинге является общеизвестным фактом, — оказалось, мастер тупо забыл прямо проговорить, что существование магии и фавнов скрывается от «магглов». Я, узнав это, проорал, но после того, как это недоразумение разъяснилось, моё отношение к игре вроде бы улучшилось. (Но ненадолго).
Потом мой персонаж, так же незаметно возвращённый обратно в зал, встретился ещё с одним персонажем игрока и двумя именными НПЦ, одной из которых была та девушка, которую он встретил после встречи с отцом в отеле в начале игры, немного потанцевал, и вообще сцена бала была для меня лучшим моментом в игре… жаль, что единственным, и что он наступил так поздно. Но после того, как он вернулся с танцпола, где (так случайно вышло) отыгрывал сцену танца из «Криминального чтива», он обнаружил пропажу своих ботинок. Попытка устроить бучу ни к чему не привела, и мой персонаж пошёл к Сильномогучему Неписю №5 с вопросом «вы не знаете, кто спиздил мои боты, и не хотите ли вы случайно с этим сделать?». И получил ответ: ответственные за поддержание чистоты местные домовые, вероятно, решили подарить их королеве фей, а просить королеву фей вернуть ботинки сама местная профессура не хочет, и ей проще попросить Сильномогучую Непись №4 наколдовать моему персонажу новые ботинки, чем о чём-то просить королеву фей, на которой, оказывается, пол-магшколы держится, или что-то в этом роде. («А еду для голодающих в Африке она так может?!»).
Честно говоря, к тому моменту чем больше мой персонаж узнавал о мире, в котором ему теперь предстояло жить, тем меньше тот ему нравился, вплоть до того, что он уже мечтал вернуться в свою серую обыденную реальность, где он никак не взаимодействовал бы с магией, и не видеть никаких этих магоаристократических рож. И примерно схожие чувства испытывал по отношению к сеттингу я как игрок: у меня было ощущение, что эта игра отчётливо ненавидит агентность игроков на уровне сеттинга — шагу нельзя ступить, не наткнувшись на какого-нибудь Сильномогучего Непися, который может сделать с тобой всё, что хочет, а ты с ним не можешь сделать ничего, или в какую-нибудь магию, которая говорит тебе «нет, ты не можешь этого сделать», и то, что называющая себя «светлой» фракция мира де-факто практикует вроде бы де-юре запрещённое рабство, и никто с этим ничего не может или не хочет сделать, не добавляло сеттингу очков.
У мастера, впрочем, на подобные претензии был заготовлен ответ: «но ведь то же самое было в „Гарри Поттере“!». И… да, было — но у меня было ощущение, что в ГП эти черты: сословное неравенство, расизм, пренебрежение техникой безопасности в магшколе, произвол учителей в отношении учеников и прочее — всё-таки не доводились до такого гротеска, как в этой игре. Что в ГП Пожиратели Смерти всё-таки были презираемым подпольным деструктивным культом (уточнение: кроме времени действия «Даров Смерти»), а не уважаемыми в обществе людьми с правом обращения грязнокровок в рабство, что расизм и сословное неравенство воспринималось (автором и всеми сколько-либо положительными персонажами) как зло и неправильность, а не как вариант нормы. Ну и… «так было в ГП» — не очень хороший аргумент, потому что ворлдбилдинг не то чтобы являлся сильной стороной книжного цикла.
Бал заканчивался, и мой персонаж столкнулся с Амандой. Опять. Глаза бы мои на неё не глядели. Засилье Сильномогучих НПЦ-преподавателей на каждом шагу начинало раздражать: за время бала мой персонаж успел повзаимодействовать аж с тремя деканами факультетов и всего с четырьмя поименованными НПЦ-студентами, считая двух своих «подзащитных» близняшек, — если считать не только поименованных НПЦ, то он повзаимодействовал с пятью. Остальные были представлены безликой массовкой, никак не реагировавшей на моего персонажа, даже когда — ОСОБЕННО когда он пытался привлечь к себе внимание. Такое ощущение, что мастер придумал клёвых НПЦ на ключевых ролях в магшколе и с удовольствием их отыгрывал, не задумываясь о том, как может трещать подавление недоверия, когда рандомный ноунейм-первокур в свой первый день в магшколе оказывается под пристальным вниманием сразу трёх глав факультетов, ради этого отрывающихся от своих дел. Или о том, что деканы факультетов — слишком высокого полёта птицы, чтобы только что поступивший в магшколу ученик мог рассчитывать на дружбу с ними.
Итак, мой персонаж наткнулся на Аманду. Будучи в полной уверенности, что если я сверну с проложенных мастером рельс, я ОПЯТЬ упрусь в заглушку «тут ничего нет», я решил повзаимодействовать с раздражавшей меня Сильномогучей Неписью №3. Мы поговорили о том, об этом, она спросила моего персонажа, чего он хочет, он брякнул, что хочет научиться магии, и она пообещала ему частный урок магии следующим утром. Наступило утро — ОКАЗЫВАЕТСЯ, уроки в этой магшколе то ли в первый день, то ли вообще, проводятся вечером — и у нас был первый урок магии (при полном моём непонимании, почему я на этом уроке ОДИН), мой персонаж выучил какое-то своё первое заклинание, и…
… И игра для меня застопорилась. Но она продолжалась для других игроков — я не видел, что происходило в их закрытых игровых ветках, но я видел обсуждения в игровом чате, я понимал, что у кого-то идёт жизнь, но этот кто-то ОПЯТЬ не я. И я начал откровенно токсичить на мастера, что мы играем уже ГОД РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ, а у нас никак не начнётся первый учебный день, я пришёл сюда играть в магшколу, где моя магшкола, дайте мне мою магшколу, и вообще, мастер, я агентности не чувствую.
… И тут не выдержал уже мастер, и у нас произошло то самое «бурное обсуждение». С точки зрения мастера, у меня была одна сплошная агентность: захотел набиться в ученики к Аманде — сделал, хотя обучение магии так скоро им не планировалось, он ради меня пошёл наперерез своим планам. А у меня было стойкое ощущение, что меня везут по рельсам, и взаимодействие с Амандой мне просто навязывают, подсовывая её мне на каждом шагу, и я с ней взаимодействую только потому, что предыдущий опыт в этой же игре (а именно резолв заявки на две недели «ты не нашёл ничего интересного» и безликая массовка на школьном балу в роли почти всех, кто не мастерские клёвые НПЦ-профессора) приучил меня к мысли, что если я попытаюсь выйти за пределы спотлайта, я упрусь в табличку «тут ничего нет», и поскольку за пределами спотлайта нет ничего, я вынужден взаимодействовать с тем, на что мастер направляет спотлайт.
(А застопорилась игра для меня потому, что я не делал никаких заявок, кроме «тренируюсь в магии» — ну, да, потому что последний раз, когда я делал заявки на даунтайм, я получил аж целое «ты не нашёл ничего интересного» — а мастеру нужно было синхронизировать меня с другими персонажами, которые занимались чем-то своим. Обычные проблемы текстовых игр с неравномерно идущими параллельными ветками).
В числе претензий, которые я высказал мастеру, было то, что его игра ненавидит агентность игроков на уровне сеттинга, и в ней какое-то непропорциональное количество магии, делающей «нет, ты этого не можешь», приведя в пример подавляющие магию браслеты, которые на нас навесили в первый же день, и заклинание «быдло не пройдёт» на входе на VIP-вечеринку. На что мастер возмутился, что я всё не так понял, и браслеты магию не подавляют, а делают что-то другое (вроде как они должны защищать нас от нашей собственной магии, но я не видел в игре ни разу ситуации, где нам такая защита могла бы понадобиться — кроме как под руководством преподавателей никто из персонажей, кого я видел, не использовал магию ни осознанно, ни неосознанно), а про защитный барьер «чувак, ты даже не проверял». Вообще-то проверял, и он сработал именно так, как мне сказали, что он должен был сработать, — а про то, что, собственно, делают браслеты, я спрашивал и получил ответ в стиле «они делают то, что должны делать, а что, вам знать не важно».
… На мой взгляд, одной из вещей, которыми мастер стрелял в ногу своей игре, было то, что он старался жёстко контролировать доступную игрокам информацию, чтобы никто, не дай бог, не знал больше, чем его персонаж. (Функционал форумного движка со скрытыми игровыми ветками и приватными сообщениями даёт больше возможностей в этом плане). Но в моём случае это привело к ситуации «мастер дозирует информацию — игрок в условиях недостатка информации приходит не просто к неверным выводам, а к неверным МЕТАИГРОВЫМ выводам».
… А, да, ещё оказалось, что на самом деле это была игра НЕ ПРО МАГШКОЛУ, и я, ожидавший игры про магшколу и заявившийся в игру про магшколу, всё не так понял. Чтоб я ещё знал, как я это должен был понять…
В общем, мастера достала моя изливаемая на него токсичность, и он меня кикнул из игры. И это было не самым худшим вариантом, потому что на тот момент я ненавидел жгучей ненавистью его игру, его сеттинг и его неписей, и моей основной мотивацией продолжать игру было желание сделать им всем больно — а это так себе мотивация для участия в игре.
Уже потом, подостыв, мастер расписал мне, почему он в игре делал то или это и какого результата ожидал. И мне немного захотелось заплакать, потому что каждый раз мастер хотел сделать мне хорошо, но он ни разу не спрашивал меня «а тебе будет хорошо, если я сделаю вот это?» (ладно, очень многие мастера этого НЕ делают, и я в их числе), и в результате каждый раз получалось противоположно хорошему.
Получалась сплошная дорога, вымощенная благими намерениями. С точки зрения мастера, он наизнанку выворачивался, чтобы сделать игроку хорошо. С точки зрения игрока, он раз за разом делал плохо. С точки зрения мастера, он давал игроку свободный выбор. С точки зрения игрока, его возили по рельсам, и выбор, который мастером воспринималтся как свободный, ему безальтернативно навязывали, потому что за пределами спотлайта нет ничего, и при попытке выйти за границы спотлайта он упирался в табличку «тут ничего нет». С точки зрения мастера, он вводил в игру НПЦ, с которыми персонаж игрока должен был подружиться. В большинстве случаев игрок после первого же общения начинал этих НПЦ ненавидеть и не желал встречаться с ними снова. С точки зрения мастера, он пытался сменить обстановку, когда видел, что игроку что-то не нравится. С точки зрения игрока, его кидали из одной локации, где он не хотел находиться, в другую, где он не хотел находиться, и куда не хотел попадать, но был закинут туда мастерской волей.
… Возможно, проблема была именно в том, что мастер потом, похоже, остался при убеждении «я всё сделал для того, чтобы было хорошо, а если получилось наоборот, то это уже не моя вина».
С моей стороны, конечно, стоило выйти из игры самому, когда я понял, что буквально ненавижу её и продолжаю только для того, чтобы отомстить ей за причинённые мне обиды. (Вы скажете «надо было поговорить об этом словами через рот» — но я именно это и попробовал, и это привело именно к тому, к чему это привело). Хотя, в сущности, именно так и получилось.
… Ах, да. Уже после того, как игра для меня закончилась (год реального времени спустя, напомню), я узнал, что всё это время магшкола находилась на летающем острове.
30 комментариев
И это плохо, потому что ради «сделать хорошо» наизнанку вслед за мастером выворачивались ворлдбилдинг, сюжетные планы и мотивации персонажей, из-за чего подавление неверия идет к чертям.
… Но эй, мастер сам начал игру с того, что «твой родной отец продал тебя в магическое рабство, и большая часть НПЦ, с которыми ты успел встретиться, хочет тебя поиметь, возможно, не только фигурально» — немножко странно после этого удивляться тому, что персонажу (да и игроку) всё это ВНЕЗАПНО не нравится, и спешно всё переделывать. >_<
Если только мастер не ожидал, что мой персонаж воспримет новость «твой отец продал тебя в магическое рабство, но ты можешь стать нам полезным, став нашим шпионом у своего нового хозяина» с ЭНТУЗИАЗМОМ. НО КАКОГО ЧЁРТА ОН СЧИТАЛ, ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО?!
Тупая шпана не выживает, а умная так себя не ведёт — поэтому всё так поломалось
Но это мои предположения, так-то всё, что у нас есть — это вот этот пост
Зачем ты так долго с ним играл? Целый год. Бросил бы раньше.
У меня складывается впечатление, что часто тебе попадаются мастера-мудаки или графоманы. Может, попробовать найти постоянную партию друзяшек?
П. С. Выглядит так, будто вам надо было чаще обсуждать игру и не доводить до кипения.
У меня есть пара таких групп, но на них любит нападать реал, из-за чего скорость игр с их участием проседает до минимума. -_-
Пожалуй. Я поначалу не обсуждал игру именно потому, что перешёл на мышление «мастер — мой враг, и чтобы он не сорвал мои планы, я не должен ими с ним делиться», и, по-хорошему, именно в этот момент мне следовало бы сказать себе «стоп».
Ведущего то, конечно, ни разу не оправдывает — разумеется надо давать больше информации по сеттингу и больше агентности игрокам, стоит обсуждать с игроком такие сюжетные повороты как продажа ИП в рабство на старте и т.д. Но водить ннастолько злого и деструктивно-настроенного персонажа — очень сомнительное удовольствие, по-моему.
Ну… да:
Когда тебя родной отец продаёт в рабство, а пришедшая с ним непись говорит тебе "
в благородство играть не будупомогать я тебе не буду, но я хочу извлечь из твоего положения выгоду (ДЛЯ СЕБЯ) (а потом, когда ты переживёшь свою полезность...)", это не лучшим образом сказывается на твоём характере. Мой персонаж так враз лишился веры в людей и наличие у себя будущего и приобрёл отрицательное количество причин жить.У него был шанс смягчиться, если бы у него появились друзья, ради которых он мог бы не хотеть сдохнуть… но см. оригинальный пост.
В случае критического несовпадения того во что хотят играть мастер и игрок другого выхода практически не может быть.
Типа, может, он предполагал «я сейчас сделаю персонажу плохо, а потом он сделает себе хорошо», но особенности темпа и продолжительности форумных игр: «хорошо» может не наступить до конца игры, а отыгрыш «плохо» может растянуться на месяцы реального времени.
Или он с чего-то решил, что серию ГП любят ИМЕННО ЗА ЭТО: за персонажей-расистов, аристомагию и пренебрежение техникой безопасности — и решил, что если этого добавить в сеттинг БОЛЬШЕ, то всем понравится.
Потому что после этого поста я…
Давайте начну издалека. У меня есть своя игра. По поням. В ней я сейчас отыгрываю с игрокам предыстории их персонажей, в стиле Жизни и Страданий Сира Бранте, где перед игроками даётся вводная, ставится выбор, они решают, что делать, после чего мастер описывает их последствия. Сделал я такой ход для того, чтобы игроки постепенно во время «создания» персонажей узнали о мире, в котором живут, о его нюансах и порядках, заимели контакты и врагов (на текущий момент один УЖЕ помолвлен со знатной девочкой за свои заслуги, а другая успела сжечь винный погреб в родном замке), а также прониклись миром.
Один из персонажей — девушка-водная пони, у которой с детства было плохо с ногами. Игрок за этого персонажа хотел сделать изобретателя-боевого кузнеца, у которой имелись протезы ног, благодаря которым она может идти по земле — но так как у меня водные пони скорее тритоны, а не наги, пришлось немного изменить идею: у девушки с детства были проблемы с ногами, в какой-то момент они потом отвалились, но родители при этом её не любили, так как она водная пони (считай уродина).
После этого уже идут мастерские перипетии: персонажу не уделяют время родители, но уделяют время гувернёры на дому, и один из них даже за хорошую успеваемость отводит девушку в богатую кофейню, где она натыкается на местных коней с эстетикой Каладеша, Серебрянных Городов и прочей колдовской арабики. От них она узнаёт о том, что на территории коней есть руины предтеч, откуда они достают и адаптируют технологии, в том числе и технологии протезирования. Когда у неё отваливаются ноги, они предлагают ей помощь, но в ответ она поможет им, доставив пару важных вещей™ паре важных лиц. После чего происходит неделя странных событий, вроде взорванного изнутри начальника порта или оленьего друида, впавшего в буйства и ставшего осьминогогрифоном посреди бела дня. Когда девушки ставят протезы от «неизвестного доброжелателя», она приходит домой, но застаёт свою мать повешенной на люстре со злым лицом, а на тумбе лежит записка «Живи и дальше в том проклятом мире, который ты создала.»
TL; DR — я сделал персонажу-изобретателю предысторию, в которой она косвенно виновата в смерти своей матери (нелюбимой) и жутких событиях родного города
… после этого поста я набрался смелости поговорить с игроком и обсудить, что делать дальше, почему я так сделал предысторию и какая у него водная пони-изобретательница — например, мы поняли, что на вопрос «что ты почувствовала, когда увидела свою мать в таком виде» она ответит «замешательство, я не знала, что мне чувствовать». После чего в целом всё стало лучше
будет усердно им лизатьзаведет с ними дружбу и обратит ситуацию в свою сторону»… но как-то забыл обсудить это с игроком.Алсо, я бы сказал, что есть нарушение важного принципа: большинство NPC должны быть на примерно одном уровне силы с персонажами, чтобы взаимодействовать с ними на равных. Хочу заметить, что в ГП этот принцип был соблюден; да, Гарри и ко. были студентами, но это никогда не мешало им взаимодействовать с учителями иногда даже на равных.