[перевод] Раздел 0. Прежде, чем вы начнёте использовать GURPS.

Это перевод «нулевого» раздела неофициального ЧАВО (FAQ) по GURPS на официальных форумах GURPS. forums.sjgames.com/showpost.php?p=789303&postcount=1
Перевод мой.


Этот текст предназначен, чтобы прояснить некоторые недопонимания, а также помочь новичкам понять, что их ждёт, и как систему использовать. Это, наверное, единственная часть FAQ, предназначенная для людей, которые не читали даже GURPS Lite (хотя тем, кто прочитал две книги базового набора и думают, что с ними теперь делать тоже найдут для себя что-то полезное).

GURPS — набор инструментов.
Ака «после сборки доработать напильником».

GURPS не предназначен для того, чтобы его использовали как есть прямо из коробки, если вы не используете специальные оптимизированные сборки, такие как Action, Dungeon Fantasy (Подземельное Фентези), Monster Hunters или некоторые из книг жанров и сеттингов. Ожидается, что вы воспользуетесь теми инструментами, что вам нужно, и не будете трогать те, что не нужны. Например, выбирая, какие киношные правила использовать (или не использовать их вовсе), можно сделать очень разные типы кампаний — от реалистичных до глупых; аналогично, использование опциональных подробных правил по кровотечениям (или ещё более опциональных правил по кровотечениям и увечьям из Martial Arts (Боевых Искусств) ) создаст от игры очень суровое впечатление. То же относится к Преимуществам, Навыкам, Снаряжению и так далее — вам не нужны сверхъестественные Преимущества в исторический точной игре про Вторую Мировую; точно также, вам не потребуются навыки Пилотирования и Вождения в генерик фентези мире.

GURPS гибкая
Будучи системой с покупкой на очки персонажа, которая не разделяет типы черт (т.е. Очки Персонажа — универсальная «валюта» на которую можно «купить» любые черты — атрибуты, навыки, преимущества и так далее), GURPS очень гибкая. В GURPS можно делать практически любого персонажа, какого можно вообразить. Но имейте в виду. что многих персонажей в художественных произведениях часто изображают непоследовательно, и чтобы перевести из в GURPS, придётся эти противоречия разрешить (насколько силён Халк? Чего можно достичь Вулканским Слиянием Разумов, а чего — нельзя?).
Также не забывайте, что вас ограничивает бюджет очков персонажа, который вам дал мастер, и список допустимых черт. («Нет, тебе всё равно нельзя играть древним вампиром в моей сурово реалистичной игре про вторую мировую!» — вполне уместная, хоть и немного смешная, цитата.)

GURPS Модульная
Да, теоретически можно вести любую кампанию только Базовым Набором (некоторые ухитряются вести сложные игры только с GURPS Lite, но это, мне кажется, слишком тяжёлый труд). Однако многие дополнения можно «подключить», чтобы улучшить впечатления, а также сделать вождение (и часто игру) легче. Их можно приблизительно разделить на: жанровые книги (как водить данный жанр), кранчевые книги (книги, полные новых правил на определённую тему), технические дополнения (ака оружейные дополнения, которые описывают технологию данной области или исторического периода), сеттинги и готовые к игре сборки (сочетание жанра, техники и правил).
Примечательные примеры:
Био-тех помогает тем, кто хочет детальной медицины и других биотехнологий, особенно в научной фантастике.
Ультра-тех — книга снаряжения и правил, касающаяся в основном снаряжения, которое бывает в научно-фантастических сеттингах. Не забывайте о принципе набора инструментов — будучи ведущим, выберите, какое снаряжение бывает, а какое — нет в вашем сеттинге/мире.
Космос и Фентези — жанровые книги, помогающие сеттингостроению — в них подсказки (и немного правил) для ведущих, которые хотят создать фентезийные и научно-фантастические миры.
Силы и Боевые Искусства — книги правил для ведущих, которые хотят подробные сверхъественыенные силы (в широком смысле) и подробный бой. Эти книги рассчитаны на то, что их будут читать и ведущие и игроки.
Подземельное Фентези, Action И Охотники на Монстров — особые продукты, предназначенные для вождения (и игры) в очень конкретных стилях — олдскульного фентези, голливудских боевиков и охоты на монстров.

То, что оно есть в официальной книге — ещё не значит, что вам можно его взять!
Игроки: не ожидайте, что вам позволят всё, что вы хотите, особенно если оно неуместно.
Ведущие: позволяйте только то, что подходит к стилю, жанру и сеттингу вашей игры.

Не переносите персонажей только потому, что можете. Подумайте о последствиях.
Даже не думайте взять 250-очкового реалистичного/сурового спецназовца из «морских котиков», и вставить её в кампанию, рассчитанную на 100-очковых киношных/глупых Славных Товарищей Робин Гуда. Огромная гибкость GURPS достаётся ценой необходимости указывать, какие черты должны быть у персонажа, чтобы он мог участвовать в игре.
На это есть две причины:
более простая — разница между персонажами с высоким и низким уровнем силы (которая, скорее всего, и так известна большинству ролевиков).
Более сложная — диссонанс жанра/стиля/сеттинга: персонаж может быть очень не к месту из-за разницы в способностях, проблемах или подходах к жизни. Ясновидящий может «сломать» многие игры про супершпионов, а жестокий солдат — «сломает» социальную игру про политику в старшей школе. Конечно, иногда смешать что-то бывает весело — если всё сделать правильно. Но часто (особенно если это сделать неосторожно) — это просто испортит всем веселье.
(Но учтите, что в вопросе правил переносимость довольно высока, главное чтобы ведущий знал о тонкостях разницы между двумя кампаниями — так, женский пол серьёзный недостаток (Социальное Клеймо [-10]) в некоторых феодальных сеттингах, но не проблема на современном западе, и так далее. Просто знайте, что делаете.)

GURPS выносит вычисления наперёд.
Генерация в GURPS (процесс создания персонажа) может напугать, но этот «вынос наперёд» делается для того, чтобы ускорить игру после процесса генерации. Например, Базовая Грузоподьёмность — вычисляемая как (СЛ²)×0.2 — число, используемое для многих вещей — для поднимания и переноса тяжестей (включая грузоподьёмность транспортных средств), копания ям, и даже создания электрического тока (для манипулирующих электричеством сверхлюдей).

Суммы очков персонажей не обязательно показатель силы в бою...
25-очковый суровый солдат наверное убьёт 150-очкового специализированного библиотекаря. Поскольку в GURPS нет прямой связи между значением в очках персонажей и крутизной в бою (хотя число очков в целом задаёт верхний предел этого значения), это вполне предсказуемо. Вместо того, чтобы судить о числе очков, лучше сравнивайте уровни навыка, наносимые повреждения, броню и так далее.
И это касается не только боя — концепция относится и к другим областям деятельности.

… и поэтому, НИП (NPC) стоимость в очках персонажа не обязательна.

Поскольку часто НИПы показывают только свои важные стороны (важные для сюжета/игроков), их настоящая стоимость в очках может быть совершенно не важна для игры. Также, что касается балансирования боёв: поскольку ведущему нужно научиться оценивать бой только по боевым параметрам (см выше), сколько очков стоят боевые способности НИПов можно вовсе игнорировать, пока они сбалансированы для того, что должны делать (помните, не все НИПы созданы равными; кого-то можно победить, а кого-то лучше обойти десятой дорогой).

Требуется присмотр ведущего.
АКА GURPS — это вам не варгейм!

В отличие от её дедушки (системы, названной «Man to Man», если кто интересуется историей), четвёртая редакция GURPS не рассчитана на то, чтобы быть варгеймом. Вы, конечно, можете взять движок GURPS и пересобрать его в движок для варгейма, наподобие «Man to Man», определив, какие опциональные правила используются, какие нет, задав строгие ограничения на генерацию, и так далее. Однако, на момент написания этого FAQ, ни одного официальное дополнение не сделает этого за вас.
Как следствие, ожидается, что ведущий будет рассматривать всех персонажей перед игрой, чтобы проверить, что там нет нежелательных элементов, которые испортят атмосферу/сеттинг/баланс/и так далее. То же относится к трате заработанных очков персонажа.

15 комментариев

avatar
У меня чувство, что писал сам кэп. Но, конечно же, это потому что я на гурпсе сижу давно.
avatar
Что интересно, более яростных спорщиков со многими утерждениями в посте, чем плотно сидящие на гурпс фанаты, я не встречал :)
avatar
Что интересно, более яростных спорщиков со многими утерждениями в посте, чем плотно сидящие на гурпс фанаты, я не встречал :)
Можно со ссылками?
Мне очень интересно увидеть, как фанат GURPS утверждает, что очки персонажа — хорошая мера боевой эффективности, или что в каждой игре по GURPS используются все возможные правила.
avatar
Читал яростные возражения этим утверждениями:

GURPS не предназначен для того, чтобы его использовали как есть прямо из коробки


Да, теоретически можно вести любую кампанию только Базовым Набором (некоторые ухитряются вести сложные игры только с GURPS Lite, но это, мне кажется, слишком тяжёлый труд).

А также с рассыпаным по всему тексту умолчанием, что в GURPS ведущему нужно тщательно и много готовиться.
avatar
«правильный ГУРПС»?
avatar
«правильный ГУРПС»?
:D
avatar
А также с рассыпаным по всему тексту умолчанием, что в GURPS ведущему нужно тщательно и много готовиться.
Насколько много и тщательно — это бывает по-разному, но совсем не готовиться в GURPS — это тяжело.

@использование прямо из коробки
По моему опыту, мастера хронически запрещают мне использовать правило Bulletproof Nudity. Так что игры, которая работала бы прямо из коробки, я ещё не видел.
avatar
Насколько много и тщательно — это бывает по-разному, но совсем не готовиться в GURPS — это тяжело.
Вот несколько советов в этом направлении:
imaginaria.ru/GURPS/opcionalnye-pravila-gurps-i-s-chem-ih-edyat-chast-tretya-bystraya-podgotovka.html
Отмечу что, чтобы использовать их для импровизации на ходу, а не подготовки за приемлемое время, может потребоваться некоторый уровень system mastery.
avatar
Да, теоретически можно вести любую кампанию только Базовым Набором (некоторые ухитряются вести сложные игры только с GURPS Lite, но это, мне кажется, слишком тяжёлый труд).
Я также никогда не видел кампании, которая бы велась только с Базовым Набором.
Это как есть только кашу. По всем признакам — это _можно_ сделать, но с парой-тройкой тематических дополнений это будет вкуснее.
avatar
Ой, ладно, спорщики тоже мне. Не договорятся об определениях и начинается…
avatar
У меня чувство, что писал сам кэп.
И тем не менее, недавно наблюдал спор о том, кто модульнее — GURPS или *W. Этот спор произвёл на меня впечатление бессмысленного и беспощадного.
avatar
Кстати, а расскажите про «Man to Man» что ли? Если он, конечно, таки связан с НРИ…
avatar
Кстати, а расскажите про «Man to Man» что ли?
Лично я его никогда не видел. Но вроде это была система для аренного боя, очень похожая на боевую систему из современных редакций GURPS.
Как-то так: www.sjgames.com/gurps/books/man-to-man/
avatar
Воистину, составлялись самим капитаном. Мало того, все эти инструкции наличествуют в самих книгах, что делает существование отдельной инструкции немного странным.
avatar
все эти инструкции наличествуют в самих книгах, что делает существование отдельной инструкции немного странным.
Совершенно ожидаемым, если у тебя есть опыт общения с людьми, особенно с менее усидчивыми их представителями. А основная аудитория GURPS — американцы.
Все эти постулаты стоит повторить ещё раз на случай, если их не заметили.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.