Рим на паровом двигателе.
Знаю, нереалистично. Знаю, промышленные революции на ровном месте не случаются. Знаю, что я ни разу не технарь. Знаю, что терпеть не могу стимпанк, но это — особый случай.
Суть
195 год нашей эры, времена Септимия Севера. Какой-то чувак изобретает Vapor machinam. Этот чувак может быть попаданцем из XIX века, а может и не быть. Его изобретение сначало использовали для откачки воды из шахт, потом появились паровые мельницы, паровые прессы для чеканки монет, паровые машины вывели на новый уровень акведук. И тут меня понесло. Пар движет вёсла галер, но кораблестроители вскоре перешли на колесные движители. Град мелких снарядов из пневматической картечницы косит варваров. Знаменитая система раннего обнаружения противника (та самая, в виде башен с кострами) дополняется примитивными аэростатами. А ещё...,… и даже...!
Отака фигня, малята. Получилось совсем нереалистично, но красиво.
P.S. — если в зале есть технари, подскажите, как создать паровую машину при таком уровне технологического развития.
Суть
195 год нашей эры, времена Септимия Севера. Какой-то чувак изобретает Vapor machinam. Этот чувак может быть попаданцем из XIX века, а может и не быть. Его изобретение сначало использовали для откачки воды из шахт, потом появились паровые мельницы, паровые прессы для чеканки монет, паровые машины вывели на новый уровень акведук. И тут меня понесло. Пар движет вёсла галер, но кораблестроители вскоре перешли на колесные движители. Град мелких снарядов из пневматической картечницы косит варваров. Знаменитая система раннего обнаружения противника (та самая, в виде башен с кострами) дополняется примитивными аэростатами. А ещё...,… и даже...!
Отака фигня, малята. Получилось совсем нереалистично, но красиво.
P.S. — если в зале есть технари, подскажите, как создать паровую машину при таком уровне технологического развития.
36 комментариев
У нас есть Vapor, у них его нет»
Обычно там символ и икона — Герон Александрийский. Поскольку всё-таки сконструировал реальный паровой механизм, пусть и игрушку де-факто.
И учти — там проблема-то будет не паровые двигатели (их соорудить можно без всяких попаданцев, как и железные дороги — в античности был известен принцип). Проблема обычно социальная — и это потребность в паровом двигателе на фоне других решений и в массовом операторе для него. Потому что паровой котёл (особенно если тебе нужно достаточно высокое давление, а при низких атмосферах огород городить не стоит), пока не будут наработаны принципы стандартизации и десятилетия инженерного опыта — штука капризная и довольно неудобная для эксплуатации неквалифицированным персоналом.
И куда потом девать ставших ненужными рабов.… Обслуживание паровой машины — это СЛОЖНО.
… Рабство экономически целесообразно только для тяжёлой неквалифицированной физической работы, когда рабу не дают в руки ничего сложнее лопаты, что он может сломать. Потому что у раба в принципе нет положительной мотивации делать работу хорошо, а если создать ему отрицательную мотивацию, он будет больше думать не о том, как сделать работу хорошо, а как скрыть косяки от надсмотрщиков.
… И если раба поставить заниматься техобслуживанием паровой машины, она рано или поздно рванёт в неподходящий момент, потому что раб свою работу делал на отцепись.
Собственно, насколько я знаю, именно из-за того, что индустриальному северу нужны были свободные рабочие, а использовать рабский труд для чего-то сложнее уборки хлопка оказалось целесообразно, в США от этого Гражданская война случилась.
И вот еееесли бы в этом сеттинге был показан переход Римской империи от рабовладельческого строя к чему-то более развитому...
Типа, можно создать страту рабоинженеров с особыми привелегиями, но с высокой вероятностью они рано или поздно потребуют «дайте нам законодательно закреплённых прав, а не то завтра вся ваша промышленность встанет, А ГРОЗИТЬ УВОЛЬНЕНИЕМ ВЫ НАМ НЕ МОЖЕТЕ, МЫ РАБЫ, И РАСПЯТЬ ВСЕХ ТОЖЕ НЕ МОЖЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО КТО ТОГДА РАБОТАТЬ БУДЕТ?».
Ну будет социальный лифт: «Отработал на пару 20 лет — стал гражданином», делов-то.
Ну и можно вспомнить «шарашки» в СССР, где работали выдающиеся ученые в положении даже худшем чем у многих рабов.
Гражданская Война в США случилась по нескольким причинам, но неэффективность рабства среди них была сильно позади аморальности рабства уже хотя бы потому что Юг на рабстве процветал (и экономическая причина там в том, что была разница в интересах между экспортноориентированным Югом и приверженным меркантилизму и защите собственного рынка Севером).
(В остальном с тезисами согласен, если что.)
Строили те, кто был под рукой. Легионеров привлекали к строительству, но утверждать, что они построили бОльшую часть дорог или даже все нет никаких оснований, но это распространенная легенда.
Я оставлю это здесь: Дисколеты и особенности социального устройства Фюлькирата (раздел «Грёбаные интели») ;-)
Реально рабство экономически целесообразно в том случае, если мы не можем найти наемного работника на нужную специальность за те же деньги, что и раба, или дешевле — то есть в историко-социальном смысле на фронтире (где спрос на рабочую силу в принципе жестко превышает предложение из-за нехватки населения) или в социальном смысле в маргинальных слоях населения (где, с одной стороны, жесткая необязательность и ненадежность наемных работников, а также неформальность трудовых отношений в принципе не позволяют работодателю надежно контролировать свои работников, а с другой, слабый контроль властей даже возможность для разного рода злоупотреблений).
А это смотря у какого раба. Скажем, у гуляма, мамелюка, янычара или императорского вольноотпущеника такой мотивации хоть задом жуй — пока жив его хозяин, он является солдатом из гвардейского подразделения, а то и высокопоставленным чиновникам с высокими шансами на получение свободы и гражданства в старости — а если его хозяина прикончат, то раба с высокой вероятностью отправят следом за ним в рамках чистки его политических сторонников.
Но да, с потребностями тоже есть сложности — первые паровые машины использовались для откачки воды из угольных шахт, и в такой ситуации вопрос с КПД и расходом топлива был не очень принципиальным. Но для этого нужен запрос на каменный уголь (что обычно означает отсутствие древесного угля в связи с вырубкой всех лесов в округе).
Сенаторы, стеснённые законами Септимия, бросятся в ваш великолепный город. Столиц автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Рим, Рим — в Старые Васюки. Константинопольцы и александрийцы скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Рим становится элегантнейшим центром Римской Империи, а скоро и всего мира.
Лосятину платит феодальный мир Новая Канада.Вообще, Рим неплохо решал инженерные проблемы. Если сравнивать его с Востоком и Грецией, то у Рима дефицитом были, пожалуй, смелые идеи вне социальной области. Акведуки тут отличный символ. До мысли, что вода запросто может самотёком идти вверх (под давлением в трубе) римляне так и не дошли. А вот придумать аналог бетона для желобов и построить арочные конструкции и туннели на сотни километров в сумме — осилили прекрасно.
Если очень упрощённо, то образ Рима в технических областях — это, кажется, такой крепкий ремесленник с практической смёткой, помноженный на людские ресурсы.
Ни одно из доступных решений не было дешевле и эффективнее системы акведуков в вопросе снабжения водой городов.
Так что попаданец должен быть не школьником, а хотя бы бакалавром профильного вуза, чтобы вместе с паровой машиной внедрить еще и металлургию.
Пневматика — тоже богатая тема, даже без паровой машины. Там техническая проблема — иметь резину для герметичного соединения. Простой вариант — сказать, что каучуконосные деревья хорошо растут где-то в границах Римской Империи. Это заклепочники громко возмущаются, а биологические натяжки аудитория спустит тебе гораздо легче.
Но при желании — есть альтернативы. Все они растут в тропических странах.
Здесь показаны концепции, технологии и готовые вещи, являющиеся необходимыми предварительными условиями для создания самых примитивных доуаттоваских паровых двигателей. Все эти вещи должны существовать не то что в одной стране, а в одном городе, и даже в «одной голове» привычного к ним обывателя. Ну и что из этого было в Риме?
Надо бы найти где эту идею я прочитал…