Saving captain Kerman

Kerbal Space Program — это труъпесочница. До такой степени, что она даже не игра в строгом смысле, а игрушка (a «toy», not a «game»). Тем не менее, она представляет сложные челленджи и интересные задачи, если ты ставишь себе амбициозные космопроходческие... то есть вообще любые цели.

Проект Tothemun-2 (пилот: Джебедая «Джеб» Керман) был попыткой в первый раз ступить на поверхность Муны кербальской ногой. Об отсутствии средств возврата я тогда не подумал — я был не уверен, что мне хватит топлива и мастерства даже просто посадить корабль на грунт. Однако справился я успешно, установил флаг, но Джеб, похоже, застрял там навсегда. Пока, спустя игровых полгода, я не поставил себе новую цель: СПАСТИ КАПИТАНА КЕРМАНА.


На картинке: Джеб бросает последний взгляд на лагерь базирования. За заднем плане: современный ровер Tothemun Mecha, сменивший астронавта.

Изучив имеющиеся ресурсы обнаружил, что, хотя на корабле не предусмотрено средств сесть обратно на Кербин, в баках осталось некоторое количество топлива. Его должно быть достаточно, чтобы убраться с Муны, и приблизиться к Кербину.


На картинке: отрыв!

План на этой стадии: спуститься к Кербину и встать на спокойную круговую орбиту вокруг него и ждать подмоги.


На картинке: perfect plan. What could possibly go wrong?

Но бессердечная сволочь гравитация сыграла последнюю шутку: так как я сбросил орбитальную скорость, меня снова догнала Муна, и своим притяжением попробовала выкинуть меня за свою орбиту в сторону от Кербина! Я потратил еще несколько драгоценных капель топлива, пока вырывался, и на нормальный возврат стало не хватать.
Тогда мне пришло в голову гасить скорость маневровыми движками: во-первых, это какая-никакая, но заметная дельта-вэ, а во-вторых, избавляешься от лишней массы и делаешь пусть на чуть-чуть, но более эффективной маршевую тягу.


На картинке: лучшая орбита, которой удалось достичь.


На картинке: близкий, но такой недоступный Кербин.

Теперь, когда сгорела последняя капля топлива, судьба Джеба — в руках служб спасения. Спасательный аппарат — тяжелый беспилотный пассажирский космический корабль, разработки, как я его про себя называю, «конструкторского бюро Собакевича». Предельно топорно, но с запаом прочности, и он может снять четырех кербалов с двух разных орбит за один полет.


На картинке: спасателный корабль в сборочном ангаре. Рабочее название «Taxi» дальнейшем заменено на гордое Schoolbus.


На картинке: подбор маневра перехвата.

Подняв Schoolbus в космос, я начал искать способ поймать Tothemun-2 с Джебом. Для меня до сих пор нахождение оптимальной траектории — это дело прежде всего интуиции, но, после «тренировок на кошках» межпланетных зондов, к наитию добавилось так же понимание того, что я собственно делаю.
Как ни странно, эксцентричная эллиптическая орбита Джеба оказалась даже полезна: так обрзуется больше потенциальных точек пересечения.
Наконец, траектория найдена. Schoolbus выныривает за орбиту Tothemun-2, а затем коршуном «падает» на него сверху.

Примечание.
Если кто скажет вам, что в космосе, мол, «нет верха и низа» и там «нельзя упасть» — не верьте ему. Поманеврировав по орбитам, вы обретете очень острое ощущение «низа» и поймете, что в космосе ровно 50% всего полета вы обязательно куда-то падаете.

Этапы перехвата:
1) Маневр перехвата. Задача — подобрать орбиту так, чтобы оказаться примерно в одном и том же месте в одно и то же время. Правда с разницей орбитальных скоростей в 800 м/с.
2) Синхронизация орбит. 3а несколько минут до максимального сближения включается тяга для выравнивания скоростей. На этом же этапе сбрасывается последняя разгонная ступень: Schoolbus заканчивает выравнивание на собственных движках.
3) Сближение. На расстоянии в 9000 метров я задаю вектор тяги, который сблизит корабли до 100 метров на скорости 20 м/с. На самом деле, это был не один «вектор» — я допускал множество мелких ошибок, корректрировал их, и зарабытывал опыт маневрирования. Интересно, когда, спустя некоторое время, ты постигаешь Дао, и мозг начинает воспринимать положение меток и данные скорости/дистанции напрямую, без дополнительной интерпретации.

Я бы нащелкал скринов с этих орбитальных преобразований, но руки не дошли — голова думала орбитами.

Thinking with Orbits. Much cooler than thinking with Portals!


На картинке: Джебби, не опаздай на школьный автобус!

Дальше, в стыковочном режиме, мне не нужно даже стыковаться. Достаточно подтянуть Schoolbus на близкое расстояние и свести относительную скорость к нулю. Теперь уже совсем к нулю: с точностью до сантиметров в секунду. Блин, мне стоило установить второй пояс маневровых! Хорошо хоть гироскоп справился.
Кстати! В космосе ни в коем случае нельзя думать «щас разгонюсь, доеду и там как-нибудь приторможу». Для каждого маневра нужно быть заранее готовым призвести контрманевр!


На картинке: встреча на орбите. Джеб прощается с космическим аппаратом, служившим ему домом на протяжении 188 дней экспедиции на Муну.


На картинке: пересадка в открытом космосе для долгожданного возвращения домой.


Home...

... sweet...

... home.

24 комментария

avatar
И сразу же вопрос — как ты компенсировал разницу в расстояниях на близких орбитах?
avatar
Предположу, что с помощью специальных маневровых двигателей. В конструкторе их можно найти в закладке Control, называются Thruster'ами.
avatar
Видимо я неправильно задал вопрос.
Дано: два аппарата на близких орбитах. Один из них опережает другого по орбите на ~800 километров.
Нужна стыковка. Единственный вариант, который вижу я — «догоняющему» сойти с орбиты и ждать на более низкой/высокой подходящего времени пересечения.
Но возможно есть какое-то другое решение?
avatar
Если ты об этом, то да, лучше подняться с орбиты (если ты «догоняешь», то на более быструю) и пересечься впоследствии. Затем уравнять скорости и действовать по алгоритму ниже.
avatar
После того, как произошло пересечение орбит, полный алгоритм такой:
1. Гашение относительной скорости в ноль.
2. Набор относительной скорости по вектору к цели.
3. Инерциальный полет.
4. Гашение относительной скорости в ноль.
5. Повторить при неудовлетворительном результате или запланированной поэтапности.
Все это выполняется по меткам на «глобусе» и спидометру. Можно посмотреть на орбитальную карту на большом увеличении, там точка максимального сближения с целью отображается.
На «прямом» участке эксцентричной орбиты это делать несколько интуитивнее: она больше напоминает «прямую дорогу».
avatar
Поздравляю с успешным завершением миссии! Осталось только доплыть до космопорта :D

Мне с моим лунным жителем будет потяжелее. Но можно придумать эвакуационный транспорт на основе моего нового лунного модуля с кербджеком и кербалками. Вечером займусь.
avatar
Очень круто.
avatar
Вот и ответ на заданный кем-то вопрос — «В какие же компьютерные игры должны играть ГУРПСовики?». :3
avatar
Вот!
avatar
А вот если её ещё и с Dwarf Fortress скрестить…
avatar
Engeneer Urist McKerman demand 5 platinum rockets.
avatar
Зато можно сказать «Мы пили пиво и собирали ракеты»:)
avatar
Ракета управляется, емнип, с самого первого установленного блока управления. А все, что добавлено после этого взлетает пустым, что позволяет строить более гламурные ракеты. А еще можно кнопками QWEASD крутить детали, если кто не знал.
комментарий был удален
avatar
В них есть что-то родственное!
avatar
Тем временем, ОКБ Собакевича в сотрудничестве с фирмой «Колеса от БелАЗа» построило…


… и запустило…


… что ты делаешь…


… ахаха прекрати!
avatar
Класс! Обязательно попробую. Это что за небесное тело? Вторая луна Кербола?
avatar
Это Минимус. Я в прошлом альбоме фотки выкладывал. Осторожно, скользкий лед!
Но поинт не в самой луне (долететь и сесть туда просто) а в штуковине, которую я туда сбросил. Такая же катается по Муне. Здоровенная, мощная, устойчивая (!!!), быстрая.
avatar
А я пока только разбил один аппарат об Муну (топлива у аппарата хватило бы наверное и на орбиту Дюны выйти, по крайней мере его собрат где-то там рядом болтается) и штук 20 об Кербин, тренируя посадку.
avatar
Outcome: catastrophic success!
avatar
Я всё-таки посадил довольно уродливую, но пилотируемую, штуку на Муну. Проблема в том, что из-за моей косорукости я потратил в три раза больше топлива, чем должен был и его в запасах остался 1 пиксель. Так что в подписи к флагу Боб Керман был на всякий случай увековечен как Герой.

avatar
Клево! Но ОКБ Собакевича не одобряет маленький бак! Все должно быть основательно!

Движок, кстати, не великоват? Просто если это не атомная ракета, я не вижу причин таскать с собой такую здоровую штуку. Гравитация-то смешная.
avatar
Просто если это не атомная ракета, я не вижу причин таскать с собой такую здоровую штуку.
Это она и есть — потому и балки стальные приварены, на которых посадочные опоры держатся.

А бак на самом деле не маленький — беспилотный аппарат такой же конструкции без проблем сел на луну и потом взлетел с неё. Там топлива вполне хватало на обратную дорогу, просто я прожекторы забыл прицепить и вместо того, чтобы подождать пока ночная сторона станет дневной, начал менять траекторию так, чтобы попасть на дневную, ну и сжёг всё топливо на этом.
avatar
Пришли за ним пассажирский корабль! Я проверил, действительно вторая кабина запускается пустой. Я на легких орбитальных «такси» такой конструкции уже кербалов с космической станции спускал. и
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.