За что я люблю "Постапокалипсис"



Этот текст — не лекция, и не конспект, я просто постараюсь вам рассказать, за что я люблю «Постапокалипсис».
Вполне вероятно, что выйдет весьма сумбурно и абсолютно бессистемно, но в то же время серьезное и упорядоченное мнение вы можете почитать и в других обзорах.
Начну свой рассказ с того, что же вообще такое «Постапокалипсис», и введу традицию, просто давать ссылку и описание с ru.rpg.wikia.com:


Apocalypse World — инди-игра от Винсента Бейкера в антураже постапокалипсиса. Подобно Lady Blackbird, породила многочисленные хаки (любительские переделки). Была переведена на русский язык и издана студией SaF Gang Design[1] в 2014 году. Все базовые буклеты игры можно скачать бесплатно на сайте студии. Также постепенно переводятся различные дополнительные буклеты (как официальные, так и неофициальные).

Так почему же я люблю AW?

Во-первых, я часто вожу новичков, и правила «Постапокалипсиса» позволяют не только мне придумывать мир, но и моим игрокам.

Хорошо это, или плохо? Если мастер готовит весь мир, у него есть возможность его полностью проработать, до мелочей, до каждой половицы в доме кухарки-барона-которому дал землю король-который правит государством о котором игроки никогда не узнают-потому что оно перенесено в другое измерение колдуном-который родился в первый месяц весны.

Здесь есть два «но». Полная проработка — это конечно хорошо, не буду спорить, но познавать мир вместе с игроками — это прекрасно. Вдумайтесь еще раз в эти слова, ПОЗНАВАТЬ МИР ВМЕСТЕ С ИГРОКАМИ, как минимум, некая разрядка от обычной подготовки, как максимум, новый опыт, новый интерес, неожиданный взгляд на привычные вещи. Второе «но» менее очевидно. Для меня «Постапокалипсис» стал «Hello World» от мира классических ролевых игр к сторигеймам. Игрок учавствует в создании мира, у него есть способы влиять на весь мир вокруг, и с помощью вопросов, с помощью буклетов, с помощью меня, как мастера, игрок учится придумывать мир. После «Постапокалипсиса» «Теперь я не забуду», «Фиаско» играется намного проще (по крайней мере у тех групп, у которых были с этим проблемы).

Мир может получится любым, хотите «Безумного Макса»? Пожалуйста. Хотите «Ходячих мертвецов»? Пожалуйста. Хотите «Время приключений»? Да без проблем!..

И даже можно обойтись без мистики, хотя мировой вихрь и является обязательной частью мира. Однажды, я водил игру, где мировой вихрь был сетью спутников, которые до апокалипсиса окружали планету, а игрокам и тем кто может обращаться к вихрю, вживлены импланты, позволяющие соединяться с этими спутниками.

Во-вторых, простота механики и принцип «Опиши действие, а потом уже подбери ход».

Разберем по порядку, бросок у нас всегда 2д6 (два шестигранных кубика), по теории вероятности, чаще всего выпадает 7, что позволяет совершить действие, но получить при этом какие-то трудности, о трудностях я расскажу чуть позже. Механика «Сначала опиши действие, потом подбери ход» мне кажется прекрасной. Стоит сказать, что идея не нова и логична, но здесь она описана в правилах и поддерживается некой «размытостью» описания хода. В то же время, я считаю, что ролевые игры — это в первую очередь отыгрыш, а уже цифры второстепенны. Данное правило отлично вписывается в отыгрыш и позволяет, используя одинаковые ходы за разных персонажей, делать их по настоящему разные.
К примеру, Ангел (а так называют местного медика), может использовать таинственные силы души, что бы прикасаясь к больному излечить его раны, а другой Ангел, носит на руке специальную перчатку, с помощью которой делает инъекции раненым. Обе эти ситуации, это один и тот же ход «целебное касание», но описаный по разному игроками, исходя из того, кем является их персонаж и какой мир его окружает.

В-третьих, сложности.
Сложности окружают наших персонажей всегда. Сложности — это часть постапокалипсиса. Нехватка продуктов и медикаментов, неожиданная встреча в пустоши или волшебном лесу.

Поговорим об этом. Вместо сюжета у мастера фронты угроз. Естественно, в недружелюбном мире постапокалипсиса, над нашими героями нависают неприятности, и что бы их все отслеживать у мастера есть определенные «часы судного дня», каждый фронт — это счетчик, такой же как здоровье персонажей или врагов, чем ближе он к 12 часам, тем больше неприятностей вокруг, пополняется же он, при выполнении игроками определенных действий-триггеров. В игре, где нет четкого сюжета, подобные счетчики оказываются очень удобным инструментом, помогающим мастеру адекватно отыгрывать реакцию мира на действия игроков.
Рассмотрим теперь броски кубиков на проверки, по теории вероятности, чаще всего будет выпадать семь, а при любом ходе игрока 7-9 на кубе — это успех, но с последствиями. То есть, скорее всего, игра не будет легкой для игроков, любое их действие не является полным решением проблемы.
Свою мелочь в эту копилку осложнений подкидывают и боевые столкновения, в «Постапокалипсисе» НЕЛЬЗЯ ВЫЙТИ ИЗ БИТВЫ НЕ ПОЛУЧИВ УРОНА. Конечно, этот урон можно невилировать броней, или выбрав удачный вариант при "взятии силой" (ход, который используется в боевом столкновении), но при выборе даже этого хода, мы получим осложнение.

Общий вывод.

Я люблю постапокалипсис, за его систему к подходу познавания мира. Повторю еще раз, что познавать мир с игроками прекрасно.
Я люблю постапокалипсис, за его системы построения сюжета, и его ходов.
Я люблю постапокалипсис, за его буклеты.

В то же время, нет желания постоянно водить постапокалипсис, обсчитать бои, или построить интересный структурированный сюжет, при этих подходах, довольно сложно.

47 комментариев

avatar
Кстати, а есть (заранее) список систем для этого цикла статей? Что вы еще любите?:)
avatar
Конечно, все что мне приходиться водить, в каком-нибудь порядке, зависящем только от моего субъективного желания и частоты вождения среди моих игроков.
avatar
«А огласите весь спис'к, пжжлуйста!» © ПОка что-то удостоились любви и статей традиционно-холиварные экземпляры;).

По теме имхо, сам Апок не то что б вах какой. Многие PbtA-хаки (то есть порождения от этого объекта) гораздо сильнее.
avatar
Многие PbtA-хаки (то есть порождения от этого объекта) гораздо сильнее.
Например? (Не наезд, просто хочу сравнить со своими впечатлениями)
avatar
Например? (Не наезд, просто хочу сравнить со своими впечатлениями)

Urban Shadows, например
avatar
Ага, Тени прикольные.
avatar
Ну они хорошие, да. Но я бы не сказал, что они сильнее оригинала. Могли бы быть, но автор не вытянул, как мне кажется. По крайней мере, когда водил, было такое ощущение. Но уровень очень хороший, согласен.
avatar
На счет списка не знаю… Пока Сыщик в виде эзотеррористов\страха.

А на счет хаков, согласен с вами, некоторые выглядят намного круче.
avatar
По теме имхо, сам Апок не то что б вах какой. Многие PbtA-хаки (то есть порождения от этого объекта) гораздо сильнее.
Имхо, ерунда. Мало кому удалось добиться такой стилистической и игромеханической целостности, как Бэйкеру.
avatar
Значит, мне просто не нравится стиль тапкопокалипса%)
avatar
такопокалипсиса!
avatar
ИГРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
avatar
Exactly so.)
avatar
А еще какие?
avatar
А какие популярные системы у нас не холиварные?
avatar
Fate? :D
avatar
Да вот буквально недавно где-то поднималась тема «Как вообще можно в это играть, это же нечто абсолютно непонятное?!». Подозреваю, что когда официальный перевод Fate Core выйдет, таких обсуждений будет ещё больше, и они подарят нам новые мемы, достойные встать в одном ряду с «шаблоном поворота» и «внезапными медведями».
avatar
Какие нибудь свои «медведи»? А вообще, полюбому, будут новые витки религиозных войн)
avatar
Да вообще нафига эта фейтпойнтоэкономика когда есть %любимаясистемакомментирующего%.
avatar
Это на холивар не тянет.
avatar
Это он пока еще маленький )
avatar
По ДнД холиваров я не помню, либо не застал.
avatar
ДнД? Разжигайте печь! :D
avatar
Ну, порой еще вспыхивают попытки доказать что в 3.5 можно/нельзя играть что-то кроме боевки не в режиме словески.
avatar
Допустимо ли LG паладину убивать детей CE существ?
avatar
О даа… Паладиныы… Да и вообще мировоззрение из днд — это вечна тема для споров, наверное)
avatar
О-о-о-о-о, ты не застал этих споров AD&D vs. D&D, D&D 3 vs. D&D 3.5 («Выжимают из нас бабло просто», — говорили пираты нулевых), D&D 3.5 vs. 4. :D
avatar
А можно все же описать преимущества системы, а не определенного подхода к вождению?
avatar
Можно, наверное, но я для этого делаю первый абзац в каждой из статей.
avatar
То есть у нас есть статья «За что я люблю систему Х», в которой первой абзац — про преимущества системы Х, а остальные абзацы — про стиль вождения? Тогда, имхо, нужно статьи переименовать.
avatar
Ну в общем-то, стиль вождения тоже навеян тем, что есть в системе. Но в общем то, меня ничего не беспокоит пока что)
avatar
Главное не втягивайтесь с в *В срач )
avatar
Срач должен приносить удовольствие обеим сторонам )
avatar
невилировать броней
You hurt me so deep.
avatar
Так, ну «Савага против Гурпса» уже обсудили, настало время для традиционного «АВ против всех».
avatar
Кстати, интересно, неужели это первый с момента выхода «Дневника» холивар на тему «Савага против Гурпса»? Это кажется удивительным.
avatar
Не, еще был у самурая Мазинова Вот. С вбросом от автора
avatar
Точно, было дело. Но с таким неприкрытым набросом в качестве отправной точки не слишком интересно, да.
avatar
Я помню что-то такое во вконтактике мельком видел. Вообще фраза «ДА это как гурпс, только легче» звучит не в первый раз и по идее должна ГУРПСовикам глаз резать…
avatar
Смотря как фразу построить) Когда я прочел Дневник, моя первая реакция была «Как Гурпс, только кастрированный» :)
avatar
Как я понимаю, держать дома кастрированного кота куда как проще. Так что, даже эту фразу можно воспринять как комплимент для ДА))
Сам я точно не знаю, у меня были только кошки :D
avatar
Ну, нам система нужна для плодотворного союза с ней и — в результате — хороших игр. Поэтому кастрат нам не очень поможет…
avatar
Почему удобство должно мешать союзу? Нам же не трахаться с ней, а дружить и проводить с ней хорошо время.
Систем с которыми можно долго и упорно заниматься любовью много. Но не всем это нужно :D
avatar
Ну почему сразу «трахаться». Можно заниматься любовью.
avatar
Можно, но не всем это нужно, как я уже говорил. Я, к примеру, не вижу для себя ни одной причины, почему мне стоит отказываться от ДА, в сторону ГУРПСА, например. ДА проще и меня это более чем устраивает. Зачастую, мне даже проще взять какой-нибудь хак *В, вместо ДА, потому что он еще проще) Но подходит, лично для меня, далеко не для всего. Я не из тех людей, которые считают, что «игра в игре — бой» это плохо)) Скорее наоборот… Тем более я не вижу смысла натягивать сову ДнД на свои глобусы… Да и не фанат я д20… Я, при этом, не говорю что это плохо, просто мне не интересно.
avatar
вот поэтому я и говорю, что ролевое сообщество в цепях своих излишне цветастых аналогий :D
avatar
Я думал он постоянно появляется, но понемногу, и думал, что может появитсья подобное, но не настолько.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.