А как Вы относитесь к заимствованным географическим названиям?
После длительной игры в Savage Worlds, по готовому сеттингу Макабрического Ренессанса, мы с друзьями решили попробовать, что-нибудь новенькое. Выбор пал на Dungeon World, где вместе с персонажами, в первую сессию мы делали наброски мира. Так появились города, государства и целые религии. Но одно мне не дает покоя — заимствованные названия, которые игроки выбирали в качестве того или иного объекта. Так, в нашем мире появилось Герцогство «Лотар» (привет Андуину из ВоВ) и Королевство Камелот, не говоря уже о прочих других, менее известных местах и названиях. Некоторые из них видоизменялись, а какие-то буквально переносились из одного мира в другой.
И в целом, все бы ничего… но вот я смотрю на получившуюся карту и глаза мои наполняются кровью при прочтении слова «Валаран» и «Камелот». Что бы Вы сделали? Оставили бы мир таким какой он получился при обсуждении с игроками или изменили его ради собственного удобства и в угоду желанию?
И в целом, все бы ничего… но вот я смотрю на получившуюся карту и глаза мои наполняются кровью при прочтении слова «Валаран» и «Камелот». Что бы Вы сделали? Оставили бы мир таким какой он получился при обсуждении с игроками или изменили его ради собственного удобства и в угоду желанию?
36 комментариев
С одной стороны, такие названия проще запомнить и употреблять, они изначально ассоциируются с конкретными устойчивыми картинками в голове.
С другой, отступиться от образа сложнее и это по-прежнему является заимствованием, что не всем нравится.
В случае, если мне на сессии предстоит генерить что-то с игроками, а заодно подбирать имена, в браузере сразу открывается ссылочка www.fantasynamegenerators.com и при тупняке или шаблонности, накидывается несколько вариантов, потом выбирается тот, который удовлетворяет всех.
В подобной ситуации я бы спросил у игроков и, если они не против, всё же изменил.
Если не очень серьезно, то пусть будет Камелот. Хоть с Круглым Столом, хоть со Святой Гранатой.
Если серьезно относитесь, то, для начала, кто за язык тянул названия такие давать? Исправляйте, чего делать. Только, раз уж ты дал игрокам право самим свои страны называть, не отбирай его обратно. Пусть до следующей сессии более вменяемыми топонимами запасутся — вместе карту и заполните.
В переведённом руководстве Дядющки Фигги на покойном Ролемансере, при всей его спорности, описан был проблемный тип игрока «повторюша тётя Хрюша» — и тут, сдаётся мне, та же проблема может возникать. Как игрок, который сделав копию персонажа из другой среды (книги, фильма) не понимает, что он потянул шлейф ассоциаций и при этом не факт, что удачно вписался в другой мир и не получит точно всё, что было у оригинала, так и тут — если что-то подразумевалось от оригинала, не факт, что оно заведётся от названия. А если не подразумевалось, то вполне будет мешаться.
Для неюмористических же целей — подход в лучшем случае бесполезен, но зачастую вреден. Например, если игровую группу интересует только движение по клеточкам и снос хитпоинтов, то там хоть Камелот, хоть Бармаглот, хоть шестнадцатиричный код. Одна фигня.
Но если, например, ты хочешь создать чувство аутентичности в фэнах Звездных Войн, то наличие среди антагонистов Темных Лордов Хрюши и Степаши сильно подорвет твое начинание.
* * *
Понятное дело, вышесказанное не относится к зашифрованным и сеттинго-обоснованным заимствованиям. У них и методы применения, и цели иные.
Быстро собранный мир не требует знаний и изучения, у него нет предпосылок и исходного состояния. Поэтому в нем может произойти все что угодно и как угодно измениться в любой момент, пивной элементаль, конфетные/зефирные големы, вагончик с фастфудом посреди данжа, архимаг в костюме розовой гориллы в 4 раз спасает партию от ТПК, почему бы и нет, пригласим его в пиццерию, космическую пиццерию которой заведует Хастур в виде девочки волшебницы. А если в сеттинге нет девочек волшебниц, то всегда можно их вставить, вместе с мехами и дынным хлебом.
Но у таких сеттингов проблемы вылазят при долгой и внимательной игре. Это реки, которые никуда не текут, а просто соединяют 4+ водоема. Это страны, между которыми стоят хрустальные стены, это «страна магов» «страна рыцарей» «страна демонов» «страна злого» «страна доброго» «лес» или вообще карта и на ней есть 4 зоны, 1 — зона людей (нейтрал), 2- зона императора (где дворец), 3-зона эльфов, 4 — зона злого… (в горах, там есть старый форт...).
И когда игроки пройдя пару сессий задают простые вопросы. вроде. Почему жители «страны злого» которых постоянно порабощают, грабят и вообще пользуют по праву первой ночи, продолжают жить тут последние 100 лет, а не уехали в соседнюю зону, с добрым королем и мехами на страже границ. ( и не надо набрасывать на сеттинг сразу после этого вопроса баровийские туманы, которых до этого вопроса небыло, а лес был просто лесом) .
И огромное пространство, занятое племенами орков, ну прост племена орков, разные там орки, бегают племенами, их зовут красные копья, ну у них копья красные тип, ( как у огнеборцев), орки вооооот, да, орки ммм, зеленые такие, ну вобщем как в мм.
Или достаточно тяжело, относиться серьезно к дворцовым интригам в стиле диснеевского алладина, в котором хорошие все, кроме визиря, который главгад приключения, и вообще плохой парень. И естественно со смертью главгада в стране настает мир и процветание, 100 лет золотого века, а парень с улицы разруливает на 5+ дела госважности.
Плох ли сеттинг с стеклянными стенами, мемасиками или дисней стайл? — нет. Серьезен он, нет. Решать проблемы песнями — было бы интересно, особенно если твои игроки любят сочинять песни и петь хором.
Мы играли в Кингмейкер, наверно единственный пас, в котором важно течение реки, потому что сюжет предполагает решение проблемы порогов на реке и сплав товаров на баржах. Но так и не поняли, в какую сторону течет та река.
Стеклянные стены сильно вылезли во второй части. Когда встал вопрос, почему молодое развивающееся королевство не может сгонять на недельку за границу соседнего королевства. и притащить оттуда гранат, лазвинтовок, протезов, биноклей, для храбрых зачатков своего армейского спецназа. С учетом того что можно было добирать бабло из бюджетов ( которые у нас получились очень тучные).
Также очень удивил подход местного населения " бежим, это же вервольф, он нас сожрет, вилы и факелы сюда", с учетом того, что в соседнем клаптике ( который описывал другой паз) вервольфы были очень социализированными и открыто служили в армии.
И эти штуки вообще в хлам поломали ощущение мира, тип. а, ну да, тут нужно данжи чистить в разных декорациях, а чтоб сильно не заморачиватся, зачем разрабатывать доп сеттинг для игр с элементами сайфая, стимпанка, баровия стайл. Можно просто всунуть все ближе к краю мировой карты, может никто и не прочтет. А то что в соседнем гексе роботы бегают, но через границу не переступают, ну то такое.
То есть с одной стороны границы — дикари с
калашниковымимечами +3, а неподалеку — сверхдержава с ОЧБР, которые почему-то не продают армии дикарей своиробопаротанки, хотя у диакрей естьнефтьмного золота?Так это же экономические санкции за нетолерантное отношение к демихуманам, и вообще нефиг всяким отсталым странам продвинутое вооружение толкать. А захватывать вашу помойку никому и не надо. Там давно уже отказались от политики колониализма, а расходы на строительство школ-дорог никто нести не хочет.
Каков таки образ!
Ну и в большинстве государств, обычно берут под контроль то, что считают для себя опасным. Лично для себя, не для народа. Отсюда желание контролировать оборот оружия, всякие ограничения практического/идеологического плана, типа запрета ездить верхом и носить оружие.
Даже если для создания местных «пушек» не нужна большая инфраструктура, а достаточного одного мастера, то весьма вероятно, что этот мастер или будет под строгим контролем или (если может избежать любого контроля) будет продавать свои «пушки» не на рынке, потому что там ни у кого не хватит на них средств.
Дело в том, что о быте определенных эпох у нас остались хоть какие-то документальные свидетельства. И этот быть, вместе с природой формировал мировоззрение людей и их представления о вещах, которые они плохо понимали. А потом люди типа Толкиена или Льюиса (если мы про Европу говорим) всё это дело собирали, переосмысливали и дали толчок к тому, что стало современным фентези. Говард вот ещё в голову приходит.
В конце-концов, есть элементарная логика.
И «стеклянные стены» даже в нашем мире существуют не на пустом месте, а по целому ряду причин.
Фентези ведь не = «нет логики».
В сухом итоге — стеклянные стены в фентези это следствие желания понапихать всякого при отсутствие желания это все хорошо продумать.
Я вот с этим в целом согласен. Просто на мой взгляд, фраза «это фентези» не снимает с автора ответственность думать. Если ему «ну очень надо» чтобы джентельмены в цилиндрах и с трубками, стояли рядом с рыцарем в фуллплейте, который вертит в руках плазмоган — ну пусть хорошенько подумает, как всё это реализовать. Иначе вопросы на которые нет ответа, разрушат веру в его прекрасный мир.
В смысле да, паспорта и подорожные грамоты и в Европе не везде и не всегда спрашивали. Но например въезд в город, не везде и не всегда был легким и свободным. Если ты не местный (а часто, это было легко заметить просто по одежде, не то что по лицу или цвету кожи), многие люди могли просто отказаться иметь с тобой дело. Банально — сдать тебе комнату на ночь. Так что взаимодействие может быть сильно ограничено.
Но вопросы плана «а почему тут паровые дредноуты и теслаганы, а вот тут мужики с мечами и у них теслаганы не покупают», это как «а вот почему в сомали туристический бизнес не развит, природа же шикарная, а они вместо этого корабли гопать пытаются».
По моему в нашем мире может быть почти любая ситуация, главное объяснить «как так получилось». А уж в фентези так тем более, учитывая уровень фантастических допущений.
Если вы хотите игру «вот прям про это» — то надо называть всё в согласии с этим.
Игра про рыцарство, британские\ирландские легенды? Ок, Тир на ног, Камелот и всё такое. Знакомые названия уже будут будить у игроков ассоциации. Не про это, но вот конкретно это место, это прям оплот рыцарства и всего такого? Ок, назовите его Камелот или не называйте, но назовите короля (или претендента на престол) Артуром и игрокам уже будет понятно.
Хотите «общеевропейские/фентезийные названия», ничего конкретного, сами дадите им содержание? Обратитесь к генераторам.
Ещё можете посмотреть старые карты, люди довольно банальные существа, у каждой деревни был «лысый холм» или «воронья скала» или «лихое урочище».
Только выбирайте мудро))), потом вы не сможете это изменить.
Степи гуль-джабар, в которых «ну просто орки живут» вызовут у игроков кучу вопросов (а кто так назвал степи, там арабы? или местные орки, это типа арабы? а орки кочевники если живут в степях, степняки-наездники?).
Я бы прямо сказал, " Вот от этого у меня горит жопа, давай менять", но нивкоем случае не менял название сам, нераскрывая причин на чистом мастерском " потому что я мастер, я могу".
С одной стороны смена названия + диаллг поднимет доверие в группе, с другой можно выщемить будущие проблемы, ведь парень который прямо скажет, " мне все равно, что у тебя там горит, я хочу" скорее всего будет также переносить ситуации когда его перс НЕСМОЖЕТ что-то или словит плотную критяру. (будет ныть и спорить).
Заимствования — я использую чтоб подтянуть цепочку ассоциаций, а потом либо играть в противовес или в унисон.
Камелот — очень хорошая заявка для «Королевства Рыцарей» с округлыми в вакууме дженерик рыцарскими штуками. Ысе за столом все поняли, и при описании трактира или улочки, могут продолжать фразы за тобой.
Жмеринка — интересное название для «королевства рыцарей», главное самому не ржать во время описаний и диалогов. ( ну или ржать, когда лорд Жмеринки… )
Если название не должно подтягивать за собой шлейф, хороши генераторы, однако к ним нужно больше придумывать, и больше описывать. Иначе получается — как ты не знаешь про курдруплей и летающих саззамов.
а) Чисто поржать (непись — катаец по имени Брюс Ли)
б) Быстро описать (не!)%название страны% с оставлением деталей на потом — (как уже говорили Камелот — типа древней Англии с рыцарями и всем таким
в) Игрок хочет впихнуть сраную кальку с любимой компьютерной игры (а тут у нас Штормград, столица Алья… *звук удара подсвечника*)
г) Быстрое заполнение слотов для имен малозначимых локаций и неписей чем-то что игроки не забудут через 5 секунд (тот же доктор Брюс Ли)
И как уже было сказано: «Используй это!»