Сеть: течения

Основной элемент групповой идентичности, приложение чувства принадлежности в Сети — это течения. Течения — это культуры, а не организации, они могут перетекать друг в друга, смешиваться, разделяться. Течение в той или иной степени определяет личный стиль, fashion statement, служит знаменем.


Вебпанки

Вебпанки видят в Сети свой дом и площадку для самовыражения. В какой-то степени это ностальгия по прошлому, которого не было: по идеализированному представлению о ранней Сети, представляемой как интеллектуальный клуб и площадка для безграничного самовыражения. Вебпанк довольно-таки закрыт и элитарен. Он абсурдистски критикует консенсуальную действительность, но чаще не делает попыток её преобразовать, предпочитая эскапизм в полностью виртуальные миры. Вебпанк высоко ценит личные качества — интеллект, способность к иронии, нешаблонное мышление и индивидуальный стиль.

Вебпанки развивают Сеть ради самой Сети, как свой родной дом. Они разрабатывают различные технологии, направленные на повышение личной свободы, и спускают под откос технологии, направленные на ограничение свободы и на контроль. Вебпанки хотят сохранить старый этос исследования Сети, её возможностей и потенциала.

Стиль: переосмысленные отсылки к стилистике 1980-х, в особенности вапорвейв-эстетика: неоновые или пастельные тона с преобладанием циана и маженты, нарочито примитивная 3d- или пиксельная графика, античная скульптура, кана. Музыка: синтвейв, dream pop, indie pop, electropop; чиптюн.


Соларпанки

Cоларпанк — это технооптимизм, убеждённая надежда на то, что нынешние проблемы человечества и мира могут быть решены, в том числе путём осознанного использования технологий. В частности это подразумевает адаптацию к меняющемуся климату, сокращение загрязнения окружающей среды, создание самодостаточных, устойчивых сообществ. Соларпанк, как правило, предпочитает ненасильственные, эволюционные методы.

Cоларпанки используют Сеть для образования, просвещения, пропаганды, координации усилий различных сообществ, и разрабатывают технологии — в том числе вычислительные и коммуникационные — исходя из критериев самодостаточности, экономии и гармоничного сосуществования.

Стиль: органический, с преобладанием белого, зелёного, голубого и светло-золотистого цветов. Ар-нуво, импрессионизм, прерафаэлиты. Музыка: эмбиент, даунтемпо, чиллаут, псайчилл, IDM; пост-рок, альтернатива.


Рационалисты

Оосновная цель рационалистов — совершенствование человеческой (и, в перспективе, постчеловеческой) цивилизации путём совершенствования самого разума: как путём расширения его возможностей, так и путём исправления недостатков и купирования опасных тенденций. Рационалисты также исповедуют эффективный альтруизм: использование научных методик для максимизации пользы другим людям.

Рационалисты используют Сеть для расширения возможностей человеческого разума, своевременного обнаружения различных проблем, выработки оптимального их решения. и стремятся контролировать развитие Сети, предупреждая опасные сценарии.

Стиль: нежные монохромные или пастельные цвета, эстетика эпохи Возрождения: подражание Леонардо да Винчи, анатомические диаграммы, звёздные карты и т.п. Музыка: со словами — инди (рок, поп, фолк, кантри, бардовская/авторская песня), альтернативный и прог-рок, джаз/свинг, рэп. Классика.


Акселерационисты

Основой всех направлений акселерационизма является представление о необходимости интенсивного развития современной цивилизации, которое приведёт к её качественной глобальной трансформации. Различные субсекты расходятся в природе этой трансформации: от технологической сингулярности и рождения сверхразумного ИИ до краха капитализма и победы коммунизма. Акселерационисты тяготеют к вычурным, провокационным и шокирующим идеям, широко используют подрывные методики, включая деструктивные меметические комплексы, стирают границы между реальностью и вымыслом.

Акселерационисты рассматривают Сеть как площадку для экспериментов и поисков способов выхода за пределы статуса кво, человеческой природы, развития действующих сил, превосходящих современного человека.

Стиль: часто пугающие, макабрические образы, экспрессионизм, кубизм, готика, стилистика фильмов ужасов, лавкрафтианская тематика, глитч, эффекты сенсорной перегрузки. Музыка: даб, дабстеп, джангл, гэридж, электро/электрохаус; эмбиент и дарк эмбиент, нойз, неофолк.


Криптоанархисты

Классические криптоанархисты желают сделать современное общество со всеми его проблемами устаревшим и нерелевантным, создавая тайные параллельные структуры коммуникации, принятия решений, транспорта, экономики и т. д. Различные другие группы могут использовать криптоанархические структуры для собственных целей, включая даже борьбу друг против друга.

Криптоанархисты рассматривают Сеть как основу для нового, более совершенного, безопасного и свободного мироустройства. Они разрабатывают различные технологии, направленные на повышение приватности и доверия.

Стиль: очень лаконичный, с преобладанием чёрно-белой гаммы, часто акцентированной зелёным. Пикселизация, шум, нули и единицы. Стремление к минимизации идентифицирующих черт ведёт к отсутствию персонального стиля, использованию шаблонных черт и образов. Музыка: панк, метал, индастриал, техно.


Нейросуфии

Нейросуфии — современные мистики. Хотя течение выросло из исламского либерализма, нейросуфии не обязательно религиозны в традиционном смысле этого слова. Тем не менее, нейросуфии разделяют глубокое и восторженное уважение к устройству мироздания и процессам его возникновения. Целью нейросуфиев является дальнейшее совершенствование собственной природы и природы мира путём его глубокого познания и вдохновенного творчества.
Нейросуфии рассматривают Сеть как познавательную модель реальности и одновременно — новое творение, являющееся зеркалом мира.
Стиль: простые геометрические формы, каллиграфия, чёрно-белая гамма, акцентированная красным или золотым, визуализации математических объектов: мозаики, фракталы, многомерные симметричные объекты. Исламское искусство и эстетика, супрематизм, абстрактный экспрессионизм. Музыка: минимализм, эмбиент, духовная музыка.


Протеисты

Протеисты занимаются сложными вопросами идентичности, прежде всего — этнической идентичности в глобальном и быстро меняющемся мире. Среди идей протеизма — образ пришельца, историческая память, тотальная диффузия и синкретизм, критическое отношение к бездумному использованию технологий и к утопизму, в прошлом не раз приводившим к трагедиям. Протеисты используют Сеть для анализа и переосмысления истории и идеологии и воплощения в себе синтетических деятельных и культурных образов. Они также критически переосмысляют технологические подходы, используемые для навязывания нарративов другим.

Стиль: яркая, насыщенная гамма, золото, пурпур, цвет морской волны. Многослойные коллажи, сложные геометрические формы, космическая эстетика и эстетика тела. Музыка: фанк (электро-, психеделический), соул (психеделический), хип-хоп (трип-хоп), ритм-н-блюз; регги, даб, драм-н-бас, этнофутуризм.


Народники

Народники представляют (или претендуют на то, чтобы представлять) интересы народа, к которому принадлежат, и защищают их. Довольно часто проблемы народа концентрируются в образ врага, который в глобальной Сети, как правило, направлен на элиты, поэтому народники часто предстают как борцы с тиранами или активисты-разоблачители (и зачастую конспирологи), разоблачающие махинации закулисных воротил.

Стиль: это самое пёстрое течение, поэтому говорить о едином стиле сложно. Некоторые народники подчёркивают своё происхождение из простого народа, некоторые примеряют героические образы, некоторые обращаются к прошлому народа и используют традиционные этнические стили.


Институционалисты

Сеть — это инструмент, результат и воплощение объединения всего мира. Это объединение несёт мир и благоденствие, подобного которому человечество никогда не знало. Институционалисты заботятся о функционировании Сети, её протоколах, законах и обычаях, важнейших организациях; и используют её, чтобы поддерживать единство человеческой цивилизации.

Стиль: институционалисты используют стили современной глобальной цивилизации, гармонично переплавляя влияния разных народов мира. Музыка: EDM, поп, хип-хоп.


Кибермилитаристы

Мир — это хаотическое место. Чтобы выжить и преуспеть в нём, нужно быть умелым и сильным. А сила в Сети — это знания, информация. Поэтому нужно уметь собирать и анализировать информацию, лишать противника информации, нужной ему, и манипулировать его действиями, сообщая нужные вещи в нужное время.

Многие кибермилитаристы просто защищают то, что им дорого, или являются наёмниками, но есть и те, которые видят разобщённость и фракционность Сети либо удобным, либо правильным положением дел.

Стиль: стиль для милитаристов — сам по себе оружие. Если нет нужды акцентировать внимание на своих намерениях, они могут использовать любую маскировку. В тех случаях, когда нужно подчеркнуть свою идентичность, милитаристы используют довольно минималистичный, прагматический стиль, зачастую с преобладанием чёрного, серого или бежевого, иногда с отсылками к старым нуарным фильмам. Музыка: рок (инди/альтернативный/краут), индастриал, ebm, (дарк) электро/аггротех, тяжёлый метал; джаз, оркестровая классика.


Нигилисты

Мир и жизнь не имеют смысла, а те, кто считают иначе, находятся во власти иллюзий. Нигилист может разрушать эти иллюзии, а может эксплуатировать их — себе на пользу, или ради развлечения. Активные нигилисты часто становятся беспринципными троллями и иногда — террористами. Такие нигилисты используют Сеть, чтобы действовать безнаказанно и добиваться влияния на массы.

Стиль: некоторые нигилисты используют, так сказать, анти-стиль, демонстрирующий презрение к общественным условностям, а иногда выбирают нарочито пёстрые и агрессивно оскорбительные образы, осознанно провоцируя отвращение и гневные тирады. Упаднические настроения часто ассоциируются с чёрным и тёмными цветами. В целом сложно говорить о единой нигилистической эстетике.


Тёмное просвещение

Тёмное просвещение — пугало Сети. В отличие от нигилистов, они точно знают, что в мире есть смысл, и этот смысл — власть. В отличие от кибермилитаристов, они считают, что власть держится не только на силе. Подражая владыкам прошлого, они считают власть божественным мандатом, достающимся достойному, то есть, разумеется, им. Институционалисты — их заклятые враги; весь нынешний мировой порядок они хотят заменить техно-неофеодализмом. Акселерационисты и рационалисты взаимно обвиняют друг друга в создании Тёмного Просвещения, а народники слишком часто оказываются пешками.

Стиль: неоклассицизм, военный индастриал, неофолк, блэк, символизм, романтизм.

3 комментария

avatar
Не понимаю, почему акселерационисты будут описывать себя в лавкрафтовской тематике.
Всякие там биоконсерваторы, когда рисуют карикатуры на акселерационистов — они наверняка их используют. Потому что Лавкрафт был тот же биоконсерватор и ксенофоб.
avatar
Лично мне сложновато уловить разницу между вебпанками и протеистами.
avatar
По описанию выходит, что протеисты — это замаскированные нацисты, а вебпанки — нет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.