Башни из кости Даннинга-Крюгера с дейджном и прописями

Мопед не мой, я просто разместил объяву… в смысле, я для друга спрашиваю.

Скажите, дорогие имажинарцы, сталкивались ли вы когда-либо с такой ситуацией?
К вам на игру заявляется новый, незнакомый ранее игрок. В процессе общения с ним, после того, как вы начинаете подозревать, что он новичковый новичок, выясняется, что ранее его опыт НРИ был ограничен игрой со своей компанией друзей, и в этой компании была СВОЯ АТМОСФЕРА, с каким-то специфическим подходом к игровому процессу, специфическими хоумрулами, игнорированием значительных частей используемой механики (а то и вовсе игрой только по авторской системе коллективного бессознательного компании) и прочими «дейджнами» и «прописями», ЕВПОЧЯ. Но так как для этого игрока стиль его игровой компании — единственный, с которым он вообще знаком, а его компания играла в этом стиле годами, и он на этом основании может считать себя и своих друзей опытными игроками, он, в лучшем случае, считает этот стиль самим собой разумеющимся и ожидает, что другие будут играть так же, а в худшем — считает этот стиль единственным труЪ способом играть в НРИ, а всех прочих считает играющими НЕПРАВИЛЬНО.
Вопрос: если вы сталкивались с такой ситуацией, то что вы делали, и помогало ли это? Потому что, вроде как, сказать такому игроку «нет» — это напрашивающийся вариант, экономящий время и нервные клетки, но вроде как открывать новичкам прекрасный дивный мир ролёвок, что лежит за порогом их платоновской пещеры, это вроде как хорошо…

30 комментариев

avatar
Вопрос: если вы сталкивались с такой ситуацией, то что вы делали, и помогало ли это? Потому что, вроде как, сказать такому игроку «нет» — это напрашивающийся вариант, экономящий время и нервные клетки

Я самолично не сталкивался, но полагаю, что это не только напрашивающийся, но и единственный безболезненный для всех остальных участников вариант. Едва ли человек с такими мысленными установками воспримет что-то иное, натолкнуть на другое видение без его хотя бы малейшего желания импоссибру.
avatar
Черт знает, проблем не вижу. Берешь в кампанию, водишь, в процессе отслеживаешь свои ощущения: готов ли потратить дополнительные силы (ну кому-то надо показать человеку иные варианты, почему не тебе?), беглую оценку перспективности процесса, приятность взаимодействия с человеком и его готовность воспринимать новую информацию. Ну вот когда ощущения в среднем скажут этому делу «нет», прощаешься не затягивая. Тут такое дело, распрощаться с человеком всегда успеешь. Ну и да, возможен вариант «нет, даже одну сессию не хочу этим заниматься».
avatar
Потому что, вроде как, сказать такому игроку «нет» — это напрашивающийся вариант, экономящий время и нервные клетки, но вроде как открывать новичкам прекрасный дивный мир ролёвок, что лежит за порогом их платоновской пещеры, это вроде как хорошо
Ты определись — тебе шашечки или ехать :)
Новички сами должны хотеть открывать прекрасный дивный мир ролёвок. Т.е. это должен быть осознанный умственный процесс игрока. А если игрок душнила, не пытающийся даже понять, что существует другой мир и это самый мир может оказаться «более правильным» чем его пещерное мировозрение, это проблема человека, и она лежит сильно за рамками ролёвок.
Забей и не пытайся быть святочем/паладином/проповедником/тащущим-за-руку-на-свет и пр. Просто забей и делай хорошо тем, кто этого сам хочет.
Последний раз редактировалось
avatar
Сказать ему словами через рот — знаешь, я думаю, стиль игры к которому ты привык и стиль вот этой данной игры совпадать не будут. Взять обещание не портить другим игрокам фан или пусть уходит.
Ну и расспросить, в каком стиле они играли. Типа, много PvP, персонажи игроков режут друг друга только так?
avatar
Я вот раньше думал да, так и сяк, строил себе какие-то планы, критерии отбора адекватов от неадекватов, тесты на вшивость… а потом понял что всё это пустое.

Не угадаешь. Можно построить таблицу из 100 видов чудаков, жизнь подсунет тебе 101го. Можно подготовиться к плану А, Б, В, Г и так вплоть до греческого и латинского, но жизнь подсунет тебе «вариант ћ».

Потому что именно что «жизнь подсунет». На что такое списывать — на Провидение или на банальные причинно-следственные связи — дело десятое, важно что в целом подобные контакты и есть
1. Результаты нашей предыдущей деятельности
2. Фактически, некий урок, который мы должны вынести.

При том «до смешного». Вот стою я в KFC и нервничаю что мой заказ не несут. Хотя прекрасно вижу что они его делают. И тут я понимаю, что испытываю ровно те же чувства, которые испытывали коллеги, постоянно мне названивавшие на уже прошлой работе. И что они это, видимо, не со зла…

И так много-много раз.

С этой позиции вашу ситуацию я бы и рассматривал. «Что хотел сказать ЭТИМ аффтар?», как говорила моя любимая учительница литературы. Возможно, жизнь упорно намекает на то что надо научиться говорить «нет» и отстаивать личные границы.

То есть ну да, ну чудаки, ну с Даннингом-Крюгером. Но, чёрт возьми, как-то же они попадают в мою жизнь!
avatar
Мне постановка вопроса кажется странной. Если человек заявился к тебе (тут и далее: не лично к тебе, к лирическому герою, сиречь автору вопроса) чтобы играть, один, а не со всей компанией — то не он будет задавать тон, если он только один из игроков. Если ты уверен, что можешь провести хорошую, интересную игру — человеку понравится, он будет так или иначе поддерживать. Сможешь — делай.

Понятно, что чем меньше у человека опыта игры именно у тебя, тем обычно больше неровностей и тараканов — не уверен, что другие привычки в этом смысле хуже отсутствия привычек. Но приноравливаться друг к другу всё равно придётся с любым игроком и в любой игре. Потому я и не понимаю про нервные клетки.

Вопрос-то не в том, насколько человек странные привычки имеет. Вопрос экономии нервов — в готовности работать на игру, то есть приноравливаться к новой ситуации, а не гнуть строго свою линию. У неуверенных в себе новичков порог, за которым они себе задают вопрос «а правильно ли я поступаю?» обычно ниже, но опять же: вопрос не столько в опыте (опыт сам по себе просто позволяет часть вещей маркировать как неважные и не распыляться сверх меры), сколько именно в самоуверенности.

Опять же, если ты хочешь играть и загорелся игрой, то вроде один игрок игру в среднем не сломает, если он не притаскивает специально на неё «дохлых кошек». Если ты отвлекаешься на то, что считаешь терапией чужих ролевых привычек, то значит что игра тебя не так уж и занимает, нет?
avatar
Если хочется сделать «как бы хорошо», но при этом не потратить все нервные клетки, то можно попробовать предварительно оценить глубину проблемы.
Например, попросить игрока посмотреть запись с игры, которая более-менее похожа на твою по стилю.
А потом поговорить с ним: «Что-нибудь в этом видео показалось тебе странным, неправильным, оскорбляющим твои религиозные чувства? Потому что мы будем играть примерно так же».
avatar
То есть ответ на вопрос «если вы сталкивались с такой ситуацией, то что вы делали, и помогало ли это?» — «не сталкивались», понятно…
avatar
Не бывает 100% «таких» ситуаций. Даже если в целом сами ситуации похожи (человек подрался с неграми в центре ночного Норильска) и внешне абсолютно идентичны, им предшествуют как правило разные обстоятельства.

Да и движения души участников участников внешне одинаковых ситуаций могут значительно различаться от одной к другой.

Скажем, в одном гипотетическом случае игрок набил морду мастеру потому что тот его сильно троллил на сессии и унижал персонажа оного, а в другом — потому что он у него жену пожизнёво увёл.
avatar
Вопрос не очень понятен. С такой — это когда человек имеет другой опыт? С такой сталкиваюсь регулярно. Просто у автора ещё и подразумеваемое, но не выделенное чётко дополнение: что игра с таким человеком вызывает больше чем обычную нервных клеток, а вот почему — неясно.

Пропущен момент же и задаёт значительную часть ответа, по-моему. Это три очень разные ситуации — человек не хочет играть иначе или подстраиваться сознательно (ответ на такое: было редко, тут проще да, из игры исключить), хочет, но не может (не успевает перестраиваться, сбивает всё вопросами и проч.) или хочет, явно может, но вызывает в процессе недовольство старой части партии (бывало при вводе в группы с сыгравшимся костяком) — тут вопрос упирается, скорее, в соотношение личного терпения и способности чем-то ещё группу спаять — от живого совместного чаепития до беседы во флуд-чате.

(Подмывает, конечно, ответить, что помогают тут прогулки, любимые фильмы\книги и прочие формы успокоения нервов ведущего, плюс изначальный настрой, что если ты миссионерствуешь и открываешь другим преимущества стиля, то добрые дела не остаются безнаказанными; но, как раз по опыту — если ты делаешь игру с удовольствием и увлеченно, то миссионерская составляющая случается сама, а не вымучивается; вымученное же мало когда эффективно).
Последний раз редактировалось
avatar
Это три очень разные ситуации

И есть четвёртая ситуация, наиболее обычная. Человек считает свой опыт «нормальным» и не собирается воспринимать чужой. Просто, безо всякой рефлексии. Не задумываясь. Без осознанных хочет-нехочет.

Люди часто приходят играть не в то, во что их позвали играть, а в то, что хочется. А когда видят, что тут не то, что хочется — пытаются прогнуть под себя. Кто мытьём, кто катаньем. Как кто привык в жизни. Это не только игр касается, но и игр в том числе.
avatar
В моём представлении это скорее первая ситуация, кстати. В том смысле что не может — потому что не задаётся вопросом. Не мочь-то можно не только по злому умыслу. В таком случае, кстати, нередко помогает объяснение, что играть можно по-разному (сам факт, как и большинство вещей, потом кажущихся простыми, не так-то просто осознаётся в первый раз), и что можно попробовать. Но для этого ведущему надо описать свой стиль хоть как-то — а это усилия.

Опять же, обычно люди приходят просто играть, а не взвешивают во что их позвали играть — потому что я не так часто видел игры, где заранее детально описывалось во что, а уж угадывать для нового человека, что ему покажется не самоочевидным и разойдётся с его опытом, тут надо быть провидцем. Не знаю, как на площадках знакомого Ванталы — потому что сам Вантала, как я понимаю, играет больше форумки, где свои особенности набора. Но когда игроки ужимают краткие описания живых партий, то я чаще видел формат «во (ключевая черта: жанр\система\сесттинг) у (ведущего)». То есть сводят до характерного стиля конкретного человека. (Это не отменяет анонсов игр и прочего — просто в итоге многое упирается в указание пальцем на человека).

Впрочем, по тем обрывкам информации, которые нам дали, нельзя сказать, кто тут сильнее пытается давить на другого и насколько осознанно: у ведущего-то в стартовом посте тоже есть представление о том, что стиль игрока «неправильный» и он именно миссионерскую миссию на себя примеряет.
avatar
В обычной ситуации человек не хочет подстраиваться бессознательно, вот в чем фокус. Люди, поэтому, конечно просто приходят играть. И как правило, им не приходит в голову, что в новом месте стоит сначала осмотреться, они сразу ведут себя как привыкли.

Так что схема «объяснить — игнорировать — удалить» она, как я написал ниже, рабочая.
avatar
Я не понимаю, что такое «бессознательно» тут. Что имеется в виду? И мой опыт с вашим скорее расходится: люди в новом месте как минимум смотрят на новую группу — и обычно пытаются с ней играть (я выделяю словосочетание «с ней»). Может, конечно, мы расходимся в терминологии. Однако человек, который пришёл и стал играть как привык, совсем не обращая внимания на реакцию окружающих и итоговый вклад — это, кажется, не меньшее чудо, чем человек, который сразу телепатически всё считывает. Или о чём речь? Я, на всякий случай, о том, что если игра не идёт гладко, возникают проблемы и прочее — то это обычно видят все участники.
Последний раз редактировалось
avatar
Расходится. В том смысле, что, похоже, ваш опыт у меня есть, а вот моего у вас — нет. Поэтому стоит закончить обсуждение. Обесценивать опыт собеседника, называя его "не меньшее чудо, чем человек, который сразу телепатически всё считывает" — это не тот фундамент, на котором возможен диалог. (И хорошая иллюстрация этого самого опыта, да.)

Засим переходим к пункту 2 )))
avatar
Я боюсь, что вы опять додумываете за собеседника. Я пока не уверен — потому что точно так же у вас может не быть моего опыта. Заметьте, что я пока что пытаюсь понять и строю гипотезы — а вы пока что воспринимаете это как «поединок воли» и установление иерархии, как я понял. «Кто ты такой, чтобы подвергать сомнению мои слова» (пардон, я не конфликта ради — это как оно выглядит с моей стороны). Я пока вообще не уверен, что мы об одном и том же — и уж точно не «обесцениваю» в смысле намерений. Кстати, вы уверены, что поняли, о чём речь? Потому что «не меньшее чудо, чем человек, который телепатически всё считывает» — это, вообще-то, об участнике, как антоним человеку, который играет, не оглядываясь на окружающих.

Давайте тогда рассмотрим какой-то более конкретный пример. По-моему беда в абстрактности. Можно рассказать про ситуацию, где схема работала? Хотя бы контурно. Я постараюсь дать свой, если надо, но это, увы, уже вечером.
Последний раз редактировалось
avatar
Извините, Геометр, но вы не сможете навязать свою игру. Именно потому, что у меня есть такой опыт, я просто не буду играть с вами в это.
avatar
Вообще, я пытаюсь разобраться в том, что вы сказали, а не «навязываю игру»: пытаюсь состыковать опыт и определить границы применимости. Исходя из того, что вы действительно хотели принести пользу ответом. Пардон, конечно, за навязчивость.

Не хотите — не надо, вы свободный человек, а время ни у вас, ни у меня не казённое. Но, согласитесь, что ценность вашего утверждения от этого падает.

(Я бы ещё заметил, что даже если бы ваше истолкование выше — как я понял, вы считаете, что вас хотят втянуть в пустые иерархические игры, поправьте если не так — было бы верно, оно бы всё равно было не к месту: если мы говорим об опыте действий в игре, то там стоит вопрос сохранения игры; а мы сейчас на ролевом ресурсе для обсуждений — и довольно странно сперва делиться опытом, а потом отказываться его не то что обсуждать — даже пояснять формулировки).

Но ладно. Тогда всё-таки оформлю, что у меня по нашим расхождениям получилось в сухом остатке: не вы будете беседовать, так третьи лица смогут высказаться. Мне пока кажется, что ваша стратегия годна всё-таки только для одёргивания в очень краткосрочной перспективе (акт крейзилунизма, грубости за столом и проч., как пример — когда человеку дают какое-то время остыть), а в игре на несколько сессий сколько-то долгосрочное «поражение игрока в правах» (хотя всё ещё интересно посмотреть, что подразумевается под этим: потому и пример прошу, чтобы поглядеть, сколько моего додумывания, а что реально имелось в виду), подозреваю, не способствует тому, что он включится в процесс в итоге. Но вообще, кажется, такое стоит именно что на примерах обсуждать.
Последний раз редактировалось
avatar
Описана очень узкая, причём достаточно детализированная, ситуация. Неудивительно, что с ней мало кто сталкивался.
avatar
Можно расширить — кажется, это будет более-менее то же. «Есть игрок, который для меня (ведущего) из-за игровых привычек тяжёл или неприятен. Какие варианты вы можете предложить, кроме как не брать его в игру?». Мне кажется, что это более-менее суть вопроса (интересно, как автор вопроса сам считает, если он через Ванталу нас отслеживает).
avatar
Сталкивались. Правда на коротких играх — ваншоты или 3-5 сессий. На длинный кампейн совсем незнакомого брать — это рулетка, в которую не играем.

Схема такова:
1. Сказать, что тут так не работает, объяснить, как работает.
2. Если не помогло, отключить «спотлайт», минимизировать влияние на игру, чтобы не портил удовольствие остальным.
3. Если после этого идёт на конфликт — жесткий облом и пусть ищет другие места для игры.

Рабочая схема, до п.3 доходит редко.
avatar
А пункт 2 тут не лишний при таком подходе? (Ну разве что психологически: мол, это не мы выгнали, сам пошёл на конфликт). Чтобы показать, что намерения серьёзны? Просто если игрока от игры отключать — зачем такая игра нужна? Или, как минимум, зачем игрок в ней. Уж проще сразу радикально, если человек неприятен.

То есть можно, конечно, «дрессировать» игроков — но вроде смысл НРИ, как любого творческого хобби, в работе на общий результат. Внешний конфликт (за лидерство в том числе) ситуацию обычно не улучшает.
avatar
Это распространенная ошибка. Перевод всего и вся в разряд лично приятен-неприятен.

Это не ваш личный конфликт один на один. У вас ещё несколько человек, и им надо дать игру, за которой они пришли. Ваша задача — не дать разрушить эту игру. Люди болезненно переносят тот факт, что одного из них выперли с игры. Люди вообще не часто рефлексируют ситуацию и бывают способны понять, что кто-то из компании разрушает игру, пока не становится слишком поздно.

Так что нет. Не лишний. Никто никого не дрессирует. Человек может просто посмотреть со стороны и втянуться, так бывает. Или просто уйти, потому что ему не интересно, без конфликта. Так тоже бывает. На конфликт идёт меньшинство.

Смысл творческого хобби — это некий платоновский абсолют вроде пресловутой «столости». Я говорю о конкретных ситуациях на играх.

З.Ы. Домысливание за собеседника неэтичных мотивов — это нехорошо. Не надо так.
avatar
Сказать по правде, мне тоже не нравится пункт 2. Я вижу здравое зерно рассуждения, но интуиция подсказывает, что что-то тут не то. Увы, пока сам не понимаю, только ощущаю, поэтому доводы отсутствуют.
avatar
А не нравится, как игроку или как ведущему? От этого можно отталкиваться.
avatar
Дело в том, что не нравится по-человечески. В общем на более фундаментальном уровне.
avatar
Ну понятно, что по-человечески)) Тут скорее с каким человеком вы при этом себя ассоциируете — с игроком, которого выключают из игры, или с ведущим, которому приходится такое делать. Но я не настаиваю, это довольно личный момент, да.
avatar
По-моему вы не о том, или мы друг друга не понимаем.
Это не ваш личный конфликт один на один

Вы, как я понимаю, говорите об игре как о некоторой шутке, которую можно «дать». У меня в терминологии «дать» можно возможность проведения — то есть обеспечить некоторый порядок за игровым столом или его аналогом. А игра целиком (можно другой термин использовать, чтобы не путаться: буду называть первое игровым процессом (ИП), второе… ну, скажем, совместной игрой (СИ)) — это именно что, пардон за высокие слова, творческий процесс. СИ, по-нормальному, непредсказуема и получается как плод усилий всех участников — не в каком-то высоком абстрактном смысле, а просто если человека можно заменить на стопку карточек с готовыми ответами, то он, проверено, если получает удовольствие, то иную его разновидность. Которая, с оговорками, но проще получается не через НРИ.

Если мы человека ограничили и не допускаем до совместного творчества — то у нас уже нет СИ в смысле выше. Если человек не включился изначально и делает что попало — то её и не было. При этом я не покушаюсь на вашу мысль, как я её понял (поправьте, если что): человеку можно дать посмотреть, чтобы он понял как оно тут. Но это вопрос регуляции ИП, как я понял. А СИ либо получается, либо нет — и обычно в середине выдернуть человека со вкладом довольно трудно. (Тут, возможно, надо обсуждать примеры, а то получается очень абстрактно). Я тут по умолчанию подразумеваю, что у нас игра, где от решений игроков многое зависит, и они сколько-то равноправны.

Никакого личного приятен-неприятен тут нет. Просто чтобы люди совместно играли с удовольствием и подхватывали\развивали идеи друг друга, обычно надо чтобы они не относились друг другу с неприязнью, ну и в процессе себя воспринимали как равных.
avatar
Я ответил выше.
avatar
Вот, кстати, в стороне от основного рассуждения:

Люди вообще не часто рефлексируют ситуацию и бывают способны понять, что кто-то из компании разрушает игру, пока не становится слишком поздно.

Это у меня вызвало некоторое недоумение. Не хотите по основной линии беседовать — можно, всё-таки, попросить вас это развернуть? Потому что у меня опыт обратный: ощущение потери взаимопонимания, если оно есть, как раз очень быстро возникает; что игра не радует — это ловится участниками обычно прямо на ходу или быстро. В этом смысле действия, которые ощущения ломают обычно видны сразу.

Или вы о сюжетных планах и долгосрочных последствиях внутриигровых поступков? Просто это же не везде работает: не во всяких играх есть запланированный сюжет, бывают и варианты «играй, чтобы посмотреть что выйдет из этого стартового расклада».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.