Appendix N

(в продолжение этого и последних записей у меня на стене)

The most immediate influences upon AD&D were probably de Camp & Pratt, R. E. Howard, Fritz Leiber, Jack Vance, H. P. Lovecraft, and A. Merritt; but all of the above authors, as well as many not listed, certainly helped to shape the form of the game. For this reason, and for the hours of reading enjoyment, I heartily recommend the works of these fine authors to you.
— E. Gary Gygax, 1979, AD&D Dungeon Masters Guide, p. 224.

Де Камп. Говард. Лейбер. Вэнс. Лавкрафт. Меррит. Лавкрафт и Меррит. А ещё лорд Дансени и Дерлет, если заглянуть в большой список.

А потом появляется игра, вдохновлённая Хикмэном, Уэйс и прочими Сальваторе, — и она носит то же самое название. Отвратительно.

P.S.: Внезапно, уже после того, как этот пост оформился в голове, но до того, как я начал его набирать, наткнулся на идейно родственный пост Малижевски о Dragonlance как о раке, убивавшем одновременно D&D, настольные ролевые игры и литературу фэнтези.

np: Venetian Snares – «Kétsarkú mozgalom»

33 комментария

avatar
Хороший пост, на самом деле, тем более, что с оценкой произведений Хикмэна и компании сложно не согласиться. Впрочем, это вообще интересная особенность сеттинговой литературы жанра фэнтези, для описания которой лучше всего подходит характеристика «шаблонный шаблон».
avatar
Да, кстати я ж думал на твой вопрос про вдохновленную Лаврафтом НРИ ляпнуть «ДнД» и посмотреть что выйдет, но нет же… Решил не позориццо.
А вообще Дансени, Лавкрафт и Вэнс отлично рядом смотрятся, остальных, увы, не знаю кроме как фамилии) Надо было и дальше развиваться в этом направлении, а не делать жвачку для всей семьи… ФРочка и Драгонлэнс… Что может быть ближе к дженерик фентези?
комментарий был удален
avatar
Я не интерсовался ДнД, но то ли интуиция, либо, что верней, где-то читал и забыл)
avatar
К счастью, за дальнейшее развитие в этом направлении сейчас отдувается один праведник в Хельсинки. «This is what those creepy early D&D modules might have evolved into by 2011 if nobody ever told Gygax one of his ideas was too insane and Erol Otis was still kicking out artwork for supplements» ©.
avatar
Праведники из Хельсинки они такие)
avatar
Не одним же ФРом и драгонлансом ДнД жив. Есть ещё и равенлофт, и плейнскейп, и эберрон, и дарксан. Так что не понимаю депрессии.
avatar
А испорчены-то — люди.
avatar
Да как бы так сказать… там с шаблонами не намного лучше.
avatar
Ну в принципе да, каждый по разному:
Драгонленс берет самые штампованные штампы «хай фентези».
Равенлофт — самые гатишные.
ФР вообще хватает все и мешает огромной ложкой, как безумный кашевар.
Эберрон = штампы фентези + штампы стимпанка?
Дарксан = штампы фентези + штампы постапока.
Плейнскейп — ???

Про последние три… Вероятно они умеют и могут обыграть эти штампы интересно. Недаром два из них зарезали) Первые три — увы, печальны( ИМХО, чистое ИМХО. Ну не люблю я эти равенлофтовские «ужастные ужасы»
avatar
Эбберон, в первую очередь, пальп.
avatar
Не знаю, какой там пальп, но он там есть, так же как магитек и фентези компоненты.
avatar
Никогда не разговаривай с chronicler'ом о «жанрах». Особенно о «пальпе».
avatar
Насчёт Планшкафа не соглашусь. Во-первых, он действительно во многих аспектах идёт непроторенной дорогой. Во-вторых, это второй игровой мир после Глоранты, космогонии которого не стыдно стоять где-то поблизости от сочинений авторов из Appendix N. Ну, а главное, штампы ему нипочём, ибо он состоит из деконструкции чуть более, чем полностью.
avatar
Planscape как сеттинг — в целом да, хорош. Художка по Planscape… я не уверен, потому что я читал не все, но то, что я читал, меня впечатлило не намного больше Драгонланса.
avatar
Художка да, безусловно, оставляет желать.
avatar
С художкой PS не повезло, да. Ничего выше уровня «просто средне» там нет. С другой стороны, его обычно узнают не столько по художественным книгам, сколько по компьютерной игре.
avatar
И начиная читать художку сталкиваются с легким разочарованием).
avatar
Обычный фанат PS (русскоязычный особенно) до художки не добирается особо, насколько я знаю. Ибо в кругах старых фанатов про художественную литературу по теме принято говорить с выражением лица верблюда, съевшего вагон лимонов.
avatar
Я не уверен, что обычный фанат PS добирается до сеттинга и ролевой игры). А вот среди тех, кто до них все же доходит, процент тех, кто заглядывает в художку достаточно высок, как мне показалось.
P.S. Как раз на днях видел в портовом букинисте второй том «Blood War», грустно полистал, вспомнил о Драгонлэнсе и поставил обратно. Horus Heresy меня как-то больше вдохновил.
avatar
Фанатом сеттинга не добравшись до сеттинга стать трудно, хотя нет предела человеческим возможностям, конечно. Основной канал, который я встречал — действительно CRPG, благо игра классическая, пусть и старая. Потом — именно людей, сперва наткнувшихся на книги сеттинга (обычно — имея за плечами ролевой опыт). Тех, кто пришёл бы к PS через худлит, я вообще не знаю ни одного. Из тех, кто читал его — мало кто воспринимает нормально Blood War (если есть какое-то доброе слово — то скорее про Fire and Dust, хотя к PS как сеттингу она в общем-то весьма искусственно привязана).
avatar
А сеттинги обычно и строятся вокруг какой-то идеи-штампа. Вестерн. Вампиры. Плащ-и-шпага. НФ. Постапокалипсис. Боевые искусства. Героическое фентези. Иногда это всё мешается, естественно. Суперконцептуальные супероригинальные сеттинги вряд ли станут популярны, поскольку понять и прочувствовать их сможет только тот, кто их придумал. Ну а если это знание станет общедоступным-- оно превратится в штамп. )
avatar
Я плохо понимаю, что такое идея-штамп «вампиры», и как она связана с жанром «героическое фэнтези». Что такое идея-штамп, правда, я тоже не очень понял.
avatar
А я о связи и не говорила, а вампиров просто как пример привела.
Что до идеи-штампа-- это идея, лежащая в основании сеттинга. Она же штамп. Что тут не понятного?
avatar
Я не могу представить сеттинг, в основе которого лежат вампиры как идея.
avatar
Все же мне кажется, что вы путаете “штамп” и “жанр”.

Мне знакомы такие определения:
Жанр – это группа тропов, по которым книги (фильмы, игры) объединяют в одну категорию.
Штамп – это троп, из за излишнего злоупотребления потерявший (или теряющий) художественную выразительность.
avatar
Есть же такие понятия, как «кинематограяиеский штамп» и «штампованый героей». Например, тёмный абсолютно злой властелин-- штамп. Благородный со всем сторон палладин-- штамп. Сумасшедший маг, который хочет захватить мир ради того, чтобы стать крутым-- штамп. Глупые, злые, дикие гоблины-- штамп. Всё это лично для меня сливается в некий супер-штамп «хай фентези» = драгонланс.
avatar
Вот мне кажется, что то, что вы называете «супер-штамп» чаще называется «жанр».
avatar
Ну… Наверно, да. Или, скорее, «законы жанра». В хай фентези тёмный властелин должен быть злобным. В дарк фентези-- злобным, непобедимом, и предпочитающим править миром, а не уничтожать его. И так далее.
avatar
То есть, все-таки, жанр – это не штамп, а именно группа тропов, в той или иной степени присущих ряду книг, etc.

А клише – это троп, потерявший свою художественную выразительность за счет излишнего употребления.

Например, темный властелин, как абстрактное, деперсонализированное зло, отлично сработал у Толкиена, но в потом стал настолько типовым приемом, что потерял большую часть своего драматического воздействия. Или стокеровский образ вампира, который пугал читателей сто лет назад, сейчас стал настолько узнаваемым, что для того, чтобы напугать им аудиторию, надо приложить массу усилий.
avatar
Почему ж? Идея вампиризма. Штамп-- вампир, бессмертный, должен пить кровь смертных, чтобы выжить, обладает сверхчеловеческими способностями, боится солнечного света, хищник в человеческом обличие. Получаем маскарад вампира (да, знаю, сам мир тьмы не только из вампиров состоит, но ничего не мешает придумать сеттинг наподобие только про вампиров).
avatar
Налия, я не уверен, что вы понимаете значение слова «штамп». Мне хотелось бы услышать ваше определение этого прекрасного понятия, потому что пока у меня складывается ощущение, что вы знакомы с ним на уровне маскарада вампира.
avatar
Готовый образец, которому подражают. Общее место. Собственно, сверилась с Ушаковым, чтобы убедиться, что я не понимаю это слово как-то извращённо. А ты понимаешь как-то по-другому (уже, шире)? Или не воспринимаешь как штамп образ вампира как существа бессмертного кровососущего на солнце жарящегося? И, да, я не собираюсь принижать маскарад вампира-- сам сеттинг гениален. В частности, почтав его, я поняла, что быть вампиром-- совсем не круто, и моя любовь к ним сошла на нет. Вот что делает сила искусства… Так вот: крутость этого сеттинга никак не влияет на то, что в его основе лежит определённый штамп.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.