Сеттинг с "открытым кодом"
Готовя новый кампейн по Фаллаут, я столкнулся с ситуацией, что хочу вводить какие-то вещи, не вполне характерные для фаллаута. Более того, я хочу изменять вещи, для фаллаута вполне характерные.
Так эстетику 40-50-х годов, я хочу сменить на 80-е. Я хочу псиоников (да они были в оригинале, но их быстренько выпилили), хочу обилия киборгов и портативной электроники.
Вообщем проще и разумнее запилить свой сеттинг и на фаллаут вообще не ссылаться, дабы не ломать людям мозг.
Одним из аспектов данного пост-апок сеттинга, является то, что никто точно не знает, что произошло с миром. Точнее все знают, но у всех своя версия:
1. Глобальная война.
2. Экологическая катастрофа.
3. Вышедший из под контроля эксперимент (БАК сработал не так как задумали).
4. Контакт с инопланетянами.
5. Религиозный апокалипсис.
Все эти версии, какая лучше, какая хуже, вписываются в картину мира и под каждую, можно найти какие-то доказательства и подтверждения.
Делается это всё для того, чтобы:
1. При проведении ваншотов, вероятной, для данного конкретного модуля могла быть любая версия.
2. Дать возможность для эксплорешена и поиска правды о прошлом.
При предварительном обсуждении, некоторые люди высказались против такого варианта, по ряду причин:
1. Воспоминания о таком глобальном событии должны были остаться в памяти всех людей и передаться детям, пусть и в искаженном виде. Те люди наверняка знали причину, пусть и не знали подробностей.
2. «А какая разница?» была это война, экология, пришельцы или БАК (б-га не трогаем пока), разруха вот она.
3. «Попахивает фанфикшеном», в том смысле, что если мастер не может четко ответить на вопрос «что это было» и говорит что «люди сами не знают», у многих может создаться впечатление, что он просто не проработал историю.
Проанализировав часть пост-апоков (S.T.A.L.K.E.R., Fallout, METRO 2033, MadMax, Water World, Пикник на обочине), я пришел к выводу, что на вопрос «Что это было?» большинство отвечает достаточно отчетливо, за кадром остаются подробности того «Как это было?».
А теперь собственно вопрос. Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым? Либо на ваш взгляд, прошлое должно быть четко известно, но подробности его (или даже истинное положение дел), может скрывать туман?
Так эстетику 40-50-х годов, я хочу сменить на 80-е. Я хочу псиоников (да они были в оригинале, но их быстренько выпилили), хочу обилия киборгов и портативной электроники.
Вообщем проще и разумнее запилить свой сеттинг и на фаллаут вообще не ссылаться, дабы не ломать людям мозг.
Одним из аспектов данного пост-апок сеттинга, является то, что никто точно не знает, что произошло с миром. Точнее все знают, но у всех своя версия:
1. Глобальная война.
2. Экологическая катастрофа.
3. Вышедший из под контроля эксперимент (БАК сработал не так как задумали).
4. Контакт с инопланетянами.
5. Религиозный апокалипсис.
Все эти версии, какая лучше, какая хуже, вписываются в картину мира и под каждую, можно найти какие-то доказательства и подтверждения.
Делается это всё для того, чтобы:
1. При проведении ваншотов, вероятной, для данного конкретного модуля могла быть любая версия.
2. Дать возможность для эксплорешена и поиска правды о прошлом.
При предварительном обсуждении, некоторые люди высказались против такого варианта, по ряду причин:
1. Воспоминания о таком глобальном событии должны были остаться в памяти всех людей и передаться детям, пусть и в искаженном виде. Те люди наверняка знали причину, пусть и не знали подробностей.
2. «А какая разница?» была это война, экология, пришельцы или БАК (б-га не трогаем пока), разруха вот она.
3. «Попахивает фанфикшеном», в том смысле, что если мастер не может четко ответить на вопрос «что это было» и говорит что «люди сами не знают», у многих может создаться впечатление, что он просто не проработал историю.
Проанализировав часть пост-апоков (S.T.A.L.K.E.R., Fallout, METRO 2033, MadMax, Water World, Пикник на обочине), я пришел к выводу, что на вопрос «Что это было?» большинство отвечает достаточно отчетливо, за кадром остаются подробности того «Как это было?».
А теперь собственно вопрос. Вы сами допускаете существование сеттинга с туманным, неизвестным и противоречивым прошлым? Либо на ваш взгляд, прошлое должно быть четко известно, но подробности его (или даже истинное положение дел), может скрывать туман?
53 комментария
Ведь если это пришельцы, то надо дуть в обсерваторию, запустить радиотелескопы и наводить на «Mothership» оставшиеся ядерные ракеты.
А если это (неожиданно) Б-г, то надо срочно доставить книгу куда надо или найти «Копьё лонгиния», а все псионики (неожиданно) реально одержимы демонами, просто скрываются.
Но это повлияет на стиль и атмосферу сеттинга.
Соответственно да, подоплекой происходящего будет только один вариант.
В мире, где всё это экологическая катастрофа, псионики — это посланцы Земли, которые должны услышать её голос и донести до людей её позицию.
В мире войны — это последствия мутаций или экспериментов военных.
«Something like that… happened to me, you know? Sometimes I remember it one way, sometimes another; if I'm going to have a past, I prefer it to be multiple choice!»
—The Joker, The Killing Joke
и вообще, tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MultipleChoicePast
Вопрос как раз в том «всех устраивает?». Прежде чем герои поймут «в чем вообще дело», они будут плавать в болоте недостоверной информации, где все варианты более-менее одинаково абсурдны\реалистичны.
У меня есть сеттинг в голове (тоже постапок), где именно так всё и было. Я точно знаю, каким образом наступила разруха, но у меня пока нет в голове четкого ответа на вопрос, кто виноват. Хотя со временем, думаю, будет больше одной версии.
Самый мутный в этом плане сеттинг который я смог вспомнить — «Пикник на обочине».
Но там четко известно, что «это были пришельцы». Открытым остается только вопрос «Зачем они прилетали».
Когда ты через 100 лет после ядерной войны найдешь сумасшедший апокалиптический культ, ищущуий причитающийся им рай на земле, у тебя будут проблемы убедить их в чем-то ином.
Жизнь стала гораздо лучше, с тех пор как наука изобрела магию © Гомер Симпсон
С фентези чуть другая ситуация (как мне кажется). Даже если это псевдофентези, оно допускает магию и богов в картине мира. Люди живущие в средневековье, плохо представляют сегодняшнюю информированность. Люди могут валить на великого мага, богов и древнее зло, на то что «древние возгордились и решили спорить с богами».
Пусть даже потом окажется, что всеми магами, богами и злом, были сами люди и сами всё это сделали.
От сеттинга с киборгами и компьютерами, люди будут ждать архивов и достоверных свидетельств. А если сохранились компьютеры — должна была сохраниться надежная информация.
Собственно при обсуждении, всплыл как раз момент, что у людей, которые сохранили технические знания, 100% сохраняться достоверные, не противоречивые данные об истории до катастрофы, которые сразу будут сметать остальные «не верные» теории.
Представь себе базу данных, где вообще нет истории, потому что нужный сервак расплющило. Или кто-то сознательно саботировал его работу… Разные есть варианты.
В моем сеттинге технологические люди не сохранили знания о том, как мир выглядел на самом деле до падения и как рухнул. Вернее, сохранили, но люди играют не за них, а за тех, кому выдали уже измененную версию правды. Они начали развивать научный подход, но достоверные исторические источники им не доступны. А те, кому доступны… им выгоднее молчать.
При этом компьютеры, техника и даже данные о истории (примерно до конца 20 века) сохраняться, но будут бесполезны как источники исторических данных.
Много ли компьютер среднего человека расскажет о прошлом?
Книги, игры, музыка, порно. Обрывки новостей и история браузера.
Много-ли iPhone может рассказать об истории?
Но я согласен. Многое в новейшей истории — это и есть те самые сервера и интернет. То есть исчезнет не только предмет, но и продукт истории. Как будто бы последних 20-ти лет и не было вовсе.
В моем сеттинге примерно и это и случилось. Только в 4000~ году, где книги остались только на полках музеев, не говоря уже обо всем остальном. Медицина, навыки, знания, память, культура, столпы взаимопонимания, прошлые ошибки, способы распознавания речи и идентификации личности — всё исчезло. Что-то вроде ЭМИ-вспышки в глобальном масштабе. И один бункер с криокапсулами глубоко под землёй.
Следует различать сеттинг как описание шаблона мира в книге и сеттинг как игровой мир конкретной группы игроков.
Сеттинг-шаблон не должен давать всех ответов. Должен оставлять простор для фантазии мастера (однако можно строить предположения). Проблем с этим не будет, так как единственный путь для игроков узнать какие-то детали сеттинга — проверить их, что будет сделано уже в сеттинге-игре.
Для игры же необходимо настолько прописать прошлое и скрытые куски, насколько их коснутся игроки. Если в их распоряжении есть машина времени, глупо не прописать прошлое.
Другой момент, как уже писал, от высокотехнологичного мира (как тот же Фаллаут), ожидают точных и достоверных данных о прошлом.
Соответственно, первая встреча игрока с такими ребятами или с теми кто их встречал — обязана раскрыть ему истинную информацию о положении дел в мире.
Если была война — мы можем не знать кто запустил ракеты, но мы знаем что их запустили.
Если экология — мы знаем когда произошли изменения.
Если пришельцы — мы откуда-то знаем, что это были пришельцы.
И так далее.
1. К Дню П весь мир был охвачен холодной войной, которая уже давно угрожала превратиться в горячую. Возможно, именно это и произошло?
2. Незадолго до Дня П выполнилось последнее условие для Судного Дня. Папа Римский официально это подтвердил и призвал всех раскаяться в своих грехах.
3. На орбите Земли обнаружены НЛО. Что это? Инопланетные захватчики или спутники-шпионы? Ни одна страна не берет на себя ответственности, все подозревают всех — см.п.1.
Теперь смешаем всё это вместе, добавим фанатиков, желтую прессу и интернет-общение (которое временами та же желтая пресса, но в квадрате)… А потом собственно происходит П, значительная часть знаний и людей исчезает навсегда, массовая истерия, некоторым выжившим взрывы бомб кажутся очищающим пламенем, или наоборот, очищающее пламя кажется плазменными залпами с орбиты…
Та самая достоверная информация, которую будут получать игроки.
Собственно, у меня есть такой сеттинг. Я приведу его в пример, что бы была понятна моя позиция.
Тесла-био-панк.
Есть две страны в состоянии войны.
В одну ночь обе уничтожены. Большая часть континента тоже.
Что известно всем: «Страна 1 бомбила страну 2 странными бомбами», «страна 2 активировала тесла-оружие». Всё.
Причины почему никто толком ничего не знает.
1. За использование убер-оружия, в Стране 1, отвечали единицы (Кайзхер, отдающий приказ, министр войны (казнен в последствии), алмирал от авиации (сошел с ума), 8 пилотов бомбардировщиков (2 сошли с ума, 2 пропали бесследно, 3 служат в тайной службе, 1 в бегах)).
2. За использование убер-оржия Страны 2 отвечала лишь группа ученых, уничтоженная при активации оружия, вместе с городом.
ЧТД
Все знают о войне, но о причинах не знает никто — технологии засекречены или утрачены. Разумеется, появляются криптологические теории.
Вопрос «Что это было?» отпадает, остается вопрос «Как это произошло?» нормальный для большинства сеттингов.
Следуют религиозным кодексам чести, слушаются Патриарха, не боятся смерти, альтруистичны, не ведут себя, как быдло, способны проявить милосердие и готовы пожертвовать собой ради великой цели (одно или более из этих качеств могут оказаться неправдой, но в целом имиджу своему они соответствуют)…
Потому, что они — раса суперсолдат, которых такими и спроектировала группа ученых до Падения. Ну, и выглядят они почти как люди, а не как зелёные орки-супермутанты, что тоже плюс.
Если я правильно уловил концепцию. Не помню как игра называется. Но она очень старая.
Вики немногословна, но: предки людей песнями и мыслями соткали бытие из материи сна. А со временем, бытие закостенело и утратило пластичность. Се ля ви.
Все дело в том, что даже слова, объясняющие по какой причине случилась беда, могут перестать иметь смысл. Быть прочно забытыми.
И кроме того, если тебе нечего есть, тебе холодно, в руках у тебя только ржавая вилка, а в дверь ломится взбешенный мутант — тебе меньше всего будет интересно почему случилась беда. То же самое — если изо дня в день ты вынужден драться за каждый глоток воды и кусок пищи, когда в любой момент тебя могут убить, ограбить, изнасиловать. Тогда времени на праздные измышления не остается.