Как мы с дочкой играли в РПГ


Бабушка Криста – один из ключевых НПС

Я регулярно задумывался над тем, не пора ли попробовать сыграть со своей трехлетней дочкой в ролевку — время, когда от нее надо было спасать настольные игры, давно прошло. Вдохновленный недавно прочитанными постами (этим и вот этим, если быть точным), решил – пора.

Дальше – рассказ о том, что из этого вышло. Осторожно, людям с детофобией под кат не ходить!

Для начала надо было определиться, во что и как мы, собственно, будем играть.

Постановка задачи

Как я примерно рассуждал.

Дано: ребенок, девочка, 3 года (в общем, уже почти 4), вес около 20 кг, рост метр с небольшим. Умеет считать до десяти, не очень — рисовать и складывать/вычитать, а писать/читать – только отдельно выбранные буквы.

Что такое ролевые игры, в целом представляет (на уровне «к маме с папой приходят дяди и тети, они кидают кубики, играют с фигурками, что-то пишут и рассказывают про «как будто», а я мультики смотрю»). Во все мои настольные игры переиграла (по упрощенным правилам, ессно), из D&D тайлов чего только не строила, даже миньки вархаммерские красила.

В общем, теоретическая подготовка хорошая, а вот со скиллами – пока не очень.

Нужно: провести тестовую ролевую игру, чтобы посмотреть, как ребенок вообще к этому делу относится :) Но не абы какую. Игра должна быть:

1. …интересная – иначе дитё просто откажется в нее играть.
2. …простая – никакой чудо-механики и челленджей.
3. …позитивная – без сражений, крови и ужасов.
4. …наглядная – с раздаточным материалом каким-нибудь.
4. …педагогически верная – ну, там, учить всякому правильному, полезному и вообще воспитывать. Хотя бы чуть-чуть.

Ну что ж, все понятно. Дело это простое, дочка в ролевки не играла, все будет ново и потому интересно. Дайте мне десять минут – и начинаем!

Поиск решения

А вот хрен.

Мой разум, как оказалось, напрочь забит штампами взрослых ролевок. Все размышления о сеттинге и сюжете приводили к «деревне, которую терроризируют гоблины» и ее коллегам, а это противоречит п.3 ТЗ. Плюс к этому потенциальный игрок, когда я с ней обсуждал грядущие перспективы, сообщила мне, что в нашей игре «не будет никого злого и страшного», что сразу вычеркнуло возможность использования традиционного антагониста.

В итоге я так и этак прикладывался мыслью к этой задаче целую неделю. Почти сразу решил, что это будет «почти фэнтези» (скорее – сказка, понятие ребенку знакомое), а РС – «маленькой волшебницей» (много потенциально интересных сюжетных поворотов, ну и вообще круто – колдовать). А дальше – тупик. Пришлось признать свое поражение и отправиться искать «готовый модуль».

В общем, выручили детские мультики и книжки.

Решение

В качестве прототипов будущего сеттинга были выбраны похожие друг на друга вселенные Винни-Пуха и Смешариков. Для тех, кто не в курсе, особенности этих двух миров следующие: заранее прописанный набор ярких персонажей, ограниченная локация, полное отсутствие насилия. Сначала подумывал просто сделать рескин, но потом испугался, что сам собьюсь и буду ребенку долго объяснять, почему у меня, скажем, волшебник Имярек говорит как Бараш. Так что решил сотворить все сам.

И так был рожден мир Волшебного Леса, та-да-дам! Ключевые фишки сеттинга:

— Лес – действительно волшебный! Тут и звери могут разговаривать, и комод уйти по своим делам, и печеньки бегают. Вообще, конечно, ужас же, но ребенку должно понравиться :)
— В лесу живет несколько ключевых персонажей, с которыми будет взаимодействовать РС. У каждого из них есть: а) запоминающаяся внешность, б) характерная манера поведения в) функциональная роль и г) занятная фишка. Возьмем, к примеру, ту же Бабушку Кристу – а) ходит в «шапке волшебника», б) рассеянная, в) делает еду и г) «волшебным половником» придает пище рандомные свойства.
— Негодяев в мире нет. Есть как максимум одна вредина (типа Старухи Шапокляк) и хулиган, на примере которого будем показывать ребенку, как не надо поступать (помним про педагогический эффект игры).
— Контент сессий в основном будет строиться на помощи окружающим.

РС. Героиня игры – действительно волшебница. У нее будет ограниченный набор доступных простых заклинаний, волшебная палочка для их каста, спутник-фамильяр (умеет говорить и делать подсказки в трудную минуту), а также свой домик.

Теперь немного о геймплее.

Прежде всего, в игре используются карточки (лист А4/8), на которых мы рисуем все – доступные заклинания, неписей, инвентарь и т.д. Чем больше визуализации, тем проще и понятнее юному игроку.

Во-вторых, у нас будет простая механика проверок, построенная на d6: успех любого теста на 3+. Заклинания работают без чека.

Уложив все это в голове, одним субботним утром я предложил дочке попробовать сыграть.

Плейтест

Первая реакция была очень положительная – дети (по крайней мере, мой ребенок точно) с большим энтузиазмом относятся к разным новым затеям. Концепцию «ролевой игры» в смысле «рассказываем, что как будто происходит» восприняла без проблем, идее рисования всего на карточках обрадовалась, придирчиво выбирала «правильный» d6 из всех, валяющихся в коробке.

После рассказа об основах перешли к непосредственно созданию персонажа. С концепцией «маленькой колдуньи» дочка согласилась, а когда я принялся рисовать карточки с заклинаниями, и вовсе пришла в восторг. Заклинания придумывали вместе – я предлагал, она соглашалась или корректировала. В итоге родилось три спелла – «зажечь огонь», «заморозить воду» и «сотворить 8 овсяных печенек». Нарисовал волшебную палочку с традиционной звездочкой на конце, дочка попросила пририсовать еще месяц) В качестве фамильяра сразу выбрала мышь.

Прилично времени потратили на рисование карточки с домиком – решали, сколько этажей, есть ли сад и что в нем растет (волшебное дерево с разными фруктами, овощами и даже ботинками, последнее — чисто игроцкий вброс :)

В общем, создание героя прошло с максимальным по возможности привлечением игрока. После такой генережки у ребенка глаза горели, и играть ей хотелось чрезвычайно (такой бы энтузиазм всегда моим игрокам, ох-хо-хо).

Погнали. Первый сюжет – довольно банальный. Героиня обнаруживает, что местная речка заколдована негативным заклинанием, и идет к местному архимагу за советом, как ее расколдовать. Архимаг готов сварить зелье-каунтерспелл, но ему нужны компоненты, которые РС и добывает.

Игровой процесс пошел «на отлично». Дочка сразу же приняла систему «заявка игрока – рассказ мастера» и сходу начала взаимодействовать с миром, проверяя работу своих заклинаний – накормила мышь печеньем, а потом пошла и бодро заморозила близлежащий пруд.

Однако заниматься своими делами без контента ребенку быстро наскучило, и мы пошли по сюжету. Тут все тоже получилось хорошо – никаких отклонений в сторону, четкая мотивация выполнить задачу. Зелье готово, речка расколдована, ура!

В общем, игроку все понравилось, и после полутора часов игры она с трудом согласилась прекратить.

Особенности

Тем не менее, вождение ребенка (по крайней мере, одного конкретного) местами очень отличается от вождения взрослого. Вот какие нюансы возникли у нас.

— ребенок четко управляет игрой, сам беря на себя те самые «нарративные права». «Я хочу опять ловить убежавшие печеньки», например – вот и готово содержание сессии. А карточка одного из НПС, который дочке почему-то не понравился, была на этапе подготовки ею спрятана: «не хочу с ним играть» :)

— Ей реально нравятся все эти бумажки с картинками. Она их перед собой аккуратно раскладывает и очень радуется новым – неважно, это карточки РС (новые спеллы, снаряжение или обстановка дома) или мастера (НПС, их предметы или еще что). Поэтому я стараюсь рисовать их как можно чаще.

— Периодически дочка дает заявку, совмещенную с реализацией – «я иду на полянку, нахожу цветы, собираю их и несу обратно, из них волшебник варит зелье». Чаще всего я просто соглашаюсь – пусть как сказала, так и будет. Если же мне почему-то хочется вмешаться (например, предполагалось использование спелла), то я говорю что-то вроде «погоди, ты приходишь на поляну, а цветов там нет». Игрок воспринимает такой поворот без проблем. Кстати, по моему опыту вождения взрослых людей, впервые видящих РПГ, они часто тоже поначалу склонны иногда выдавать заявку подобным образом.

— Дитё отлично все помнит, даже самые незначительные детали. Приходится быть очень внимательным.

— Кидание кубика – сам по себе интересный процесс, имеющий мало значения для разрешения заявки :) Когда выпадает 1 или 2, дочка спрашивает «можно бросить еще?», и мы обычно кидаем до появления положительного результата. Возможно, позже я начну ее потихоньку обламывать – приучать к мысли, что случаются в жизни огорчения, но пока рановато – см. следующий пункт.

— Ребенок воспринимает происходящее очень серьезно и близко к сердцу. Никакого внутреннего понимания, что это «только игра», у нее нет – степень погружения в мир фантастическая. Пару раз я чуть было не довел дочку до слез – на мой взгляд, совершенно на ровном месте. В общем, тут надо быть очень осторожным. Поэтому пока – никаких серьезных челленджей, у нас все-все получается, а окружающий мир исключительно дружелюбен. Время для превозмогания еще не пришло.

Перспективы

Мы играем в Волшебный Лес уже две недели с большим энтузиазмом обеих сторон. Смею надеяться, еще долго будем этим заниматься – постепенно делая игру все более сложной и интересной.

В порыве энтузиазма посмотрел несколько систем для детских РПГ – Hero Kids, RPG Kids и Little Wizards. Интересно, здорово, но пока чуток рановато. Первые две, правда, уже худо-бедно можно использовать, упростив правила – это ДнД-лайт, по сути, может и попробуем.

Заключение

В общем, опыт я считаю удачным, и если ребенок не передумает, будем продолжать движение в этом направлении.

И напоследок – воззвание.

Дорогие мамы и папы! Если ролевые игры вам не чужды, я советую вам попробовать привлечь к ним ваших детей. Во-первых, это, наверное, здорово развивает – стимулирует фантазию, воображение, ставит ребенка в новые ситуации, помогает ему расширить свой кругозор и восприятие мира. А во-вторых, это просто интересно – по мне, так куда веселее, чем в сотый раз собирать одинаковый Лего-зоопарк :) Надеюсь, мой опыт кого-нибудь вдохновит и кому-то поможет. Как видите, три с половиной года – уже вполне себе возраст.

P.S. Если этот пост вызовет интерес у общественности, то попозже могу выложить подробное описание сеттинга с персонажами и идеями для приключений.

28 комментариев

avatar
А можно поставить +100? Нет? Жалко.

Огромное спасибо, очень занимательно и подкинуло мне пару идей для собственной реализации. Но у меня пацан в возрасте 4+ лет, поэтому вместо картинок у нас всевозможные игрушки (супергерои, человечки из Lego Duplo и миньки из Descent: Journey to the Dark). Я пока не использую механику разрешения конфликтов — тут своя специфика, хотя Макс уже худо-бедно считает — а использую более нарративный подход, построенный на оценке полезности заявки игрока.

Ну и игры у нас «пожесче»: самое безобидное — это спасти маленького мальчика, который живет в домике на горе, когда эта гора вот-вот разрушится. Часто у нас есть злодей — огромный красный робот, которого надо победить, в том числе и «кулаками».

Но в целом я бы не назвал это полноценной РПГ — скорее, это обычная игра в игрушки, но с привлечением некоего сюжета. Но твоя статья подтолкнула меня к решению попробовать поиграть с карточками и, возможно, с кубиками. Огромное спасибо.
avatar
Пажалста! Уже не зря написал :)

Кстати, по поводу картинок: дочка, когда в настроении, с большим удовольствием помогает их рисовать. Совместное миростроение практически получается.
avatar
Я тоже попробую картинки, потому что рисовать мы тоже любим.
avatar
Мысль возникла. А Hero kids попробовать не хочешь? Вам-то вполне по возрасту должно быть.
avatar
Собираюсь в скором времени. Он у меня пока учится с кубиками работать. Буквы-то знает, а вот с числами не очень.
avatar
Помимо того, что это просто здорово, имхо у подобной игры огромный потенциал в обучении математике :)
Кстати, в этом отношении можно было бы при броске кубика добирать недостающее значение расходными ресурсами, теми же печеньками, например.
Вычисления простые, а благодаря рандому повторяются достаточно часто, чтобы не пугать разнообразием, и достаточно редко, чтобы просто запомнить. Позже можно ввести вариативность сложности вызова, чтобы увеличить количество вариантов «задачек».
avatar
Отличная идея, спасибо! На следующей сессии опробуем.
avatar
при броске кубика добирать недостающее значение расходными ресурсами, теми же печеньками

Не тормознул, «сникерснул» — и всё получилось :)

Сходная мысль пришла в голову, пока читал пост: вообще заменить бросок тратой восполняемого ресурса. Но Ваша идея лучше :)
avatar
«зажечь огонь», «заморозить воду» и «сотворить 8 овсяных печенек»


Это прекрасно.
avatar
Я со своей пятилеткой тоже играл: погружение такой силы, что даже страшно. Отдельный челлендж — придумывать сюжеты.

Системы у нас не было, заклинания-расходники просто работали и были невосполнимы до конца приключения. Никаких карточек, вся игра — сплошная тренировка памяти и коммуникации (бегать к маме за подсказками и обрисовывать ей непростые ситуации).
avatar
Отдельный челлендж — придумывать сюжеты.
Вот-вот) Но мне чем дальше, тем легче — надо было просто мозг переключить.
avatar
Возможно, позже я начну ее потихоньку обламывать – приучать к мысли, что случаются в жизни огорчения, но пока рановато – см. следующий пункт.
Может, что-то типа фейт-пойнтов? Пока у игрока есть клевер-четырехлистник, заячья-лапка и еще какое-то количество неодинаковых предметов, приносящих удачу — он может тратить их на переброс броска. Амулеты существуют в единственном экземпляре и расходуются потому, что удача нужна и другим жителям Леса — зайцу, который потерял свою лапу, комод, намокший в реке и так далее. Можно инкорпорировать в квесты и в педагогическую часть.

Другой вариант. У нас ведь уже столько копий извели на счет то, что броски не кидаются просто так и результат между кинулось и не кинулось отличает что-то интересное произойдёт и что-то другое интересное произойдёт. Раз уж у тебя всё равно фифти-фифти почему бы не презентовать другую схему броска, без получилось/не получилось. Это может быть «получилось по моему/получилось по другому» или «не получилось открыть дверь, но нашли окно» или «успех через расходование чего-то/успех через приобретение чего-то». Причем, можно в той или иной мере сохранить элемент «поражения», главное сделать его несущественным и донести мысль, что поражение в одном месте — это новая возможность и обеспечить игрока этими возможностями.
avatar
Спс за идею, возможно, через полгодика попробую — пока рановато. Игрок просто не поймет :)
avatar
Мне, наоборот, кажется, чем раньше — тем лучше. Вопрос, только, как.
avatar
Я об этом же — пока донести будет сложновато.
avatar
Можно ввести мастерского героя-компаньона, который будет отыгрывать неудачные броски (т.е. игрок бросает за всю партию, а не за себя).

И предлагать дочке помогать этому чару, подсказывая решения.

Примеривать на себя неудачи действительно рановато, зато можно развивать умение решать проблемы и искать выход, помогая другому.

Ещё способ: в случае неудачного броска помогать игроку за счет ранее совершенных добрых поступков (как в сказке про царевну-лягушку звери, которых пожалел царевич, помогли ему добыть иглу), акцентируя на этом внимания (ну и подсовывая подходящие встречи\ситуации).
avatar
Тоже в копилку! Спс!
avatar
Больше таких постов на главной, пожалуйста. Полезных и про ролевые игры. :3
+1 не достаточно.
avatar
Спасибо за отличный пост!
Моей дочурке почти 4 и я думаю попробовать поводить её в ближайшее время :)
avatar
Удачи!
avatar
Суперпапа!
Прочла — аж вдохновилась :) взяла в копилку пару идей, что уж.
Про воспитательный момент — очень правильно делаете. Еще можно учебный встроить. Те же числа, буквы. Через мини-игры, а-ля «взломай код к пещере», «прочти волшебное слово», ну и сложение-вычитание печенек, или второй кубик ввести)
Я не за то, чтоб игру превращать в сплошное обучалово, нет!!! Но вот понемногу, по чуть-чуть. Все-равно совсем без этого никак не получится.
И даже самой захотелось более мелких детей поводить, лет 4-5. Но таких в ближайшем окружении нет :(
avatar
И даже самой захотелось более мелких детей поводить, лет 4-5. Но таких в ближайшем окружении нет :(

Мне придётся эти 4-5 лет ждать, чтобы племянник подрос. Буду на нём тренироваться, пока свой игрок не появится. х)
avatar
у меня есть племянник, но мы в разных странах живем, эх!
Буду на нём тренироваться, пока свой игрок не появится. х)
— Папа, а зачем вы с мамой меня родили?
— Нам игрока в партию не хвататло!
^_________^
avatar
xD

И вот картина — собираются бородатые дядьки со своими жёнушками…
— Господа, нам танка не хватает.
— Спокойно, у меня всё схвачено! Мелкий! Беги сюда с чарником!
— Ну п-а-а-а-а-ап, я не хочу с дядей Артёмом играть! Его дварф пукает и пахнет пивом!
— Не спорь с отцом!
avatar
Вот еще одна хорошая идея в копилку, спасибо!
avatar
Описанное — просто великолепно! Отличный пост, отличная игра, вот с кого можно брать пример в будущем )
avatar
Я уже представил, как безобидная игра, подобно вирусу разлетается сначала по детскому саду, где девочка впервые пробует себя в роли ДМа. Потом в начальных классах школы, всё это потихоньку эволюционирует, становится глубже, шире. Потом мальчики, которые всё стесняются пригласить погулять, подсаживаются и тоже включаются в игру. Но они же мальчики, поэтому втихаря делают свою игру, про роботов, ниндзей, мутантов и супергероев… И через лет 20 — все играют в настольные ролевые игры! Ха-ха-ха-ха! *смех злобного гения* Гениально!

На самом деле — я очень жалею, что рос не в таких условиях. И, благодаря УЖЕ ведущим отцам\учителям, знаю с чего надо будет начинать. Спасибо!
avatar
… и в этот момент я поняла, что действительно делаю что-то важное и нужное :) спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.