Сеттинг с "открытым кодом"

Готовя новый кампейн по Фаллаут, я столкнулся с ситуацией, что хочу вводить какие-то вещи, не вполне характерные для фаллаута. Более того, я хочу изменять вещи, для фаллаута вполне характерные.

Так эстетику 40-50-х годов, я хочу сменить на 80-е. Я хочу псиоников (да они были в оригинале, но их быстренько выпилили), хочу обилия киборгов и портативной электроники.
Вообщем проще и разумнее запилить свой сеттинг и на фаллаут вообще не ссылаться, дабы не ломать людям мозг.

Одним из аспектов данного пост-апок сеттинга, является то, что никто точно не знает, что произошло с миром. Точнее все знают, но у всех своя версия:
1. Глобальная война.
2. Экологическая катастрофа.
3. Вышедший из под контроля эксперимент (БАК сработал не так как задумали).
4. Контакт с инопланетянами.
5. Религиозный апокалипсис.

Все эти версии, какая лучше, какая хуже, вписываются в картину мира и под каждую, можно найти какие-то доказательства и подтверждения.
Делается это всё для того, чтобы:
1. При проведении ваншотов, вероятной, для данного конкретного модуля могла быть любая версия.
2. Дать возможность для эксплорешена и поиска правды о прошлом.

При предварительном обсуждении, некоторые люди высказались против такого варианта, по ряду причин:
1. Воспоминания о таком глобальном событии должны были остаться в памяти всех людей и передаться детям, пусть и в искаженном виде. Те люди наверняка знали причину, пусть и не знали подробностей.
2. «А какая разница?» была это война, экология, пришельцы или БАК (б-га не трогаем пока), разруха вот она.
3. «Попахивает фанфикшеном», в том смысле, что если мастер не может четко ответить на вопрос «что это было» и говорит что «люди сами не знают», у многих может создаться впечатление, что он просто не проработал историю.

Проанализировав часть пост-апоков (S.T.A.L.K.E.R., Fallout, METRO 2033, MadMax, Water World, Пикник на обочине), я пришел к выводу, что на вопрос «Что это было?» большинство отвечает достаточно отчетливо, за кадром остаются подробности того «Как это было?».

А теперь собственно вопрос. Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым? Либо на ваш взгляд, прошлое должно быть четко известно, но подробности его (или даже истинное положение дел), может скрывать туман?

53 комментария

avatar
Я считаю что совершенно не важно, что именно произошло в прошлом сеттинга, если это не влияет на повседневную жизнь мира. Более того — прописанное прошлое будет мешать мастеру реализовывать свои задумки связанные с этим самым прошлым.
avatar
Расчет такой, что «оно влияет».
Ведь если это пришельцы, то надо дуть в обсерваторию, запустить радиотелескопы и наводить на «Mothership» оставшиеся ядерные ракеты.
А если это (неожиданно) Б-г, то надо срочно доставить книгу куда надо или найти «Копьё лонгиния», а все псионики (неожиданно) реально одержимы демонами, просто скрываются.
avatar
Ну, до какого-то предела можно сделать так, что те или иные предметы ничего не смогут доказать о том, какая версия более правдивая.

Но это повлияет на стиль и атмосферу сеттинга.
avatar
Ведь если это пришельцы, то надо дуть в обсерваторию, запустить радиотелескопы и наводить на «Mothership» оставшиеся ядерные ракеты.
А если это (неожиданно) Б-г, то надо срочно доставить книгу куда надо или найти «Копьё лонгиния», а все псионики (неожиданно) реально одержимы демонами, просто скрываются.
Предлагаю находить бога с помощью радиотелескопа и запускать в него оставшиеся ядерные ракеты.
avatar
Я предпочитаю чтобы это было записанно, даже если игроки это не знают, если оно хоть как-то влияет на игру. Иначе мастер обычно путается и противоречит сам себе.
avatar
Расчет на то, что оно записано, но в зависимости от характера сессии и компейна, реальной, является одна из избранных версий, а остальные — домыслами людей.
Соответственно да, подоплекой происходящего будет только один вариант.
В мире, где всё это экологическая катастрофа, псионики — это посланцы Земли, которые должны услышать её голос и донести до людей её позицию.
В мире войны — это последствия мутаций или экспериментов военных.
avatar
Расчет на то, что оно записано, но в зависимости от характера сессии и компейна, реальной, является одна из избранных версий, а остальные — домыслами людей.

«Something like that… happened to me, you know? Sometimes I remember it one way, sometimes another; if I'm going to have a past, I prefer it to be multiple choice!»
—The Joker, The Killing Joke
и вообще, tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MultipleChoicePast
avatar
Допускаю, в рамках концепции эпик-приключения, в конце которого герои узнают правду и, как следствие, получают возможность налаживать жизнь. Но и ваншоты никто не отменяет, естественно. В общем, если всех устраивает, то почему бы и нет?
avatar
Рассчет на то, что даже если герои не узнают всей правды, они поймут в каком направлении копать, в стиле «Что это такое? Мы не могли такое построить. Богу в ряд ли нужны буровые установки, так что вариантов остается не много.»
Вопрос как раз в том «всех устраивает?». Прежде чем герои поймут «в чем вообще дело», они будут плавать в болоте недостоверной информации, где все варианты более-менее одинаково абсурдны\реалистичны.
avatar
Вот такой вариант меня лично устраивает, да. Я б поиграл.
avatar
Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым?
Конечно же.
avatar
Удваиваю.

У меня есть сеттинг в голове (тоже постапок), где именно так всё и было. Я точно знаю, каким образом наступила разруха, но у меня пока нет в голове четкого ответа на вопрос, кто виноват. Хотя со временем, думаю, будет больше одной версии.
avatar
Я точно знаю, каким образом наступила разруха
Я даже вполне допускаю сеттинги, где ответ и на этот вопрос остается открытым.
avatar
А откуда ты возьмешь ответ, когда игроки доберутся слишком близко, кстати? Или, делаешь так, как в Дисх?
avatar
Ну да. По мере приближения персонажий к истине, из множества вариантов «выпариваются» два-три основных. А потом их можно «схлопнуть» в единственно-верный. Если у игроков есть такое желание и возможность, конечно.
avatar
Каким образом?
Самый мутный в этом плане сеттинг который я смог вспомнить — «Пикник на обочине».
Но там четко известно, что «это были пришельцы». Открытым остается только вопрос «Зачем они прилетали».
avatar
На пикник же. :)
avatar
Ну каким образом? Отсутствие возможностей достоверно проверить гипотезы. А затем и отсутствие желания верить в имеющиеся свидетельства, после того как они уже получены.

Когда ты через 100 лет после ядерной войны найдешь сумасшедший апокалиптический культ, ищущуий причитающийся им рай на земле, у тебя будут проблемы убедить их в чем-то ином.
avatar
Черт у меня там даже псионики есть…
avatar
Псионики — вообще шикарная вещь, когда технологическому миру не хватает немного волшебства.
Жизнь стала гораздо лучше, с тех пор как наука изобрела магию © Гомер Симпсон
avatar
Это их минус, правда. Псионики делают любой сеттинг не хард сай-файным. :(
avatar
Не согласен.
avatar
Примеры Хард-Сцай-Фай псионики в студию.
avatar
Blindsight.
avatar
А конкретно. Что там именно под понятие «псионика» подпадает?
avatar
Способности пришельцев.
avatar
Они слишком сильно отличаются от того, что обычно подразумевают под псионикой, чтобы их так называть.
avatar
От псиоников зависит.
avatar
Сам думал о чем-то подобном, только тру фентези-постапок.))

С фентези чуть другая ситуация (как мне кажется). Даже если это псевдофентези, оно допускает магию и богов в картине мира. Люди живущие в средневековье, плохо представляют сегодняшнюю информированность. Люди могут валить на великого мага, богов и древнее зло, на то что «древние возгордились и решили спорить с богами».
Пусть даже потом окажется, что всеми магами, богами и злом, были сами люди и сами всё это сделали.

От сеттинга с киборгами и компьютерами, люди будут ждать архивов и достоверных свидетельств. А если сохранились компьютеры — должна была сохраниться надежная информация.
Собственно при обсуждении, всплыл как раз момент, что у людей, которые сохранили технические знания, 100% сохраняться достоверные, не противоречивые данные об истории до катастрофы, которые сразу будут сметать остальные «не верные» теории.
avatar
О… Ну знаешь, как это работает. Сеттинг с компьютерами не гарантирует того, что они работает. То есть, как бы всем не хотелось, а Ragnarok Proofing — не правило, а ислключение. Чудо, короче. Даже Numenera поддерживает скорее технологии, которые на ладан дышат. Или работают, чтобы увидеть лишь немного правды, и додумать очень много фантастики.

Представь себе базу данных, где вообще нет истории, потому что нужный сервак расплющило. Или кто-то сознательно саботировал его работу… Разные есть варианты.

В моем сеттинге технологические люди не сохранили знания о том, как мир выглядел на самом деле до падения и как рухнул. Вернее, сохранили, но люди играют не за них, а за тех, кому выдали уже измененную версию правды. Они начали развивать научный подход, но достоверные исторические источники им не доступны. А те, кому доступны… им выгоднее молчать.
avatar
Я вот сейчас подумал о том, что в современном мире, а тем более, в мире ближайшего будущего, уничтожение основных интернет-серверов приведет к стиранию большей части новейшей истории. А физические носители, будут подвержены всем тем проблемам и опасностям, что и все физические носители на протяжении человеческой истории.

При этом компьютеры, техника и даже данные о истории (примерно до конца 20 века) сохраняться, но будут бесполезны как источники исторических данных.
Много ли компьютер среднего человека расскажет о прошлом?
Книги, игры, музыка, порно. Обрывки новостей и история браузера.
Много-ли iPhone может рассказать об истории?
avatar
Зависит от удачи. Одна старая DVD-болванка может об истории до конца двадцатого века столько рассказать…

Но я согласен. Многое в новейшей истории — это и есть те самые сервера и интернет. То есть исчезнет не только предмет, но и продукт истории. Как будто бы последних 20-ти лет и не было вовсе.

В моем сеттинге примерно и это и случилось. Только в 4000~ году, где книги остались только на полках музеев, не говоря уже обо всем остальном. Медицина, навыки, знания, память, культура, столпы взаимопонимания, прошлые ошибки, способы распознавания речи и идентификации личности — всё исчезло. Что-то вроде ЭМИ-вспышки в глобальном масштабе. И один бункер с криокапсулами глубоко под землёй.
avatar
Травоядному вспомнился Anethem Нила Стивенсона. Мир книги пережил не один, а несколько апокалипсисов (минимум три) и сумел предотвратить ещё один. Там сохранилась, не смотря ни на что, информационная сеть, аналогичная Интернету. Но извлечение достоверной информации из неё тысячелетия назад стало представлять серьёзную проблему. Различные группировки влияния насытили её дезинформацией практически по всем вообразимым темам, скорее всего с помощью автоматизированных алгоритмов. Этакая война правок в невиданном доселе масштабе. Если использовать этот приём, можно не заморачиваться по поводу наличия/отсутствия достоверной информации об апокалипсисе и всём, что его окружало.
avatar
Пусть даже потом окажется, что всеми магами, богами и злом, были сами люди и сами всё это сделали.
Таки да, причём всё, включая пришельцев — десант, снаряжённый по завтрашнему слову техники, который в целях конспирации перебрасывали к стратегическому объекту противника через орбиту. Учитывая, что таким образом можно атаковать объект, находящийся вдалеке от непосредсвенных боевых действий, местное население вполне могло впасть в «пришельцевую» истерию.
avatar
Кстати, судя по комментариям нужны уточнения.
Следует различать сеттинг как описание шаблона мира в книге и сеттинг как игровой мир конкретной группы игроков.

Сеттинг-шаблон не должен давать всех ответов. Должен оставлять простор для фантазии мастера (однако можно строить предположения). Проблем с этим не будет, так как единственный путь для игроков узнать какие-то детали сеттинга — проверить их, что будет сделано уже в сеттинге-игре.

Для игры же необходимо настолько прописать прошлое и скрытые куски, насколько их коснутся игроки. Если в их распоряжении есть машина времени, глупо не прописать прошлое.
avatar
Те с кем обсуждал до этого, считают, что «настоящая» версия будет сразу выбиваться из окружающего мира, как бы подтверждая свою реалистичность и превращая остальные — в очевидный бред.

Другой момент, как уже писал, от высокотехнологичного мира (как тот же Фаллаут), ожидают точных и достоверных данных о прошлом.
Соответственно, первая встреча игрока с такими ребятами или с теми кто их встречал — обязана раскрыть ему истинную информацию о положении дел в мире.
Если была война — мы можем не знать кто запустил ракеты, но мы знаем что их запустили.
Если экология — мы знаем когда произошли изменения.
Если пришельцы — мы откуда-то знаем, что это были пришельцы.
И так далее.
avatar
Может быть, условия для разных вариантов конца света выполнились одновременно? Ну например:
1. К Дню П весь мир был охвачен холодной войной, которая уже давно угрожала превратиться в горячую. Возможно, именно это и произошло?
2. Незадолго до Дня П выполнилось последнее условие для Судного Дня. Папа Римский официально это подтвердил и призвал всех раскаяться в своих грехах.
3. На орбите Земли обнаружены НЛО. Что это? Инопланетные захватчики или спутники-шпионы? Ни одна страна не берет на себя ответственности, все подозревают всех — см.п.1.
Теперь смешаем всё это вместе, добавим фанатиков, желтую прессу и интернет-общение (которое временами та же желтая пресса, но в квадрате)… А потом собственно происходит П, значительная часть знаний и людей исчезает навсегда, массовая истерия, некоторым выжившим взрывы бомб кажутся очищающим пламенем, или наоборот, очищающее пламя кажется плазменными залпами с орбиты…
avatar
Да. Собственно я пока обедал, накидал зарисовку, как выглядели сообщения основных СМИ.
Та самая достоверная информация, которую будут получать игроки.

Вспышки нового штамма вируса Эбола зафиксированы в Китае, Индии, Иране и Авганистане. Летальность данного штамма достигает 100%. По сообщениям врачей, новый штамм может передаваться не только при прямом контакте, но и воздушно-капельным путем. Ряд ученых, утверждает, что данный штамм не мог появиться в естественных условиях.

Мировая напряженность продолжает возрастать. Множество локальных конфликтов, постепенно охватывают земной шар. ООН и НАТО бессильны в разрешении данной ситуации. Множество людей поддается панике и строит индивидуальные убежища на случай войны. Ряд строительных компаний заявил о проектах по строительству полноценных убежищ.

О многочисленных случаях массового психоза сообщают по всей планете. Многим снятся апокалиптические кошмары, некоторые люди слышат голос, говорящий что «Наступают последние дни людей».
Религиозная истерия охватывает многие страны. Правительство утверждает, что террористы применяют психотропный газ, однако достоверных подтверждений пока нет.

Самая сильная за последние 300 лет глобальная засуха вызвала резкий скачек цен на продовольствие. Ученые не могут объяснить, чем было вызвано столь глобальное изменение климата. Среди предположений – необычная солнечная активность и испытания новейшего орбитального оружия рядом государств.

Члены религиозной организации «Мудрость звезд» были убиты во время проповеди в одном из парков города. Со слов очевидцев, многие из присутствовавших просто накинулись на них, в момент когда в проповеди говорилось о вине людей за всё что происходит в мире. Большинство нападавших сейчас задержаны полицией и не могут никак объяснить свои действия.
Схожие случаи мгновенной, не мотивированной агрессии как считают ученые могут быть следствием постоянного стресса в котором сейчас прибывает весь мир.

Не бывалй всплеск тектонической активности по всему земному шару. Извержения множества вулканов привели к отмене многих авиарейсов, а также к проливным дождям и сокращению светового дня во многих широтах, более чем на 2 часа. Луну, которая из-за пепла приобрела красно-коричневый оттенок, могли наблюдать все жители земли, не зависимо от места расположения.
Ученые утверждают, что это связано с естественными циклами развития земли и данная активность не может угрожать человечеству в целом.

Многие люди сообщают о странных огнях и движении в небе. Часть стран обвиняет США в эскалации мировой напряженности, очередными испытаниями орбитального оружия. Соединенные Штаты сделали официальное заявление, в котором заверили всё мировое сообщество, что данное оружие необходимо США только для защиты их территории от метеоритов.
avatar
А теперь собственно вопрос. Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым?
Я даже предпочитаю такие сеттинги. Вот, Глоранта, например, в каком-то смысле.
avatar
Оу, тут у меня есть что сказать.
Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым?

Собственно, у меня есть такой сеттинг. Я приведу его в пример, что бы была понятна моя позиция.

Тесла-био-панк.
Есть две страны в состоянии войны.
В одну ночь обе уничтожены. Большая часть континента тоже.

Что известно всем: «Страна 1 бомбила страну 2 странными бомбами», «страна 2 активировала тесла-оружие». Всё.

Причины почему никто толком ничего не знает.
1. За использование убер-оружия, в Стране 1, отвечали единицы (Кайзхер, отдающий приказ, министр войны (казнен в последствии), алмирал от авиации (сошел с ума), 8 пилотов бомбардировщиков (2 сошли с ума, 2 пропали бесследно, 3 служат в тайной службе, 1 в бегах)).
2. За использование убер-оржия Страны 2 отвечала лишь группа ученых, уничтоженная при активации оружия, вместе с городом.

ЧТД

Все знают о войне, но о причинах не знает никто — технологии засекречены или утрачены. Разумеется, появляются криптологические теории.
avatar
Да, но у тебя четко сказано «Была война, они били друг друга дубинами».
Вопрос «Что это было?» отпадает, остается вопрос «Как это произошло?» нормальный для большинства сеттингов.
avatar
Имхо, персонажам может быть неизвестна истинная подоплека или причина произошедшего. Но если собственно апокалипсис это событие, которому есть еще живые свидетели или относительно недавние документальные записи (особенно в достаточно технологически развитом обществе) — то персонажи как минимум должны знать, что видели/знали эти самые свидетели. А дальше уже все будет сильно разниться по бэкграунду партии. Если они там в тайге жили и однажды радио «Маяк» замолкло на середине прогноза погоды а с неба посыпался пепел — и посланные в райцентр ребята исчезли без следов в густом тумане, висевшем несколько месяцев — это одно. Если они из убежища, куда планово эвакуировались при угрозе — это другое. В обоих случаях истинной причины можно не знать, но объем и характер информации об апокалипсисе разный.
avatar
Вчера шел и придумал такое. Раса паладинов-полуангелов на службе Великой Благой Церкви, обладающая кучей достоинств типа Proud Warrior Race:

Следуют религиозным кодексам чести, слушаются Патриарха, не боятся смерти, альтруистичны, не ведут себя, как быдло, способны проявить милосердие и готовы пожертвовать собой ради великой цели (одно или более из этих качеств могут оказаться неправдой, но в целом имиджу своему они соответствуют)…

Потому, что они — раса суперсолдат, которых такими и спроектировала группа ученых до Падения. Ну, и выглядят они почти как люди, а не как зелёные орки-супермутанты, что тоже плюс.
avatar
Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым?
Мы в таком жили, что уж там.
avatar
… да и живем :)
avatar
Вот что значит привык к динамике в страницах%
avatar
Мы в таком живём, если уж на то пошло)
avatar
Ну, мы зачастую живем в таком жанре как «повседневность», но не всех тащит в это играть)))
avatar
Это потому, что реалистичность — выше комфортного уровня.
avatar
Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым?
Есть где-то НРИ, про которую рассказывала evilcat , где весь мир — это сон. И там где много людей, он чуть более проработан. А там где их нет, мира нет. И когда они приходили в эти места, он появлялся такой, какой им он казалось он должен быть. Причём всем вместе. Иными словами такой, на что все люди согласились.
Если я правильно уловил концепцию. Не помню как игра называется. Но она очень старая.
avatar
Эта концепция была в серии игрушек Dreamfall и, заимствована ими из мифов Австралии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D1%81%D0%BD%D0%B0

Вики немногословна, но: предки людей песнями и мыслями соткали бытие из материи сна. А со временем, бытие закостенело и утратило пластичность. Се ля ви.
avatar
Таки мне кажется, ситуация с расплывчатым прошлым — нормальное явление. Как пример, просто из жизни. (только не воспримите как, предложение к холивару, боже упоси! Никаких споров о политике). Ситуация на Украине) Столько вариантов, а ведь никто толком ничего не знает. Случись сейчас ядерная война или еще, что-то в таком духе, большинство так и не буду знать что случилось… Так что ничего неестественного в том, что люди толком не знают ничего — я не вижу. Люди вообще склонны верить тому, что им рассказывают. А спустя годы? Да ради бога, по моему все логично.
avatar
Я даже знаю систему, в которой Апокалипсис произошел неизвестно от чего — Apocalypse World.
Все дело в том, что даже слова, объясняющие по какой причине случилась беда, могут перестать иметь смысл. Быть прочно забытыми.
И кроме того, если тебе нечего есть, тебе холодно, в руках у тебя только ржавая вилка, а в дверь ломится взбешенный мутант — тебе меньше всего будет интересно почему случилась беда. То же самое — если изо дня в день ты вынужден драться за каждый глоток воды и кусок пищи, когда в любой момент тебя могут убить, ограбить, изнасиловать. Тогда времени на праздные измышления не остается.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.